Не все земли, находившиеся на территории М. е., окормлял манглели. Так, согласно 4-строчной надписи из Аязмы (муниципалитет Цалка), юж. портик кафоликона Манглиси был выстроен в 1045 г. при католикосе-патриархе всей Грузии Иоанне V Окропири ( Такаишвили. 1913. Вып. 4. С. 34), что указывает на существование в Триалети владений мцхетского Светицховели. По источникам XI-XII вв., мон-рю Шиомгвиме принадлежали села Бчитеби (ныне Кариаки, муниципалитет Цалка) и Борцвисджвари (близ Манглиси, точно не локализуется) с их пастбищами (Корпус груз. ист. док-тов. 1984. Т. 1. С. 35-38, 45-49, 52-59, 67-70; ПГП. 1965. Т. 2. С. 5-7, 10-18, 20-23); по документу 30-х гг. XIII в. Борцвисджвари находилось во владении Цилканского еп. Димитрия (Корпус груз. ист. док-тов. 1984. Т. 1 С. 112-113). В XVII в. или ранее мон-рь Пиргебули (в 2 км от Самшвилдского Сиони) окормляли Тбилисские архиереи ( Григолия, Джгамаия. 1970. С. 36-43), Чхиквта - Руставские ( Такаишвили. 1905. Вып. 2. С. 10-12). История древней М. е. Манглиси являлся одним из главных культурно-религ. центров Грузии: стратегическое положение мон-ря на пути, связывающем центральные области царства Картли с Византией, способствовало его быстрому подъему после Крещения Грузии в нач. IV в.; кроме того, в Манглиси хранились величайшие христ. святыни - подножные доски и гвозди Креста Христова. Манглиси стал центром адм. области Манглисское ущелье в грузинских ( Джуаншер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгасали//КЦ. 1955. Т. 1. С. 242; Он же. 2008. С. 111; Матиане Картлиса//КЦ. 1955. Т. 1. С. 276; То же. 2008. С. 148) и арм. источниках (The Geography of Ananias. 1992. P. 57, 57A) либо адм. области Манглиси (Манджалис) в сочинениях груз. и араб. авторов (Жизнь царя царей Давида//КЦ. 1955. Т. 1. С. 341; То же. 2008. С. 192; Баладзори. 1927. С. 12). Во 2-й пол. V в. царь Картли св. Вахтанг Горгасали основал 13 епархий ГПЦ, в т. ч. и М. е. ( Джуаншер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгасали//КЦ. 1955. Т. 1. С. 199; Он же. 2008. С. 100). Епископ Манглисский Елагес упомянут среди 24 груз. архиереев, поставивших свои подписи под постановлениями Двинского Собора 505/6 г. (Книга посланий. 1968. С. 97-98). Местоположение кафедрального собора в верховьях р. Алгети способствовало быстрому распространению власти манглели на соседние ущелья ( Бердзенишвили. 1979. С. 116).

