Согласно правосл. традиции, глава И. З. была подарена визант. имп. Иоанном VI Кантакузином (1341-1354) афонскому мон-рю Ватопед . Эта святыня пользовалась большим почитанием на правосл. Востоке. В 1560 г. ватопедские монахи привезли в Молдавию для поклонения реликвии, в т. ч. челюсть И. З., которую господарь Александр Лэпушняну поместил в основанный им мон-рь Слатина ( N sturel P. S. Dix contributions roumano-athonites (XIVe-XVIe siècles). 8: D " un achat de reliques à Vatopédi par le Prince Alexandre Lpuneanu de Moldavie//Buletinul Biblitecii Române. N. S. Freiburg i. Br., 1985. Vol. 12. P. 37-38). В 1649 г. от посланной ватопедцами в Молдавию главы И. З. получила исцеление жена господаря Василия Лупу Екатерина (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1652 г. Д. 37. Л. 33-34). Прибывший в 1652 г. в Москву ватопедский архим. Дамаскин сообщил о случившемся в монастыре пожаре и о необходимости изыскать значительную сумму денег (2 тыс. р.) на обновление росписей собора. Он сообщил о готовности монастырских властей прислать на время в Москву для поклонения древние ватопедские святыни - крест равноап. имп. Константина I Великого и главу И. З. (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1652 г. Д. 37. Л. 17, 33-35). От имени царя Алексея Михайловича в Ватопед была отправлена грамота, в к-рой игум. Феодосию и братии предлагалось «нашие царского величества милости и жалованья к себе поискати, тот честный животворящий Крест Господень... и главу святаго Иоанна Златоустаго для поклонения прислати к нам, великому государю, к нашему царскому величеству, с тем же с архимандритом Дамаскиным или с ыным верным человеком, кому в том верите» (Там же. Л. 36-38). Дамаскин вернулся в Россию с ватопедскими реликвиями, оказавшись вместе с келарем Даниилом и сопровождавшими его греками-купцами в Брянске 17 мая 1655 г., как об этом свидетельствует отписка воеводы кн. Трубецкого (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1655 г. Д. 15. Л. 5-18; о приезде Дамаскина: Ченцова В. Г. Царские сабли, саадак и пастырский посох: К истории вещей из Музеев Моск. Кремля, привезенных с Христианского Востока в сер. XVII в.//Каптеревские чт.: Сб. ст. М., 2009. Вып. 7. С. 234-236). После торжественной встречи святыни ватопедский архимандрит и др. путешественники были отправлены с большой охраной до Рославля, а оттуда - в Смоленск, по царскому указу, в сопровождении архиеп. Тверского Лаврентия. В Смоленск же был отправлен указ, чтобы Лаврентия Тверского, а с ним вместе и всех греков после молебна в соборной церкви препроводить к царю «в поход». 7 июня 1655 г. Дамаскин был торжественно принят в царском шатре близ Шклова, а святыни, переданные царю, были позже отправлены в Москву к патриарху Никону. О почитании привезенной главы И. З. в рус. столице свидетельствует Павел Алеппский: главу И. З. в серебряном позолоченном ковчеге торжественно нес один из архимандритов во время встречи царя, возвращавшегося после взятия Смоленска в Москву ( Павел Алеппский. Путешествие. С. 475).

