Общее сознание этого исключительно и всесторонне важного значения обширной переписки преп. Феодора очень рано заставило его учеников собрать все его письма в один сборник для удобства пользования ими. Древние жизнеописатели его говорят 797 о существовании уже в их время (сборника из) 5 книг писем. К сожалению, мы не имеем определённых сведений ни относительно того, сколько всех писем содержали в себе эти пять книг, ни также относительно того, каким образом письма были распределены в этом недошедшем до нас сборнике. Но всё же в настоящее время известны несколько древних кодексов, заключающих в себе значительное количество писем преп. отца; они описаны библиографами Монфоконом, Маттеем и, главным образом, Фабрицием 798 . Сличение этих кодексов, помимо тех, которые могли сохраниться в библиотеках восточных, но ещё пока не известны учёному миру, дало бы возможность издать более или менее полное собрание писем преп. Феодора; но, к сожалению, до сих пор ещё никто не принял на себя подобной задачи. Первое печатное издание их приготовлено Сирмондом по ватиканскому кодексу 1432 799 и выпущено в свет уже после его смерти в 5 томе его сочинений (1696 г.). Письма разделены Сирмондом на две книги, из которых первая состоит из 57 писем, написанных преп. Феодором во время его первой и второй ссылки, по поводу мэхианских волнений; вторая же содержит 219 писем из эпохи иконоборческих волнений при Льве Армянине, Греческий текст писем снабжён переводом на латинский язык, сделанным рукой самого Сирмонда. Издание Сирмонда перепечатано аббатом Минем в 99 г. P. gr., с присоединением двух новых писем – одного (кн. II, 220), заимствованного из 4-го т. Bibliot. Майя (p. 99), а другого (кн. II, 221), изданного Минем в первый раз по ватиканскому кодексу 633. Здесь каждое письмо предваряется указанием его общего содержания и времени написания, для каковой цели сведения заимствуются из аналов Барония, приводящего в своём труде письма преп. Феодора в значительном количестве и притом полностью. Кроме того, к тексту писем Минь присоединил перечень 278 новых писем, заключающихся в кодексе 94 коислинской библиотеки по описанию Монфокона.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

423 Историй Полибия считалось 40 книг. Дошли до нас вполне 5 первых книг, большие выдержки из первых 18 книг (в код. Урбинском), и часть большого извлечения имп. Константина Порфирородного. Главных кодексов – 2. Лучший Ватиканский. 425 Песни Пиндара дошли только в одном вполне исправном кодексе, другие имеют искажения в конце и ошибки. Распадаются вообще на старые и более новые, интерполированные. Из первых лучшие: Ватиканский В. (полный), Амброзианский (Ambrosianus) и Братиславский список с него и др. 426 Heliotrops sine Gynothaet. Неизвестен. Был Гелиодор, указываемый Клоссиусом, написавший эрот. роман Aethiopica (ок. 380 г. по Р. Хр.). 427 Haephestion (Hephaestion) sine Geograph. Есть астрономическое сочинение Гефестиона. Так как астрономы писали и географические сочинения, является вероятным, что Геф. – астроном был автором какой-нибудь географии. 430 Baphias – также. Был Babrius поэт (вер. ок. 150 г. по Р. Хр.): Μυθιμβων β». Также был лат. поэт Vavius илпв противник Вергилия. 431 Перечень трудов Дабелова см. у Recke und Napiersky Allgem. Schrifts. и Geb. Lexicon der Provinzen Livland, Estland und Kurland, Митава, 1827 г., I, 394–398 и в дополнении Napiersky und Recke, Митава, 1859 г., I, 143–145. 432 Hallische allgemeine Litteraturzeitung 1825, 45 и 46. Пользуюсь выдержкой отсюда, приведенной Η. П. Лихачевым (Библиотека и архив etc. стр. 35, примеч. 2-е). Перечень полемич. статей приведен в статье Клоссиуса. Судя по некоторымъ замечаниям Н. П. Лихачева, полемика была им просмотрена, но ничего важнаго не отмечено (если только оно г. Лихачевым не упущено из виду). См. Библиотека и архив Московских государей в XVI столетии, Спб. 1894 г., стр. 35–36. 435 Это же сообщение см. в Sitzungsberichte der Gelehrten Estnischen Gesellschaft, 1895. Dorpat, 1896 г., стр 44–46. 436 См. указанную статью в Ж. Μ. Η. П., стр. 407; также в Энциклопед. лексиконе Плюшара, ч. V, Спб., 1836 г., стр. 508. 437 См. статью его в Dorpater Jabrbücher. Немецкий текст статьи Клоссиуса отличается от русского только присоединением двух примечаний – о духовенстве Юрьева и сочинениях Цицерона; остальное почти одно и тоже, и встречающиеся в немецком тексте ничтожные прибавки не имеют никакого существенного значения. – В 1836 г. Клоссиус в «Известиях Юрьевского университета» сообщал, что готов к печати его Jter rossicum, но в 1337 г. Клоссиус, уехал из Юрьева, в 1840-х годах умер в Гиссене и книга не явилась. Справки Гаусмана в Гиссене, при всей тщательности поисков, сделанных тамошними, были безуспешны. (Сообщение Гаусмана на Рижском археологич. съезде.)

