I. Во имя св. бл. Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца (Празд. 2 Августа). Построен в 1588 г. царем Феодором Иоанновичем. В этом храме пред иконостасом сзади правого клироса почивают под спудом мощи блаженного. Над местом, где лежат мощи, под деревянною резною золоченою сеныо устроено медное высеребренное надгробие (прежняя серебряная, вызолоченная, рака, устроенная в 1588 г. царем Феодором Иоанновичем и украшенная жемчугом и дрогоценными камнями, в 1612 г. была поляками ободрана). Храм неоднократно поновлялся (см. выше). В 1772 г. алтарь его за ветхостью перестроен. В 1812 году этот храм был обращен французами в конюшни; по изгнании неприятелей был освящен 1 декабря 1812 года. Иконостас (теперешний) устроен в 1896 году, (см. рис. 24) при чём написаны вновь все иконы, за исключением местных: Смоленской Божией Матери (по левую сторону царских дверей и св. бл. Василия по правом клиросе – сбоку) (см. рис. 28). Кроме этих икон еще замечательны: три в малом иконостасе близ левого клироса: (см. рис. 25) а) в середине особо чтимая чудотворная икона Покрова Пресвятого Богородицы, писанная на кипарисной доске (размер иконы 1 3 / 4 х 5 1 / 4 арш.) и обложенная серебряной вызолоченной ризой с жемчугом; перед нею служится много молебнов, по субботам поется молебен с акафистом, с нею соборный причт выходит на встречу идущим из Спасских ворот крестным ходам. б) Слева этой иконы тоже чтимый образ Василия Блаженного (размером 1 арш. х 7 верш.), очень древний, клейма кругом его нового письма; на этой иконе прежде бл. Василий был изображен без опоясания, совершенным «ногоходцем» 15 ; опоясание написано после 16 . Справа в) икона св. Троицы, (размере иконы 13/4 х 1 арш. 6 верш.), по мнению некоторых, современная икона Св. Троицы в Троице – Сергиевой Лавре (сзади иконы св. Василия на правом клиросе есть ход наружу из храма). По правую сторону сени над надгробием Василия Блаженного чтимая икона св. Николая; пред нею в особом поставце в ковчегах части мощей: трех святителей – Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустог о; святого Николая чудотворца; св. благоверного князя Александра Невского и преподобного Александра Свирского и три креста с мощами некоторых других святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf Блаженный Василий родился в декабре 1468 г. 1 близ Москвы «от отца Иакова и матере Анны 2 в царствующем граде Москве у Пречистый Богородицы Владимирский на Елохове» 3 . Кто были родители Блаженного, Житие умалчивает. В летописи XVII в. упоминается, что святой Василий был сыном простых родителей 4 . Об отрочестве Блаженного сохранились скудные сведения, имеющиеся только в одном списке Жития XIX в. В нем говорится: «Егда доспе возраста того ж в нем же обычно отроку навыкати научитися рукоделию, грамоте бо не учися, но отдан бысть родительми рукоделию сапожному, и зело то ремесло добре извыче» 5 . Во время учения Блаженного Василия его мастеру пришлось быть свидетелем одного чудесного случая, когда он понял, что ученик его – не обыкновенный человек. Некий купец, рассказывает Житие, привез на стругах (баржах) в Москву хлеб и зашел в мастерскую заказать сапоги, прося сделать сапоги крепко, чтобы он мог носить их целый год. Блаженный Василий посмотрел на купца, усмехнулся и сказал: «Господине, сошьем тебе сапоги такие, что и не износишь их», – и при этих словах прослезился. На недоуменный вопрос своего мастера ученик объяснил, что заказчик не обует сапоги, так как вскоре умрет. Мастер не поверил словам Блаженного, но когда через несколько дней понес сапоги купцу на его струги, то увидел множество народа, пришедшего на погребение купца, и тогда вспомнил пророческие слова своего ученика и «зело удивися и ужасеся». С того времени он начал