Здесь, конечно, наблюдалась Иаковом будущность его потомков: их восхождение, и падение, и вновь восхождение. Он видел и ангелов целых народов, как высоко они поднимались и как потом низко падали. Поэтому вот эта лестница от земли до неба имеет для нас больше символическое значение. И мы читаем далее: « И вот, Господь стоит на ней, и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака; [не бойся]. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему » ( Быт. 28:13 ). Обычно, когда Господь является символически в пророческих видениях, Он восседает на троне – это и Апокалипсис ( Откр. 20:11 ), и великие пророки ( Иез. 43:7 ; Дан. 7:9 ). А что означает Бог, который встает на этой лестнице судьбы? Господь, тут прочитали мы, который «стоит на ней» ( Быт. 28:13 ) – это означает решение, которое вынесено. Это означает решение, которое провозглашено. Почему? Потому что на Востоке, когда проходило любое судебное разбирательство, все сидели. Но когда выносилось решение, то судья, который выносил приговор, вставал обязательно и объявлял приговор стоя. Так как Моисей писал для людей своего времени, он использует, по вдохновению от Духа Святаго, вот такой распознаваемый образ. То есть Бог уже не переменит ничего! Исав будет оставаться злодеем, а Иаков – патриархом Божьим! Но здесь возникает другой вопрос: «И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака» ( Быт. 28:13 ). Как это – «Авраама, отца твоего» ( Быт. 28:13 )? У Иакова отец был Исаак, а почему здесь сказано: «Авраама, отца твоего» ( Быт. 28:13 )? И только потом про Исаака говорится… Иаков был духовным воспитанником Авраама! Авраам воспитывал их, Иакова и Исава до пятнадцатилетнего возраста, не забывайте об этом! Для меня есть великое утешение в том, что Иаков называется «сыном Авраама». Почему? Те люди, которые дали обет безбрачия или монашествующие, иногда чувствуют внутреннее беспокойство: «Нет детей!» Я читал записки одного священника, он отвечает другому, молодому еще отцу, такими словами: «Ты говоришь, что нет детей, и это проблема? Почему: «нет детей»? Все дети – твои дети! Тебя же называют «отцом»! И будь для них, настоящим отцом!»

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними. Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом. При сем Петр сказал Иисусу: Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии. Ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе. И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшел глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте. И, внезапно посмотрев вокруг, никого более с собою не видели, кроме одного Иисуса (Мк 9:1–8). Высокой горой, на которой произошло это чудо, и был Фавор. Здесь, на ее вершине перед изумленными учениками явились давно умершие великие пророки Моисей и Илия, беседующие с их Учителем. А сам Учитель вдруг изменился удивительным образом. Не только одежды Иисуса светились неземной белизной, но и лицо Его стало сиять, словно солнце. Гора Фавор расположена всего в нескольких километрах от Назарета — небольшого селения, где прошли детство и юность Иисуса. Склоны Фавора покрыты вечнозелеными дубами, оливами, акацией, орешником, олеандром, кустами диких роз и жасмина. Подниматься на гору пешком приходилось часа три. Но зато тем, кто проделал этот путь, открывался удивительный вид на окрестности Фавора. Со всех сторон гору окружает плоская равнина. Словно аккуратно поделенные кусочки торта, видны на ней поля и сады. Вся долина внизу изрезана линиями дорог. Отдельно от других — прямой, как стрела, главный путь из Египта в Дамаск. Каждый день по нему шли караваны из могучих верблюдов, везущих разные товары. Но отсюда, с Фавора они казались не больше муравьев. А на горизонте в легкой дымке виднелись горы, окружающие Галилейское море. Здесь, среди всей этой земной красоты Иисус открыл Своим ученикам красоту небесную, затмевающую любые человеческие представления о прекрасном. Спустя сорок дней Ему предстояло отдать Свою жизнь ради спасения человечества.

