Формы Н. к., прежде всего как воздвизального, можно проследить также и по композициям «Воздвижение Креста Господня» в средневек. искусстве. В Ватиканском Минологии (Vat. gr. 1613. P. 34, 1-я четв. XI в.) патриарх, стоящий на фоне ниши - алтарной апсиды в окружении диаконов со свечами, поднимает перед собой 6-конечный крест, вертикальная мачта к-рого длиннее 2 перекладин, а верхняя перекладина короче средней. На миниатюре из Евангелия (Ath. Dionys. 587. Fol. 119v, 3-я четв. XI в.) подобного размера крест в руках патриарха имеет 2 белые точки-«жемчужины» на пересечении обеих перекладин с мачтой. На миниатюре из Евангелия афонского Пантелеимонова мон-ря (Ath. Pantel. 2. Fol. 189v, XII в.) иерей поднимает крест большого размера, приближающийся по пропорциям к запрестольному кресту. На фреске в притворе мон-ря Высокие Дечаны (1350) патриарх держит в руках крупный 6-конечный Н. к. в золотом или золоченом окладе, с драгоценными камнями и жемчугом, в т. ч. на концах, образующих тройные завершения. На иконах Воздвижения Креста Господня разных типов и размеров встречаются различные виды креста. На Софийской иконе-таблетке работы новгородского мастера (кон. XV в., НГОМЗ) или на оборотной стороне 2-сторонней запрестольной иконы (XVI в., НГОМЗ) изображен 8-конечный тонкий крест с веточками над главой патриарха; такой же крест можно видеть на иконе письма Гурия Никитина (1681 г., ЯХМ). На фреске (1546/47) работы мастера Феофана Критского в кафоликоне мон-ря Ставроникита на Афоне крест, стоящий на амвоне, высотой с самого архиерея. Крупный крест изображен на иконе «Воздвижение Честнаго Креста Господня», написанной 2 июля 7088 (1580) г. по заказу архим. Феодора (Сизова): патриарх Макарий Иерусалимский с помощью 2 диаконов поддерживает 8-конечный деревянный крест размером в свой полный рост (Icona, Volto del Mistero/A cura del Centro Studi Russia Cristiana in collab. con il Centro di Restauro Scientifico I. Grabar di Mosca. Mil., 1991. Tav. 18); такой же крест повторяется в невьянской иконе и др. произведениях Нового времени. В поздний период при изображении алтаря мастера писали на нем и Н. к. в его исторической форме, традиционной для служебных предметов той эпохи: на фреске ярославской ц. во имя прор. Илии (1680-1681) в алтарной апсиде на престоле рядом с Евангелием лежит 8-конечный Н. к. с узкими ветвями, он образует центр композиции и самого алтарного пространства ( Игошев. 2003. С. 134). В позднейшей иконописи XIX в. Распятие Господне на одноименной иконе могло иметь вид иконописного Н. к., так что образы предстоящих кресту повторялись на ветвях креста в центре и по его сторонам (икона Палехская, Худож. галерея Я. Морсинка, ок. 1800 г.).

