Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Вид на Метехи в Тбилиси. Фотография. XIX в. [Груз. ], ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы (не позднее XIII в.; в XIII-XVII вв.- муж. мон-рь) Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Расположена на отроге Метехской горы, на левом берегу р. Куры, в Исани (ныне Авлабари), исторической части г. Тбилиси. Метехская скала, М. и памятник основателю Тбилиси царю Картли св. Вахтангу Горгасали (2-я пол. V в.), поставленный на площадке у церкви (1967), являются важными элементами силуэта Ст. Тбилиси, это один из символов города. По сведению груз. ученого XIX в. П. И. Иоселиани , храмовый праздник М. (очевидно, Метехской иконы Божией Матери) отмечали в субботу на 5-й седмице Великого поста ( Иоселиани. 1866. С. 23). Этимология названия Этимологию названия церкви возводят к груз. слову «техва» ( - «ломить», «разбивать» в значении «побеждать»). Согласно народным преданиям, на этом месте царь св. Вахтанг Горгасали разгромил вторгшихся в пределы царства овсов и воскликнул: «Я разбил врага!» (груз.: !). По другой версии, - нарушение слова, клятвы, мира. Французские путешественники XVIII и XIX вв. Ж. Шарден и Ф. Дюбуа де Монпере пересказывают следующее предание: некий груз. царь нарушил мир (rompu la paix) с соседним князем и во искупление грехов выстроил церковь Rupture (с франц.- «сломанный, нарушенный») ( Шарден. 1975. С. 320; Dubois de Montp é reux. 1839. P. 228). В научной лит-ре бытуют 2 т. зр.: этимология наименования церкви связана с обрывистым скалистым берегом Куры, на котором она стоит (А. Н. Муравьёв, З. Чумбуридзе, И. Майсурадзе); название происходит от греч. слова μετοχ (подворье) (Иоселиани, Д. З. Бакрадзе, Н. Чубинашвили). История Согласно исторической традиции, М. была воздвигнута в сер. V в. св. Вахтангом Горгасали ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 336; Brosset. 1851 . P. 43; Иоселиани. 1866. С. 11, 23). Муравьёв ошибочно считал, что при царе Вахтанге церковь называлась «Голгофа» ( Муравьёв. 1848. С. 36). У Метехской скалы, в месте, где р. Кура резко сужается, со времен основания города был перекинут деревянный мост, на к-ром стоял большой «Честной крест моста». Недалеко от него в 786 г. арабы сожгли останки мч. Або Тбилисского . Высказано предположение, что на этом месте уже в IX-X вв. действовал монастырь во имя Пресв. Богородицы, где в 1013 г. было переписано Четвероевангелие (Кут. 363; Джоджуа. 2002. С. 54-60), в пространной приписке к которому (Кут. 363. Л. 40-44 об.) обитель именуется «лаврой св. Богородицы Сагодебели» (груз. - место плача, городское кладбище). Так же в древности называли и район Исани (Авлабари). Упомянуты также заказчик рукописи - мать крупного феодала Гургена Бери, и переписчик - мамасахлиси (т. е. настоятель) Афанасий Цибнаури ( Джоджуа. 2002. С. 50-51).

