Недостаток исторических свидетельств не позволяет ответить на вопрос, поддерживали ли груз. монахи диаспоры связи с родиной в V-VI вв. и отразились ли эти связи на распространении М. в самой Грузии. Вошедшая в состав «Картлис Цховреба» хроника «Жизнь Вахтанга Горгасали» Джуаншера Джуаншериани (XI в.) сообщает, что царь св. Вахтанг хотел поставить нового католикоса и пригласил из Византии в Грузию 2 священников: Петра и иером. Самуила. Католикосом был избран первый, но Самуил вскоре стал преемником умершего Петра и мог быть проводником монашеских идей в Грузии (КЦ. 1955. Т. 1. С. 198-205). Во 2-й пол. V в., по возвращении из очередного военного похода, св. Вахтанг направился в юго-западную провинцию Грузии Кларджети и повелел своему родственнику и правителю провинции Артавазу построить здесь монастырь «по примеру тех, которые царь видел в Греции [т. е. Византии]». Артаваз исполнил приказание и построил мон-рь Опиза , ставший впосл. знаменитым центром груз. культуры (Там же. С. 177-178). Начало широкого распространения М. в Грузии обычно датируется VI в., «спустя 200 лет после обращения Картли» (Мокцевай Картлисай//ПДГАЛ. 1963. Т. 1. C. 94), и связано с приходом в Грузию 12 т. н. сир. отцов под предводительством прп. Иоанна Зедазнийского - группы монахов - выходцев из В. Месопотамии, основавших множество монастырей в разных частях Грузии. До 1991 г. основным источником сведений о жизни этих подвижников был цикл Житий, составленных в XI-XII вв. (груз. текст: ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 186-248). Один из новонайденных груз. манускриптов Синая (Sinait. iber. N 50, X в.; изд.: Aleksidze, Mah é. 2001), содержащий краткую антологию ряда древних источников (многие утеряны) о прп. Иоанне и его учениках, позволяет по-новому представить ранний этап распространения М. в Грузии (подробнее см. в ст.: Сирийские отцы ). Ученики прп. Иоанна были отшельниками, они формально не составляли монашеской общины, не подчинялись фиксированному монашескому уставу, а обладали определенной свободой. Каждый из отцов сначала жил отдельно в полном одиночестве либо вместе с одним учеником, к-рый все же селился на заметном расстоянии от учителя. Так, прп. Давид Гареджийский жил вместе с учеником прп. Лукианом, прп. Иоанн - с диак. Илией (ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 229; Martin-Hisard. 1986. P. 81). Источники ничего не сообщают о происхождении этих учеников. Вероятно, они были из местных жителей-грузин. В случае необходимости ученики прп. Иоанна (из числа 12) посещали своих собратьев, живших по соседству. Т. о., в 1-м поколении груз. монахов сложилась неформальная иерархия: «отец» - прп. Иоанн, «сыновья» - 12 учеников, считавших друг друга братьями, но являвшихся в свою очередь «отцами» для последующих поколений учеников ( Mah é. 2011. P. 56).

http://pravenc.ru/text/монашество.html

12; Иона 2. 18; Дан 7. 9; Ам 1. 2). Фигуры пророков обращены в разные стороны, их правые руки указывают либо на композицию «Вознесение Креста ангелами», либо друг на друга. Тексты объединены эсхатологическим содержанием и посвящены теме Боговоплощения и прославления Господа. Ист.: Древности Российского государства. М., 1849. Отд. 1. Вып. 7; Уманец А. Древний храм в Манглисе//Кавказский календарь за 1852 г. Тифлис, 1851. Отд. 1. С. 463-472; [Александр I]. Об отмене казенных взысканий с крестьян Тифлисо-Манглисской церкви, 1441 г.//АКавАК. 1866. Т. 1. С. 5-6; [Вахтанг VI]. О тарханстве крестьян Манглисской церкви, 1711 г.//Там же. С. 30; [Иессей]. Об отмене подати соколами с крестьян Манглисской церкви, 1715 г.//Там же. С. 31; [Ираклий I]. Об освобождении деревень Манглисской церкви от казенных податей, 1689 г.//Там же. С. 23-24; [Хварашан]. О пожертвовании Манглисской церкви вина и денег, 1694 г.