Видя мощность творческого духа русского народа и не находя в себе самих объяснений для оправдания такого явления с точки зрения открытого им лишь человеческого понимания, европейцы, невольно, вне зависимости от того или другого состояния русской государственности, прежде всего, инстинктивно боятся русского народа, боятся до самоунижения, подлости и безумия. И до тех пор, пока этот инстинктивный страх будет существовать и появляться, как и сейчас, мне будет ясным, что в русском народе не умерли начала Христова учения и нельзя терять надежды увидеть его снова у ног Христа и со Христом в его историческом, государственном строительстве. " И сказал ему диавол: " Тебе дам власть над всеми моими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее " . " Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете " . Вот и еще положение учения Христа, которое определяет сущность и дух второго из оснований национально-религиозной, самодержавной идеологии русского народа. Если наша идеология признает власть только от Бога, то она не допускает, именно по Божественности власти, чтобы власть стремилась или принимала земную славу, славу от людей, и этим самым как бы низводила, унижала покоящуюся на ней славу от Единого Бога и выраженную исключительно мистическим актом Помазанничества. В этом втором основании идеологии русской государственности кроется и весьма глубокий социальный смысл: слава на земле для всех, приемлющих понимание власти от Бога, не может быть приписываема одному лицу - Главе Государства, и слава земная не должна пленять Помазанника, так как он не должен забывать, что исшел от избранничества Бога, выявленного единомыслием в сердцах народа. Поэтому Помазанник и не может выделить себя на земном своем поприще в земной славе, от славы всего народа. Истинно исповедывал в начале своего царствования это основание Великий Петр Первый. Как полны, величественны и национальны по народной монархической идеологии его слова, сказанные в день Полтавской битвы: " А о Петре ведайте, что жизнь ему не дорога, жила бы только Россия в благоденствии и славе " .

http://ruskline.ru/analitika/2004/03/23/...

Внимательно наблюдая за Адонией, Нафан пришел к выводу, что тот слишком похож на покойного Авессалома и никак не годится на роль царя. Так же как Авессалом, Адония был необычайно красив, и так же как Авессалом, пуст и бездуховен. По примеру Авессалома Адония завел себе колесницы, эскорт всадников и отряд из пятидесяти телохранителей, которые сопровождали его во время прогулок. Большую часть времени он проводил в пирах с друзьями и придворными, совершенно не интересуясь государственными делами. Такой человек, по мнению Нафана, даже будучи облечен властью, вряд ли мог совершить что-либо путное и тем более — воплотить в жизнь великий замысел Давида о строительстве Храма, объединении народа и усилении Еврейского царства. Скорее наоборот — Адония мог пустить все достижения Давида по ветру. Иное дело — Соломон, проявивший еще в раннем возрасте поистине выдающиеся способности. В том числе — и к управлению государством. И потом: разве не послал Бог через него пророчество о том, что Давиду еще только предстоит родить сына, который станет его преемником и построит Храм? Но ведь Адония на момент ниспослания этого пророчества был уже юношей, а вот Соломон еще не родился… Таким образом, Нафан был абсолютно убежден в правильности своего выбора и готов был сделать всё ради победы своей партии. Но самое главное во всем этом раскладе сил заключалось, видимо, в том, что и сам Давид не видел в Адонии своего наследника. Это следует хотя бы из того, что никто из окружения Адонии даже не попытался поговорить с царем о возможном объявлении наследником старшего сына — видимо, они точно знали, что натолкнутся на отказ. И когда по дворцу поползли слухи, что здоровье царя еще больше ухудшилось, Адония решил устроить смотр сил своих сторонников, а заодно и значительно увеличить их число: «И заколол Адония овец и волов, и тельцов у камня Зохелет, что у источника Рогель, и пригласил всех братьев своих, сыновей царя, со всеми Иудеянами, служившими у царя. Пророка же Нафана и Ванею, и тех сильных, и Соломона — брата своего, не пригласил» ( 3Цар. 1:9-10 ).

http://azbyka.ru/fiction/tsar-solomon/?f...

