Оно по своему образу совершения несколько отлично от утрени, совершаемой по монастырскому уставу. Состав песненного чинопоследования, как утверждает Симеон Солунский и как показывает самый порядок совершения его, очень древен. Вот порядок его: «утреня начинается в притворе возгласом: «благословенно царство», за которым следовала великая ектенья. 1495 Когда диакон провозглашал; «спаси, сохрани и помилуй», чтец возглашал стих и припев: «слава тебе, Боже». Произнося эти слова, певец показывал тем народу на напев этого псалма. После этого пения следовала ектения, заканчиваемая от священника молитвою и возгласом. Затем певец снова начинал петь стих псалма: «Господи, что ся умножиша», а народ хором попеременно – как антифоны продолжал петь этот псалом. После каждого стиха псалма он пел припев; «слава тебе, Боже». За этим пением следовали псалмы 62-й и 133-й: «се ныне благословите Господа». Впрочем, припев: «слава тебе, Боже», изменялся, смотря по времени Богослужения. Иногда в праздничные дни, по словам Симеона Солунского , пели троичные: «слава тебе Отче, или Сыне, или Душе и пр». За пением псалмов 62 и 133-м следовала малая ектения, и, после обычного священнического возгласа, начиналось пение псалма 118-го с указанием чрез певца как петь. Певец произносил: «непорочнии... аллилуия»; за ним весь народ продолжал петь попеременно самый псалом, прибавляя к каждому стиху псалма: «аллилуия». По окончании пения 1-го отделения 118-го псалма, следовала малая ектения, священническая молитва и возглас. После этого певец снова начинал петь: «вразуми мя, Господи», а народ продолжал второе отделение кафизмы: «руце твои сотвористе мя» с припевом: «вразуми мя, Господи». По окончании 2-го отделения кафизмы, следовал припев, произносимый сначала певцом: «призри на мя и помилуй мя», с словом «аллилуия». Во время пения этой кафизмы священник входил боковыми дверями в алтарь, кадил его и, отворив, после 3-го отделения кафизмы, одну половину царских врат, выходил чрез неё в среднюю часть храма, неся крест и три возженные светильника.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

И потом мы видим распятие: как Его убивали медленной смертью и как Он, без одного слова упрека, отдался на муку. Единственные слова, обращенные Им к Отцу о мучителях, были: Отче, прости им – они не знают, что творят… Вот чему мы должны научиться: перед лицом гонения, перед лицом унижения, перед лицом обид – перед тысячей вещей, которые далеко-далеко отстоят от самой мысли о смерти, мы должны посмотреть на человека, который нас обижает, унижает, хочет уничтожить, и повернуться душой к Богу и сказать: Отче, прости им: они не знают, что делают, они не понимают смысла вещей… Фото: Spbda.ru Служба с чтением 12 Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа Собравшимся нам во храм, благословившу священнику поем начало по обычаю, якоже в четверток 5-й седмицы. Таже шестопсалмие. Посем ектения великая, и по возгласе поем, Аллилуиа, на глас 8. Начало обычное, [после первой ектении молитвы не читаем]; шестопсалмие; после великой ектении [молитва 1; и] Аллилуия со стихами, глас 8. И тропарь глас 8: Егда славнии ученицы/на умовении Вечери просвещахуся,/тогда Иуда злочестивый/сребролюбием недуговав омрачашеся,/и беззаконным судиям Тебе праведнаго Судию предает./Виждь имений рачителю,/сих ради удавление употребивша!/Бежи несытыя души,/Учителю таковая дерзнувшия:/Иже о всех благий, Господи слава Тебе. Трижды, косно и со сладкопением.   Тропарь, глас 8 Когда славные ученики/при умовении на вечере просвещались,/тогда Иуда нечестивый, заболевший сребролюбием, омрачался/и беззаконным судьям Тебя, Праведного Судию, предает./Смотри, любитель стяжаний,/на удавление из-за них стяжавшего!/Беги от ненасытной души,/на такое против Учителя дерзнувшей!/Господи, ко всем благой, слава Тебе! (3)   Таже ектения малая. И даются свещи братии от екклисиарха. Затем малая ектения, [молитва 9, и возглас: Ибо свят Ты, Боже наш, и во святых почиваешь, и Тебе славу воссылаем: ] И глаголет священник: И о сподобитися нам слышанию Святаго Евангелия Господа Бога молим. Священник: Дабы удостоиться нам услышать святое Евангелие, Господа Бога молим.

