2 . Что нам беседовать? Мы всё равно не послушаем вас, а в какой вере были, в такой и останемся. Св. апостол Павел писал Коринфянам: «испытывайте самих себя, в вере ли вы?» ( 2Кор.13:5 ст.). Как же нам не побеседовать, как не испытать себя в истинной ли мы вере, – той вере, которую проповедал Сам Христос и Его святые апостолы. „Вера есть... дар Божий... ею же человек освящается и всею силою хранит вся, яже Господь подаде ему Церковию своею разумети, яже во Святем Евангелии писанное и не писанное», учит старая книга Филаретовский великий катехизис, на 11 листе. А на обороте 12 листа он же говорит: «Вера есть дар Божий, иже понуждает нас к Божественных словес послушанию... вера есть, егда Пречистых... Христовых Таин причащаемся и приемлем; тогда хлеб в самое тело и вино в самую Кровь... Христовы приемлем». «Веры иные не суть православные, говорит он далее на 21 листе, понеже не во словеси Божии утверждаются, ниже по преданию святых апостол... жительствуют... и бесы веруют, говорит он, и трепещут…» «Познати бо имут истинное учение о вере от Церкове Христовы и от учителей церковных», учит тот же катехизис на обор. 18 листа. «Кто от Бога, тот слушает слова Божии», говорит Спаситель в Евангелии ( Ин.8:47 ); мы же проповедуем не своё учение, а слово Божие. «Знающий Бога, слушает нас, кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему мы узнаём духа истины и духа заблуждения», говорит св. Иоанн Богослов ( 1Ин.4:6 ). «Непокорный непокорен не человеку, но Богу», говорит и св. апостол Павел к Фессалоникийцам ( 1Фес.5:12 ). Напротив, Господь заповедал в Евангелии слушать даже фарисеев: «всё, что велят вам соблюдать, соблюдайте, по делам же их не поступайте» ( Мф.23:8 ст.). 3 . Нам беседовать теперь некогда: мы заняты, надобно идти на работы. «Не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих», сказал Саситель, показывая преимущество духовного хлеба перед телесным ( Мф.4:4 ). «Марфа, Марфа... заботишься о многом; Мария же избрала благую часть...» ( Лк.10:41–42 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

30 Марта. Поучение о втором пришествии Господа Ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого ( Мф.24:27 ) Второе пришествие Господа Иисуса будет пришествием во славе. Это Господь неоднократно говорил. Но здесь нам Он еще ближе указывает, на что будет подобно это пришествие. Будет подобно, говорит Он, на молнию. Этим Он раскрывает нам пять особенностей грядущего пришествия Своего. Во-первых, Его второе пришествие будет неожиданным, как молния. Об этом Он нас и предупредил: бодрствуйте, потому что не знаете дня и часа! Во-вторых, Его пришествие будет ярким, как молния. Солнце и звезды потемнеют, и вся вселенная утратит лучезарность лица своего, когда Он воссияет. Кто грешит, у того меньше света и лучезарности. То какая же тьма будет под этим небесным пламенем! Поэтому Он нас и предупредил, чтобы держали лампады душ наших наполненными елеем и приготовленными. О братья, не оказаться бы нам во мраке в тот страшный час! В-третьих, Его пришествие будет мощным, как молния. Потому что Он Сам определенно в другом месте говорит, что Он придет в силе и славе. В-четвертых, Его пришествие будет всеобъемлющим и видимым для всех и каждого, от востока до запада. То есть, Он явится не как в первый раз, чтобы Его видели только ученики Его, либо только одно племя, один народ, одна страна, одно государство, а явится как молния, которую все люди и все племена на земле одновременно увидят. В-пятых, как появление молнии предшествует дождю и граду, так Его второе пришествие будет предшествовать Страшному Суду, который для праведников и верных будет как желанный дождь, а для неправедных и неверных как град. Будем готовиться, братья мои, потому что собираются тучи и из них в любое время может ударить божественная молния. Господи Великий и Грозный, добавь елея в лампады душ наших, чтобы не оказались мы в вечной тьме тогда, когда явится Твой вечный свет. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. Читать далее Источник: ПОУЧЕНИЯ на каждый день года святителя Николая Сербского/Пер. с серб. акад. И.А. Чароты, А.И. Чароты, В.И. Чароты. Ч.1. – Минск: Издательство Дмитрия Харченко, 2014. – 368с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