http://foma.ru/goryi-v-evangelii.html

И Бог повелел, и Иона был выпущен. В славянском языке используется такое выражение: «изблевал» кит Иону. В богослужебной литературе это часто используется, иногда людей, возможно, смущает, но именно такое было действие. Иона идет в город, проповедует, что через 40 дней город будет разрушен. Неожиданно его проповедь возымела действие. Все люди этого города, от мала до велика, по повелению правителя наложили на себя пост. Буквально было объявлено, что поститься должны все, все должны сойти со своих седалищ, почетных и важных, все должны надеть вретище, посыпать голову пеплом, то есть смириться, забыть о своих роскошных шелковых и парчовых нарядах, о своем избытке. Все должны уравняться друг с другом, стать как последние нищие. Иона как прообраз Христа Все должны перестать вкушать и пить, причем это распространялось даже на скот и на младенцев, чтобы вопль, который до этого восходил перед лицом Бога о грехах народа, заменился воплем этого страждущего перед Богом населения. Понятно, коровы мычат, лошади ржут, дети плачут, малыши просят кушать, женщины плачут перед мужьями, что дети их плачут. Все вокруг вопит и плачет от того, что они страдают перед Богом, авось, Бог сжалится и помилует. Иона вышел за пределы города и ждет, что из этого будет, но ничего не происходит. И Иона, как сказано, раздражился. Не расстроился, не огорчился – Библия приводит такое слово: «раздражился». Его посетило раздражение, он в гневе. И он спорит с Богом: «о, Господи! не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии. И ныне, Господи, возьми душу мою от меня, ибо лучше мне умереть, нежели жить. И сказал Господь: неужели это огорчило тебя так сильно?» – раз он говорит это с раздражением, то, очевидно, не вполне адекватно описывает то состояние, по причине которого он сбежал. Тем более, что он мог видеть, что израильские города вкушают плоды гнева Божия. Но он раздражился, и Господь, что удивительно, его не наказывает. А ведь Иона ведет себя совсем не так, как все остальные пророки, и великие, и малые – таких резких, раздражительных слов я не читал ни в одной Книге пророков.

http://azbyka.ru/chitaem-vethij-zavet?fu...

…»И видел я выходящих из уст дракона и из уст зверя, и из уст лжепророка трех духов нечистых подобных жабам: Это – бесовские духи, творящие знамения ; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать из на брань в оный великий день Бога Вседержителя» 177 . Говорит великий Тойновидец. И эти великие слова лучше всего характеризуют природу тех явлений, которые царят во всех сторонах человеческой жизни вне Христовой Церкви. Здесь я не могу умолчать о том чрезвычайно знаменательном факте, что стоило только появиться в жизни почти массовому стремлению к исследованию Божественного Слова, и в особенности его пророческих сказаний, как грибы из-под земли начали вырастать теперь новые движения, – обличители подлинности и правдивости священного писания. Так стоящий во главе этой, юной еще плеяды «славных» стал некто Н. А. Морозов, который пытается доказать, что Откровение принадлежит не Иоанну Богослову, ученику Господа нашего Иисуса Христа, а Иоанну Златоустом у и представляет собой чуть ли не политический памфлет. Что же касается других книг Библии, то, например, пророчества ветхозаветных пророков Исаии, Иеремии, Иезекииля и др., то «они де написаны после жизни Божественного Спасителя мира в V веке по Р. Х.«… Нужды нет, что эти любопытные трактаты представляют собой не только ненаучные труды, а бред большой фантазии – они имеют своих читателей, идут в среду тех, кто привык верить всему, что выходит из-под печатного станка – на слово, и делают большую услугу сатане. И конечно, все эти пророки нового слова в 99% из ста сами не подозревают, что они служат врагу Христа – сатане. В заключение всего приведенного укажу еще на один текст Слова Божия, Нового Завета, который ясно свидетельствует о том, что нового, кроме данного уже, быть ничего не может , и ко всему этому новому должно относиться с большой осторожностью. » Если бы даже мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема " 178 . Мне кажется, что твердое знание хотя бы только одного этого текста Священного писания, и то должно заставить всякого благоразумного человека очень и очень задуматься над всем, что благовествуется в разных антихристианских и антицерковных учениях, в том числе и в спиритизме, и в оккультизме, и в теософии.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/spiritiz...

