Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Одигитрия Ксенофская " Описания иконы Описание иконы Пресвятой Богородицы Одигитрия Ксенофская Икона Божией Матери Одигитрия-Ксенофская с незапамятных времен находилась в соборе Афонского Ватопедского монастыря. В 1730 году святыня исчезла из храма, хотя двери были заперты, и из монастыря. Обнаружили икону в Ксенофской обители, находящейся в трех часах пути от Ватопеда. Святыню возвратили назад, и отцы Ватопедской обители предприняли строжайшие меры предосторожности для сохранения иконы от похищения, приписывая случившееся человеческой злобе. Однако икона Божией Матери вторично покинула обитель и снова явилась в Ксенофе. Убедившись, что это совершает десница Божия, братия обители отказалась от возвращения чудотворного образа в свой монастырь и оставила его на новом месте. В знак благоговения насельники Ватопедского монастыря в течение нескольких лет доставляли для иконы в Ксенофонт свечи и елей. Образ Одигитрии в Ксенофонте находится в соборном храме у колонны левого клироса, то есть на том же месте, на каком она стояла в Ватопеде. Описание иконы Одигитрия Ксенофская из книги Е. Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " Эта икона Богоматери находится на св. Афонской Горе, в Ксенофской обители, и принадлежит к числу местночтимых икон. В Ксенофе о ней сохранилось следующее предание. С незапамятных времен она находилась в Ватопедском монастыре. В этой обители она стояла в соборном храме, при колонне левого клироса. В 1730 году она, при запертых дверях храма, чудесным образом неведомо куда скрылась. Отцы обители, полагая, что ее исчезновение из церкви произошло благодаря чьему-либо святотатству, стали делать в своей обители розыски. Однако до них скоро дошла весть о том, что пропавшая икона находится в Ксенофской обители, отстоящей от Ватопедского монастыря почти на три часа пути. Немедленно же были посланы туда несколько человек из Ватопедской братии для перенесения иконы Богоматери на свое место. Доставленная в Ватопед святыня снова была поставлена на прежнем своем месте. Отцов обители не покидала мысль о похищении их иконы, и они в душе своей готовы были признать, что среди Ксенофских подвижников[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: Изображение иконы, именуемой Одигитрия : Находящейся на св. Афонской горе, в Ксенофском монастыре : [лубок]. - Москва : Хромо-лит. А. И. Стрельцова, 1882. - Хромолитогр.; 36,2 х 26,5 (изобр.); 43,8 х 32,4 (л.) см. РГБ. Файл 34933.jpg:   Размер: 1950x2585, 5.04 MPix, 1487 Kb. Дата: 2020-08-03, анонимно. Рейтинг изображения: 7 (60) , (0) .

http://pravicon.com/icon-618

    Образ " Отрада и Утешение " из Ватопедского монастыря Святой Горы Афон. Празднуется 21 января (3 февраля).   . ЧУДОТВОРНЫЕ ИКОНЫ   «Алтарница» - см. «Виматарисса». «Акафистная» («Богородица Благоухающая») – 1.икона в монастыре святого Дионисия. По преданию, патриарх Сергий обносил эту икону вокруг стен Константинополя ( 626 г.), когда городу угрожало нашествие варваров; 2.- икона в монастыре  Хиландарь, перед которой во время пожара в 1837 году читался акафист, и  которая  возвестила монахам о грядущих истпытаниях . «Антифонитриа» («Предвозвестительница») – 1.икона в монастыре Ватопед ( ее называют еще и «Живоприятной»), от которой услышала предупреждающий  голос    (382) царица Плакидия ( Плацидия)  - дочь императора Феодосия 1-го Великого Плацидия, пожелавшпя в войти в собор;   2.икона Божией Матери в монастыре Костамонит, прославившаяся во времена крайнего оскудения обители.  «Аравийская» иконаикона свм. Георгия Победоносца в болгарском монастыре «Зограф».  «Богородица Благоухающая» - см. «Акафистная».  «Божия Матерь» («Григориатская») - икона Божией Матери в монастыре св. Григория, принесенная в дар обители супругой молдавского господаря Стефана Великого Марией Палеологиней (+1511). Икона, дважды  объятая пламенем пожаров, осталась невредимой. «Виматарисса» («Алтарница», «Ктиторская») – икона  в монастыре Ватопед, названная так по месту ее нахождения на синфроне ( горнее седалище) в виме ( алтаре) соборного храма. По преданию, икона  во время нападения арабов на монастырь  в Х-м веке была спрятана монахом Саввой и через 70 лет была обнаружена невредимой в колодце алтарного помоста. «Вратарница» - см. «Портаитисса». «Всецарица» - 1.- см. «Пантанасса»; 2.- икона Божией Матери ( ХУ в.) в монастыре святого Григория, уцелевшая после  всех бедствий этой обители. «В скорбех и печалях утешение» - икона (ХУП в.) в виде створчатого складня с частями святых мощей , находившаяся в ските Андрея Первозванного. По преданию, она принадлежала патриарху Царьграда Афанасию.  «Геронтисса» ( «Старица») –  образ Божией Матери в монастыре Пантократор, от которой один иеромонах услышал грозный глас, повелевающий ему исполнить волю престарелого игумена.

