В 1738 г. Прокофий Демидов, приезжавший по заданию отца на тагильские заводы, в письме Акинфию писал: «…зодчего того, что церкву столь близко к заводу поставил, следовало батожьём бить, как последнего варнака…, а до сего дня не сгорела оная благодаря одной милости Божьей». Акинфий и сам подумывал о переносе церкви, но осуществить замысел не успел. Унаследовавший тагильские заводы, Никита Акинфиевич подошёл к задумкам отца иначе. В 1764 г. он начинает строить Входо-Иерусалимскую церковь – более просторную, величественную, и, главное, каменную. Как только в новом храме стало возможно вести службу, старую Введенскую церковь разобрали и перенесли на восточную окраину посёлка, где она более 60 лет прослужила в качестве кладбищенской. Однако со временем посёлок разросся, население его увеличилось, и единственная на тот момент Входо-Иерусалимская церковь стала для прихожан тесной. Вопрос о постройке ещё одного храма, что называется, назрел. Официально новую Введенскую церковь начали строить в 1833 г. Однако история её создания началась на несколько лет раньше, когда Демидовы познакомились с петербургским архитектором Егором Ивановичем Диммертом. Диммерт, окончивший в 1809 г. с отличием Академию Художеств, считался тогда одним из самых модных архитекторов столицы. Именно его проект будущего храма и был выбран для постройки в Нижнетагильском заводе. Надо сказать, строительство могло начаться и раньше, но Диммерт не мог курировать постройку лично, как того изначально требовали Павел и Анатолий Демидовы, из-за большой занятости на проектах в Петербурге. В конце концов, братья передали выкупленный проект «своему» архитектору - А.П. Чеботареву, под руководством которого и была начата стройка. Как писал в своём донесении Павлу Николаевичу Демидову один из управляющих, «работные со светлой надеждой и облегчением приняли весть о начале строительства». Впрочем, среди рабочих было весьма популярно и другое мнение: «Нагрешили крепко, видать, Демидовы – вот теперь и замаливают грехи…» Когда через два года была заложена ещё и Выйско-Никольская церковь, то эта версия стала в народе основной.

http://sobory.ru/article/?object=35977

На верхней плите надгробия – выпуклый крест восьмиконечный, а по сторонам – выпуклые же надписи: 1) с передней западной стороны – «Праведницы во веки живут, и в Господе мзда их». 2) На южной стороне – «Добре подвиг совершившии и веру соблюдшии, молите, молимся, спастися душам нашим». 3) На северной стороне – «Схимник архимандрит Моисей скончался 16 июня 1862 года, на 81 году от роду». «Схимник игумен Антоний скончался 7 августа 1865 года, на 71 году от роду». 4) С задней восточной стороны – «1873 года». Памятник огражден медной позолоченной решеткой из круглых прутьев. 3. Церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери На восточной стороне монастыря, впереди соборного храма, церковь старая больничная, в честь Владимирской Божией матери, искусной архитектуры, крестообразная, с полукружными концами: в полукружиях устроено 6 келий, для помещения больничной братии. Сооружение сей церкви начато в 1809, окончено в 1811 году, при игумене Авраамии, иждивением гг. Богдановых и надворного советника Петра Петровича Камынина, который пожертвовал на постройку свой материал. Освящена 1811 года, августа 26 дня, преосвященным Евлампием, епископом Калужским и Боровским. В 1854 году к этому зданию, с западной стороны, сделана пристройка (из деревянных, обложенных кирпичом, стояков) в виде флигеля с мезонином, во всю длину его лицевого фасада. Средина ее, отапливаемая двумя духовыми изразцовыми печами, составляет притвор больничной церкви, в котором читается денно-нощно псалтырь по усопшей братии и благодетелям сей обители. В боковых отделениях сей пристройки прибавилось к прежним на каждой стороне по три келии. В мезонине же, вход в который из внутреннего коридора, нет жилых покоев, а устроены хоры с пролетами внутрь храма, как для его нагревания, так и для слушания Божественной службы. Кровля пристройки – железная двускатная; над нею сделана особая глава с крестом, обитым жестью. Входное крыльцо – каменное, с перилами; над ним – железный зонтик с подзорами. Кроме главного входа в сию церковь , извне, с западной стороны, в, так называемые, красные двери, есть еще две боковые двери, северные и южные, которые выходят из коридоров больничных келий. Здесь престарелые и слабые старцы находят себе отраду, помощь и удобство к духовной жизни. В церкви нет особых украшений: она проста и убога, как убоги, живущие при ней, старцы. Из икон, особенное внимание посетителя обратит на себя, редко встречаемая, икона, так называемой, Целительницы Богоматери, восставляющей с одра болезни клирика. В одной из келий сего больничного здания, лежал 24 года (с 1838 г.) замечательный страдалец, иеродиакон Мефодий, скончавшийся в 1802 году 39 . 4. Церковь во имя пр. Марии Египетской и св. Праведной Анны