И до нее донесется величественный гул звона пасхального, и ее душу осветит свет воскресения и ее сердце вспомнило из далекого беспечального прошлого великие дни великой пасхальной радости христианской, и она, забывшаяся на минуту в общем забытьи мировой радости, поцеловала головки спящих малюток своих; но затем, затем... когда проснулись они и залепетали; «мама, хлебца, мама, есть хочу», вспомнила она, что ничего не может дать им, даже облитого слезами куска черствого хлеба. Так для того ли раздастся тысячекратно; Христос воскресе и – воистину воскресе?! Для того ли в светлый день Христов будет царить духовный восторг молитвы в наших храмах, где все именоваться будут братьями, где даже ненавидящим и обидящим простится все воскресением?! Для того ли, наконец, этот предлежащий во гробе Божественный Мертвец оставил нам Свою последнюю волю и дал предсмертный завет любви взаимной?! Сюда, сюда, к нужде и голоду обратим мы сегодня взоры свои с деятельною, сколько можем, помощью! Кое-что здесь уже сделано для взрослых нуждающихся 131 . Сегодня же, в этом храме, принадлежащем детям, в этом месте молитвы детской, соберем наши посильные лепты в пользу голодающих детей-школьников в тех местностях, которые пострадали от неурожая. Отрем каждый слезы хоть одного несчастного: это будет лучшей данью, лучшим поклонением и лобзанием Умершему Господу, завещавшему нам Свою предсмертную волю: «Сие заповедую вам, да любите друг друга» ( Ин. 15:17 ). Это не помешает, не омрачит и нашей радости Его грядущего Воскресенья; напротив, и возвысит ее, и восполнит новой радостью чистой, светлой и духовной! Аминь 132 . Помощь голодающим 133 . Звание христианское Ученики в Антиохии в первый раз стали называться христианами, В те дни пришли из Иерусалима в Антиохию пророки и один из них предвозвестил Духом, что по всей вселенной будет великий голод, который и был при кесаре Клавдии. Тогда ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие к братьям, живущим в Иудее, что и сделали, послав собранное к пресвитерам через Варнаву и Савла ( Деян. 11:26–30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

И наслаждаться ими, если только сохраните мир и любовь между собою, вы подлинно будете. Ибо что такое мир между вами? Мир между вами есть стена крепкая и неразрушимая, о которую разобьются все неприятности монастырские; мир между вами есть столп, на котором спасение всех монахов, вам вверенных, утвердится. Мир между вами есть ваши ограда и щит против стрел дьявола, которые он особенно часто пускает в монастырях именно на власть имеющих. Мир, наконец, между вами есть иго благое и приятное и для вас самих, и в очах Божиих угодное. Итак, да водворится он и между вами, власть имеющими! И «умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» ( 1Кор.1:10 ). Аминь. 4-й день 221. Будет ли награда в будущей жизни тем, которые здесь на земле прославляют Пресвятую Богородицу и святых (Из жизни преподобного Иосифа Песнописца. Чет. Мин. апр. 4) Многие из христиан и в молитвах домашних, и в церквах – в пениях и песнях духовных прославляют Божию Матерь и святых. Как вы думаете, братие, будет таким людям, за прославление Божией Матери и святых, награда на небесах или нет? Да, знайте, что некоторым из них будет, и это мы докажем примером следующим. В тот час, когда скончался преподобный Иосиф Песнотворец, один из друзей его, муж праведный и благочестивый, услышал голос, говоривший ему: «Выйди из дома и смотри на великие таинства Божии». Он вышел и увидел небо отверстым, и с него сходили сначала апостолы, за ними пророки, за пророками мученики и, наконец, после всех, святители. Друг Иосифа ужасался, дивился и недоумевал тому, что хочет быть. Но вот он услышал снова голос: «Смотри и внимай тому, что увидишь». И тотчас он увидел четырех юношей, сиявших небесною славою, а посреди них шла Пресвятая Богородица. И Пресвятая Богородица сказала святым мужам: «Возьмите от земли святую душу, которая ваши дела и памяти ваших дней в песнопениях прославила и своей жизнью вам подражала».

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

И просияло лице Его, а одежда Его сделалась белою, блистающею. Рядом с Ним встали Моисей и Илия, великие ветхозаветные пророки. И видели ученики Его и дивились. И сказал Петр: Наставник! хорошо нам здесь быть; поставим три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии. Но Петр еще не успел закончить своих слов, как удалились Моисей и Илия, и светлое облако окружило Господа и учеников, и раздался голос, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте. Когда ученики услышали этот голос, они пали на землю, как мертвые, и остались лежать, пока Господь не подошел и не сказал им: встаньте и не бойтесь (ср.: Ee. 9, 28–36; Io. 17, 7).Почему Господь не взял всех, а только троих учеников на Фавор? Потому, что Иуда не был достоин видеть Божественную славу Учителя, Которого он собирался предать, но Господь не хотел оставить его под горой, чтобы тот не мог этим оправдать своего предательства. Почему Он преобразился на горе, а не в долине? Чтобы научить нас двум добродетелям — трудолюбию и богомыслию. Ибо подъем к вершине требует труда, а высота вершины знаменует высоту помыслов, то есть богомыслие. Почему Он преобразился ночью? Потому, что молитве и богомыслию ночь подобает больше, чем день, ибо покрывает тьмой всю красоту земли и открывает красоту звездного неба. Почему появились Моисей и Илия? Чтобы развеять еврейское заблуждение, будто Христос — один из пророков, как Илия, Иеремия или другие; Он явился как Царь над пророками, а Моисей и Илия — как слуги Его.Это явление Его Божества и свидетельство о Нем как о Сыне Божием должны были послужить ученикам в дни страданий Господа укреплением непоколебимости их веры в Него и в Его конечную победу. Иисус перед входом в Иерусалим Скажите дщери Сиона: грядет Спаситель твой.Еп. 62, 11Его слово взволновало народ, всколыхнуло Палестину. Те, кто видел Его однажды, чувствовали потребность быть рядом с Ним снова и снова, видеть Его постоянно и слова Его, которые через слух доходили до самой глубины души, слушать бесконечно.Палестина видела исцеление иерихонских слепых, видела насыщение пяти тысяч человек пятью хлебами; видела, как расслабленный, встав с одра, благодарит Господа; видела, как умерший сын вдовы вновь наслаждается жизнью; видела, как исцеленные прокаженные поют и радуются.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1303...