http://pravenc.ru/text/2561816.html

Н. е. во 2-й пол. V в. учредил царь Картли св. Вахтанг Горгасали в числе первых 13 епархий древнегруз. Картлийской Церкви. Расположенная вдоль главной магистрали, связывавшей низинные районы Картли с горными провинциями Центр. Кавказа, Н. е. играла важную роль в культурном и политическом взаимодействии груз. провинций Рача, Сванети и Двалети с главными городами страны - Мцхетой и Тбилиси ( Мусхелишвили. 1977. С. 222-223). Никозская кафедра стала оплотом борьбы св. Вахтанга против огнепоклонства. По сведениям груз. источников, храм Никози был воздвигнут на месте «алтаря огнепоклонников». Здесь же был предан земле груз. первомч. Ражден , по происхождению перс, замученный соотечественниками-огнепоклонниками ( Джуаншер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгасали//КЦ. 1955. Т. 1. С. 199; Он же. 2008. С. 100; Мученичество и заслуги святого великомученика Раждена//ПДГАЛ. 1989. Т. 5. С. 78-79). На вост. фасаде кафоликона Гвтаеба мон-ря Никози сохранилась 2-строчная рельефная надпись, выполненная письмом асомтаврули: «Христос, Святая Троица, Захарию первоепископа помилуй» (КГН. 1980. Т. 1. С. 70-71). Надпись датируется 2-й пол. V в., т. о. можно определить, что Захария являлся современником св. Вахтанга Горгасали и, очевидно, 1-м никозели. Наиболее ранние сведения о миссионерской деятельности на территории Н. е. относятся к VI в. В метафрастической редакции Жития прп. Давида Гареджийского сказано, что прп. Давид «приказал ученикам своим, чтоб каждый из них шел в другие места и проповедовал Евангелие Божие... [и они] пошли, как овцы меж волков, и некоторые из них пошли к пределам Кахети, а другие в горные места к жителям Двалети» ( Абуладзе. 1955. С. 150). Период активной христианизации и храмоздательства в Н. е. прослеживается на протяжении развитого средневековья (X-XV вв.). В X в. в среднем течении р. Б. Лиахви был выстроен храм Эредви (906-914), возобновлен храм Гвтаеба и воздвигнута ц. во имя св. Архангелов в мон-ре Никози. Лапидарные надписи храмов сохранили имена ктиторов - никозели Стефана и никозели Михаила (КГН. 1980. Т. 1. 170-172, 185-188). Также в X в. был основан мон-рь Сабацминда (ныне к северо-востоку от г. Цхинвали), считавшийся метохом (подворьем) мон-ря Никози. Согласно местным преданиям, в верховьях р. Риони и на ее притоках возводили церкви царь Грузии св. Давид IV Строитель (1089-1125) или царица св. Тамара (1184-1207/13). Мон-рь Никози играл большую роль в религ. жизни соседних горцев, в т. ч. осетин. Они останавливались здесь и просили молитвенной помощи первомч. Раждена. Так, в сочинении анонимного историка царицы св. Тамары рассказывается, как осет. царевичи, тщетно искавшие руки царицы, «отправились в свое отечество, причем одного из них обуяла столь сильная любовная страсть к Тамар, что, не выдержав ее... умер в Никози, у храма Раждена, где его и похоронили» (История и восхваление венценосцев//КЦ. 1959. Т. 2. С. 37-38; То же. 2008. С. 259).

http://pravenc.ru/text/2565612.html

Точная дата основания К. е. неизвестна. Первое упоминание о Кацарети находится в груз. летописи «Мокцеваи Картлисай» (Обращение Картли): просветительница Грузии св. Нина после Крещения центральной части царства Картли проповедовала в др. районах страны, спустилась «в Кхоети (Кухети.- Авт.) и остановилась в Кацарети (близ совр. с. Хашми.- Авт.) и крестила кхоетских и соджских князей с их народом; крестила здесь кхоелов и суджов» (Мокцеваи Картлисай. 1963. С. 89; Обращение Грузии. 1989. С. 26). По мнению Ф. Жордании , «старая церковь Кацарети была построена на месте, где святая Нино воздвигла святой крест» ( Жордания. Хроники. 1892. Т. 1. С. 33). К. е. не названа в списке кафедр, основанных царем Грузии св. Вахтангом Горгасали (V). Очевидно, она была образована в конце царствования св. Вахтанга или при его преемнике царе Дачи. Территории К. е. охватывали окрестности города-крепости Уджарма, адм. центра Кахети. В колофоне т. н. мцхетского списка (также список еп. Самебского Николая) свода грузинских летописей «Картлис Цховреба» (НЦРГ. Q 1219, 1697 г.), отражавшем древнюю церковно-географическую традицию, было написано, что кафедра К. е. находилась «у врат Уджармы» ( Климиашвили. 1960. С. 372). Поскольку в результате церковных реформ, проведенных царем св. Вахтангом, пастырем Уджармы и ее окрестностей был ниноцминдели (Ниноцминдский архиерей), можно думать, что К. е. выделилась из Ниноцминдской епархии ( Джуаншер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгасали//КЦ. 1955. Т. 1. С. 199; Он же. 2008. С. 100). Мон-рь Кацарети. Рис. Т. Бейера. 1925 г. Мон-рь Кацарети. Рис. Т. Бейера. 1925 г. Впервые кацарели (касдраци в арм. источнике) еп. Захария упомянут среди 24 груз. архиереев, поставивших свои подписи под решениями Двинского Собора 505/6 г. (Книга посланий. 1968. С. 97-98; Какабадзе. 1924. С. 50-52; Джавахишвили. История народа. 1960. Т. 1. С. 300). В послании от 607 г. католикоса Картли Кириона I (599-614/6) подтверждены хиротонии 35 епископов, входивших в Картлийский (Мцхетский) Католикосат; очевидно, среди них был и кацарели (Книга посланий. 1968. С. 90).