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

К началу XX в. в комплекс монастырских зданий входили 3 каменных храма. Соборный двухэтажный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы был построен в 1650 г. Нижний этаж был теплый, престол освящался 3 раза. В первый раз в 1650 г. – в честь священномученика архидиакона Лаврентия; второе освящение состоялось в 1790 г. – в честь святителя Григория Неокесарийского и преподобного Никона Радонежского; третье – в 1855 г. в честь праведного Лаврентия Калужского. Верхний этаж в начале был деревянным, а в 1739 г. на пожертвования А.А.Гончарова был перестроен каменным. Престолы верхнего этажа были освящены в честь Рождества Христова и Вознесения Господня. В 1723 г. был построен надвратный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, который являлся приходским для монастырских крестьян слободы Подзавалье и д. Турынино. В 1823 г. при архиерейских покоях был устроен домовый храм в честь преподобного Сергия Радонежского. Кроме храмов, в комплекс зданий монастыря входили: каменная колокольня, корпуса и кельи для братии. В XVIII в. он был обнесен каменной оградой с 4 небольшими башнями по углам. Сохранилась аллея парка, заложенного в 1809 г., с посадками липы, березы, дуба, вязов. Вокруг монастырских стен находился фруктовый сад. По сохранившимся сведениям, сад был посажен семинаристами под руководством Преосвященного Евлампия (Введенского). Некоторые плодовые деревья сохранились до настоящего времени. На восточной стороне находился пруд с плотиной. На территории Лаврентьева монастыря располагался некрополь, где были похоронены многие известные калужане, священнослужители и монашествующие, герои Отечественной войны 1812 г. 22 августа 1915 г. в связи с торжествами, посвященными 400-летию со дня кончины праведного Лаврентия, монастырь посетила Великая княгиня преподобномученица Елизавета Федоровна. Монастырь был закрыт в 1918 г., и с 15 августа того же года здесь находились Калужские пехотно-командные курсы. В мае 1920 г. на его территории был размещен лагерь принудительных работ, которым ведал карательный подотдел Калужского губисполкома. Здесь содержались политические заключенные, уголовники и военнопленные. В 1920 г. на 100 лагерных коек приходилось 317 заключенных. В 1921 г. по приказу коменданта лагеря с помощью кузнечных молотов были разбиты скульптурные надгробия Лаврентьевского некрополя. В мае 1921 г. сюда были этапированы 230 тамбовских крестьян, участников восстания «Союза трудового крестьянства», возглавляемого А.Антоновым. В связи с этим в ноябре 1921 г. было решено нижний этаж храма Рождества Христова приспособить под тюремное здание. Тогда здесь была закрашена стенная роспись и установлены нары и печи. Музейные работники успели спасти только часть икон и утвари.

