Издание А, л. 97 44 fin. И егда проклятием его оусше смоковница яже проклят оусше, отвещав же господь. И егда проклятием его оусше смоковница ученицы же дивишася яже проклятием его оусше смоковница отвещав же господь. На стр. 197 ad fin. о. Кузнецов винит в пользовании источником (слова взяты из Похвалы свв. Симеону и Савве) списателя жития. Между тем в ошибке виновен лишь писец Чудов. рукописи. 45,5 Именем бесы изженут А, 97 об. именем моим бесы ижденут. Издания стр. 37, строка 29: не достоит бо такова светильника забвение (А. в забвение) положити. Опечаток и недосмотров в изданиях о. Кузнецова очень много. Сопоставление изданий с теми рукописями, по которым они сделаны (для жития Василия блаженного Чудов. б-ки 317 и для сказаний об Иоанне Синод. б-ки 850), убеждает нас в полной ненаучности изданий. Достаточно взять по одной только странице из сказаний о том и другом подвижнике, чтобы видеть обилие ошибок печатного текста. —453— 34 стр. – первая полная страница жития Василия блаженного Рукопись Чуд. б-ки , 317 1–2 строка: исхожением исхождением 6 – трем божество трем божеством 9 – и единстве и единствене 10 – собьственно собьствено 18 – божественный божественый 22 – служители служителя 29 – воздвиже воздвиже 32 – деньница именуема деньница заутра восиявающи за светлость деньница именуема 35 – добродетели добродетелеи 40 – ведев Надо отметить, что в «важнейших опечатках» на конце книги не указано ни одной опечатки к 34 стр., следовательно, все указанные 11 ошибок против рукописи остались для автора незамеченными. Поразительную небрежность в обращении с текстом издаваемого автором полного жития Василия блаженного легко подметить, даже не сверяя его с рукописями. Стоит только внимательно сопоставить текст, целиком приводимый в издании (38–75), с тем текстом, который по частям и конечно с сокращениями дается в «Разборе и замечаниях» (177–220): одни и те же слова рукописи передаются по-разному, при чем наблюдаются ошибки то в полном тексте жития, то в отрывках, а то и там и здесь.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

— Кадашевский храм сейчас переживает такое же варварское отношение к себе, как в свое время пережили Храм Василия Блаженного и Храм Христа Спасителя. Можно ли провести параллели между нынешней ситуацией в Кадашевском храме и судьбами этих храмов? — Храм Василия Блаженного, имеющий выдающееся значение, был поставлен Иваном Грозным в память о победе над Казанью. Известно, что в 30- годы храм Василия Блаженного хотели разобрать  и продать в Америку. И это грозило храму, который воспринимается всем миром как один из национальных русских символов! Храм Христа Спасителя это памятник в честь победы над Наполеоном. Но его разрушили коммунисты и восстановленный памятник — новодел. Такие здания ЮНЕСКО не считает памятниками, потому что у них прервана связь с исторической средой. Храм в Кадашах был построен напротив Кремля и внесен специалистами в заповедную зону Кремля. Строить здесь что-то современное это разрушение заповедной зоны и есть признак «цивилизованной дикости». Современный варвар и дикарь обладает особыми свойствами, которые отличают его от первобытных дикарей: он цивилизован, —  то есть знает иностранные языки,  умеет пользоваться компьютером, носит костюм и очень хорошо считает деньги. Но, тем не менее, это дикарь, именно потому, что взаимодействие общества и человека как личности ему не понятно. Ему не понятно, что такое история, что такое прошлое и что такое будущее. Он сосредоточен сам на себе. Это и есть цивилизованная дикость. Эти люди невежественны, они не знают истории, они не думают о прошлом, и не думают о будущем, они думают только о себе и о своих деньгах. Культура всегда исторична, а отсутствие культуры есть признак варварства. Это мы видим в тех, кто ломает старую Москву. Разрушения памятников совершенно нет в Европе. И в Азии гораздо более привязаны к своим корням, чем мы. Это современный русский феномен – цивилизованное варварство. В течение советского времени это явление нарастало, но в конце советского периода стало легче, потому что, в противостоянии с Западом, коммунисты все больше обращались к историческим корням своей страны. Демократическая же революция 90-х снова все смешала и на поверхность вышли люди, некоторые из которых были не менее злы, чем люди, совершившие революцию 1917 года. Они точно также как и те враждебны к культуре. При этом интересно, что им нужно строить именно в историческом центре Москвы, хотя вокруг Москвы огромное количество пустующих земель – строй что хочешь и сколько хочешь.  Но нужно перестроить именно историческую часть…

http://pravmir.ru/vechnost-v-kamne-ili-p...