почитать Блаженного Василия. И. М. Снегирев записал в XIX в. устное предание о Блаженном Василии, согласно которому, мастер, к которому был отдан в учение Блаженный, проживал в самой Москве, в Китай-городе, близ Кремля . Этих сведений нет в других источниках. Большинство житий обходят молчанием весь период жизни Блаженного до подвижничества, ограничиваясь кратким замечанием, что святой, оставив отеческий дом, пришел в Москву и здесь начал свой подвиг юродства. Большинство летописных и агиографических источников указывают, что Блаженному тогда было шестнадцать лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Житие святого Василия Великого. 1-го января Святой Василий Великий , архиепископ Кесарии Каппадокийской, родился около 329 года по Р. X. в Кесарии, столице Каппадокии, от благочестивых, благородных, знаменитых и богатых родителей – Василия, родом из Понта, и Емилии. «Василий посвящен был Богу, говорит Григорий, Богослов 1 с младенчества от утробы матерней». Первые лета детства своего провел он под надзором и руководством благочестивой своей бабки, св. Макрины, родом из Неокесарии и благочестивых своих родителей и воспитан ими в вере, благочестии и других науках. «Я воспитан, пишет о себе Василий 2 , своею бабкою, блаженною женою. Говорю о знаменитой Макрине, от которой заучил я изречения блаженного Григория 3 , сохранившиеся до нее по преемству памяти, кои и сама она соблюдала, и во мне еще с малолетства напечатлевала, образуя меня учением благочестия. Понятие о Боге, которое приобрел я с детства от блаженной матери своей и бабки, возрастало во мне с раскрытием разума». «Первый возраст Василиев, говорит св. Григорий Богослов , сверстник, друг и сподвижник св. Василия 4 , под руководством великого отца, в лице которого Понт имел общего наставника добродетели, повит был пеленами и образован в лучшее и чистейшее создание. Под сим-то руководством чудный Василий обучается делу и слову, которые в нем возрастают вместе и содействуют одно другому. И как благодетельно было для Василия, что он дома имел образец добродетели, на который взирая, скоро стал совершенным!» «Когда же довольно приобрел он дома учености, а между тем надобно было, чтобы не ускользнуло от него ничто хорошее, и чтобы ему ни в чем не отстать от трудолюбивой пчелы, которая со всякого цветка собирает самое полезное, поспешает он в Кесарию для поступления в тамошние училища». Здесь он познакомился с св. Григорием Назианзеном , который подобно ему искал в Кесарии просвещения, «В короткое время Василий приобрел славу у всех – и у простолюдинов и у знатных, не по летам своим показывая знания, а еще больше степенность и постоянство. Он был ритор среди риторов, философ между философами, и что всего важнее – священник между христианами прежде принятия священства. Главным занятием Василия было любомудрие, т. е. отрешение от мира, пребывание в Боге, стремление чрез земные преимущества и чрез преходящее и тленное приобрести нетленное и вечное. Из Кесарии Самим Богом и прекрасною жаждою знаний Василий приведен в Византию – город первенствующий на востоке, потому что он славился лучшими ораторами и философами, от которых при естественной своей остроте и даровитости, в короткое время Василий собрал все отличнейшее; – из Византии в Афины, обитель наук, где ожидали его с обширными и великими надеждами, потому что имя его еще до прибытия повторялось в устах у многих.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Ермолино. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Карта и ближайшие объекты В начале XVII столетия впервые упоминается церковь в селе Ермолино: «деревянная клетцки…». В 1692 г. «на старом церковном месте построена новая церковь», также деревянная. Нынешний кирпичный храм во имя святителя Николая был заложен в 1814 г.; трапезная часть с приделом во имя святого Василия Блаженного была освящена 1 октября 1821 г. Строительство церкви завершилось к 1827 г., в 1830 г. храм был полностью освящен, тогда же возведена белокаменная ограда вокруг него. С 1892 по 1929 гг. настоятелем церкви был священник Владимир Нарский, расстрелянный в 1938 г. на Бутовском полигоне. Храм не закрывался. В настоящее время он имеет помимо главного Никольского алтаря два придела: во имя святого Василия Блаженного и преподобного Нила Столобенского. Храмовой святыней является список Ченстоховской иконы Божией Матери, принесенный монахинями женского Красностокского монастыря, пришедшими в годы гонений из западной Белоруссии в Подмосковье во главе со священномучеником Ярославом (Савицким). Днем празднования данного образа по традиции является первое воскресенье после праздника Покрова Божией Матери. Приделы: блаж. Василия Московского, прп. Нила Столобенского (28 декабря, 4 января, 29 сентября, 1 июня). ermolino.org В начале XVII в. в селе была деревянная церковь Святителя Николая с приделом Василия Блаженного, " построенная клецки " (клетью, как изба). В 1627 г. две трети села принадлежали боярину, князю Алексею Юрьевичу Сицкому (ум. 1644), начальнику приказа Казанского дворца, в 1634 г. женившемуся на дочери спасителя Отечества князя Дмитрия Пожарского, княжне Евдокии Дмитриевне, и треть села - боярину, князю Андрею Васильевичу Сицкому по прозвищу Жухлай (ум. 1629), его сыновья Юрий и Андрей стали последними в роду князей Сицких. В селе " два двора боярских, двор приказчика, двор конюшенный, двор скотный, 2 двора людей деловых и 5 дворов крестьян " . В 1646 г. половина села пожалована боярину Никите Ивановичу Романову (ум. 1654), начавшему службу в 1644 г. чашником, в 1646 г. он боярин. Популярный в народе, он в 1648 г. остановил восстание против Б. Морозова и Траханиотова, к нему присылали челобитные из разных городов с просьбами о заступничестве. Во время Польского похода 1654 г. он находился при государе и умер в пути. Другой половиной владел Григорий Васильевич Львов - с 1637 по 1643 гг. дьяк Посольского приказа и Новгородской чети, в 1638 г. дьяк Печатного приказа, 1 сентября 1643 г. пожалован в думные дьяки и оставлен управлять Посольским приказом (и справлял должность до своей смерти в 1646 г.)

http://sobory.ru/article/?object=06559

Святой Василий Блаженный был сыном благочестивых родителей – поселянин. Имя отца его было Иаков, а матери Анна. Звание и происхождение Василия не обещали ему в будущем ничего, кроме бедности, какую несли его родители. Василий скоро отдан был в учение в одному сапожному мастеру, живущему в ближнем посаде Москвы. Покорный воле родителей и прилежный ученик был понятлив и усердно занимался работой. Наследовав от родителей своих благочестие и добрые качества, он скоро почувствовал в себе призвание к духовной жизни и начал труды свои соединять с молитвой, богомыслием и другими духовными подвигами, так что скоро сделался сосудом благодати Божией, которая озаряла и подкрепляла его в подвигах духовного жития. Святой Василий ещё с ранних лет удостоился дара прозорливости, которая в первый раз открылась в нём при следующем случае: однажды, когда заметили Василия смеющимся и спросили его о причине смеха, то он отвечал: «мне странным показалось, что посадский человек заказал шить сапоги на несколько лет, тогда как он умрёт в завтрашний день». Предсказание Василия сбылось на самом деле. В скором времени блаженный Василий оставил своё мастерство и даже родителей, надел на себя тяжкие вериги и начал юродствовать; жил на улицах, площадях, ежедневно ходил в церковь на богослужение; ночи проводил в неусыпной молитве, зимой и летом ходил босым, терпел нищету и всякого