Закрыть «С политической точки зрения – это реванш, с богословской – искупление, а с исторической – возмездие» Богослов Алексей Светозарский о победе СССР над Германией как воздаянии за поражение России в Первой мировой войне 28.06.2012 1116 Как сообщалось , Президент России Владимир Путин , общаясь с членами Совета Федерации, назвал Первую мировую войну, 100-летняя годовщина с начала которой будет отмечаться в 2014 г., «забытой» и призвал отдать дань памяти ее героям. Также российский лидер высказал мнение, что искуплением вины советского правительства, завершавшего эту войну «похабным» Брестским миром, стала Великая Отечественная война, испытание которой выдержали и правительство, и народ. Прокомментировать эти слова Владимира Путина мы попросили заведующего кафедрой церковной истории Московской духовной академии и семинарии, кандидата богословия Алексея Светозарского . В нашей семье эта война не была забыта. У нас дома хранились семейные альбомы, в которых были фотографии с офицерами, одетыми в царские мундиры с погонами. В нашей семье эти фотографии не уничтожали. Мой дед участвовал в Первой мировой войне. Сначала он был вольноопределяющимся, потом прапорщиком. Не великое звание, но, тем не менее, офицерское. Так что по домам, по семьям эта память жила. Что же касается заявления Владимира Путина, то я с ним согласен. Кроме того, надо помнить, что Великая Отечественная - это не только некий исторический реванш за Первую мировую, но и за Русско-японскую войну, поражение в которой, несомненно, воспринималось гораздо болезненнее. Я напомню слова Сталина, бывшего в годы Русско-японской войны членом революционной партии, желавшей поражения царской России, который в обращении к советскому народу 2 сентября 1945 года сказал: «Поражение русских войск в 1904 году, в период Русско-японской войны, оставило в сознании народа тяжелые воспоминания. Оно легло на нашу страну черным пятном. Наш народ верил и ждал, что наступит день, когда Япония будет разбита и пятно будет ликвидировано. Сорок лет ждали мы, люди старого поколения, этого дня. И вот, этот день наступил».

http://ruskline.ru/news_rl/2012/06/28/s_...

Великая Отечественная Война История: плакать или радоваться? С одной стороны, у нас вообще, пытались отбить историческую память, и это делалось целенаправленно. С другой стороны, у людей отбивали представление о нравственных и духовных ценностях. И наши бездуховность и беспамятство в определенной степени — это, как раз последствия той колоссальной работы, которая была сделана в те непростые годы. Праздник со слезами… о чем и о ком? Но начинает — от праздника к празднику, от юбилея к юбилею — казаться, что только этим-то и можно гордиться, только за это и можно благодарить. Словно ничего столь же славного и столь же одновременно страшного не было в нашей истории, в том числе и новейшей. И именно это вызывает боль. Заявление Российского военно-исторического общества: На лжи и ненависти мир не построишь Российское военно-историческое общество выражает решительный протест против искажений исторической правды и попыток переписать историю, предпринятых на немецком общественном телевидении ЦДФ. Появление подобных фильмов мы расцениваем как глумление над многомиллионными жертвами нацизма и попытку его реабилитации. Карельский священник-поисковик написал повесть о защитниках Петрозаводска У повести два героя, объединенных временной нитью, — красноармеец-пулеметчик, решившийся держаться до последнего в окопе, и молодой священник, восстанавливающий свой храм после пожара. О «странностях» памяти о Второй Мировой Вот тут бы и порассуждать, представить, сколько мужества, сколько душевного благородства нужно было найти советскому солдату, чьи близкие навсегда сгинули в каком-нибудь " расстрельном рву " или гетто, чтобы сдержаться, не выстрелить в немца после того, как он поднял руки! Наши и ваши отцы и матери: Об изнасилованных немках, польских антисемитах и русских варварах Такая картина предстает перед европейским зрителем. Немцы из последних сил пытаются защитить свою родину, читай — европейскую цивилизацию. И уж конечно эти люди не могли быть виноваты в развязывании войны. Виновата некая верхушка вермахта, которую основная масса немецких солдат, по мнению авторов ленты, не поддерживала, и, дикие славянские племена, вынудившие Европу защищаться от них.

http://pravmir.ru/tag/velikaya-otechestv...