– Всё, что принадлежит твоим предкам, будет твоим, и ты будешь их наследником. После этих слов блаженный предал душу свою в руки Божии. От тела его весь город наполнился благоуханием и множество жителей города стеклось на его погребение. Открылось умилительное зрелище. Царь и князья до святого храма сами несли на плечах своих тело блаженного, епископы и священники со всем причтом, прославляя его, пели псалмы и церковные песнопения, а народ со слезами восклицал, говоря: – Преблаженный Василие! молись усердно Христу Богу нашему за город наш Москву и за все русские города и селения, за христолюбивого царя нашего, его благочестивую царицу и за благородных детей их, а воинству его будь пособником в победе и одолении супостатов. Участвуя в погребении блаженного, царь с царицею проливали из очей своих радостные и скорбные слезы, – радостные потому, что в такой кончине святого они видели доказательство его совершенства и причтения его к лику святых, а скорбные – потому, что лишились такого доблестного подвижника. И уже тогда многие от прикосновения к святым мощам блаженного получали исцеление. Преосвященный митрополит Макарий с священным собором, воспевши над телом святого псалмы и погребальные песнопения, с почестями похоронили его во 2 день месяца августа 1552 года 4963 . Всего жития его было 88 лет, из которых 72 года он провел в юродстве. Господь прославил блаженного чудесами и после смерти его, в 1588 году. Богу нашему слава ныне, всегда и вечно. Тропарь, глас 8: Житие твое, Василие, неложное, и чистота нескверна, Христа ради тело твое изнурил еси постом и бдением, и мразом, и теплотою солнечною, и слотою, и дождевным облаком, и просветися лице твое яко солнце: и ныне приходят к тебе российстии народи, цари же и князи, и вси людие, прославляюще святое твое успение. Тем Христа Бога моли, да избавит ны от варварскаго пленения, и междоусобныя брани, и мир мирови подаст, и душам нашим велию милость. Кондак, глас 4: Духом Божиим водим, преблаженне Василие, оттряс еси мирский мятеж, и жития треволнения возгнушался еси, и совлекся одеяний тленных, и облекся в ризу безстрастия, убежал еси ловления льстиваго миродержца, и был еси странен во твоем языце, и паче земнаго богатства избрав богатство небесное, увязлся еси венцев терпения. И ныне, преблаженне Василие, моли Христа Бога о творящих святую память твою, да зовем ти: радуйся, преблаженне Василие.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Пахомию Ангелом и что этот устав, начертанный на медных досках, сохранялся у учеников Пахомия и после его смерти. Но этот устав по своему содержанию весьма краток, так что необходимо требовалось со стороны Пахомия дополнить его и присоединить к нему новые правила. В полном своем виде устав св. Пахомия не сохранился до нас 11 . Более подробное изложение его находится у блаженного Иеронима, переведенное с греческого на латинский язык 12 . У Палладия 13  и Созомена 14  есть также краткое известие об этом уставе. По предположению профессора Казанского, дошедший до нас в разных собраниях устав св. Пахомия в полном своем составе не принадлежит ему, но дополнен его учениками. Но что именно позднее прибавлено к его уставу, это, по мнению Казанского, нет никакой возможности указать 15 . Рассматривая с внешней стороны этот устав, мы видим, что он изложен без всякой системы, без всякого определенного распределения правил по тем или другим вопросам. Ни