Архив Пн 12 февраля — Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого 12 февраля 2009 г. 00:00 В царствование благоверного и христолюбивого царя Алексея Комнена (1), который принял царскую власть после Никифора Ботаниата (2), был в Константинополе великий спор об этих трех святителях между искуснейшими в красноречии учителями мудрости. Одни ставили выше прочих святителей Василия Великого, называя его искусным оратором, так как он всех превосходил словом и делом, причем видели в нем мужа, мало, чем уступающего ангелам, твердого нравом, не легко прощающего согрешения и чуждого всего земного; ниже его ставили божественного Иоанна Златоуста, как имевшего отличные от указанных качества: он был расположен к помилованию грешников и скоро допускал их к покаянию. Другие, наоборот, возвышали божественного Златоуста, как мужа человеколюбивого, понимающего слабость человеческого естества, и как красноречивого оратора, наставлявшего всех на покаяние множеством своих медоточивых речей; поэтому и почитали его выше Василия Великого и Григория Богослова. Иные, наконец, стояли за святого Григория Богослова, утверждая, что он убедительностью речи, искусным истолкованием Священного Писания превзошел всех славнейших представителей эллинской мудрости, как ранее живших, так и современных ему. Так, одни возвышали славу святого Григория, а другие унижали его значение. От этого происходил между многими раздор, причем одни назывались Иоаннитами, другие Василианами, а иные Григорианами. Об этих именах спорили мужи искуснейшие в красноречии и мудрости. Спустя некоторое время после того, как возникли споры, явились эти великие святые, сначала каждый отдельно, а затем все три вместе, — притом не во сне, а наяву, — Иоанну, епископу Евхаитскому, ученейшему мужу, весьма сведущему в эллинской мудрости (как об этом свидетельствуют и его сочинения), а также прославившемуся своею добродетельною жизнью (3). Они сказали ему едиными устами: — Мы равны у Бога, как ты видишь; нет у нас ни разделения, ни какого-либо противодействия друг другу. Каждый из нас отдельно, в свое время, возбуждаемый Божественным Духом, написал соответствующие поучения для спасения людей. Чему мы научились сокровенно, то передали явно людям. Нет между нами ни первого, ни второго. Если ты ссылаешься на одного, то в том же согласны и оба другие. Поэтому, повели препирающимся по поводу нас прекратить споры, ибо как при жизни, так и после кончины, мы имеем заботу о том, чтобы привести к миру и единомыслию концы вселенной. В виду этого, соедини в один день память о нас и, как подобает тебе, составь нам праздничную службу, а прочим передай, что мы имеем у Бога равное достоинство. Мы же совершающим память о нас будем споспешниками к спасению, так как мы надеемся, что имеем некоторую заслугу у Бога.

http://patriarchia.ru/db/text/362261.htm...

Скачать epub pdf Собор трех великих вселенских учителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого Память 30 января В царствование благоверного и христолюбивого царя Алексея Комнина 1057 , который принял царскую власть после Никифора Ботаниата 1058 , был в Константинополе великий спор об этих трех святителях между искуснейшими в красноречии учителями мудрости. Одни ставили выше прочих святителей Василия Великого , называя его возвышеннейшим витией, так как он всех превосходил словом и делами, причем видели в нем мужа, мало чем уступающего ангелам, твердого нравом, не легко прощающего согрешения и чуждого всего земного; ниже