Не удалось извлечь искомое из базы (((

Алексей Шмелев – о том, как война изменила русский язык О военном наследии, которое мы все несём в себе, не задумываясь 6 мая, 2016 О военном наследии, которое мы все несём в себе, не задумываясь В этом году мы отмечаем юбилей Победы. Мы привыкли к тому, что Великая Отечественная война – это давно и далеко: мемуары, воспоминания, фронтовые письма. Правмир решил проследить военное наследие, которое мы все несём в себе, не задумываясь. О следах войны в нашем повседневном языке рассказывает доктор филологических наук, заведующий отделом культуры русской речи Института русского языка имени В.В. Виноградова РАН Алексей Дмитриевич Шмелёв. «Война» у нас одна, других как не было Первое из них и наименее осознаваемое – это соотнесение с историей самого слова «война» и связанных с ним слов – «военный», «довоенный», «послевоенный». Довольно скоро, еще в военные годы, само слово «война» стало обозначать в массовом сознании именно «нынешнюю войну с Германией». Алексей Шмелев В первой половине XX столетия Россия, а затем Советский Союз участвовали в целом ряде конфликтов и военных кампаний. Но слово «довоенный» сразу, довольно быстро, стало восприниматься именно как «до советско-германской войны». И такая ситуация сохраняется вплоть до нашего времени. Хотя и после этого в нашей истории были войны. Скажем, была война в Афганистане, но никто время перед ней «довоенным» не называет. С этой языковой особенностью связаны некоторые курьёзы. Например, в советской школе учили стихотворение Владимира Маяковского, в котором есть строчки о том, как Сталин делает доклад на Политбюро и говорит: «… в Союзе Республик пониманье стихов выше довоенной нормы…» И нужно усилие, нужно специально объяснять, что «довоенной» здесь означает «до Великой войны», то есть до той войны, которая у нас в учебниках именуется Первая мировая (а в советское время характеризовалась как «империалистическая война»). Чтобы продемонстрировать успехи, объём производства в Советском Союзе было принято сравнивать с так называемым «мирным временем», то есть 1913 годом. В 20–30-е годы это время называлось «довоенным». Сейчас его скорее назовут «дореволюционным» или просто обозначат год.

http://pravmir.ru/aleksey-shmelev-o-tom-...

1 августа 2014 года исполняется 100 лет со дня объявления Германией войны России. Эта война в памяти поколений оказалась словно заслоненной последующими грозными событиями: Гражданской войной и Великой Отечественной. Войну 1914 года в советской историографии пренебрежительно называли «империалистической», о ней обычно говорилось как о неудачной для России. Но для наших предков, проливавших кровь на ее полях, она была не «империалистической», а Великой и Второй Отечественной. И простое сопоставление фактов заставляет задуматься: да такой ли уж неудачной она была для нас? Ведь в Первую мировую немцев не пустили ни на Волгу, ни к Москве, не были отданы ни Киев, ни Минск, военные действия велись лишь в Царстве Польском, Западной Белоруссии и Прибалтике. Нельзя не согласиться с современным историком: «Ни одна война, в которой участвовала Россия, не была стараниями большевиков так опозорена в народном сознании… Ни одна не оставила такого зияющего вакуума, ни одна не оказалась так затерта в памяти потомков…» . О Первой мировой войне и участии в ней России мы беседуем с кандидатом исторических наук, заместителем главного редактора издательства «Дрофа» Русланом Гагкуевым. — Руслан Григорьевич, из-за чего и почему началась эта война? — Первая мировая, или, как поначалу ее называли, Великая европейская война, стала следствием огромного количества противоречий, накопившихся в мире к началу XX века. Противостояли в ней две группы стран. С одной стороны это были державы Антанты (название произошло от фр. entente — «согласие») — военно-политического блока Англии, Франции и России, сложившегося в 1904–1907 годах как противовес группировавшимся вокруг Германии странам. С другой стороны был Четверной союз в составе Германии, Австро-Венгрии, Турции и Болгарии. По мере эскалации начавшейся войны в нее было вовлечено 38 государств. Ни один из мировых конфликтов до нее не имел такого размаха. Германская империя, достаточно поздно сложившаяся как единое государство, фактически опоздала к колониальному разделу мира. Это стало причиной того, что Германия явилась одним из главных инициаторов передела мира, уже поделенного. Источником же конфликта между Германской и Российской империями были как экономические, так и внешнеполитические противоречия. Немало проблем накопилось и в отношениях России и Австро-Венгерской империи.