Вновь и вновь звучат инвективы в адрес «хозяев жизни», жирующих за счёт ограбления населения: «Вы, которые лежите на ложах из слоновой кости и нежитесь на постелях ваших, едите лучших овнов из стада и тельцов с тучного пастбища, поёте под звуки гуслей, думая, что владеете музыкальным орудием, как Давид, пьёте из чаш вино, мажетесь наилучшими мастями и болезнуете о бедствии Иосифа! За то ныне пойдут они в плен во главе пленных, и кончится ликование изнеженных» (Ам. 6:4–7). «Выслушайте это, алчущие поглотить бедных и погубить нищих, вы, которые говорите: “когда-то пройдёт новолуние, чтобы нам продавать хлеб, и суббота, чтобы открыть житницы, уменьшить меру, увеличить цену шекеля и обманывать неверными весами, чтобы покупать неимущих за   серебро и бедных за пару обуви, а высевки из хлеба продавать”. Клялся Господь славою Иакова: “поистине вовек не забуду ни одного из дел их”» (Ам. 8:4–7). Осия, обличитель идолопоклонства Младшим современником Амоса был Осия. Тучные года сменились тощими, изменилась и военно-политическая ситуация на Ближнем Востоке. К власти в Ассирии пришёл великий реформатор Тиглатпаласар III. Экспансионизм Ассирии резко возрос. Поход за походом, присоединение к Ашуру в качестве провинций всё новых и новых ближневосточных царств. В 732 году ассирийской армией был взят Дамаск. До конца падения Самарии оставалось десять лет. Этот заключительный период истории Северного царства Финкельштейн называет «агонией» . Не имея возможности выплачивать непомерную ежегодную дань, наложенную ассирийцами, последний израильский царь Осия (тёзка пророка) в отчаянии вступает в антиассирийскую коалицию, сколоченную Египтом, и тем самым подписывает себе и своему вассальному по отношению к Ассирии государству смертный приговор. В 724 году Салманасар V осаждает Самарию, а в 722 году Саргон II захватывает её. Прежняя столица Израиля с окрестностями становится очередной ассирийской провинцией, знать, ремесленники и большая часть населения депортируются в пределы коренной Ассирии. Накануне этой катастрофы и проповедует пророк Осия.

http://bogoslov.ru/article/6174492

Воскресенье. Обедня поздняя. В великий агонии от наветов 106 духов злобы был я сегодня во время обедни, тотчас пред великим входом, во время великого входа и после великого входа, – из-за чего же? Из-за просфоры, взятой мною на свой счет для дачи ее кому-либо из знакомых; чревоугодие, человекоугодие спутали мои духовные стопы: враг поймал меня чрез мое мирское пристрастие. Горький урок: не думать ни о чем житейском при совершении пренебесного Таинства. Едва не поглотил меня совсем враг, так страшно я смутился, уязвился, взволновался от него! Сколько раз я припадал к престолу Божию, милости и мира прося у Бога, – се, враг, как лев, терзал меня, когда не было избавляющего и спасающего [ Пс. 7, 3 ]. Но Господь, наказав, помиловал меня и даровал мир, отъяв смятение, исцелив язву, прогнав страх, уныние. Господи! Какая буря бесовская нашла! Отмстил мне враг за вчерашние мои ему ругательства! А я не остерегся: табачку вечером покурил, пива выпил. Пред обедней Господь еще спас меня от адской тесноты за озлобление мое на нищих и на родильницу за неблаговременный будто бы приход. Беседу говорил свободно и торжественно о просительной ектение! Беседы-то мои более в ярость приводят бесов. Но Господь мой всесилен. Вечерню совершал свободно; двои крестины тоже. Чрез державную власть, чрез государя, отца моего, и чрез Святейший Синод я получил неисчислимые благодеяния от Господа. Господи, спаси царя и супругу его и весь царствующий дом, спаси и помилуй, умудри, утверди Святейший Правительственный Синод. Читаю часто слово о кротости (в Евангелии), говорю и сам о кротости и смирении с церковной кафедры – и продолжаю, окаянный, оставаться, злым, нетерпеливым, раздражительным: вот за городом рассердился и раскричался (на всю окрестность) на одного нищего, подошедшего ко мне нечаянно с просьбою о милостыни. Научитесь от Меня, говорит Господь, ибо Я кроток и смирен сердцем [ Мф. 11, 29 ]. А как кроток? Не воспрекословит, не возопиет (не закричит), и никто не услышит на улицах голоса Его; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит [ Мф. 12, 19–20 ]. Как кроток и смирен? Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному [ 1Пет. 2, 23 ]. Как кроток? Так, что беспрекословно допустил связать Себя, претерпел безропотно оплевание, биения, заушения, крест и смерть. Сравни свою жизнь с жизнью сего Праведника – Иже есть нам пример для всех для подражания. Вспомни умовение Им ног учеников и самому Иуде на Тайной вечере. О, как я скор на гнев, злобу, досаду!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