http://sobory.ru/article/?object=02530

Игумен Моисей промыслом Божиим, приведен начально с братом моим в Саровскую Пустынь 1805 года Мая 13 дня, на 24 году жизни, с трех годовым паспортом; а оттуда 1807 года Февраля 2 дня, получа свидетельство за подписанием Строителя иеромонаха Исаии с подтверждением о том Игуменов: Маркеллина и Назария, бывшего Валаамского, за их подписом, отправился за увольнением и в 1808 году, 23 Февраля получил из Московского Купеческого Общества увольнение в монашеское звание, по которому 1809 года Июля 14 дня определен Указом Орловской епархии в Брянский Свенский монастырь. Где находясь, по благословению Преосвященнейшего Досифея Епископа Орловского, представляем был в Св. Синод к пострижению в мантию; но по недостатку в увольнительном Свидетельстве слова о обязательстве всем Обществом платежа казенных повинностей в оном отказано Указом 1810 года Марта 8 дня. Почему, получа обратно свое увольнительное свидетельство от Игумена Амвросия 27 Ноября 1810 года, отправился паки в Москву ходатайствовать у Общества Купеческого дополнения, означенного слова, и в 1811 году получа 16 Марта новое свидетельство, по совету иеросхимонаха Алексия Симоновского, расположился испытать себя, по первоначальному желанию своему, в пустынном уединении, отдельно от монастыря. И слыша о Старце иеросхимонахе Афанасии, живущем в Смоленской губернии Рославской Округи, в лесной даче помещика Броневского Демьяна Михаиловича, прибыл туда и был оным Старцем помещен в сожительство с ним. – А в 1812 году, по нашествии на Смоленскую губернию неприязненных Французов, я оставил Пустыню и отправился в Свенский монастырь, а оттуда в Белобережскую Пустынь, в которой с Августа месяца прожил более года и возвратился паки в ту же Пустыню 1815 года к иеросхимонаху Афанасию. – А 1816 года Генваря 15 дня, прибыл ко мне из Ростова брат Александр, с которым, того же года в последних числах Августа отправился я до Киева, чрез города: Мглин, Стародуб и Чернигов. Достигши туда 11 Сентября, и пробыли до 16 Сентября, обходя все Св. Обители в Киеве, и приняв благословение от Его Святейшества Митрополита Серапиона, также и Наместника Лавры Архимандрита Антония, отправились обратно, через города: Козелец, Королевец и Севск, посещая на пути Св. Обители: Софрошеву, Глинскую, Площанскую, Белобережскую и Свенский монастырь. Достигши, наконец, своей пустынной кельи, в Ноябре месяце пробыли в оной до Декабря 1817. Потом, отправился я с братом Александром в Москву, для испрошения у Общества Купеческого увольнения в монашеское звание и – благодарение Богу – получили оное и возвратились 1818 года в Марте месяце в Пустыню. V. Письма его к брату Александру Ивановичу и (впоследствии) О. Антонию и прочим

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

Кроме того, вблизи от этой Обители, в Брянских и Рославльских лесах, подвизались в то время, многие пустынолюбивые иноки, и некоторые из них принадлежали к Свенскому братству. Так, упомянутый инок Арсений, то трудился в послушаниях, в Свенской Обители, то удалялся на безмолвие в Рославльские пустынные леса. Также и иеромонах Афанасий, переведенный в Свенский монастырь из Белобережской Пустыни в 1806-м году, весною 1807-го года ушел в Рославльский лес на всегдашнее пустыножительство, а для свободного проживания там, получал впоследствии, каждогодно билет от Свенского Настоятеля. С большею вероятностно, можно предположить, что Тимофей поступил в Свенский монастырь, в надежде получить там монашеское пострижение и перейти потом, на давно желанное безмолвие в соседних Рославльских лесах. 3-го августа 1809 года Тимофей Иванович Путилов по указу Орловской Духовной Консистории, определен в Свенский монастырь в число послушников. Проходили они послушание пономарское, занимался также монастырскими письмоводством, и читали в церкви каноны и прочее во время богослужения. Из жизни его в Свенском монастыре сохранился в памяти Оптинской братий только один рассказ О. Архимандрита Моисея о самом себе. Раз, говорили они, живши в Свенском монастыре, пошел я за водою и возвращался с полными кувшинами. В воротах монастыря, встретился со мною Игумен и, увидав воду, говорит: что, брат Тимофей, верно для чаю? Я с удивлением ему ответили: нет, Батюшка, я еще им не заводился, – А, не заводился, таки заведись. Да знаешь ли, ты о чем я говорю? «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века» – вот чем заведись. Эти последние слова Свенского Игумена, О. Архимандрит Моисей , часто знаменательно повторял своей братии в Оптиной пустыни. – Так же рассказывал О. Архимандрит, что один старец раз спросил его, когда он были еще Тимофеем: «Знаешь ли ты грамоту? А я говорю: знаю, да и думаю про себя, не читать только умею, а и писать хорошо пишу. Ну скажи же мне, что значить аз ? Я и замялся, и не знал, что ему ответить.

