Итак, не только параллельные места Пятокнижия, но и древний перевод дают основание думать, что Иоасу при короновании был вручен список закона. О царе Иосафате книга Паралипоменон свидетельствует, что он не только сам исполнял требования закона Божия отменив, высоты и дубравы в Иудее, но и народ учил закону. В третий год своего царствования он послал князей своих Бенхаила и Овадию и Захарию и Нафанаила и Михея, чтоб учили по городам иудиным народ, и с ним левитов: Шемаию и Нефанию, и Зевадию и Азаила, и Шемирамова и Ионафана, и Адонию и Товию и Тов-Адонию, и с ними Елишаму и Иорама, священников. И они учили в Иудее, имея с собой книгу закона Господня; и обходили все города Иудеи, и учили народ ( 2Nap. XVII, 6 – 9 ). Против сомневающихся в исторической точности священного автора книги Паралипоменон отметим то обстоятельство, что он называет по именам членов великой миссии, проповедовавшей по городам Иудеи при Иосафате. Богопризванные великие народные учители, пророки должны были учить согласно Моисееву закону. Уже Моисей предостерегал против ложных пророков: хотя бы они совершали чудеса, но если они чужды истинного боговедения и учат об иных богах, должны быть преданы смерти ( Bmop. XII, 1 – 5 ). Критерием истинного боговедения, естественно, служил писанный закон Божий. Пророки исходили из закона, раскрывали его сущность и дух. Даже раннейшие из них в своих пророчествах обнаруживают свое близкое знакомство с писанным законом Моисеевым. Чтобы не говорить бездоказательно, приведем примеры, на основании которых должно заключить, что различные места Пятокнижия оказывали влияние на пророческие речи. В выражении Oc. I, 10 будет число сынов израилевых как песок морский, котораго нельзя ни измерить, ни исчислить слова: как песок морский, котораго нельзя... исчислить – ( ) отсылают к тожественным словам Быm. XXXII, 12 и сделаю потомство твое, как песок морской, котораго не исчислить от множества – . В речи пророка Осии опущено слово (от множества), стоящее в книге Бытия XXXII, 12 и прибавлено (ни измерить) отсутствующее здесь; тем не менее тожество остальных, очень характерных слов, говорит за родство мест Oc. I, 10 и Быm. XXXII, 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Dagaev/...

Как же может быть гроздь без виноградной лозы? Как может быть подтверждено всякое дело и в мире произойти будущее спасение? Исповедуют вестники – великие Пророки и Закон, а тем более, что Сам Господь говорит, что [ Col. 516 ] «Закон и Пророки до Иоанна» ( Лк.16:16 ), и «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» ( Мф.5:17 ). О муть всякой ереси! Достаточно им их имени для веры их. О них изрек великий Псалмопевец Давид: «Рече безумен в сердцы своем: несть Бог . Растлеша и омерзишася в начинаниих: несть творяй благостыню» ( Пс.13:1 ), и они, не исповедующие Пришествия во плоти, но призрак 14 , несмотря на то, что Господь говорит иудеям: «Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» ( Ин.18:23 ). И опять как говорит Он служителю, ударившему Его: «Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» ( Ин.18:23 ). Разве призрака можно ударить или пригвоздить ко кресту? Итак, разве это не тело? И как тогда он говорит, что призрак? И сии истреблены, считая, что божественное вино не разбавлено и в исступлении погибли. 10 . Скажем и Новату, называющему себя чистым и думающим уничтожить покаяние 16 . О, исполненный грязи и зловония, разве ты не слышал благого и человеколюбивого Бога всяческих, говорящего через великого Пророка: «Не хочу смерти грешника», но покаяния ( Иез.18:32 ). И опять-таки великого Иова: «Никто не чист от скверны, даже если бы он жил лишь один день на земле» ( Иов.14:4 ). И опять же, когда ученики спросили Господа: «Сколько нам прощать согрешающего? До семи раз?» Он ответил им: «Нет, но до седмижды семидесяти раз» ( Мф.18:22 ). При возвращении обетования покаяние становится вечным не для того, чтобы мы, услышав об этом, продолжили грешить, да не будет! Но чтобы показали благость Благого и человеколюбивого Бога всяческих, Который опять-таки возвещает через великого Исаию Иерусалиму, говоря ему так: «Слыши, небо, и внуши, земле, яко Господь возглагола: сыны родих и возвысих, тии же отвергошася Меня» ( Ис.1:2 ) и так далее.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