http://pravenc.ru/text/541598.html

В. продолжал пользоваться особым вниманием визант. аристократии. Вел. стратопедиарх Георгий Астрас пожаловал мон-рю поля в местности Мудрос на Лемносе (1359), вел. стратопедиарх Димитрий Цамблак - поместье на р. Галликос (1362), бывш. протостратор Манассия Тарханиот - небольшой мон-рь в Фессалонике, вел. доместик Алексий Ласкарис Метохит - земельный участок около Агиос-Мамас (1369), иером. Нифонт - ц. св. Иоанна Богослова с землей и виноградником на Лемносе (1373), иером. Игнатий Хортацис - недвижимое имущество в окрестностях храма вмч. Димитрия в Фессалонике (1375) ( Pavlikianov. P. 131-151). В сер. XIV в. прилегающие к Афону области Македонии перешли под власть сербов. Стефан IV Душан хрисовулами 1346 и 1348 гг. освободил от налогов все владения В., подтвердил прежние имения мон-ря и подарил этой обители с. Агиос-Мамас близ Каламарии и земли, принадлежавшие прежде семье Музаки ( Regel. 1898. Р. 22-24; С. 67-70). Др. серб. правители (кесарь Воихна, деспот Иоанн Углеша, деспот Константин Драгаш) также пожаловали мон-рю новые владения. Напр., Иоанн Углеша передал В. подворье во имя св. Феодоров (совр. Порто-Лагос) и рыбные ловли в оз. Пору (Вистонида) (1369, 1371) ( Laskaris. 1935. N 3-4; С. 128). Ок. 1370 г. им воздвигнут параклис во имя св. Бессребреников в В. (на месте часовни, построенной св. Саввой Сербским) и монастырская больница ( С. 175). Апостолы Петр и Павел. Икона. 1417 г. Вклад деспота Фессалоники Андроника Палеолога Апостолы Петр и Павел. Икона. 1417 г. Вклад деспота Фессалоники Андроника Палеолога В 1394 г. племянник Стефана Душана, царь Фессалии Иоанн Урош (в мон. Иоасаф), сделал в В. пятикратный взнос для поступающих в к.-л. из афонских мон-рей (δελφτον). В 1417 г. серб. деспот Стефан Лазаревич назначил мон-рю ежегодное жалованье в 60 литр серебра из рудников Ново-Брдо и предоставил ватопедским монахам для проживания с. Копривница ( Laskaris. 1935. N 5-6). О наличии во 2-й пол. XIV в. монахов слав. происхождения среди ватопедской братии свидетельствуют слав. подписи на ряде документов: Феодосий Ватопедский (1366); «последний в иноках» Феофан Ватопедский (1370) ( Παυλικινωφ. Σ. 8-9). В отличие от Великой Лавры, где активно протекала переводческая деятельность, о славянах-книгописцах в В. сохранились единичные сведения (Лествица. ГИМ. Усп. 18 бум., 1423-1424). Во время паломничества по св. местам (1419-1423) на Афоне побывал Зосима, диак. Троице-Сергиевой лавры.

http://pravenc.ru/text/149927.html

Незадолго до 1246 г., когда Иоанн Ватаци подчинил себе Македонию, «итальянские пираты» разграбили И. м. и уничтожили часть его архива, как об этом сообщает хрисовул имп. Михаила VIII Палеолога от янв. 1259 г. (Ibid. N 58). Оттуда же становится известным, что земельные владения И. м. были в тот период довольно стабильными, несмотря на то что вслед. политических волнений И. м. потерял Арсеникию, Ливизасду и Месолимну, а также ок. 500 модиев земли в Мелитзиане и свыше 150 модиев у р. Галлик близ Фессалоники. В 1250 г. патриарх К-польский Мануил II и синод опять подтвердили права И. м. на находившийся близ Струмицы мон-рь Пресв. Богородицы Елеусы, на владение к-рым предъявлял претензии местный епископ. Именно из этого документа известно имя настоятеля И. м.- грузина Николая, управлявшего монастырем в мае 1250 г. (Ibid. N 57). Грузинами были и последующие настоятели И. м. при императорах Михаиле VIII и Андронике II Палеологе: Неофит (до окт. 1264), Иоанникий (до окт. 1264), Неофит (окт. 1264), Иоанн (до 1279/80), Серапион (нояб. 1294, июль 1297), Антоний (дек. 1309, июнь 1314), Николай (май 1316), Иоанн (1320, 1322). Известны также некоторые греч. настоятели этого периода: Иоанникий (авг. 1273), Иоанн (1279/80), Николай (после 1279/80), Иоанн (февр. 1287, авг. 1288), Иоанникий (май 1292), Иоанникий (нояб. 1324, март 1326). Установить точные годы настоятельства каждого из них трудно, вероятно оно не превышало 3-4 лет. 6 июля 1274 г., при визант. имп. Михаиле VIII Палеологе, между Зап. и Вост. Церквами была заключена Лионская уния. Униаты высадились на Афоне и, стремясь склонить к ней афонских монахов, прибегли к насилию. В «Сказании о 26 Зографских мучениках» (РГБ. Григор. 1706, XVI в. Л. 19б - 22) содержатся сведения о гибели мн. афонских монахов. Монахи Великой Лавры, куда униаты пришли в первую очередь, под давлением священника, отлученного от сана, приняли унию. Добравшись до И. м., латиняне встретили сопротивление. Ок. 200 старейших монахов, почитаемых впосл. как Иверские преподобномученики, были посажены на монастырский корабль и утоплены вместе с ним в море; молодые были проданы в рабство. Следующими пострадали от латинян ватопедские (Ватопедские мученики) и зографские (Зографские преподобномученики) монахи. Землетрясение, случившееся после того, как монахи Ксиропотама встретили униатов с ветвями в руках и приняли от них в дар часть награбленного в др. мон-рях Афона, привело к мн. разрушениям и гибели людей и побудило латинян покинуть полуостров и вернуться в К-поль (Повесть о нашествии папистов. 1897. С. 233-249).

