Переплёт кожаный. 9. Сочинения Ефрема Сирина . Скоропись конца ΧVIII века, в лист, на 160 листах. Переплёт бумажный. 10. Поучения святого Василия Великого . Перевод сделан учениками Владимирской семинарии и исправлен архимандритом Авраамием. Разными почерками скоропись ΧVIII века, в 4-ку, на 228 листах. – Переплёт бумажный. 11. Беседы святого Иоанна Златоустог о на Евангелие от Матфея. Полуустав и скоропись ΧVIII века, в лист, на 632 листах. Перевод исправлен и дополнен архимандритом Авраамием, по поручению Святейшего Синода, по греческому подлиннику. – Переплёт бумажный. 12. Беседы святого Иоанна Златоустог о на Евангелие от Иоанна. Полуустав и скоропись ΧVIII века, в лист, на 772 листах. Перевод, как и предыдущий, исправлен Авраамием в 1775 году. – Переплёт бумажный. 13. Беседы святого Иоанна Златоустог о на псалмы. Скоропись ΧVIII века, в лист, на 277 листах. Писаны рукой архимандрита Авраамия. – Переплёт бумажный. 14. Беседы Иоанна Златоустог о в русском переводе. Скоропись XVIII века, в 4-ку, на 432 листах. Переплёт кожаный. 15. Беседы Иоанна Златоустог о (числом 40). Скоропись конца ΧVIII века, в лист, на 403 листах. Исправлены и сверены с греческим подлинником архимандритом Авраамием по поручению Святейшего Синода. Листы перебиты. – Переплёт бумажный. 16. Слова и беседы Иоанна Златоустог о. Разными почерками скоропись XVIII века, в лист, на 235 листах. Числом 90. Листы перебиты. – Переплёт бумажный. 17. Поучения Иоанна Златоустог о, на латинском языке. Разными почерками скоропись XVIII века, в 4-ку, на 331 листе. Тетради перебиты. – Переплёт бумажный. 18. Рассуждение о священстве Иоанна Златоустог о. Полуустав XVIII века, в 4-ку, на 110 листах. – Переплёт бумажный. 19. Лествица святого Иоанна Лествичника . Поморский полуустав XVIII–XIX веков, в лист, на 261 листе. В начале помещено житие святого Иоанна. – Переплёт кожаный. 20. Катехизические поучения Кирилла Иерусалимского . Полуустав XVIII века, в лист, на 130 листах. Писаны в Москве в 1749 году. – Переплёт кожаный.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/o...

Содержание Предисловие (от редактора) I II III IV Часть первая Отдел первый. Отцов пред Рождеством Христовым, из «Слова Иоанна Златоустого о пророках Ионе и о Данииле и о трех отроках и о покаянии» Неделя прежде рождества Христова. Слово Григория Цамвлака о божественных тайнах, и яко достоит причащающемуся иснытовати себе, и о еже непамятозлобствовати, и яко довольни суть сии пять дний истинным покаянием к очищению, и о блаженном Филогонии Во вторник сырной недели иже во святых отца нашего Василия Великого архиепископа Кесарии Каппадокийской беседа Отдел второй. Выписки и поучения о разных предметаж и на разные случаи Из слова Златоустого о покаянии, и Ахаве царе, и о пророке Ионе Слово Иоанна Златоустого о трусе земнем Слово Святого Иоанна Златоустого о молитве Иоанна Златоустого поучение, яко лепо есть нам всякого человека миловати Евангелие от Луки о богатом и о Лазаре Иоанна Златоустого слово о страхе Божии и о покаянии и о посте и о среде и о пятце Из шестоднева Севериана Габальского о божестве Иисуса Христа, Сына Божия Святого Анастасия Синайского вопрос: которые согрешения прощаются по смерти службами и молитвами и милостынями, бывающими о усопших Св. Анастасия Синайского вопрос, – како есть разумети, еже: несть бо благо в человецех, разве иже яст и пиет и покажет души своей благо в труде своем. (Еккл.2:24) Святого Анастасия Синайского вопрос: чий образ держит Соборная Церковь? О составе тела человеческого и о крещении Из Соборника Выписки из разных книг о святых и честных иконах Поучение преп. Иова Почаевского об отречении от мира и о духовном совершенстве Поучение преподобного Иова о Каине и Авеле и зависти и злобе Поучение преп. Иова против пьянства Поучение преп. Иова о семени и сеятеле и слушании слова Божия Поучение преп. Иова о богатом и о Лазаре Преподобного Иова Почаевского о терпении и благопохвалении и да не тако зело плачемся о умерших Поучение преп. Иова Почаевского о божестве Иисуса Христа Поучение преп. Иова Почаевского о божестве и человечестве Иисуса Христа, Сына Божия, Его воплощении и о Богоматери Часть вторая Отдел первый.

