Кафоликон в честь Нерукотворного образа Спасителя. Фотография. Кон. XIX — нач. XX в. (Национальная парламентская б-ка Грузии, Тбилиси) Кафоликон в честь Нерукотворного образа Спасителя. Фотография. Кон. XIX — нач. XX в. (Национальная парламентская б-ка Грузии, Тбилиси) В 1823 г. из-за землетрясения М. был сильно поврежден, обрушился купол кафоликона. В 40-х гг. XIX в. храм посетил и описал груз. историк П. И. Иоселиани . По его сведениям, с правой стороны алтаря кафоликона находилась ниша для жертвенника, слева была устроена малая часовня тех же размеров во имя прп. Антония. Стоа у входа была расписана, в стенах храма были помещены глиняные горшки-голосники, среди рельефных украшений фасада внимание ученого привлекли 2 креста (на сев. и зап. фасадах, возле окон), отличавшиеся изысканностью. Роспись кафоликона Иоселиани классифицировал как «византийскую с греческими надписями». Также он отметил, что часть изображений имеет рус. надписи,- по его сведениям, эта роспись была создана «во времена царствования Феодора Иоанновича, когда в 1586 г. в Грузии находились русские послы». На 2 столбах кафоликона были изображены в рост цари Грузии святые Вахтанг Горгасали и Давид IV Строитель (утрачены в 1865). На паперти церкви, у входа в храм, Иоселиани отметил «необыкновенные фризы на фронтоне, на котором изображена Нерукотворная икона Спасителя» - по его наблюдению, портал был украшен резным рельефом. По описанию Иоселиани, выше кафоликона находились здание трапезной, еще один храм и «помещение с каменными сводами для хранения церковной утвари. Эти помещения устроены под арками специально разрозненных, секретных подвалов, где некогда хранились сокровища храма и все богатство мон-ря. Узкий вход, ведущий туда, указывает на эпоху гонений христианской Грузии и трудных временах, но из-за отсутствия надписей трудно определить эпоху» ( Иоселиани. 1847. С. 13-17). Иоселиани разместил описание М. в «Закавказском вестнике». Публикация вызвала широкий резонанс среди груз. общественности, разрушенной святыней заинтересовался обер-прокурор Грузино-Имеретинской синодальной конторы Ф. Ф. Исмайлов , был открыт сбор пожертвований на возобновление храма. Значительные изменения произошли в М. после посещения обители в нояб. 1846 г. экзархом Грузии архиеп. Исидором (Никольским) , по благословению к-рого 25 нояб. началось восстановление купола на пожертвования (ок. 2,5 тыс. р. серебром), собранные приходом. Также была возобновлена малая церковь во имя прп. Антония Марткопского, 15 авг. 1847 г. ее освятил еп. Горийский Никифор (Джорджадзе). Тогда же в мон-рь торжественным крестным ходом из Тифлиса вернули хранившуюся в Тифлисском Сиони копию Нерукотворного образа Спасителя (утрачена) ( Иоселиани. 1847. С. 37; Матиашвили. 1998. Т. 3. С. 713).

