СПб., 1891. С. 355. (ЗИФФ; 24)). Портрет-«персона» Д. был воспроизведен в черно-белом варианте в изданиях кон. XIX в. (Летописец о ростовских архиереях. СПб., 1890. С. XI), тогда же появились иконы, повторяющие его иконографию и детали облачения (образ кон. XIX - нач. XX в. на золотом фоне, с частицей мощей святого, из Преображенского собора Нововалаамского мон-ря в Финляндии). Сохранились упоминания о др. ранних портретах Д. на холсте, в частности нач. XVIII в. из ц. Благовещения Богородицы Александро-Невской лавры (работа лаврского иером. Ионы?) - святитель был представлен в келье, вверху «5 купидонов с книгами в руках», у одного свиток с виршами: «Жизнь святых пространна...» ( Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 1. Стб. 696; фотография фрагмента портрета - Лушев А. М. Ист. альбом портретов известных лиц XVI-XVIII вв. СПб., 1870. С. 9; гравюра работы Л. А. Серякова с портрета - Полевой П. Н. История рус. лит-ры в очерках и биографиях (862-1852). СПб., 1872. С. VIII, 187). Нек-рые из них впосл. были переданы в храмы и почитались в качестве икон, напр. портрет, подаренный самим Д. тамбовскому помещику К. Ф. Ушакову, «обращен в образ и поставлен в церкви села Нестерова Елатомского уезда» (копия с него хранилась в собр. М. П. Погодина в Москве - Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 4. Стб. 239), а дар святителя П. И. Никитину вложен в ц. во имя св. блж. Николая Кочанова в Новгороде (РНБ. Тит. 2647. Л. 172-172 об.). Прижизненный портрет Д. (его подарок «некоему Брылкину») находился в приделе во имя Д. ц. прп. Симеона Столпника на Поварской ул. в Москве ( Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 1. Стб. 696, назван «иконой-портретом»). Ватопедская икона Божией Матери. Сер. - 2-я пол. XVI в. Принадлежала свт. Димитрию Ростовскому (Спасо-Иаковлевский мон-рь в Ростове) Ватопедская икона Божией Матери. Сер. - 2-я пол. XVI в. Принадлежала свт. Димитрию Ростовскому (Спасо-Иаковлевский мон-рь в Ростове) Еще одно прижизненное изображение Д. было передано из Киева духовнику императрицы прот.

http://pravenc.ru/text/178011.html

2-я пол. XVI в. (Спасо-Иаковлевский мон-рь, Ростов) Ватопедская икона Божией Матери. 2-я пол. XVI в. (Спасо-Иаковлевский мон-рь, Ростов) Икона была привезена в Ростов свт. Димитрием Ростовским при вступлении на митрополичью кафедру 1 марта 1702 г. После кончины святителя 28 окт. 1709 г. 2 дня образ находился при его гробе в ц. Всемилостивого Спаса Ростовского архиерейского дома, ок. месяца - в ростовском Успенском соборе в ожидании прибытия местоблюстителя патриаршего престола митр. Рязанского Стефана (Яворского). Икона участвовала в погребальной процессии с телом свт. Димитрия из Успенского собора в Спасо-Иаковлевский монастырь 25 нояб. 1709 г. и была оставлена при гробнице святого в Троицком (Зачатьевском) соборе обители. До обретения мощей свт. Димитрия (1752) почитатели его памяти молились перед его келейным образом, при описании чудес у мощей святителя нередко упоминалась Ватопедская икона. В нач. 50-х гг. XIX в. было создано «Сказание об иконе Божией Матери Ватопедской…» (Архив ГМЗРК. Р-813). Неизвестный автор Сказания писал, что икона почти 9 лет укрепляла свт. Димитрия «в спасительных подвигах, сопровождала тело его, как неутешная мать любезное чадо, до глубины земли, а праведный дух его до высоты царствия небесного…». Когда от св. мощей свт. Димитрия начали совершаться чудеса, тогда же «проявилась сила благодати сей келейной его иконы» и «во многих сердцах возбудила веру поклоняться и почитать Ее с особенным усердием». Богомольцы совершали молебны перед образом в мон-ре или «благоговейно принявши икону на руки своя, приносили в домы свои». Иногда Богоматерь являлась молящимся Ей «в том точно виде, как изображена есть на дске под именем Матери Божией Ватопедской» далеко за пределами Спасо-Иаковлевской обители. В 1848-1849 гг. во время эпидемии холеры Ватопедскую икону вместе с др. святыней Ростова - чудотворной Владимирской иконой Божией Матери из Успенского собора обносили «около своих жилищ при молебных пениях», защитив тем самым город от страшной болезни. В течение неск.