http://pravenc.ru/text/2564676.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание: Возможно Александр Римский. Полная фреска http://pravicon.com/image-35617. Подпись: Το μαρτριο το " Αγου Κνωνος χαι το μαρτριο το " Αγου Αλεξνδρου (Мученичество Агиос Кононос и мученичество Агиос Александрос) Файл 3609.jpg:   Размер: 873x1152, 1.01 MPix, 350 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (413) , (26) . Описание: [Сербия. Ок. 1350.] Мч. Александр. Фреска. Церковь Христа Пантократора. Дечани. Сербия (Косово). Около 1350 года. На самой фреске не написано, какой из Александров на ней изображен, поэтому в интернете на некоторых сайтах указано, что это Александр Солунский, на других же, что это Александр Римский. Но, поскольку, об Александре Римском известно, что он был воином, при отсутствии иных сведений логичнее предположить, что это именно его изображение. Файл 3611.jpg:   Размер: 503x1200, 0.6 MPix, 170 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (392) , (50) . Описание: Мерная икона(20,5Х52 см. Дерево, левкас, паволока, темпера, позолота.) Иконописная мастерская Екатерины Ильинской. http://www.icon-art.ru Файл 18607.jpg:   Размер: 434x1110, 0.48 MPix, 342 Kb. Дата: 2012-07-21, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (351) , (16) . Описание: Возможно Александр Римский. Полная фреска для фрагмента http://pravicon.com/image-3609. Подпись: Το μαρτριο το " Αγου Κνωνος χαι το μαρτριο το " Αγου Αλεξνδρου (Мученичество Агиос Кононос и мученичество Агиос Александрос) Файл 35617.jpg:   Размер: 618x420, 0.26 MPix, 124 Kb. Дата: 2021-10-13, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 2 (27) , (0) . Описание: Александр Римский, мч. Май 13 (26); Византия. Константинополь; X в.; памятник: Менологий Василия II (Ватиканский минологий; Vat. Gr. 1613); 28.5 x 36.5 см.; местонахождение: Италия. Рим. Ватикан. Апостолическая библиотека (Biblioteca Apostolica Vaticana) см. страницу Файл 35621.jpg:   Размер: 1772x1170, 2.07 MPix, 1312 Kb. Дата: 2021-10-27, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (26) , (0) .

http://pravicon.com/icon-1104-photo

Ист.: Boucherie A. Vita St. Euphrosynae secundum textum graecum primaevum//AnBoll. 1883. Vol. 2. P. 195-206; Vita S. Euphrosynes//PG. 114. Col. 305-322 [Житие, сост. Симеоном Метафрастом]; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 198-200; ЖСв. Сент. С. 497-510; Февр. С. 298. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 44; Bertocchi P. Eufrosina (Smaragdo)//BiblSS. Vol. 5. Col. 175-176; Sauget J.-M. Pafnuzio//Ibid. Vol. 10. Col. 25; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 157; Αγπιος Μοναχς. Βος τς σας Εφροσνης//Βιβλον καλομενον Παρδεισος. Θεσ., 1999. Σ. 129-139. А. Н. Крюкова Иконография Беседа прп. Пафнутия с дочерью прп. Ефросинией. Роспись Спасо-Преображенского собора Евфросиниева Спасо-Евфимиева мон-ря в Полоцке. Ок. 1161 г. Фото: В. Д. Сарабьянов Беседа прп. Пафнутия с дочерью прп. Ефросинией. Роспись Спасо-Преображенского собора Евфросиниева Спасо-Евфимиева мон-ря в Полоцке. Ок. 1161 г. Фото: В. Д. Сарабьянов Наиболее раннее из достоверных изображений отца прп. Евфросинии Александрийской, ушедшей в муж. мон-рь под именем Смарагд, сохранилось в Ватиканском Минологии имп. Василия II (Vat. gr. 1613. P. 402, 1-я четв. XI в.). П. с дочерью представлен под 15 февр. На странице с миниатюрой, посвященной П. и прп. Евфросинии, отсутствует текст. Святые стоят на фоне великолепной аркады со сдвоенными порфировыми колоннами, так что главу каждого венчает арка, а красный велум, перекинутый между арками, может служить и символом кровного родства. Святые облачены в монашеские одежды, причем глава прп. Евфросинии покрыта мафорием темного цвета. На П. песочного цвета туника и пурпурно-коричневая мантия с разделкой золотом. Отец прп. Евфросинии показан старцем с короткими, чуть вьющимися волосами и недлинной клиновидной бородой. Его правая рука поднята перед грудью, в левой зажат свиток. Как парные «портреты» образы П. и его дочери включены в минейные циклы серб. монастырских храмов - в нартексах Георгиевской ц. в Старо-Нагоричино (1317/18) и в Успенском мон-ре Грачаница (ок. 1320) рядом с полуфигурой свт. Феофана (вероятно, К-польского (пам. 11 окт.)). Образ святого написан в мучении: обнаженный до пояса старец привязан за поднятые вверх руки к дереву, у него короткие волосы и недлинная борода с прядями, закрученными вокруг подбородка; возможно, в этом образе соединились черты различных святых, носивших имя Пафнутий.

