Монастырь был закрыт в 1918 году, возобновлен в 1992 г. В обители около 30 сестер. Главная святыня монастыря – ковчег с мощами свт. Гурия., почитаемая икона Божией Матери " Казанская " , икона с мощевиком преподобного Серафима Саровского, мощевик с мощами Оптинских старцев. Тел.: +7-910-867-26-00 Адрес: 248000, г. Калуга, Монастырский переулок, 1 Время работы: Богослужения. В 8:00 и 16:30 ч. Храмы [ править править код ] Свято-Троицкий собор (Калуга) [ править править код ] После того Троицкого собора, в котором был похоронен Тушинский вор, обветшал второй, за ним третий, и в 1786 г. началось строительство нового. Храм в стиле русского классицизма был освящён только в 1819 г. Одной из причин задержки было то, что местный архитектор Ясныгин решил возвести необыкновенно широкий купол – 17 м в диаметре – без дополнительных подпорок, а Совет Академии Художеств доказывал, что такой купол обрушится. Впечатляющий купол держится до сих пор. (Диаметр купола Санкт-Петербургского Казанского собора – только 14,5 м.) В соборе у южного входа погребены три калужских епископа. Епископ Евлампий (Введенский) управлял епархией в 1809-1813 гг.; он вёл переписку с Кутузовым, многое сделал для организации обороны в губернии. Николай (Соколов) был калужским епископом с 1834 по 1851 г.; он был духовником многих калужан, был любим и почитаем ими. Архиепископ Григорий (Миткевич) возглавлял епархию с 1851 до 1881 г.; он не раз отказывался от предложений перейти в более крупные епархии и оставил своим наследникам средства только на своё погребение. Сейчас вокруг собора Парк культуры и отдыха , частью которого является старинный Городской сад. Уже не первую сотню лет это любимое место прогулок калужан. Свято-Георгиевский собор (Калуга) [ править править код ] Храм Космы и Дамиана (Калуга) [ править править код ] Храм пророка Иоанна Предтечи (Калуга) [ править править код ] Храм святых Жен-Мироносиц (Калуга) [ править править код ] Покровский храм на рву (Калуга) [ править править код ] Храм святителя Николая (Калуга) [ править править код ] Храм в честь святых великомучеников Георгия Победоносца Димитрия Солунского (мкр. Анненки, Калуга) [ править править код ] Святыни [ править править код ] Калужская икона Божией Матери [ править править код ] Калужская икона Божией Матери

http://azbyka.ru/palomnik/Калуга

В 1803 г. указ о переводе символа веры , десятословия и молитв был разослан по епархиям, где были инородцы, и епархиальные начальства озаботились переводом кратких катехизисов на разные инородческие языки. В течение 1803–1809 гг. были напечатаны и пущены в обращение краткие катехизисы на олонецком, корельском, чувашском, черемисском, мордовском (1804), татарском (1805), калмыцком и персидском (1807) языках, кроме того на мордовском и черемисском краткий катехизис и молитвы с исповедью, а на чувашском и татарском (1809) одни молитвы с исповедью. Скудость религиозно-образовательных средств для крещеных инородцев Поволжья и соседних местностей в более заметной степени стала восполняться после открытия в Нижнем, Казани, Астрахани и Вятке отделений Библейского общества, которые начали деятельно распространять, если не между самими инородцами, то по крайней мере между духовенством инородческих приходов, библейские переводы и благочестивые переводные брошюры. На татарском языке вышло несколько переводов св. книг, в 1814 г. издан весь новый