http://pravmir.ru/velikij-chetverg-sluzh...

2) Полунощница. По благословении иерея, чтец: «Трисвятое» по «Отче наш», «Господи, помилуй» 12 раз, «Слава и ныне», «Приидите, поклонимся» (трижды), затем псалом 50, и поют каноны: праздника Благовещения (с ирмосом на 6) и Великой Субботы (с ирмосом на 8); катавасия – ирмос субботний. По 3-й песни кондак и икос праздника и седален дня, «Слава и ныне» праздника и чтение праздника. По 6-й песни кондак, икос и чтение дня. По 9-й песни «Трисвятое» по «Отче наш». Затем тропарь «Егда снисшел еси к смерти...», «Слава и ныне» праздника, ектения и отпуст. 3) Светлая утреня и литургия. Пред затворенными западными церковными дверями предстоятель по обычном каждении начинает возгласом «Слава Святей...», и поют по чину «Христос воскресе...» со стихами; по входе в алтарь поют дважды (на «Слава и ныне») тропарь праздника: «Днесь спасения нашего главизна...» Затем великая ектения вместе с каноном Пасхи (ирмосы по 2-жды, а тропари на 6), поется канон Благовещения (ирмосы по 2-жды, а тропари на 6), на катавасии – ирмосы Пасхи; ектения после каждой песни; после 3-й песни и малой ектении кондак, икос и ипакои Пасхи: «Аще и во гроб...», «Еже прежде солнца...», «Предварившия утро...»; после 6-й песни и малой ектении кондак и икос Благовещения, а затем прокимен «Благовестите день...», «Всякое дыхание...» и Евангелие Благовещения, после Евангелия – «Воскресение Христово...» трижды и «Воскрес Иисус от гроба...» трижды; далее 7-я песнь канона; на 9-й песни припевы Пасхи и Благовещения; после 9-й песни и малой ектении светилен (ексапостиларий) Пасхи «Плотию уснув...» единожды и Благовещения дважды; на «Хвалите» после 4-х стихир воскресных поются 4 стихиры Благовещения, а затем стихиры Пасхи. Часы пасхальные. На литургии: 1) по малом входе поются: «Христос воскресе...» трижды, «Слава», «Днесь спасения нашего главизна...», «И ныне», «Аще и во гроб...»; 2) прокимен, Апостол и Евангелие, а равно и причастен прежде Пасхи, а потом Благовещения (Евангелие Пасхи читается, как указано, по статьям, а Благовещения – один диакон обычным порядком).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Аллилуиарий, глас 1-й: «Словом Господним Небеса утвердишася...»; стих: «С Небесе призре Господь...». Евангелие – Ин., зач. 27. Задостойник – ирмос 9-й песни 2-го канона праздника: «Радуйся, Царице...» (до отдания). Причастен – праздника: «Дух Твой Благий наставит мя на землю праву». После «Спаси, Боже, люди Твоя...» поем: «Видехом Свет Истинный...». Отпуст праздника: «Иже в видении огненных язык...» (как на утрене). По сложившейся давней богослужебной практике Русской Церкви, сразу по отпусте Литургии царские врата и завеса закрываются, и совершается великая вечерня, предваряемая 9-м часом. Примечание. «И по отпусте Литургии глаголется 9-й час по обычаю. В Неделю вечера Святыя 50-цы. Знаменует ранее последования ради коленопреклонения, начинает иерей: Благословен Бог наш..., и глаголет учиненный чтец: Царю Небесный..., и предначинательный псалом. Таже ектения великая» (Типикон, гл. 50, Неделя Святыя Пентикостии). В конце 9-го часа отверзается завеса. Перед великой вечерней полагается трезвон, как в великие праздники. Начальный возглас вечерни: «Благословен Бог наш...». Чтец : «Царю Небесный» . Предначинательный псалом (читается). Иерей читает светильничные молитвы на солее перед царскими вратами. Ектения великая с прибавлением после прошения «О плавающих...» особых прошений (см., напр., в Цветной Триоди). Кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры праздника, глас 4-й – 6 (см. на хвалитех утрени; каждая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас 6-й: «Царю Небесный...». Вход с кадилом . Прокимен великий, глас 7-й: «Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса», со стихами (по обычаю). После прокимна диакон возглашает: «Паки и паки, приклонше колена, Господу помолимся». Певцы: «Господи, помилуй» (трижды). Иерей читает первую коленопреклонную молитву . 