http://pravenc.ru/text/2579800.html

Лит.: Janin R. Niceta//BiblSS. Vol. 9. Col. 892-893; PMBZ, N 5424; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 351; Синаксарь: Жития святых Правосл. Церкви/Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 1. С. 654-655. О. Н. А. Иконография Прп. Никита Константинопольский. Роспись наоса ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. Прп. Никита Константинопольский. Роспись наоса ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. Краткое описание облика Н. включено в происходящий из Палеха иконописный подлинник сводной редакции XVIII в. под 13 окт.: «[Память] преподобного отца нашего Никиты патрикия исповедника. Поживе лет 75; подобием стар, надсед, ризы преподобническия» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 171). В изданном в 1910 г. пособии для иконописцев его составитель акад. В. Д. Фартусов опирался, видимо, в первую очередь на опубликованный в 1903 г. 2-й, октябрьский том Минология Василия II из Ватиканской б-ки (Лицевой месяцеслов греч. имп. Василия II: Месяц окт./Сост.: М. И. Успенский, В. И. Успенский. СПб., 1902) и обозначил основные черты иконографии Н. следующим образом: «Старец 76 лет, греческого типа, с лицом мужественным и худощавым, с короткою бородой и черными, с проседью, волосами; одежда монашеская. В руках икона Спасителя и хартия с его изречением: Христа и Бога моего иконе не престану выну покланятися» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 46). Описанное Фартусовым изображение является самым ранним в иконографии Н., чьи образы известны, как правило, в минейных циклах (дата неустойчива, в визант. памятниках встречаются варианты под 5-7 окт.). На миниатюре в Минологии имп. Василия II 1-й четв. XI в. (Vat. gr. 1613. Р. 94, под 6 окт.- в ряде случаев ошибочно атрибутируется как прп. Никита Мидикийский), ростовая фигура преподобного помещена в центре композиции, задником к-рой служит архитектурный фон с симметрично расположенными по сторонам стены колонками и 2 зданиями. Н. показан с выбеленными сединой кудрявыми волосами, клиновидной кудрявой средней длины бородой; он облачен в охристый хитон, темную серо-зеленую мантию, коричневую схиму (куколь лежит на плечах), с аналавом.

http://pravenc.ru/text/2565358.html

В Римском мартирологе память Г. празднуется 4 окт. вместе с Криспом, начальником коринфской синагоги. Ист.: ActaSS. Oct. T. 2. P. 326-329; Schermann Th. Prophetarum vitae fabulosae, indices apostolorum discipulorumque Domini Dorotheo, Epiphanio, Hippolyto aliisque vindicate. Lpz., 1907. P. 122, 139; Dolbeau F. Une liste latine de disciples et d " apôtres traduite sur la recension grecque du Pseudo-Dorothée//AnBoll. 1990. T. 108. Fasc. 1-2. P. 65. Лит.: Собор св. 70 апостолов. Каз., 1907. С. 113-115; Tillemont. Mémoires. Vol. 1. P. 240; Petit L. Les évêques de Thessalonique//EO. 1901. Vol. 4. P. 138; Orbiso T. G. , de. Caio di Corinto//BiblSS. Vol. 3. Col. 651-652; Gillman J. Gaius//ABD. Vol. 2. P. 869. А. Е. Петров, О. В. Лосева Иконография Г. изображается человеком средних или преклонных лет с недлинной бородой, облачен в хитон и гиматий, в руках - свиток (или без него); в поздних памятниках представлен как епископ, с омофором, одетым поверх хитона и гиматия, обозначающих его апостольский чин. Единоличные изображения святого распространения не получили, как правило, изображается вместе с апостолами Патровом, Ермом, Лином, Филологом, чья память приходится на один день (5 нояб.), а также в композиции «Собор святых апостолов». В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота (нач. XVIII в.) представлено описание 2 апостолов с именем Гай, оба - старцы: один - «с длинною бородою», другой - «с остроконечною бородою» (Ч. 3. § 7. 23, 33). В иконописном подлиннике сводной редакции (Большаковский подлинник, XVIII в.) память Г. не указана. В Филимоновском сводном иконописном подлиннике (XVIII в.) - память под 5 нояб., описание под 4 янв. (празд. Собора 70 апостолов) в числе др. апостолов: «подобием сед, власы просты, брада аки Матфея Евангелиста и Иоанна Богослова, риза апостольская светло-зеленая, исподняя желтодикая, в омофоре, в руках книга». Изображения с апостолами Патровом, Ермом, Лином, Филологом: на миниатюре Ватиканского минология (Vat. gr. 1613 - под 4 нояб.); в греко-груз. рукописи XV в. (РНБ. O. I. 58 - под 5 нояб.; изображения Патрова и Г. перенесены на Л. 86, Ерма, Лина, Филолога - на Л. 85 об.) - все в рост, в хитоне и гиматии, в руках - свиток.