//Там же. С. 24-25; Пурцеладзе Д. Грузинские церковные гуджари (грамоты). Тифлис, 1881; Бобровский П. История 13-го лейб-гренадерскаго Эриванскаго Его Величества полка за 250 лет, 1642-1892. СПб., 1895. Ч. 4; 1898. Ч. 5; Хаханов А. Экспедиции на Кавказ 1892, 1893, 1895//МАК. 1898. Вып. 7. С. 1-68; Какабадзе С. Исторические док-ты. Тифлис, 1913. Т. 3 (на груз. яз.); Такаишвили Е. Археологические экскурсии, разыскания и заметки. Тифлис, 1913. Вып. 4; Документы по соц. истории Грузии. Тб., 1940. Т. 1/Сост.: Н. Бердзенишвили; Барнавели Т. Надписи храма Манглиси. Тб., 1961 (на груз. яз.); Мокцеваи Картлисай. Тб., 1963. (ПДГАЛ; Т. 1) (То же [Обращение Грузии]/Пер. с древнегруз.: Е. Такаишвили; ред., исслед., коммент.: М. Чхартишвили. Тб., 1989); Книга посланий/Арм. текст с груз. пер., исслед.: З. Алексидзе. Тб., 1968 (на арм., груз. языках); Давид Багратиони. История Грузии/Ред.: А. Рогава. Тб., 1971; Вахушти Багратиони. История царства Грузинского. Тб., 1973. (КЦ; Т. 4) (на груз. яз.); Виссарион (Орбелишвили-Бараташвили), католикос-патриарх. Мученичество царя Луарсаба. Тб., 1989. С. 33-49. (ПДГАЛ; Т. 5); Цулая Г. Из истории груз. агиографии: «Мученичество царя Луарсаба»: Этнокультурный аспект//Этногр. обозр. М., 1998. 2. С. 67-78; Силогава В. Надписи Квемо-Картли//Дманиси. 2000. Вып. 2. С. 214-280. Табл. 281-313 (на груз. яз.); Леонти Мровели. Жизнь грузинских царей//Картлис Цховреба: История Грузии. Тб., 2008. С. 13-74; Джуаншер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгасали//Там же. С. 75-136; Корпус груз. ист. док-тов. Тб., 2013. Т. 2: Груз. ист. док-ты XIV-XV вв. (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/2561814.html

Большое значение для Церкви имело восстановление в сер. XI в. прп. Прохором Грузином († 1066) при содействии Баграта IV Крестового мон-ря в Иерусалиме, на том месте, где, по преданию, Лотом были посажены кипарис, певг и кедр, к-рые позже переплелись в одно дерево, срубленное царем Соломоном для строительства иерусалимского храма (по церковному Преданию, дерево не было использовано и долгое время лежало во дворе храма; позже из него был сделан крест, на к-ром распяли Христа). В IV в. этот участок земли передали в дар св. царю Мириану; в V в. св. Вахтанг Горгасали выстроил здесь мон-рь. В Крестовом мон-ре подвизалось множество насельников, здесь были переписаны десятки рукописей, переведено множество лит. памятников, созданы оригинальные произведения. В 1083 г. в Родопских горах (совр. Болгария), в 30 км от Филиппополя (совр. Пловдив), вел. доместик Византийской империи Григорий Пакуриан основал Петрицонский (Бачковский) мон-рь. В. Силогава Устройство грузинских монастырей Сведения о груз. мон-рях, имеющих каждый свой устав, сохранились фрагментарно. Значительное влияние на формирование груз. типиконов оказал т. н. палестинский, или иерусалимский, устав, принятый в лавре прп. Саввы Освященного близ Иерусалима (VI в.) и имевший ключевое значение для всего вост. христианства: начиная с X-XI вв. Типикон св. Саввы использовался во всех Вост. Церквах. В посл. четв. Х в. на Афоне широко развернулась груз. монастырская деятельность; для нужд Иверского мон-ря на груз. язык была переведена к-польская редакция Типикона. В 1-й четв. XII в. некий Иоанн перевел Типикон мон-ря Симеона Чудотворца (близ Антиохии), выполненный под редакцией св. Саввы и содержавший элементы литургической практики афонских мон-рей. В XVIII в. католикос Антоний I (Багратиони) исправил груз. Типикон в соответствии со славянским. Помимо Типикона св. Саввы в груз. мон-рях были приняты также уставы Студийского мон-ря (К-поль) и Лавры прп. Афанасия (Афон). Известны также т. н. ктиторские типиконы, разработанные ктиторами для основанных ими мон-рей.