Сегодня у разговоров о будущем есть интересная особенность — за время, пока мы обсуждаем, как то или иное новшество повлияет на нашу жизнь, это новшество уже входит в жизнь и завладевает ею. А нам остается думать не о том, что случится, но как быть с тем, что уже произошло. В век прогресса будущее успевает стать прошлым, пока мы пьем утренний кофе. 05.07.2015 Казус Шарикова Страх, ощущение беспомощности, депрессия, раздражительность — вот последствия языкового барьера у человека, оказавшегося в чужой стране. К счастью, из этой атмосферы отчужденности есть выход — вернуться домой. Если только не оказывается, что и здесь тоже никто никого до конца не понимает. 04.03.2015 Первый день фестиваля «Вера и слово» (+ВИДЕО) Как вести себя Церкви в современном информационном пространстве, где тон задает Интернет, и могут ли православные журналисты изменить информационный фон вокруг Церкви, который сейчас трудно назвать позитивным – эти вопросы стали главными в первый день работы пятого фестиваля православных СМИ «Вера и слово» 30.10.2012 Команда «Фомы» сыграла в футбольном турнире 26 мая на одной из дворовых футбольных площадок Москвы прошел футбольный турнир с участием команд журнала «Фома», объединенной команды журнала «Нескучный сад» и службы «Милосердие», а также команд культурного центра «Покровские ворота» и «ДДТ» («Дети духовенства и товарищи». 26.05.2012 Юрий Вяземский: " Я не верю в совесть, если она без Бога " В июне исполняется 60 лет известному телеведущему, писателю, члену Патриаршего совета по культуре, члену редакционного совета нашего журнала Юрию Вяземскому. Накануне юбилея мы поговорили с ним о том, зачем школьники участвуют в «Умницах и умниках», спасут ли Россию инженеры и биохимики, почему в школе надо рассказывать о Православии и какие раны у Церкви самые больные. 03.06.2011 Тема июньского номера. Великая Отечественная Война. Почему главной темой июньского номера стала Великая Отечественная Война, поясняет выпускающий редактор журнала " Фома " Николай Шешин.

http://foma.ru/authors/sheshin-nikolaj

Великая Отечественная война была названа таковой потому, что в сознании русского, всего советского народа существовала Отечественная война 1812 года, и бойцы Советской Армии наследовали славным подвигам прадедов, отстоявших Родину годину нашествия Наполеона. А они, в свою очередь, свято хранили память о всенародном ополчении Минина и Пожарского, спасшем Русь от гибели в смутное время, когда Московский Кремль занимали интервенты... В свою очередь предводители народного ополчения 1612 года опирались на опыт предков, которые на Куликовом поле, благословленные Сергием Радонежским, сражались за Родину против лютого врага. А само появление Сергия, с нашей точки зрения, стало возможным благодаря изначальным устоям нашего Отечества. Основы русской, а затем русской советской цивилизации, ставшей как «инкубатором» современной русской нации, так и «домом» для нее и других народов России, исходят из общинной культуры Древней Руси (откуда, в конечном счете, вышли и крестьянство, и рабочие, и разночинная интеллигенция, и дворяне), которой наследовала великая советская цивилизация . В рамках этой (в свое время «только» русской) цивилизации на рубеже 15-16 веков сформировалась современная русская нация, психологически и социально-экономически предрасположенная к социализму и имеющая истоки в преднациональной цивилизационной и предклассовой общности, сплоченной древнерусским государством. Существование предклассовой основы великой русской цивилизации и, соответственно, русской нации (как исключение из правил!) с ее значимыми для всего человечества ценностями, принятыми на основе первоначально единой общины Древней Руси, убедительно доказали корифей марксистской исторической науки И.Я. Фроянов со своими учениками. И.Я. Фроянов, творчески применяя марксизм- ленини зм, доказал, что предклассовая русская цивилизация Древней Руси являлась основой великой русской цивилизации на других (классовых) этапах ее развития и, конечно же, на высшем (внеклассовом) ее этапе - цивилизации советской . Общинный уклад жизни, народное православие, былины и сказки стали основой для особого качества социализации и воспитания носителей русской культуры из различных классов, которые спустя многие столетия подняли русские рабочий класс и крестьянство на борьбу за социализм и подлинную духовность.