http://pravenc.ru/text/161431.html

Изображение святителя (как правило, ростовое) устойчиво присутствует в лицевых рукописях минологиев, начиная с самых ранних сохранившихся средневизант. периода: 2 минологиев из Ватиканской б-ки (Vat. gr. 1613. Fol. 203, 976-1025 гг., и Vat. gr. 1156. Fol. 268v, XI в.); из Национальной б-ки в Париже (Paris. gr. 580, 1499. Fol. 3r, 1055-1056 гг.) - листовая миниатюра с образами святых на 2-ю пол. нояб.; из собрания мон-ря св. Афанасия в Генуе (Genua . S. Athan. Fol. 44r, XI в.); из Королевской б-ки в Копенгагене (Gl. Kongl. saml. 167. Fol. 41r, XI-XII вв.); из мон-ря Дохиар на Афоне (Doch. N 5, XII в. Fol. 67v), а также и на гексаптихе (икона-минея на сент., окт. и нояб., кон. XI в.) из мон-ря вмц. Екатерины на Синае. Из минейных циклов в настенной росписи храмов известны: 2 поздневизант. времени в церквах вмч. Георгия мон-ря Старо-Нагоричино (1317) и вмч. Димитрия Маркова мон-ря близ Скопье, Македония (ок. 1376; предположительная атрибуция, изображен погрудно) и XVIII в. в ц. свт. Николая в Пелинове, Черногория (1717-1718). Ту же закономерность можно отметить в рус. минейных иконах начиная с XVI в., напр. в Минее на нояб. из Иосифова Волоколамского мон-ря (1569, ГТГ), в Минее годовой (нач. XIX в. УКМ). Лит.: LCI. Bd. 6. Sp. 429; Менолог. С. 195, 198, 200-201. Э. В. Ш. . Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I сер. IV в. - 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть II (сер. IV в. - 407), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.) ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня)

http://pravenc.ru/text/166517.html

Изображение иконы Александр Римский, мч. #35621 Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Изображение иконы Александр Римский, мч. #35621 Эта страничка относится к разделу   Александр Римский, мч. Скачать или распечатать изображение 35621.jpg 1772x1170, 2.07 MPix, 1312 Kb. 15x9.9cm @ 300DPI (22.5x14.9cm @ 200DPI) Максимальное качество Произвольное качество Рейтинг изображения: 2 (26) , (0) . в этом году (за прошлые годы с 2021-10-27) Происхождение изображения: Загружено 2021-10-27, анонимно. Описание: Александр Римский, мч. Май 13 (26); Византия. Константинополь; X в.; памятник: Менологий Василия II (Ватиканский минологий; Vat. Gr. 1613); 28.5 x 36.5 см.; местонахождение: Италия. Рим. Ватикан. Апостолическая библиотека (Biblioteca Apostolica Vaticana) см. страницу Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Александр Римский, мч. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/image-35621