http://isihazm.ru/1/?id=748

Ф. Я. Дубянскому, с него написана копия (РГАДА. Ф. 18. Оп. 1. 116). На портрете из Троицкой ц. Кирилловского мон-ря в Киеве («простой живописи, на холсте, во весь рост») Д. был представлен в архиерейской мантии и клобуке, рядом икона Божией Матери, присланная в мон-рь самим святителем, и портрет его отца ( Круминг А. А. Иконы, принадлежавшие св. Димитрию Ростовскому//Филевские чт. М., 2003. Вып. 10. С. 387-388). Один из портретов на холсте был создан переписчиком трудов Д. «бельцом» С. Яковлевым (в 1886 хранился в Ростовском музее церковных древностей). Живописный портрет-икона Д. (ЦАК МДА) - поясное изображение вполоборота влево, в архиерейской мантии и белом клобуке с крестом, с панагией на груди, с благословляющей десницей и жезлом в левой руке, черты лица в точности совпадают с указанной «персоной»,- по преданию, сообщенному дарителем С. П. Фортинским, хранился в семье Шереметевых, потом в ц. прп. Симеона Столпника на Поварской ул. Однако первоначальная живопись, по мнению специалистов, датируется не ранее посл. трети XVIII в., в нач. XIX в. портрет был поновлен (см.: Духовные светочи России. С. 32). Неск. живописных изображений на холсте 2-й пол. XVIII в. (НКПИКЗ - из Китаевской пуст. в Киеве?, ГМЗРК, ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове) того же извода, с немного иной, «смягченной» портретной характеристикой, восходят, несомненно, к одному образцу. На них, как правило, есть нимб и надпись, в левом верхнем углу помещен келейный образ Д.- Ватопедская икона Божией Матери, ставшая важным дополнением его иконографии. Принадлежавший святителю Ватопедский образ Божией Матери, созданный рус. мастером в сер.- 2-й пол. XVI в., был помещен возле гроба Д. после его кончины (с 1997 находится возле раки святого в ц. свт. Иакова Ростовского Спасо-Иаковлевского мон-ря, см.: Вахрина В. И. Келейная икона свт. Димитрия Ростовского «Богоматерь Ватопедская»//ИКРЗ, 1994. Ростов, 1995. С. 104-114). Иконография келейного образа достаточно точно воспроизводилась на живописных списках портретов и на иконах Д.

http://pravenc.ru/text/178011.html

На иконе из мон-ря Ватопед Богородица представлена на троне, с сидящим на Ее левом колене Младенцем Христом, Которого Она придерживает левой рукой. Их лики обращены друг к другу, голова Матери слегка склонена к Сыну. Младенец благословляет правой рукой, в левой - держит свернутый свиток; Богородица указывает на Него правой рукой и одновременно поклоняется Ему. За спинкой трона стоят 2 ангела. В 80-90-х гг. XX в. ватопедская икона явила чудеса исцеления от ряда болезней, в т. ч. от рака; в современной иконографической традиции она считается протографом для многочисленных списков, в т. ч. на канонической территории РПЦ (празднование 18/31 авг.). Особую известность среди них получили образы «П.» («Всецарицы») в московских Новоспасском (в обители с 1997) и Алексеевском ставропигиальном (до 2014 - ц. Всех святых в Красном Селе; список 1995 г.) монастырях, Киево-Печерской лавре, Валаамском Спасо-Преображенском мон-ре (список 2002 г.), ц. иконы Божией Матери «П.» в Одессе (список 2003 г.), ц. мц. Татианы в Москве (список 2005 г.). Оба первых московских списка «П.» почитаются как чудотворные, перед ними каждое воскресенье совершают молебен с акафистом (в Алексеевском мон-ре) и водоосвящением (в Новоспасском монастыре). Чудотворениями также прославилась икона из Одессы. Образ Божией Матери «П.» из Мистры имеет иную иконографию, нежели ватопедская икона. Богородица показана на ней сидящей на троне прямолично и придерживающей Младенца, стоящего в полный рост на Ее левом колене. Над троном парят 2 ангела, по сторонам стоят пророки. Среди совр. монашеских обителей, посвященных Богородице П.,- мон-рь в Нов. Юж. Уэльсе (Австралия), основанный в 1976 г. и находящийся в юрисдикции Греческого Православного диоцеза. Лит.: Кондаков. Иконография Богоматери. 1915. Т. 2. С. 29, 43, 50; Majeska G. Russian Travelers to Constantinople in the 14th and 15th септ. Wash., 1984; Mango C. Twelfth-Century Notices from Cod. Christ Church gr. 53//JÖB. 1992. Bd. 42. S. 221-228. М. Н. Бутырский Рубрики:

http://pravenc.ru/text/2578838.html

Икона Божией Матери «Парамифия». Ок. 1790 г. Иконописец Иоаннис Корнарос (Киккский мон-рь, Кипр) Кипрские иконы из ц. Панагии Хрисалиниотиссы в Никосии (датируется 1-й пол. XIII в., (см.: Κυπριακ τ τρπ. 2017. Σ. 87. Εικ. 21) или 2-й пол. XIII в. (см.: Παπαγεωργου. 1999. Σ. 329); надпись «Η Ελε[ουσα?]»; ныне в Византийском музее им. архиеп. Макария III в Никосии, Кипр) и из мон-ря свт. Иоанна Златоуста близ Куцовендиса (XIV в., похищена тур. оккупационными войсками в 1974, обнаружена нем. полицией в Мюнхене в собрании А. Дикмена в 1997, возвращена в Византийский музей им. архиеп. Макария III в Никосии в 2013) были написаны, вероятно, под влиянием искусства крестоносцев; от ватопедского образа эти иконы отличаются деталями одеяний Христа, положением Его ног (на иконе XIV в. ступни скрещены), жестом рук, поднесенных к устам. К той же иконографической группе относится икона Божией Матери из ц. прп. Кассиана в Никосии, датируемая XVI в. (Ibid. Σ. 329, 332. Εικ. 3). Возможно, такой тип изображения Божией Матери, в к-ром Она подносит к устам руку Младенца, был принесен в мон-рь Ватопед кипрскими монахами ( Филипп (Перцев). 2016. С. 163). Ок. 1790 г. работавший на Кипре критский мастер Иоаннис Корнарос написал (или поновил) в присущей ему своеобразной стилистической манере икону «Парамифия» (фон закрыт серебряным чеканным окладом), находящуюся сейчас в сев. части местного ряда иконостаса кафоликона Киккского мон-ря (до перенесения в обитель икона хранилась в мон-ре Пресв. Богородицы «тон Илиакон» близ дер. Цакистра, округ Никосия, Кипр). На списке Корнароса Младенец немного отворачивается от Богоматери, в Его левой руке развернутый свиток. Икона начала мироточить в 1997 г., относится к наиболее чтимым иконам Киккского мон-ря. Образ аналогичного извода 1801 г. письма того же художника помещен на спинке архиерейского места в кафоликоне (свиток в руке Младенца развернут вверх). В мон-ре Ватопед хранятся неск. списков иконы «Парамифия» 2-й пол. XIX в.; икона с предстоящим прор. Исаией датируется XVII в., оклад сер. XIX в. В роспись нартекса парекклисиона вмч. Димитрия (1791) включен сюжет с чудом от иконы (игумен молится перед образом Богоматери, разбойники устремляются прочь от стен обители). Иконы этого типа XVIII - нач. XX в. находятся также в Музее византийской культуры в Фессалонике (из ц. Панагии Елеусы), в ц. Св. Софии в Софии, Музее Македонии в Скопье и др.