завет, потом в 1818 г. снова на ногайском наречии в Астрахани, в 1820 г. одно Евангелие на оренбургском наречии, в 1818–1819 гг. книга Бытия и Псалтырь на ногайском наречии; кроме того, в значительном числе распространены были Библии и Новые заветы на языках арабском, персидском и татаро-турецком. На чувашский, мордовской и черемисский языки с 1819 г. переродили Новый Завет священники казанской епархии Федоров, Алмазов, Альбинский и Охотин; сначала напечатано было Четвероевангелие (в Казани), потом на мордовском и черемисском языках весь Новый Завет (в Спб.). Для корел тверской епархии священниками Золотницким и Введенским переведено Евангелие от Матфея (1821). На калмыцкий язык перевод того же Евангелия сделан казначеем Библейского общества Шмитом (1815). Для пермских инородцев в 1821 г. учитель сольвычегодского дух. училища Александров перевел Евангелие Матфея на зырянский язык (изд. 1822); других евангелистов и книгу Деяний перевел устьсысольский дьякон Лежнев.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Походит сын любезный мой... А я уж плуг повесил свой. (Богословский вестник. 1897, 12. С. 488–489). 275 Надо здесь заметить, что когда с более глубокой и основательной критикой гегелевской онтологии выступил бывший студент Голубинского Н. П. Гиляров-Платонов (1855), его дерзновение было остановлено вмешательством правящего архиерея. 278 Надеждин Н. И. Автобиография//Надеждин Н. И. Сочинения. В 2-х т. Т. I. Эстетика. СПб., 2000. С. 36. 286 Андреев Ф. Московская Духовная Академия и славянофилы//Богословский вестник. 1915, октябрь-декабрь. С. 630. 287 Введенский Ал.[И]. Протоиерей Федор Александрович Голубинский как профессор философии//Богословский вестник. 1897, 12. С. 484. 288 Там же. С. 485. Введенский ссылается на книгу: Haxtauen A., Baron de. Études sur la situation intérieure, la vie nationale et les insitutions rurales de la Russie. Hanovre, 1847, p. 63–64. Книга вышла в 3-х томах (1847–1853), имелся в виду т. 1. Любопытно, что перевод отрывка о Голубинском у Введенского в последних строках (и в анонимном предисловии к публикации «Лекций философии» Ф. А. Голубинского, 1884, с. 14–15) заметно отличается от перевода с немецкого издания (Haxtauen A. Studien über die innern Zusände, das Volksleben und insbesondere die ländlichen Einrichtungen Russland. 2 Teil. Hannover, 1847. S. 83), который приводит гр. М. В. Толстой во вводной заметке к публикации переписки Голубинского с Бартеневым (Русский Архив, 1880. III. С. 406). 290 В «Философских исследованиях о сущности человеческой свободы» (1809) Шеллинг равнозначно употреблял термины Праосновное и Безосновное (“Urgrund oder vielmehr Ungrund”. – Schelling F.W.J., von. Werke. Bd. III. Leipzig, 1907. S. 502). Последний термин прямо связывал его построения с учением Я. Бёме. 292 Bautin [L . E . M.]. L’Enseignement de la Philosophie en France au dix-neuvième siècle. Strasbourg-Paris, 1833. P. 80. Проникновенно-сочувственное изложение взглядов «Ботеня» мы находим у архим. Гавриила (Воскресенского) . См.: Гавриил, архим. История философии. Ч. IV. Казань, 1839. С. 164–190. «Главное достоинство философии Ботеня, – пишет он, – состоит в его независимости от всех школ философских, и в зависимости от единого Бога. Ботень столько друг всем философам и людям, сколько они зависимы от Бога» (Там же. С. 188).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/rus...