Израиль упивался этим вином и ел эти ягоды со времен Иезавели и скорбь жестокая постигла его. Но, как мы говорили, великие пророки со времени Илии боролись против идолопоклонства, почти совершенно искоренили культ Ваала и подготовили народ к возврату к культу Единого. Несчастие страны довершило в сердцах народа возврат к Богу и истине. И те, которые пошли в плен, унесли Его в сердце своем, и те, которые оставались в стране примкнули к Пасхе Езекии. 12 . Увы! шум народов многих! шумят они, как шумит море. Рев племен! они ревут, как ревут сильные воды. 13 . Ревут народы, как ревут сильные воды; но Он погрозил им, и они далеко побежали, и были гонимы, как прах по горам от ветра и как пыль от вихря. 14 . Вечер – и вот ужас! и прежде утра уже нет его. Такова участь грабителей наших, жребий разорителей наших. Последний 14-й стих в особенности ярко рисует гибель армии Сеннахерима, в одну ночь погибшей от Ангела Божия ( 4Цар. 19:35 ). Слова „наши грабители и разорители“ рисуют ярко деятельность Ассириян в Палестине. Но от частного пророчества перенесемся мыслию к всемирному пророчеству, столь величественно изображающему нашествие народа, когда он уподобляется стихийной силе, двигающейся почти бессознательно по известному направлению, как двигались в доисторические времена массы Ариев, и в исторические-Скифы перед падением Ниневии, и позже Готы, Гунны и всякие другие народы, которым приказал Бог идти. (См. выше XIII и ниже XXI о Мидянах). Но такой же бессознательной относительно силой были и Ассирияне и Вавилоняне и Персы и Греки и Римляне, исполнявшие Божии предопределения на земле. Как море, гонимое ветром, ревет и воздымает волны и грозит затопить сушу, так ревет и затопляет людская волна известную страну; но вот: Он повелел!... И вмиг утихают волны,-и рассееваются толпы в свою очередь гонимые страхом. „Вечер-вот ужас!... к утру нет его“! Ср. X, 13, XIV, с нашими примечаниями. К главам XVIII, XIX и XX В главе XVIII произносится пророчество об Ефиопии (земле Куш), в которой царствовала жреческая династия родом из Египта, и влияние которой простиралось на весь Египет, встречая только противодействие в Дельте, или нижнем Египте. Жреческая династия рушится, во-первых, потому, что ей нанесены были страшные удары Есархадоном в Египте 798 , во-вторых потому, что ее заменяет XXVI, Саитская династия, представитель которой Псамметих, своей женитьбой на принцессе наследнице жреческой династии, соединяет права завоевания Ассирии в Дельте с наследственными правами фараонов Египетских, правивших Египтом из земли Куш, т. е. Ефиопии 799 . Имя Псамметих Ефиопское и означает сын солнца 800 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Илия, истинный ревнитель славы Божией, и искренно преданный великому делу, возложенному на него Господом, изливает пред Господом тоску души своей. «Он (Илия) сказал: возревновал я о Господе Боге Саваофе; ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники, и пророков Твоих убили мечем; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее» (ст. 10). По-видимому Илии отвечает первый раз Ангел (ст. 11 – 12), который говорит ему, как ему явится Господь. Это явствует из последующего откровения, когда глаголет Сам Господь (ст. 15), и, раскрывая отчасти пророку будущее, устраняет его преувеличенные опасения. Глубоко таинственно и умилительно предупреждение Илии о том, как ему явится милосердый Владыка вселенной (3 Ц. XIX, 11–12). Для внимательного читателя раскрывается, что сущность откровения, которого сподобился Илия, совершенно тожественна с откровением, которого удостоился Моисей. Мы считаем нужным привести здесь текст Исхода XXXIV, 5–6. Моисей ( Ucx. XXXIII, 21–23 ) стоит в расселине скалы, как и Илия стоит у входа в пещеру (3 Д. XIX, 13). «И сошел Господь в облаке, и остановился там, близь Моисея, и провозгласил имя Иеговы (Вечно Живущаго). И прошел Иегова пред