«Вот земля, — сказал Господь Моисею, — о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, говоря: «семени твоему дам ее»; Я дал тебе увидеть ее глазами твоими, но в нее ты не войдешь» (Втор. 34:4). Здесь же, на вершине горы, Моисей скончался. Кончина его окутана тайной, и по сей день никто не знает, где искать место его погребения. В течение тридцати дней народ оплакивал своего великого вождя и законодателя. Моисей был для них не только освободителем, но и духовным воспитателем. Своей законодательной мудростью он неорганизованное израильское племя возвел на ступень, близкую к государственному устройству. Дав народу Божественные законы и религию, Моисей сделал его в духовном отношении светом для древнего мира. Но сколько сил и какое терпение нужно было иметь Моисею, чтобы бывших рабов и идолопоклонников сделать свободными людьми, преданными Единому Истинному Богу. Моисей вправе был сказать о себе, что он «носил» израильтян, как кормилица носит на своих руках младенца. Его любовь к своему народу имела жертвенный характер. Это был духовный исполин, с исполинским умом и большой добротой и кротостью сердца, великий законодатель и святой пророк. «И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицом к лицу… и по великим чудесам, которые Моисей совершил пред глазами всего Израиля» (Втор. 34:10–12). Но Моисей был лишь представителем религии закона — подготовительной ступени к более совершенной религии благодати. Поэтому свое дело и свой закон он не считал окончательным, а прямо в своем пророческом вдохновении предсказывал о другом, более высоком Пророке, Который придет после него с проповедью о благодарной новозаветной религии любви. «Пророки из среды тебя, из братьев твоих, как меня воздвигнет тебе Господь, Бог твой, — говорил Моисей своему народу, — Его слушайте» . В своей жизни и деятельности Моисей как пророк, законодатель я вождь ветхозаветной Церкви был прообразом Пророка, Законодателя и Главы Церкви новозаветной — Господа нашего Иисуса Христа.  Земля обетованная, на границе которой стояли теперь израильтяне, представляла собой ту небольшую гористую полосу, которая известна нам под именем Палестины.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2355...

Вот тот, кого шесть лет тому назад чудесно возвратил нам Господь из когтей погибельныхъ 51 . Тогда Всевышний поднял над Русью Свой угрожающий перст, призывая ее к покаянию, а ныне опустил на нее Свою карающую десницу, увидев, что первая угроза недостаточно воздействовала на сердца. Впрочем, и та угроза была не первая: сколько раз Господь спасал из рук злодеев Государя Александра Николаевича, показывая этими устрашениями, что Россия виновна пред Ним, но до тех пор мы не одумывались, пока Бог не отвратил Свою защитительную десницу и потрясенная Отчизна должна была омывать слезами покаяния искаженный ранами труп царя-страдальца. Однако и это временное просветление умов, выражавшееся в самоукорении и в исправлении жизни многих, оказалось настолько непрочным, что даже и тот великий день, когда Господь грозил оставить нас не только без Царя, но и без потомства его, это незабвенное 17-е число сего месяца 52 не могло вразумить нас. Пусть же теперь русские люди изменят дни радости на дни скорби, мучений совести и стыда пред Богом. Да, именно стыда пред Богом, праведно отвергавшим нас. Ибо спросят нас теперь многие: где-же Святая Русь твои прославленныя молитвы? где твоя вера? где твоя любовь к твоему Государю? Или ты так оскудела всеми сими дарами, или настолько прогневал Бога народ твой, что даже сзятые мужи в тебе не могли умолить Его и отвратить гнев Его от тебя? Да, поистине последний укор справедлив. Господь показывал нам делами Своего Промысла то, что говорил в древности народу Своему через пророка: «Я готовлю вам зло и замышляю против вас; итак обратитесь каждый от злаго пути своего и исправьте пути ваши и поступки ваши. Но они говорят: не надейся; мы будем жить по своим помыслам и будем поступать каждый по упорству злаго своего сердца» ( Uep. XVIII, 11–12 ). «Ты не молись о народе сем во благо ему. Если они будут поститься Я не услышу вопля их» (XIV, 12). «Хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не преклонится к народу сему» ( Uep. XV, 1 и Ueз. XIV ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rklickij...