http://pravoslavie.ru/72676.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Нам действительно врали всю жизнь: жизнь — другая. В жизни и драться нужно, и в морду получить разок-другой, в морду и дать нужно разок-другой, и вообще, всё жёстко в жизни. Это же нормальная жизнь, понимаете? Нельзя, чтобы вас унижали в вашем родном городе какие-нибудь приезжие. Приехали, понимаешь, из Северной Африки, и насилуют твою женщину на твоих глазах, а ты ходишь вокруг как растение и зовёшь полицию. Что это такое? Надо убивать их на месте. Любой нормальный мужик должен выворотить булыжник из мостовой и разбить несколько голов. Вот из этой шизофрении мы все и больные получаемся. Война — это настоящая жизнь, на самом деле. Война — гораздо более настоящая жизнь, чем настоящая жизнь. На войне обнажается вдруг всё, там сразу всех видно: кто крыса, кто трус, кто предатель, кто жадина, кто патологический извращенец. Это вот на предприятии никого не видно: можно всю жизнь проработать в цеху с людьми и не знать, кто они такие. А вот в лес пошли, например, в поход на неделю, и сразу видно: кто обжора, кто лентяй, кто трус, кто свой рюкзак отдаёт другому, чтобы его несли. Вот война ничего нового не делает, она просто вскрывает скрытые закопанные проблемы человека. Оказывается, что там маньяки, насильники, воры, убийцы, психи, придурки. Вот они все себя и проявляют на войне, сразу их видно. А потом они возвращаются в сытую жизнь, а у них уже проснулись все инстинкты, и начинаются «синдромы». И так же было в Великую Отечественную. Там было, конечно, всякое, это всё-таки была великая война за жизнь всего мира, это была священная война, на самом деле, и люди чувствовали это. Но тоже было такое: и насиловали этих немок бедных, и всякое было. У меня, например, у товарища — реальная история, не из книжек — дед после войны, будучи в патруле военном, был убит своими же солдатами, которые насиловали немку, а он за неё заступился. Вот вам история. Русский офицер погиб от рук русских солдат, защищая немку от изнасилования. Вот вам война. Вот это и есть война: вся грязь, которая есть в человеке, поднимается наверх.

http://radonezh.ru/text/khristos-rodilsy...

Моя Великая Отечественная — самое сильное воспоминание Что значит война для поколения детей и внуков фронтовиков? Рассказывают отцы Сергий Правдолюбов, Александр Ильяшенко, Алексий Уминский, Дмитрий Свердлов, академик Юрий Пивоваров, актриса Чулпан Хаматова. 9 мая, 2012 Что значит война для поколения детей и внуков фронтовиков? Рассказывают отцы Сергий Правдолюбов, Александр Ильяшенко, Алексий Уминский, Дмитрий Свердлов, академик Юрий Пивоваров, актриса Чулпан Хаматова. Уходят ветераны, и рвётся прямая ниточка, связывающая нас с Великой Отечественной. Наверное, дети, никогда не видевшие своих воевавших прадедушек, по иному будут относится к событиям «сороковых-роковых». А что значит война для людей более старшего возраста, поколения детей и внуков фронтовиков? Протоиерей Сергий Правдолюбов Снайпер целился отцу в сердце Мой отец – фронтовик, потому мне кажется, что всё было совсем недавно. И война для меня – просто часть жизни и нашей семьи. Отец рассказывал о войне разные интересные случаи, в которых была правда, отличающаяся от звучавшего, например, в школе. Отец  никогда не говорил, как он стрелял по танкам из «сорокопятки» (пушки, которая прямой наводкой стреляет по идущим танкам). Это я уже осознал позднее. Он рассказывал, как стреляла пушка, как её заряжали, как убили подносчика снарядов из-за того, что он плохо прикрепил каску. А про танки – ни слова, видимо, тот ужас, которые они, идущие прямо на тебя, вызывали – не проходил с годами. Отношение к немцам у меня было такое же, как у моего отца, который о враге всегда говорил с уважением (так говорили русские солдаты о враге и в Крымскую войну). И мы все, дети фронтовика, служили в армии, никогда никто не думал, что можно взять и в армию не пойти. Это было бы просто позором для нас. Я не могу одного понять в Великой Отечественной войне – почему немцы Москву не взяли. С точки зрения истории, логики,  Москва должны была быть взята. Это загадка, которую для меня никто пока не разрешил и не объяснил из специалистов, историков. Ведь Москва вся была открыта, по шоссе спокойно можно было доехать до метро «Сокол», и доезжали – немцы-мотоциклисты, проводившие «разведку боем». То, что Москва была открыта чуть ли не до Кремля и её не смогли взять – это необъяснимо. Чудо Божие.