http://pravenc.ru/text/638558.html

В центре иконы изображен приготовленный из ствола мироточивого кедра столб, который Ангел поднял ввысь наподобие Воздвижения Креста. Он должен был служить главной опорой для купола строящегося храма. Это изображение имеет, кроме буквального, еще и символическое значение: 1) оно указывает на метафизическую сторону православного храма. Храм — это священное место, концентрация духовного света, где реально присутствует горний мир. Храм — явление вечности во времени и бесконечности в пространстве; 2) мистическое строительство храма — это распространение христианства на земле, оно будет продолжаться до Второго Пришествия Спасителя; 3) Небесная Церковь невидимо, но постоянно участвует в судьбах Церкви земной. Обе Церкви составляют единый мистический организм; 4) Ангел-хранитель помогает созидать храм нашего сердца. Главным столпом этого духовного храма является православная вера, стенами — надежда, вершиной — любовь. Святая Нина закончила свой жизненный путь в Кахетии. Перед смертью она просила царя исполнить ее последнюю волю — не переносить ее мощи в столичный город Мцхета, а оставить на месте — как благословение и защиту Кахетии. Недолго после прощания с девой Ниной прожил и царь Мириан. Перед смертью он завещал своему сыну Бакару обратить в христианство кавказские племена. Царь Мириан и его супруга царица Нана похоронены под сводами Самтаврского собора. Ревностным помощником святой Нины в проповеди Евангелия был потомок Элиоза Авиафар, иудейский раввин, который, приняв христианство, как апостол Павел, терпел всю жизнь скорби и шел за Христом по пути, усеянному терниями. Его смерть и могила остались неизвестными миру. Месть Персии была быстрой и жестокой. Еще при жизни Мириана персидские войска вторглись в Картли, но были отражены. Особенно долгую и кровопролитную войну с Ираном пришлось вести Грузии во время царствования Вахтанга Горгасала. Орел Византии парил далеко от Грузии, оглядывая свои необъятные владения, а лев Ирана лежал около самых ее границ, всегда готовый к смертоносному прыжку, поэтому Картли часто приходилось один на один бороться со своим могущественным врагом. Вахтанг Горгасал сражался в боях, как простой воин. О его мужестве слагали песни, его имя устрашало врагов. Но больше, чем воинскими подвигами, он прославился строительством городов и храмов, монастырей и крепостей. При нем был основан Тбилиси, а над могилой Сидонии на месте деревянной церкви — воздвигнут каменный собор. Он был великим зодчим Грузии, как Юстиниан — Византии. Мужество сочеталось в нем с кротостью, мудрость — с терпением. Когда архиепископ Михаил перед войском и народом ударил его в лицо, то царь не ответил на оскорбление, подавая пример своим подданным: почитать духовного отца больше, чем царя.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

В центре иконы изображен приготовленный из ствола мироточивого кедра столб, который Ангел поднял ввысь наподобие Воздвижения Креста. Он должен был служить главной опорой для купола строящегося храма. Это изображение имеет, кроме буквального, еще и символическое значение: Святая Нина закончила свой жизненный путь в Кахетии. Перед смертью она просила царя исполнить ее последнюю волю – не переносить ее мощи в столичный город Мцхета, а оставить на месте – как благословение и защиту Кахетии [ 1 ]. Недолго после прощания с девой Ниной прожил и царь Мириан. Перед смертью он завещал своему сыну Бакару обратить в христианство кавказские племена. Царь Мириан и его супруга царица Нана похоронены под сводами Самтаврского собора. Ревностным помощником святой Нины в проповеди Евангелия был потомок Элиоза Авиафар, иудейский раввин, который, приняв христианство, как апостол Павел, терпел всю жизнь скорби и шел за Христом по пути, усеянному терниями. Его смерть и могила остались неизвестными миру. Месть Персии была быстрой и жестокой. Еще при жизни Мириана персидские войска вторглись в Картли, но были отражены. Особенно долгую и кровопролитную войну с Ираном пришлось вести Грузии во время царствования Вахтанга Горгасала [ 2 ]. Орел Византии парил далеко от Грузии, оглядывая свои необъятные владения, а лев Ирана лежал около самых ее границ, всегда готовый к смертоносному прыжку, поэтому Картли часто приходилось один на один бороться со своим могущественным врагом. Вахтанг Горгасал сражался в боях, как простой воин. О его мужестве слагали песни, его имя устрашало врагов. Но больше, чем воинскими подвигами, он прославился строительством городов и храмов, монастырей и крепостей. При нем был основан Тбилиси, а над могилой Сидонии на месте деревянной церкви – воздвигнут каменный собор. Он был великим зодчим Грузии, как Юстиниан – Византии. Мужество сочеталось в нем с кротостью, мудрость – с терпением. Когда архиепископ Михаил перед войском и народом ударил его в лицо, то царь не ответил на оскорбление, подавая пример своим подданным: почитать духовного отца больше, чем царя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2180...

