Священник Василий с своим отцом монахом Варлаамом и братом дьячком Никифором не только утверждали, что правая рука княгини Анны лежит на персех согбенна, аки благословящая, но и уверяли, будто святая чудесным образом засвидетельствовала истинность двоеперстия, – они распускали молву, будто персты руки ее были разгибаемы и сами собой учинилися согбены по-прежнему, при чем ссылались на одного из следователей, приезжавших в Катин в 1649-м году для свидетельствования мощей княгини, именно – Андрониевского архимандрита Сильвестра, будто именно он разгибал было персты княгини (это распускание сейчас указанной молвы об руке ясно показывает, в чем тут было дело). Так вот, желая уничтожить авторитет свидетельства в пользу двоеперстия от святых мощей, патр. Иоаким и прибег к такой решительной мере, чтобы самые мощи объявить за немощи и вообще уничтожить канонизацию княгини Анны. Случайным образом патриарх имел дело с такой частной канонизацией, против которой кроме своего действительного побуждения он мог указать и другие побуждения совершенно основательные. Что княгиня Анна была супруга вел. кн. Михаила Ярославича Анна, в монашестве София, это на самом деле представляется довольно сомнительным (она могла быть неизвестной княгиней именно Кашинской). Не знаем мы, какие нашлись несогласия и неприличия в чудесах, потому что этого не указывается, но совершенная правда, что в житии княгини были несходства с книгами летописными и степенными: по летописям вел. кн. Анна, супруга Михаила Ярославича, была дочь князя Дмитрия Борисовича Ростовского, а по житию – дочь славных Кашинских бояр; по летописям она скончалась в 1858-м году, а по житию-в 1337-м году, и т. д. Не совсем ясна для нас частнейшая история уничтожения патр, Иоакимом канонизации княгини Анны Кашинской. Сохранилось до настоящего времени прошение к дарю Феодору Алексеевичу помянутого священника Василия, сына монаха Варлаама, в котором он, испрашивая у государя дозволения освятить новопостроенный каменный Успенский собор с приделом преподобные благоверные княгини Анны, говорит, что царь Алексей Михайлович перенес мощи княгини из деревянного Успенского собора в каменный Воскресенский собор на время, пока на место деревянного Успенского собора будет построен каменный, – что этот каменный Успенский собор построен лет с 15-ть тому назад и больше, но все стоит не освященный, потому что царь Алексей Михайлович все сам было собирался приехать в Кашин на освящение церкви и к перенесению мощей на старое место, а без себя святить церкви не приказывал 373 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

«Радуйся, градов Твери и Кашина и всея земли нашея украшение» 100 лет со дня второго прославления благоверной княгини Анны Кашинской Крестный ход с мощами свт. Анны Кашинской 1909 г. Благоверная княгиня Анна Кашинская (ок. 1278 или 1280 года – 1368), супруга благоверного князя Михаила Тверского и правнучка благоверного князя Василия Ростовского, являет собой один из примеров женской святости, так любимый в русской агиографии . «Яко бо лоза плодовита посреде терния, процвела еси во граде Кашине твоими добродетельми», – поется в тропаре святой. 100 лет назад, в июне 1909 года, маленький Кашин, известный своей красивейшей природой и благочестием горожан, воздвигнувших 25 церквей, два собора и три монастыря, готовился встретить до 100 тысяч богомольцев, спешивших сюда со всей России большими и малыми крестными ходами. «Крестные ходы не просто процессия, не прогулка с иконами и другими предметами церковного обихода; это “движущаяся церковь”… с благочестивою целью шествующая, – читаем мы в жизнеописании святой, составленном русской писательницей Татьяной Ивановной Манухиной, супругой врача-терапевта И.