Когда он принимал великолепную одежду и облекался во все величественное украшение, то, при восхождении к святому жертвеннику, освещал блеском окружность святилища. Также, когда он принимал жертвенные части из рук священников, стоя у огня жертвенника, — вокруг него был венец братьев, как отрасли кедра на Ливане, и они окружали его как финиковые ветви, и все сыны Аарона в славе своей, и приношение Господу в руках их пред всем собранием Израиля (Сир. 50, 5–15). В приведенных поэтичных словах еврей восхваляет своего религиозного представителя, осуществляющего пред лицом своего народа и от его лица всю красоту ветхозаветного культа. Не сам еврей исполняет культ, а только наблюдает, как исполняет его от лица народа религиозный представитель народа — священник. 2 . ПРОРОЧЕСТВО Ветхозаветное пророчество было величайшим явлением ветхозаветной религии, главнейшим нервом религиозной народной жизни. Еврейская религия — религия пророков. Пророки — самые великие и высокие личности Ветхого Завета. Пред ними преклоняются даже представители крайне отрицательных взглядов на факты библейской истории. Те, кто во всей Библии не видит ничего, кроме естественного и натурального, хотя и видят в пророках лишь политическую «оппозицию», но все же считают пророков выдающимися личностями, героями духа. Книги Ветхого Завета, в большей своей части имевшие авторами именно пророков, дают весьма богатый материал для точного определения принципов пророчества. Эти принципы еще более, чем принципы священства, могут быть определены из филологического анализа терминов, которыми в Библии называются пророки. Таких терминов три: nabi, го’е и: hoze. Самый употребительный и наиболее типичный термин, несомненно, «nabi»; термины же го’е и hoze оттеняют больше сокровенную сторону личной жизни и личных переживаний пророка, тогда как nabi определяет пророка в его исторически-религиозной жизни и деятельности. Nabi поэтому обозначает человека, который, будучи сам научен, передает преподанное ему активно и сознательно другим.