http://pravenc.ru/text/2562482.html

Не все земли, находившиеся на территории М. е., окормлял манглели. Так, согласно 4-строчной надписи из Аязмы (муниципалитет Цалка), юж. портик кафоликона Манглиси был выстроен в 1045 г. при католикосе-патриархе всей Грузии Иоанне V Окропири ( Такаишвили. 1913. Вып. 4. С. 34), что указывает на существование в Триалети владений мцхетского Светицховели. По источникам XI-XII вв., мон-рю Шиомгвиме принадлежали села Бчитеби (ныне Кариаки, муниципалитет Цалка) и Борцвисджвари (близ Манглиси, точно не локализуется) с их пастбищами (Корпус груз. ист. док-тов. 1984. Т. 1. С. 35-38, 45-49, 52-59, 67-70; ПГП. 1965. Т. 2. С. 5-7, 10-18, 20-23); по документу 30-х гг. XIII в. Борцвисджвари находилось во владении Цилканского еп. Димитрия (Корпус груз. ист. док-тов. 1984. Т. 1 С. 112-113). В XVII в. или ранее мон-рь Пиргебули (в 2 км от Самшвилдского Сиони) окормляли Тбилисские архиереи ( Григолия, Джгамаия. 1970. С. 36-43), Чхиквта - Руставские ( Такаишвили. 1905. Вып. 2. С. 10-12). История древней М. е. Манглиси являлся одним из главных культурно-религ. центров Грузии: стратегическое положение мон-ря на пути, связывающем центральные области царства Картли с Византией, способствовало его быстрому подъему после Крещения Грузии в нач. IV в.; кроме того, в Манглиси хранились величайшие христ. святыни - подножные доски и гвозди Креста Христова. Манглиси стал центром адм. области Манглисское ущелье в грузинских ( Джуаншер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгасали//КЦ. 1955. Т. 1. С. 242; Он же. 2008. С. 111; Матиане Картлиса//КЦ. 1955. Т. 1. С. 276; То же. 2008. С. 148) и арм. источниках (The Geography of Ananias. 1992. P. 57, 57A) либо адм. области Манглиси (Манджалис) в сочинениях груз. и араб. авторов (Жизнь царя царей Давида//КЦ. 1955. Т. 1. С. 341; То же. 2008. С. 192; Баладзори. 1927. С. 12). Во 2-й пол. V в. царь Картли св. Вахтанг Горгасали основал 13 епархий ГПЦ, в т. ч. и М. е. ( Джуаншер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгасали//КЦ. 1955. Т. 1. С. 199; Он же. 2008. С. 100). Епископ Манглисский Елагес упомянут среди 24 груз. архиереев, поставивших свои подписи под постановлениями Двинского Собора 505/6 г. (Книга посланий. 1968. С. 97-98). Местоположение кафедрального собора в верховьях р. Алгети способствовало быстрому распространению власти манглели на соседние ущелья ( Бердзенишвили. 1979. С. 116).

http://pravenc.ru/text/2561816.html

НОЯБРЬ 3 Николай Мнатоби, прп., +1308 4 Иоанн, Стефан и Исаия Грузины (Иерусалимские), прп., + 846 10 Колесование вмч. Георгия Победоносца, + 303 Константи-Кахи, кн., вмч., + 852 17 Гоброн-Михаил и 133 воина, пострадавшие с ним, + 914 г. 19 Иларион Грузин (Картвели), прп., + 875 г. 23 Григорий (Перадзе), сщмч. архим., теолог, + 1942 г. 29 Авив Некресели (Некресский), прп., один из Сирийских отцов, основателей монашества в Грузии, VI в. 30 Вахтанг Горгасали, св. царь Картли, +502 Петр I, свт., 1-й католикос Картли (Мцхетский), V в. Самуил I, свт. католикос Картли (Мцхетский), V в. ДЕКАБРЬ 2 Иессей (Иесе) Цилкнели, свт., еп. Цилканский, один из Сирийских отцов, основателей монашества в Грузии, VI в. 10 Вахтанг III Тавдадебули (Самопожертвователь) царь-мч., + 1302/08 11 Собор святых ГПЦ 12 Иоанн Зедазнели, прпмч., IX в. 19 Георгий и Савва Хахулели (Хахульские), братья, прпп., сер. XI в. 21 Макарий Хахулели (Постник), прп., настоятель мон-ря Хахули, XI в. 27 Стефан Хирсели (Хирсский), один из Сирийских отцов, основателей монашества в Грузии, прп., VI в. 31 Сабиана, прп., игумения, воспитательница вмч. Георгия и его сестры Феклы ЯНВАРЬ 2 Георгий Ивериели, мч. + 1770/1777 3 Иоанн Чкондидели, архиеп. Чкондидский, + XI в. Евфимий Такаишвили, прав., историк + 1953 4 Шио Мгвимели и его ученики и сподвижники Евагрий Шиомгвимский и Илия Диакон, прпп., VI в. 8 Або Тбилели, мч., VIII в. 14 Нина, св. равноап., Просветительница Грузии, + 335 15 Саломея Уджармская и Перожавра Сивнийская, прав., IV в. 18 Алексий (Шушания), прп., иером. + 1923 Ефрем Мцире (Малый, Философ), прп., игум. Кастанского мон-ря, богослов, филолог, XI в. 19 Антоний Марткопели (Марткопский), прп., столпник, один из Сирийских отцов, сер. VI в. 20 Евфимий (Кереселидзе), исп., игум., (в святцах РПЦ - 19 янв.), + 1944 25 Гавриил (Кикодзе), свт., еп. Имеретинский, + 1896 26 Давид (III) IV Строитель (Возобновитель, Агмашенебели), св. царь единой Грузии, + 1125 29 Ашот Куропалат, св. царь, + 829 31 Тамара (Тамар), св. царица единой Грузии, + 1213