http://pravenc.ru/text/1683957.html

Наличие среди них имени Моквского архиерея свидетельствует о его высоком положении в церковной иерархии Грузии того времени (Грамота о цене крови царя Грузии Александра I Топуридзе, 1413-1444// Такаишвили. Древности. 1909. Т. 2. С. 37; Грамота о цене крови «провинциального царя» Баграта Туласдзе, 1446// Какабадзе. 1913. С. 5; Грамота о цене крови царя Давида азнауру Магнарадзе, 1486-1488// Какабадзе. 1924. С. 21; Грамота о цене крови царя Имерети Баграта азнауру Каландадзе, 1544-1545//Там же. С. 36-37; Грамота о цене крови царя Имерети Ростома азнауру Ткавадзе, 1601//Там же. С. 38-39; Грамота о цене крови «провинциального царя» Имерети Вахтанга Горгасали азнауру Гуралидзе, 1432//Там же. С. 61). В 2 случаях моквели названы по именам - это Роман (нач. XV в.) и Савва (кон. XV в.) ( Такаишвили. Древности. 1909. Т. 2. С. 37; Какабадзе. 1924. С. 21). В грамоте Вахтанга Горгасали упомянут «драндел-моквели» (т. е. Драндско-Моквский архиерей), что, возможно, указывает на временное слияние 2 епархий ( Какабадзе. 1924. С. 61). Аналогичные случаи засвидетельствованы и в позднее время: в 1-й трети XVI в. известен Илия, архиеп. Моквский и Драндский ( Жордания. 1902. С. 4; Хорава. 1998. С. 50). После политического дробления единого груз. царства и последовавшего за этим отделения Абхазского Католикосата от Мцхетского М. е. вновь перешла под прямую юрисдикцию Абхазских католикосов (кон. XV в.). Моквели, как и других архиереев княжества Одиши (Самегрело), из числа монашествующих назначал мегрельский мтавар (владетельный князь) Дадиани (Джузеппе Джудиче. 1964. С. 93). В описаниях иностранных авторов XVII в. моквели упомянут то на 2-м (после Драндского и перед Бедийским: Арканджело Ламберти. 1938. С. 120; после Чкондидского перед Бедийским: Павел Алеппский. 1973. С. 71), то на 5-м (после Бедийского и перед Драндским: Макарий Антиохийский. 1982. С. 113) месте среди Одишских епископов. Арканджело Ламберти и Антиохийский патриарх Макарий III аз-Заим (1647-1672) явно следуют географическому принципу (перечисляют епархии с запада на восток или наоборот).

http://pravenc.ru/text/2564016.html

В 2007 г. был записан диск «Слава в вышних Богу», куда вошли созданные И. муз. композиции церковных произведений: Трисвятое, «Ис полла эти, деспота», «Отче наш», ектения при рукоположении, «Милость мира», «Покаяния отверзи ми двери», «Свят Господь Бог наш», заупокойная ектения, «Прииди ко мне, Господи», исполняемый на акафисте гимн св. Нине «Радуйся, прекрасная» и песня на стихи груз. поэта Важа Пшавелы «Эрекле перед боем». Песнопения на музыку И. часто исполняются на церковных и народных праздниках. В 2007 г. в Тбилиси был издан альбом с воспроизведением икон, написанных И.: «Троица», «С нами Бог», «Ветхий денми», «Грузия под покровом Всевышнего», Иверской и Влахернской икон Божией Матери, образов архангелов Михаила и Гавриила, прор. Давида, св. царей Соломона II и Вахтанга Горгасали, св. царицы Тамары и др. Иконы работы Католикоса-Патриарха можно увидеть в Самеба, в Тбилисском Сиони, в ц. Пресв. Богородицы в монастыре Манглиси , в кафедральном соборе св. царя Вахтанга Горгасали в Рустави, в Грузинской Патриархии. Его кисти принадлежит фреска с изображением св. царицы Тамары в ц. Пресв. Богородицы в Дидубе (Тбилиси); в соавторстве с ним разработана иконография Спасителя для росписи в куполе Самеба. Католикосу-Патриарху принадлежат также живописные и скульптурные портреты известных груз. мирян. Награды и звания И. является почетным членом МДА (с 1978); почетным доктором богословия Нью-Йоркской ДА (с 1991); действительным членом Международной академии информатизации при ООН и почетным членом Критской ДА (с 1997); почетным доктором богословия Свято-Тихоновской ДС Православной Церкви в Америке (с 1998); почетным доктором богословских наук Тбилисского государственного ун-та (с 2003); почетным членом АН Грузии (с 2005). Имеет много церковных наград и светских знаков отличия, среди которых - ордена св. равноап. Нины и вмч. Георгия (ГПЦ) «за усердное служение Церкви Христовой» (1972 и 1977); орден св. Иоанна Рильского 1-й степени (БПЦ; 10 мая 1977); орден Дружбы народов «за большую патриотическую деятельность в защиту мира и в связи с 50-летием»; орден св.