http://isihazm.ru/1/?id=1818

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание «ОТРАДА ИЛИ УТЕШЕНИЕ» ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (Греч. «Παραμυθα» - «Парамифия» (дословно «Утешение»), Ватопедская, «Отрада и Утешение», «Отрада») (празд. 21 янв.), чудотворный образ в мон-ре Ватопед на Афоне, представляющий собой фрагмент росписи XIV в. из экзонартекса кафоликона мон-ря. По преданию, чудо от иконы произошло 21 янв. 1320 г. (др. дата - 807 г., не соответствует датировке образа). Банда пиратов приплыла к Ватопеду и, укрывшись, ожидала, когда откроют монастырские ворота, чтобы ограбить обитель. По обыкновению, после утрени игумен должен был во внешнем притворе собора передать ключи от ворот привратнику, но вдруг услышал голос от образа Божией Матери, запретивший отворять ворота в этот день, а подняться на стены и отразить нападение разбойников. Игумен узрел, что Богомладенец на иконе закрывает уста Пресв. Деве со словами: «Не надо, Мати Моя, не возвещай им сего, пусть они получат то, что заслужили, потому что небрегут о своих монашеских обязанностях». Но Она отвела руку Сына и, обращаясь к игумену, повторила предостережение. Собравшиеся монахи увидели, что изображение на иконе изменилось в соответствии с рассказом настоятеля. В память о чудесном избавлении обители перед образом горели неугасимая лампада и «свеща великая». Впосл. образ (140×120 см) был снят со стены и перенесен в парекклисион Парамифии кафоликона (программа рописи 1677/78 критского мастера посвящена Божией Матери). Там совершали постриги; в наст. время в парекклисионе ежедневно служат молебен, в пятницу - литургию. Поясной образ относится к типу «Одигитрия». Младенец восседает на левой руке Богоматери, Его фигура немного отклонена назад, взор обращен к Пресв. Деве. Характерная особенность извода - поднесенная к Ее устам правая (несоразмерно длинная) рука Иисуса Христа, в Его левой руке - свиток (расположен почти горизонтально над коленом); левая ножка поднята выше правой. Голова Божией Матери обращена влево, от Младенца, правой рукой Она держит Его за запястье. Чепец и туника Богоматери синего цвета, мафорий коричнево-фиолетовый с золотой каймой и звездами, хитон Спасителя коричневый с красным клавом, гиматий охристый с ассистом. Нимбы золотые, фон иконы синий, на нем надпись: «Η ΠΑΡΑΜΥΘΙΑ». Типы ликов восходят к образам палеологовского искусства: черты лица Богоматери крупные, с миндалевидными глазами и удлиненным носом, Младенец с округлым лицом; письмо ликов контрастное (по темному санкирю), с энергичным рисунком. Образ поновлялся в позднее время (по мнению Е. Н. Цигаридаса и П. Х. Пападимитриу, переписан в кон. XVI - нач. XVII в.; не исключено, что также в XVIII-XIX вв.), очевидно, в нижней части изображения находится большая вставка с реконструкцией живописи. Судя по относительно раннему списку (келейная икона свт. Димитрия Ростовского, см. разд.: Ватопедская икона Божией Матери), первоначальный рисунок ног Богомладенца и Его одеяний мог быть иным.