1-я молитва: «Пречисте, Нескверне, Безначальне, Невидиме...». Присоединяется также молитва «Благословен еси, Господи, Владыко Вседержителю...». По окончании молитвы диакон: «Заступи, спаси, помилуй, возстави и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию», певцы: «Господи, помилуй» (единожды), диакон: «Пресвятую, Пречистую...», певцы: «Тебе, Господи». Иерей: «Твое бо есть, еже миловати...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-06-23/

«Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую», «Именем Господним...» Иерей пред Царскими вратами – «Боже, ущедри ны...» и молитву св. Ефрема Сирина с 16-ю поклонами. Вечерня. Вечерня вседневная, совершаемая в понедельник, вторник и четверг Четыредесятницы, не имеет начального возгласа. После поклонов на изобразительных чтец: «Приидите, поклонимся...» и псалом: «Благослови, душе моя, Господа...» Иерей (в епитрахили и фелони) читает пред Царскими вратами светильничные молитвы. По псалме – великая ектения. Затем кафизма 18-я. «Ко Господу, внегда скорбети ми, воззвах...» (в том же порядке, что и на утрени). После кафизмы – малая ектения. «Господи, воззвах» во глас стихир Триоди. Стихир 6: Триоди – 3 и Минеи – 3. Во время пения стихир совершается обычное каждение. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи наряду. Входа нет. Певцы после Богородична поют «Свете тихий...» Затем следует прокимен первой паримии и чтение самой паримии, второй прокимен и вторая паримия. По окончании паримий чтец: «Сподоби, Господи, в вечер сей...» Ектения просительная. По возгласе певцы поют стихиры на стиховне Триоди, «Слава, и ныне» – Богородичен 17 . После стихир чтец: «Ныне отпущаеши». Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас. Певцы: «Аминь». И поют тропари, глас 4-й: «Богородице Дево...» Поклон. «Слава» – «Крестителю Христов...» – и поклон. «И ныне» – «Молите за ны, святии вси...» – и поклон. Затем – «Под Твое благоутробие...» – без поклона. «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», Честнейшую», «Именем Господним...» Иерей: «Сый благословен...» Чтец – молитву «Небесный Царю...» Иерей: «Господи и Владыко живота моего...» и творим обычные поклоны (16). После поклонов конечное Трисвятое. По возгласе иерея – чтец: «Господи, помилуй» (12), «Всесвятая Троице...». Певцы: «Буди Имя Господне...» (3), псалом «Благословлю Господа на всякое время...» (полностью). Иерей: «Премудрость». Певцы: «Достойно есть...» (до слов: «Матерь Бога нашего» включительно). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...» Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (3), «Благослови». Иерей – отпуст (на амвоне). Певцы – многолетны. Закрывается завеса Царских врат.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   Вечерня вседневная, совершаемая в понедельник, вторник и четверток Четыредесятницы, не имеет начального возгласа. После поклонов на изобразительных чтец – «Приидите, поклонимся» и псалом «Благослови, душе моя, Господа». Иерей в епитрахили и фелони читает пред царскими вратами светильничные молитвы. По псалме – великая ектения. Затем кафизма 18-я «Ко Господу внегда скорбети ми, воззвах» в обычном порядке с 3 поясными поклонами на каждой «Славе». После кафизмы – малая ектения. «Господи, воззвах» во глас стихир Триоди. Стихир 6: Триоди 3 и Минеи 3. Во время