его ставили божественного Иоанна Златоуста , имевшего отличные от указанных качества: он был расположен к помилованию грешников и скоро допускал их к покаянию. Другие, наоборот, возвышали божественного Златоуста, как мужа человеколюбивейшего, понимающего слабость человеческого естества, и как красноречивого витию, наставлявшего всех на покаяние множеством своих медоточивых речей; поэтому и почитали они его выше Василия Великого и Григория Богослова . Иные, наконец, стояли за святого Григория Богослова , утверждая, что он убедительностью речи, искусным истолкованием Священного Писания и изяществом построения речи превзошел всех славнейших представителей эллинской мудрости, как ранее живших, так и современных ему. Так одни возвышали славу святого Григория, а другие унижали его значение. От этого происходил между многими раздор, причем одни назывались Иоаннитами, другие Василианами, а иные Григорианами. Об этих именах спорили мужи искуснейшие в красноречии и мудрости. Спустя некоторое время после того, как возникли эти споры, явились эти великие святые, сначала каждый отдельно, а затем все три вместе, – притом не во сне, а наяву, – Иоанну, епископу Евхаитскому, ученейшему мужу, весьма сведущему в эллинской мудрости (как об этом свидетельствуют и его сочинения), а также прославившемуся своею добродетельною жизнью 1059 . Они сказали ему едиными устами:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Элемент современности в словах и беседах Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста//Христианин. 1907. 6. С. 3-46; Сагарда Н. И. Учение св. Иоанна Златоуста о Церкви//ЦВ. 1907. 46. Стб. 1474-1482; 47. Стб. 1502-1510; Соллертинский С. А. Памяти свт. Иоанна Златоустого//ХЧ. 1907. Ч. 2 12. С. 710-722; С-в П. Св. Иоанн Златоуст и Константинопольский двор//Странник. 1907. 11. С. 525-540; Богдашевский Д. Н. Св. Иоанн Златоуст по его письмам. К., 1908; Попов И. В. Св. Иоанн Златоуст и его враги. Серг. П., 1908 (то же//Труды по патрологии. Серг. П., 2004. Т. 1. С. 321-389); Царевский А. Святитель Иоанн Златоуст//ПС. 1908. Вып. 1. С. 57-85, 172-183, 273-298; Юбилейный сборник статей, посвященный блаженной памяти св. Иоанна Златоуста: (По случаю 1500-летия со дня кончины святителя). Каз., 1908; Jugie M. Saint Jean Chrysostome et la primauté de St. Pierre//EO. 1908. Vol. 11. P. 5-15; idem. St. Jean Chrysostome et la primauté du Pape//Ibid. P. 193-202; Викторовский Е., свящ. Искусство и мораль в их взаимоотношениях: Отношение св. Иоанна Златоуста к искусству//Странник. 1910. 2. С. 196-225; Franco N. Il «Λϒος Κατηχητικς» della domenica di Pasqua attribuito a S. Giovanni Crisostomo//Roma e l " Oriente. 1910. Vol. 1. P. 368-373; Galtier P. St. Jean Chrysostome et la confession//RSR. 1910. Vol. 1. P. 209-240, 313-350; Леонардов Д. Учение св. Иоанна Златоустого о боговдохновенности Библии//ВиР. 1912. 3. С. 344-376; 4. С. 429-448; 5. С. 606-627; 7. С. 69-93; 8. С. 185-205; 9. С. 319-342; 10. С. 464-480; 11. С. 604-626; 12. С. 737-758; Жилов И. И., свящ. Учение Святого Отца нашего Иоанна Златоустого против страха смерти и пышных похорон. М., 1913; Schiwietz S. Die Eschatologie des hl. Johannes Chrysostomus und ihr Verhältnis zu der origenistischen//Der Katholik. Mainz, 1913. Bd. 12. S. 445-455; 1914. Bd. 13. S. 45-63, 200-216, 271-281, 370-379, 436-448; Трифон (Туркестанов), еп. Иоанн Златоуст, св. страдалец и друг страждущих. М., 19144; Budge E. A. W., ed. Miscellaneous Coptic Texts in the Dialect of Upper Egypt.