Июля 21 дня 1808 года». По ходатайству преосвященного Феофилакта, епископа Калужского, благочестивый Монарх всемилостивейше изволил согласиться на прошение игумена Авраамия. Указом из Святейшего Синода 1809 года января 18 дня, дозволено: «к настоящему, в Оптиной Пустыни штатному положению монашествующих, прибавить еще двадцать три человека, так, чтобы число оных и с настоятелем было из тридцати». Восполнив таким образом важнейший недостаток в Оптиной Пустыни, Авраамий в последующее время не ослабевал в трудах своих и попечении о благе ее. Не умолялось, также, но еще более возрастало и, заслуженное им, благорасположение калужских архипастырей. Так, преемники преосвященного Феофилакта, епископы Евлампий и Евгений, оказывали особое благоволение к Оптиной Пустыни. Первый из них даже желал провести в обители остаток дней своих в молитвенном покое, почему и построена была для него на сей предмет особая келья (ныне настоятельская). Таким образом, обитель Оптина процветала в тиши безмятежной, упокоеваемая заботливостью своего настоятеля. Когда наступил грозный двенадцатый год, с сокрушенными сердцами принимались в обители вести о бедствиях отечества, о взятии Смоленска, занятии Москвы и нечестии нового Амалика, не пощадившего святыни московской. Храмы обители были открыты с утра до глубокой ночи и полны народа, который, признавая над собою крепкую руку Божию, плакал и молился, да сотворит Господь, со искушением и избытие. Несмотря на близкую опасность, епархиальное начальство не сделало никакого распоряжения о удалении иноков и вывозе церковного имущества, потому что фельдмаршал, князь Кутузов, уверил калужского градского главу и депутатов от купечества, что он не пустит Наполеона в Калугу; а слова архистратига наших сил принимались тогда всеми, как слова пророчества, исполнение которого, как уверены были все, не замедлится. Однако, игумен Авраамий принял некоторые необходимые меры предосторожности, особенно, от него зависевшие, а именно: церковную утварь, ризницу и библиотеку приказал уложить в сундуки; свечи и другие церковные вещи были заложены в палатку, что под соборной церковью. Братия приискали в дремучем бору, окружающем их Пустынь, недоступный по положению своему овраг с пещерой, в 15-ти верстах от обители, чтобы удалиться в него на первый случай, при появлении врага.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

10 февраля 1919 г. I. Старообрядчество Из прошлого Преображенского и Рогожского кладбищ I. И. А. Ковылин († 21-го августа 1809 г.) «Вопль и стон прерывали отпевание; не только московские, но и из ближних селений и деревень единомышленники провожали его гроб до могилы; с ним шли: граф Тутолмин, московский комендант, обер-полицмейстер и другие знатные особы, чтобы кинуть несколько горстей земли в могилу настоятеля Федосеевского раскола», – так описываются похороны московского купца Ильи Алексеевича Ковылина в записках старожилов. Купец Ковылин, основатель знаменитого Преображенского кладбища в Москве, на похоронах которого собрались «знатные особы» и массы единомышленников-безпоповцев федосеевского толка, был действительно замечательной личностью для своего времени. Его деятельность, связанная с характерными эпизодами нашего прошлого, заслуживает попасть на страницы истории. Ковылин, крепостной кн. Голицына, владетель больших кирпичных заводов на Введенских Горах и виноторговец, поставлявший товар из своего погреба на Неглинной в дома «знатных особ», занял на рубеже XVIII и XIX столетий исключительно влиятельное положение в первопрестольной: чуть ли не вся аристократия бывала у него и угощалась на его счет. И хлебосольный хозяин умел извлечь пользу из этих посещений для своей общины. История деятельности И. А. Ковылина и последующей судьбы Преображенского кладбища подробно рассказывается в записке, составленной в 1844 году, „Известия об основании Преображенского кладбища», и напечатанном в первом выпуске известного „Сборника правительственных сведений о раскольниках», В. Кельсиева (Лондон, 1860 г.). В день столетия со дня смерти Ковылина, быть может, и небезынтересно вспомнить некоторые любопытные эпизоды из прошлого старообрядчества