рода лишения. Такую жизнь святой Василий проводил до самой своей кончины. Любовь и уважение народа к блаженному Василию, внушаемая его благочестивыми подвигами, открывали ему невозбранный доступ к самому царю. Наслышавшись о подвижнической жизни святого Василия, царь Иоанн Васильевич Грозный однажды призвал его в себе во дворец и велел поднести ему чарку вина. Блаженный, приняв её вылил в растворённое окно; царь приказал налить ему другую, и святой Василий сделал тоже. Тогда царь с гневом спросил юродивого: «зачем он так бесчестно поступает с государевым жалованием?». «Тушу пожар в Новгороде», отвечал Блаженный. Вскоре весть о пожаре в Новгороде оправдала слова святого Василия. Святой Василий Блаженный был великим молитвенником пред Богом и своими молитвами неоднократно избавлял Москву от грядущего гнева Божия. Так, в 1521 году, когда подступили в к Москве татары и грозили ей опустошением, тогда святой Василий пламенно молился подле Успенского собора, в храме слышан был шум, виднелся летящий там пламень, раздался голос от чудотворной Владимирской иконы Богоматери, обличавший москвитян в беззакониях, но тёплая слёзная молитва юродивого усиливалась. Шум вскоре умолк и пламень угас. Это было предвестием спасения Москвы и всея России от нашествия татар. Незадолго до своей кончины святой Василий впал в тяжкую болезнь и царь Иоанн Васильевич неоднократно посещал его пред смертью. Святой Василий скончался на 88 году своей жизни, в 1552 году, августа 2 дня 80 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Мытарства: свидетельство блаженной Феодоры Сегодня, в день памяти преподобной Феодоры Цареградской (X в.), крайне полезно вспомнить о тех мытарствах, которые её душа прошла после смерти. Святая Феодора, по смерти мужа проводившая жизнь в воздержании и целомудрии, стала ближайшим помощником одного из самых замечательных святых X века — преподобного Василия Нового (память 26 марта/8 апреля). По свидетельству современников, «она всех с любовью принимала, всех утешала своими кроткими речами, была милостива, христолюбива и целомудренна, а также исполнена духовной премудрости». После ее смерти Григорий, один из учеников святого Василия и составитель его жития, захотел узнать, в каком месте находится душа блаженной, и по молитвам духовного отца получил ответ в сонном видении. Он увидел Феодору «в светлой обители, ... небесною славою озаренной и неизреченных благ исполненной». Григорий спросил Феодору, что она претерпела при разлучении души от тела, что видела по кончине и как миновала мытарства. И Феодора рассказала ему следующее: Мытарства Феодоры. Фрагмент иконы — Чадо Григорий! О страшной вещи спрашиваешь ты меня, о которой даже ужасно и вспоминать. Видела я лица, которые никогда не видала ни раньше ни после, слышала речения, которых никогда не слыхала до того. И что я расскажу тебе? Тогда предо мною предстало все то лютое и греховное из дел моих, о чем я позабыла было, но, молитвами и помощью отца нашего, преподобного Василия, все это не было вменено мне и не удержало меня от входа в эту обитель. И что я скажу тебе, чадо, о болезни телесной, о жесточайших страданиях, которые претерпевают умирающие? Подобно тому, как если кто-нибудь брошенный в сильный пламень, горя, как бы истаевает и обращается в пепел, так и болезнь смертная разрушает человека. Воистину люта смерть для подобных мне грешников, ибо истину говорю тебе, что и я была делательницею грешных дел, праведных же дел своих я совершенно не помню. Когда я приблизилась к концу жизни моей, и настал час разлучения души от тела, увидела я множество эфиопов , стоявших вокруг одра моего; лица их были черные, как сажа и смола, очи горели как угли огненные, и весь вид их был столь же страшен, как вид огненной геенны.