http://pravenc.ru/text/2581723.html

Больничная церковь во имя Трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста устроена старанием игуменьи Феофании на данные ей деньги крестьянином Василием Чижовым в размере 10 000 руб. Э. А. фон-дер-Брюгген, Н. М. Евреинов " Лавры, монастыри и  храмы на Св. Руси. С-Петербургская епархия " . - СПб, 1909  В 1850 г. Воскресенский Новодевичий монастырь посетил иеромонах Серафим Святогорец, в схиме Сергий, известный автор духовных сочинений. Общие знакомые и схожая судьба сблизили иеромонаха и старицу Феофанию. В знак расположения отец Серафим прислал в Новодевичью обитель список с Афонской Ватопедской иконы Божией Матери «Отрада и Утешение». На обороте иконы была сделана надпись афонскими старцами: «Господи! Ради молитв и ходатайства Твоей Пречистой Матери да будет благословение Св. Афонской Горы и старцев Русского Пантелеимоновского монастыря на месте, идеже волею августейшего монарха Николая Первого по благословению свыше, воздвижется тихое пристанище невест Христовых! Да от сего пресвятого лика Пренепорочной Твоей Матери, Господи, излиется благодать и спасение на царствующий град Св. Петра и на Державный Дом и на всю Россию от конец и до конец ее». Игумения Феофания решила освятить в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» келейную церковь настоятельского корпуса. Храм по проекту архитектора Н. Е. Ефимова был заложен в июле 1850 г. и торжественно освящен 27 июня 1854 г. в присутствии членов императорской фамилии. Главной святыней церкви стала чудесная Ватопедская икона Божией Матери. В монастыре особо праздновались и день ее прославления, и день ее помещения в обитель. В храме круглые сутки читалась неусыпающая Псалтирь. После революции церковь во имя Афонской иконы Божией Матери дольше других монастырских храмов оставалась действующей. В обезображенной, лишенной куполов и крестов церкви велись службы. С началом «большого террора» в 1937 г. судьба храма была решена. 19 августа был арестован и 31 августа расстрелян протоирей Павел Карманов, а в декабре того же года был расстрелян протоирей Леонид Дьяконов. 7 марта 1938 г. был арестован и 18 марта расстрелян последний священнослужитель церкви во имя Афонской иконы Божией Матери протодиакон Владимир Беляев. Службы в храме прекратились, наступил длительный период упадка и разорения. Известно, что после закрытия церкви чудотворная Ватопедская икона Божией Матери была сохранена послушницей Ксений. В 1980-х гг. в доме, где жила Ксения, случился пожар. Дальнейшая судьба иконы неизвестна.

http://sobory.ru/article/?object=05266

В 1990 г. на подворье развернулись ремонтно-реставрационные работы в храме, начался ремонт в игуменских покоях и в кельях. На колокольне установили крест и колокола. Богослужения проходили поначалу во временном подвальном храме, а 7 января 1991 г., в праздник Рождества Христова, Литургия была совершена в Серафимовском приделе, освященном малым чином. Через несколько дней, 12 января, подворье впервые посетил Святейший Патриарх Алексий II. 6 апреля 1991 г. на купола Казанской церкви установили кресты. В 1991 г. архитектурный ансамбль подворья был признан памятником архитектуры, а в 2001 г. ему присвоен статус объекта культурного наследия федерального значения. 9 июля 1992 г. Святейший Патриарх снова посетил Казанский храм, в который из церкви на Смоленском кладбище был торжественно перенесен чтимый список с чудотворной Валаамской иконы Божией Матери (с 1996 г. он пребывает на Валааме). В январе 1991 г. малым иерейским чином настоятелем Санкт-Петербургского подворья Валаамского монастыря архимандритом Назарием (Лавриненко) был освящен придел прп. Серафима Саровского; в мае 1993 г. малым иерейским чином игуменом Валаамского монастыря архимандритом Панкратием был освящен придел Свт. Николая Чудотворца. После возвращения властями храма Церкви первая Божественная Литургия совершена в январе 1991 г. 2 апреля 1994 г. великим архиерейским чином Святейшим Патриархом Алексием II был освящен главный престол Казанской иконы Божией Матери. 17 июля 1995 г. была освящена входящая в комплекс подворья часовня Новомучеников и Исповедников Российских; в июле 1998 г. в ней отслужил молебен Святейший Патриарх Алексий II. Святыни Валаамского подворья: 1. Строгий крест с вложенной в него крупной частицей мощей великомученика и целителя Пантелеимона является уникальной реликвией. 2. Чтимая чудотворная Валаамская икона Божией Матери была обретена чудесным образом на Валааме в 1897 году. Тогда же были первые исцеления по молитвам перед ней. 3. Мощевик-ларец с частицами св. мощей апостолов, святителей, преподобных, мучеников и чудотворцев, Валаамских подвижников. 4. Икона великомученика и целителя Пантелеимона с частицей мощей. 5. Чтимая чудотворная Казанская икона Божией Матери после чудесного обновления в 1995 г. стала первой святыней, почитаемой на Валаамском подворье в Петербурге. 6. Икона свт. Нектария Эгинского с частицей мощей, заключенной в подвешенный к иконе крест. 7. Икона святой праведной Анны с младеницей, которая была заказана по благословению игумена Валаамского монастыря епископа Троицкого Панкратия. 8. Чтимая чудотворная икона Божией Матери " Всецарица " на подворье Валаамского монастыря в Петербурге является списком с иконы Ватопедского монастыря Святой горы Афон. 9. Чтимая мироточивая икона Божией Матери " Отрада и Утешение " , написанная на Афоне по заказу прихожанина подворья.

