Пилат удивился, что Иисус Христос так скоро умер. Он позвал сотника, стерегшего распятых, узнал от него, когда Иисус Христос умер, и позволил Иосифу взять тело Христово для погребения.    Иосиф, купив плащаницу (полотно для погребения), пришел на Голгофу. Пришел также и другой тайный ученик Иисуса Христа и член синедриона, Никодим. Он принес с собою для погребения драгоценную благовонную мазь — состав из смирны и алоя.    Они сняли тело Спасителя с Креста, помазали Его благовониями, обвили плащаницею и положили Его в новом гробе, в саду, вблизи Голгофы. Гробом этим была пещера, которую Иосиф Аримафейский высек в скале для своего погребения, и в которой еще никто не был положен. Там они положили тело Христово, потому что гроб этот был близко от Голгофы, а времени было мало, так как наступал великий праздник Пасхи. Потом привалили огромный камень к двери гроба и удалились.    Мария же Магдалина, Мария Иосиева и другие женщины были там и смотрели, как полагали тело Христово. Возвращаясь домой, они купили драгоценного мира, чтобы потом помазать этим миром тело Христово, как только пройдет первый, великий день праздника, в который, по закону, следовало всем пребывать в покое.    Но враги Христовы не успокоились, несмотря на свой великий праздник. На другой день, в субботу, первосвященники и фарисеи (нарушая покой субботы и праздника) собрались, пришли к Пилату и стали просить его: «Господин! мы вспомнили, что этот обманщик (так осмелились они называть Иисуса Христа), еще будучи в живых, сказал: «после трех дней воскресну». Поэтому прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, пришедши ночью, не украли Его и не, сказали народу, что Он воскрес из мертвых; и тогда будет последний обман хуже первого».    Пилат сказал им: «у вас есть стража; пойдите, охраняйте, как знаете».    Тогда первосвященники с фарисеями пошли ко гробу Иисуса Христа и, осмотрев внимательно пещеру, к камню приложили свою (синедрионову) печать; и поставили у гроба Господня воинскую стражу.    Когда тело Спасителя лежало во гробе, душою Своею Он сошел в ад к душам людей, которые умерли до Его страданий и смерти. И все души праведных людей, которые ждали пришествия Спасителя, Он освободил из ада.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

Беседа на слова: В последний же день великий праздника стояше Иисус, и зваше, глаголя: аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет. Веруяй в Мя, якоже рече Писание, реки от чрева его истекут воды живы (Ин. 7:37, 38). Св. Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского Приступающие к Божественной проповеди и внимательные к вере должны выказывать расположение жаждущих и возжигать в себе такое же, как у них, желание: чрез это они будут в состоянии вернее удержать в себе говоримое. Жаждущие, взяв чашу, выпивают ее с великою охотою, и тогда только успокоиваются: так и те, которые слушают Божественные слова, если будут принимать их с жаждою, никогда не отстанут от них прежде, нежели совершенно насытятся. А что всегда должно жаждать и алкать, об этом сказано: блажени алчущии и жаждущии правды ( Мф. 5:6 ). И здесь (в Евангельском чтении) Христос говорит: аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет. Эти слова означают: «Я никого не влеку принуждением и насилием; но кто имеет великое усердие, кто пламенеет желанием, того Я призываю». Но почему Евангелист заметил, (что это было) в последний день великий? – Потому, что первый и последний дни были великими, а средние между ними, большею частию, проводимы были в увеселениях. Почему же (Христос) говорит: в последний. Потому, что в этот день все были в собрании. В первый день (Господь) еще не пришел, объяснив Своим ученикам и причину этого. Во второй же и в третий день Он не говорит ничего такого, чтобы не тратить напрасно слов, так как (иудеи в эти дни) предавались увеселениям. Но в последний день, когда они возвращались домой, Он дает им напутствие ко спасению и громко говорит (те слова), частию для того, чтобы показать Свое дерзновение, частию по причине, многочисленности народной. А чтобы показать, что Он говорит о питие духовном, присовокупляет: веруяй в Мя, якоже рече Писание, реки от чрева его истекут воды живы. Чревом называет здесь сердце, подобно тому, как и в другом месте говорится: и закон Твой посреди, чрева моего ( Пс. 39:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