http://pravoslavie.ru/89578.html

Ольга Барановская: «Отец спас около 90 церквей» 24 июня 2010 скончалась Ольга Петровна Барановская — она была единственной дочерью архитектора-реставратора Петра Дмитриевича Барановского, спасшего, рискуя жизнью храм Василия Блаженного на Красной площади в 30-е гг., восстановивший и сохранивший для нас десятки не менее значимых памятников архитектуры и культуры России. 25 июня, 2010 24 июня 2010 скончалась Ольга Петровна Барановская — она была единственной дочерью архитектора-реставратора Петра Дмитриевича Барановского, спасшего, рискуя жизнью храм Василия Блаженного на Красной площади в 30-е гг., восстановивший и сохранивший для нас десятки не менее значимых памятников архитектуры и культуры России. 24 июня 2010 скончалась Ольга Петровна Барановская — она была единственной дочерью архитектора-реставратора Петра Дмитриевича Барановского , спасшего, рискуя жизнью храм Василия Блаженного на Красной площади в 30-е гг., восстановивший и сохранивший для нас десятки не менее значимых памятников архитектуры и культуры России. Ольга Петровна многое сделала для сохранения памяти Барановского. Она вместе с учениками и единомышленниками Петра Барановского создала Фонд Барановского, который ведет большую работу по пропаганде и изучению памятников русской национальной архитектуры. Перед кончиной Петр Барановский передал свои уникальные архивы в Музей архитектуры им. А.В. Щусева (ныне МУАР). В них содержатся обмеры, описания и фотографии сотен сохраненных им и утраченных памятников русской культуры и архитектуры. Многие годы Ольга Петровна билась о бюрократические стены равнодушия для того, чтобы к этим ценностям получили доступ исследователи. Благодаря ее стараниям вышли в свет тома документов «Соловецкий монастырь» и «Болдино» – это основание для изучения и научной реставрации этих памятников. Неопубликованными остаются Москва и Ярославль, Смоленск и Грузия, Александрова Слобода и Коломенское – и многие другие коллекции, храмы и дворцы которых Барановский изучал и реставрировал.

http://pravmir.ru/olga-baranovskaya-otec...

Писатель Евгений Водолазкин: «Каждый из нас повторяет историю Адама» В романе «Лавр» использованы десятки житий, в том числе юродивых: Василия Блаженного, Ксении Блаженной, Николы Кочанова. 24 декабря, 2013 В романе «Лавр» использованы десятки житий, в том числе юродивых: Василия Блаженного, Ксении Блаженной, Николы Кочанова. Лауреат «Большой книги» раскрывает тайну своего героя Обладателем главной российской литературной премии «Большая книга» за 2013 год стал писатель и учёный Евгений Водолазкин. Его роман «Лавр» написан в жанре жития. О том, как создавалась книга, рассказывает её автор — доктор филологических наук, специалист по древнерусской литературе. Святой не тот, кто безгрешен — В основе романа больше вымысла или фактов? — Я старался не выдумывать, а обращаться к реальным людям и событиям, с ними связанным. В «Лавре» использованы десятки житий, в том числе юродивых: Василия Блаженного, Ксении Блаженной, Николы Кочанова. Одна из историй, которая легла в основу романа, произошла уже в недавние дни. Владыка Антоний Сурожский рассказал её в одной из проповедей. К нему на исповедь пришёл бывший белый офицер, который во время боя случайно убил свою жену. Он каялся, и грех отпустили, но прошли уже десятки лет, а легче ему не становилось. Тогда владыка Антоний сказал: «Вы всё время просили прощения у Бога, хотя Ему вы ничего не сделали. Может быть, попросите прощения у своей жены?» Через пару недель офицер вернулся: «Я попросил у неё прощения, и она меня услышала». Мой роман — это внутренняя беседа героя с его возлюбленной. Во многом по его вине она гибнет, и он кладёт жизнь на то, чтобы искупить свой грех. Так Ксения Блаженная после смерти мужа облачилась в его одежды, отзывалась только на его имя и говорила, что он жив, а Ксения умерла. — Какие жития произвели наибольшее впечатление лично на вас? — Меня потряс в своё время сюжет жития Варлаама Керетского. Будучи священником, он заподозрил жену в неверности и, как в житии сказано, «по дьявольскому изволению» убил её. Осознав свой грех, он выкопал её тело, положил в лодку и в этой лодке плавал с телом жены, пока оно не истлело. А дело было на Белом море.

http://pravmir.ru/pisatel-evgenij-vodola...