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

(или вернее XI в.) и избранные жития 9 в Синодальной библиотеке в Москве, 1063 г., с 12 миниатюрами в форме заставок, между тем как в парижской рукописи те же рисунки сделаны в виде виньеток. О последней Вааген совершенно справедливо замечает, что миниатюры ее находятся еще на хорошей степени художества. 348 Действительно, мы находим здесь все достоинства миниатюр IX века: нежно-блестящие розовую и голубую краски; античные типы юных физиономий с полным овалом, легкой моделировкой, экспрессией и пр.; но рядом же и в полной силе находятся черты манеры специально византийской: все архитектурные формы, ограды с красными занавесами, горный пейзаж и детали общие с Ватиканским менологием. В манере этой рукописи также самые сцены мученичества. Особенно типично усекновение главы: святой изображается благоговейно преклонившим голову; он шагнул вперед, выражая этим живейшее желание приять мученическую смерть, и сам держит плат для того, чтобы принять в него падающую голову, а сзади мученика в утрированной позе представляется воин с необычайно длинным мечом, одетый в пурпурно-лиловый хитон и розовый гиматий (или же наоборот) и черные, высокие сапоги. Подробно иллюстрировано житие Арсения Великого (житие составлено Феодором Студитом и Симеоном Метафрастом ), его поездка в Цареград, обучение царских детей; также подробна история Нерукотворенного образа. Пророки по энергии выражения, юности и архитектурной обстановке соперничают с ватиканским оригиналом. В синодальном же кодексе имеем интересные формы птицеобразных (орнитоидальных) букв. Одна буква изображает Юлиана, поглощаемого драконом; надпись: « παραβτης». Сюда же относится и единственная лицевая рукопись мартирология Симеона Метафраста в библиотеке Британского музея, Add. 11,870, в большой лист, содержащая в себе отрывок его собрания за сентябрь месяц. Великолепные иллюстрации этой рукописи представляют в маленьких виньетках внутри заставок сюжеты Ватиканского менология. Однако же, типы далеко ушли от этого образца: темные одежды на высоком и худом теле с прямыми архитектурными складками, большие серые бороды и узкие сжатые губы указывают на работу XII века.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Ни символика, ни чувство естественной стыдливости не принимались в соображение палачами Рима; никакое бесстыдство не возбуждало массу, приученную к нему и жизнью, и искусством. Римляне распинали даже женщин в обнаженном виде. Впрочем, большинство исследователей полагает, что чресла распинаемых были прикрыты перевязкой. Как бы то ни было, но в христианском искусстве мы не видим полного обнажения распятых. В ватиканском кодексе Иисуса Навина распятые (furca) пять царей одеты в туники 2273 . В ватиканском минологии и пандократорской псалтири распятые христианские мученики и цари мадиамские ( Суд. 8 ) одеты или в туники, или в усвоенные их званию одежды или имеют перевязки на чреслах 2274 . То же и по отношению к Иисусу Христу. Чувство отвращения к наготе и благоговейное уважение к изображаемому предмету заставляли художников прикрывать тело Иисуса Христа одеянием. Считаем излишним рассматривать старые мнения по этому предмету, например, Гримуара, будто перевязка является не ранее VIII в. 2275 , а колобий с этого времени выходит из употребления 2276 , и будем говорить на основании собранных нами фактов. На первых распятиях на дверях Сабины и британской таблетке чресла Иисуса Христа покрыты лентием. Тут необходимо видеть влияние античной школы. Но от VI по X в. (эпоха полного развития византийского искусства) почти на всех византийских распятиях Иисус Христос является в длинном безрукавном колобии; таковы: сир. Евангелие, реликварий монцский и крест, кодекс Григория Богослова 510, псалтири лобковская, пандократорская, барберинова и британская, корсунские кресты, гелатская эмаль. На некоторых памятниках ( Григория Богослова , гелат. эмаль) колобий имеет багряный цвет; отсюда становится очевидной неточность мнения Штокбауера, который, говоря о следах византийского влияния в западных распятиях от XII в., замечает, что западная багряная одежда Иисуса Христа не имеет прототипов в византийских распятиях и составляет изобретение Запада 2277 . Мы, впрочем, охотно уступили бы это изобретение Западу, если бы то позволили факты.