http://pravenc.ru/text/2563070.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Архитектурный комплекс мон-ря Никози [Груз. ], муж. монастырь (V - нач. XIX в.; ныне 2 мон-ря: в 1995 возрожден муж. мон-рь, в 2006 основан женский, оба во имя первомч. Раждена), кафедра Никозской (с 1995 Никозско-Цхинвальской) епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), архитектурный комплекс, памятник истории культуры Грузии. Расположен в с. Земо-Никози, на возвышенности, на правом берегу р. Б. Лиахви, в 1 км от Цхинвали. По историческим источникам, кафоликон Н. выстроен царем Картли св. Вахтангом Горгасали на месте упокоения груз. первомч. Раждена ( Джуаншер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгасали//КЦ. 1955. Т. 1. С. 199; Мученичество и заслуги святого великомученика Раждена//ПДГАЛ. 1989. Т. 5. С. 78-79). Архитектурный комплекс включает кафоликон Гвтаеба, освященный в честь Вознесения Господня (V, X, XIV-XV вв.), ц. во имя св. Архангелов (X в.), колокольню (XIV-XV или XVI-XVII вв.), архиерейский дворец (X-XI вв.), жилые постройки и ограду. В древности ограда монастыря охватывала более обширную территорию. В наст. время ц. во имя св. Архангелов находится вне территории монастырского комплекса Н., среди жилых домов. Все остальные строения объединены оградой, с запада от кафоликона расположена колокольня. Кафоликон дополнительно огорожен с севера, юга и востока, что отделяет его от муж. и жен. мон-рей. Сев.-зап. внутренней дверью храм Гвтаеба связан с муж. и жен. мон-рями, которые расположены к юго-востоку и к северу от него. Оба мон-ря имеют отдельный вход: жен. мон-рь - с северо-запада, мужской - с юго-востока. Новая ограда в юж. части выстроена на основе фундамента древней, с вост. стороны от угла дворца она следует параллельно вост. стене кафоликона. На расстоянии 30-40 м от вост. участка ограды, у ручья в подножии склона, сохранились фрагменты древней каменной ограды. Это позволяет сделать предположение о том, что в древности территория Н. охватывала весь склон. С юга от кафоликона также заметны фрагменты каменных сооружений - очевидно, юж. участка ограды ( Рчеулишвили. 1994. С. 100). Кафоликон Гвтаеба

http://pravenc.ru/text/2565610.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Мон-рь Опиза. Фотография. Кон. XX в. [Груз. , ], исторический муж. мон-рь во имя св. Иоанна Предтечи (V-XVI вв.) Анчийской (до XV в.) и Тбетской (не позже нач. XV-XVI в.) епархий Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Расположен в груз. исторической провинции Кларджети, на правом берегу р. Имерхеви, в 80 км восточнее Артвина (ныне в дер. Багджылар, иль Артвин, Турция). На данный момент эти территории окормляет Ахалцихская и Тао-Кларджетская епархия ГПЦ. Относится к группе мон-рей Кларджетской пустыни . Этимологию названия О. возводят к мегрело-чанскому слову (опиджа), что соответствует груз. (сапире) и означает «место берега», «прибрежье», «место устья» ( Марр. 1911. С. XXII; Шанидзе. 1981. С. 27). История Согласно Житию св. царя Вахтанга Горгасали , О. основали царь Картли св. Вахтанг Горгасали и его сановник Артаваз ( Джуаншер Джуаншериани. 1955. С. 178; Он же. 2008. С. 91), поэтому большинство ученых (С. Каухчишвили , П. Ингороква , Д. Хоштария, Ш. Матиташвили) датируют его основание 50-ми гг. V в. Однако, поскольку название монастыря указано только в Чалашвилевском списке «Картлис Цховреба» (1731), К. Кекелидзе и В. Джобадзе считали, что О. был основан позже. Еще в раннехрист. Грузии О. имел статус «великой пустыни» и особую славу приобрел, когда там подвизался прп. Михаил Парехели . Насельники О., прп. Серапион Зарзмский, его брат Иоанн и свт. Георгий Мацкверели , стали видными деятелями ГПЦ. В Житии прп. Серапиона (X в.) содержатся сведения об обновлении О. монахами Аммоном, Андреем, Петром и Макарием, что нек-рые ученые ошибочно считают сведениями об основании О. При мон-ре существовала школа зодчества ( Василий Зарзмели. 1963. С. 322, 335, 337; Беридзе. 1955. С. 122). Исследователи полагают, что в древности О. находился в составе Ахизской епархии, основанной св. Вахтангом ( Джуаншер Джуаншериани. 1955. С. 198; Он же. 2008. С. 100; Матиташвили. 2017. С. 194-216), и после перемещения кафедры в Анчи (VI-VII вв. или VIII в.) вошел в юрисдикцию Анчийской епархии. Мон-рь пострадал от набегов арабов и вспышек эпидемии, монашеская жизнь прекратилась и была возобновлена ок. 750 г., настоятелями стали сначала Самуил и после него Андрей ( Джобадзе. 2007. С. 30; Хоштария. 2005. С. 80).