3. Красен добротою паче сынов человеческих, излияся благодать во устнах Твоих, сего ради благослови Тя Бог во век. Под влиянием вдохновения, созерцая лицо Царя, псалмопевец говорить о Его достоинствах: Красен добротою паче сынов человеческих, – Ты, как Сын Божий, по своей доброте, прекраснее сынов человеческих: то не превосходные черты лица, не пышное царское убранство, что составляет предмет наблюдения телесных очей, нет, то – душевные свойства Его, кои составляют предмет духовного созерцания псалмопевца – пророка: они так прекрасны, как ни у кого из сынов человеческих, у которых все душевные свойства, при всем их совершенстве, все же повреждены грехом (ср. ст. 5. 7. 8). – Излилась благодать из уст твоих, – внутренние свойства и качества обнаружились посредством уст, выразились в речах, как бы излились в потоках живой воды, обильно, отрадно, животворно для других. – Сего ради, т. е. не за внешнюю красоту, а именио за сии превосходно прекрасные душевные свойства и качества, и благословил Тебя Бог на веки, или даровал Тебе вечное царство (ст. 5 и 7–8). Соломон был прекрасен по внешнему виду и обладал высокими духовными дарованиями, в особенности превосходною премудростью, которая обнаруживалась в его государственной деятельности и целым потоком излилась в его притчах. «И дал Бог Соломону мудрость и весьма великий разум в обширный ум, как песок на берегу моря. И была мудрость Соломонова выше мудрости всех сынов Востока и всей мудрости Египтяне... И имя его было в славе у всех окрестных народов. И изрек он три тысячи притчей, песней его было тысяча и пять» ( 3Цар.4:29–32 ). Однако и во всем этом Соломон не имел полного совершенства; таким совершенством обладает по праву и по природе только Единородный и Возлюбленный Сын Божий, Иисус Христос; «и от полноты Его, по слову Евангелиста, все мы приняли и благодать на благодать» ( Ин.1:14, 16 ). 4–5. Препояши мечь Твой по бедре Твоей, Сильне, красотою Твоею и добротою Твоею, и наляцы, и успевай, и царствуй истины ради и кротости, и правды, и наставит Тя дивно десница Твоя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

60. Мусоний : Слово убеждения для подчиненных полезнее, чем устрашение, ибо за первым следует благоговение, а за вторым – беспощадность. 61. Демокрит : Дурная природа, увлеченная властью, народу приносит бедствие. 62. Антисфен : Тогда государства погибают, когда правящие не могут отличить дурных от стоящих. 63. Опасно давать безумному меч, а развращенному – могущество. 64. Менандр : Неисчислимое богатство, принося власть, Даже и считающих себя разумными неразумными делает. 65. Демосфен : Преуспевать не по достоинству – повод дурно думать о преуспевающих по достоинству. Слово 10-е. О порицании и клевете 1. Мф. 5, 11 : Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. 2. 1Кор. 4, 12 : Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим. 3. Притч. 10, 18 : Кто скрывает ненависть, у того уста лживые; и кто разглашает клевету, тот глуп. 4. Сир. 28, 11 : Человек грешник смутит друзей и поселит раздор между живущими в мире. Каково вещество огня, так он и возгорится. 5. Сир. 11, 1 : Прежде, нежели исследуешь, не порицай; узнай прежде, и тогда упрекай. 6. Свт. Василий Великий : Не слова приводят в действие печаль, но гордость против оскорбляющего нас и гордость каждого из нас. 7. Бывает, что великими правителями взращиваются несвободные слуги, которые поднимаются рядом с ними и, пользуясь недостатками доброго дома, становятся известными, разглашая [эти недостатки]; также с помощью интриг утверждают [они] свое положение. 8. Свт. Григорий Богослов : Порицать – не великое дело, ибо легко и всякому желанно, но поменять свое собственное намерение – дело мужа благочестивого и ум имеющего. 9. Лучше слушать плохое, чем плохое говорить. 10. Позор касается не только толпы, но и лучших. 11. Свт. Иоанн Златоуст : Подобно тому как говорить хорошее и хвалить есть начало дружбы, так и говорить плохо и клеветать есть начало вражды и ненависти и основание множества зол. 12. Тем, кто проводит жизнь добродетельную, невозможно от всех слышать только хорошее.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