http://pravoslavie.ru/41585.html

Спустя некоторое время на могиле выросло дерево — кедр. Жители Мцхета уже забыли о Сидонии и ее могиле, но заметили, что больные птицы и звери ели хвою и уходили здоровыми, и стали почитать дерево как божество. Три века спустя в Грузию с вестью о Христе пришла святая равноапостольная Нина. Она с детства желала придти в Иверию именно для того, чтобы поклониться великой святыне. Потому она обратилась к царю Мириану с просьбой поставить на месте могилы Сидонии храм. Из священного кедра вырубили семь колонн для деревянного храма. Однако один из столпов не удалось сдвинуть с места, и из него стало истекать благовонное целебное миро. Именно этот столп и назвали «Светицховели», что в переводе с грузинского означает «Животворящий столп». Волк и лев: святой царь Вахтанг B V beke Грузией правил благочестивый царь Вахтанг Горгасали. Имя «Горгасали» он получил от персов за свой шлем, сделанный в виде волчьей головы. «Горгасал» с персидского и переводится как «волчья голова». По другой версии, задняя часть шлема была сделана в виде головы волка. И имя Горгасали сочетает в себе персидские слова «гурго» (волк) и «аслан» (лев). В 502 году персы его и убили за отказ участвовать в войнах с Византией. Заслуги царя Вахтанга перед Грузией огромны: именно он отстаивал самостоятельность (автокефалию) Грузинской Церкви у Византии, именно он в 482 году поднял восстание против персидского владычества, именно он основал новую столицу — Тбилиси. И он же построил на месте деревянного храма над могилой Сидонии каменную базилику Двенадцати апостолов. Сокровища храма Собор Светицховели (под этим именем он и вошел в историю) перестраивался несколько раз. B XI beke по инициативе святителя Мельхиседека — грузинского Католикоса-Патриарха — была отстроена крестовокупольная четырёхстолпная трёхнефная церковь, фундамент которой сохранился по сей день. Святитель Мельхиседек похоронен тут же. B XIV веке собор пережил нашествие монголов. B XV — землетрясение, разрушившее купол. B XVII веке над могилой святой Сидонии и Животворящим Столпом была установлена башня. Вокруг башни и сегодня почти постоянно находятся молящиеся — они приходят сюда по одиночке и группами.

http://pravmir.ru/sveticxoveli-tajna-xit...