один вопрос в нем не решается обстоятельно в одном каком-нибудь месте, а по частям — в различных местах. За правилом, касающимся молитвы, следует другое какое-нибудь правило, относящееся, например, к ручным занятиям, затем опять идет правило о молитве, далее относительно одежды или о том, как нужно вести себя во время общих собраний, и т. д. Кстати заметим, что и в уставе Василия Великого также нет строгой последовательности в постановке вопросов и определенного плана, хотя в сравнении с уставом св. Пахомия он обладает большой систематичностью. Как мы выше заметили, устав Василия Великого состоит из трех частей: из «Правил, пространно изложенных», «Правил, кратко изложенных» и «Подвижнических уставов подвизающимся в общежитии и в отшельничестве». Все эти части состоят из вопросов и ответов на них и служат как бы добавлением друг к другу. Некоторые из вопросов, помещенных в одной части, повторяются также и в других частях, и притом большинство из них стоит без всякой связи друг с другом. Обратимся теперь к сравнению уставов Василия Великого и св.

http://azbyka.ru/ustav-inocheskoj-zhizni...

Относительно чудес Василия Блаженного замечания автора ограничиваются, по его словам, одною внешнею формою изложения записей (стр. 243). Но этого, конечно, недостаточно. Надо было разобрать сюжеты сказаний и подыскать к ним параллели. Некоторые, по крайней мере, параллели напрашиваются сами собой. «Егда в нощех тайно хождаше по святым церквам на молитву, ему же и самая церковная врата, идеже прихождаше, отверзахуся» (стр. 74). Подобный рассказ читается в житии Даниила Переяславского «Повесть чюдна, юже поведа Данил» (нашего издания Жития Даниила М. 1908 г., стр. 67–69). В одном чуде блаженного Василия трясавица является больному в виде «жены злообразной» (стр. 68). Это заставляло бы о. Кузнецова войти в рассмотрение народных представлений о лихорадках, между тем он ограничивается кратким замечанием о народном веровании в трясавиц, дочерей Ирода (стр. 254). Рассказ жития особого состава о том, как юродивый предсказал смерть купцу, заказывавшему сапоги (стр. 79–80), стоит в связи с целым рядом сказаний о неиспо- —466— ведимых судьбах Божиих (Пономарев, Памятники древнерусской церковной учит. литературы II, 198–199. ср. 209–217. Афанасьев, Поэтические воззрения, III, стр. 56–57). Чудо наказания смертью обманщика, притворившегося мертвым, чтобы воспользоваться шубой, подаренной Василию Блаженному (стр. 84 ср. 95–96), очень напоминает подобный рассказ из жития Григория Неокесарийского , который также наказал смертью еврея, притворившегося мертвым (Творения Григория Нисского в русск. переводе, ч. VIII, стр. 176–178). Разбор прижизненных чудес блаженного Василия, передающих о его борьбе с бесами, в которой подвижник «мудрейшим юродством прехитрил диавола» (стр. 141), о. Кузнецов заканчивает замечанием, что «для интересующихся нашей старинной демонологией эти рассказы представляют особенный интерес (стр. 307). Из книги решительно не видно, чтобы сам автор принадлежал к интересующимся демонологией, хотя работа обязывала его к этому. Рассказ о том, как блаженный целовал углы дома, в котором слышал шумное веселье, потому что ангелы удалялись из дома «сидят на углах сих унылии и посуплении», и сгонял камнями бесов с углов домов благочестивых христиан (стр. 85–86), покоится на древнерусском представлении, что каждому христианину дано два ангела – добрый и злой, – представлении, которое воспитано восточной письменностью и встречается в глубокой древности (Пандекты Антиоха, Поучение духовника исповедающимся – Р. И. Б. VI, 120–121 стбб.).