И. Манухина, происходившего из известной семьи кашинских купцов-благотворителей. – Собор верующих одной или нескольких церквей (иногда целой области или города) не просто шел со своими святынями – иконами, крестами, хоругвями, а сопровождал их на праздник. Не иконы Спаса, Богоматери, Николая Чудотворца, благоверного князя Михаила Тверского или преподобного Макария Калязинского перемещались в Кашин из Твери и Калязина на 12 июня, а Всемилостивый Спас, Богоматерь и любимые святые в своих иконных изображениях вместе с народом следовали на увенчание славою святой Анны. Крестный ход тем и отличается от самой торжественной, самой блистательной гражданской процессии, что в нем совершается тайнодействие веры; только оно делало невозможное возможным: тысячи, десятки тысяч богомольцев в зной или дождь, страдая от жары или промокнув до костей, шли десятки верст, шагая по грязи или в облаках пыли, с пением церковных песнопений, неся тяжеловесные хоругви, огромные кресты, большие и малые драгоценные иконы, окружая духовенство в облачении, хоругвеносцев в соответствующих торжеству кафтанах… Когда крестный ход шел на праздник столь великий, как прославление святого, он шел не с пустыми руками, а нес кроме святынь еще и дары-подарки: иконы, покровы, хоругви, лампады…

http://pravoslavie.ru/31112.html

Архив Пн Патриаршее поздравление архиепископу Тверскому Виктору с 70-летием со дня рождения 21 сентября 2010 г. 11:00 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил архиепископа Тверского и Кашинского Виктора с 70-летием со дня рождения. Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Виктору, архиепископу Тверскому и Кашинскому Ваше Высокопреосвященство! Сердечно поздравляю Вас со знаменательной датой — 70-летием со дня рождения. Промыслом Божиим Ваш жизненный путь неразрывно связан с Церковью, где Вы на протяжении многих лет своими трудами свидетельствуете о Христе Спасителе и Его учении. В прошлом Господь судил нести Вам различные церковные послушания. Будучи епархиальным секретарем и ближайшим помощником известного архипастыря митрополита Калининского и Кашинского Алексия (Коноплева), Вы ревностно трудились на ниве Христовой, дабы принести добрый плод. Сердцеведец Господь призрел на усердие Ваше, и вот уже более двух десятков лет Вы управляете Тверской епархией . За минувшее время в ее жизни произошли разительные перемены: восстановлены многие храмы и монастыри, открыты воскресные школы, осуществляется миссионерское, просветительское и социальное служение, налажено конструктивное сотрудничество со светскими властями, деятелями науки, образования и искусства. В этом я имел возможность убедиться, совершая Первосвятительскую поездку по Тверской земле летом сего года. Хотел бы особо отметить Ваше неизменное стремление к объединению всех духовных и творческих сил епархии для совместных трудов во славу Святой Церкви. Во внимание к усердному служению и в связи с 70-летием со дня рождения полагаю справедливым удостоить Вас ордена святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, II степени. Молитвенно желаю Вам всесильной помощи Божией в Ваших дальнейших архипастырских трудах, доброго здравия и духовной радости на многая и благая лета. С любовью о Господе +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830). Св. Николая Постникова исп., пресвитера (1931); сщмч. Василия Малинина пресвитера (1938); мч. Иоанна Чернова (1939). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXVI, 21 – XXVII, 9 . На веч.: Быт. IX, 18 – X, 1 . Притч. XII, 23 – XIII, 9 . Утреня совершается только по Триоди. Рядовая служба Минеи поется на повечерии. На 1-м часе поклонение Кресту. На часах и изобразительных кондак «Не ктому пламенное оружие...». Начиная с этого дня до Великой Среды на всех литургиях Преждеосвященных Даров добавляется ектения о «готовящихся ко Святому Просвещению» (Крещению). 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/1279660.ht...