и отношения к нему русского правительства в эпоху так называемых „золотых дней» для русского сектантства, – в эпоху, когда цвела кратковременная „веротерпимость». „Козырь» из желтого сукна на одежде – таково было внешнее отличие религиозных отщепенцев, получивших в XIII веке некоторую обеспеченность гражданского бытия за уплату двойных податей, но принужденных по-старому тайком, с великой осторожностью собираться на молитву. Такой глубокой тайной была окружена и существовавшая в Москве община федосеевцев. Из этих тайников совершенно неожиданно ее вывела постигшая в 1771 г. Москву ужасная чума, Московские власти оказались совершенно не подготовлены. Чума свирепствовала. Больные оставались без всякой помощи. Лишь пьяные колодники-фурманы в дегтярных рубашках с железными крюками собирали мертвых из домов, сваливали на дровни, отвозили за город и кидали в ямы. Но и этих фурманщиков не хватало. Народ в ужасе бежал из зачумленной столицы, бежал в соседние города и селения, неся с собой моровую язву.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

16 ноября 1808 г. он был пострижен в монашество с именем Филарет (в честь св. Филарета Милостивого, память 1 декабря). Через пять дней был рукоположен в иеродиакона, а 28 марта 1809 г. посвящен в иеромонаха. 11 марта 1812 г. – архимандрит. В июле 1811 г. был назначен ректором С.-Петербургской духовной академии и профессором богословских наук. 5 августа 1817 г. был рукоположен в епископа Ревельского, викария С.-Петербургской епархии. Через два года (15 августа 1819 г.) преосвященный Филарет назначается архиепископом Тверским и членом Святейшего Синода. 3 июля 1821 г. 38-летний Филарет был поставлен во главе древнейшей кафедры (архиепископом, а с 1826 г. митрополитом Московским), которую возглавлял 46 лет. Умер в 1867 г. в день (19 ноября), о котором он был извещен за несколько месяцев явившимся ему родным отцом. Многих современников изумляла богатая многообразными дарованиями личность святителя Филарета. Во всех областях, где протекала его деятельность, он оставил глубокий, яркий след. Как архиерей он был духовно мудрым, неутомимо ревностным, справедливым и внимательным. В богословии ученость и глубина соединялись со строгостью в отношении чистоты православного учения. Многочисленные проповеди отличаются высотой мысли, тщательной продуманностью и отточенностью выражений. Среди множества совершаемых им дел он стяжал дар молитвы. «Бывали случаи исцелений по его молитвам. Так одна восьмилетняя девочка, бывшая в полном расслаблении, тотчас стала ходить, как только мать поднесла ее под благословение святителя Филарета. Девица, бывшая в продолжение 13 лет немою, тотчас заговорила, как только святитель, благословив, спросил ее: «Как тебя зовут?» и заставил ее тут же прочитать молитву Господню. У одного купца появился в руке антонов огонь. Доктора уже решили отнять руку, но болящий, через своего приходского священника, попросил с верою молитв у святителя Филарета, и вслед за тем увидел во сне, что владыка благословил его: проснувшись, он почувствовал себя лучше, и когда явились врачи для операции, то рука, к их изумлению, оказалась совершенно белою, так что ни в какой операции не было надобности. Один купец, заблудившийся в киргизской степи во время страшного бурана, призвал в молитве святителя, и в дремоте увидел святителя, который благословил его, промолвив: «Бог благословит тебя продолжать путь благополучно», и купец был спасен. Много и других подобных случаев было с благоговейными чтителями памяти святителя Филарета» («Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков». Ноябрь. Издание Введенской Оптиной пустыни, 1994. С. 487–488).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