Во время Великого поста мы готовили к постригу пять послушников. Для пострига нужен был материал, чтобы сшить им облачение. У нас были очень скромные средства, но даже если бы денег было больше, все равно магазины пустовали, вряд ли мы бы что-то там нашли. Последняя моя надежда была на Патриарха. Мы приехали к нему, он встретил нас во дворе, благословил и спрашивает: – Как дела, все ли хорошо? – Очень хорошо, Ваше Святейшество, – отвечаю. И когда Патриарх уже уходил, я вспомнил, что собирался ткань у него просить. Бегу за ним, говорю: – Ваше Святейшество, у нас постриг пяти послушников в пост ожидается, мы обошли все магазины, материи нигде нет, не могли бы вы помочь нам в этом? А надо сказать, что Святейший родом из горных мест, а там некоторые слова по-своему оборачивают. Он на горном диалекте и говорит: – Что-нибудь придумаем. Это прозвучало так, что трудно понять: это он придумает, вместе мы должны придумать или я сам должен придумать, но я об этом не решился спросить... Святейший благословил меня остаться в Патриархии. Прошло два дня. Патриарх ничего не говорит. Я подумал, что он, может быть, о моей просьбе позабыл, но опять не решился спросить, и говорю ему: – Ваше Святейшество, братья одни в монастыре остались. Может, благословите мне вернуться? – А куда спешить? – ответил Патриарх. А в итоге оказалось, что я приехал в Патриархию за материей, а вернулся в свой монастырь епископом – рукоположили меня епископом Никозской и Цхинвальской епархии... Да и материи привез достаточно, так что постриг послушников вместе с владыкой Даниилом совершил, но уже не как настоятель, а как архиерей. Первую Пасху я служил в Никози в 1995 году. Никози находится всего в километре от Цхинвали. Грузинская Церковь в V веке получила автокефалию, и древняя Никозская епархия была одной из двенадцати епархий, которые образованы в это время при грузинском царе Вахтанге Горгасали. В кафедральном соборе в Никози захоронены мощи первомученика Грузии святого Раждена. Святой Ражден по происхождению перс, он был наставником иранской царевны. Грузинский царь Вахтанг женился на ней, и Ражден вместе с ней приехал в Грузию. Как говорится в его житии, когда он увидел здесь веру христианскую, его сердце было ранено любовью Христа. Он принял святое крещение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Говоря об армянах, входивших в состав общины великой лавры, биограф св. Саввы ни в одном из составленных им житий не упоминает о грузинах (иберийцах), а между тем не подлежит никакому сомнению, что последние дали палестинскому монашеству не мало подвижников. Выше было сказано, что грузины были среди палестинских подвижников IV в., и нет никаких оснований предположить, чтобы приток грузин-паломников в Палестину прекратился в следующем веке. Напротив, исторические данные говорят в пользу того, что общение между христианами-грузинами и Иерусалимской церковью в этом веке было еще оживленнее и теснее, чем раньше. «До 614 г. – во время владычества Византии в Палестине, грузины, как православные и союзники византийских императоров, пользовались на православном востоке всеми правами и преимуществами, которыми пользовались и греки“ 241 . Как паломники, являются они в