http://pravenc.ru/text/389389.html

Возобновлена по инициативе Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II в 2010 году. Предварительно проведённые раскопки показали, что это место было застроено издревле, археологами прослежено четыре уровня стен, предположительно церковных, которые разрушались и возводились заново с изменением формы и размеров. Была открыта стена V века — времени царя Вахтанга Горгасали, и более древняя под ней, возведённая в традициях грузинских античных строений. Открыты остатки дворцового комплекса и уникальная баня, датируемая I веком н. э. Согласно житию Або Тифлисского, он был обезглавлен прямо у входа в церковь Святых Сорока Севастийских Мучеников. Церковь существовала на этом месте ещё в предреволюционные годы, в 1924 году она была разрушена советскими властями, местность использовалась под жилую застройку. По другим сведениям — место церкви было застроено ещё ранее. Решение о воссоздании церкви на историческом месте было принято городскими властями Тбилиси в 1998 году. Адрес: Грузия, Тбилиси, Старый город, ул. Самгебро. Подробнее... Церковь святого Георгия Победоносца в Тбилиси (Кари) [ править править код ] Церковь святого Георгия Кари (груз. ) — православная церковь в Тбилиси, в историческом районе Старый город. Первая церковь на этом месте — Святых архангелов — была построена ещё во времена Вахтанга Горгасали. Разрушенная монголами, была возобновлена, с другим посвящением, около 1640 года по указанию царя Ростома, перенесшему сюда свою резиденцию. Поновлялась царевичем Свимоном в 1710 году. Реставрирована в 1991—1992 годах. Адрес : Грузия, г. Тбилиси, пл. Ираклия II, д. 1 Подробнее... Церковь Иоанна Богослова (Тбилиси) [ править править код ] Русская православная церковь Иоанна Богослова расположена в тбилисском районе Вера, на улице Киачели, рядом с монастырем Андрея Первозванного, известного также как Синий монастырь. Как и весь этот район грузинской столицы, церковь была построена в конце девятнадцатого - начале двадцатого века по заказу тогдашнего кавказского наместника князя Григория Сергеевича Голицына. По некоторым данным, на том месте, где сейчас стоит церковь, в седьмом веке располагался главный храм монастыря имени святого Иоанна.

http://azbyka.ru/palomnik/Тбилиси_(храмы...