http://pravmir.ru/moja-vojna/

Великая Отечественная война: Чудо и сказки В советских школах говорили, что русские солдаты прошли Великую войну с верой в Сталина и партию. Это было неверно и психологически, и исторически. 8 мая, 2012 В советских школах говорили, что русские солдаты прошли Великую войну с верой в Сталина и партию. Это было неверно и психологически, и исторически. В советских школах говорили, что русские солдаты прошли Великую войну с верой в Сталина и партию. Это было неверно и психологически, и исторически. Исторически это было неверно хотя бы потому, что даже по Всесоюзной переписи 38 года больше половины населения СССР открыто называло себя верующими. Психологически тезис советской пропаганды был неверен по той причине, что в годы войны число молитв, возносимых и на фронте, и в тылу всегда резко возрастает. Под бомбежкой да перед атакой вряд ли кто удержался от молитвы — и молитвы эти были не к партии. Наверно, и коммунисты «грешили», обращаясь в те минуты к Богу. Так во всяком случае свидетельствует писатель-фронтовик Виктор Астафьев в романе «Прокляты и убиты»: «О, Господи, Господи! — занес Финифатьев руку для крестного знамения и не донес, опять вспомнил, что партия не велит ему креститься ни при каких обстоятельствах… Спаси и помилуй, Господи! Вот опять Бога всуе помянул. А эть коммунист, коммунист, будь я проклятой. Ну, да [парторга] Мусенка поблизости нету, и все вон потихоньку крестятся да шопчут божецкое. Ночью, на переправе кого звали-кликали? Мусенка? Партия, спаси! А-а! То-то и оно-то…». С самого начала было ясно, что начавшаяся войнаОтечественная. А раз так — пришло понимание того, что пора сворачивать войну гражданскую. Мудрость проявили обе стороны. «Братья и сестры», «сооте­чественники» в речи Сталина вместо партийного «товарищи» было знаком долгожданного конца революции. Уже летом 41-го сворачивается антицерковная пропаганда, прекращается выпуск антирелигиозных журналов. С другой стороны — митрополит Сергий уже в июне 41-го года объявляет начавшуюся войну «священной». Сегодня это кажется очевидным. Но ведь легко было бы дать волю обидам. Самолеты-то немецкие были с крестами, и сбрасывали эти самолеты не только бомбы, но и листовки, гласившие, что новые крестоносцы пришли избавить русскую землю от комиссаров, от которых и вправду ведь настрадались церковные люди Руси…

http://pravmir.ru/velikaya-otechestvenna...