http://pravenc.ru/text/2581431.html

Мцхета. Кафедральный собор Двенадцати апостолов. Светицховели /// Епархия неизвестна Карта и ближайшие объекты Светицховели, патриарший собор в Мцхете. Построен в 1010-29 зодчим Арсукидзе на месте первой в Грузии христианской церкви 4 века. Восстанавливался в 15 и 17 вв. Грандиозное, возвышающееся над застройкой города, крестово-купольное сооружение. Храм С в е т и - Ц х о в е л и — одно из самых почитаемых и прославленных культовых зданий Грузии. Происхождение наименования «Свети-Цховели» (Животворящий столп) связано с преданием о принятии Грузией христианства. Согласно легенде, житель Мцхета, еврей по имени Элиоз, присутствовал при распятии Христа в Иерусалиме. Он вернулся домой с реликвией — хитоном Христа. Сестра его Сидония, уже принявшая христианство, встретила его и, прикоснувшись к хитону, умерла. Ее хоронили вместе с хитоном, оставшимся в ее руках. На могиле Сидонии выросло большое дерево — ливанский кедр. Дальше легенда повествует о решении первого христианского царя Мириана воздвигнуть над могилой Сидонии церковь. Во исполнение его желания срубили дерево, выстругали семь колонн и приступили к строительству церкви. Шесть колонн было установлено, но седьмая не поддавалась — она повисла в воздухе. После того как просветительница Грузии св. Нина молилась всю ночь, этот столб встал «без прикосновения руки людской» и с него текло миро, излечивающее больных от тяжелых недугов. Отсюда и пошло наименование этого храма — «Свети-Цховели». Недавние раскопки на территории храма позволяют восстановить контуры первой, выстроенной в IV веке деревянной церкви. Неглубокие ямы с остатками деревянных столбов весьма точно обрисовывают план церкви. В V веке, при Вахтанге Горгасали, взамен этой первой христианской деревянной церкви воздвигли каменный храм, габариты которого, как и отдельные фрагменты, легко читаются и сейчас. Вставленные в подкупольные устои орнаментальные камни внутри храма, а также на редкость интересные скульптурные бычьи головы на восточном фасаде находят параллели в произведениях именно V века. Отмеченные выше раскопки вскрыли апсиду, древние колонны, импосты которых виднеются в раскрытых верхних частях устоев в северо-западной части храма. Храм Вахтанга Горгасали простоял до начала XI века, когда пришедшую в ветхость церковь перестраивают почти заново.

http://sobory.ru/article/?object=04596

Грузия. Святыни Самтавийско-Горийской епархии ФОТОГАЛЕРЕЯ Самтависская и Горийская епархия Грузинской Православной Церкви была создана на соборе 1995 года, в нее входят две древние кафедры. Самтависская кафедра является одной из двенадцати древнейших, которые были основаны еще при святом царе Вахтанге Горгасале в VI веке. Горийская кафедра также имеет давнюю историю. Ее самый древний храм датируется VI веком. На территории епархии располагаются несколько исторических монастырей: Кватахевский монастырь, монастырь Атени Сиони, монастырь в Ркони, монастырь святого Георгия (Гориджвари), Самтависский монастырь, где упокоен преподобный Исидор Самтавийский, монастырь Тетратхеви. Уроженцами епархии были Грузинские Католикосы-Патриархи Кирион, Леонид и Ефрем, а также святой епископ Александр. В Гори действует духовная гимназия, являющаяся одним из старейших учебных заведений в Грузии. Правящим архиереем епархии является митрополит Андрей (Гвазава) . Фото: Шио Отарашвили /Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Кафедральный собор в честь Рождества Богородицы, Гори Фото: Шио Отарашвили/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Фото: Шио Отарашвили/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Духовная гимназия прп. Георгия святогорца Фото: Шио Отарашвили/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Фото: Шио Отарашвили/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Фото: Шио Отарашвили/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Фотография класса, в котором учился И. Джугашвили (Сталин) Фото: Шио Отарашвили/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Здесь учился Католикос-Патриарх Кирион Фото: Шио Отарашвили/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Директор гимназии о. Борис Фото: Шио Отарашвили/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Братья Карбелашвили, которые собирали и записывали церковные песнопения Фото: Шио Отарашвили/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Фото: Шио Отарашвили/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Епархиальный центр культуры и духовного просвешения Фото: Шио Отарашвили/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Фото: Шио Отарашвили/Православие.Ru