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Первая редакция В Евангелии от Марка в нашем исследовании отмечено 203 варианта, отличных от принятых в нынешний печатный текст, в послании к Рим. – 47, 1Кор. – 89, 2Кор. – 45, Гал. – 25 и Еф. – 29. Что касается греческого текста, то, следуя в общем лукиано-константинопольской рецензии, древнейшая кирилло-мефодиевская редакция славянского перевода Евангелия и Апостола иногда носит следы александрийских и западных чтений, чем и отличается от последующих редакций, имевших целью, между прочим, привести славянский перевод Евангелия и Апостола в возможно большее согласие с современными константинопольскими списками. Типическими представителями константинопольской рецензии греческого текста, послужившей образцом для древнего кирилло-мефодиевского перевода Евангелия, служат греческие кодексы VIII–X вв.: Базельский, Борелев, Гарлеев, Гамбургский, Парижский-63, Парижский-48, Ватиканский-354, Венецианский, Московский-399, Петербургский-34, Оксфордский 108 и под. Представители древних александрийских и западных чтений – греческие кодексы: Синайский и Ватиканский в., Кембриджский в., Парижский-62 VIII в., Сангальский-48 IX в. 109 и под. В доказательство вот два примера. Мк.4:30–31 Зогр. 110 чесому уподобимъ црсне бжие. ли притъчи. приложимъ е. ко горушьн рън, – ς κκκ οινπεως ВДΔ. Ныне: к зерно горшично, – κκκον unc 9 . Мк. 7:30 обрте отроковнц лежшт. на одр. бсъ ишьдъшь, – ερεν τ παιδον βεβλημνον π τν κλνην κα τ δαιμνιον ξεληλυϑς BДLΔ. Ныне: брте бса изшедша и дщерь лежащ на одр, – ερεν τ δαιμνιον ξεληλυϑς κα, τν ϑυγτερα βεβλημνην π τς κλνης unc 9 . Иные против нынешней славянской Библии греческие варианты придают библейскому тексту и иной смысл. Для образца вот несколько примеров из посланий ап. Павла. Рим.15:14 Христиноп. 111 могуще и 112 другъ друга учити, – δυνμενοι κα λλλους νουϑετεν Син., Ал., Ват. и другие древние греческие кодексы. Ныне: могще и ииы начити (λλους, вместо λλλους, в Римском кодексе в., у Златоуста, Феофилакта и др.). Нынешнее чтение имеют уже славянские списки 2-й и 4-й редакций, также печатные Библии: Острожская 1581 г., Московская 1663 г. и Елизаветинская 1751 г.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/v-pamj...

Не вошли в новый Кодекс и другие важные разделы канонического права, – например, нормы, касающиеся Римской курии. С другой стороны, в Кодексе широко применяются отсылки к обычаям и к частным законам, в силу чего его структура сохраняет способность к дальнейшему развитию. В аспекте юридической систематики новый Кодекс воспринял учение II Ватиканского собора о Церкви как о communio. Прежде всего это относится к его центральным книгам (II_III_IV), где впервые Слово и Таинство предстают в качестве несущих элементов церковной структуры 117 . Но и в материальном аспекте Кодекс 1983 г. (как это станет яснее из дальнейшего) представляет, в сравнении с Кодексом 1917 г., два важнейших новшества. Их одних достаточно для того, чтобы оправдать – по крайней мере отчасти и post facmum – его составление, несмотря на сопротивление тех, кто во время работы по реформированию отстаивал необходимость выбора в пользу декодификации законов Церкви 118 . Первое новшество заключается в том факте, что новую кодификацию церковных законов направляет в первую очередь уже не стремление к рациональной формулировке и систематизации канонических норм, а скорее стремление развить эти нормы в их связи с содержанием веры. Таким образом, принцип теологической точности превалирует над принципом точности юридической. Второе новшество – изменение идентичности основного субъекта всей церковно-правовой структуры. Отныне уже не духовное лицо, но Christifidelis, то есть верующий, становится главной фигурой, стоящей за фигурами мирянина, священника и монашествующего. в) Кодекс для Восточных католических Церквей В 1917 г. папа Бенедикт XV не только опубликовал Кодекс канонического права для латинской Церкви, но и учредил Священную конгрегацию по делам восточной Церкви 119 . Тем самым был сделан решающий шаг в осуществлении проекта кодификации каноническо го права Восточных католических Церквей. Этот проект, неоднократно выдвигавшийся во время работы 1 Ватиканского собора 120 , начал осуществляться, однако, лишь при Пие XI.