Лит.: Janin R. Niceta//BiblSS. Vol. 9. Col. 892-893; PMBZ, N 5424; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 351; Синаксарь: Жития святых Правосл. Церкви/Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 1. С. 654-655. О. Н. А. Иконография Прп. Никита Константинопольский. Роспись наоса ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. Прп. Никита Константинопольский. Роспись наоса ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. Краткое описание облика Н. включено в происходящий из Палеха иконописный подлинник сводной редакции XVIII в. под 13 окт.: «[Память] преподобного отца нашего Никиты патрикия исповедника. Поживе лет 75; подобием стар, надсед, ризы преподобническия» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 171). В изданном в 1910 г. пособии для иконописцев его составитель акад. В. Д. Фартусов опирался, видимо, в первую очередь на опубликованный в 1903 г. 2-й, октябрьский том Минология Василия II из Ватиканской б-ки (Лицевой месяцеслов греч. имп. Василия II: Месяц окт./Сост.: М. И. Успенский, В. И. Успенский. СПб., 1902) и обозначил основные черты иконографии Н. следующим образом: «Старец 76 лет, греческого типа, с лицом мужественным и худощавым, с короткою бородой и черными, с проседью, волосами; одежда монашеская. В руках икона Спасителя и хартия с его изречением: Христа и Бога моего иконе не престану выну покланятися» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 46). Описанное Фартусовым изображение является самым ранним в иконографии Н., чьи образы известны, как правило, в минейных циклах (дата неустойчива, в визант. памятниках встречаются варианты под 5-7 окт.). На миниатюре в Минологии имп. Василия II 1-й четв. XI в. (Vat. gr. 1613. Р. 94, под 6 окт.- в ряде случаев ошибочно атрибутируется как прп. Никита Мидикийский), ростовая фигура преподобного помещена в центре композиции, задником к-рой служит архитектурный фон с симметрично расположенными по сторонам стены колонками и 2 зданиями. Н. показан с выбеленными сединой кудрявыми волосами, клиновидной кудрявой средней длины бородой; он облачен в охристый хитон, темную серо-зеленую мантию, коричневую схиму (куколь лежит на плечах), с аналавом.

http://pravenc.ru/text/2565358.html

Прп. Авраам Затворник. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Ватиканская библиотека) Прп. Авраам Затворник. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Ватиканская библиотека) Известно житие А. З. и Марии на сир. языке; имеющееся там указание на то, что его автором был прп. Ефрем Сирин (посвятивший А. З. 15 гимнов), в наст. время ставится под сомнение. Сохранилась также греч. версия жития в обработке Симеона Метафраста . Согласно сир. житию, А. подвизался в Кидуне близ Эдессы; греч. житие называет селение, жителей к-рого крестил святой,- Тения в епископии Лампсака (Геллеспонт). Повесть об А. З., приписываемая св. Ефрему Сирину, переведена на слав. язык в Х в. в составе Паренесиса. Краткое житие святого переведено на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В 1-й пол. XIV в. оно было вновь переведено (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях . В XVI в. краткое житие и эта повесть помещены в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 120-121). Иконография А. изображается в ряду преподобных отцов старцем с длинной вьющейся бородой: на миниатюре Минология Василия II - представлен молящимся возле храма и источника (976-1025 гг. Vat. Gr. 1613. Р. 146); на мозаическом медальоне ц. Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XI в.,- поясное изображение; в настенном минологии ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.,- с воздетыми в молении руками ( орант ). «Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в. (Ч. 3. § 13. 21), описывает преподобного как старца «с большой остроконечной бородой». Ист.: BHG, N 5-8; BHL. T. 1. P. 3; ActaSS. Mart. 1668. T. 2. Col. 741-748; Bedjan. Acta. T. 6. P. 380-401; 465-499; Lamy Th. Acta Beati Abrahae Kidunaiae monachi aramaice//AnBoll. 1891. T. 10. Fasc. 1. P. 5-49 [сир. житие; рус. пер.: Пайкова А. В. Легенды и сказания в памятниках сирийской агиографии//ППС. 1990. Вып. 30 (93). С. 107-116]; PG. 115. Col. 43-77 [греч. житие]; S. Ephrem Syri Hymni et sermones/Ed. T. Y. Lamy. Malines (Mecheln), 1889. T. 3. P. XL-XLIII. Col. 749-836; T. 4. Col. 1-84; Gregorii Barhebraei Chronicon ecclesiasticum/Ed. J. B. Abbeloos et T. Lamy. Louvain, 1872. T. 1. P. 86; Chronicon Edessenum/Trad. T. Guidi. Chronicon ad A. D. 846 pertinens/Trad. J. B. Chabot. Chronicon Jacobi Edesseni/Trad. E. W. Brooks//CSCO. Ser. 3. Syr. T. 4. P. 5, 150, 219; SynCP. Col. 173-174; PL. 72. Col. 281-294; Hrotsuita. Comoedia, IV//PL. 118. Col. 1013-1028.