Серпухов. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Карта и ближайшие объекты Троицкая церковь построена в 1670 году. Музеефицирована и открыта в 1987 году. В храме устроен придел во имя Боголюбской иконы Божией Матери. Троицкая церковь типологически принадлежит к московским посадским храмам второй половины XVII в. Бесстолпный двусветный четверик храма, перекрытый лотковым сводом, увенчан пятью миниатюрными главами на тонких шеях. Поздняя четырехскатная кровля, по всей видимости, скрывает несколько ярусов кокошников, один из которых опоясывает верх четверика. Фасады храма украшают пучки угловых колонок и характерные для московского зодчества оконные наличники с килевидными очельями. В 1714 г. в трапезной был освящён придел во имя св. Василия Блаженного. В середине XIX века перестроены апсида и трапезная с добавлением придела во имя Боголюбской иконы Божией Матери. С западной стороны к зданию примыкает стройная шатровая колокольня на квадратном основании, стилистически и хронологически единая с церковью. Построена до 1714 г. Известно, что в 1714 г. освящался придел Василия Блаженного, а сама церковь к этому времени уже существовала. Церковь построена в стиле московских посадских храмов XVII века. Бесстолпный двусветный четверик храма, перекрытый лотковым сводом, увенчан пятью миниатюрными главами на тонких шеях. Поздняя четырехскатная кровля, по всей видимости, скрывает несколько ярусов кокошников, один из которых опоясывает верх четверика. Фасады храма украшают пучки угловых колонок и характерные для московского зодчества оконные наличники с килевидными очельями. В 1714 г. в трапезной был освящен придел во имя св. Василия Блаженного. В середине XIX в. перестроены апсида и трапезная с добавлением придела во имя Боголюбской иконы Божией Матери. С западной стороны к зданию примыкает стройная шатровая колокольня на квадратном основании, стилистически и хронологически единая с церковью. Храм бездействовал с 1930-х гг. Священник Троицкой церкви протоиерей Иоанн Калин арестован в 1937 г.

http://sobory.ru/article/?object=00304

К блаженному Амфилохию из 27 главы книги святого Василия о Святом Духе Правило 91 Василия Великого Из сохраненных в церкви догматов и проповеданий, некоторыя мы имеем от письменнаго наставления: а некоторые прияли от апостольского предания, по преемству в тайне, и те и другие имеют едину и ту же силу для благочестия. И сему не воспрекословит никто, хотя мало сведущий в установлениях церковных. Ибо аще предприимем отвергати неписанные обычаи, аки не великую имеющие силу: то неприметно повредим евангелию в главных предметах, или паче сократим проповедь в единое имя без самыя вещи. Например, прежде всего упомяну о первом и самом общем, чтобы уповающие на имя Господа нашего Иисуса Христа знаменались образом креста, кто учил сему писанием? К востоку обращаться в молитве, какое писание нас научило? Слова призывания при приложении хлеба евхаристии и чаши благословения, кто из святых оставил нам письменно? Ибо мы не довольствуемся теми словами, о коих упомянул апостол или евангелие, но и прежде и после оных произносим и другия, как имеющие великую силу в таинстве, приняв их от неписаннаго учения. Благословляем такожде и воду крещения и елей помазания, еще же и самаго крещаемаго, по какому писанию? не по преданию ли, умалчиваемому и тайному? И что еще? самому помазыванию елеем, какое писанное слово научило? Откуда и троекратное погружение человека? и прочее бывающее при крещении, отрицаться сатаны и аггелов его, из какого взято писания? Не из сего ли необнародываемаго и неизрекаемаго учения, которое отцы наши сохранили в недоступном любопытству и выведыванию молчании, быв здраво научены молчанием охраняти святыню таинства? Ибо какое было бы приличие, писанием оглашати учение о том, на что непосвященным в таинство и воззрение не позволительно? И далее. Сия есть вина предания без писаний, дабы к многократно изучаемому познанию догматов не утратили многие благоговения, по привычке. Ибо иное догмат, а иное проповедание. Догматы умалчиваются, проповедания же обнародываются. Род же умолчания есть и неясность, которую употребляет писание, неудобосозерцаемым творя разум догматов ради пользы читающих.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010