И вот, воздвигнет Господь над этими царствами царство новое. И будет оно стоять вечно, ибо не человеческие руки оторвали от горы тот Великий Камень. Великий Бог дал царю знать, что будет впоследствии. Верен сон и истинно его толкование. Тогда Навуходоносор пал на лицо свое и преклонился пред Даниилом, и воскликнул: – Поистине, Бог ваш есть Бог богов и Владыка царей, открывающий тайны. Тогда возвысил царь Даниила и поставил его над всей областью Вавилона. Но Даниил захотел остаться при дворе царском. Начальниками же над областью Вавилона поставил Ананию, Азарию и Мисаила. IV Царь Навуходоносор сделал однажды великий праздник в своем царстве в честь золотого истукана. На широком поле поставлен был золотой истукан. И из всех городов и областей собрались начальники, и судьи, и воеводы, и мудрецы на праздник открытия истукана. Царский глашатай громко возвестил всему собранию царскую волю: «Объявляется вам, народы, племена и наречия. Как только вы услышите звук музыкального хора из труб, свирелей, гуслей, арф и органов, падите ниц и поклонитесь золотому истукану. А кто не падет и не поклонится, того ввергнут в печь раскаленную». Все повиновались царскому повелению, и, как только заиграла музыка, пали и поклонились истукану. Но вот, приступили к царю халдеи и сказали: – Ты, царь, повелел, чтобы все поклонились золотому истукану. Но вот, есть мужи иудейские, трое, которых ты поставил над областью Вавилона: они золотому истукану не поклонились и богам твоим не служат. Навуходоносор разгневался, призвал Ананию, Азарию и Мисаила, и сказал им: – С умыслом ли вы не служите богам моим и золотому истукану не поклонились? И отвечали мужи иудейские царю так: – Бог наш, Которому мы служим, всемогущ, и избавит нас от печи раскаленной. А твоим богам мы служить не будем и золотому истукану не поклонимся. Навуходоносор от этих слов пришел в ярость и изменился в лице. И велел разжечь печь в семь раз сильнее обыкновенного, и ввергнуть в нее Ананию, Азарию и Мисаила. Воины схватили их, связали и бросили их в печь в тех одеждах, в которых они были.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

Смысл насмешки таков: не хочет ли этот, называющий Себя Мессиею, идти к иудеям, поселённым среди язычников, и Учителем и Мессиею их и чрез них – язычников? Это казалось им верхом нелепости, – Мессия язычников! И не понимали, ослеплённые, что истинное понятие о Мессии есть именно понятие о Мессии всемирном, в Царстве Коего будут равноправными членами иудеи и язычники. Высказав эту насмешку, они опять обращаются к словам Господа, в которых не видят смысла, ибо не понимают их: что значат сии слова и пр. – ничего странного в том, что иудеи не поняли речи Господа. Хотя Он ясно говорил об отшествии к пославшему Его, а пославшим не раз прямо называл Отца Своего Бога. Если и Апостолы Его не понимали доселе Его речей о Своей смерти, воскресении, вознесении, то иудеи, при чувственных своих ожиданиях, тем более могли не понимать подобных речей, что, конечно, не извиняет их неверия, ибо апостолы и не понимая верили в Господа. 37. Ин. 7:37 . В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Ин. 7:14 ; Лев. 23:36, 4:1 д.; Откр. 22:17 . 38. Ин. 7:38 . Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Ис. 58:11 ; Зах. 14:8 ; Иез. 24:1 . В последний великий день праздника: т. е. праздника кущей (ст. 2, 14). Праздник собственно продолжался семь дней, но последний великий день праздника был не седьмой, а восьмой; так это по закону Чис. 29:12–35 ; Лев. 26:36 ; Неем. 8:18 ; ср. 2Мак. 10:7 . Восьмой день во всех этих местах занимает особое место, как заключение праздника семидневного, что объясняется или из предположения Филонова, что этим днём заключался не только праздник кущей, но и весь круг годовых праздников еврейских. Или из того предположения, что в этот день воспоминалось, в частности, вступление евреев в землю обетованную, тогда как семидневным праздником кущей воспоминалось вообще 40-летнее странствование евреев по пустыне. Великим назывался этот последний день частью потому, что его повелено было праздновать с особою торжественностью (священное собрание и субботний покой: см.