http://pravenc.ru/text/62878.html

В Римском мартирологе память Г. празднуется 4 окт. вместе с Криспом, начальником коринфской синагоги. Ист.: ActaSS. Oct. T. 2. P. 326-329; Schermann Th. Prophetarum vitae fabulosae, indices apostolorum discipulorumque Domini Dorotheo, Epiphanio, Hippolyto aliisque vindicate. Lpz., 1907. P. 122, 139; Dolbeau F. Une liste latine de disciples et d " apôtres traduite sur la recension grecque du Pseudo-Dorothée//AnBoll. 1990. T. 108. Fasc. 1-2. P. 65. Лит.: Собор св. 70 апостолов. Каз., 1907. С. 113-115; Tillemont. Mémoires. Vol. 1. P. 240; Petit L. Les évêques de Thessalonique//EO. 1901. Vol. 4. P. 138; Orbiso T. G. , de. Caio di Corinto//BiblSS. Vol. 3. Col. 651-652; Gillman J. Gaius//ABD. Vol. 2. P. 869. А. Е. Петров, О. В. Лосева Иконография Г. изображается человеком средних или преклонных лет с недлинной бородой, облачен в хитон и гиматий, в руках - свиток (или без него); в поздних памятниках представлен как епископ, с омофором, одетым поверх хитона и гиматия, обозначающих его апостольский чин. Единоличные изображения святого распространения не получили, как правило, изображается вместе с апостолами Патровом, Ермом, Лином, Филологом, чья память приходится на один день (5 нояб.), а также в композиции «Собор святых апостолов». В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота (нач. XVIII в.) представлено описание 2 апостолов с именем Гай, оба - старцы: один - «с длинною бородою», другой - «с остроконечною бородою» (Ч. 3. § 7. 23, 33). В иконописном подлиннике сводной редакции (Большаковский подлинник, XVIII в.) память Г. не указана. В Филимоновском сводном иконописном подлиннике (XVIII в.) - память под 5 нояб., описание под 4 янв. (празд. Собора 70 апостолов) в числе др. апостолов: «подобием сед, власы просты, брада аки Матфея Евангелиста и Иоанна Богослова, риза апостольская светло-зеленая, исподняя желтодикая, в омофоре, в руках книга». Изображения с апостолами Патровом, Ермом, Лином, Филологом: на миниатюре Ватиканского минология (Vat. gr. 1613 - под 4 нояб.); в греко-груз. рукописи XV в. (РНБ. O. I. 58 - под 5 нояб.; изображения Патрова и Г. перенесены на Л. 86, Ерма, Лина, Филолога - на Л. 85 об.) - все в рост, в хитоне и гиматии, в руках - свиток.