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

Литургия, по своему существенному содержанию, одна: разные же названия она получила от лиц, которые изложили письменно тот самый порядок, тот чин, по которому она теперь у нас совершается. У православных совершаются три чина литургии, а именно: литургия Василия Великого , Иоанна Златоустог о и Григория Двоеслова , или Преждеосвященная литургия. Литургия Василия Великого совершается только десять раз в году: накануне или же в самые праздники Рождества Христова и Крещения Господня, смотря потому, в какой день придутся они, в новый год – 1-го числа Января, потому что в этот день празднуется память Св. Василия Великого , во все воскресные дни Великого поста, кроме Вербного воскресенья и в четверг и субботу на Страстной неделе. В остальные дни года обычно служится литургия св. Иоанна Златоустог о, исключая среды и пятницы сырной недели 1 и пятницы страстной, когда не полагается никакой литургии, а также и тех дней, когда служится литургия Преждеосвященная, которой называется совершаемая по средам и пятницам Великого поста, а на пятой неделе поста и в четверг (когда на утреннем стоянии читается великий покаянный канон св. Андрея Критского ) и на страстной неделе: в понедельник, вторник и среду. Но, по требованию различных обстоятельств, напр., если случится какой-нибудь праздник или похороны, она может совершаться и в какой угодно день Великого поста, кроме только тех дней, в которые служатся обедни или Василия Великого , или Иоанна Златоустог о. Литургия Преждеосвященных Даров отличается от обыкновенной ( Василия Великого и Иоанна Златоустог о) литургии тем, что она совершается вместе с вечернею и есть сокращение полной литургии. Она называется литургией Преждеосвященных Даров, потому что на ней причащаются Св. Дарами (Телом и Кровью Христовыми) прежде уже освященными, вкушают Агнца прежде приготовленного, прежде освященного и напоенного Кровью Христовой. Агнцем называется вырезанная из просфоры четвероугольная часть для Св. Причащения. Она называется Агнцем, потому что изображает собою страждущего Иисуса Христа, подобно тому как в ветхом завете изображал его Агнец Пасхальный, которого евреи, по повелению Божию, закалали и ели в память избавления от рабства в Египте.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

С именем пророков известны вдохновенные от Бога святые люди, возвещавшие роду человеческому волю Божию и будущие судьбы мира. Ни бо волею бысть когда человеком пророчество, но от Святаго Духа просвещаемы глаголаша святии Божии человецы(2Пет.1,21). Апостолами называются святые ученики Господа нашего Иисуса Христа, избранные Им для благовестия миру о наступлении на земле Царствия Божия. Они разделяются на 12 и 70 апостолов. При имени одного из последних в месяцеслове всегда добавлено: единого от 70-ти. Те святые люди, кои подобно апостолам много подъяли подвигов и труда для распространения Христовой веры в той или иной стране, как, например, у нас святые князь Владимир и княгиня Ольга, именуются равноапостольными. Наименование святителей усвоено в нашем месяцеслове священноначальникам, епископам, первосвятителям Православной Церкви Христовой. Гражданский год начинается памятью " иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийской " . 13/26 ноября совершается память Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского, 25 января/7 февраля - память святителя Григория Богослова, архиепископа того же града. 30 января/12 февраля празднуется память всех поименованных трех святителей вместе. Святители, равно как и другие святые более позднего времени, в отличие от святителей первых шести веков Христовой Церкви, именуются в месяцесловах новыми. 26 марта/8 апреля совершается память святого Василия Нового. 16/29 января совершается память святого священномученика Дамаскина Нового, пострадавшего от турок в 1771 г. в г. Систове, в Болгарии. 18 апреля/1 мая совершается память святого мученика Иоанна Нового, также пострадавшего от турок в Царьграде в 1526 году. В " Последовании ко святому причащению " наряду с молитвами святых Василия Великого, Иоанна Златоустого и Иоанна Дамаскина, существует молитва и святого Симеона, Нового Богослова. Св. мученики, восприявшие небесные венцы за свою мученическую кончину о Господе, разделяются на великомучеников и великомучениц, священномучеников, преподобномучеников и преподобномучениц и исповедников.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1360...