http://pravoslavie.ru/5840.html

Когда промысл Божий поставляет вас в таких обстоятельствах, что за последование Иисусу Христу должны вы подвергаться оскорблениям, клеветам, лишениям, явному или тайному гонению, помните слово Господа: «так обо изгнаша Пророки, иже беша прежде вас» ( Мф.5:12 ). «Так гнали и Пророков, бывших прежде вас». Представьте, кто были эти Пророки? Посланники Божии, Святым Духом руководимые. По внушению Духа Божия они возвещали истину, обличали неправды, побуждали к добродетели, утешали среди скорбей и несчастий, утверждали в истинном благочестии, проповедовали о пришествии Искупителя мира. Как же с ними обходились? Каким оскорблениям подвергали их? Прочтите, что пишет о них Апостол Павел. " Они были, – говорит он, – подвергаемы посмеянию и побоям, также узам и темнице; камнями побиваемы были, перепиливаемы были; от пыток и меча умирали; скитались, терпя недостатки, бедствия, озлобления. Те, которых не стоил мир, блуждали по пустыням и горам, по пещерам и ущелиям земли» ( Евр.11:36–38 ). Помните пример самого Христа, Спасителя, «иже, вместо предлежащия ему радости», после разных поношений и страданий, «претерпе крест» ( Евр.12:2 ). Сколько благодеяний оказал миру Богочеловек Иисус? И как же мир принимал Его? Чем возблагодарил Его за величайшие благодеяния? Помните пример избранных учеников Христовых, святых Апостолов, возвещавших всему миру о Царствии Божием. Оживляйте чаще в своей памяти их великие подвиги, испытанные ими скорби и болезни, равно и то, как великодушно переносили они все трудности крестного пути, которым шли по следам Христа Спасителя: " Доныне, – писал святой Павел, – терпим голод и жажду, и наготу, и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, а мы благословляем; нас гонят, мы терпим; нас хулят, мы молимся; мы, как сор для мира, как прах всеми попираемый, доныне» ( 1Кор.4:11–13 ). Пример их терпения и вас одушевит терпением и преданностью промыслу Божию. Размышляйте с благоговением о трудах и скорбях преемников Апостольских, пастырей и учителей, которые после Апостолов проповедовали учение Христово и руководили ко спасению. Сколько встречали они врагов! Сколько терпели поношений, оскорблений и сколько страдали! Среди трудных обстоятельств вашего положения, размышляйте об их трудах и скорбях и вместе об их мужестве и великодушии, с каким переносили они все неудобства тесного пути Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Настоящий пророк знает эту муку творчества слова так же, как ее знает и каждый настоящий поэт, который прикасается к тайне творчества. Все настоящие пророки Господни и многие великие поэты знают, где источник разрешения тайны творчества. Он — в Самом Господе, Единственном Творце всего этого мира видимого и невидимого, словесного и бессловесного. Тайну эту лучше других выразил величайший поэт Ветхого Завета: «Как дождь и, снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и, произ- ращать, чтобы, она давапа семя тому, кто сеет, и, хнеб тому, кто ест, — так и, слово Мое, которое исходит из уст Моих, — оно не возвращается ко Mm тщетным, но исполняет то, что Mm угодно, и, совершает то, для чего Я послал, его» (Ис 55.10–11). Пророк (как и настоящий поэт) не просто несет огонь слова Господня. Он должен зажечь им сердца других людей, сделать их сопричастными тайне творчества. Но для этого необходимо, чтобы огнем любви к Господу, огнем любви Божьей горело и его сердце. Поэтому пророк может возвещать слово Господне только на языке поэзии. Этот язык наиболее пригоден для настоящего пророка. Все настоящие пророки — поэты. И все пророческие книги Ветхого и Нового Завета — подлинная поэзия, причем высочайшего уровня. Более того, на все века и тысячелетия именно библейская поэзия стала образцом для мировой поэзии. Можно дерзновенно предположить, что во всех культурах и языках все подлинные поэты — хотя бы немного пророки. Эта мысль известна многим настоящим поэтам. Русская поэзия знает тайну природы поэтического творчества очень хорошо. Настоящий поэт, как и настоящий пророк не может не говорить. Если он умолкнет, то камни возопиют: «А когда Он, приблизился к спуску с гсрты, Елеонской, все множество учеников начано в радости, велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они, говоря: благословен, Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних! И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим. Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопи- ют» (Лк 19.37–40).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Под давлением внешнего врага (филистимлян) народ пришел к мысли о необходимости твердой политической организации; была создана царская власть, которая в свою очередь создала (Давид) религиозный центр, в виде столицы государства – Иерусалима, куда был перенесен ковчег завета. Преемник Давида Соломон завершил это дело созданием храма. Период царей имел еще одно последствие для израильской религии. Израильские цари, особенно цари блестящего периода, поставили Палестину в ряды великих государств древности и сделали обычными для израильского народа сношения с Египтом и Финикией. Эти сношения привели и к религиозному взаимодействию народов, которое мы еще не можем описать во всех подробностях, но символом которого может служить Соломонов храм, построенный вплоть до мелочей по типу финикийских святилищ. Как известно, по смерти Соломона (950 г.) Израиль разделился в политическом отношении по два царства: северное, сохранившее священное имя Израиля со столицей Сихем, и южное, называвшееся с тех пор Иудеей. Здесь начинается новый период израильской религии, отмеченный с одной стороны политическими бедствиями вплоть до покорения иноземному игу Ассирии (720 г.) и Вавилона (587 г.), а с другой – выступлением пророков, которые дали израильской религии новое движение. Пророками назывались лица, обладавющие даром непосредственных сношений с Богом. Это было многочисленное сословие, жившее общинами, к которым обращались в затруднительных случаях частные люди и цари. Из их среды вышли те замечательные лица, как Илия, Исайя, Иеремия, которые, благодаря своему мощному духу, находили в себе силы идти против общего движения народной жизни, против погрязшего в идолослужении народа и царей. Великие пророки резко отделяют себя от лже-пророков, прорицателей и сновидцев, выдающих свои измышления за слова Бога, «которые действуют своим языком, а говорят: Он сказал». «Пророк, который видел сон, пусть и рассказывает его, как сон; а у которого Мое слово, тот пусть говорит слово Мое верно. Что общего у мякины с чистым зерном?» (Иер. XXIII). С пророками Бог говорил непосредственно, и сила этого слова была такова, что они должны были передавать Божественные глаголы народу. Пророк и рад бы молчать, потому что за свои пророчества он подвергался непрерывным преследованиям и насмешкам, – но Бог сильнее пророка. «И подумал я, – пишет Иеремия, – не буду я напоминать о Нем, не буду больше говорить во имя Его; но было в сердце моем, как бы огонь горящий, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, и – не мог». И вот влекомый этой непреодолимой силой, сжигаемый огнем Божьих слов пророк идет в народную толпу, к правителям, царям, жрецам и властно говорит им волю Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Elch...