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

В 1801 году, «за отличные услуги обители к общей пользе», Авраамий произведен в игумена Лихвинского Покровского Доброго монастыря, с управлением, в то же время, и Оптиной. Но, вскоре, немощь, а, отчасти, и опасение, чтобы не нарушилось заведенное им в Оптикой Пустыни благоустройство, заставили Авраамия отказаться от нового достоинства. Преосвященный уважил просьбу старца, и он по-прежнему был оставлен начальствовать только в одной Оптиной Пустыни, но уже в игуменском сане. Введя в обители примерный внутренний порядок, о. Авраамий снискал ей уважение и почтение всего окрестного народонаселения, и, по мере, увеличивавшихся от того, средств, занялся и материальным устройством обители, при помощи доброхотных даятелей, сочувствовавших ему. Авраамий был, вместе, и учредитель, и зодчий. В 1802 году, против возобновленной им соборной церкви, начато строение новой трехъярусной колокольни в 30 сажень вышины. К ней с обеих сторон пристроено по каменному флигелю, для братских келий. Колокольня эта, составляющая красу обители, и левый флигель, окончены в 1804 году, а правый – в 1806. Первый камень трехпридельного Казанского храма положен в 1805 году, а в 1809 – начато построение больничной церкви с шестью, при ней, кельями, из материала, пожертвованного надворным советником Камыниным. Оба эти храма окончены одновременно в 1811 году, и освящены в то же время преосвященным Евлампием, епископом Калужским и Боровским: больничная – 26 августа, а настоящая, в Казанской – 23 октября. Все деревянное монастырское строение было исправлено; а, сверх того, построены вновь, два каменные двухэтажные (верх деревянный) флигеля, братской трапезы и настоятельский, а внутри монастыря разведен фруктовый сад. Словом, Авраамий не забыл ни о чем: все было придумано и исполнено самым рачительным образом. Но, занимаясь внешним устройством вверенной ему обители, о. Авраамий давно скорбел, видя в ней многих желающих и достойных принять иноческий сан, но не имевших на то права, потому что по штату 1764 года, определено было содержать в Оптиной Пустыни не более семи монашествующих и с настоятелем.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