пения стихир совершается обычное каждение всего храма. «Слава» – святого из Минеи, если есть, «И ныне» – по гласу «Славы» из дополнительной части Минеи. Если «Славы» святого нет, то «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу стихир святого, и во вторник и четверток – Крестобогородичен. Входа нет. «Свете Тихий». Прокимен Триоди. Паримия. Второй прокимен и вторая паримия. «Сподоби, Господи». Ектения просительная. После нее стихиры на стиховне из Триоди, «Слава, и ныне» – Богородичен (а во вторник и четверток Крестобогородичен Триоди). «Ныне отпущаеши», Трисвятое по «Отче наш». По возгласе тропари, глас 4-й – «Богородице Дево» и следующие. «Господи, помилуй» (40 раз), «Слава, и ныне» – «Честнейшую», «Именем Господним». «Сый благословен». «Небесный Царю». Молитва святого Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего» с обычными 16 поклонами. Конечное Трисвятое. По возгласе «Господи, помилуй» (12 раз), «Всесвятая Троице», «Буди имя Господне» с 3 поясными поклонами. Псалом «Благословлю Господа на всякое время» полностью. По прочтении псалма иерей – «Премудрость». Певцы – «Достойно есть». Иерей – «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы – «Честнейшую». Иерей – «Слава Тебе, Христе Боже». Певцы – «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей – дневной отпуст. Певцы – многолетны. Завеса царских врат закрывается.    Великое повечерие. Пред началом повечерия ударяют в колокол 12 раз косно. Иерей в епитрахили, сотворив пред царскими вратами при закрытой завесе три поклона, возглашает «Благословен Бог наш». Чтец – «Аминь», обычное начало и псалом 69-й «Боже, в помощь мою вонми».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

383 На великой вечерне сугубая ектения читается после Входа, с прибавлением в начале ее двух прошений «Рцем вси» и «Господи, Боже, Вседержителю». После прошений: Помилуй нас, Боже, и далее поется «Господи, помилуй», по трижды. 384 Если в среду и пяток сырные случится праздник Сретения (Тип., послед. 2-го февраля, аще в среду сырную) или храмовой праздник (Тип., храм. гл. 27 и 28), то, хотя и полагаются в конце вечерни по три великих поклона, – вечерня же полагается и «малая и великая». 385 Вечерня, на которой после Входа бывает ектения «Рцем вси», называется великой (см. выше). На вечерне вседневной, хотя и был на ней Вход, эта ектения произносится в самом конце вечерни, пред отпустом, и начинается прошением: «Помилуй нас, Боже». Предшествующия же два прошения в ней не произносятся. 386 Лития (от греческого слова λτη, λτομαι, – усердное моление). Усиленное моление выражается в многократном воззвании: «Господи, помилуй». Лития совершается иногда в притворе храма [совершаются литии, сиречь исхождения в притвор (Тип., послед. Нед. ап. Фомы, утреня)], и на паперти (обычные литии молитвы на паперти) (Тип., послед. субб. ваий, вечера), иногда вне храма. Когда лития совершается вне храма (что бывает, например, по случаю бедствий народных и в дни памяти избавления от них), тогда она соединяется с молебным пением и крестным ходом. Чин молебного пения, который бывает при разных литиях, находится в Большом Требнике (Гл. 79, 80, 81) и в книге Молебных пений (См. далее в статье о Молебных пениях). В притворе лития бывает, кроме всенощного бдения на праздники, еще при поминовении усопших за упокой. Литию за упокой Устав полагает совершать в притворе после вечерни и после утрени. Чин этой литии изложен в Типиконе (Гл. 9-й) и в Служебнике». На литии, на всенощном бдении, совершаемом об усопшем, находится следующая особенность: диакон при возглашении: «Спаси, Боже, люди Твоя», после прошения: «Еще молимся о еже