http://pravenc.ru/text/2581723.html

Десница свт. Иоанна Златоуста (мон-рь Филофей на Афоне) Десница свт. Иоанна Златоуста (мон-рь Филофей на Афоне) Афонскими монахами для успокоения паломников была сложена легенда, что в Москву вместо главы И. З. была послана глава свт. Андрея Критского. Однако еще в 1709 г. в перечне ватопедских святынь значилась глава свт. Андрея Критского и не упоминалась глава И. З. ( Ипполит (Вишенский), иером. Пелгримация, или Путешественник... во Святый град Иерусалим. М., 1877. С. 111). Версия о замене нашла отражение в печатных проскинитариях монастыря Ватопед. Однако в откровенных разговорах ватопедцы отрицали напечатанное ( Григорович-Барский В. Г. Второе посещение Св. Афонской горы. СПб., 1887. С. 199-200). Вопрос о святынях остается открытым. В настоящее время в Ватопеде выставлена для поклонения глава, почитаемая как глава И. З. (с нетленным левом ухом). Глава же, привезенная Алексею Михайловичу, была возвращена РПЦ в 1988 г. музеями Московского Кремля и передана в Богоявленский (Елоховский) собор, а затем - в храм Христа Спасителя. В февр. 2010 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла эту главу возили для поклонения в Знаменский Синодальный собор в Нью-Йорке. По кипр. преданию, часть главы И. З. хранится в мон-ре Пресв. Богородицы Троодитиссы . В др. греч. мон-рях также хранятся части мощей И. З.: кисть десницы - в Филофея мон-ре , др. часть десницы - в Большом Метеорском монастыре , 2 части левой руки - в Великой Лавре (плечо - дар императоров Василия II Болгаробойцы и Константина VIII), еще одна часть левой руки - в мон-ре Варлаама (Метеоры), 2 небольшие частицы руки - в монастыре св. Таксиархов на о-ве Серифос, персты - в мон-рях Дохиар , Успения Пресв. Богородицы на о-ве Идра и вмч. Георгия близ Эдипсоса на о-ве Эвбея. Колено находится в мон-ре Варлаама (Метеоры), большая часть голени и еще 4 частицы - в монастыре Пантократор , палец ноги - в мон-ре Вознесения Господня в Гераки (Ераки) близ Амальяды. Небольшие частицы мощей имеются в храме Гроба Господня в Иерусалиме, в Богословской школе на о-ве Халки в Мраморном м., на Кипре - в Киккском мон-ре , мон-ре Хрисорройятисса и в архиепископской резиденции в Никосии, на Афоне - в Иверском мон-ре , Ксенофонта монастыре , Ксиропотаме , Григория преподобного мон-ре , Ставрониките, Павла святого мон-ре , Дионисия преподобного мон-ре , Русском вмч. Пантелеимона мон-ре , Кастамоните , румын. скиту св. Иоанна Предтечи, скитах Новая Фиваида, Ксилургу (Пресв. Богородицы) и ап. Андрея Первозванного. Частицы мощей И. З. хранятся во мн. местах в Центр. Греции: в каталоге О. Мейнардуса указаны 25 мон-рей и 6 храмов (церквей и соборов), в т. ч.- мон-ри Прусу , Дусику , св. Стефана (Метеоры), Иоанна Богослова мон-рь на Патмосе .