http://pravenc.ru/text/2581723.html

Сожжение Зографских мучеников. Роспись кафоликона мон-ря Зограф. 1818 г. Мастер Митрофан Зограф († 10 окт. 1275; пам. греч. 22 сент.; пам. болг. и греч. 10 окт.), 22 насельника афонского мон-ря Зограф (игум. Фома, Антоний, Варсонофий, Дометиан, Евфимий, Иаков, Иаков (второй), Иларион, Иоанникий, Иосиф, Иов, Киприан, Кирилл, Косма, Мартиниан, Мина, Михей, Павел, Парфений, Савва, Сергий, Симон) и 4 мирянина (имена неизв.), которые были сожжены в башне (пирге) обители за отказ заключить унию с католич. Церковью. О мучении З. п. подробно сообщает «Сказание о 26 Зографских преподобномучениках» (в варианте Афонского патерика - «Повесть о нашествии папистов на святую гору Афонскую»). Согласно Афонскому патерику, визант. имп. Михаил VIII Палеолог (1261-1282) после заключения Лионской унии Зап. и Вост. Церквами (6 июля 1274) попросил «государства католиков» помочь в борьбе с болг. царем Иоанном Калояном (анахронизм, т. к. он правил в 1196-1207). По пути на К-поль латиняне остановились на Афоне и через одного из отлученных священников склонили монахов Великой Лавры присоединиться к их вере. Потом они пришли в Иверский мон-рь и за отказ признать главенство Рима утопили пожилых насельников, а молодых продали в рабство (см. ст. Иверские преподобномученики ). В Ватопеде латиняне умертвили пожилых и немощных монахов, молодых иноков, к-рые пытались скрыться, повесили (см. ст. Ватопедские мученики ). Затем окружили Зограф и потребовали, чтобы мон-рь признал истинной лат. веру. Но игум. Фома и насельники были предупреждены о грозящей беде явлением чудотворной иконы Божией Матери (см. ст. Акафистная Зографская икона Божией Матери ), поэтому они заперлись в башне и из укрытия обличали еретиков. В ответ латиняне подожгли башню. Погибли все насельники, кроме экклисиарха Парфения, к-рый порывом пламени был сброшен с башни и умер через 30 дней. При пожаре сгорели 193 хранившиеся в мон-ре книги, золотая церковная утварь и облачения, подаренные болг. царями Симеоном (893-927), св. Петром (927-969) и Иоанном Асенем II (1218-1241).

http://pravenc.ru/text/199953.html

Монастырская печать с изображением Благовещения Пресв. Богородицы. 1600 г. Монастырская печать с изображением Благовещения Пресв. Богородицы. 1600 г. Считается, что мон-рь изначально являлся киновией (по преданию, сам прп. Афанасий Афонский дал ему общежительное правило). В кон. Х в. был сооружен собор, посвященный Благовещению Пресв. Богородицы, и часовня на кладбище (на ее основе впосл. был построен параклис во имя св. Апостолов). Актовые материалы того времени фиксируют быстрый рост В. и расширение его земельных владений. Документы 998, 1001 и 1010 гг. свидетельствуют, что В. наряду с Великой Лаврой и Иверским мон-рем был способен ассимилировать малые монашеские учреждения, напр. владения мон-ря Филадельфа (Actes de Xéropotamou. N 2; Actes de Vatopédi. T. 1. N 2-3). В нач. XI в. прот передал В. подворье в местности Просфорион, а в 1018 г.- земли к юго-востоку от него, граничащие с владениями афонского мон-ря Зигу (Actes de Vatopédi. T. 1. N 4). Из документа, датируемого ок. 1040 г., следует, что ватопедский игумен занимал 3-е место после игуменов Великой Лавры и Иверского мон-ря (Actes d " Esphigménou. 1973. N 3). В Типиконе Константина IX Мономаха 1045 г. было закреплено высокое место В. в иерархии афонских мон-рей (в этом документе он указан 2-м, сразу после Великой Лавры и перед Ивироном) (Actes du Prôtaton. N 8). Фактически статус 2-го по значению мон-ря был достигнут В. только в XIV в. По свидетельству источников, в сер. XI в. мон-рь уже был «многолюдным»; его быстрый рост, по мнению Н. Икономидиса, был связан с богатством Адрианополя и его аристократии. Предполагают, что число ватопедских монахов приблизительно составляло 100 чел., но насельников в В. было меньше, чем в Великой Лавре (где насчитывалось 700 чел.), т. к. Типикон Константина IX Мономаха 1045 г. позволял В. иметь только одну пару волов, в то время как Лавра обладала 4 парами волов. В XI в. в В. разворачивается активное строительство: были возведены притвор (лити) (сер. XI в.), сев. и юж. приделы кафоликона, освященные во имя вмч. Димитрия и свт. Николая (кон. XI в.).