http://pravenc.ru/text/541598.html

Закрыть Праздник богословия 12 февраля — память святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого 12.02.2024 202 Время на чтение 6 минут Фото: mari-mitropolia.ru Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Бого слова и Иоанна Златоустого — праздник богословия, в песнопениях которого мы непрестанно слышим, как трое святителей призывают в своих молитвах Пресвятую Троицу. Это та неизреченная тайна Бога и Церкви, которая говорит о том, что, подобно тому, как три ипостаси во Едином естестве — Бог наш, так и тайной Воплощения Сына Божия Церковь становится единою природой со множеством ипостасей: как единство в истине и любви, которое совершается даром Божиим роду человеческому. Этой тайне учат нас церковные учители, имеющие особое, как говорит апостол Павел, призвание в служении Церкви — учительское. Все мы призываемся в этот день к тому, чтобы осознать важность для нашей духовной жизни истинного исповедания веры. Как говорит святитель Кирилл Иерусалимский, дела добрые без догматов ничто. И исповедание догматов без наших дел тоже не имеет значения. Каждый из нас крещен во имя Пресвятой Троицы — «во имя Отца и Сына и Святаго Духа». За Божественной Литургией мы исповедуем Символ нашей веры прежде, чем вступить во Святое Святых — в Божественную Евхаристию. И прежде чем приобщиться Святых Христовых Таин, мы вместе с апостолом Петром исповедуем Иисуса Христа Сыном Божиим — тайну, которую не плоть и кровь открывает человеку, а Отец Небесный, сущий на небесах. Это ключ к пониманию того, что являют своей святостью святые Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Их учительство сопряжено именно с их святостью, с приобщенностью Тому, Кто Един свят, — к Богу нашему, и без этого, хотя бы малого прикосновения к новой жизни, без видения Бога человек не может богословствовать. «Тайна богословия заключается в том, — учит преподобный Силуан, — что человек совершенный никогда и ничего не говорит от себя, а только то, что говорит через него Бог». Тайна богословия в том, что человек говорит не то, что он слышал от других людей, а то, что, по милости Божией, он познал в своем личном духовном опыте. В конце концов, только именно такое богословие приемлется истинным. Но путь к нему — вся наша жизнь в послушании Церкви, в устремленности к богооткровенным тайнам, которые Духом Святым даны людям, больше нас молившимися Богу.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/02/11/pr...

89 об. Св. Аркадия Кипрьского похвальное на обновление храма святого и славного и победоносца и великомученика хва Георгия. Начало: Съзываетъ насъ христолюбци... Лист. 93 об. Похвальное безплотным, Михаилу и Гавриилу сотворено Климентом Начало: Наши празднолюбцы пресветлое тръжество... Лист. 97 об. и 98. св. Феодора Трихетииского слово о житии и о скорбех, Иоанна Златоустог о. Начало: Возлюбленныи неложен есть бъ... Лист. 105-й. Слово св. Тарасия еппа Константина града о Пресвятей Влцы нашей Бцы, егда приведена бысть в церковь . Начало: Светлое и преславное, настоящее тръжество… Лист. 114 об. В тот же день похвала св. Германа еппа Константина Града. Начало: Сей пакы другый съборникъ... Лист. 119. Мца Декабря в днь житие св. Николы еппа . Начало: Благоволи Бгъ во дни прежние взыскати писания.... Здесь приложены 23 чуда бывшия прежде и 11-ть чудес в наши лета совершившияся, как пишет жизнеописатель. Лист. 166 об. Слово похвальное о житии иже во стыхъ оца нашего Николы. Начало: Се настоит братие Лист. 170 об. От жития стаго отца нашего Спиридона чюдотворца о исцелении