Подобно этому пророки каждого благочестивого царя называли Давидом, а иудеев князьями содомскими и сынами ефиопов, и именно по образу жизни их. Как Илия будет предтечею второго пришествия, так Иоанн был предтечею первого. 2. Но не по одной только указанной причине Христос везде именует его Илиею, но и для того, чтобы показать, что Он говорит совершенно согласно с Ветхим Заветом, что пришествие это совершилось по пророчеству. Потому и присоединяет: “пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели”. Что такое значит, вся “как хотели”? Ввергли в темницу, поругались, умертвили, принесли главу его на блюде. “Так и Сын Человеческий пострадает от них”. Видишь, как благовременно Он опять напоминает им о страдании? Он уже утешил их страданиями Иоанна; и не этим только, но и тем, что вскоре начинает совершать великие чудеса. Когда говорит Он о страданиях, то тотчас же творит чудеса; и, как можно заметить, Он и прежде слов этих и после, и вообще при всяком случае поступал так. Тогда “начал открывать …, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать …и быть убиту” (Мф. 16:21). Когда же? Тогда, как исповедывали, что Он Христос и Сын Божий. И еще на горе напоминал им о страданиях, когда показал им чудное видение, и когда о славе Его разговаривали пророки. Окончивши историю об Иоанне, Он присовокупил: “Так и Сын Человеческий пострадает от них”; и немного спустя, когда изгнал беса, которого ученики не могли изгнать, “Во время пребывания их в Галилее, — рассказывает евангелист, — Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и в третий день воскреснет” (Мф. 17:22,23). Так поступал Он для того, чтобы величием чудес уменьшить чрезмерность печали, и чтобы как-нибудь их утешить. Так и здесь, напомнивши о смерти Иоанна, доставил им великое утешение. Если же кто спросит: почему Он и теперь не послал Илию, когда столько благодеяний свидетельствуют о Его пришествии? — отвечаем: потому, что и теперь признающие Христа за Илию не уверовали в Него; и ясно говорится: одни Тебя почитают Илиею, другие Иеремиею (Мф.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1904...

Поэтому именно в Северном царстве, где так сильно сгустилась над Церковью тьма, с невиданной до сих пор активностью начинают свое служение великие пророки. Правители Израильского царства яростно обрушили свой гнев и всю мощь государства против пророков Божьих, видя в них главную опасность своего царствования и самого существования разделенного государства. Даже великий пророк Илия не мог выдержать их постоянных гонений. Так понятен его крик к Господу: «сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее» ( 3Цар.19:10 ). Таким образом, время, в которое совершали свое служение пророки, было самым неблагоприятным в истории ветхозаветной Церкви. Это отмечает евангелист Иоанн, когда пишет о служении последнего и величайшего из всех ветхозаветных пророков Предтечи Господа Иоанна: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него» ( Ин.1:5–7 ). Во все времена, когда сгущалась тьма греха, когда народ отходил от поклонения Богу, когда была угроза, что Церковь останется во мраке беззакония, Господь посылал Своих служителей-пророков для свидетельства, что Он есть, для призыва народа Божия к покаянию, для обличения греха и неправды, для утешения, что милость Божия и верность Его неизменны. 2.6. Проблема исполнения пророчеств Для человека, только приступающего к чтению пророческих книг, сама постановка вопроса может показаться странной: в чем здесь проблема? В Ветхом Завете можно увидеть разные пророчества. Про одни можно утверждать абсолютно точно, что они исполнились. Это исторический факт, подтвержденный различными документальными источниками. Например, многочисленные пророчества о разрушении Иерусалимского храма, падении Иудеи и последующем плене. «Вы, которые день бедствия считаете далеким и приближаете торжество насилия, – вы, которые лежите на ложах из слоновой кости и нежитесь на постелях ваших, едите лучших овнов из стада и тельцов с тучного пастбища, поете под звуки гуслей, думая, что владеете музыкальным орудием, как Давид, пьете из чаш вино, мажетесь наилучшими мастями, и не болезнуете о бедствии Иосифа! За то ныне пойдут они в плен во главе пленных, и кончится ликование изнеженных» ( Ам.6:3–7 ). Нет никаких сомнений, что в 586 году н. э. это пророчество было исполнено, город был захвачен штурмовыми отрядами армии Навуходоносора, а Храм – разрушен.