правление обращало иногда на это внимание консистории. Так в 1814–16 гг. венчиковой суммы высылалось до 3 тыс. р. в год, а в 1817 г. поступило только 1817 руб. 80 к. На вопрос правления о причине уменьшения венчиковой суммы, консистория отозвалась неведением, но указала на то, что венчики и листы разрешительный молитвы, неизвестно где печатанные, продают гробовщики, а священники не обращают на это должного внимания. Семинарское правление представило о том митрополиту. Впоследствии видим увеличение означенной суммы: во второй половине 1826 г. ее получено 3132 р. 96 к., в 1830 г. выслано 3557 р. 90 к., в 1831 г. (холера) 6054 р. 20 к. В 1833 г. снова обращено внимание на уменьшение венчиковой суммы, так как ее было уже менее 4 тыс, и поставлен вопрос консистории о способах к ее увеличению. 3) До 1821 г. от разных монастырей в епархии делались ежегодные взносы, или пособия на содержание бедных учеников от 50 р. до 100 и выше, именно от Сергиевой пустыни (до 300 руб.), Введенского Островского (до 200 р.), Зеленецкого Троицкого, в новоладожском уезде, Валаамского Спасопреображенского, Череменецкого Богословского (50 р.), Александроневского (1000 р.), но с 1814 г. последний освобожден от взноса этих денег, так как он выдавал на содержание учившихся в семинарии и ал. невском училище певчих митрополичьего хора до 2 000 руб. и более, напр. в 1820 г. 2608 руб. Временно, на известный год, и другие монастыри, вследствие заявления о затруднительности взноса положенной суммы, освобождались от него, напр. Введенский в 1814 т., Череменецкий в 1818 г., Сергиева пустынь в 1819 г. Но в 1821 г. этот источник доходов семин. экономии совсем пресекся, да и вообще он был незначителен: от 750 р. (1815 г.) и ниже даже до 100 р. (1820 г.) в год. Всех же доходов из означенных трех источников за десятилетие с 1814 по 1824-й год было 36822 р. 76 к., в том числе: бурсачной суммы по консистории поступило 34272 руб. 76 к., от утвержденных за учениками мест и от монастырей (за 6 лет) – 2550 руб. 4) На основании указа св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

35 к., имеют за себя оправдательные документы и вполне соответствуют записям приобретённых книг в инвентарном каталоге библиотеки. 2) Отчёт г. библиотекаря Академии за 1911–1912 академический год стоит в точном соответствии с фактическим составом библиотеки и наличным состоянием библиотечного хозяйства. 3) При опытах проверки книжного состава библиотеки оказалось, что все затребованные книги или стоят на местах, или значатся по карточкам выданными тому или иному лицу, имеющему право на пользование библиотекой. На всех книгах имеются полок и печать библиотеки Академии. 4) Выдача и обратный приём книг производится библиотекой в точном соответствии с установленными правилами. В частности, г. библиотекарем принимаются своевременные меры к проверке книг, находящихся на руках г.г. профессоров». Определили: Принять к сведению. XI. Отношения: а) Императорской Публичной Библиотеки, от 22 ноября за 2709 и 2721, с уведомлением о получении книг, возвращённых Советом Академии при отношениях от 9 и 15 ноября с./г. за 611 и 629. б) Императорского Московского и Румянцевского Музея, от 29 ноября за 1539, с уведомлением о получении возвращённого Советом Академии рукописного сборника архимандрита Вассиана под 1257. в) Совет Императорской С.-Петербургской Духовной Академии, от 11 ноября за 1809 и 19 ноября за 1844, с препровождением на трёхмесячный срок: 1) журнала Jewisch Quartery Review за 1890 г. 2, 3, 4 —582— и 9 (для занятий профессорского стипендиата Н. Кочанова); 2) рукописей Софийской библиотеки под 1385, 1365 и 1359 (для занятий доцента Н.Л. Туницкого); 3) рукопись под заглавием: «Записка о чевствовании Св. Анны Кашинской (для занятия студента IV курса Н. Синева). д) Императорской Публичной Библиотеки, от 16 и 30 ноября за 2665 и 2848, с препровождением на трёхмесячный срок: 1) книг – G. Parthey. Plutarch ber Jsis und Osiris Abhandlungen der Kgl, Preussischen и Akademie der Wissenschaften. 