Книги Священного Писания и толкования на них: 1) Пятокнижие Моисеево в списке XIV–XV и другом XV в.; 2) Книги Иисуса Навина, Судей, Руфи и Есфири в списке XIV в., те же Книги и вместе Книги Царств — все четыре в списке XV в. ; 3) Псалтирь в списках 1296 г. и других XIII, XIV и XV вв. ; 4) шестнадцать пророков в списках XV в., хотя несомненно известно, что «Книги пророческие» у нас употреблялись и во 2-й половине XIII в. (в 1276 г.) ; 5) все книги Нового Завета, т. е. и Четвероевангелие, и Деяния апостольские, и Послания апостолов, и Апокалипсис, переведенные или вновь исправленные по греческому тексту святым Алексием, митрополитом Московским, в 1355 г. и сохраняющиеся доселе в его драгоценном автографе ; 6) Евангелия, расположенные по евангелистам, или Четвероевангелия, в списках 1383 г. и во многих других XIV и XV вв. Не упоминаем о Евангелиях, которые расположены по порядку церковных чтений и находились в употреблении собственно во храмах Божиих, а не в жилищах христиан: таких Евангелий сохранилось весьма много; 7) Апостол, или апостольские Деяния и Послания, в списках XIII–XIV и начала XV в. ; 8) Толкование на Шестоднев, составленное Иоанном, экзархом Болгарским, по руководству святого Василия Великого и Севериана Гавальского, в списке 1263 г. и в списке XV в. ; 9) Толкования на книги пророков, извлеченные из Феодорита и других учителей Церкви, в списках XV в. ; 10) толковая Псалтирь около 1250 г.; 11) Толкование на Песнь песней в списке XIV в. ; 12) Толкование на Евангелия Иоанна и Луки, писанное в 1434 г. в Киево-Печерской лавре; 13) Толкование на Евангелия Иоанна и Марка Феофилакта Болгарского в списке XV в. , кстати заметим, что об употреблении у нас толкового Евангелия в конце XIV и начале XV в. свидетельствует митрополит Киприан ; 14) толковый Апостол — также XV в.; 15) толковый Апокалипсис святого Андрея Кесарийского в трех экземплярах XIII–XIV вв.; 16) два сборника, содержащие в себе толкования святых отцов на разные места Священного Писания, один XIII, другой XV в. Не упоминаем о Толковании на книгу Иова Олимпиодора Александрийского и других учителей Церкви, переведенном в 1412 г. на Афоне в Хиландарской обители иноком Гавриилом, ни о беседах на книгу Бытия святого Иоанна Златоустого, переведенных в 1426 г. на Афоне иноком Иаковом, потому что, скоро ли проникли эти переводы в Россию, не знаем . Впрочем, об употреблении у нас бесед на Шестоднев святого Иоанна Златоустого, конечно в более древнем переводе, и вместе таких же бесед святого Василия Великого свидетельствует митрополит Киприан во своем послании к игумену Афанасию (1390–1405) .