http://pravoslavie.ru/59077.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Комплекс Метехи. XIII в. [Груз. ], церковь в честь Успения Пресв. Богородицы (в XIII-XVIII вв.- муж. монастырь) Самтависско-Каспской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ); памятник культурного наследия национального значения Грузии (2006), образец груз. средневек. архитектуры. Расположена на окраине одноименного села (муниципалитет Каспи, историческая пров. Шида-Картли) на правом берегу р. Куры, в месте ее слияния с р. Тедзами. В источниках М. называли также Метехской Богородицей - вслед. посвящения церкви Успению Пресв. Богородицы, а также по именованию хранившейся здесь иконы Божией Матери. История Согласно исторической традиции, церковь была воздвигнута в сер. V в. царем Картли св. Вахтангом Горгасали ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 341), однако это не подтверждают ни архитектурный анализ здания, согласно которому церковь датируется XIII в., ни археологические данные. Впервые монастырь упоминается в документе 1260 г. «Писанье о вкладе Кахи Торели в монастырь Ркони»: «Два участка земли были принесены в дар Метехской Богородице - владение Бекеуров и Горгаисдзе. Они же продали их». Однако, как следует далее из документа, эти участки выкупил мечурчлетухуцеси (министр финансов) Каха и вновь пожертвовал их М. (ПГП. 1965. Т. 2. С. 59; Дондуа. 1968. С. 56; Корпус груз. ист. док-тов. 1984. Т. 1. С. 148). О земельных владениях М. известно мало. В одной сравнительно поздней грамоте (1609) говорится о пожертвовании мон-рю виноградников в с. Атени ( Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 437). М. и окружающие его земли образовывали т. н. страну Метехи ( ), входившую во владения патриаршего кафедрального собора Светицховели (ПГП. 1970. Т. 3. С. 177; Корпус груз. ист. док-тов. 2013. Т. 2. С. 61). Настоятелем мон-ря был архимандрит ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 341). Феодалы неоднократно отторгали земли от церкви. Сохранилось неск. документов о восстановлении иммунных и юридических прав груз.

http://pravenc.ru/text/2563072.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МЦХЕТСКО-ТБИЛИССКАЯ ЕПАРХИЯ [Груз. - ; до 1936 Мцхетско-Тифлисская] Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) с кафедрами в городах Мцхета и Тбилиси. Образована на 2-м Соборе ГПЦ (27 июня - 7 июля 1920) путем слияния Мцхетской и Тифлисской епархий ГПЦ, восстановленных в числе других 13 древних епархий в сент. 1917 г. на 1-м после провозглашения автокефалии ГПЦ Соборе. Управляют М.-Т. е. Глава ГПЦ Католикос-Патриарх всей Грузии, Архиепископ Мцхетско-Тбилисский, и его викарии (хорепископы). М.-Т. е. граничит со следующими епархиями ГПЦ: Сагареджойско-Ниноцминдской на востоке, Гардабанско-Марткопской на юго-востоке, Самтависско-Каспской на западе, Цилканско-Душетской и Тианетско-Пшав-Хевсуретской на севере, Манглисско-Тетрицкаройской на юго-западе. Территория М.-Т. е. включает г. Тбилиси и его окрестности, г. Мцхета и поселения муниципалитета Мцхета, кроме сел Цилкани и Мисакциели на севере (относятся к Цилканско-Душетской епархии). История После Крещения древнегруз. царства Картли и объявления христианства гос. религией (ок. 326 г.) в древней столице царства Мцхете была образована первая кафедра ГПЦ - Мцхетская, ставшая церковным центром страны. В 60-80-х гг. V в. царь Картли св. Вахтанг Горгасали , основавший Тбилиси, провел церковные реформы: был образован Мцхетский (Восточногрузинский) Католикосат , имевший определенные автокефальные права, в его составе были учреждены 12 епархий, в т. ч. Тбилисская. Глава ГПЦ стал носить титул католикоса. Мцхетский архиерей стал называться архиепископом Картлийским, епископом Самтавройским; он занял в церковной иерархии 1-е место после католикоса, его кафедрой был определен мцхетский храм Самтавро . Территория Мцхетской епархии охватывала в то время земли между реками Рехула и Диди-Лиахви. Т. о., с V в. в Мцхете находились кафедры 2 архиереев: предстоятеля Церкви католикоса (позже - католикоса-патриарха) и Картлийского архиепископа, управлявшего Мцхетской епархией. Очевидно, в юрисдикционном подчинении католикоса была только Мцхета, а Картлийский архиепископ распространял свою власть на окрестности города. Кафедра Тбилисского архиерея с древности находилась в построенном приблизительно в 60-х гг. V в. Тбилисском Сиони .