6. Веселись и радуйся, жительница Сиона, ибо велик посреди тебя Святый Израилев. (Веселитеся и радуйтеся, живущии в Сионе, яко вознесеся святый Израилев посреде тебе). Чувство внутренней душевной радости, в сильной степени своего возбуждения, неизбежно выражается во вне – в славословии и пении. Так должны будут веселиться Иудеи и в особенности обитатели Сиона. Это достопамятное и достославное место много видело народных бедственных событий, много оставило следов варварского разорения и грабежа. Но впоследствии, с восстановлением народной государственной жизни, Сион снова обстроится, укрепится и, в лучшем своем виде, представит лучшее свидетельство милости Божией к нему. Для всех будет очевидно, что истинный устроитель народа не царь, обитавший на Сионе, а Господь – во святом Своем храме. Как Господь прежде помог Давиду овладеть Сионом и обстроить его (ср. Пс.47:12–15 ), так и впоследствии, будучи верен своему завету и обетованиям роду Давида, Он возвратит его Своему народу и поможет ему воссоздать из развалин древне-священный Иерусалим. По возвращении из плена Вавилонского, евреи, действительно, признали Бога своим царем, постоянно прославляли Его за свое спасение и старались проповедовать о Нем всем язычникам: «проходили сушу и море» и обращали в иудейство ( Матф.23:15 ). Радость народа о своем спасении и мирной жизни в Палестине была особенно торжественна в праздник Кущей. Известно, что, по возвращении из плена Вавилонского к древнему празднику Кущей евреи присоединили торжественный обряд почерпания воды, совершавшийся в последний день этого праздника 22 . Но спасение из плена Ассиро-Вавилонского было только прообразом спасения верующих от греха и от власти дьявола. Посему Христос-Спаситель, однажды, находясь в Иерусалиме во время праздника Кущей и стоя во дворе храма, в последний, великий день этого праздника, «возгласил, говоря: «кто жаждет, иди ко Мне, и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» ( Ис.12:3 ). По объяснению евангелиста Иоанна, это сказал Он о Духе, которого имели принять верующие в Него; ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен. Многие из народа, услышав эти слова, говорили: Он точно пророк. Другие говорили: это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет?» ( Иоан.8:37–41 ). Но впоследствии, Апостолы-галилеяне, восприняв силу Духа Святого, распространили учение о Боге – Спасителе, об истинном богопочтении и вечном спасении, не только избранным во всей Иудеи и Самарии, но и всем народам, даже «до края земли» ( Матф.28:19–20 ; Марк.16:20 ; Деян.1:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

—6— непроглядным мраком духовной ночи богоневедения и братоненависничества, а уже с неба прогремела радостная весть миру о спасении, мире и благоволении в человеках – в ту первую христианскую ночь, когда ангел в сиянии славы Господней возвестил вифлеемским пастухам великую радость рождества Христова «и внезапно явилось с ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» ( Лк.2:13–14 ). Слава в вышних Богу: настало время мира и любви в человеках, «и приблизилось царство Божие», ибо явился на земле Великий Царь мира, Царь царей, в смиренном образе Иисуса из Назарета Галилейского для устроения Своего дивного царства; «пришел Иисус в Галилею проповедуя Евангелие царствия Божия, и говоря, что исполнилось время, и приблизилось царствие Божие; покайтесь и веруйте в Евангелие» ( Мк.1:14–15 ). Наконец, во Христе подается свыше помощь миру, погибавшему и со своей философией, и со всей своей государственной мудростью и силой; надо было только покаяться, отречься от веры в себя, от своих бессильных кумиров, и уверовать в обновляющую Силу Божию, пришедшую в мир в смиренном образе Иисуса; а отрекшись от себя, во прах пасть и преклониться пред мнимой немощью этой Силы со всеми своими силами человеческими и принести их в дар Христу. Как богословие, так и общехристианское сознание давно констатировали присутствие в христианстве такой черты, какой оно резко выделяется из всех других религий и человеческих учений, и какая дает ему бесспорное и безусловное преимущество над последними. Эта особенность заключается в том способе, каким христианство разрешает все самые жизненные задачи земного человеческого существования. Оно не берет под свою регламентацию всего, что относится к этой стороне человеческого существования, не спускается, так сказать, до данной действительности, оказывая решительное влияние на нее при всем этом. Христианство не затрагивает и не решает вопросов политики, права, экономии и пр., ограничив область своей компетенции той стороной человеческого существования, какой человек обращен к небу; поэтому оно ре-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