http://pravenc.ru/text/541598.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАКИМ ПАПУЛАКИС [Иоаким Итакиец, Ватопедский; греч. Ιωακεμ Παπουλκης, Ιθακσιος ( ξ Ιθκης), Βατοπαιδηνς] (1786, с. Каливия, о-в Итака - 2.03. 1868, Итаки (Вати), там же), прп. (пам. греч. 2 марта, 10(23) мая). Род. в благочестивой христ. семье, получил в крещении имя Иоанн. Его отец, Ангелос Патрикиос, капитан корабля, овдовев, вступил во 2-й брак. Мачеха невзлюбила Иоанна и настраивала против него отца. Юноша был вынужден поступить юнгой на чужой корабль. Однажды, когда его судно причалило к п-ову Халкидики близ Афона, юнга, воспользовавшись отлучкой капитана Г. Хадзиса, отправился в мон-рь Ватопед . Посещение мон-ря произвело столь сильное впечатление на Иоанна, что он стал просить игумена принять его в число братии, и тот согласился взять его послушником. Капитан, разыскав Иоанна, хотел забрать его из мон-ря, т. к. нес за него ответственность перед его отцом. Иоанну и игумену с трудом удалось уговорить капитана оставить юношу в Ватопеде. Прп. Иоаким Папулакис. Икона. ХХ в. (мон-рь Пресв. Богородицы Макриррахис в Пиерии) Прп. Иоаким Папулакис. Икона. ХХ в. (мон-рь Пресв. Богородицы Макриррахис в Пиерии) Иоанн, принявший постриг с именем Иоаким, впосл. был назначен экономом и занимал эту должность до начала Греческой национально-освободительной революции (1821-1829), когда отправился на Пелопоннес, в Эпир и Центр. Грецию для поддержки повстанцев. Известно, что в 1822 г. И. П. находился в числе приближенных Григория (Дендриноса), еп. Евдокиадского (активного участника восстания, сотрудничавшего с Т. Негрисом, А. Маврокордатосом и Г. Кундуриотисом), а в 1825 г.- среди соратников архим. Григория Папафлессаса. В эти годы по молитве И. П. жители окрестностей Калавриты на Пелопоннесе были избавлены от нашествия саранчи. В 1826 г. И. П. вместе с иереем Иоанном Макрисом приобрел небольшой корабль, чтобы снабжать продовольствием повстанцев и перевозить женщин и детей с зап. берега Пелопоннеса на Ионические о-ва, принадлежавшие англичанам.

http://pravenc.ru/text/468941.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В ОРМИЛИИ МОНАСТЫРЬ [греч. Εαγγελισμο τς Θεοτκου Ορμυλις], жен., действующий, ставропигиальное патриаршее подворье мон-ря Симонопетра на Афоне. Расположен недалеко от г. Полийирос, на п-ове Халкидики. Принадлежит Кассандрийской митрополии Элладской Церкви. Жен. монашеская община сформировалась к 1971 г. в небольшом мон-ре святых Феодоров в Метеорах. После перевода ее духовника архим. Емилиана, игум. мон-ря Б. Метеоры, в мон-рь Симонопетра на Афоне встал вопрос о перемещении жен. общины (ок. 40 чел.) ближе к Афону. Решением властей в 1974 г. подворье Ватопедского мон-ря в Ормилии было передано Симонопетрскому мон-рю, архим. Емилианом составлен устав. На подворье провели реставрацию старых обветшавших зданий (1977), построили новые корпуса для келий, соборный храм (1979), трапезную на 250 чел. (1983), устроили мастерские, дома для игумена и паломников (1986) и др. Собор, построенный в 1842 г., представляет собой крестово-купольный храм афонского типа с 2 приделами и баптистерием. Престолы освящены в честь Благовещения Пресв. Богородицы (25 марта), во имя равноап. Марии Магдалины (22 июля) и ап. Иоанна Богослова (26 сент.). В наст. время это один из наиболее крупных духовных центров Греции. Насельницы мон-ря занимаются иконописанием, золотым шитьем, издательской деятельностью. Они также окормляют духовный центр для больных онкологическими заболеваниями, СПИДом, страдающих психическими расстройствами, основанный в 1982 г. на пожертвования семьи Хадзипатера. В обители 108 монахинь, игумения - Никодима. Лит.: Λκκος Ε. Π. Τ μοναστρια το Ελληνισμο. Πειραις, 1997. Τ. 1. Σ. 70-72; Κκορης Δ. Θ. Ορθδοξα Ελληνικ Μοναστρια. Αθναι , 1997. Σ. 166; Αμιλιανς, ρχιμ. Κατηχσεις κα Λγοι. Ορμλια, 1998-2000. Τ. 1-4 ; Δπτυχα, 2002. Σ. 680. А. Ю. Никифорова Рубрики: Ключевые слова: АГИАС Богоматери Живоносный Источник жен. мон-рь в митрополии Сироса, Тиноса, Андроса (Элладская Церковь) АГНУНДОС бывш. муж. ставропигиальный киновийный мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы в Арголидской митрополии (Элладская Церковь)