В нач. IV в. христианство пришло в Грузию через Джавахети: именно здесь, близ оз. Паравани, просветительнице Грузии св. равноап. Нине в видении было предсказано о ее миссионерской деятельности. Отсюда св. Нина пошла в древнюю столицу Грузии Мцхету (Обращение Грузии. 1989. С. 36-37; Леонтий Мровели. 2008. С. 48-49). После крещения древнегруз. гос-ва Картли из К-поля в Грузию были направлены епископ и зодчие. Одна из первых церквей была выстроена в Цунде (ныне Накалакеви, Аспиндзский муниципалитет) - адм. центре Джавахети ( Леонтий Мровели. 2008. С. 61). Царь Мирдат, внук 1-го царя-христианина св. Мириана , «прибавил украшения и строения церквам Эрушети и Цунды» (Там же. С. 67). Во 2-й пол. V в. царь св. Вахтанг Горгасали провел церковную реформу и учредил 13 епархий, в т. ч. Цундскую ( Джуаншер Джуаншериани. 2008. С. 100). Некоторые источники древнейшим церковным центром Джавахети называют не Цунду, а Кумурдо. Грузинский историк царевич Вахушти Багратиони сообщает, что при св. Мириане посланники визант. имп. равноап. Константина I Великого соорудили храм Кумурдо (КЦ. 1973. Т. 4. С. 670), а в арм. источниках в числе участников Двинского Собора 505/6 г. вместо Цундского упомянут Кумурдойский епископ (Книга посланий. 1968. С. 98; Ухтанес. 1975. 139). Груз. исследователи (Н. А. Бердзенишвили, Д. Бердзенишвили, В. И. Силогава) считали, что церковный центр Цунда, упомянутый в сочинениях Леонтия Мровели и Джуаншера, соответствует Кумурдо. Т. о., начало истории К. е. принято датировать 2-й пол. V в. Фрагмент строительной надписи на вост. фасаде храма Кумурдо Фрагмент строительной надписи на вост. фасаде храма Кумурдо Впервые кумурдоели еп. Иосиф упоминается в числе 24 груз. архиереев, поставивших свои подписи под решениями Двинского Собора 505/6 г. Сведения о др. кумурдоели отсутствуют до сер. X в. Сохранившиеся памятники груз. зодчества (стелы и каменные кресты из Дамкали (V-VI вв.), Ахалкалаки (V-VII и VIII-IX вв.), церквей Агана (VI-VII вв.), Азмана (1-я пол. VIII в.), Гогиа (VIII-IX вв.), Сиргви (VIII-IX вв.) и др.) свидетельствуют о постепенном развитии церковной жизни в В.

http://pravenc.ru/text/2462249.html

Вторая святыня храма — милоть (плащ) святого пророка Илии , переданный им своему ученику, пророку Елисею, при своем восхождении на небеса на огненной колеснице. Святыня хранилась у мцхетских евреев, потомки которых позже приняли Христа. Сейчас милоть находится за центральным иконостасом, в правой части алтаря. В Светицховели, в правом приделе, также находится частица мощей святого апостола Андрея Первозванного , проповедовавшего здесь уже b I beke. В левом приделе собора находится колодец со святой водой. Правда, без благословения воду брать не разрешается, но рядом всегда стоит наполненное ведро и кружка. Справа от входа — баптистерий, в котором по преданию крестился сам царь Мириан. Крещения в купели проводятся по сей день. Если от баптистерия пройти немного вперед, можно очутиться возле часовни (во внебогослужебное время она закрыта) — это символическая копия кувуклии Гроба Господня. Символ Грузии Светицховели вобрал в себя всю историю Грузии. Здесь похоронены многие ее цари и патриархи, в том числе и цари Вахтанг Горгасали, Ираклий II, подписавший Георгиевский трактат о покровительстве России над Грузией, и последний царь Грузии Георгий XII. Здесь же состоялась интронизация нынешнего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II . Огромный собор из местного камня песчаника, он виден издалека, и у всякого, кто бывал в Грузии, при одном упоминании этой страны встанет перед глазами именно он — строгий, однотонный, как будто поддерживающий куполом небо. Православные грузины говорят, что Хитон Господень, сотканный руками Божией Матери — символ неделимости их страны — Ее удела. Наверное, потому и отмечается в один день один из любимых русских православных праздников — Покров Пресвятой Богородицы  — и любимый грузинский православный праздник — Светицховлоба. Вход на территорию собора Интерьер храма. Слева — башня над могилой святой Сидонии, Хитоном Господним и Животворящим Столпом Интерьер собора. Могила князя Грузинского Ильи Александровича, внука царя Георгия III. + 5 января 1885

http://pravmir.ru/sveticxoveli-tajna-xit...