(Nineveh and its remains). „И прострет Господь руку Свою на север и уничтожит Ассура и обратит Ниневию в развалины, в место сухое как пустыня. И покоиться будут среди нее стада и всякого рода животные; пеликан и ёж будут ночевать в резных украшениях ее; голос их будет раздаваться в окнах, разрушение обнаружится на дверных столбах, ибо не станет на них кедровой обшивки“ Соф. 2:13–14 . Ученый, впервые открывший под землею дворец Ассирийских царей, с их стенами обставленными равными изображениями на больших алебастровых плитах, был поражен картиной разрушения и запущения, нарисованной пророком, так она отвечала найденной им действительности. В то же время, т. е. „во дни Иосии, сына Амонова“.... „и во дни Иоакима и Седекии сына Иосиина“ 30 -„до переселения Иерусалима“-восстает великий пророк Иеремия, который в своих пророчествах объемлет и отражает весь политический и культурный мир своего времени, как предшественник его Исаия в своих пророчествах начертывал состояние Иуды и всех государств своего времени. Иеремия видит сначала в пророческих видениях гибель Иерусалима и царства и переживает затем сам это событие. С его голосом умолкает пророческое слово в земле обетования. Глас пророческий начинает раздаваться в Месопотамии на реке Ховаре, близь Тель Авива 31 , тогда, когда Иерусалим еще не разрушен, а именно в пятый год плена царя Иудейского Иехонии, отправленного в Вавилон. Этот пророческий голос не перестает пророчествовать о разрушении святого города, до самого того времени, когда совершается это событие в одиннадцатый год плена Иехонии, когда в Иерусалиме вассальным царем Вавилона считается Седекия, (Матфаний) дядя Иехонии. ( 4Цap. XXV ). Между тем в Месопотамии Иезекииль пророчествует еще о важном событии, о имеющем совершиться воссоединении разошедшихся и находящихся во вражде двух ветвей дома Иакова, т. е. о доме Иуды и доме Ефрема (десяти колен Израилевых), которые отныне будут составлять опять один народ. Мы видим, что это замечательное пророчество Иезекииля ( Иез. 37:15–22 ) исполняется совершенно во время плена, так как при Ездре и Неемии нет тени разделения между Иудой и Израилем, и Израилем называется весь народ, кланявшийся Господу Богу Завета, как остававшийся в Палестине, так и возвратившийся из плена в страну свою.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   Вопрос 226. Поскольку Апостол говорит: «Злословят нас, мы благословляем; хулят нас, мы молим» ( 1Кор. 4, 12, 13 ); то как должен благословлять укоряемый, или чем утешаться хулимый? Ответ. Думаю, что Апостол здесь вообще учит нас своим примером сохранять незлобие ко всем, и поступающим с нами лукаво воздавать добром так чтобы соблюдалось подобное сему не в рассуждении только укоряющего, но и в рассуждении всякого поступающего лукаво, во исполнение сказанного: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» ( Римл.12,21 ). А слово: утешаться ( παρακαλειν), Писание употребляет не в обычном его значении, но в смысле доведения сердца до полного убеждения в истине, как в следующем месте: «Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш» ( Ис.40 1). И Апостол говорит: «желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему, то есть утешиться с вами верою общею, вашею и моею» ( Рим.1, 11, 12 ). И в другом месте: «Но Бог, утешающий смиренных, утешил нас прибытием Тита» ( 2Кор. 7, 6 ).    Вопрос 273. Какими делами может кто «хулить Духа Святого» ( Мк. 3, 29 ; Матф.12, 31–32 )?    Ответ. Из той хулы, какую произнесли тогда фарисеи, на которых и изречено сие осуждение, видно, что и ныне тот «хулит Духа Святого», кто действия и плоды Святого Духа приписывает противнику. Сему подвергаются многие, не редко рачительного опрометчиво называя тщеславным, того, кто показывает добрую ревность, ложно обвиняя в гневе, и многое подобное, лживо приписывая по лукавым подозрениям. Вопросы о страсти гнева    Вопрос 29. Каким образом можно не приходить в гнев? Ответ. Если всегда будешь в той мысли, что ты пред очами зрителя Бога и близ тебя сущего Господа. Ибо какой подданный в глазах государя отважится на что-нибудь ему неугодное? Также, если не будешь ожидать повиновения от других, но сам будешь готов к повиновению, почитая всех высшими себя. Ибо если кто требует повиновения для своей пользы; то пусть знает, что слово Господне учит, чтобы каждый услуживал другим. А если взыскивает за преслушание Господней заповеди, то потребны ему не гнев, а милосердие и сострадание, чтобы поступить подобно сказавшему: «Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал?» ( 2Кор. 11, 29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