Преподобные Макарий Великий, Кириак и Макарий Александрийский. Икона. Сер. XIII в. (Мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Согласно описанию Палладия, еп. Еленопольского, современника М. А., хорошо знавшего святого, тот «был… согбен и сухощав. Волосы росли только на губе, да еще на конце подбородка было их немного; от чрезмерных трудов подвижнических даже на бороде не росли у него волосы» ( Палладий. Лавсаик. 19). От визант. времени в мон-ре вмц. Екатерины на Синае сохранилось неск. икон, представляющих М. А. в паре с прп. Макарием Великим или др. святыми. На иконе письма мастера, близкого к лат. культуре К-поля 1-й пол. XIII в., оба св. Макария изображены с подписями. Прп. Макарий Великий (по подписи - Египетский) - в схимнических одеждах, с куколем на голове, с короткой и острой седой бородой. М. А. (с подписью - Αλεξανδρινς) - также в схимнических одеждах (зеленом хитоне и коричневой мантии), с опущенным куколем, с седыми короткими волосами и небольшой черной бородкой. Оба святых одинаково держат кресты в десницах, левая рука раскрыта ладонью вперед перед грудью. Кресты имеют дополнительные перекрещивания на конце каждой ветви. На иконе, выполненной в кругу таких же мастеров, хорошо знакомых со столичной культурой эпохи латинского завоевания (сер. XIII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае), оба святых фланкируют фигуру прп. Кириака: прп. Макарий Великий в образе аскета - слева, М. А. в схимнических одеждах - справа. Одеяния М. А. отличаются от более ранних икон: хитон желтый, схима темно-коричневая, ноги обуты в сандалии. По-прежнему святой изображен с непокрытой головой так, что видны короткие седые волосы, бородка очень короткая, также седая. В левой руке святые держат раскрытые свитки, правыми благословляют. Греческий текст на свитке М. А. восходит к цитате из Евангелия: «Смиряющий себя возвысится, и возвышающий себя будет смирен» (Мф 23, 12); он встречается в Посланиях прп. Макария Великого и в скитском Патерике. На январской минейной иконе из гексаптиха (кон. XI - нач. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае) святые изображены по образцу минейных миниатюр, использованных в Ватиканском минологии (1-я четв. XI в., Vat.1613) - они представлены на архитектурном фоне, оба седые, в схимнических одеждах, надписи утрачены.

http://pravenc.ru/text/2561434.html

Исаак из Эдессы, перешедший при еп. Асклепии (522-525) из монофизитства в православие. Некоторые исследователи сомневаются в его авторстве к.-л. частей лит. корпуса (Ibid. P. IX; Graffin. 1971. Col. 2010). По предположению С. Брока, ряд произведений И. А. может принадлежать поэту Исааку Отшельнику, жившему в кон. V - нач. VI в. Т. Бу-Мансур считает возможным существование еще по меньшей мере 3 авторов корпуса, один из к-рых православный ( Bou-Mansour. La distinction. P. 46). Память И. А. отмечена в некоторых средневек. Минологиях Сирийской яковитской Церкви вместе c памятью прп. Ефрема Сирина под 19 или 20 февр. В нач. XVIII в. И. С. Ассемани констатировал почитание И. А. сирийцами всех конфессий: маронитами - 20 нояб., яковитами - 14 окт., несторианами - в пятницу 5-й седмицы по Богоявлении (пам. всех сир. учителей) ( Assemani. BO. T. 1. P. 210; однако почитание И. А. несторианами не подтверждается текстом Худры (Vat. syr. 83, 1538 г.)). В совр. церковных календарях память И. А. отсутствует. Корпус И. А. включает более 200 поэтических произведений, принадлежащих к традиц. жанрам сир. гимнографии: мемре (гомилии), мадрашу (гимну), согите (аналогу визант. кондака) и тешбохте (хвале), а также неск. диалогов, молитв (сохр. на араб. языке) и др. В XI в. яковитский патриарх Иоанн X бар Шушан († 1072) собрал вместе 60 произведений И. А., объединив их с сочинениями прп. Ефрема Сирина (Vat. syr. 119 - копия с автографа); он считал И. А. учеником Зиновия, к-рый в свою очередь был учеником прп. Ефрема. В нач. XVIII в. Ассемани составил обзор части корпуса И. А. из рукописей Ватиканской б-ки ( Assemani. BO. T. 1. P. 214-234) с указанием названий и инципитов 104 произведений. Первым за систематическую публикацию корпуса взялся сиролог Г. Биккель, издавший в 70-х гг. XIX в. 21 мемру и 16 мадрашей. В 1898-1902 гг. нек-рые произведения были опубликованы Т. Лами с лат. переводом в составе 4-томного издания трудов прп. Ефрема Сирина с ошибочной атрибуцией текстов последнему. В 1903 г. лазарист и католический миссионер П. Беджан издал коллекцию из 67 мемр, частично повторяющих опубликованные Лами. В рукописях Мосула и Урмии, использованных Беджаном, 24 первые беседы ошибочно приписаны прп. Исааку Сирину (в сир. традиции - Исхаку Ниневийскому); эта неверная атрибуция повторяется в некоторых работах (см.: Bedjan. 1903. P. X). Еще несколько мемр издали С. Мосс (1929) и С. Казан (1961, 1963); был выполнен ряд переводов на европейские языки (см. по: Mathews. 2003). В 1987 г. Брок опубликовал каталог инципитов мемр И. А., в 2003 г. Э. Мэтьюз проделал аналогичную работу со всем корпусом (195 мемр и 19 мадрашей - Mathews. 2003). Бóльшая часть корпуса остается неизданной, что затрудняет установление авторства конкретных произведений.