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Из других обрядов укажем, что священник, почерпнув воды золотой чашей из источника Силоамского, вносил эту воду в преддверие храма, другие же священники встречали его звуками кимвалов, воспевая стих 3-й главы 12 Исайи пророка: «и в радости будете почерпать воду из источников спасения». Далее на жертвенном алтаре принесенная вода смешивалась с вином 786 , приготовленным для жертвенного возлияния, и смешение воды с вином выливалось у подножия алтаря 787 . Последний великий день праздника считался самым торжественным из всего праздника кущей 788 и в этот день, падавший безразлично на каждый из дней недели, запрещалась всякая работа, как в субботу. Имея в виду значение праздника и связанных с ним воспоминаний, мы яснее уразумеем великие слова Господа, зовущие всех жаждущих к источнику, утоляющему духовную жажду человека и возрождающему его к новой жизни; В словах Господа жизнь всего человечества (и самих Иудеев) представляется подобною странствованию в пустыне, сопряженному с жаждой и утомлением и тоской по земле обетованной. Пришествие Господа знаменовало утоление и успокоение и радость при виде земли обетованной, в которую Господь зовет всех жаждущих; не всех безразлично: ибо непослушные и озлобленные умерли в пустыне 789 , – а тех, кто жаждет: кто не удовлетворяется пустыней мира и земными радостями, кто чувствует жажду духовную – тот да идет к Господу и пиет. Так пророчествовал Иоиль о дне сем, говоря: «из дома Господня выйдет источник и будет напоять долину Ситтим» 790 . И пророк Исайя говорил: «И в радости будете почерпать воду из источников спасения» 791 , связуя это пророчество с другим: «произойдет отрасль от корня Иессеева... и почиет на нем Дух Господень» 792 . И далее: «веселись и радуйся жительница Сиона, ибо велик посреди тебя Святой Израилев» 793 . Мы знаем, что и св. Апостол Павел уподоблял камень Хорива, – из коего истекла чудодейственно живая струя воды для напоения народа, – Христу: «камень же бе Христос» 794 . Итак в последний великий день праздника Господь, предававший уже Себя на страдание и смерть, воспоминая в прикровенных образах и словах Израилю о горестном его странствовании в пустыне, – зовет к Себе его и всех людей, даруя всем тем, кои идут к Нему, успокоение и радость в удовлетворение духовных потребностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Почитали первые христиане и день Пятидесятницы. Сказано: «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе» ( Деян.2:1 ). Само слово «единодушно» свидетельствует о согласии всех отмечать этот важный праздник. В целом, христиане не запрещали никаких праздников, естественно кроме языческих: «Итак, никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу…» ( Кол.2:16 )… Сектант : Но вы не прочитали этот текст до конца. Здесь сказано далее: «…Это есть тень будущего, а тело – во Христе» ( Кол.2:17 ). Как видите, смысл несколько меняется. Православный : …Не совсем. Любой религиозный праздник продолжает выполнять символическое значение (назначение). И, следовательно, остается как «тень будущего». Например, о непреходящем значении праздничных дней и в вечности сказано: «Ибо, как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицом Моим, говорит Господь… Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лицо Мое на поклонение, говорит Господь» ( Ис.66:22–23 ). Кстати, под словами «из субботы в субботу» в Писании имеется в виду не только седьмой день недели, но и любой другой, на который выпадает тот или иной великий праздник. Например, сказано: «Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, – ибо та суббота была день великий, – просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их» ( Ин.19:31 ). О необходимости соблюдать именно все великие религиозные праздники говорил и ап. Павел: «Посему для народа Божия еще остается субботство» ( Евр.4:9 ). Итак, как сказано в Слове Божием: «Вот праздники Господни, священные собрания, которые вы должны созывать в свое время» ( Лев.23:4 ). Сектант : Насколько я знаю, у вас есть культ почитания Вифлеемской звезды. Но Библия ясно говорит о том, что сатана, диавол, который хотел убить Иисуса, он использовал звезду для осуществления своего намерения. Православный : Я бы не стал говорить о некоем культе почитания этой Звезды, если только в том смысле, что мы почитаем и Божьих Ангелов. Дело в том, что, по истолкованию православных отцов, Вифлеемская звезда – это был Ангел, который под видом звезды путешествовал по небу, то останавливаясь, то пропадая, то меняя направление. Такое истолкование мы можем найти, в частности, у Феофилакта Болгарского (на Мф.2:9 ). И эта Звезда не была звездою смерти, напротив, из Писания видно, что в момент приближения угрозы она исчезала и появлялась только тогда, когда опасность пропадала. В Пятикнижии Моисея она называется звездою Иакова. Сказано: «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова, и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых» ( Чис.24:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Если в ветхозаветной религии Пасха была праздником весеннего воскресения мира и природы, то Пятидесятница – праздником перехода весны в лето, праздником победы Солнца и света, праздником космической полноты. Но в Ветхом Завете этот фактически общечеловеческий праздник приобретает новое значение: он становится ежегодным воспоминанием восхождения Моисея на гору Синай, где в некой несказанной, мистической тайне явился ему Бог, и заключил с ним Завет, и дал его Заповеди, и обещал спасение. Религия, иными словами, перестала быть только природой и стала началом истории: Бог открыл свой закон, свои заповеди, Бог раскрыл человеку свой замысел о нем, Бог указал человеку путь. Весна, лето, вечный природный круг – сделались знаком и символом не только природы, но и духовной судьбы самого человечества и ему заповеданного возрастания в полноту знания, жизни и совершенства... И наконец, в самый последний период Ветхого Завета праздник этот стал – в учении и прозрениях пророков – праздником, обращенным к будущему, к последнему торжеству Бога в своем творении. Вот как говорит об этом пророк Иоиль: И будет в последние дни – излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь излию Духа Моего. И покажу знамения на небе и на земле... прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный. И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется ( Иоил.2:28–32 ). Итак – праздник природы и космоса, праздник истории как раскрытия воли Божией о мире и о человеке, праздник будущего торжества, победы Бога над злом, наступления великого и последнего дня Господня... Все это надо знать или вспомнить, чтобы понять, как переживали, воспринимали и праздновали праздник Пятидесятницы первые христиане, почему стал он одним из главных христианских праздников. Именно с описания того, что произошло через пятьдесят дней после воскресения Христа, через десять – после Его вознесения на небо, начинается книга Деяний Апостольских, посвященная истории первых христиан, самого первого распространения христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

  SPURIA. 37. Любовь по Богу — дело достойное Бога. 38. На слова: аще ты сын. 39. О предательстве Иуды и о страстях Господа нашего Иисуса Христа. В великий пяток. 40. На слова: «Помянул Бога и возвеселился». 41. О Рахили и о чадах. 42. Об Ироде и о младенцах. 43. О Марфе, Марии и Лазаре, и Илии пророке. 44. На слова: «Фарисеи же, выйдя, имели совещание против Него, как бы погубить Его » (Мф. 12:14). 45. О блуднице и фарисее. 46. На вознесение Господа нашего Иисуса Христа. 47. На преображение Спасителя. 48. О ваиях. 49. Похвала святому Иоанну Богослову. 50. О святом Иоанне апостоле и евангелисте Богослове. 51. На Преображение. 52. О засухе. 53. О реке Иордане. 54. О фарисее и блуднице. Произнесено во святой и великий четверг. 55. О тридневном воскресении Господа нашего Иисуса Христа. 56. На рождество Христово. 57. На слова: «Вошел Господь в храм в преполовение праздника» (Ин. 7:14), и о Мелхиседеке. В Преполовение. 58. На Преполовение. 59. О самарянке. В день Преполовения. 60. О жене грешнице, помазавшей Господа миром, и о фарисее. Во святой и великий четверг. 61. На слова: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия. 62. На притчу в евангелии Луки, в которой говорится: «Некоторый человек спускался из Иерихона в Иерусалим » (Лк. 10:30). 63. На рождение святого Иоанна Пророка, Предтечи и Крестителя. 64. На святое Богоявление. 65. На Рождество Господа нашего Иисуса Христа. 66. О Закхее мытаре. 67. О сотнике. 68. На слова: «вышел сеятель сеять». 69. О втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа, и о милостыне. 70. Слово о расслабленном в день Преполовения; и на слова: «не судите на лица » (Ин. 5:5; 7:24). 71. На евангелие от Луки, о драхме, и на слова: «человек некий имел два сына » (Лк. 15:11). 72. О том, что имеющий какую–нибудь благодать знания должен передавать нуждающемуся, и о пресвитере. 73. На притчу о несправедливом домоправителе и что нет ничего нашего (Лк. 16:1–9). 74. О посте. 75. О сыне вдовы. 76. Против иудеев о медном змее; и на слова: «дал Ему имя выше всякого имени » (Флп. 2:9) , а также: «как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою » (Евр. 6:13). Святого отца нашего Иоанна Златоустого толкование на Второе послание к коринфянам БЕСЕДА 1