   Вопрос 31. Ужели вовсе не позволительно смеяться? Ответ. Поскольку Господь осуждает смеющихся «ныне» ( Лук. 6, 25 ); то явно, что верному никогда нет времени смеха, и особенно при таком множестве бесчествующих Бога «преступлением закона» ( Римл. 2, 23 ) и умирающих во грехе, о которых надобно болезновать и плакать.    Вопрос 40. Если брат оскорбит брата; то как должно исправлять его? Ответ. Если оскорбил он, как Апостол, который сказал: «опечалились ради Бога, так что нисколько не понесли от нас вреда» ( 2Кор. 7, 9 ); то не оскорбивший имеет нужду в исправлении, но оскорбленный должен показать в себе свойства «печали по Богу» ( 2Кор.7 10). Если же оскорбил в том, что само по себе безразлично; то пусть оскорбивший припомнит, что сказал Апостол: «Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь» ( Римл.14, 15 ), и познав таковой грех, пусть исполнит сказанное Господом: «если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» ( Матф.5, 23–24 ).    Вопрос 41. А если оскорбивший не соглашается принести извинение? Ответ. Должны мы исполнить над ним то же, что сказал Господь о согрешившем и не покаявшимся: «если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» ( Матф.18, 17 ).    Вопрос 42. А если, когда оскорбивший приносит извинение, оскорбленный не захочет примириться?    Ответ. Господень суд на такового ясно изображен в притче о рабе, который, умоляемый клевретом, не захотел потерпеть. «Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее», Господь же прогневался, лишил его своей милости и «отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга» ( Мф.18, 31–34 ).    Вопрос 63. Что сделавший осуждается подобно роптавшим на «последних» ( Матф.20, 11, 12 )?    Ответ. Всякий осуждается за собственный свой грех, и роптавшие-за ропот. Но часто ропщут каждый по своей особенной причине: одни-потому, что не достало у них нужного к питанию, как жадные и обоготворяющие чрево; другие-потому, что получили равную с последними плату, и тем обнаруживают в себе зависть, которая в союзе с убийством, а иные ропщут и по чему либо другому.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

— Ах, Саул, Саул, — восклицал он, по одному из преданий. — Вот тебе расплата за твое милосердие к амалекитянам: даже принять смерть ты должен был от их руки! И хотя, если задуматься, этот амалекитянин оказал Саулу последнюю милость и избавил его от ненужных страданий, Давид не принял этих объяснений и на следующий день велел казнить амалекитянина: “И сказал Давид ему: как не побоялся ты поднять руку свою, чтобы погубить помазанника Господа? И подозвал Давид одного из отроков, и сказал: подойди, убей его. И тот убил его, и он умер. И сказал ему Давид: кровь твоя да будет на твою голову, ты сам виноват в смерти своей, ибо уста твои свидетельствовали против тебя, когда ты сказал: “Я убил помазанника Господня!”…” ( 2Цар. 1:14-16 ). Тогда же в порыве вдохновения он создал прекрасный и величественный реквием по Саулу и своему другу Ионафану, который с полным правом можно назвать одной из жемчужин мировой поэзии. И сегодня эти написанные три тысячи лет назад слова нельзя читать, не ощущая всей вложенной в них боли утраты; и сегодня еврейский народ повторяет их над телами своих павших героев, чувствуя, как вместе с горечью в них звучат и гордость, и восхищение их мужеством и силой их духа: Краса твоя, о Израиль, поражена на высотах твоих! Как пали сильные! Не рассказывайте в Гефе, Не возвещайте на улицах Аскалона, Чтобы не радовались дочери филистимлян, Чтобы не торжествовали дочери необрезанных… …Саул и Ионафан, любезные и согласные в жизни своей, Не разлучились и в смерти своей, Быстрее орлов, сильнее львов они были. Дочери израильские! Плачьте о Сауле, Который одевал вас в багряницу с украшениями И доставлял на одежды ваши золотые уборы. Как пали сильные на поле брани! Сражен Ионафан на высотах твоих. Скорблю о тебе, брат мой Ионафан: Ты был очень дорог для меня; Любовь твоя была для меня превыше любви женской! Как пали сильные, погибло оружие бранное! ( 2Цар. 1:19-27 ) Разгром армии Саула вверг израильтян в отчаяние. Филистимляне хозяйничали в землях всех колен, обложив их население непомерной данью. Пожалуй, со времен Исхода из Египта евреи не были так унижены и порабощены, как в те дни. Единственное, что им оставалось, — это надежда, что у народа появится новый великий лидер, способный вернуть нации былую гордость и независимость, возродить только-только начавшую зарождаться при Сауле государственность.

http://azbyka.ru/fiction/tsar-david/?ful...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010