Культ личности Кажется, Великая Отечественная война еще не закончилась. На самом деле, это другая война — гражданская, хотя она тоже священная. Причем, священная в самом буквальном смысле, ибо причины ее кроются в элементе религиозной жизни, а именно в культе. Конкретно — в культе личности товарища Сталина. 20 мая, 2013 Кажется, Великая Отечественная война еще не закончилась. На самом деле, это другая война — гражданская, хотя она тоже священная. Причем, священная в самом буквальном смысле, ибо причины ее кроются в элементе религиозной жизни, а именно в культе. Конкретно — в культе личности товарища Сталина. В последние годы 9 мая из Дня победы над фашистской Германией превращается в День полемики с тем, кто считает, что в существовании СССР было нечто хорошее, и теми, кто убежден, что в существовании СССР ничего хорошего не было. Нынешний май не только не стал исключением, но и, на моей памяти, побил все рекорды по эмоциональности и порой полной бестактности высказываний. Один автор попытался приравнять СМЕРШ и СС. Интересно, по какому критерию можно сравнивать контрразведку и охранные отряды? Очень напоминает детскую ошибку в математике — сложение апельсинов с ящиками. А если спор идет о том, кто больше людей убил, то больше всех людей убил грипп «испанка», что никак не характеризует ни один тиранический режим. Другой мыслитель без тени сомнений заявил, что русскому народу идеологически было бы полезнее войну проиграть, а евреям в СССР было настолько что плохо, что победа фашистов ухудшила бы их положение лишь незначительно. Здесь поражает даже не цинизм высказывания, хотя сложно характеризовать иначе, как людоедское мировоззрение, в котором ради воспитания одного народа можно спалить в газовых камерах и закопать живьем другой (с очень, кстати, зыбким критерием принадлежности — так что еще вопрос, сколько «щепок полетит» в случае рубки такого леса). Поражает уровень безграмотности заявления — автор, кажется, даже приблизительно не знает, когда начались антисемитские кампании в СССР и с чем они были связаны. А связаны они были с тем, что Иосиф Виссарионович Сталин в своих внешнеполитических планах сделал крупную ставку на Израиль и ошибся. Израиль же образовался уже после окончания Великой Отечественной войны , до и во время которой советское государственное отношение к евреям не отличалось от отношения к другим народам.

http://pravmir.ru/kult-lichnosti/

В фильме «Сталинград» впервые была использована захваченная немецкая кинохроника. После этот приём использовался во многих документальных фильмах о войне. Премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль высказал свое мнение о картине: «Вчера вечером я видел фильм ‘Сталинград’. Он прямо-таки грандиозен и произведёт волнующее впечатление на наш народ». В 1943 году режиссёр фильма Леонид Варламов, операторы Борис Вакар, Абрам Казаков, Валентин Орлянкин, Авенир Софьин получили Сталинскую премию первой степени в области литературы и искусства, которую перечислили в «Фонд обороны». «Обыкновенный фашизм» Двухсерийный публицистический документальный фильм «Обыкновенный фашизм» режиссёра Михаила Ромма вышел на экраны в 1965 году. Картина — попытка разобраться в истоках и причинах зарождения фашизма. Закадровым рассказчиком выступил сам Михаил Ромм. В фильме использованы «Обыкновенный фашизм» — сильная антивоенная и антифашистская картина. В ноябре 1965 года она получила приз «Золотой голубь» и приз кинокритиков на VIII международном кинофестивале документальных фильмов в Лейпциге, а в 1966 году режиссёр фильма получил Специальный приз жюри по разделу хроникально-документальных фильмов на Всесоюзном кинофестивале. «Великая Отечественная» или «Неизвестная Война» Этот двадцати-серийный документальный фильм вышел на экраны в 1978 году. Название «Неизвестная война» связано с тем, что кино советско-американского производства было рассчитано на западного зрителя, который действительно смутно представлял себе, какие события разворачивались на Восточном фронте. Режиссёр фильма Роман Кармен снял мощную картину о войне, потому что сам был непосредственным участником событий того времени и возглавлял фронтовые киногруппы. Сериал высоко оценило профессиональное сообщество и зрители. Он получил множество профессиональных наград. «Неизвестная война» состоит из 20 частей продолжительностью примерно 50 минут каждая: На советском телевидении при первом показе в 1982 году каждая серия начиналась с заставки с текстом цитаты из интервью Л. И. Брежнева и её голосовым чтением диктором: «Для советского народа это была Великая Отечественная война. Наш народ не забудет её никогда. (Леонид Ильич Брежнев).»

http://pravmir.ru/dokumentalnye-filmy-o-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010