http://pravenc.ru/text/149275.html

С XI в. цикл И. П. встречается на иконах. Это либо изображения «Рождества Пресв. Богородицы» или «Введения во храм Пресв. Богородицы» на отдельных иконах, диптихах или минейных иконах (мон-рь вмц. Екатерины на Синае: «Зачатие Пресв. Богородицы», «Рождество Пресв. Богородицы», «Введение во храм Пресв. Богородицы»; кон. XI - нач. XII в.); либо повествовательные циклы на иконах-эпистилиях темплонов (мон-рь вмц. Екатерины: «Рождество Пресв. Богородицы», «Введение во храм Пресв. Богородицы»; XII в.; Ватопедский мон-рь, XII в., включена также сцену «Обручение Марии с Иосифом»); либо изображение протоевангельских событий в качестве житийных клейм, окружающих расположенный в среднике образ Богоматери. На фрагментарно сохранившейся серебряной чеканной груз. иконе с клеймами (1-я четв. XI в., ГМИГ) из Зарзмы представлены сцены: «Отвержение даров Иоакима и Анны», «Благовестие прав. Анне», «Благовестие Иоакиму», «Рождество Пресв. Богородицы», «Обручение Марии с Иосифом»; на чеканной иконе «Богоматерь Умиление» (1-я четв. XI в., ГМИГ) из Шемокмеди с евангельскими сценами и житием Марии 5 протоевангельских сюжетов расположены на нижнем поле под средником: «Отвержение даров», «Благовестие прав. Анне», «Благовестие прав. Иоакиму», «Рождество Пресв. Богородицы», «Обручение Марии»; на боковых створках живописного складня из Убиси (XIV в., ГМИГ) представлены сцены от «Зачатия Пресв. Богородицы» до «Встречи Марии и Елисаветы». На резной стеатитовой иконе Божией Матери «Одигитрия» в рост с 10 житийными сценами (XII в., часть диптиха - Гос. музеи Берлина) изображены: «Зачатие Пресв. Богородицы», «Рождество Пресв. Богородицы», «Введение во храм Пресв. Богородицы», «Вручение Марии Иосифу», «Благовещение», «Испытание водой обличения», «Встреча Марии и Елисаветы», «Сретение», «Смертное Благовещение», «Успение Пресв. Богородицы». Две последние композиции относятся к циклу «Успение Пресв. Богородицы», к-рый и в монументальных Богородичных циклах часто присоединяется к рассказу И. П. (ц. Богоматери Перивлепты в Охриде, Македония, 1295).

http://pravenc.ru/text/200365.html

Хрисовул имп. Андроника II. 1301 г. Хрисовул имп. Андроника II. 1301 г. Пирг подворья Просфорион в Урануполи. 1344 г. Трудные времена закончились с приходом к власти Андроника II (1282-1328), к-рый оказывал В. особое покровительство. Не позднее 1287 г. В. получил статус «императорского мон-ря» (Ιερ Βασιλικ Μον - Actes de Kutlumus. 1945. N 3). В хрисовуле 1301 г., данном Андроником II В., подтверждаются земельные владения мон-ря: подворье во имя Пресв. Богородицы в Фессалонике, участки земли в области г. Серры и р. Стримон (Заверникия, Семалто, Водица, Хотоливос, подворье св. Бессребреников), а также на п-ове Халкидики: с. Кримота, местность Рафалион, подворья св. Феодоров в Кассандре, вмч. Георгия в с. Агиос-Мамас, мон-рь Пресв. Богородицы Спилиотиссы в местности Сидирокавсия, участок на о-ве Амулиани, подворья в Провлаке (Еладиава) и Просфорион с виноградниками и оливковыми рощами, местность Кали-Аммос и др. (Actes de Vatopédi. T. 1. N 31). Этот василевс был одним из заказчиков росписи монастырского собора; он подарил мон-рю нек-рые реликвии и иллюминированные рукописи. В нач. XIV в. В. серьезно пострадал от пиратских набегов и от нападения каталанцев ( Regel. 1898. N 2). Мон-рь потерял большую часть своих владений, т. к. гос-во нуждалось в средствах для ведения военных действий. На протяжении XIV в. для защиты от нападений с моря сооружались укрепления в ватопедских подворьях Ормилия (пирг, 1330), Просфорион (пирг, 1344), Агиос-Мамас (пирг, 1329; крепость в 1357/58). В дальнейшем мон-рь продолжал увеличивать свои земельные владения. Сохранились известия о хозяйственной деятельности В.: претензии на земли соседних мон-рей Верриоту и Эсфигмена (1312, 1315-1316), приобретение нового участка в Ормилии (до 1307) и подворья вмч. Георгия в Каламици (1305), аренда полей близ Ксанти, принадлежавших Феодоре Комнине Синахирине (1308), дарение вельможи Феодора Сарантина богатого мон-ря Иоанна Предтечи Петры в Веррии (1324-1325) (Actes de Vatopédi. T. 1. N 38, 45-47, 62; Regel. 1898. N 2; Actes de Saint-Pantéléèmôn. 1982. Appendice II; Actes d " Esphigménou. 1973. N 11-13; Actes de Docheiariou. N 10) и др. В 1336 г. император освободил от налога монастырский корабль ( Regel. 1898. N 7).