http://sobory.ru/article/?object=00523

Вспоминаю историю с Ватопедской иконой Божией Матери. Началась эта история в 1991 году, когда Церкви передали Ростовский Спасо-Яковлевский монастырь. Тогда отец Павел почему-то очень часто стал говорить о чудотворном Ватопедском образе Божией Матери, который еще называют «Отрада» или «Утешение» 86 . А говорил он, что Ватопедская икона из Спасо-Яковлева монастыря находится у митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, в Ново-Девичьем монастыре в Москве. И каждый раз батюшка говорил примерно одно и то же: «Хорошо бы владыка Ювеналий икону-то Ватопедскую отдал назад в Ростов! Хорошо бы она вернулась на свое прежнее место!» Да и наместнику монастыря, отцу Евстафию он постоянно напоминал: «Авва! А ведь Ватопедская-то Божия Матерь там!» – и показывал рукой в сторону Москвы. И вот на наших глазах совершилось чудо: 25 августа 1997 года, в понедельник, Ватопедская икона Божией Матери по благословению митрополита Ювеналия переехала из Ново-Девичьего монастыря в Ростовский Спасо-Яковлевский, к своему исконному хозяину, святителю Димитрию, митрополиту Ростовскому 87 . Батюшка любил вспоминать, что на могиле доктора Гааза 88 есть слова: «Спешите делать добро!» В сущности, именно эти слова являлись символом всей его жизни. Он все время спешил делать людям добро. Я уж не говорю про годы лагерей и ссылки; про это много сказано всеми знавшими отца Павла. Но достаточно вспомнить, как он, еще мальчишкой, доставал для монахинь и послушниц Мологского монастыря бочонок меда, чтобы их порадовать, – и становится понятно, что это был за человек. Я приезжал к батюшке на выходные. Обычно выезжал из Ярославля в пятницу, часов в пять вечера, а в половине десятого уже был в Верхне-Никульском. Прихожу, меня уже ждут. Горит огонек у Марьи, стоят, знаю, щи на печке, батюшка лежит на кровати. Приехал, звоню, Марья спрашивает: «Кто?» – «Это я!» Вхожу, читаю молитву: «Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас!» А батюшка уже кричит из кельи: «Аминь! Аминь! Толянко, приехал? Живой?» – «Все нормально!» – отвечаю я. «Ну, какие новости?» – спрашивает.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