http://pravenc.ru/text/149927.html

е. Алтарница или Ктиторская) названа так по месту ее нахождения на синфроне (горнее седалище) в виме (алтаре) соборного храма. По преданию, во время нападения на мон-рь арабов в Х в. один из монахов по имени Савва спрятал икону вместе с Крестом имп. Константина в колодце, к-рый находился под помостом алтаря, и оставил рядом горящую свечу. Инок был схвачен и продан в рабство на Крит. В В. он смог вернуться только через 70 лет. Он поведал игумену мон-ря Николаю о месте, где была спрятана икона. Плита алтарного помоста была поднята, и святыни обретены в колодце невредимыми, а оставленная иноком свеча горящей. С тех пор в память обретения иконы ватопедские монахи каждый понедельник за вечерней служат молебен иконе Божией Матери, а во вторник - торжественную литургию. Празднование ей совершается 21 янв. По др. преданиям, эта икона была обнаружена на месте спасения отрока - в купине (терновом кусте). «Повесть о Ватопедском мон-ре», содержащая сказание об иконе, стала известна на Руси не позднее 2-й пол. XV в. (т. к. вошла в состав одного из сборников книгописца Евфросина (РНБ. Кир.-Белоз. Собр. 22/1099) и получила широкое распространение в неск. редакциях ( Буланин. С. 227-229). Икона Божией Матери Парамифия. XIV в. Икона Божией Матери Парамифия. XIV в. Икона Божией Матери Парамифия (Παραμυθα, согласно слав. традиции переводится как «Отрада или Утешение», дословно означает увещание). Икона датируется XIV в., находится в параклисе, названном в ее честь. Прежде она висела в экзонартексе. Однажды игумен, передавая ключи привратнику, услышал от иконы голос, предупреждавший, чтобы иноки не отворяли ворота, а поднялись бы на стены и отразили нападение пиратов. Предупреждение прозвучало во 2-й раз. Когда игумен повернулся к иконе, он увидел, что Младенец простер руку, чтобы заградить уста Богоматери, но она, удерживая его руку, в 3-й раз повторила предупреждение. Монахи поднялись на стены мон-ря и отразили нападение морских разбойников, к-рые уже окружили мон-рь. После этого чуда изображение на иконе изменилось: лик Божией Матери повернут вправо и она отклоняет от своих уст руку Младенца.

http://pravenc.ru/text/149927.html

Во 2-й пол. XIX в. состояние мон-ря оставалось благополучным, несмотря на экономические проблемы, связанные с отчуждением владений. В 1863 г. румын. правительством были конфискованы все подворья В. в Молдове, а спустя десятилетие греч. монахи были удалены из Бессарабии, входившей в состав России, что вызвало острое недовольство и осложнение отношений с рус. монахами на Афоне ( Дмитриевский. С. 167-168). Однако рус. правительство, взявшее на себя управление этими подворьями, продолжало до начала первой мировой войны выплачивать В. 2/5 от доходов этих владений. В 1858 г. было конфисковано подворье В. в Афинах ( Παπγγελος. Σ. 85). Новые земельные владения в тот период практически не приобретались. Исключением являлась покупка в 1905 г. большого подворья Суфлари в Каламарии (пригород Фессалоники). Монастырские строения реконструировались после пожаров 1854 и 1882 гг. Построена новая большая больница (1859), сооружены парадный въезд в мон-рь (1858, на средства архим. Иоанникия Киприота) и величественное здание ватопедского представительства в Карее (1882). В 1890 г. был построен новый акведук. Строительная деятельность кон. XIX в. связана с именем эпитропа проигум. Хрисанфа из Имброса (сооружение в 1894-1895 новых внутренних ворот, синодикона, кухни и пекарни, перестройка монастырских корпусов и гостиницы). Реликварий с честной главой прп. Евдокима Новоявленного Реликварий с честной главой прп. Евдокима Новоявленного Строительные работы велись также на подворьях. Так, было отстроено подворье на о-ве Амулиани: храм (1865), пристань (1876, 1902) и монастырские корпуса (нач. ХХ в.). В 1884 г. восстановлен принадлежащий В. мон-рь св. Георгия в Афусии (Пропонтиде) и т. д. ( Παπγγελος. Σ. 83-84, 88). В 1840 г. ватопедскими монахами во время ремонта усыпальницы были обретены благоуханные мощи неизвестного инока с иконой в окостеневших руках. От мощей начались исцеления. Братия В. решила дать ему, с благословения К-польского Патриарха, символическое имя Евдокима, т. е. «славный, прославленный». С тех пор он чествуется на Афоне как прп. Евдоким Новоявленный ( Μαρτζλος. Σ. 112). В 1876-1881 гг. в В. подвизался знаменитый старец Даниил Катунакийский († 1929) ( Херувим (Карамбелас), архим. С. 191-194).

http://pravenc.ru/text/149927.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010