http://pravenc.ru/text/149927.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАТОПЕДСКИЕ МУЧЕНИКИ Сщмч. Евфимий Ватопедский. Роспись нартекса кафоликона. 1819 г. Сщмч. Евфимий Ватопедский. Роспись нартекса кафоликона. 1819 г. († 1276) (пам. греч. 4 янв.), пострадали от сторонников Лионской унии (1274). Во время посещения Афона имп. Михаил VIII Палеолог и К-польский Патриарх Иоанн XI Векк столкнулись с оппозицией ряда мон-рей, не признавших их прозап. политику (Протат, Ватопед, Иверский и Зографский). Игум. Ватопедского мон-ря Евфимий и его ученики мужественно противостояли униатам, за что были преданы мученической смерти: Евфимий был скован цепями и утоплен в море близ Каламици, а 12 ватопедских иноков были повешены в местности Фурковуни. В слав. письменной традиции известие о В. м. (упомянутых в общей форме - «игумен со некоею братиею») содержится в Повести о Ксиропотамском мон-ре, созданной в конце правления имп. Андроника II (не ранее 1320 г.- см.: Турилов. С. 137-139). она включает пространный рассказ о бесчинствах «латиномудрствующих» на Афоне (в т. ч. в Ватопеде) в 1276 г. Эта повесть, согласно заголовку принесенная в 1545 г. с Афона в Супрасльский мон-рь, получила широкое распространение первоначально в западнорус., а затем в старообрядческой рукописной традиции. Ист.: BHG, N 2333, 2333b; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 3. Σ. 27-28; Γεδεν Μ. Ι. Ο ρδβλθυοτεΑθως. Κωνσταντινοπολις, 1885. Σ. 139-146; Ματθαος. ΜΣ. Τ. 1. Σ. 94-95; Афонский патерик. М., 1897, 2002р. Ч. 1. С. 25; Ч. 2. С. 242; Вишенский И. Сочинения/Подгот. текста, статья и коммент. И. П. Еремина. М.; Л., 1955. С. 332-335 (прил. 2). Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 5; ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 762; Τ. 5. Σ. 1040; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 145; Турилов А. А. Малоизвестный источник по истории идеи «Третьего Рима» у юж. славян (Повесть о Ксиропотамском мон-ре)//Римско-константинопольское наследие на Руси: идея власти и политическая практика. М., 1995. С. 137-139; Μαρτζλος Γ. Ο λδβλθυοτεΑγιοι τς Μονς//Ιερ Μεγστη Μον Βατοπαιδου. λδβλθυοτεΑγιον ρδβλθυοτεΟρος, 1996. Τ. 1. Σ. 100-101. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/149933.html