http://pravenc.ru/text/2564528.html

Прп. Иоанн Зедазнийский. Икона. Кон. XX в. (частное собрание) [Иоане, Иоване; Зедазенский, Зедазнели, Зедазаднели; груз. ] (VI в.), прп. (пам. 7 мая), основоположник монашества в Вост. Грузии, учитель и предводитель 12 сирийских отцов , основатель мон-ря Зедазени . Житие И. З. сохранилось в 4 редакциях: кименной, 2 метафрастических и синаксарной. Наиболее раннее, кименное «Житие и подвижничество Иоане Зедазнели и его учеников, которые просветили страну эту северную» (НЦРГ. A 199, XII-XIII вв. Л. 17-21; Hieros. Patr. 36, XIII-XIV вв. Л. 117-183) написано католикосом Картли (Мцхетским) Арсением II (955-980) на основе более древних (VI-IX вв.) и несохранившихся источников. Первое метафрастическое «Житие святого отца нашего Иоане Зедазнели, который по Божиему велению и под предводительством Святого Духа прибыл из страны Междуречья в страну Картли с двенадцатью учениками своими, святыми» (НЦРГ. Q 795, XV в. Л. 426-470) было создано анонимным автором в XI в. по просьбе настоятеля мон-ря Зедазени Михаила. В источнике указано, что Михаил прислал автору «краткую запись» об И. З., видимо кименное Житие. Памятник сохранился не полностью (отсутствует завершающая часть, 1/3 текста) в единственной рукописи - списке «Картлис Цховреба» царицы Анны. После заглавия помещена псевдоэпиграфическая приписка, повторяющая имя автора кименной редакции: «Обновил и пополнил святой отец наш Арсений, католикос от Христа». Второе метафрастическое Житие также основано на кименной версии и создано, скорее всего, в XII в. Оно сохранилось в 9 рукописях XVIII-XIX вв. (НЦРГ. A 160, 1699 г. Л. 190-213; A 130, 1719 г. Л. 7-16; A 170, 1733 г. Л. 6-12 и др.), заглавие и приписка в точности повторяют вариант 1-й метафрастической редакции. Синаксарное Житие было создано не ранее XVIII в. на основе метафрастических версий Жития И. З. и Жития его ученика прп. Шио Мгвимского и сохранилось только в одной рукописи (НЦРГ. A 220, 1726 г. Л. 262 об.- 365 об.). Сведения об И. З. содержатся также в груз. хронике «Мокцеваи Картлисай» (Обращение Картли) и в Житии св. царя Вахтанга Горгасали, написанном в XI в. Джуаншером . И. З. и его учеников называют «вторыми апостолами Грузии», именно с их деятельностью связан 1-й этап монастырского строительства в Грузии.