Центр монастырской жизни – Свято-Троицкий собор. Он имеет престолы в честь Святой Троицы, в честь Успения Пресвятой Богородицы и во имя преподобного Иова Почаевского . В Троицком соборе находится главная святыня – Корецкая икона Божией Матери «Споручница грешных». В специальном ковчежце покоятся частицы мощей Киево-Печерских угодников. С левой стороны в храме помещена икона «Собор Киево-Печерских угодников», которая сейчас чудесным образом обновляется. Икона была очень темной, нельзя было прочитать имена святых. Сейчас икона посветлела, нимбы святых засияли позолотой. Особо следует отметить золотошвейное искусство обители. Корецкий монастырь, единственный в Русской Православной Церкви сохранил это древнее рукоделие во всей полноте. Воскресенский Новодевичий женский монастырь Россия, г. Санкт-Петербург, Московский пр., д. 100. Императрица Елизавета Петровна пожелала воздвигнуть в новой столице Девичий монастырь, для чего передала свой летний дворец, известный под названием «Смольный», где 20 монахинь положили начало монашеской жизни. Закладка храма во имя Воскресения Христова ознаменовала рождение Воскресенского Новодевичьего монастыря, часто называемого Смольным по месту расположения. Екатерина II учредила при монастыре училище для воспитания девиц из дворянских семей, которое впоследствии переросло в Смольный институт. Постепенно монашеская жизнь угасла с кончиной последних монахинь. Возобновлен монастырь был при императоре Николае I. Первой постройкой на новом месте стала деревянная церковь, освященная в честь Казанской иконы Божией Матери в 1848 году. Из Казанского собора столицы по этому случаю доставили великую православную святыню – старинный чудотворный Казанский образ Божией Матери. В ноябре 1849 года была произведена закладка каменного соборного храма Воскресения Христова. Только в 1854 году в Неделю Всех святых переселились монахини с Васильевского острова в каменный корпус. По сторонам собора в монастырских корпусах устроены были две церкви. Церковь в честь Афонской (Ватопедской) иконы Божией Матери освятили в 1854 году. Список Ватопедской иконы «Отрада и Утешение» был прислан старцем Серафимом Святогорцем со Святой Горы Афон. Вторая церковь во имя Трех святителей вселенских в больничном корпусе освящена в 1855 году. Постройка собора с пятью приделами: в честь Воскресения Христова, Успения Божией Матери, архистратига Михаила, святителя Николая и Всех святых завершена в 1861 году.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЖИВОПРИЯТНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Живоприятная (Предвозвестительница, Антифонитрия) икона Божией Матери. Афон. Ватопед Икона-фреска Божией Матери " Живоприятная " , также называемая " Предвозвестительница " (греч. Αντιφωντρια; " Антифонитрия " ) Существуют иные иконы Божией Матери называемые Предвозвестительницей: Констамонитская и Акафистная Зографская Живоприятная (Предвозвестительница, Антифонитрия) икона Божией Матери Находится на Афоне в монастыре Ватопед . Она изображена на северной наружной стене собора, к которой пристроен храм великомученика Димитрия. Икона написана и храм пристроен по следующему случаю. В 382 году царевна Плакидия , чтобы повидаться со своим братом, греческим императором Аркадием , отправилась морем из Рима в Константинополь . Проплывая недалеко от Афона , она пожелала поклониться иконе Пресвятой Богородицы в Ватопедском монастыре, который был устроен ее отцом, императором Феодосием , и она приказала пристать своему кораблю к Афонской горе. Иноки монастыря, узнав о прибытии царевны, вышли на берег, чтобы встретить ее с приличествующими почестями. Когда же они узнали о ее желании, то поняли, что будет нарушен древний афонский Устав, которым запрещается вход женщинам на Святую Гору. Но, не смея ослушаться приказания сестры императора, монахи решились ввести царевну в монастырь. Плакидия, по смирению, хотела войти в соборный храм не западными, но северными вратами, но едва приблизившись к ним, вдруг услышала голос: " Стой! Не иди далее, иначе строго будешь наказана " . Тогда царевна в страхе пала на землю и со слезами просила прощения у Царицы Небесной. Узнав же, что некоторые женщины за вход на Афон были наказуемы смертью, царевна, в благодарность за свое помилование от Пресвятой Богородицы, пристроила к собору церковь во имя вмч. Димитрия, а на том месте, где она услышала голос, запретивший ей входить в храм, приказала написать икону Богоматери, которая получила название " Живоприятной " , или " Предвозвестительницы " . Когда же Плакидия рассказала брату о бывшем с нею чуде в Ватопедском монастыре, то он отправил туда большие дары. Использованный материалы: Редакция текста от: 08.12.2018 18:19:07 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13678211.h...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «В СКОРБЕХ И ПЕЧАЛЕХ УТЕШЕНИЕ», ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 19 нояб.), происходит из афонского Свято-Андреевского скита; прославилась многочисленными чудесами. Икона (не сохр.) представляла собой створчатый складень размером 40 ´ 31 см. В центре складня - поясное изображение Богоматери с Младенцем Христом, Которым предстоят св. Иоанн Предтеча и ап. Иоанн Богослов. Христос правой рукой благословляет, в левой держит скипетр. Внизу - преподобные Антоний Великий, Евфимий Великий, Савва Освященный и Онуфрий. На створках складня помещены образы великомучеников Георгия Победоносца и Димитрия Солунского на конях, а также святителей Спиридона Тримифунтского и Николая Мирликийского. Ризы Богоматери и Богомладенца чеканные золоченые. Венцы золотые, венец Божией Матери был украшен жемчугом. На окладе над Богородицей были изображены 2 ангела, держащих венец. В иконе хранились частицы св. мощей архидиак. Стефана, прп. Григория Синаита, преподобномучеников Михаила, Игнатия Нового, Евфимия и Акакия Афонских; «стиль письма указывал на многовековую древность этой иконы» (Чудотворная икона Божией Матери, именуемая «В скорбех и печалех Утешение»//Наставления и утешения св. веры христианской. 1898. 12. С. 1108). Икона Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение» Икона Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение» По преданию, икона принадлежала свт. Афанасию III Пателларию , патриарху К-польскому, владельцу кельи Серай. После смерти святителя в 1654 г. она перешла старцу, жившему на покое в Ватопедском мон-ре. В день открытия Андреевского скита (22 окт. 1849) митр. Григорий подарил икону первому игумену скита Виссариону (Толмачёву). В авг. 1853 г. икону послали морем в Одессу, а оттуда почтой в С.-Петербург иером. Феодориту (Крестовникову), собиравшему в России средства для обители. В нояб. он получил икону со значительными повреждениями и, вероятно, в июле 1859 г., вернувшись на Афон, возвратил ее в обитель. Перед кончиной в 1862 г. игум. Виссарион передал икону братии с пророческими словами: «Да будет она вам отрадою и утешением в скорбех и печалех».