http://pravenc.ru/text/161431.html

Ист.: Boucherie A. Vita St. Euphrosynae secundum textum graecum primaevum//AnBoll. 1883. Vol. 2. P. 195-206; Vita S. Euphrosynes//PG. 114. Col. 305-322 [Житие, сост. Симеоном Метафрастом]; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 198-200; ЖСв. Сент. С. 497-510; Февр. С. 298. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 44; Bertocchi P. Eufrosina (Smaragdo)//BiblSS. Vol. 5. Col. 175-176; Sauget J.-M. Pafnuzio//Ibid. Vol. 10. Col. 25; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 157; Αγπιος Μοναχς. Βος τς σας Εφροσνης//Βιβλον καλομενον Παρδεισος. Θεσ., 1999. Σ. 129-139. А. Н. Крюкова Иконография Беседа прп. Пафнутия с дочерью прп. Ефросинией. Роспись Спасо-Преображенского собора Евфросиниева Спасо-Евфимиева мон-ря в Полоцке. Ок. 1161 г. Фото: В. Д. Сарабьянов Беседа прп. Пафнутия с дочерью прп. Ефросинией. Роспись Спасо-Преображенского собора Евфросиниева Спасо-Евфимиева мон-ря в Полоцке. Ок. 1161 г. Фото: В. Д. Сарабьянов Наиболее раннее из достоверных изображений отца прп. Евфросинии Александрийской, ушедшей в муж. мон-рь под именем Смарагд, сохранилось в Ватиканском Минологии имп. Василия II (Vat. gr. 1613. P. 402, 1-я четв. XI в.). П. с дочерью представлен под 15 февр. На странице с миниатюрой, посвященной П. и прп. Евфросинии, отсутствует текст. Святые стоят на фоне великолепной аркады со сдвоенными порфировыми колоннами, так что главу каждого венчает арка, а красный велум, перекинутый между арками, может служить и символом кровного родства. Святые облачены в монашеские одежды, причем глава прп. Евфросинии покрыта мафорием темного цвета. На П. песочного цвета туника и пурпурно-коричневая мантия с разделкой золотом. Отец прп. Евфросинии показан старцем с короткими, чуть вьющимися волосами и недлинной клиновидной бородой. Его правая рука поднята перед грудью, в левой зажат свиток. Как парные «портреты» образы П. и его дочери включены в минейные циклы серб. монастырских храмов - в нартексах Георгиевской ц. в Старо-Нагоричино (1317/18) и в Успенском мон-ре Грачаница (ок. 1320) рядом с полуфигурой свт. Феофана (вероятно, К-польского (пам. 11 окт.)). Образ святого написан в мучении: обнаженный до пояса старец привязан за поднятые вверх руки к дереву, у него короткие волосы и недлинная борода с прядями, закрученными вокруг подбородка; возможно, в этом образе соединились черты различных святых, носивших имя Пафнутий.

http://pravenc.ru/text/2579800.html

Было распространено мнение, что миниатюры всех 4 рукописей восходят к некоему общему прототипу. Минологий из Художественного музея Уолтерса большинство исследователей датировали годами правления имп. Михаила IV Пафлагона. Относительно времени создания рукописи из ГИМ и фрагментов из Музея Бенаки высказывались разные мнения. Сопоставив оформление минологиев из Балтимора и Москвы, С. Дер-Нерсесян сделала вывод об их принадлежности к разным комплектам иллюстрированных И. м. и датировала рукописи 1034-1041 гг. и кон. XI в. соответственно. Листы Минология из Афин исследовательница считала остатками 3-го иллюстрированного издания, также созданного в XI в. Миниатюры рукописи из ГИМ и фрагментов из Музея Бенаки, по мнению Дер-Нерсесян, были скопированы с несохранившегося образца Минология Василия II, поскольку в них существуют расхождения в иконографии с последним. Так, различаются миниатюры, иллюстрирующие Жития прп. Маруфа, еп. Месопотамского (ГИМ. Син. греч. 183. Л. 132, под 21 февр.; Vat. gr. 1613. P. 406, под 16 февр.), апостолов Архиппа, Филимона и мц. равноап. Апфии (ГИМ. Син. греч. 183. Л. 101, под 21 февр.; Vat. gr. 1613. P. 200, под 23 нояб.), мч. Дометия и иже с ним (ГИМ. Син. греч. 183. Л. 237, под 24 марта; Vat. gr. 1613. P. 89, под 4 окт.), мч. Хрисанфа и мц. Дарии Римских (Син. греч. 183. Л. 220, под 19 марта; Vat. gr. 1613. P. 118, под 17 окт.). Однако выявленные расхождения не настолько значительны, чтобы исключить возможность прямой зависимости миниатюр московской рукописи от ватиканской. Дни празднований в указанных случаях расходятся вплоть до нескольких месяцев. Вполне вероятно, что мастер московской рукописи все же использовал Минологий Василия II в качестве образца, но в некоторых случаях не нашел житий соответствующих святых (всего в Минологии Василия II 430 миниатюр) и проиллюстрировал жития И. м. на основании содержащихся в них сведений. Не исключено также, что существовал 2-й т. Минология Василия II с житиями на др. половину года, содержавший тексты и миниатюры, соответствовавшие иллюстрациям житий на март московского Минология. Среди известных иллюстрированных агиографических рукописей только в московском Минологии есть изображения святых на март (28 миниатюр; миниатюра с изображением мч. Кодрата утрачена, еще на 2 миниатюрах представлено перенесение мощей патриарха Никифора и Благовещение). Из миниатюр афинских фрагментов и Минология Василия II существенно отличается лишь миниатюра к Житию мч. Фемистоклея: в афинском фрагменте (Fol. 1) показано, как палач ведет святого на казнь, в Минологии Василия II (P. 262 - под 21 дек.) изображена сама казнь. Т. о., сопоставление сохранившихся миниатюр не позволяет окончательно подтвердить или опровергнуть гипотезу Дер-Нерсесян.