http://ruskline.ru/analitika/2013/05/24/...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

— Правда ли, что мотив помощи православным (православной Сербии) был одним из решающих факторов, определивших вступление России в войну? — Одним из очень весомых факторов. Может быть, не решающим, потому что — я еще раз подчеркиваю — России было необходимо поддержать престиж великой державы и не оказаться ненадежным союзником в самом начале войны. Вот это, наверное, главный мотив. Сестра милосердия записывает последнюю волю умирающего. Западный фронт, 1917 Мифы старые и новые — ПМВ стала для нашей Родины Отечественной войной, второй Отечественной, как ее иногда называют. В советских же учебниках ПМВ называли «империалистической». Что стоит за этими словами? — Придавать ПМВ исключительно империалистический статус — серьезная ошибка, хотя этот момент тоже присутствует. Но в первую очередь на нее надо взглянуть как на войну вторую Отечественную, памятуя о том, что первая Отечественная — это война против Наполеона в 1812 году, а у нас еще в XX веке была Великая Отечественная война. Принимая участие в ПМВ, Россия защищала себя. Ведь именно Германия объявила России войну 1 августа 1914 года. Первая мировая война стала для России Второй Отечественной. В подтверждение тезиса о главной роли Германии в развязывании ПМВ можно сказать и то, что на Парижской мирной конференции (которая проходила с 18.01.1919 по 21.01.1920) союзные державы, помимо прочих требований, поставили перед Германией условие согласиться со статьей о «военном преступлении» и признать свою ответственность за развязывание войны. Весь народ поднялся тогда на борьбу против иностранных захватчиков. Войну, подчеркну еще раз, объявили нам. Не мы ее начали. И в войне участвовали не только действующие армии, куда, кстати сказать, было призвано несколько миллионов россиян, но и весь народ. Тыл и фронт действовали сообща. И многие тенденции, которые мы потом наблюдали в период Великой Отечественной войны, берут начало именно в период ПМВ. Достаточно сказать, что действовали партизанские отряды, что активно себя проявляло население тыловых губерний, когда помогало не только раненым, но и спасавшимся от войны беженцам из западных губерний. Активно действовали сестры милосердия, очень хорошо проявили себя священнослужители, находившиеся на передовой и нередко поднимавшие войска в атаку.

http://foma.ru/pervaya-mirovaya-vojna.ht...

Лариса 7 мая 2015, 12:13 Георгиевская ленточка- символ Великой Победы в Великой войне, знак памяти и уважения к воевавшим, погибшим, замученным...Не бойтесь чтить память своих отцов и дедов! Не предавайте их своим забвением. А осмеивают и глумятся наши враги, которым не нужна Россия вообще. Неужели не понятно? Носите ленточку и гордитесь своей страной. А кто ищет грязь- по известной пословице её найдёт. Лариса. Светлана 7 мая 2015, 11:22 Спасибо автору за статью. Носить ленточку-БУДУ! Найду случайно (или неслучайно) оброненную - подниму, постираю. Георгиевская ленточка исторически - знак уважения к мужеству, доблести, прекрасно это осознаю, да и большинство - тоже. Поэтому и носим. Спаси Бог всех! Надежда 7 мая 2015, 11:04 А я не воспринимаю это как праздник, для меня эта война - величайшая трагедия России за всю историю ее существования. Не забывайте - мы отдали за 1 немецкого солдата 4 русских и поэтому, победив Германию в войне, мы проиграли ей мирное время. Куда сейчас больше люди эмигрируют - из Германии в Россию или из России в Германию? Можно ли называть это Победой? Ирина 7 мая 2015, 09:09 А вот на мой сугубо личный взгляд, все мы, русские люди, россияне, живущие в нашей стране имеем отношение Великой Победе. И, думается мне, не только к ней. И не только потому ,что у каждой семьи есть свои фронтовики. Все мы имеем прямое и непосредственное отношение к нашим корням, коими являются и Великая Отечественная Война, и Первая мировая война, и Отечественная война 1812 года, и вообще ко всему, что происходило (и происходит и будет происходить в нашей стране). Если нам (мне лично) не привелось жить во времена каких-либо событий, не иметь отношения к армии (к российской, царской и т.д.), это отнюдь не умаляет мое право чтить и помнить своих предков, русских людей, вставших в те времена против врагов для того, чтобы я сегодня могла растить сына, встречать весну, Пасху, Рождество, Победу... История страны начинается не с момента рождения отдельно взятого человека. Этим она и прекрасна, именно этот факт позволяет нам быть едиными, делать выводы из наших общих ошибок и гордиться нашими общими победами.