1914 (для занятий экстраординарного профессора Д. И. Введенского ) и 2) рукописи 1286 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Мониторинг СМИ Одиночество «святого доктора» Сто лет назад в Москве был поставлен памятник человеку, призвавшему спешить делать добро 02.10.2009 12:10 В Германии его звали Фридрих Йозеф Гааз, в России окрестили Федором Петровичем. Он приехал к нам совсем молодым человеком в начале девятнадцатого столетия и прожил в Москве полвека, за это время отлучившись из Первопрестольной всего три раза. В 1809 и 1810 годах он ездил изучать кавказские минеральные источники (один из них до сих пор носит его имя), затем был в рядах русской армии, гнавшей двунадесять языков от Москвы до Парижа. Врач с европейским образованием, он быстро приобрел в Москве признательных и состоятельных пациентов, разбогател, купил дом на Кузнецком, ездил в карете, запряженной шестеркой лошадей, что по тем временам было примерно то же самое, что в наши дни шестисотый «Мерседес». Умер он, однако, в бедности, и его хоронили за казенный счет. За гробом Федора Петровича шло, по подсчетам полицмейстера Цинского, около двадцати тысяч человек. В Москве в ту пору (1853 год) народу было тысяч не более четырехсот, и, таким образом, мы можем исчислить высочайший показатель любви к доктору Гаазу и скорби о нем. Его похоронили на Введенском (Немецком) кладбище. Если с Госпитального Вала войти в кладбищенские ворота и двинуться по главной аллее, то через несколько минут по левую руку будет видна могила с висящими на ограде кандалами, большим, почти круглым камнем с установленным на нем крестом и выбитыми словами: «Спешите делать добро». Эти слова, равно как и кандалы, — ключ к судьбе Федора Петровича, главный знак его жизни, объяснение тому поразительному почитанию, которым Москва окружила Гааза, и тому пристальному вниманию, с каким сейчас, более полутора века спустя, мы всматриваемся в облик «святого доктора». В 1828 году восклицанием «Это то, о чем я мечтал всю жизнь!» он ответил на предложение губернатора Москвы князя Д. Голицына войти в состав Попечительского о тюрьмах комитета и тем самым до гробовой доски предопределил свои труды и дни. Отныне его непреходящей заботой стали несчастные России, ее униженные и оскорбленные, ее идущие по этапу в Сибирь кандальники, ее бедняки, силой помещичьего произвола оторванные от родителей дети. Боль России стала его болью.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

С 1803 по 1809 год был строителем Семигородской пустыни. С 1809 по 1818 год был игуменом Тотемского Спасосуморина монастыря. В 1818 году переведён в игумены Павло-Обнорского монастыря. 56.Пахомий, с 1823 по 1826 год. С 1819 по 1823 год был игуменом Глушицкого монастыря. В 1823 году, июня 15 дня, назначен в настоятели Павло-Обнорского монастыря. 57.Варлаам, с 1826 по 1841 год. Пострижен в монашество в Новгородском Вяжицком монастыре в 1796 году. С 1802 по 1807 был игуменом Сольвычегодского Коряжемского монастыря. С 1807 по 1809 год – игуменом Корнильева монастыря. В 1809 году, по желанию, переведён в настоятели Устюжского Троицкого Гледенского монастыря. В 1826 году определён игуменом Павло-Обнорского монастыря. В 1841 году, по старости и слабости здоровья, уволен от управления обителью и помещён на покой в Тотемский Спасосуморин монастырь, откуда в 1842 году, по прошению, переведён в Корнильев монастырь. 58.Иринарх, Добротин, с 1841 по 1846 год. С 1838 года был строителем Семигородной пустыни. В 1839 году произведён, марта 25 дня, во игумена и назначен, ноября 12, в настоятели Арсениево-Комельского монастыря. В 1841 году, октября 6, переведён в настоятели Павло-Обнорского монастыря. В 1846 году, в сане архимандрита, назначен в настоятели Сольвычегодского Введенского монастыря, где и скончался в 1860 году. 59.Анатолий, с 1846 по 1861 год. С 1840 по 1846 год был строителем Лопотова монастыря. В 1846 году, января 1, определён во игумена в Павло-Обнорский монастырь. В 1861 году переведён, в сане архимандрита, в настоятели Сольвычегодского Введенского монастыря. 60.Иоасаф, с 1861 года. Родом Тамбовской епархии, из купцов города Тамбова; в 1820 году, апреля 15, определён в число братства Саровской пустыни сей епархии и проходил здесь разные послушания до 1847 года. В 1847 году, ноября 28 дня, переведён в Нижегородский Печерский первоклассный монастырь, где в 1848 году, ноября 21 дня, пострижен в монашество. В 1857 году определён строителем Оранского Богородского монастыря Нижегородской епархии, но в 1858 году из оного, по прошению, уволен от должности строителя и по желанию его определён Балахнинского уезда в Феодоровский монастырь в число братства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010