лицем его и возгласил: Господь (Иегова) Господь Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный». Ранее того ( Ucx. XXXIII, 23 ) Господь говорил Моисею, что человек не может видеть славу Божию: он может видеть Бога лишь в совершившихся уже делах и событиях, в прошедшем, – но не в настоящем и будущем 806 . Единое явление Бога в настоящем было воплощение Сына Божия, поэтому-то и сказано Uoah. I, 18 : «Бога никто же виде нигде же: единородный Сын, сый в лоне Отчи, той исповеда» 807 . Также и Илии не дано видеть Бога: он слышит великие явления и слышит тихий глас, но он ничего не видит, имея притом лице свое закрытое милотью (ст. 13). Но мы хотим сопоставить и сличить оба откровения, чтобы видеть их существенное тожество. Господь говорит о Себе Моисею, что Он Бог долготерпеливый и милостивый, а Илии открывается, что Господь не в грозных явлениях, предшествующих Ему, а в веянии тихого ветра, в том радостном чувстве спокойствия, приносимого благодатью, которое ясно говорит сердцу человеческому, что Господь есть Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Имейте в виду: такой веры, какая была у разбойника, не было даже у самих апостолов. Ведь легко исповедовать было Христа Спасителя в то время, когда Он находился в славе, когда Он творил великие чудеса. Если бы разбойник видел Его воскрешающим Лазаря, то нетрудно было бы ему воскликнуть с апостолом Фомою: Господь мой и Бог мой! ( Ин.20:28 ). Конечно, легко было бы исповедать Господа, видя Его преобразующимся на Фаворе, во славе, видя, как сходили к Нему с неба пророки древности – Илия и Моисей. Легко было бы ему вместе с апостолом Петром воскликнуть: Господи! добро есть нам здесь быть: Ты еси Христос, Сын Бога живаго ( Мф.17:4 ; Мк.9:5 ; Лк.9:33 ). Если бы он слышал, по крайней мере, Его проповедующим и дивился словам благодати, исходившим из уст Его ( Лк.4:22 ), то, может быть, он сказал бы Ему вместе с апостолом Петром: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни ( Ин.6:68–69 ). Но что видел разбойник в Нем на Кресте? Он видел в Нем только раны и льющуюся из них кровь! Что он слышал? Он слышал только хулы и издевательства над Страждущим. И в Этом Поруганном не только людьми, но даже учениками Оставленном, даже самим небом Забытом, он исповедует Бога, он исповедует Творца мира и Владыку рая. Распятый Спаситель отличался от этих двух разбойников только колючим терновым венцом – и, однако, он исповедует Его Сыном Божиим! Поистине, как велика должна была быть вера, чтобы не ослепнуть среди всеобщей тьмы, чтобы не увлечься бурным потоком всеобщего мнения, чтобы не соблазниться от всякого рода соблазнов и вознестись над всеми соблазнами? И вот этот разбойник возносится! Иисус Христос на Кресте – для него Тот же, как если бы он видел Его на Престоле славы. Поэтому если о капернаумском сотнике сказано, что веры, его подобной, не было в целом Израиле (см.: Мф.8:10 ; Лк.7:9 ), то о разбойнике поистине должно сказать, что его веры нельзя было отыскать в целом мире. Но, заметьте, в разбойнике мы, кроме веры чрезвычайной, видим еще пример любви к ближним – любви, которая заставила его, забыв собственные муки, позаботиться о своем несчастном собрате. Вот он видит своего колеблющегося товарища, который издевается над Христом, и у него является желание спасти его. Может быть, он был ранее соблазнен на преступление этим товарищем – но он все забывает. Он обращается к нему со следующими трогательными словами проповеди: Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли; а Он ничего худого не сделал, – и, прервав ее, слабеющими устами обращается к Спасителю с молитвою: Помяни мя Господи, егда приидеши во Царствии Твоем! ( Лк.23:40–42 ), – как бы желая показать своему собрату не одними словами, а и примером своим, что он должен сделать для того, чтобы спасти свою душу.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010