Из наместников Калязина монастыря; отсюда произведен в архимандрита кашинского Дмитровского монастыря. 75. Игум. Анатолий Смирнове (с 1869) Из строителей кашинского Дмитровского монастыря. VI.Bлaдehuя монастыря до 1764 года В первое время по основании, монастырь находился под особым милостивым попечением владельцев местности, бояр Нелединских; но вскоре обильно потекли в него пожертвования вотчинами от удельных князей, бояр и других лиц. Сын вел. кн. Василия Темного Андрей Большой, владевший в 1461 –1491 годах Угличем и Бежецким – Верхом, пожаловал монастырю деревни: Костычево, Нави, Коробово, Мокрявицы, Пикалово, с лесами, лугами и всякими угодьями. Боярин Василий Андреевич Нелединский в 1500 году дал село Саидово, деревни: Загорье, Куншино, Бревенник, Зорино и пустошь Начижилин. Сын вел. кн. Иоанна III Симеон Иоаннович, владевший Калугою, Козельском и Бежецким Верхом, (ум. в 1518 г.) пожаловал монастырю село Преображенье Спасово да Живоначальныя Троицы на Холму и деревни: Анисимово, Чермное, Мокрени, Бортницы, Нивы, Замошье, Григорово, Овсевеково, Погорелец, Бабино, Фролово, Полежаево, Погорелку, Боровское, Почечуиху, Власово, Мыченку, Осинки, Жуково, Красное, Пустошку, Погорелку, Муравьево, Доръ, Медведково, Раменье, Рычманово, Ям, и Черную. 73 В 1562 году Ульяна Федоровна, Семенова жена Бутурлина, дала в переславском уезде, в замыцком стану, в Раменье, деревни: Твердилово, Марково, Четряково, Полятино, Старое, Суходолово, да пустошь Дор со всем тем, что к тем деревням и пустошам принадлежало исстари «иуды из тех деревень и из пустошей плуг и топор и коса ходила...» 74 Благодаря сохранившимся приходорасходным тетрадкам начала 1560 -х годов, мы имеем возможность сделать некоторое обозрение того, чем владел монастырь спустя сто лет после его основания и какие получал доходы от вотчины. Вотчина разделена была на 5 сох 75 . 1) Соха Заболоцкая, ней 423/4 выти. 76 К ней принадлежали 32 деревни, из коих известны ныне: Турков починок, Афанасово, Рычманово, Брагино и др. 2) Соха Коробовская, в ней 40 вытей, – деревень 25: Костычево, Глунцово, Коробово, Раменье, Нива и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Постепенно село расширилось, наблюдался прирост населения, чему способствовало удобное транспортное сообщение, связавшее две столицы по Савёловской и Рыбинско-Бологовской железным дорогам. На лето сюда приезжало много отдыхающих. Манило их сюда скорее красота здешних мест, самобытность и умиротворённость сельского пейзажа с его величавыми храмами. К сожалению, не все храмы сохранились до наших дней: по сей день действующей считается церковь Николая Чудотворца (Никольский храм присёлка Грачи), которая стала главной духовной святыней кесовогорской земли после того, как в 1929 году, во время воинствующего атеизма, старейшая и красивейшая церковь Рождества Иоанна Предтечи (1798) была закрыта и приспособлена под клуб. От церкви Спаса Преображения присёлка Разсудово сохранилось отдельное строение, мало напоминающее храм. В Кесовой Горе присёлка Никольский, что в Грачах, существовали изначально две деревянные церкви: Никольская и Покровская, сгоревшие в ночь с 15 на 16 июня 1778 года от удара молнии. После трагического события прихожане вместе с настоятелем изъявили желание построить на месте двух сгоревших церквей одну каменную. В 1778 году на приходском сходе было решено, что на период строительства каменного храма духовная жизнь в присёлке Грачи не должна замереть. А для этого требовалось перевезти и поставить временную ветхую церквушку из села Дёмшино, предназначенную по ветхости для растопки печей в Кашинском Клобукове монастыре. Сохранилось прошение Архиепископу Тверскому и Кашинскому Арсению от священников присёлка Никольского, что в Грачах, в котором сказано: " ... по которому Указу Епархии вашего преосвященства Кашинского уезда села Дёмшина упразднённая ветхая деревянная церковь нами во означенный приселок перевезена и на место згоревшей Николая Чудотворца поставлена и с теми иконами и прочим церковным благолепием украшена... того ради ваше преосвященство... просим... на время... поставленную ветхую деревянную церковь благословить... Июля 13 дня 1779 годъ " . На что 31 августа 1779 года от Архиепископа Тверского и Кашинского священнику села Кесовы Горы Ивану Стефанову послано благословение на освящение. Тем не менеее, каменный храм постепенно строился, и уже 1 октября 1786 года священником Иваном Стефановым был освящён главный престол во имя святителя Николая Чудотворца в новом каменном храме присёлка Никольский, что в Грачах. 2 октября 1788 года освящён придел в тёплой трапезной части храма - в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Позже была отстроена четырёхъярусная колокольня в стиле барокко. В 1799 году строительство церкви во имя святителя Николая Чудотворца полностью завершено, длившееся 20 лет. В 1807 году имело место устройство новых иконостасов и замена ветхих образов в недавно отстроенном храме. В 1848 году составлена опись имущества Никольской церкви, что в Грачах. В этом же году устроен и освящён третий придел во имя Трёх Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста в трапезной части храма.