http://pravenc.ru/text/155570.html

2-я пол. XVI в. (Спасо-Иаковлевский мон-рь, Ростов) Ватопедская икона Божией Матери. 2-я пол. XVI в. (Спасо-Иаковлевский мон-рь, Ростов) Икона была привезена в Ростов свт. Димитрием Ростовским при вступлении на митрополичью кафедру 1 марта 1702 г. После кончины святителя 28 окт. 1709 г. 2 дня образ находился при его гробе в ц. Всемилостивого Спаса Ростовского архиерейского дома, ок. месяца - в ростовском Успенском соборе в ожидании прибытия местоблюстителя патриаршего престола митр. Рязанского Стефана (Яворского). Икона участвовала в погребальной процессии с телом свт. Димитрия из Успенского собора в Спасо-Иаковлевский монастырь 25 нояб. 1709 г. и была оставлена при гробнице святого в Троицком (Зачатьевском) соборе обители. До обретения мощей свт. Димитрия (1752) почитатели его памяти молились перед его келейным образом, при описании чудес у мощей святителя нередко упоминалась Ватопедская икона. В нач. 50-х гг. XIX в. было создано «Сказание об иконе Божией Матери Ватопедской…» (Архив ГМЗРК. Р-813). Неизвестный автор Сказания писал, что икона почти 9 лет укрепляла свт. Димитрия «в спасительных подвигах, сопровождала тело его, как неутешная мать любезное чадо, до глубины земли, а праведный дух его до высоты царствия небесного…». Когда от св. мощей свт. Димитрия начали совершаться чудеса, тогда же «проявилась сила благодати сей келейной его иконы» и «во многих сердцах возбудила веру поклоняться и почитать Ее с особенным усердием». Богомольцы совершали молебны перед образом в мон-ре или «благоговейно принявши икону на руки своя, приносили в домы свои». Иногда Богоматерь являлась молящимся Ей «в том точно виде, как изображена есть на дске под именем Матери Божией Ватопедской» далеко за пределами Спасо-Иаковлевской обители. В 1848-1849 гг. во время эпидемии холеры Ватопедскую икону вместе с др. святыней Ростова - чудотворной Владимирской иконой Божией Матери из Успенского собора обносили «около своих жилищ при молебных пениях», защитив тем самым город от страшной болезни. В течение неск.

http://pravenc.ru/text/2581723.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010