Палестину, устраивают монастыри и поселяются в них. В числе грузинских паломников бывали нередко и грузинские цари. Вахтанг I Горгасал (446–499 г.) посетил Св. места Палестины вместе с матерью и сестрой, устроил монастырь на месте, приобретенном в IV в. грузинским царем Мирианом и для охраны грузинских монастырей оставил военную стражу из грузин. Из этих монастырей наиболее известны: Крестный в 20 стадиях от Иерусалима и Св. Иоанна Богослова в самом Иерусалиме. Как в этих монастырях, так и в лавре Св. Саввы сохранилось много рукописей, свидетельствующих о весьма ранних попытках грузинских подвижников сделать известным грузинскому народу богатое наследие греческой христианской литературы. Со второй половины VI в. грузины составляют и в лавре Св. Саввы преобладающий элемент, занимают предоставленную Саввой Освященным армянам пещерную, Богом созданную, церковь , и сама великая лавра делается как бы грузинским монастырем. Наконец, в числе правил, врученных Саввою Освященным преемнику своему Мелиту, есть одно, гласящее так: «не иметь права ни грузинам (μτε τος βηρας), ни сирийцам совершать полную литургию в их церквах».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Карта мира и рая с персонификациями ветров и океана. Миниатюра из Топографии Космы Индикоплова. Нач. XI в. (Sinait. gr. 1186. Fol. 66v) Карта мира и рая с персонификациями ветров и океана. Миниатюра из Топографии Космы Индикоплова. Нач. XI в. (Sinait. gr. 1186. Fol. 66v) В нач. XV в. один из книжников, трудившихся в ц. вмч. Георгия, иером. Елисе (Чиданисдзе), составил груз. Синодик Синая - «Летопись и поминание святого монастыря» (Sinait. Iber. 77. Л. 192-205 - Клдиашвили. 2008. С. 161-182 (груз. текст); 213-227 (англ. перевод)), по к-рому в храме каждую субботу молились «о здравии, твердости, непоколебимости» груз. царя и о груз. подвижниках Синая. В Синодике также поминаются груз. цари святые Мириан , при к-ром была крещена Грузия, Вахтанг Горгасали , при к-ром Грузинская Церковь получила автокефалию, Давид IV, названный в Синодике Агмашенебели (Строителем, т. е. ктитором), цари и царицы XI-XVI вв., католикосы и епископы Грузии, монахи, подвизавшиеся в Иерусалиме и на Синае, строитель Крестового мон-ря в Иерусалиме прп. Прохор Грузин и настоятели этого мон-ря в XI-XIV вв., груз. братия Гроба Господня , груз. паломники на Св. земле (миряне и духовные лица), представители фамилий Джакели, Дадиани, Гуриели, Зедгинисдзе, Панаскертели-Цицишвили и др.- всего ок. 300 имен деятелей IV-XVI вв. Последние сведения о поминаемых внес в Синодик в 40-х гг. XVI в. иером. Маркоз (Маракисдзе) из монастыря Хандзта в Юж. Грузии. В 1479 г. Е. в. м. посетил Зебальден Риттер Младший: от подвизавшихся в мон-ре грузин он получил сведения о том, что кисть правой руки вмц. Екатерины хранилась в то время в Грузии ( Григорий (Перадзе). 1995. С. 119-120), предположительно на посвященном мученице Тбилисском подворье Е. в. м. (не сохр.) ( Клдиашвили. 2008. С. 82), которое, по мнению груз. историка XIX в. П. Иоселиани , было основано царем св. Давидом IV. Подворье было разрушено Тамерланом в кон. XIV в. и персами при разорении Тбилиси (1795), восстанавливалось в 1430 г., при груз. царе Александре I (1412-1442).