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Во-вторых, следующие два места того же Евангелия святого Иоанна, по своей трудности, несравненно более важные. Первое: «От Каиафы повели Иисуса в преторию. Было утро; и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху» ( Ин. 18:28 ); второе: «Так как тогда была пятница, то иудеи (то есть первосвященники и старейшины), дабы не оставить тел на кресте в субботу, ибо та суббота была великий день, просили Пилата, чтобы перебить у них голени, и снять их» ( Ин. 19:31 ). Здесь прямо говорится, что иудеи в этот год праздновали Пасху, то есть ели агнца пасхального, вечером в пятницу. Чтобы устранить затруднение в первом из этих мест, говорит, что под пасхою, которую гонители Иисуса готовились есть в пятницу, разумеется не агнец пасхальный (уже съеденный в четверг), но то мясо, которое оставалось от жертв, принесенных во время празднества в храме. Правда, в Священном Писании эти приношения также называются пасхою, но едва ли можно согласиться, что первосвященники и старейшины для того, чтобы можно было есть именно остатки от принесенных жертв, не захотели войти в преторию из опасения оскверниться, если бы только самое празднование Пасхи дозволяло им это. Без твердых доказательства нельзя придавать такую важность этим остаткам от жертвоприношений, о которых мы сейчас сказали. Во втором месте день смерти Иисуса Христа назван пятницею пред Пасхою (слич. Ин. 19:14 ), то есть кануном субботы или днем приготовления (παρασκευ). Говорят, что каждая пятница называлась днем приготовления (παρασκευ) по отношению к следующей субботе. Может быть, хотя мы нигде не находим на это доказательств. Но пусть было так. Все же мы не можем поверить, чтобы днем приготовления назывался первый день праздника Пасхи, когда он приходился в пятницу. Ибо первый день великого праздника должен был считаться самым торжественным днем целого года. Но эта пятница, в приведенном месте, очевидно, стоит в тени – о ней упоминается как о дне приготовления, а о следующей субботе сказано: та суббота была великий день. Почему она была выше, торжественнее, чем другие субботы? Потому что эта суббота была неделя Пасхи. Но если эта суббота получила свою торжественность от праздника, то первый день праздника, конечно, был еще торжественнее, еще важнее этой субботы.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ - праздник православной церкви, принадлежит к числу двунадесятых. Празднуется на сороковой день после Пасхи - в четверг шестой недели. В этот день вспоминается восшествие Иисуса Христа на небо и обетование о Его втором пришествии. Явившись Своим ученикам после Воскресения, на сороковой день Иисус вывел их из Иерусалима " и, подняв руки Свои, благословил их. И когда благословлял их, стал отделяться от них и возноситься на небо " . (Лк, 24; 51). " И облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо " (Деян. 1; 9II). ВРАТА ЦАРСКИЕ - главные врата иконостаса - двухстворчатые двери напротив престола. Предназначены исключительно для входа священнослужителей во время богослужения. Обычно на царских вратах помещаются иконы Благовещения и четырех евангелистов. ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ - общественное богослужение, совершаемое вечером под праздники и воскресения. Состоит из соединения великой вечерни, праздничной утрени и первого часа. Всенощное бдение служится с особой торжественностью - на великой вечерне совершается вход, поются стихи 1, 2 и 3 псалмов, читаются паримии, в некоторые дни совершается лития, утреня начинается с шестопсалмия, поются полиелей, ипакои и антифоны, стихиры на 50 пс., катавасии к канону, читается Евангелие. ВХОД - действие: торжественный вход священнослужителей в алтарь через врата царские. На вечерне совершается " вход с кадилом " перед каждением алтаря и пением " Свете тихий " . На литургии совершается " малый вход " , или " вход с Евангелием " (после пения антифонов), и " великий вход " , или " вход с дарами " (предлагаемыми для евхаристии или преждеосвященными). Во время великого входа дары переносятся с жертвенника на престол. На литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого великий вход совершается во время пения херувимской песни, кроме дней Великого четверга и Великой субботы. В эти два дня, так же как и в дни, когда совершается литургия Преждеосвященных Даров, во время великого входа поются особые песнопения. Происхождение входа таково: в древности Евангелие и дары хранились в храме в отдельных помещениях - ризнице и жертвеннике и внесение их в алтарь совершалось с особой торжественностью; впоследствии ризница и жертвенник были перенесены в алтарь, но вход сохранился как составная часть богослужения. Согласно некоторым литургическим толкованиям малый вход символизирует выход Иисуса Христа на проповедь, а великий - шествие Иисуса Христа на страдание и смерть.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010