Точная сумма налогов, выплачиваемых В. османским властям в XV в., остается неизвестной. В 1-й пол. XVI в. афонские мон-ри в общей сложности платили ежегодно 25-27 тыс. аспр, из них значительная сумма приходилась на В. как на один из крупнейших мон-рей ( Lowry. P. 128-129). В 1550 г. сумма в 30 тыс. аспр, к-рую афонские обители должны были уплатить туркам, была распределена т. о., что на В. пришлось 3600 аспр, т. е. 12% (4 тыс. аспр должна была заплатить Великая Лавра, 3600 - Хиландар, остальные мон-ри - значительно меньше (Три древних сказания. С. 280). Монахи просили, чтобы с метохов брали не десятину, а аккордный налог (maktu). Иногда это удавалось при помощи высокопоставленных сановников Османской империи. Так, в 1508 г. при посредничестве валашского господаря Радула мон-рь был обложен аккордным налогом в 697 аспр за подворье близ Фессалоники ( Salakides. Р. 71-74, 83-84). Монастырские доходы в основном состояли из сумм, пожертвованных христ. правителями, и от использования земельных владений и участков в городах, а также от рыбных ловлей и соляных разработок. Параклис в честь Пояса Пресв. Богородицы Параклис в честь Пояса Пресв. Богородицы Строительная деятельность этого периода была незначительной и сводилась гл. обр. к благодеяниям дунайских правителей. В 1492-1495 гг. на средства валашских господарей был сооружен параклис во имя Иоанна Предтечи, а в 1496 г. молдав. господарем Стефаном III Великим - арсанас (пристань с укреплениями). Благодаря щедрой поддержке валашского господаря Нягое Басараба (1512-1521) был покрыт свинцом кафоликон, восстановлена башня Богородицы (Панагии) и параклис в честь Пояса Пресв. Богородицы, построены хозяйственные помещения (винный погреб, амбар, кухня, пекарня, баня и др.) ( N sturel. P. 89-93, 99-100). Ежегодная денежная помощь в размере 9 тыс. аспр, предоставляемая В. Нягое Басарабом, была увеличена до 10 тыс. аспр господарем Владом Винтилэ (1532-1535) ( N s turel. P. 94). В 1552 г. ватопедские иноки Софроний и Неофит получили от Молдавского княжества 200 золотых флоринов и серебряную утварь, а в 1560 г. молдав. господарь Александр Лэпушняну (1552-1561; 1564-1568) передал В. приобретенное им в Фессалонике здание караван-сарая ( N s turel. P. 100-101). Его супруга Роксана пожаловала мон-рю неск. сел. В знак благодарности ватопедские насельники подарили им одну из святынь мон-ря - честную главу ап. Иоанна Богослова.

http://pravenc.ru/text/149927.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прп. Геннадий. Роспись трапезной мон-ря Ватопед. 1786 г. [греч. Γεννδιος] (XV в.), прп., Ватопедский (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 17 нояб.). Стал известен в связи с чудом от иконы Божией Матери Элеовритиссы (т. е. Елееточивой) в мон-ре Ватопед . Икона находилась в монастырской кладовой (дохиарной). Однажды, когда нехватка масла в мон-ре была настолько велика, что его недоставало даже на нужды церкви, игумен, уповая на помощь Богородицы, послал дохиара (келаря) Г. за последним сосудом, чтобы дать масло в пищу братии. Г. пребывал в смущении, т. к. хотел оставить это масло для лампад. Придя в кладовую, он обнаружил сосуд, наполненный маслом, к-рое переливалось через край и уже достигло двери. Исследователи отождествляют дохиара Г. с иером. Геннадием, упоминаемым с 1415 г., впосл. проигуменом Ватопеда, при к-ром в янв. 1449 г. мон-рь был преобразован из особножительного в общежительный (киновиальный) ( Χρυσοχοδης. Σ. 62). Изображение Г. представлено в росписи монастырской трапезной (1786). Ист.: Афонский патерик. Ч. 2. С. 397. Лит.: Вышний Покров над Афоном. М., 1902. Серг. П., 1997р. С. 77-78; Χρυσοχοδης Κ. Απ τν Οθωμανικ κατκτηση ς τν 20 ανα//Ιερ Μεγστη Μον Βατοπαιδου: Παρδοση, στορα, τχνη. λδβλθυοτεΑγιον ρδβλθυοτεΟρος, 1996. T. 1. Σ. 61-62; Μαντζαρδης Γ. Θαυματουργς εκνες κα γα λεψανα//Ibid. T. 1. Σ. 120. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ СИНАИТ (1275-1346 (?)), прп. (пам. 8 авг., греч. 6 апр.), один из важнейших деятелей исихастского возрождения XIV в., духовно-аскетический писатель МАКСИМ КАВСОКАЛИВИТ [Максим Кавсокалив] (ок. 1270 - ок. 1365), прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе всех Афонских преподобных; пам. греч. 13 янв.), один из наиболее выдающихся афонских подвижников-исихастов XIV в. НИКОДИМ СВЯТОГОРЕЦ (1749-1809), прп. (пам. 14 июля, в Соборе Афонских святых), греч. церковный писатель, богослов, издатель, гимнограф ИЕРОФЕЙ (1686-1745), прп. Иверский (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 13 сент.) НЕОФИТ прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 21 янв.), просмонарий Ватопедский НИКОДИМ († ок. 1319), прп. (пам. в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 11 июля), наставник свт. Григория Паламы НИФОНТ [Нифон] (ок. 1315-1411), прп. Афонский (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе всех Афонских преподобных; пам. греч. 14 июня) АЛОНИЙ (IV-V вв.), египетский подвижник (пам. 4 июня и в Соборе всех преподобных отцов, в подвиге просиявших)

http://pravenc.ru/text/162060.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010