http://pravenc.ru/text/389515.html

В греч. иллюстрированных минологиях X-XIV вв. (Vat. gr. 1613. Fol. 73, 976-1025 гг.; Lond. Brit. Lib. Add. 11870. Fol. 231, кон. XI в.; Marc. 586. Fol. 287v, XI в.; Bodl. gr. th. F. 1. Fol. 11, 1327-1340 гг.) К. О. представлен в рост, старцем с седой бородой (круглой, окладистой, разделенной на пряди - в ватиканской рукописи, длинной и узкой - в рукописях из б-ки св. Марка и Бодлеянской б-ки), в монашеских одеждах, в молении (с поднятыми и широко разведенными руками - в Vat. gr. 1613 и Bodl. gr. th. F. 1; с раскрытыми ладонями на уровне груди - в Lond. Brit. Lib. Add. 11870), в руке держит крест (Marc. 586). В греко-груз. рукописи (т. н. Афонской книге образцов - РНБ. O. I. 58, кон. XV в.) К. О. изображен дважды: на л. 46 об. в медальоне погрудно, старцем с длинной клиновидной бородой, в лиловой мантии (без атрибутов); на л. 79 об. изображение К. О. ростовое, он в темно-коричневой мантии, светло-коричневом подряснике, с крестом в правой и со свитком в левой руке, волосы и борода седые. Образ К. О. часто встречается в визант. монументальном искусстве. Святой мог изображаться как среди преподобных (ц. Панагии Асину, 1105/06; Энклистра мон-ре прп. Неофита Затворника, 1183, и др.), так и отдельно стоящим (ц. Панагии Аракос, 1192; собор свт. Николая Чудотворца «тис Стегис», кон. XIII - нач. XIV в.) Некоторые вариации в иконографии К. О. предлагают настенные минологии Сербии (ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница, ок. 1320, вост. сторона сев.-вост. столба, 2-й ярус, над сценой «Усекновение главы мч. Дады»), Косова и Метохии (ц. Вознесения мон-ря Дечаны, окончена в 1348, средняя травея юж. стены центрального нефа, 2-й ярус), Македонии (ц. вмч. Димитрия в Марковом мон-ре близ Скопье, ок. 1376, юж. стена, около алтаря), Румынии (ц. Св. Троицы монастыря Козия в Валахии, ок. 1386, юж. сторона свода, 3-й ярус), Др. Руси (ц. Спаса Преображения на Ковалёве, Вел. Новгород, 1380, зап. притвор, регистр преподобных вместе со святыми Арсением Великим и Антонием Великим; ц. св. Симеона Богоприимца в Зверине мон-ре, Вел. Новгород, кон. 60-х - нач. 70-х гг. XV в., верхний регистр юж. люнета, месяцеслов на сент.) и Черногории (ц. свт. Николая Чудотворца в Пелинове, 1717-1718, юж. сторона свода). Напр., в Грачанице поясной фронтальный образ К. О. в позе оранта заключен в медальон; в Марковом мон-ре также поясное 3/4-ное изображение преподобного представлено внутри цветка растительной гирлянды; в новгородской ц. Спаса Преображения на Ковалёве К. О. показан в рост, в руке развернутый свиток с текстом: «Спящих муж крепко смущает тать д[у]шу».