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Общие сведения наши по греческой палеографии указывают нам в древнейшую эпоху ее на юго-восточные провинции Византийской империи как на место наибольшего развития письменности и каллиграфии. Вековое существование александрийской библиотеки, богатство египетских епархий, сила местных традиций древней египетской культуры, – все это достаточно оправдывает гипотезу александрийской каллиграфии в период IV–VII в. Не естественно ли полагать, что и первые списки иллюстрованного местного автора Космы Индикоплова появились также в Александрии и что внешнее сходство (формат, тонкость пергамена) таких рукописей, как Синайского кодекса, Космы Ватиканской библиотеки, Библии Венской и Россанского кодекса, не случайное? Не лишнее заметить близкое родство с ватиканской рукописью Космы коптских фрагментов Библии VII века в Неаполитанском музее и арабских Посланий IX века в Имп. Публичной библиотеке. В монастырях Месопотамии исполнено сирийское Евангелие 586 г. писцом Рабулою. О древнейшем кодексе Евангелия VII века в Парижской библиотеке за 63 по его орнаментам можно также полагать, что оно происходит с Востока. Специально Византии, кажется, принадлежат в эту эпоху между иллюстрованными рукописями лишь подписной экземпляр Венского Диоскорида и некоторые рукописи подобного же характера из VIII–IX стол. Ни одна специальная дата или даже простое указание не свидетельствуют нам об участии малоазийских монастырей и духовных центров в развитии византийского искусства вообще и миниатюры в частности, но позволительно догадываться, что движение их шло с юго-востока на северо-запад Византийской империи издревле, направляясь к ее столице. В разгар иконоборческого движения мы встречаем в Константинополе и Салониках вполне сформировавшуюся уже школу иконописи. В это время восток Империи, дотоле страстно отстаивавший религиозное искусство в вековой борьбе антропоморфитов против оригенистов-атеев, 15 видел наступавшее разорение своей культуры и отдалялся по художественным принципам более и более от центра Империи. Правда, выходящее с Востока же декоративно-орнаментальное направление искусства имело громадное значение для самой Византии и Запада, но и его развитие принадлежит уже не Сирии и Малой Азии, но Константинополю и западным провинциям Империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Одним из признаков кризиса традиц. католич. М. стал успех созданного в 1928 г. движения «Opus Dei» , члены к-рого практикуют строгую аскезу, включая умерщвление плоти, продолжая при этом жить в своих семьях и заниматься повседневными делами в миру. Особенно популярным это движение стало в студенческой среде. С 1950 г. оно относится к секулярным институтам (но находится в ведении конгрегации по делам епископов как персональная прелатура). Современное положение католического М. Определено декретом II Ватиканского Собора «Perfectae caritatis» (28 окт. 1965), провозгласившим обновление монашеской жизни применительно к совр. условиям с одновременным возвращением к истокам монашеской традиции. Все уставы, конституции, литургические книги орденов должны быть исправлены в соответствии с решениями Собора. Декрет призвал отменить институт конверсов, упростить монашеские одежды, переориентировать даже созерцательные монастыри на пастырство для мирян. Однако провозглашенный курс на реформы привел к резкому сокращению количества призваний, число насельников традиц. мон-рей сократилось вдвое, а средний возраст оставшихся приблизился к 70 годам. Особое развитие после II Ватиканского Собора получили терциарии и др. формы мирянской аскезы. Появилось множество новых аскетических движений, к-рые носят характер эксперимента: напр., устроенные по типу коммуны, с общим имуществом, но в отличие от традиц. монахов и каноников, без разделения по половому признаку и пропагандирующие возврат к жизни в природе; странники в мегаполисах, практикующие социальное служение бездомным, совместное чтение Библии и молитвы и т. д. Все они довольно неустойчивы и похожи на протестантские харизматические движения. Появилось также т. н. новое (или межрелигиозное) монашество, приверженцы к-рого соединяют христ. аскезу с вост. практиками, заимствованными из индуизма и буддизма (самые известные среди них - Жюль Моншанен, Анри ле Со (Свами Абхишиктананда), Беда Гриффитс). В Кодексе канонического права 1983 г. было закреплено общее наименование для всех видов аскетических общин - институты посвященной жизни , среди к-рых выделяются религиозные (с торжественными и простыми обетами) и секулярные институты (с обетами в соответствии с уставом института), а также общества апостольской жизни (без принесения обетов). Подробное богословское обоснование посвященной жизни как таковой и разных ее видов и институтов содержится в папском обращении к Синоду епископов «Vita consecrata» (1996).