Вот я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя и после тебя не восстанет подобно тебе. И то, чего ты не просил, я даю тебе – и богатство, и славу, так что не будет подобного тебе между царями во все дни твои, и если будешь ходить путем Моим, сохраняя уставы Мои, как ходил отец твой, Давид, я продолжу и дни твои». От радостного волнения юный царь проснулся и увидел, что это было лишь сновидение, но сновидение глубоко знаменательное, возродившее всю его духовную жизнь. В благодарность за это чудесное видение Соломон, возвратившись из Гаваона к жертвеннику, на горе Сионе, принес новое жертвоприношение и благодарение и сделал великий пир для всех своих приближенных и слуг. Вскоре затем ему представился и случай доказать свою мудрость в судебных решениях. Когда он, по обычаю своего времени, занимался у городских ворот разбором судебных дел, к нему пришли две женщины, которые принесли с собою двух младенцев: одного – живого, а другого – мертвого, и каждая из них старалась доказать, что живой принадлежит именно ей. Дело было, очевидно, запутанное, и его трудно было решить простым способом судебного следствия. Но Соломон сразу же решил его своею мудростью. Одному из воинов он приказал рассечь живого ребенка надвое и отдать по половинке каждой из женщин. Тогда одна из женщин с раздирающим сердцем закричала: «о, господин мой! отдайте ей этого ребенка живого и не умерщвляйте его». Это восклицание само по себе решило вопрос, кому именно принадлежал ребенок; царь тотчас же постановил решение: «отдайте этой живое дитя и не умерщвляйте его; она его мать». Упрочив, таким образом, за собою престол, Соломон, следуя обычной политике восточных царей, должен был позаботиться об укреплении своего положения брачными связями с царскими родами окружающих государств. С Финикией он находился уже в чрезвычайно дружественных отношениях, перешедших к нему, так сказать, по наследству от Давида, и эти отношения не требовали каких-либо особенных забот, так как они обеспечивались взаимными существенными потребностями этих двух стран, причем Израильское государство, как земледельческое, служило житницей для Финикии, а Финикия, как страна промышленно торговая, могла снабжать и израильтян и царя их высшими произведениями цивилизации.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Впрочем, и богатый может спастись, ибо “невозможное человекам возможно Богу” (Лк 18:27). В Священном Писании не содержится порицания богатства как такового. Состоятельными людьми были Авраам и ветхозаветные патриархи, праведный Иов, Никодим и Иосиф Аримафейский. Владея значительным имуществом, не согрешает тот, кто использует его согласно с волей Бога, Которому принадлежит все сущее, и с законом любви, ибо радость и полнота жизни — не в приобретении и обладании, но в дарении и жертве. Апостол Павел призывает «памя­товать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: “блаженнее давать, нежели принимать”» (Деян 20:35). Святитель Василий Великий считает вором того, кто не отдает часть своего имущества в качестве жертвенной помощи ближнему. Эту же мысль подчеркивает святой Иоанн Златоуст: “Не уделять из своего имущества есть также похищение”. Церковь призывает христианина воспринимать собственность как дар Божий, данный для использования во благо себе и ближним. В то же время Священное Писание признает право человека на собственность и осуждает посягательство на нее. В двух из десяти заповедей Десятисловия прямо сказано об этом: “Не кради Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего” (Исх 20:15,17). В Новом Завете такое отношение к собственности сохранилось и приобрело более глубокое нравственное обоснование. В Евангелии об этом сказано так: “Заповеди не кради не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя” (Рим 13:9). VII.3. Церковь признает существование многообразных форм собственности. Государственная, общественная, корпоративная, частная и смешанные формы собственности в разных странах получили различное укоренение в ходе исторического развития. Церковь не отдает предпочтения ни одной из этих форм. При каждой из них возможны как греховные явления — хищение, стяжательство, несправедливое распределение плодов труда, так и достойное, нравственно оправданное использование материальных благ.

http://pravmir.ru/osnovyi-sotsialnoy-kon...