благочестивого царя Константина.. Начало: црю сно Великаго Константина. Лист. 172-й глав. кд. О пришествии отца нашего Спиридона в град нарицаемый Киренеи. Начало: Есть град Кириней нарицаем. Лист. 173 гл. ке. Св. Ефрема о пророце Данииле. Начало: Се да расмотрим. Лист. 174 об. и 175 гл. 26. Беседа св. Василия Великого на Рожество Хрво. Начало. Христово Рожество.... Лист. 183-й. Слово св. Иоанна Златоустог о на Рожество Христово гл. 27. Начало: Ныне моего естества обновление приходить... Лист. 190. Слово св. Иоанна Златоустог о на Рож. Хрво. Начало: Хроу праведному солнцу... гл. 28. Лист. 194-й гл. 29. Слово Златоустого в тот же день. Начало: Что дн ь, виждю... Лист. 198 и об. Похвала Пресвятей Бц св. Епифания архииеппа Кипрского и о воплощении Гда. Начало: сияющая светлая Бцы заря велия.... Лист. 207. Слово Златоустого о Ироде и избиении младенцев гл. 32. Начало: Хотлъ быхь выну дховна словеса повдовати… Лист.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

Русская киновия, или, по общепринятому афонскому названию, " пустынная общежительная келлия св. Златоуста " , расположена на северном склоне Афонской горы, на весьма живописном и красивом, но пустынном и уединенном холме, в расстоянии пяти часов ходу от Хилендарской славянской лавры, в ведении и пределах коей она находится, а от Карей — на полчаса. С двух сторону — южной и северо-западной, — пустынь эта окружена высокими горами, покрытыми вечною зеленью лесов и кустарников, а с северо-восточной стороны она совершенно открыта; отсюда развертывается прекраснейший вид к морю, где до самого берега ярко блещут по зеленому лугу множество русских жилищ, калив и св. церквей при пустынных келлиях. Пустынная келлия св. Иоанна Златоустого не имеет глубоко-древних зданий и других достопримечательностей, за изъятием разве Испанской чудотворной иконы Божией Матери и местного образа св. Иоанна Златоустого на троне, да несколько частиц мощей святых, существующих в обители с незапамятных времен. Эта келлия основана была в конце XII века в одно время с основанием Хилендарской лавры сербами и болгарами, как это видно из документов Хилендарской лавры и из надписи на камне, найденном при раскопке ветхого храма; до времени вселения в нее из келлии св. Василия Великого старца иеросхимонаха Кирилла с братством, она имела только один (впрочем, довольно поместительный) корпус и приходившие к разрушение храм. Но неутомимый русский деятель о. Кирилл, в течение десяти лет, привел келлейную обитель в цветущее положение построил в ней много служб, воздвиг еще другой о двух этажах корпус для увеличенного братства с церковью и, с разрешения своей лавры, он, желая увековечить на в. Горе, день чудесного спасения жизни семейства Их Императорских Величеств от опасности, угрожавшей при крушении железнодорожного поезда 17-го октября 1888 года (близ станции Борки), заложил в память сего в том же году и чрез три года окончил величественный храм, который и довершает теперь полную красу пустыни, как по месту своего положения, так и по собственной архитектуре церковного зодчества, выдержанного в строго византийском стиле. Это двухэтажный храм, единственный русский царственный памятник на св. Горе, крытый свинцом и увенчанный большим осьмиконечным крестом, с несколькими малыми вокруг купола. Внутри верхнего этажа имеет быть три алтаря: во имя св. Иоанна Златоустого и честь св. благов. кн. Александра Невского и св. Марии Магдалины, в нижнем — братская трапеза с церковью во имя всех Святых, просиявших на Афоне.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=232...