сохранитися граду сему» произносит такое прошение об усопшем: «Еще молимся о упокоении, блаженные памяти и оставлении грехов преставльшагося раба Божия (или преставльшияся рабы Божия, или преставльшихся раб Божиих) – имя рек, яко да Господь Бог наш вселит его (или – ю, или – я) в месте светле, в месте покоя и прохлаждения, отнюду же отбеже всякая болезнь, печаль и воздыхание, в недрех Авраама, Исаака и Иакова, идеже присещает свет лица Его и вселить вся от века святыя Своя, и о еже даровати ему (или: ей, или: им) царствие Свое и причастие неизреченных вечных Своих благ и безконечные и блаженные жизни наслаждение, рцем вси, Господи, услыши и милостиво помилуй».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

По окаждении алтаря священник вторично становится пред святым престолом с кадилом в руках; диакон выходит пред царские врата со свечой и возглашает: «Восстаните, Господи, благослови...» 20 . Начало всенощной Священник, делая кадилом крест пред престолом, торжественным возгласом «Слава Святей...» полагает начало всенощной. Лик поет: «Аминь». Диакон же по возглашении «Восстаните» снова возвращается в алтарь и здесь, ставши позади престола, лицом к священнику или рядом со священником, как принято, поет вместе с ним «Приидите, поклонимся». По пропении последнего: «Приидите, поклонимся и припадем Ему», когда певцы начнут петь «Благослови, душе моя, Господа», диакон исходит снова пред царские врата, Каждение храма а священник, обратившись к ним, кадит оныя, причем к той части врат, которая окаживается, одновременно со священником кланяется и диакон. Затем совершается остальное каждение по обычаю (см. выше стр. 150). По совершении каждения и пения избранных стихов предначинательного псалма царские врата закрываются, псаломщик читает весь 103-й псалом, Чтение светильных молитв а священник читает семь светильничных молитв по Служебнику пред царскими вратами. По чтении этого псалма и по прочтении светильных молитв диакон выходит на солею северною дверью, кланяется священнику Великая ектения и произносит на солее великую ектению, а священник возвращается в алтарь южною дверью; а если нет диакона, то он сам произносит на солее великую ектению. «Блажен муж». Стихословие 1-й кафизмы По окончании великой ектении поются избранные стихи из 1-го антифона «Блажен муж...»; стихословится вся первая кафизма. В дни же праздничные, торжественные, в средние праздники с полиелеем и с бдением, праздники Богородицы, если эти дни не случатся в воскресение, а равно и великие праздники Господские, если они случатся только в понедельники, – поется только лишь один первый антифон «Блажен муж». После каждого антифона положена малая ектения. Возгласы на малых ектениях Возгласы: по первом антифоне (по первой «Славе») – «Яко Твоя держава...»; по втором – «Яко благ и человеколюбец...»; по третьем – «Яко Ты еси Бог наш, Бог миловати и спасати...» (обычно поются только одни стихи первого антифона и говорится одна ектения, а остальные два антифона не читаются).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

д.=«главопреклонения». 55 . Софийск. сл. 525 (XV в.) (Веч.Р, но=«8-й антифон»): а. «молитвы утренние». б. – нумерованы; и следуют без рубрик. в. на месте 11=«Евангелия, тайно». г. следует последование: возгласы после кафизм и после Пс. 118 и 135; указана возгласы после песен 3-й, 6-й и 9-й канона. д. в конце последования, е. отсутствует 56 . Синод, сл. 900 (372) (XIV-XV вв.)=Горский-Н., III, 1, 150 (Веч.Р последование): а. «молитвы утренние». б. следуют – описание неполное. в. последование с повторением и с молитвой ектении. г. отсутствует умалчивание о 57 . Синод, сл. 615 (358) (XVI в.) (Веч.