К сер. XIX в. ядро Оранской в честь Владимирской иконы Божией Матери муж. пуст. (в с. Оранки Богородского р-на) представляло собой единовременно сложившийся целостный ансамбль, стилистически однородный и единый в использовании архитектурных приемов. Каменное строительство началось с возведения Владимирского собора (1819); с 1830 по 1835 г. были построены зимняя Рождественская ц., келейные корпуса, здание трапезной с домовой церковью, колокольня, а также каменная ограда с 4 башнями по углам и 3 воротами. Архитектурный комплекс Троицкого единоверческого жен. мон-ря в с. Белбаж Ковернинского р-на начал формироваться в сер. XVIII в. Мон-рь был обнесен высокой каменной стеной и имел 3 каменных храма: Троицкий (1720-1726; 3 престола: во имя Св. Троицы, в честь Успения Пресв. Богородицы и во имя Иоанна Богослова; приделы 1809-1810 гг.), Введенский (1733), Спаса Нерукотворного (1815, на средства купца Д. Корнилова). Первая правосл. церковь в приходе сгорела во время пожара вместе с монастырской слободой, в 1820 г. в селе была построена каменная Покровская ц. с высокой колокольней (в ней имелось 3 престола: в честь Покрова Пресв. Богородицы, Сретения Господня, во имя апостолов Петра и Павла). Храм относился к крестово-купольному типу, имел форму большого кубического объема, завершенного пятиглавием (Там же. С. 88). План Высокогорского Вознесенского муж. мон-ря (ныне в черте Арзамаса) приближен к правильному прямоугольнику. Облик Вознесенского собора (1759, неск. раз перестраивался, не сохр.) известен по фотографии нач. ХХ в.: 2-светный четверик храмовой части был увенчан 5 главами, глухая центральная луковичная глава удерживалась цилиндрическим барабаном, восьмериковые барабаны боковых глав были увенчаны маленькими луковичными главами (Арзамас. 2013. С. 484). Двусветный четверик Покровской ц. (1768, капитально перестроена в 1845), перекрытый на 4 ската, был завершен крупным цилиндрическим световым барабаном, увенчанным луковичной главой. Алтарная часть представляла собой 3 полукруглые в плане апсиды. Ныне памятник представляет собой квадратный в плане четверик на высоком подклете с равным ему по ширине зап. притвором. Сев. и юж. фасады украшены пилястрами, которые поддерживают 3 полуциркульных архивольта. Прямоугольные окна храма обрамлены пилястрами по бокам и полуциркульными сандриками. Над св. воротами была построена 3-ярусная колокольня в классическом стиле (1785, не сохр.; Там же. С. 477).

http://pravenc.ru/text/2565206.html

На поклонение святой иконе издревле притекали и приносили свои посильные вклады в честь её лица всех сословий, и знатные и простые. Великий князь Василий Иоаннович, по особливой ревности и усердию к Пречистой Деве Богородице и Её чудотворной иконе, повелел от своих царских сокровищ создать каменную церковь в Тихвине. По создании и освящении её, великий князь, влекомый любовью к Пречистой Богородице, сам прибыл в Тихвин, чтобы видеть чудотворную Её икону, лобызать её и принести перед ней свои усердные молитвы. Благоверный сын его великий князь Иоанн Васильевич, подражая отцу своему, приходил также в Тихвин на поклонение чудотворной иконе и устроил при ней монастырь от царских щедрот. В 1734 году императрица Анна Иоанновна пожаловала для иконы редкий изумруд, замечательный по огромности и резьбе, с подписью: «Владычице, приими молитвы раб Твоих». Для поклонения иконе Тихвинской монастырь посетили: в 1747 году императрица Елисавета Петровна; в 1798 г. император Павел Петрович, который сам перенёс икону на настоящее место из Рождественского собора. Великая княгиня Екатерина Павловна, прибыв в обитель с супругом своим в 1809 году, приложила к иконе превосходный Бразильский топаз и дорогие бриллианты; ей же привезены от императрицы Марии Феодоровны бриллианты и голубой сапфир в 80 каратов. По самой дешевой цене все украшения на ризе золотой и драгоценной, не считая её, полагаются около 60,000 рублей сер. Перед иконой висит драгоценное приношение графа Шереметева в 1803 году, – золотая лампада ценой около 12,000 рублей сер. Праздник в честь Седмиезерской иконы Богоматери В 1654 году, во время морового поветрия в Казани, граждане просили поднять Смоленскую икону Богоматери из Семиезерской обители в бедствующий город. Игумен Предтечевой обители послан был за чудотворной иконой и, подняв её благоговейно, остановился на обратном пути за две версты до Казани, там, где теперь монастырь Введенский Кизический. Народ и духовенство встретили с умилением Владычицу, и, как только обнесли икону около стен кремлёвских, зараза видимо стала ослабевать.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