В декабре 1997 года грузинский народ торжественно отметил 20-летие восшествия Илии II на патриарший престол. В патриархии прошла специальная научная конференция, где было сказано немало теплых слов и рассказано много интересных эпизодов из жизни и деятельности Его Святейшества. Завершающее заседание прошло в Государственном Академическом театре оперы и балета. Его Святейшество принимал поздравления. Президент Грузии Э. Шеварднадзе заговорил о событиях двадцатилетней давности, той напряженной обстановке, которая сложилась в Грузинской Церкви в преддверии выборов нового патриарха, о великом желании интеллигенции и молодежи увидеть на престоле патриарха митрополита Цхум-Абхазского Илию, об уже тогда возлагавшихся на него больших надеждах. И напомнил, что именно в тот день инаугурации первым человеком в истории Грузии, награжденным орденом Св. Давида Строителя, стал Его Святейшество и Блаженство Илия II. Католикос-Патриарх наделен от Бога разнообразными творческими талантами. Например, он отлично владеет искусством каллиграфии. О художественных увлечениях Его Святейшества мало кто знал. Впервые они открылись обществу во время росписи дидубийской церкви Рождества Богородицы в 1978–1979 годах, над которой работал художник Александр Бандзеладзе. Верующие наблюдали, как почти каждый день патриарх приходил в церковь . Согласно историческим источникам в этой церкви венчалась царица Тамар. Его Святейшество на стене церкви создал фреску святой царицы. Таким образом, к существующим четырем ее фрескам добавилась еще одна. В старой патриаршей резиденции он написал икону св. великомученика Георгия, которую считают одной из лучших в его творчестве. Написанный им портрет св. царя Вахтанга Горгасали находился в одном из грузинских монастырей в Иерусалиме, но, к сожалению, по нерадивости был утерян. Затем патриарх написал икону Вахтанга Горгасали, заслужившую высокую оценку знатоков иконописи. В одной руке у великого царя знамя, в другой свиток – символы его воинской доблести и приверженности вере. Написал Его Святейшество и икону Пресвятой Троицы. Однако из всех написанных патриархом икон образ Божией Матери для него – самая значимая. Ведь Грузия – удел Пресвятой Богородицы. В Грузии во имя Ее множество храмов и монастырей. Наши предки создали не одну икону Пресвятой. Икона Илии II «Шен хар венахи» («Ты – виноградник») 35 – воистину гимн благодарения патриарха Пресвятой Богородице. Его усилиями и личным примером возродилась почти забытая за долгие глухие годы традиция канонической иконописи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Проведя текстологический анализ, исследователь Э. Габидзашвили вполне уместно предположил, что указанные синаксарные редакции, базирующиеся на каких-то не дошедших до нас источниках, возможно, и есть те " старые сведения " , на которые ссылается метафраст [Там же. С. 160] . Еще Вахушти Багратиони, писавший в Москве на основании старых источников, указал в Имерети (родине Давида и Константина) на " Мотцамета хеви " - " Ущелье святых мучеников " [Вахушти Багратиони. Описание царства Грузинского. Тбилиси, 1973. С. 753 (на груз. яз.)] , к которому грузинское население до сих пор относится с особым религиозным пиететом. Грузинская церковь отмечает день памяти святых Давида и Константина 2(15) октября. Трудно представить форму первоначального текста (архетипа) " Мученичества Давида и " Константина " . Можно лишь полагать, что это были несложный мартирологический акт и получившие распространение среди монахов вскоре после гибели " мтаваров " устные рассказы. Большинство упомянутых в самом произведении письменных памятников на грузинском языке известны с X в. Ввиду этого можно не сомневаться, что они использованы уже самим метафрастом. Вместе с тем, мы не можем быть твердо уверены в том, что анонимный метафраст пользовался сочинением автора XI в. Джуаншера Джуаншериани " История Вахтанга Горгасала " , точнее, той его частью, которую мы называем " Исторической хроникой " псевдо-Джуаншера [Джуаншер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгасала/Перевод, введение и примечания Г. В. Цулая. С. 95 и сл.] , созданной не позднее X в., откуда он якобы " извлек рассказ о нашествии Мервана Глухого со всеми его деталями " [Кекелидзе К. С.Указ. раб.] . Это не может соответствовать действительности, в чем нас убеждает сопоставление текстов обоих произведений. " Мученичество Давида и Константина " : " Когда узрел Мурван Глухой все, что постигло его, стал весьма винить себя и советников своих, предложивших ему вступить в эту узкую и лесистую страну, и поднялся и стал лагерем в Питиоте, в приморском городе, который именуют Цхуми " .