http://azbyka.ru/vnimaya-golosu-prorokov

Правило жизни «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» ( Мф. 7:12 ). Эти короткие и понятные всем евангельские слова Христовы содержат в себе сущность всех других евангельских наставлений. «В этом закон и пророки», – говорит Спаситель и заповедует в Своих словах любовь к людям, любовь друг ко другу во всех ее проявлениях. И кто исполняет это святое евангельское правило, тот достигнет высоты духовного совершенства, потому что он исполняет требование наибольшей заповеди христианской жизни – заповеди о любви. Господь не требует никаких особых подвигов с нашей стороны. Он ясно говорит каждому из нас: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». А о том, как мы должны поступать с людьми и как мы хотим, чтобы с нами поступали люди, всегда скажут нам и совесть наша, и сердце, и разум. Ты хочешь, чтобы никто не насмехался над твоими слабостями и недостатками. Это неприятно тебе, это бывает тяжко для тебя. Так ты сам, как говорит Апостол, «удерживай язык твой от зла» ( 1Петр. 3:10 ). Тебе бывает тяжело переживать осуждение тебя со стороны других. Не осуждай сам никого. О, если бы мы чаще себе напоминали великие слова Христовы: «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете» ( Лк. 6:37 ). Господь обещает каждому из нас: если мы не будем осуждать, а будем прощать, Он не осудит и нас, простит и нам. Ты хочешь, чтобы люди к тебе не были жестокосердными, злыми. Сам не будь черствым. Открывай свое сердце перед бедой и скорбью ближнего твоего, будь милостивым, любящим брата своего. Господь воздаст нам вечным воздаянием, если мы будем милостивыми; Он обещает помилование всем тем, кто проявит добродетель милосердия в своей жизни земной. А вечное помилование – это то, что носит в своих чистых и святых мечтах каждый истинный христианин, о чем он пламенно просит, думая о смерти и отчете по смерти за все свои дела, совершенные в дни земной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Проблема – не только в дегенерации религиозного поведения, не только в ритуализации богослужения, литургическом формализме. Исайя – это не Иеремия и не священник Иезекииль: великие пророки-писатели не говорят одно и то же. Исайя никогда не пророчествовал против храма и никогда не предсказывал разрушения Иерусалима. Его “видение”, напротив – возвышение храмовой горы над окрестными горами. Этот пророк получил свое “призвание” – если можно использовать этот современный термин – внутри святилища, в час вечернего воскурения, и получил опыт общения с трисвятым Богом (Ис 6:1-8). Несмотря на это, а может, именно поэтому Исайя – самый немилосердный критик богослужения, критик не только его неискренности, не только разделения правосудия и религиозности, но и – как сам он выражается – смешения беззакония с празднованием. Исайя изничтожает всю экономику жертвоприношений, не сохраняя ничего: К чему Мне множество жертв ваших? – говорит Господь. – Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов, и агнцев, и козлов не хочу. Когда вы приходите являться пред лицо Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие и празднование! (Ис 1:11-13). Это пророческое поучение, сокращенное до простейшей формулировки, повторяется дважды и в Евангелии: Любви  хочу, а не жертвы (Ос 6:6). В любви, о которой здесь говорится, нет ничего эротического, эmo chesed : милосердие, благожелательность, искренность по отношению к своему ближнему. Иными словами, любовь к ближнему заменяет жертвы, устраняет их необходимость. В этом смысле слова Ос 6:6 интерпретировались и в раввинистической среде после разрушения храма. Говорится не о предпочтительности, а о строгом противопоставлении. Поэтому Гешель мог сказать, что матрица пророчества – не сакральный опыт, потому что если бы было так, то “пророки не осуждали бы то, что народ почитал святыней” . Политика

http://pravmir.ru/kto-takie-proroki/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010