Впрочем, и богатый может спастись, ибо «невозможное человекам возможно Богу» ( Лк.18:27 ). В Священном Писании не содержится порицания богатства как такового. Состоятельными людьми были Авраам и ветхозаветные патриархи, праведный Иов, Никодим и Иосиф Аримафейский. Владея значительным имуществом, не согрешает тот, кто использует его согласно с волей Бога, Которому принадлежит все сущее, и с законом любви, ибо радость и полнота жизни – не в приобретении и обладании, но в дарении и жертве. Апостол Павел призывает «памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: блаженнее давать, нежели принимать» ( Деян.20:35 ). Святитель Василий Великий считает вором того, кто не отдает часть своего имущества в качестве жертвенной помощи ближнему. Эту же мысль подчеркивает святой Иоанн Златоуст : «Не уделять из своего имущества есть также похищение». Церковь призывает христианина воспринимать собственность как дар Божий, данный для использования во благо себе и ближним. В то же время Священное Писание признает право человека на собственность и осуждает посягательство на нее. В двух из десяти заповедей Десятисловия прямо сказано об этом: «Не кради... Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего» ( Исх.20:15,17 ). В Новом Завете такое отношение к собственности сохранилось и приобрело более глубокое нравственное обоснование. В Евангелии об этом сказано так: «Заповеди: «не кради»... «не пожелай чужого»... и все другие заключаются в сем слове: «люби ближнего твоего, как самого себя» ( Рим.13:9 ). 3.3. Собственность в Российской Федерации Ныне основными формами собственности являются частная, государственная, муниципальная и иные формы. Кроме того, имеется собственность групп граждан, союзов и иных объединений граждан, именуемая «общественной». Право собственности в общем случае возникает у субъекта, если он произвел определенные Гражданским кодексом ряд действий – затраты собственных средств, получение пожертвования или наследство и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Все, конечно, знают заповедь «Не убивай», которая казалось бы воспрещает брать в руки оружие. Но Господь дал нам и другую заповедь: «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». (Ин. 15. 12,13). Воин-христианин берет оружие не для того, чтобы убивать, а для того, чтобы защищать тех, кто не может себя защитить. Все, конечно, знают заповедь «Не убивай», которая казалось бы воспрещает брать в руки оружие. Но Господь дал нам и другую заповедь: «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». (Ин. 15. 12,13). Воин-христианин берет оружие не для того, чтобы убивать, а для того, чтобы защищать тех, кто не может себя защитить. Воин идет умирать, чтобы другие жили. Это подвиг. Об этом говорили и св. отцы и учителя Церкви, например Афанасий Великий: «Ибо и в других случаях жизни обретаем различие, бывающее по некоторым обстоятельствам, например: не позволительно убивать; но убивать врагов на поле брани, и законно и похвалы достойно. Тако великих почестей сподобляются доблестные в брани, и воздвигаются им памятники, возвещающие превосходные их деяния». (Послание Афанасия Великого к Аммуну монаху. Книга Правил). Церковь высоко чтит воинский подвиг, поэтому так много святых среди воинов: Георгий Победоносец, Феодор Стратилат, князь Александр Невский, князь Дмитрий Донской, адмирал Феодор Ушаков… Современные СМИ, орудие вкрадчивой пропаганды, целенаправленно наносят урон моральному авторитету армии. Но защищать свою Родину — святой долг каждого воина. Нельзя забывать, что «Война явление страшное, но еще более страшное явление — это поражение, и пока человечеством не найдены решения для предотвращения войн, надо напрягать все усилия, чтобы это поражение не случилось. Поэтому государству необходима здоровая армия, надежно обеспеченная, национально воспитанная и прекрасно обученная, вот почему важно использование всякого опыта, дабы его не покупать, когда случится, ценой крови…» .

http://pravmir.ru/o-voinskom-sluzhenii-v...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010