Первые сведения о епархиальном делении К. появляются в 1-й пол. V в.: в лапидарной надписи храма Урбниси упоминяется еп. Урбнисский «отец Микаел». В Житии Месропа Маштоца, созданном его учеником Корюном в сер. V в., сообщается, что еп. Самуилу (возможно, имеется в виду епископ Дманисский) была вручена Таширская паства ( Koriwn. 2005/2007. P. 83-84). Корюн был выходцем из К. и носил сан епископа, но неизвестно, какой епархии. Во владении Картлийских питиахшей, согласно Мученичеству вмц. Шушаник Якова Цуртавели (между 476 и 483), было неск. епархий; среди них - Цуртавская, архипастырь которой назывался также «епископом дома питиахша». В эпиграфических памятниках 2-й пол. V в. упоминаются «первоепископ» Никозский Захария (надпись на церкви Гвтаеба, Земо-Никози) и еп. Болнисский Давид (надписи Болнисского Сиони). При царе св. Вахтанге Горгасали Грузинская Православная Церковь (ГПЦ) стала автокефальной. Глава Картлийской Церкви, носивший до этого титул архиепископа Картлийского, получил титул католикоса. Архиепископом Картлийским стал именоваться епископ Самтаврский. В источниках этого времени также упоминается «епископ царского дома» ( Koriwn. 2005/2007. P. 78; Книга посланий. 1968. С. 97), однако не совсем ясно, был ли он епископом царского домена (И. Джавахишвили , С. Какабадзе) или придворным епископом, к-рый благословлял царскую трапезу (акад. прот. К. Кекелидзе ). В 70-х гг. V в. царь св. Вахтанг провел реформу ГПЦ и учредил новые епархии, среди них в К.- Мцхетскую (Самтаврская), Никозскую (Шида-Картли); Манглисскую, Болнисскую, Агаракскую (Хунанская) (Квемо-Картли). Церковная организация быстро развивалась, и уже в нач. VI в., по сведениям епископа Сирийской монофизитской церкви Симеона Бет-Аршамского (510-525), в ГПЦ насчитывалось 33 епископа ( Simeon. 1719. P. 355). 22 епископа, епископ царского дома и католикос, присутствовавшие на I Двинском Соборе (505-506) и подписавшиеся под постановлениями Собора, упоминаются в «Книге посланий», в частности епископы К.- Самтаврский, Дманисский, Болнисский, Цуртавский, Тбилисский, Манглисский, Руисский, Самтависский, Цилканский и Хунанский (Книга посланий. 1968. С. 97-98).

http://pravenc.ru/text/1681187.html

Первый день в Тбилиси, как и в любом другом городе Востока, в Афинах, положим, или Стамбуле, человек от захлестывающих его чувств выпадает из состояния душевного равновесия... Ночью вышли во внутренний дворик монастыря и весь старый Тифлис раскинулся перед нашим взором. " Смотри все это, что видишь, земля святая, – показывает мать Фекла. Вот на этом месте около Сиони в 1227 г. были убиты 100 тысяч православных грузин, когда воины хорезмийского царевича Джалалэддина вынесли Сионскую икону Богоматери и те, кто соглашался осквернить ее, оставался в живых. В Сиони хранится крест св. Нины, а в базилике Анчисхати раньше была чудотворная энкаустическая икона Спасителя VI в., принесенная сюда в XVII в. из монастыря Анчи в Ю. Грузии. Эта трехнефная базилика построена в VI в. наследником Вахтанга Горгасала Дачи Уджармели. В советское время здесь размещалась художественная мастерская. А вот Метехи – храм более драматической судьбы, неоднократно подвергавшийся разорению, обращенный в склад, театр-студию. Он построен в лютую монгольскую годину царем - мч. Димитрием II между 1278 и 1289 гг. на месте уничтоженного храма V в. На своих суровых формах он несет печать эпохи. Здесь покоится тело св. мц. Шушаники (память 28 августа/10 сентября), которой посвящено первое сохранившееся произведение на древнегрузинском языке Якова Цуртавели (V в.). Шушаника была армянкой (первые святые и христианские мученики до VIII в. в Грузии были, как правило, не грузинского происхождения), выданной замуж за грузинского язычника князя Васкена. Отказавшись исполнить культовый обряд мужа, она приняла мученический венец. Рядом на берегу Куры возвышается памятник основателю Тбилиси Вахтангу Горгасалу , правившему страной в конце V в. Близость Метехи и этого монумента промыслительна – именно Вахтанг отомстил за Шушанику, взяв в плен злобного Васкена и повесив его. А вот около Метехи строится церковь св. Або (8 Я./21 Я.) , мусульманского юноши, переселившегося из Багдада в Карталинию и принявшего христианство в VIII в. Он не пошел на уговоры мусульман вернуться в ислам – отрубили голову, тело сожгли и прах выкинули в Куру " .