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

В «Картлис Цховреба» содержатся сведения о том, что во времена св. Вахтанга Горгасали (V в.) существовала маздеизмская лит-ра. Так, Джуаншер в «Жизни Вахтанга Горгасали» описывает книги поддерживающего еретические взгляды еп. Мобидана, сожженные по указанию архиеп. Картли Михаила. Следы противостояния маздеизму видны и в ранних оригинальных груз. сочинениях. Так, в Мученичестве св. Евстафия Мцхетского (VI) полемика о создании мира ведется в антимаздеизмском ключе, автор приводит доводы Апологии Аристида (II в. до Р. Х.), доказывая, что небесные светила не могут быть божествами. В Шатбердский сборник (Кекел. S 1141, X в.) наряду с переводными эгзегетическими произведениями вошли догматическо-полемические сочинения «О сотворении человека» свт. Григория Нисского, «О конце времен» сщмч. Ипполита Римского, «О вероисповедании» (автором назван сщмч. Ипполит, что Н. Бончев и Гаритт отрицают), «Образ завета» (авторство также приписывается сщмч. Ипполиту; Г. Бонвич считает автором прп. Афраата - Шатбердский сборник. 1979). В 1-й пол. V в. был выполнен груз. перевод «Шестоднева» еп. Севериана Габальского. В груз. рукописях (Hieros. Patr. 44, 74, XII-XIII вв.) авторство приписывается свт. Иоанну Златоусту. Считается, что груз. перевод сделан с нередактированного оригинального древнего греч. списка, поскольку содержит христианско-богословскую терминологию раннего (до сер. V в.) периода ( Челидзе. Древнегруз. богосл. терминология. 1996). В одной из метафрастических редакций Жития Иоанна Зедазнели (КЦ: Список Анны; Кекел. Q 95, XV в.) содержатся пространное вступление и пассажи богословского характера, к-рые на основе анализа употребляемой в сочинении терминологии свидетельствуют об архаичности перевода. В IX-X вв. в произведениях тао-кларджетской лит. школы значительное место отводилось антимонофизитской полемике. В X в. Григол Ошкели перевел с арм. языка 2 Гомилии свт. Григория Богослова, одна из них (Or. 27) касается евномиан (Кекел. А 87). В 977 г. был переписан «Рай Ошки» (Ath. Iver. 9), содержащий пространный колофон заказчика работы прп. Иоанна Торникия, где рассматриваются актуальные для того времени догматическо-полемические вопросы о Св. Троице, девстве Марии, точной дате Рождества Христова и др.

http://pravenc.ru/text/639853.html

Патриарх Ефрем ходил по городу пешком (хотя у него была машина, подаренная Сталиным Святейшему Каллистрату и затем после Патриарха Мелхиседека перешедшая ему). Он как-то сказал мне: «Пойдем за хлебом». - «Я вызову шофера». - «Ты что, мне нужен хлеб, а я на церковной машине за ним поеду?» Вот как надо беречь церковное имущество! И веру доказывать делами, а не языком! Как-то в Академии наук встал вопрос - поднять из-под спуда мощи Вахтанга Горгасала, основавшего в V веке Тбилиси. В Патриархию пришла бумага о том, что решено провести раскопки в соборе Светицховели (там три исторических слоя: IV, V и XI веков). Доложили Святейшему. Он послал меня к архимандриту Парфению, настоятелю Светицховели, предупредить, что раскопки назначены на такой-то день и ему нужно быть на месте. Наступил этот день, собрался полный собор ученых, интеллигенция. Все в ожидании: покажут раскопки останков царя! Приехал Святейший Ефрем, подошел, перекрестился, облокотился на посох, поднял голову и говорит: «Ну хорошо, а вдруг там нет Вахтанга Горгасала? Ведь с V века столько нашествий, столько разорений перенесла Грузинская Церковь! Что мы скажем народу, который ждет от нас ответа?!» По сегодняшний день гробница не тронута. Но вот так выступить наперекор властям - это огромное мужество надо иметь! - Этого мужества нам, современным христианам, не хватает. - Мы тоже должны, уповая на Господа, защищать свои права. Когда колесовали Георгия Победоносца, он восторженно смотрел на небо. Император спросил его: «Чему ты радуешься?» А он ответил: «Я вижу подкрепление». Внутреннее подкрепление человек получает от Бога. Мцхета: схимонах Алексий и матушки Самтавро - В те годы в Грузии было много невидимых миру подвижников. В здании нашей Мцхетской семинарии жил схимонах Алексий. Его почти никто не знал, кроме владыки-ректора, нынешнего Патриарха-Католикоса Илии II (который его очень почитал), нас, студентов, да местных прихожан. Он всегда повторял: «Боже мой, Боже Мой - Боже мой, Боже Мой!» Других слов от него не услышишь! Такими же «незаметными» были матушка Зоили, игумения Самтавро ( монастыря равноапостольной Нины во Мцхете ), матушка Анна, духовная мать схимонахини Сусанны (они рядом похоронены в Самтавро), монахини Сидония, Елисавета, Параскева (мне рассказывали, что они ходили на прием к Берии по вопросам обители), схиигумения Ангелина, духовная мать Патриарха Ефрема. Такими были братья Шушания. Один, когда основали университет в Тбилиси, ушел преподавать на кафедру литературы, а другой основал монастырь в Сенаки и подвизался в нем. Там по сей день хранится большой дубовый крест, который брал на плечи батюшка при исполнении правил.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010