http://pravenc.ru/text/471182.html

Таинственные письмена (версия для печати)/Православие.Ru Таинственные письмена Православие.Ru , 9 февраля 2005 г. Самшвилдский Сиони (759-777 гг.) – самый крупный в Картли (Восточная Грузия) центрально-купольный храм, сооруженный в переходную для грузинской архитектуры эпоху. Он расположен в одном из древнейших городов Грузии Самшвилде, который просуществовал около двух тысяч лет: с VI-IV вв. до Р. Х., вплоть до XVIII века. Эристав Самшвилде впервые упоминается при царе Парнавазе (III век до Р. Х.). В раннефеодальную эпоху Самшвилде представлял собой процветающий город, крепость, расположенную на одной из караванных дорог южного направления, что вела к главному торгово-транзитному пути вдоль Кавказа от Каспийского до Черного моря. Выгодное географическое расположение (крутые скалистые обрывы глубоких ущелий рек Чивчави и Храми с двух сторон) обеспечивали его неприступность. Город имел четкую планировку с зональным делением на три части: восточную, среднюю и западную, как это часто бывало в грузинском городе языческого времени (например, Уплисцихе). На границе восточной и средней частей возвышается высокая многослойная крепость. Ее самый древний слой просматривается со стороны рва по западному фасаду, он сложен насухо, что дает основания предполагать, что это остатки той самой древней крепости, что описана в древнегрузинской хронике Картлис Цховреба, как начало всего городского строительства. Западная часть Самшвилде уже в раннефеодальную эпоху являлась зоной «калакис эри» (городского люда), в том числе крепостных и свободных ремесленников, и «савачро-эри» - торговых людей. Здесь хорошо видно деление на приусадебные участки и подходы к ним. Базар имел администрацию: старшин мер и весов, весовщиков и таможенников. В первые века раннефеодальной эпохи большая доля восточной части города, не размеченной на приусадебные участки, уже принадлежала Церкви, полностью занявшей места языческого храмового землевладения. По-видимому, именно здесь, как сообщает Картлис Цховреба, мать святого благоверного царя Вахтанга Горгасали, царица Сагдухт, основала первую церковь. Эта древняя церковь не сохранилась, но на ее месте стоят руины Самшвилдского Сиони, возведенного в третьей четверти VIII века.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Тбилиси. Собор Успения Пресвятой Богородицы (Сиони). Храм Сиони (Сионской горы) Собор. Действует.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Год постройки:Дата постройки неизвестна. Адрес: Грузия, Тбилиси, на берегу реки Куры в историческом центре города Координаты: 41.691389, 44.8075 Проезд:на берегу реки Куры в историческом центре города Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Престол Тбилисского Кафедрального Собора освящён в честь Успения Божией Матери. С ним связано множество исторических событий, а также в нём хранится одна из главных святынь Грузии - крест Св. Нино. Строительство Тбилиссского Сиона началось в VI веке во время царствования Гурама Курапалата и было закончено в VII веке. Церковь несколько раз разрушалась врагами. В 1226 году Тбилиси был захвачен шахом Хваразма Джалал-ад-Дином. Он приказал снять с Кафедрального Собора купол и поставить свой трон на его месте. Он также выследил тех грузин, которые отказались осквернить иконы нашего Спасителя и Богоматери. Более, чем тысяча грузин стало в тот день мученниками. Тимур (Тамерлан) разрушил Тбилисский Сион в конце XIV века, но в X веке церковь была реконструирована. В 1522 году шах Измаил похитил икону Богоматери украшенную драгоценными камнями и бросил её в реку Мктвари. Кахетинский царь Леон II нашёл икону и вернул её в Кафедральный Собор. В 1675 епископ Елисей Саганашвили построил новый купол и маленькую часовню с южной стороны Собора, а в 1710 царь Вахтанг Горгасали украсил стены храма. В 1724 мусульманский царь Кахетии Али-Кули-Хан украл икону Богородицы. Позже Сион был разграблен Лексом. В 1726 году турецкий султан приказал правителю Тбилиси превратить Тбилисский Сион в мечеть. Гиви Амилахвари сумел убедить султана отказаться от его намерения и послал ему дорогие подарки. Собор был восстановлен Цициановым после соглашения о присоединении Грузии к России. 17 декабря 1867 года церковь была освящена и в ней возобновились богослужения. Тбилисский Сиони представляет собой типичную крестово-квадратную конструкцию, с развитой восточной частью с выступающими гранитными апсидами. Купол находится на сводах смыкающих алтарные стены и две отдалённые от них колонны, формы которых напоминают стрелы. Этот специфический дизайн, вероятно, результат реконструкционных работ проведённых в XVII веке. Наружные стены ограничены декором, кроме непосредственно купола храма.

http://sobory.ru/article/?object=22061

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010