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

По одной из версий, храм основал тогдашний царь Иберии — Вахтанг I Горгасали. По другой версии, собор построили по приказу византийского вельможи Гурама I. Но построенный храм простоял недолго — через несколько столетий он был полностью уничтожен арабами. В то время на территории Восточной Грузии было образовано исламское государство со столицей в Тифлисе. Просуществовало оно до 1122 года, когда территории освободил знаменитый грузинский правитель Давид IV Строитель. Освободив Тбилиси, Давид IV Строитель первым делом велел восстановить собор. Но он не подлежал восстановлению, поэтому на его месте построили новый храм. На этом печальная история собора не закончилась — в 1226 году его разрушил Джелал ад-Дин Менгуберди, в 1236 — хорезмийцы, в 1522 — шах Измаил .В 1668 произошло землетрясение, которое также сильно повредило собор. А в 1795 году храм сильно пострадал от нашествия Ага-Мухаммед-хана, при котором были уничтожены древние фрески и иконостас. После всех событий собор был восстановлен в 1817 году. В 1980-1983 гг. провели реставрацию храма, во время которой ему вернули первоначальный средневековый облик. Сегодня собор Сиони — это небольшой, скромный храм. Его строгие фасады украшены барельефами с изображение креста и святых. Внутри храма не сохранились древние фрески, поэтому для написания новых пригласили русского художника Гагарина. Его работы расположены внутри над входом в храм. На территории собора расположены две колокольни — старинная трехъярусная постройка XV века и образец архитектуры русского классицизма начала XIX века. Самая главная ценность храма — это крест Святой Нино, который, по преданию, ей подарила Богородица перед тем, как направить в Грузию. Этот крест из виноградной лозы сплетен волосами Нино, а на его каменном обрамление выгравирована надпись: «Честной крест, помилуй нас». Хранится он возле северных врат алтаря в киоте, на верхней крышке которого расположены чеканные картины с событиями из жизни Святой Нино. Храм знаменит еще тем, что здесь торжественно венчались Александр Грибоедов и Нино Чавчавадзе.

http://sobory.ru/article/?object=22061

Протоиерей Владимир Воробьев, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Серго Вардосанидзе. Патриарх Грузии Человек, который с последней четверти XX века возглавляет Грузинскую Православную Церковь и руководит ею в сложную, полную напряжения и опасности эпоху, Католикос-Патриарх всея Грузии, архиепископ Мцхетский и Тбилисский, митрополит Пицундской и Цхум-Абхазский, Святейший и Блаженнейший Илия II появился на свет в одном из высокогорных ущелий, невдалеке от горы Казбек, в верховьях Военно-Грузинской дороги. Там, в Степанцминдском районе, на берегу бурной речки стоит село Сно, родовое гнездо Илии II, в миру Ираклия Георгиевича Гудушаури-Шиолашвили. В силу своего местоположения это горное ущелье всегда играло важную роль в истории Грузии. Мохевцам (ущелье по-грузински – хеви, поэтому живущих там грузин называют мохевцами) на протяжении многих веков приходилось защищать границы Кавказа, они всегда старались перекрыть узкое Дарьяльское ущелье, чтобы предотвратить проникновение врага в глубь страны. В 40-х годах V века, когда св. царь Вахтанг Горгасали одержал победу над аланами и, перекрыв Дарьяльское ущелье, возвращался с Северного Кавказа во Мцхета (древняя столица Грузии), в знак благодарности мужественному участнику этого похода мохевцу из Сно по имени Гудуша он окрестил сына. После этого случая потомки Гудуша – Гудушаури – стали играть важную роль в жизни жителей Дарьяльского ущелья. В XVII веке выдающимся представителем этого рода был Шиола Гудушаури, непосредственный предок грузинского патриарха. В ущелье стоит множество православных храмов. Особое место среди них занимает церковь Святой Троицы в Гергети – она построена на высокой вершине, фактически на фоне горы Казбек, и оставляет неизгладимое впечатление. Удивительный пейзаж открывается и с площадки самого храма. «Может быть, потому, что я по происхождению – сын гор, больше всего мне нравятся горные пейзажи. Самым радующим взгляд для меня является вид подножия горы, усеянного цветами, открывающийся при восхождении в гергетский храм Святой Троицы», – отмечал в воспоминаниях Илия II.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010