…знавал лично и Прудона и Бакунина… — Пьер-Жозеф Прудон (1809–1865) — французский социолог и экономист, социалист-утопист анархического толка. Был личным знакомым Герцена и Бакунина. Достоевский неоднократно упоминает имя Прудона в своих художественных и публицистических произведениях. Михаил Александрович Бакунин (1814–1876) — русский революционер-народник, один из основоположников анархизма. В 1830-х годах входил в кружок Н. В. Станкевича, был близок с В. Г. Белинским, затем с А. И. Герценом и Н. П. Огаревым. С 1840 г. жил и работал — за границей. Имя Бакунина было хорошо известно Достоевскому еще в 1840-х годах. 8 …о трех днях февральской парижской революции сорок восьмого года… — Трехдневная революция 1848 г. произошла в Париже с 22 по 24 февраля. В объяснении, адресованном Следственной комиссии по делу петрашевцев, Достоевский, имея в виду французскую революцию, писал: „На Западе происходит зрелище страшное, разыгрывается драма беспримерная. Трещит и сокрушается вековой порядок вещей. Самые основные начала общества грозят каждую минуту рухнуть и увлечь в своем падении всю нацию. Тридцать шесть миллионов людей каждый день ставят словно на карту всю свою будущность, имение, существование свое и детей своих! такое зрелище — урок! Неужели обвинят меня в том, что я смотрю несколько серьезно на кризис, от которого ноет и ломится надвое несчастная Франция, что я считаю, может быть, этот кризис исторически необходимым в жизни этого народа, как состояние переходное (кто разрешит теперь это?) и которое приведет наконец за собой лучшее время“ (XVIII, 122–123). В библиотеке Достоевского имелась книга А. де Ламартина „История революции 1848 года“ на французском языке (см.: Гроссман Л. П. Семинарий., С. 39). 9 …мигом начал нескончаемый процесс за право каких-то ловель в реке или порубок в лесу…— Эпизод тяжбы Миусова с монастырем навеян, по-видимому, сходным эпизодом тяжбы Оптина монастыря с „Савинской слободы тяглецом“ Мишкой Кострикиным (а впоследствии с другими жителями Козельска). См.: Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни. 3-е изд. М., 1876. С. 21–23; книга имелась в библиотеке Достоевского (см.: Гроссман Л. П. Семинарий., С. 43). 10

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

В 1712 году в Рождествине была выстроена новая деревянная церковь Рождества Христова, взамен обветшавшей, и в том же году освящена игуменом Волосова монастыря Николаем. В 1732 году эта церковь сгорела. Через четыре года в усадьбе была выстроена третья по счёту Рождественская церковь. В 1809 году усердием нового владельца села, генерала Сергея Алексеевича Всеволожского (1746-1822) была построена каменная церковь с колокольней в честь Рождества Христова. Имя автора проекта, нам, к сожалению, неизвестно. К основному зданию летней (холодной) церкви в 1841 году помещик, статский советник Николай Сергеевич Всеволожский пристроил тёплую церковь с престолом в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, а уже в 1884 году в тёплом Введенском храме усердием крестьянина Михаила Зазубина устроен другой престол - в честь Архангела Михаила. Храму Рождества Христова в Рождествине принадлежал каменный двухэтажный дом, в котором помещалась церковно-приходская школа. Земли церковной имелось в наличности: усадебной 1 1/2 десятины, пахотной и сенокосной 33 десятины. Причта по штату в кон. XIX в. полагалось: священник и псаломщик. Дом у священника - церковный, а у псаломщика - собственный, на церковной земле. Причт получал доходы от земли, с процентных бумаг и за требоисправления до 500 рублей в год. В приходе числилось: село (в кон. XIX в. - 126 дворов) и деревни: Красково и Шубино, расстоянием от села в двух верстах. Всех дворов в приходе было 154, из них душ мужского пола 425 и женского - 466. Неподалёку от храма стоял деревянный помещичий дом Всеволожских. Церковь в селе Рождествено была закрыта в 1930-х годах после того, как в этом населённом пункте в 1930-м году был организован колхоз им. Ленина. История умалчивает тот факт, использовал ли колхоз не работающий храм для своих нужд (в качестве складского помещиния либо зерносклада). Известно, что в конце 1950-х годов трапезная и колокольня были разобраны (возможно, понадобился добротный кирпич). То, что осталось - это всего лишь круглая ротонда.

http://sobory.ru/article/?object=02821

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010