Р последование): а. «молитвы утренние». б. как Синод. 900, б. в. последование с 58 . Издания Служебника на Руси с 1602 до 1653 219 (Веч.Р последование): а. последование Утрени: б. следует – и отсутствует в. великая ектения и остаток последования: Пс. 117 , кафизмы, прокимен, во второй раз (но в некоторых изданиях дается только ее начало). Всякое дыхание, Пс. 50 , канон, и т.д. г. после призыва диакона. Рукописи Сс): молитва после 59 . Афины 848 (XV в.)=Тремпелас Ξ : а. «начало утрени»: б. шестопсалмие. в. молитвы – по порядку. г. ектения, Пс. 117 , кафизмы, ектения. и т.д. е. после ектении и ектении просительной. 60 . Синод, гр. 262 (280) (267) (XV в., Есфигменского м-ря)=каталог арх. Владимира (Beч.I ): а. «молитвы на заре»: б. – «как в нечатном (современном) Служебнике». в. умалчивание о 61 . Синод, гр. 263 (281) (268) (1470 г., Ватопедию)=Владимир: § как предидущий 62 . Синод, г р. 264 (456) (1602 г.)=Владимир: § «как печатный Служебник». 63 . Евхологий гр. арх. Антонина (ГПБ) (XV в.)=Дмитриевский, II, 501 (Beч.I): а. «молитвы на заре»: б. отсылка к Гоару (39–42). следовательно – 64 . Синай 988 (XV в.)=Дмитриевский, II, 578 (Beч.D): § как Евхологий Антонина. 65 . Есфигмену 208 (XVI в.)=Дмитриевский, II, 835 (Beч.I): § как Антонина, по отсутствует 66 . Ватопедию 134 (745) (1538 г.)=Дмитриевский, II, 766 (Beч.I): а. «начало утрени»: б. отсылка к Гоару (39–42): [I] – 67 . Александр. Патр. 224–1070 (207) (XVI в.)=Дмитриевский, II, 911:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Панихида — это церковная служба по умершему Слово «панихида» в переводе с греческого означает «всенощная». Панихида представляет собой сокращенную утреню. Ее последование очень похоже на «Последование мертвенное мирских тел», то есть чин погребения мирянина. Однако некоторые элементы отпевания в ней отсутствуют, что делает панихиду более краткой. Панихиды совершаются до погребения усопшего и после – на третий, девятый и сороковой день, а также в дни рождения, тезоименитства, в годовщину смерти. Панихида служится перед кануном — особым столиком с изображением распятия и рядами подсвечников. Здесь же можно оставить приношение на нужды храма в память об усопших близких. После обычного начала читается 90-й псалом, после которого произносится великая ектения за упокой. Затем — «Аллилуиа» и тропари «Глубиною мудрости…». После тропарей на панихиде поются тропари по «непорочных»: «Святых лик обрЕте источник жизни…» с припевом: «Благословен еси, Господи…». Затем произносится малая заупокойная ектения, поется седален «Покой, Спасе наш…», читается псалом 50-й и поется канон, разделяемый и заканчиваемый малыми заупокойными ектениями (после 3-й, 6-й и 9-й песней). На панихиде поется канон 6-го гласа: «Яко по суху пешешествовав Израиль…» или 8-го гласа: «Воду прошед…». После 3-й песни поется седален, после 6-й — кондак «Со святыми упокой…» и икос: «Сам Един еси Безсмертный…». После канона панихида заканчивается литией: читается «Трисвятое», поются тропари 4-го гласа «Со духи праведных скончавшихся…» и произносится ектения: «Помилуй нас, Боже…», после которой бывает отпуст и поется «Вечная память». Читайте также о панихиде: О поминовении усопших: панихида, вселенская панихида, родительские субботы Поминовение усопших. Ответы на вопросы читателей Дмитриевская родительская суббота. Поминовение усопших Молитва об усопших. Вопросы священнику О молитве за усопших: покойников больше нет! Не горькие мысли о смерти: Как священнику утешать человека в его потери? Тысяча и одно правило прощания

http://pravmir.ru/panixida-chto-takoe-pa...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010