http://pravenc.ru/text/1840209.html

Е. Е. Макаров Иконография В греч. Ерминии афонского иером. Дионисия Фурноаграфиота, составленной на основании работ худож. Мануила Панселина, в разд. «Как изображаются страдания мучеников каждого месяца всего года» о Н. сказано: «…с бородою едва показавшеюся, был усечен мечем» (Ерминия ДФ. С. 207; под 9 февр.). Описание облика Н. представлено в одном из ранних русских иконописных подлинников Новгородской редакции кон. XVI в., под 9 февр.: «Мученик Никифор, аки Дмитрей Селуньский. Риза лазорь, испод киноварь» (Иконописный подлинник Новгородской редакции по Софийскому списку кон. XVI в. М., 1873. С. 70; то же: Большаков . Подлинник иконописный. С. 71 - с добавлением: «...млад аки Димитрий Солунский»). Сходное описание имеется в происходящем из Палеха иконописном подлиннике сводной редакции нач. XVIII в.: «Подобием млад, аки Дмитрий Селунский, в двух ризах, верхняя лазоревая, исподняя киноварная. Сей простец муж сый, пострада в лето 5760» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 268). В изданном в 1910 г. пособии для иконописцев акад. В. Д. Фартусов иначе представил возраст святого: «Типом сириец, средних лет», а также на основании житийного повествования охарактеризовал Н. одним словом: «простосердечен» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 46). Образ святого устойчиво входит в минологии, в к-рых сохранился цикл на февр. (везде под 9 февр.). Один из ранних примеров изображения Н. представлен миниатюрой в Минологии имп. Василия II из Ватиканской б-ки со сценой мучения (Vat. gr. 1613. P. 387, К-поль, 1-я четв. XI в.): палач отсекает голову святому, чье тело пластом падает на землю; мученик показан средовеком с темными волосами и короткой бородой, на нем одно синего цвета платье. Иконография миниатюры в этой рукописи была повторена еще в одном Минологии к-польского происхождения - из собрания ГИМ (Син. греч. 183(376). Л. 32, 2-я четв. XI в.). В греко-груз. рукописи (Афонской книге образцов - РНБ. O.I.58. Л. 57, 99 об., кон. XV в.) изображение Н. на л. 99 об. ориентировано на сложившуюся в постиконоборческий период унифицированную иконографию мучеников: он представлен фронтально, в рост, средовеком, с темно-каштановыми, вьющимися волосами до плеч, с короткой округлой бородой; на святом красный гиматий с тавлионом, голубой хитон с орнаментированной полосой подола, в правой руке он держит символ страданий за Христа - крест.

http://pravenc.ru/text/2565472.html

Иконописный подлинник. С. 238. 42). В. Д. Фартусов в «Руководстве к писанию икон святых угодников Божиих» (1910) отметил следующее: «…типа греческого. О подобии его не сказано, но лучше его писать средних лет и со средней величины бородой, с проседью, в фелони и омофоре» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 136). Один из самых ранних образов Л. был представлен в росписи базилики Сан-Паоло-фуори-ле-Мура (440-461, утрачена во время пожара в 1823); погрудное изображение было помещено в медальоне на сев. стене центрального нефа, известно по рисунку в рукописи из Ватиканской б-ки (Vat. Barber. lat. 4407. Fol. 1). В росписи кон. XI в. Нижней церкви рим. базилики Сан-Клементе в центральном нефе на зап. стороне вост. опоры сохранилась нижняя часть сцены с изображением сщмч. Климента и его предшественников на Римской кафедре («Поставление сщмч. Климента в папы»). Слева от центральной фигуры сщмч. Климента, за ап. Петром, изображен в 3/4-ном развороте вправо Л. (идентификация возможна благодаря именам на полосе разгранки сцен), справа - папа Анаклет I. На Л.- белая туника, насыщенного синего цвета казула с узкой красной оторочкой, палий. В составе минейного цикла наиболее ранний дошедший до наст. времени пример изображения Л.- миниатюра в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 160; 1-я четв. XI в.). Святой представлен в рост, в одеждах, типичных для изображений апостолов,- в хитоне, гиматии, с омофором на плечах, в руке держит свиток (с ним - апостолы от 70 Филолог, Ерма, Патров и Гаий). Стоящим первым вместе с апостолами Филологом и Ермой Л. изображен в греко-груз. рукописи кон. XV в. (в т. н. Афонской книге образцов) (РНБ. O.I.58. Л. 86 об., под 5 нояб.; фигуры празднуемых в том же Соборе апостолов Патрова и Гаия перенесены на следующий лист). Л.- молодой муж с округлой, сужающейся книзу бородой; его фигура развернута вправо к 2 др. апостолам, обеими руками он держит закрытый свиток. Изображения Л. в минейных циклах в росписях храмов и на иконах не встречаются. В XIV в.