http://sobory.ru/article/?object=06089

(7) Василий. Во 2-м издании Истории Рос. Иерархии о нем сказано то же, что и в 1-м. Но в летописях, по Никон. списку III. 217, древн. 1775 г. I. 230, также у Карамзина Ист. Рос. Госуд. IV, пр. 397 хиротония его означена не под летом 1360, a 1361 (6869) «того же лета преосвященный Алексей митрополит всея Руси пойде в Тверь и постави Василия игумена Спасского в епископы в Тверь». Этот Спасский Загородский монастырь находятся в Твери Ист. Рос. Иерарх. IV. 128. В обеих тех летописях под летом 1366 (6874) сказано: «в Твери бысть розмирье князю Василию Михайловичу, да князю Еремею с братаничем князем Михаилом Александровичем про удел князя Семена Константиновича. И того же лета по митрополичью благословению и повелению судил их владыка Василий и отвратил князя Михаила Александровича». Там же, под летом 1367 (6875) «Князь Василий Михайлович и сын его Михайло и князь Еремей приставом митрополичим позвали в Москву на суд пред митрополита владыку Василия, что их судил в уделе княже Семенов не по правде. И тако на Москве про тот суд владыце Василью сотворися протор велик. Князь же Василий со всею Кашинскою силою приехаша во Тверь, и к городу ратью ходиша, привели с собою в Московскую рать, градов не вземше, возвратишася назад, извоеваша точию власти и села, а рать Московская и Волоцкая извоеваша села Тверския на сей стороне Волги, церковныя волости св. Спаса, епископия Тверския поплениша вся и пожгоша». «Месяца октября в 27 день, князь Михайло тверский прииде из Литвы с ратию и пошел к Кашину, и сретоша его послы от князя Василия Михайловича и от владыки их Василия Тверского в Андреевском селе; и тако мир сотвори в том месте». Под летом 1369 (6877): «Князь Михайло Васильевич Тверской ездил на Москву к митрополиту Алексею на своего Василия владыку тверского жаловатися». В обеих тех летописях под летом 6881 сказано: «то еже зимы преставися Василий, епископ Тверский». (8) Евфимий Вислен, Вислин. Хиротонию его в 1374 году марта 9-го утверждают: Карамзин. Ист. Рос. Госуд. V, примеч.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/t...