http://pravoslavie.ru/79108.html

Восприятие Первой мировой войны Александром Блоком, ее место в блоковской «системе ценностей» и литературном творчестве до сих пор недостаточно изучено. Тем не менее, наиболее важным представляется его надежда на то, что война «очистит воздух» - то есть станет разрушительной силой по отношению к псевдо гуманизму и формализму буржуазной цивилизации. Этот тезис можно дополнить цитатой из статьи Зинаиды Гиппиус «Мой лунный друг»: «Меня удивил возбужденный голос Блока, одна его фраза: «Ведь война - это прежде всего весело!» (Блоковское «весело», это, конечно, не эмоционально-экспрессивное «веселье» (хотя торжественная мажорная атмосфера была характерна для общественных настроений начала войны), это, скорее протест против «скучной обыденности», означающий начало становления нового и подлинного мира.) Гиппиус далее отмечала: «Зная Блока, трудно было ожидать, что он отнесется к войне отрицательно. Страшило скорее, что он увлечется войной, впадет в тот неумеренный военный жар, в который впали тогда многие из поэтов и писателей. Однако, скажу сразу, этого с Блоком не случилось. Друга в нем непримиримые, конечно, не нашли. Ведь если на Блока наклеивать ярлык (а все ярлыки от него отставали), то все же ни с каким другим, кроме «черносотенного», к нему и подойти было нельзя. Это одно уже заставляло его принимать войну. Но от упоения войной его спасала «своя» любовь к России, даже не любовь, а какая-то жертвенная в нее влюбленность, беспредельная нежность». После Октябрьской революции Александр Блок резко изменил свои взгляды на войну, так, например, в статье «Интеллигенция и революция» он писал: «...годы европейской бойни, казалось минуту, что она очистит воздух; казалось нам, людям чрезмерно впечатлительным; на самом деле она оказалась достойным венцом той лжи, грязи и мерзости в которых купалась наша родина». «Европа сошла с ума: цвет человечества, цвет интеллигенции сидит с убеждением (не символ ли это?) на узенькой тысячеверстной полоске, которая называется «фронт». «Трудно сказать что тошнотворнее: то кровопролитие или то безделье, та скука, та пошлятина, имя обеим - «великая война», «отечественная война», «война за освобождение угнетенных народностей», или как еще? Нет, под этим знаком никого не освободишь». Блоковское «разочарование в войне» тесно связано было с его надеждой на «очистительную бурю революции», - именно она, по мнению Блока, должна была стать источником новой «музыкальной» единой гармоничной культуры. И именно эта убежденность в необходимости «катастрофического разрешения противоречий цивилизации» сближает идеи и образы блоковских «революционных» статей и литературных произведений с его творчеством периода войны.

http://ruskline.ru/opp/2018/noyabr/05/ru...