http://pravenc.ru/text/2564108.html

Тот факт, что в Кодексе канонического права 1983 г. перечень прав и обязанностей всех верующих находится в начале главы «О Народе Божием», несомненно представляет собой шаг вперед в сравнении с систематикой Догматической конституции Lumen Gentium. По правде говоря, отцам собора, справедливо озабоченным в первую очередь укреплением статуса мирян, не всегда удается «отделить в доктринальном отношении фигуру верующего, как такового, от трех жизненных статусов» 414 . Порой они накладываются друг на друга. Тем не менее, все пункты этого первого перечня, сформулированного церковным законодателем 1983 г., явным образом опираются на различные соборные документы, а иногда буквально их повторяют. Так, право и обязанность высказывать собственное мнение о том, что касается блага Церкви (кан. 212), сформулировано в LG 37, 1. В том же соборном тексте говорится о праве принимать Слово Божье и таинства от пастырей Церкви (кодифицированном в каноне 213). Право и обязанность участвовать в богослужении по собственному обряду и в соответствии с собственной духовностью (кан. 214) опирается на UR 4, 5 и на LG 4, 1. Свобода собраний и право на свободное создание ассоциаций, гарантированные каноном 215, утверждаются в AA 19, 4. Право и обязанность выдвигать и поддерживать апостольские инициативы устанавливается для мирян в AA 3, 2, а каноном 216 распространяется на всех верующих. Право на христианское воспитание и образование (кан. 217) есть очевидная предпосылка провозглашенной Собором обязанности «судить обо всех вещах и интерпретировать их во всецело христианском духе» (LG 62, 7). Свобода исследований в области теологии, гарантированная каноном 218, признается «законной свободой» в LG 62, 8. Право на свободный выбор жизненного статуса (кан. 219) утверждается Собором в отношении каждого из трех жизненных статусов-призваний: брачного (GS 49, 1), статуса клирика (ОТ 6) и монашествующего (РС 24). Наконец, право христианина на охрану своего доброго имени и частной жизни (кан. 220), а также право законным образом отстаивать все названные права в правомочной церковной инстанции (кан. 221) прямо подразумеваются принципом религиозной свободы, решительно провозглашенным Вторым Ватиканским собором в п. 10 декларации Dignitatis humanae.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

—108— мицтеков, запотеков, тласкальтеков и мехоаканезов. В Ватиканской библиотеке в Кодексе Ватиканском есть древний документ с космологической системой мексиканцев. Здесь на четырех картинах изображается четыре периода мира, где гибель обитателей первого периода поставлена в связь с голодом, второго – с огненной стихией и превращением людей в птиц, третьего – с ураганом и превращением людей в обезьян, четвертого – с великим наводнением. Учение о последовательных периодах находится в сборниках мифологических преданий Гватемалы в Пополь-Ву. Иранцы рассказывают о собаке, предупредившей господина своего о близости страшного наводнения и предложившей отыскать корабль или лодку для спасения его. Господин, разгневавшийся сначала, было, на собаку за то, что она выла, бегая по реке и смотря на воду, внял её совету, когда услышал, что она заговорила человеческим голосом и с помощью её спасся сам и его семейство. Есть подобные же рассказы у островитян Фиджи, у Таманаков на берегах Ореноко, в Новой Калифорнии, на островах Океании у полинезийцев, у жителей алеутских островов, у жителей Канады и долин Миссисипи. В сказаниях последних говорится, между прочим, об истреблении потопом всех людей, так что великий дух для заселения земли должен был превратить в людей животных. И замечательно, что хронологические даты, указываемые некоторыми преданиями для определения времени потопа, падают приблизительно на одно и то же время. А это заставляет, разумеется, предполагать, что различные предания относятся к общей катастрофе. Так, по свидетельству римского историка Варрона, потоп Огигеев должен быть отнесен к 2300 году до P. X. Сопоставление свидетельств, относящихся к истории вавилонян, ассириян, финикиян, дает возможность установить приблизительную дату для времени царствования первого царя – родоначальника этих народов Бэла, называемого также Бэл-Хамош, каковое название сближает его, между прочим, с одним из сыновей Ноя – Хамом. Эта дата падает на 2316 год до P. X. Египтяне начало своей послепотопной истории относят, по воспоминанием, к 2600 году до P. X. Китайцы время жиз-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010