Жизнь русского князя на севере и юге в описываемое время мало чем разнилась от жизни прежних русских князей. Замечаем, что княжие имена выходят из употребления; князья обыкновенно называются именами, взятыми из греческих святцев; из старых славянских имен употребляются такие, которые принадлежали святым прославленным князьям, каковы: Владимир, Борис, Глеб, Всеволод. В потомстве Константина Всеволодовича встречаем только одного Мстислава; в потомстве Ярослава Всеволодовича находим одного Ярослава и одного Святослава; чаще встречаем княжие имена в областях, принадлежавших к старой Руси, Смоленской, Рязанской, Черниговской. Но если вышло из обычая давать князьям славянские языческие имена, то сохранялся обычай давать по два имени, хотя оба были взяты из греческих святцев; так, известно, что сын Василия Темного имел два имени – Иоанн и Тимофей, из которых употреблялось только одно первое. Восприемниками при крещении князей встречаем духовные лица: так, владыка новгородский Василий ездил во Псков крестить сына (Михаила) у князя Александра Михайловича тверского; митрополит Алексий крестил князя Ивана Борисовича нижегородского; у Димитрия Донского сына Юрия крестил св. Сергий Радонежский; у князя Василия Михайловича кашинского крестил сына Димитрия троицкий игумен Никон, преемник св. Сергия, вместе с бабкою новорожденного, великою княгинею Евдокиею; у Василия Васильевича Темного крестил сына (Иоанна) троицкий же игумен Зиновий. На княжеские крестины бывали большие съезды, приезжали князья-родственники с женами, братьями, детьми и боярами. Обряд пострига сохранялся. Касательно воспитания князей встречаем одно известие, что князь Михаил Александрович тверской ездил в Новгород к крестному отцу своему, владыке Василию, учиться у него грамоте; молодому князю было тогда семь лет. Между боярами княжескими упоминаются дядьки. Женились князья в первый раз от четырнадцатилетнего до двадцатилетнего возраста; как и прежде, свадьбы сопровождались богатыми пирами; как видно, венчались князья в том городе, где княжил отец невесты, у которого был первый пир, а потом все родные и гости пировали у женихова отца; так, Глеб Васильевич, князь ростовский, женил сына Михаила на дочери ярославского князя Федора Ростиславича, и венчание происходило у последнего в Ярославле, куда приехал отец женихов и много других князей и бояр; потом женихов отец задал большой пир в Ярославле же, почтил свата своего, князя Федора Ростиславича, и всех гостей – князей, бояр и слуг, брачные пиры назывались кашею.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

И они, подумав и поверив его словам, а еще больше словам святителей, сказали про себя: «Если сей пожелает один княжить, то прибавит тем зло ко злу, если же и нас захочет убить, то пусть будет воля Господня». И пошли к Москве, полагаясь на крестное его целование и надеясь получить от него обещанное им. А он и в уме не держал такого обещания, и не убоялся крестного целования, и не устыдился святительских слов, и не вспомянул сказанного: «Что за польза в том, чтобы приобрести весь мир, погубив (при этом) душу». И когда те дети великого князя Василия пришли (к нему), то он, схватив их, как незлобивых младенцев, послал в тот же преждеупомянутый город Углич в заточение. И возжелал быть один самодержцем, не ведая того, что Бог кому хочет дать власть, тому и дает. А Бог им и нечто лучшее уготовал. В 6954 (1446) году схватили и послали великого князя Василия вместе с княгинею и детьми из прежденазванного города Углича в еще худшее заточение, губительное для всех людей, а именно – в город Вологду, стоящий неподалеку от Студеного моря. И там ему повелели жить. И в ту же зиму князь Дмитрий послал посла своего к великому князю Борису Александровичу, говоря так: «Случилось, брат, в нашей земле, что брат наш, великий князь Василий, принес татарам целование, что отдаст им твою отчину, великое княжение тверское, и наши отчины тоже. И мы, обсудив это со своими братьями и со всей землею, схватили великого князя Василия. И о том возвещаем тебе, чтобы и ты помогал нам защищать христиан, а также и свою отчину». И великий князь Борис Александрович тотчас же послал своего воеводу князя Андрея Дмитриевича, наказав ему разузнать истину о великом князе Василии, а сам проливал слезы. И, вдохновлен милостью Спасителя Бога, пожелал вступиться за своего брата, великого князя Василия, и поступил так, как (некогда) Ярослав. И в ту же зиму послал великий князь Борис в Вологду наместника своего кашинского, князя Феодора Шуйского, за своим братом, за великим князем Василием. И сказал свое слово вслух, обращаясь ко всем людям: «Да будет вам ведомо, на то, конечно, воля Божия, но хотим мы в единстве быть: Борис и Василий, Василий и Борис».