http://pravenc.ru/text/Исааку ...

Споры вокруг «Сказания...» затрагивали в основном 3 проблемы: авторство, жанровую природу (и связанный с ней вопрос о доле художественного вымысла), историческую достоверность сообщаемых Н. С. этнографических и топографических сведений. Рукописная традиция, издания и переводы «Сказание...» сохранилось в более чем 100 греч. рукописях, древнейшей из к-рых является Sinait. gr. 437. Fol. 1-82, IX в. Помимо полного текста сочинения существует неизданная сокращенная редакция (эпитома), составленная в X в. прп. Симеоном Метафрастом (BHG, N 1307b; Inc.: Οδες τς καθολικς το σματος), к-рая помещается под 14 янв. в ряде визант. минологиев (всего ок. 7 рукописей X-XVI вв.). Эпитома не представляет особой ценности для критики текста «Сказания...». Почти все нравоучительные отступления в ней отсутствуют, стиль значительно упрощен. Первое издание «Сказания...» было осуществлено Пуссеном ( Possinus. 1639) по рукописи Paris. lat. 3282 (конволют, нач. XVII в.), к-рая является копией с кодекса Vat. Palat. gr. 351, XIII-XIV вв. ( Astruc. 1954). В процессе копирования ватиканской рукописи в парижский кодекс вкралось множество ошибок. Пуссен в своем издании 1639 г. допустил еще ряд ошибок. Он разделил текст на 7 сказаний, и это деление было сохранено последующими издателями. В «Патрологии» Миня (PG. 79. Col. 589-693) текст, воспроизведенный по изданию Пуссена, дополнен вариантами чтений Л. Алляция по 5 рукописям, к-рые содержат метафрастовскую редакцию текста. Первое критическое изд. «Сказания...» осуществил в 1983 г. Ф. Конка ( Conca, ed. 1983. P. 1-52). Оно основано на 10 кодексах, не зависящих от др. известных рукописей. Наиболее авторитетными свидетелями текста являются рукописи: Ath. Cutl. 37, X в.; Paris. gr. 513, X в.; Paris. gr. 1449, XI в.; Vat. Palat. gr. 351, XIII-XIV вв. Конка довольно произвольно разделил каждое из 7 сказаний на параграфы, присвоив последним арабские цифры. В 2005 г. М. Линк осуществил 2-е критическое изд. «Сказания...» ( Link. 2005. S. 25-70), снабдив его нем. переводом и подробными комментариями. Значительных дополнений с т. зр. критики текста 2-е издание не содержит (список разночтений с изданием Конки см.: Ibid. S. 160-162). Ценность представляет лишь аппарат параллельных мест с нек-рыми античными романами и поэмами («Эфиопика» Гелиодора, «Одиссея» Гомера, «Левкиппа и Клитофонт» Ахилла Татия и др.). Недостатком издания является отсутствие параллелей с классическими античными и христ. романами: «Историей Аполлония, царя Тира», Псевдоклиментинами (см. в ст. Климент , еп. Римский), Андрея и Матфия деяниями .

http://pravenc.ru/text/2577647.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010