http://pravenc.ru/text/189637.html

Лит.: Бакрадзе Д. Царь Мириан и св. Нино. Тифлис, 1880 (на груз. яз.); Хаханов А. Источники по введению христианства в Грузии//Древности восточные: Тр. МАО. 1893. Т. 1. Вып. 3; Такаишвили Е. Крещение Грузии: Источники груз. летописей: Три хроники. Тифлис, 1900; Кекелидзе К. , прот. К вопросу о иерусалимском происхождении Груз. Церкви//СИППО. 1914. Т. 25. Вып. 3/4; он же. Главные ист.-хронол. вопросы обращения грузин. Тифлис, 1926 (на груз. яз.); он же. Иеремия Иверийский, антинесторианский деятель V в.//Этюды. 1956. Т. 1; Кикнадзе З. , Мирзашвили Т. О чем повествует «Книга» Мириана. Тбилиси, 1985. 6 (на груз. яз.); Чхартишвили М. С. Источниковедческие проблемы изучения груз. агиографии: Житие св. Нино. Тбилиси, 1987 (на груз. яз., рез. на рус. яз.); Джанашиа Н. С. Картли во 2-й пол. V в.: Вахтанг Горгасал//ОИГ. 1988. Т. 2; Мамулия Г. Картлийская Церковь, V-VI вв. Тбилиси, 1992 (на груз. яз.; рез. на англ., рус. яз.); Патаридзе Л. А. Житие св. Нино: Культурно-ист. вопр. изуч. обращения Грузии в христианство. Тбилиси, 1993 (на груз. яз.); она же. Обращение грузин по «Картлис Цховреба». Тбилиси, 2000 (на груз. яз.); она же. Еврейская диаспора Мцхеты: Соц. статус//Юбил. сб., посвященный 75-летию Д. Мусхелишвили. Тбилиси, 2004 (на груз. яз.); Kiknadze Z. The Conversion of Kartli//Letters from Georgia. W., 1994. Bd. 1; Хоштариа-Броссе Э. Леонтий Мровели и «Картлис Цховреба». Тбилиси, 1996 (на груз. яз.); Сирадзе Р. Г. Житие св. Нины и начало груз. агиографии. Тбилиси, 1997 (на груз. яз.); Болквадзе Г. Первый христианский храм в Мцхете - нижняя церковь «Святая Святых»//Дзиебани. Тбилиси, 1998. 2 (на груз. яз.); Кипиани Г. Начало археол. изучения купольного храма Преображения жен. мон-ря Самтавро//6-я науч. сессия: Отчеты. Мцхета, 30 апр. 2003 г. Тбилиси, 2003 (на груз. яз.); Николозишвили Н. От Завулона до Мириана//Кавказский лит.-ист. Олимп. Нальчик, 2003. 12; То же//Клио. Тбилиси, 2003. 17) (на груз. яз.); Каухчишвили Т. Греческие надписи в Грузии. Тбилиси, 20042 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/638558.html

Могила Шушаник – это горящий светильник, зажженный на каменном подсвечнике Метехской скалы. Это духовная заря, сияющая над Исани – колыбелью Тбилиси. Две крепости – Исани и Нарикала за 15 столетий стали ковчегами крови и костей мучеников. Впоследствии, уже в нашем столетии, по сатанинской ненависти к святыне, Метехи – первый из построенных в Тбилиси храмов – превращали то в пороховой склад, то в тюрьму, то в театр, как будто история города начиналась с тюрьмы или театра. Но и тогда к поруганной и оскверненной святыне шли явно и тайно верующие и получали у стен Метехского храма исцеление, прощение грехов и небесную помощь. Теперь кончилось время второго плена и заточения святой Шушаник: храм открыт, зажглись лампады в его алтаре, могила святой освобождена от плена. Святая мученица внемлет нашим молитвам, как мать – страданию и боли своих детей. Метехи – это святое место Тбилиси. Как река берет начало от источника, так от храма Пресвятой Богородицы начинался город с его многовековой летописью. Мимо гробницы Шушаник шли вереницы мучеников; здесь Вахтанг Горгасал размышлял о будущей столице Грузии, как император Константин – над картой Царьграда; здесь в горниле войн и гонений сгорали невинные жертвы, превращаясь в дивные небесные цветы. Во второй половине V века Иран, отразив нашествие кочевников из Турана, сосредоточил свои силы на борьбе с христианством в Закавказье. Ареной этой борьбы, подобной арене римского Колизея, по которой три столетия текла мученическая кровь, стала Грузия. Пламя войны охватило всю страну. Днем не было видно солнца из-за дыма от горящих городов и сел, который нависал над землей, как грозовые тучи, и стелился по долинам, как черный туман. По ночам небосвод освещали вспышки багрового, как кровь, зарева пожарищ. Иран вел войну не только против живых, но и против мертвых. Персы оскверняли кладбища, выбрасывали трупы христиан на съедение псам и стервятникам. Ближайшим соратником царя Вахтанга Горгасала был Ражден, перс из рода Сасанидов, который принял христианство в Грузии и остался до смерти верен Христу и своей новой отчизне. Царь поручил ему защищать подступы ко Мцхета. Ражден одержал несколько побед, но в одной из битв у крепости Армази был взят в плен. Персидский шах уговаривал своего пленника отречься от Христа и вернуться в маздеизм, употребляя все свое цветистое красноречие. Ражден ответил: «Твои обещания – прах и дым, а смерть за Христа – бессмертие».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2180...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010