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вопрос о создателях первого канона был поднят во время следствия 1677 г. Один из наиболее активных инициаторов прославления княгини Анны священник Василий-младший показал: «А на обретение мощей ея тропарь и канон писал поп Иван Наумов, будучи священником в том же городе Кашине у церкви великомученицы Парасковии, а с ним писал кашинец посацкой человек Семен Осипов сын Сухоруков при ево, попове Васильеве, отце, попе Василии же. И тои, де, отец ево, поп Василий, как тот канон писал, тут был з братом ево, Васильевым, а с своим сыном Никифором Поповым. А по какому и по чиему указу или по челобитью отца ево, Васильева, попа Василья протопоп Иван тот канон писал, он про то не ведает, а ведает, де, про то отец ево Василей да брат Никифор, и ныне, де, оне в живых, а протопоп Иван и кашинец Семен умре» (РНБ, собр. Погодина, 1608, л. 7 об. – 8. Здесь и далее материалы следственного дела и соборное определение цитируются по копии, принадлежавшей участнику собора 1677 г. архимандриту московского Чудова монастыря Павлу, см. владельческую запись по нижнему полю на л. 1,2, 3, 4:5). И по свидетельству отца Василия-младшего священника Василия-Варлаама, «на обретение мощей княгине Анне тропарь, и кондак, и канон слогали и писали Кашина города бывшей воскресенской протопоп Иван Наумов да кашинец посацкой человек Семен Сухорукого. И протопоп Иван да Семен Сухорукова померли» (РНБ, собр. Погодина, 1608, л. 15). Эти показания подтвердил и второй сын Василия-Варлаама: «Февраля того же числа (12. – С. С.) старцов Варламов сын Никифор в допросе сказал: канон на обретение мощей благоверные и великие княгини Анны, и тропарь, и кондак слагали и писали города Кашина Пятницкой поп Иван Наумов, что после того был в Кашине ж протопопом в Воскресенском соборе, да кашинец посацкой человеке. Семен, Осипов сын, Сухорукого, и ныне их в живых нет» (Там же, л. 15 об. – 16). О кашинском происхождении канона свидетельствует и упоминание Кашина как «нашего града»: «граду нашему Кашину утвержение» (Икос после третьей песни канонов).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Смутное начало Василиева княжения предвещало бедствия Государственные России, еще опустошаемой тою язвою, которую мы описали в истории отца его и которая с Троицына дни возобновилась 1426 г. в Москве, завезенная туда из Ливонии через Псков, Новгород и Тверь, где в один год скончались Князь Иоанн Михайлович, сын Иоаннов Александр и внук Юрий Александрович, княжив месяц. Брат Юриев, Борис, сел на Тверском престоле, отдав племяннику, Иоанну Юрьевичу, город Зубцов и взяв под стражу дядю своего, Василия Михайловича Кашинского. В Москве преставились дядя великого Князя Петр Димитриевич и три сына Владимира Храброго, Андрей, Ярослав и Василий. В Торжке, Волоке, Дмитрове и в других городах умерло множество людей. Отличным знаком сей новой язвы был синий или багровый пузырь на теле: синий предзнаменовал неизбежную смерть в третий день, а багровый выгнивал, и недужные оставались живы. Летописец говорит, что с сего времени, как некогда с Ноева потопа, век человеческий сократился в России и предки наши сделались щедушнее, слабее; что в разных местах были страшные явления; что от великой засухи (в 1430 году) воды истощились; земля, боры горели; люди среди густых облаков дыма не могли видеть друг друга; звери, птицы и рыбы в реках умирали; везде голод и болезни свирепствовали. Одним словом, последние годы Василия Димитриевича и первые сына его составляют печальнейшую эпоху нашей Истории в XV веке. Язва возобновлялась еще во Пскове и в Москве около 1442 и 1448 года. Неприятели внешние также беспокоили Россию. Корыстолюбивый Витовт, не боясь малолетнего Василия, (в 1426 году) приступил к Опочке, городу Псковскому, с войском многочисленным, в коем были даже Богемцы, Волохи и дружина Хана Татарского, Махмета. Жители употребили хитрость: сделали тонкий мост перед городскими воротами, укрепив его одними веревками и набив под ним, в глубоком рве, множество острых кольев; а сами укрылись за стенами. Неприятели, не видя никого, вообразили, что крепость пуста, и толпами бросились на мост: тогда граждане подрезали веревки.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010