http://sedmitza.ru/lib/text/435933/

Предки Василия Великого происходили из малоазийских областей Римской (Византийской) империи: Понта по линии отца и Каппадокии по линии матери. В обоих родах были военачальники, крупные чиновники, царедворцы, люди состоятельные, имевшие большой общественный вес или блиставшие красноречием. Широкому распространению христианства в Понте способствовал во 2-й пол. III в. ученик Оригена свт. Григорий Чудотворец, еп. Неокесарии, который был духовным наставником бабки Василия Великого со стороны отца Макрины Старшей. Василий Великий называл его вторым Моисеем. Макрина Старшая со своим мужем прославились исповеданием Христа. 2) в гонение имп. Максимина Дайи, достигшее особенной силы на Востоке в 311–313 гг. В III–IV вв. позиции христианства уже были сильны и в Каппадокии. В сер. III в. предшественником Василия Великого на Кесарийской кафедре был еп. Фирмилиан (Василий Великий говорит о нем «наш Фирмилиан», состоявший в переписке со сщмч. Киприаном, еп. Карфагенским. Современник Василия Великого имп. Юлиан Отступник (361–363) утверждал, что «чистый эллин» (т. е. язычник) в Каппадокии – явление редкое. В правление Юлиана здесь прославился мученичеством Евпсихий Из «Православной Энцклопедии»,  т. XII Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/12-fevralya-cerkov-pra...

Итак, у нас есть две «полные» литургии, т. е. такие литургии, на которых совершается освящение Даров. Прежде всего надо сказать, что эти две службы очень близки друг другу. Я имею в виду, что в древней Церкви было много чинов литургии – и отличались они друг от друга весьма существенно. На фоне этих различий последования Златоуста и каппадокийского святителя – почти близнецы. С точки зрения нынешних мирян, стоящих вне алтаря, но при этом (что на деле бывает не часто) вслушивающихся и вдумывающихся в службу, главное отличие редкой литургии свт. Василия Великого от более «обыденной» Златоустовой в том, что на последней поется «Достойно есть…», а на первой – «О Тебе радуется…». Ну и прочие песнопения исполняются в разной манере: на литургии святителя Василия они звучат более протяжно. Но неужто к этому сводятся все отличия, неужели из-за этого в церковном календаре всякий раз отмечается, что в такой-то день совершается именно литургия Василия Великого? Конечно, нет. Литургия – это не только общая молитва, и уж совершенно точно – не одни лишь красивые песнопения. Литургия – это служба, на которой Христос вновь и вновь приносит Себя в жертву; это служба-благодарение (евхаристия) – наше благодарение за спасение, дарованное нам Христом. И средоточие литургии – евхаристические молитвы, которые священник читает после пения Символа веры . К величайшему сожалению и, без преувеличения, к нашей беде, эти молитвы последние полторы тысячи лет читаются священником «тайно» (т. е. молча, про себя, или же тихо, вполголоса). Между тем именно в этих молитвах и содержится всё богословие литургии. На деле же миряне вынуждены довольствоваться обрывками этих молитв – причастными оборотами и придаточными предложениями. Если вернуться к вопросу, который мы задали вначале – чем одна литургия отличается от другой? – то ответ должен быть таким: они отличаются своими евхаристическими молитвами. В литургии святителя Василия Великого эти молитвы гораздо более пространны (именно поэтому и песнопения этой литургии более протяжны – хор должен «заполнить паузу», возникающую во время безмолвного чтения молитв). Собственно говоря, Златоустова литургия, как принято считать, представляет собой сокращение литургии Василиевой.

http://azbyka.ru/liturgiya-ioanna-zlatou...