Аминь». Молитва Симеона Богоприимца «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников, и славу народа Твоего Израиля». ( Лк.2:29–32 ) Далее со «Святый Боже»....и по «Отче наш..». Отпустительный тропарь Иоанна Златоустог о «Из уст Твоих, как свет огня, воссиявшая благодать, просветила вселенную; не сокровище сребролюбия приобрела она миру, но показала нам высоту Твоего смиренномудрия, отче Иоанне Златоусте , уча нас своими писаниями, моли Слово-Христа Бога, чтобы спаслись души наши». «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу»; Кондак «Благочестивый, блаженнейший Иоанн Златоуст , Ты принял с небес божественную благодать и учишь своими устами всех поклоняться в Троице Единому Богу; по достоинству хвалим тебя: ибо ты руководитель, уясняющий божественное». «Ныне и всегда и во веки веков». Богородичен Надежная защита христиан, неизменная ходатаица пред Творцом, не презри молитвенного гласа грешников, но поспеши, милостивая, на помощь нам, с верою взывающим Тебе: поспеши на заступление, и ускори на молитву, Богородица, всегда защищающая чтущих Тебя». Божественная литургия святого отца нашего Василия Великого Начало ее от «Входного» по «Ектснию оглашенных» соответственно порядка Священной Литургии Св. Иоанна Златоустог о. Молитва об оглашенных Священник: «Господи Боже наш, Живущий на небесах и Призирающий на все дела Твои, призри на рабов Твоих оглашенных, во всем мире находящихся, и дай им легкое ярмо; соделай их избранными членами святой Твоей Церкви и удостой их бани возрождения, отпущения, грехов и одежды нетления, к познанию Тебя, Истинного Бога нашего. Чтобы и они с нами славили Всечтимое и Великолепное Имя Твое, Отца Сына и Святого Духа, ныне и всегда и во веки веков». Первая малая ектения верных (Смотри в Литургии Св. Иоанна Златоустог о) Первая молитва верных Священник: «Ты, Господи, показал нам сие великое таинство спасения: Ты удостоил нас, смиренных и недостойных рабов Твоих, быть служителями святого Твоего Жертвенника; Ты силою святого Твоего Духа соделай нас способными к службе сей, чтобы, неосужденно, представ пред святою славою Твоею, мы приносили Тебе жертву хвалы; ибо Ты совершаешь все во всех; дай, Господи, чтобы приносимая жертва наша и за наши грехи, и за грехи неведения народа, была угодна и благоприятна пред Тобою.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

    Житие и слово похвально св. Христа ради юродивому Василию чудотворцу Московскому: благословен Бог Отец Господь Вседержитель.     Повесть душеполезна и чудеса блажен. Василия: радуйся дом своих родителей оставил еси.     Знамение ужасно и преславно и како спасен бысть град Москва от нашествия безбожных татар, иже к Богу молитвами ПречистыяБогородицы: древле убо многа и неисчетна чудеса сотворяхуся.     О великом сугубом пожаре и о милостивом защищении: благочестивому и христолюбивому и человеколюбивому князю Василию Ивановичу.     3 день. Преложение честного и многочудесного тела преп. и Богоносного отца нашего Антония римлянина: по преставлении же преп. отца нашего Антония чудотворца летом минувшим 450 едино лето, преложено бысть преподобного тело в лето 7105 (1597 г.).     4 день. Страсть седми отрок, иже во Ефесе: когда воцарися Декий царь и прииде во Ефес от Карфагенского града.     Мучение св. и блаженные мученицы Евдокеи: внегда ельлинским требам неправды законы держаша мнози.     5 день. Мучение св. мученика Еусегния: Улиан царь отвергся Христа бе живый в Антиохии.     6 день. Воспоминание божественного Преображения Господа нашего I. Христа: понеже о напастех и о бедах и о инех скорбех Христос глаголаше.     В той же день поучение св. Климента: послушайте братие, скажу вам дне сего честь.     В той же день Григория архиеп. российского слово на божественное Преображение: небеси подобна Фаворская гора.     В той же день слово пр. о. н. Ефрема: от нивы жатва и радование, от винограда плоди снеднии.     Слово св. Кирилла, архиеп. александрийского: иже умеют добре братися.     Анастасия смиренного мниха святые горы Синайския: яко страшно место сие, удивляем аз с патриархом Иаковом.     Слово Иоанна Златоустого. Бог первого человека сотвори и в рай введе его.     В той же день поучение на ев. Преображение: вси убо владычнии праздницы и Божественная торжества.     Слово Иоанна Златоустого: приидете друзи днесь, в Евангельское призрим сокровище.     Св. Иоанна Златоустого: слышите цыне Владыку нашего глаголюща.