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Старец Варнава Старый из скита Святого Василия Великого на Святой Горе Афонской Часть 1 Монах Андрей Святогорец Афонский монах Одним из величайших старцев и делателей умной молитвы, учителем как духовного ведения, так и этой молитвы, был старец Варнава Старый, уже переселившийся в жизнь вечную, происходивший из Айвали , а согласно другим сведениям – из Богазии (Малая Азия) . Сей блаженный старец явился в наши последние времена подобно сладкому сиянию, которое вспыхнуло на мгновение, осветило те мрачные времена, а затем погасло и исчезло. Жил сей благословенный отец 70 лет тому назад и был игуменом, неложным путеводителем и наставником деятельной и созерцательной добродетели в скиту Святого Василия. В «Лавсаике», «Евергетиносе» и «Патерике» мы читаем о временах блаженных авв Египта, Фиваиды, Тавенисси и иных мест и восхищаемся жительством этих достопамятных отцов и добродетелями, украшавшими их душу. Восхищаемся мы любовью и единомыслием, царившими между ними, тем уважением и почтением, которые они питали друг к другу, их добровольной нищетой и полным отказом от потребного для жизни. Аскетизм и соревнование монахов между собой в воздержании, безмолвии, молитве и бдении доходили до того, что нам трудно поверить, чтобы в те времена мог найтись такой человек, который не ревновал бы об этой блаженной и ангельской жизни отцов пустыни, скитов Нитрийской горы и иных мест. Взирая на победы, подвиги и борения тогдашних монахов, изложенные в различных писаниях, мы задаемся вопросом: а существуют ли в эти лютые времена, в которые мы живем, отцы, преуспевшие в добродетели, проводящие жительство, подобное этим древним монахам и аскетам? На поставленный вопрос нам отвечает в том числе и блаженный старец Варнава – своим деланием, добродетельной жизнью и оставленным нам примером. Как достопамятные отцы взращивали древо добродетели, принесшее монашеству и всему миру примеры духовной брани, благости, подвига и чистой жизни, так же и сей блаженный старец Варнава светлым примером своей жизни, любовью ко всем и целой вереницей добродетелей стал для своих сподвижников из скита Святого Василия Великого образцом для подражания в духовных борениях и испытаниях монашеской жизни тех времен.

http://pravoslavie.ru/124894.html

Этому вопросу он посвящает почти всю третью и пятую книги «Опровержения на защитительную речь злочестивого Евномия» и отводит значительное место в сочинении «О Святом Духе». Раскрывает он его настолько ясно и точно, что не может быть никакого сомнения, каково его учение в этом отношении, – настолько обстоятельно, что его сочинения должны были иметь решающее значение в глазах еретиков-духоборцев. Другой важный пункт в учении Василия Великого о Святом Духе – это вопрос о ипостасности Духа, как отрицательный путь, ведущий к подтверждению его главного положения. Этот вопрос раскрыт у Василия Великого с не меньшею ясностью, чем и первый, хотя и далеко не так полно и обстоятельно. При решении этих главных вопросов Василий Великий естественно должен был затронуть и действительно затронул и некоторые второстепенные 374 вопросы: вопрос как о способе происхождения Духа, так и о Его отношении по бытию к