Чтобы не выпасть из логики всемирно-исторического процесса следует «зарубить» на хищном носу «коллективного Запада» в его противостоянии нашей стране два выверенных урока: Первая Мировая война завершилась для России Великим Октябрем! Вторая Мировая, для нас - Великая Отечественная война 1941-1945 гг., закончилась разгромом германского фашизма и японского милитаризма. Нашей Великой Победой! По всем международно-правовым позициям Историческая Россия – это и правопреемник, и государство-продолжатель – Советского Союза, вплоть до членства в Совбезе ООН. Наш народ не понаслышке знает, что такое фашизм в своей звериной и людоедской сущности. Цель фашизма была объявлена открыто – разрушить наше государство, поработить советский народ. СССР столкнулся не только с германской военной машиной. За бронетанковыми клиньями бесноватого фюрера стояла сила еще более мощная - объединенная фашизмом вся Европа. С момента своего зарождения нацизм в Германии получал поддержку и местного, и иностранного капитала. Нацизм был выпестован правящими классами мирового капитала. Фашизм, радикальный нацизм и сепаратизм – это порождение мира капитала. Он несет угрозу войны, как туча грозу. Это боевой авангард современной западной геополитической конструкции. Фашизм – это война. США в который уже раз в своей истории воюют чужими руками. Поставками вооружений и политической поддержкой продлевает агонию бандеровского режима. В мире все лучше осознают суть происходящего: идет не война России и Украины. Это многоплановая война мирового капитала против России. И тот факт, что коллективный Запад решился на нее, означает чрезвычайную опасность для всего мира. Никакие уговоры не убедят глобальный капитал отказаться от своих целей. Изменить его агрессивную природу невозможно. Нам брошен агрессивный вызов. Как мы ответим? Какова общенациональная повестка ответных действий? На силу агрессора должно ответить только силой суверенной политики и крепкой экономики, мощной армии и вдохновляющей культуры. Это должна быть сила народного единства и международной солидарности. Единственно правильный выбор – стратегия, основанная на укреплении цивилизационной идентичности России. Достижением синтеза лучшего, что было в России дореволюционной и России советской, творческих заимствований и достижений мирового опыта. Так, геополитическим отражением курса на «мирное возвышение» Китая через продвижение внешнеполитической концепции «сообщества единой судьбы» человечества стал масштабный проект «Экономического пояса Шелкового пути», в рамках которого активно развиваются евразийские транспортные коммуникации вообще и коридоры, в частности. Инициатива «Одни пояс - один путь» призвана связать Азию, Европу и Африку с помощью пяти основных маршрутов.

http://ruskline.ru/analitika/2023/07/30/...

Почему раньше такого не было? Почему даже в царской России люди, служившие двадцать пять лет, не становились ненормальными? — Давайте этот вопрос разложим на несколько вещей и попытаемся на него ответить. Во-первых, война, безусловно, не проходит даром. Убивать и рисковать быть убитым — это вещи, которые не остаются без последствий. Существует афганский, чеченский, вьетнамский синдром. Да, действительно, психов родила последняя эпоха с этими войнами, но не нужно идеализировать всех, вернувшихся со фронтов Великой Отечественной. Например, огромное количество преступности. Помните фильм «Место встречи изменить нельзя»? Это очень исторический фильм. Говорухин снимал его как некую хронику. Действительно было очень много преступников после войны, потому что люди научились убивать и не боялись убивать. И оружие ходило туда-сюда, и трофейное, и наградное. Не нужно думать, что все, вернувшиеся с фронта, возились с внуками и на даче ловили рыбу. Были всякие люди. Поэтому здесь идеализации быть не должно. Все были травмированы войной. На войне люди насилуют, убивают, пытают, находят удовольствие в чужом страдании. Какая-то часть людей счастлива, что они никого не убили. Я помню множество разговоров с ветеранами, и тех, которых причащал и отпевал и перед смертью с ними общался. Они говорили, что я счастлив, что никого не убил, потому что я был, скажем, заряжающим или корректировщиком огня. Т.е. я лично ни в кого не выстрелил, штык не засунул. Я благодарю Бога, что был на войне, отвоевал несколько лет, но никого конкретно, лицо в лицо, в рукопашной или из стрелкового оружия не убил. А есть некоторые, наоборот, говорят: «А я убивал». И это по разному на людях отражается. Поэтому здесь война Чеченская, допустим, перемолола десятки тысяч людей, война Великая Отечественная перемолола миллионы людей. Т.е. это столь масштабное явление, где можно вытащить любую жизнь как со знаком плюс, так и со знаком минус. Есть те, которых сожрала война, есть те, которых искалечила война, а есть те, которые потерпели на войне непоправимый ущерб.

http://radonezh.ru/text/khristos-rodilsy...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010