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Литургия (греч. «общее дело») — главное из богослужений, во время которого совершается таинство Евхаристии. В настоящее время в Православной Церкви совершаются литургии трех чинопоследований: литургия Иоанна Златоуста, литургия Василия Великого и литургия Преждеосвященных Даров. Литургии Василия Великого и Иоанна Златоуста основываются на древней литургии, составленной, по преданию, апостолом Иаковом, которая была в IV веке переработана соответственно св. Василием Великим и св. Иоанном Златоустом. Поэтому общее построение литургий одинаково, различия касаются преимущественно молитв евхаристического канона — литургия Василия Великого более продолжительна. Вне Великого поста литургия Иоанна Златоуста совершается во все дни года, кроме тех дней, когда совершается литургия Василия Великого; Великим постом литургия Иоанна Златоуста совершается в субботние дни, в праздники Вход Господень в Иерусалим и Благовещение (если на Благовещение не попадают дни, когда совершается литургия Василия Великого). Литургия Василия Великого совершается накануне праздников Рождества Христова и Богоявления, в день памяти св. Василия Великого — 1 января ст. ст. (14 января нов. ст.), в первые пять воскресений Великого поста, в Великий Четверток и Великую Субботу. Литургия Преждеосвященных Даров — литургия, во время которой верующим предлагаются для причащения Святые Дары, освященные прежде (преждеосвященные). Совершается во время Великого поста в будние дни. Молитва Господня — главная христианская молитва «Отче наш, иже еси на небесах», которой Иисус Христос научил апостолов в ответ на их просьбу научить их молиться. Молитва Ефрема Сирина — покаянная молитва «Господи и Владыко живота моего», читаемая на богослужениях суточного круга в течение Великого поста до Великой среды Страстной седмицы. Составлена в IV веке преподобным Ефремом Сирином. Молитва Иисусова — краткая молитва «Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй мя.» Молитвенное правило — утренние и вечерние молитвы, читаемые верующими каждый день. Содержится в молитвослове и часослове.

http://sinfo-mp.ru/slovar-cerkovnih-term...

Скачать epub pdf Катихизическия беседы приснопамятного о. Иоанна о Святой Троице, Боге Творце и Промыслителе мира, входящия в первый том прежних изданий его сочинений, повидимому, относятся к сравнительно раннему периоду его священнослужения. Оне ценны для нас не только по своему прямому назначению учить вере и жизни по вере: оне также ценны и дороги в том отношении, что приоткрывают завесу, как формировалась его собственная пастырская личность, из каких источников питалась она. О. Иоанн в своем пастырском служении весь деятельность, весь жизнь, весь горение; во внебогослужебные часы он в движении, в поездках, в посещениях домов; о. Иоанн не кабинетный труженик. А между тем, как интенсивна была умственная работа о. Иоанна! О ней лишь отчасти говорят его записи в дневник, столь возвышенныя, обычно такия глубокия по мысли. Катихизическия беседы первого тома его сочинений указывают на внимательное чтение им отцев Церкви, которых он цитирует здесь непосредственно по русским изданиям постоянно. Здесь встречаем имена древних христианских апологетов Иринея и Тертуллиана , святителей Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Златоустог о, Кирилла Иерусалимского , Григория Нисского , блаженного Феодорита , Дионисия Ареопагита , Феофилакта Болгарского , преп. Иоанна Дамаскина , а равно русских святителей Димитрия Ростовского и Тихона Воронежского. Так насыщал себя о. Иоанн, кроме постоянного чтения Свящ. Писания и углубления в содержание богослужебных книг, чтением святоотеческих творений. Мысли из писаний трех великих святителей Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоуста передает своим слушателям о. Иоанн особенно часто. Но едва ли не наиболее сильно отразилось на его духовном складе влияние св. Василия Великого . Здесь, прежде всего, должна была иметь свою силу сторона молитвенная. Может ли оставаться совсем чуждым каждому священнослужителю дух св. Василия, когда этот священнослужитель читает углубленныя молитвы святителя, особенно молитвы Литургии св. Василия, совершаемой в период Великого Поста и в период праздников Рождества Христова – Богоявления? Тем более это чувство духовного общения должно было сказаться на личности о. Иоанна. Характерная черта Василиевых молитв, как равно его писаний – полнота и широта мысли; она выражается и в его стиле, в виде богатства определительных слов. Эта же черта отличает содержание и стиль о. Иоанна, как это можно видеть уже хотя бы из полного заглавия знаменитого его «Дневника».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010