http://pravenc.ru/text/2110513.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание: Возможно Александр Римский. Полная фреска http://pravicon.com/image-35617. Подпись: Το μαρτριο το " Αγου Κνωνος χαι το μαρτριο το " Αγου Αλεξνδρου (Мученичество Агиос Кононос и мученичество Агиос Александрос) Файл 3609.jpg:   Размер: 873x1152, 1.01 MPix, 350 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (413) , (26) . Описание: [Сербия. Ок. 1350.] Мч. Александр. Фреска. Церковь Христа Пантократора. Дечани. Сербия (Косово). Около 1350 года. На самой фреске не написано, какой из Александров на ней изображен, поэтому в интернете на некоторых сайтах указано, что это Александр Солунский, на других же, что это Александр Римский. Но, поскольку, об Александре Римском известно, что он был воином, при отсутствии иных сведений логичнее предположить, что это именно его изображение. Файл 3611.jpg:   Размер: 503x1200, 0.6 MPix, 170 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (392) , (50) . Описание: Мерная икона(20,5Х52 см. Дерево, левкас, паволока, темпера, позолота.) Иконописная мастерская Екатерины Ильинской. http://www.icon-art.ru Файл 18607.jpg:   Размер: 434x1110, 0.48 MPix, 342 Kb. Дата: 2012-07-21, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (351) , (16) . Описание: Возможно Александр Римский. Полная фреска для фрагмента http://pravicon.com/image-3609. Подпись: Το μαρτριο το " Αγου Κνωνος χαι το μαρτριο το " Αγου Αλεξνδρου (Мученичество Агиос Кононос и мученичество Агиос Александрос) Файл 35617.jpg:   Размер: 618x420, 0.26 MPix, 124 Kb. Дата: 2021-10-13, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 2 (27) , (0) . Описание: Александр Римский, мч. Май 13 (26); Византия. Константинополь; X в.; памятник: Менологий Василия II (Ватиканский минологий; Vat. Gr. 1613); 28.5 x 36.5 см.; местонахождение: Италия. Рим. Ватикан. Апостолическая библиотека (Biblioteca Apostolica Vaticana) см. страницу Файл 35621.jpg:   Размер: 1772x1170, 2.07 MPix, 1312 Kb. Дата: 2021-10-27, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (26) , (0) .

http://pravicon.com/icon-1104-photo

Напр., в миниатюрах Евангелия из мон-ря вмц. Екатерины на Синае (Gr. 204) свободные позы и изящные пропорции фигур евангелистов, трактовка одежд, живая, иллюзионистическая манера личного письма полностью соответствуют классическому идеалу. Но прп. Петр Монемвасийский изображен на миниатюре как суровый аскет: монументальность, мощная тяжеловесность фигуры отшельника сочетается с тонко нюансированной классической манерой письма. В миниатюрах нек-рых др. рукописей этого времени, таких как Евангелие из мон-ря Дионисиат на Афоне (Dionys. 588), постепенно усиливается роль линии и геометрических форм, к-рые становятся более условными, чем раньше, и начинают диссонировать с плавной пластической моделировкой объема. Черты лиц персонажей приобретают более отвлеченный, отрешенный характер, передающий сосредоточенное молитвенное состояние. Перенесение мощей свт. Иоанна Златоуста в ц. св. Апостолов в К-поле. Миниатюра из Минология Василия II (Vat. gr. 1613. Fol. 985v) Перенесение мощей свт. Иоанна Златоуста в ц. св. Апостолов в К-поле. Миниатюра из Минология Василия II (Vat. gr. 1613. Fol. 985v) Все эти тенденции получают дальнейшее развитие в миниатюрах Минология из Ватиканской б-ки (Vat. gr.1613), созданного по заказу имп. Василия II (976-1025). Это древнейший из сохранившихся визант. иллюстрированных агиографических сборников. Минологий содержит 430 миниатюр, сопровождающих краткие жития святых на 1-ю половину церковного года. В миниатюрах рукописи отразились все основные тенденции живописи этой эпохи. Преобладает спокойный, гармоничный классический стиль; в ряде миниатюр, написанных в более живой и свободной иллюзионистической манере, заметна ориентация на образцы сер.- 3-й четв. X в. Однако в др. миниатюрах этой рукописи обнаруживается определенная близость к новым тенденциям в искусстве 2-й четв. XI в.: к суровому и отрешенному характеру образов, мощным, обобщенным и более абстрактным формам, к большей условности и графичности. В таких миниатюрах лики святых неестественно укрупнены, огромные глаза широко раскрыты, остановившиеся взгляды устремлены в бесконечность.

http://pravenc.ru/text/383977.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010