Отцу и Сыну. Первый из них еще отличается значительною ясностию и точностью. Что же касается второго, то в раскрытии его Василием Великим мы не замечаем ни той полноты и обстоятельности, какую видели в вопросе о единосущии, ни даже ясности и точности в формулировке его. Впрочем, этой последней не встречается вообще у отцов IV века при решении ими вопроса об отношении Духа Святого по бытию к Отцу и Сыну. Впервые мы находим ее только у отца V века блаженного Феодорита Кирского , который с не подлежащею никоим сомнениям и перетолкованиям определенностью отрицал совершенно посредническое участие Сына в получении Духом бытия, единственным виновником Духа считал Отца, отношение же Духа к Сыну называл именем сосуществования (συνν) и сопутствия (παρομαρτον) 375 . Но несмотря на отсутствие этой точности в формулировке, давшее повод к спорам и разногласиям, мы чрез снесение различных мест из сочинений Василия можем с несомненностью сказать – что и сделали, – как Он учил об отношении Духа Святого по получению Им бытия к Отцу и Сыну. Сочинение это не все посвящено вопросу о Святом Духе, а только незначительный конец книги II и почти сполна книги III и V.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Сказания о прижизненных чудесах В. Б., являющиеся отличительной чертой разновидности жития особого состава, известны по спискам 41 из собр. Кузнецова и по списку Покровского собора 1803 г. (обе рукописи утрачены, известны по публикациям Кузнецова). Описание прижизненных чудес В. Б. было создано не ранее 2-й пол. XVII в., тогда же оно было скомпилировано с отрывками из полного и сокращенного житий. В более ранних рукописях описаны только посмертные чудеса блаженного; в житии полной редакции упомянуто, что «житие его Бог прослави и чудесы, паче же по преставлении неизреченными чюдесы больным целитель, печалным оутешение» (Житие. С. 55). Поздние памятники, посвященные В. Б., стремятся к детализации в описании жизни святого, источником к-рой являются московские предания. Св. Василий Блаженный прощается с родителями. Миниатюра из жития Василия Блаженного. Нач. XIX в. (ГИМ. Муз. 32. Л. 107 об.) Св. Василий Блаженный прощается с родителями. Миниатюра из жития Василия Блаженного. Нач. XIX в. (ГИМ. Муз. 32. Л. 107 об.) Сведения о В. Б. содержатся также в «Новом летописце», Пискаревском летописце, ряде кратких рус. летописцев XVII-XVIII вв., в записках Дж. Флетчера «О государстве Русском». Житие О времени рождения святого точных сведений нет. В наиболее древнем житии полной редакции об этом не говорится, равно как и о возрасте, в каком скончался блаженный. Святцы (М., 1646), отразившиеся в сокращенном житии и не подтверждающиеся более ранними списками полного жития, сообщают о преставлении В. Б. в 7060 (1552) г. в 88-летнем возрасте. Основываясь на этом сообщении, нек-рые летописи XVII в. (РГБ. Ф. 256. 262 и ГИМ. Муз. собр. 733) помещают сведения о рождении святого под 6972 (1464) г. (в первой ошибочно указан 6672). Принимая во внимание указание Святцев 1646 г. и кратких летописцев XVII в. о том, что В. Б. скончался в возрасте 88 или 94 лет, и считая наиболее вероятным годом кончины святого 1557-й (сообщение полного жития), можно предположить, что блаженный родился в 1468 или в 1462 г. Кроме того, если допустить, вслед за Кузнецовым, что 1-е янв.- день тезоименитства блаженного - был днем его Крещения, то рождение святого пришлось на конец года.

http://pravenc.ru/text/150789.html

Подлинно надобны пост и молитва против начинающегося и угрожающего бедствия. Но если сказать о сем, и не послушают: то не больше ли еще будем достойны гнева, нежели теперь? Л., говорят, имеет припадок невоздержания, в котором не владеет собою. Пусть идет с миром мимо нас. Рукопись покажите издателям творений с. Отец, и предоставьте их усмотрению, взять ее или не взять. Простите, что о решетке долго не дано ответа. Тюк с описными книгами, в котором была о сем записка, долго не раскрыт был, то по недосугу, то по немощи. Сентября 21-го 1846. 536 К Преподобному Отцу нашему Сергию путешествует преосвященный архиепископ Курский 62 . Примите его, о. наместник, в моих келиях, споспешествуйте ему молиться и видеть лавру, упокойте и угостите, и напутствуйте с. иконою от лавры и настоятеля. Сентября 23-го 1846. 537 Благословение и благодатный покров Господень да осеняет вас, о. наместник, и обители, и братию. Несколько жаль, что дело трапезной церкви длится более, нежели предполагали. Если бы это можно было предвидеть, то лучше бы заняться одною настоящею церковию, а трапезу оставить, как была, до будущего лета. Я думал, что по окончании картин на своде трапезы, леса можно вынести; а после для работ по стенам употребить малые подмостки. Нельзя ли сего достигнуть и не оставлять ее загороженною на всю зиму? Князь Сергий Михайлович утешен, видев заведения лавры, и много вас благодарит, и умножает свою к вам любовь. Один богомолец сказал мне: как хорошо служат молебен у Василия Блаженного! Не протяжно, а внимательно и внятно. И с каким вниманием причетник кладет вериги блаженного на богомольца, не показывая ни торопливости ни отягощения при многократном повторении того же! Я спросил: а в лавре? И оказалось, что богомолец менее был там удовлетворен, хотя у Василия Блаженного служащих меньше, и им бывает нужнее спешить в свою семью, нежели монашествующим в свою келью. Не дать ли каждому гробовому помощника, и разделить день между двумя? Хотелось бы рассудить с вами о сем не письменно, а словесно лицом к лицу. Но октябрь не самое благонадежное время для путешествия; а у меня и дома простуда есть. Молитесь о моей немощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Первым очнулся Кузя. С отчаянным визгом он бросился бежать и ракетой взлетел на верхушку высокой сосны. Бородачи вылезли из автомашины и подошли ко мне. — Кто таков? — спросил чернобородый. — Я мальчик, — ответил я. — Чей ты человек? — допытывался рыжебородый. — Говорю же вам: я мальчик, а не человек. Чернобородый внимательно осмотрел меня со всех сторон, потом пощупал мою трикотажную майку, удивлённо покрутил головой и переглянулся с рыжебородым. — Чудной какой-то, — сказал он со вздохом, — и рубаха вроде… заморская… Так чей же ты, паря, будешь? — Русским языком вам сказал: я мальчик, ученик. — Пойдёшь с нами, — приказал рыжебородый. — Покажем тебя самому царю. Видать, ты из блаженных, а он блаженных любит. Нет, эти бородачи — чудаки! Какого-то ещё царя выкопали, о каких-то блаженных твердят. Я знал только одного из блаженных — храм Василия Блаженного. Такая была фамилия строителя храма. Но при чём тут я? — Вы что, историю не читали? — спросил я бородачей. — Какому царю вы собираетесь меня показывать? Царей давно нет. Последнего русского царя ещё в семнадцатом году ликвидировали… как класс, — добавил я, чтобы им было понятней, этим неучам. Бородачам моё выступление явно не понравилось. Они нахмурились и подошли ещё ближе. — Воровские слова говоришь? — грозно надвигался чернобородый. — Крути ему руки! Рыжий быстро развязал свой кушак, стянул мне за спиной руки и бросил меня в автомашину. Не успел я и пикнуть, как она взревела и сорвалась с места. Сквозь пыль мелькнула голова Кузи, который бежал следом и что-то отчаянно вопил. Я расслышал только одно слово: «География!» Всё ясно. Кузя просил меня вызвать Географию, а я считал, что дела наши не так уж плохи. Ещё можно повременить. Бородачи везли меня, наверно, по очень плохой дороге. Машину подбрасывало, трясло и качало. Конечно, это был не асфальт. Послышался колокольный звон. Я поднял голову и увидел храм Василия Блаженного. Тут же мне дали по уху, и я нырнул на дно. Автомашина подкатила к большому старинному дому. Меня долго вели по крутым узким лестничкам. Затем мне развязали руки и втолкнули в большую комнату со сводчатым потолком. Вдоль стен вместо стульев стояли широкие дубовые лавки. Середину комнаты занимал большой стол, покрытый тяжёлой красной скатертью. На нём, кроме телефона, ничего не было.

http://azbyka.ru/fiction/v-strane-nevyuc...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010