2) Крестовый храм при архиерейском доме во имя Воскресения Христова. Братию составляют: иеромонахи – эконом и казначей, иеродиакон и 2 псаломщика. 3) Храм по имя св. Печерских чудотворцев, деревянный, построен в 1883 г. Храм сей находится в саду, принадлежащем архиерейскому дому. 4) Г. Пензы Николаевский храм построен (на месте прежнего) в 1734 г., каменный, с двумя теплыми приделами в честь Воздвижения св. Животворящего Креста и во имя Трех Святителей – Василия В., Григория Богослова и Иоанна Златоустог о, в 1833–4 г. пристроены еще два придела во имя св. и чудотв. Митрофана Воронежского и св. великом. Варвары. Причта положено: 2 священника, диакон и 2 псаломщика. В пользу причта вклад 2544 р. Дома у членов причта церковные. Прихожан м. п. 352, ж. п. 371, в числе их лютеран м. п. 3. С 1871 г. при церкви открыто попечительство. 5) Храм в честь Введения во храм Пр. Богородицы, с теплыми приделами во имя св. архистратига Михаила и Трех Святителей Василия В., Григория Богослова и Иоанна Златоустог о, построен в 1767 г., каменный. Причта положено: 2 священника, диакон и 2 псаломщика. Земли пахотной 22 д. и сенокосной 11 д. В пользу причта вклад 3242 р. Прихожан м. п. 1678, ж. п. 1620. Приход состоит из горожан и слобод Подгорной, Тимаковки, Березовки, Оврага (смежны с городом) и Веселовки (в 3 в.). 6) Храм Покрова Пр. Богородицы, с теплыми приделами в честь Сретения Господня и Владимирской иконы Божией Матери, построен в 1765 г. Причт состоит из священника, штатного диакона, диакона на псаломщической вакансии и псаломщика. В пользу церкви вклад 4797 р. Земли 33 д., но причт ею не пользуется. В пользу причта вклад 2884 р. Прихожан м. п. 494, ж. п. 573. 7) Храм Преображения Господня двухэтажный, каменный, холодный, построен в 1667–9 г., до 1794 г. был соборным в существовавшем здесь мужском монастыре; в нижнем этаже – теплом – престолы в честь Казанской иконы Божией Матери и в память Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. При храме часовня с престолом во имя Пр. Богородицы Живоносного Источника, построенная в 1852 г. Церковь имеет вклад 2182 р. Причта положено: священник и псаломщик. В пользу причта вклад 1932 р. Прихожан м. п. 446, ж. п. 526.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

В это же время (17 и 19 августа) в горсовет поступают заявления от 2 членов церковного совета о выходе из его состава из-за невозможности больше нести обязательства, возложенные на общество. 10 октября того же года горсовет просит облисполком расторгнуть договор с верующими на пользование храмом, сам храм ликвидировать, передав горсовету для использования на хозяйственные нужды военведа, т.к. община распалась, налоги и сборы за 1938 г. не уплачены, ключи от здания сданы горсовету, церковь не используется с июля 1937 г. и находится в бесхозном состоянии. На следующий день президиум Ивановского облисполкома утвердил данное постановление. ГАИО. Ф. Р-2953. Оп. 3. Д. 858. Л. 1-6; Призыв. 1938. 198. 28 августа. Ершов А.Л. Закрытие храмов во Владимире в конце 1930-х годов//Старая столица: краеведческий альманах. Вып. 6/Центральная городская библиотека г. Владимира, отдел краеведческих исследований. – Владимир, 2012. С. 51–53. Церковь во имя св. Николая чудотворца, что в Галее, известная в народе больше под именем «Николы-мокрого», находится в южной части г. Владимира за чертою валов, окружающих город. Время первоначального основания церкви на этом месте с точностью неизвестно, но уже в начале XVII ст. она существовала, как это можно видеть из патриарших книг 1628 г.: «церковь великого чудотворца Николы за осыпью в Галее…» По писцовым книгам 1653-54 гг. при церкви Николая чудотворца священником был Иван Иванов, в приходе было 66 дворов. Она же упоминается в писцовых книгах 1656 г. В конце XVII ст. здесь выстроена была теплая церковь и в 1697 г. освящена во имя трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. По переписным данным 1703 г. при Никольской церкви значится: два священника Димитрий и Иоанн, приходских дворов 44; в 1710 г. при церкви священник Иван Дмитриев, а в 1715 г. Иван и Яков Дмитриевы. В 1732 г. апреля 27 «г. Владимира посадский человек Иван Григорьевич Павлыгин подал прошение в Владимирское духовное правление, в коем просил разрешить ему вместо обветшавших деревянных церквей во имя Николая чудотворца и при ней теплой во имя трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого построить от своего иждивения настоящую каменную церковь во имя того же св. Николая и при ней по правую сторону теплую церковь во имя оных же трех святителей каменную». Мая 22 того же года просимое разрешение было дано.

http://sobory.ru/article/?object=01845

Давно ли стали совершать в святой церкви Христовой литургии Преждеосвященных Даров? С самых первых времен христианства, братия мои. Она современна самому великому посту св. четыредесятницы, или яснее, она современна самим апостолам. «Сия тайноводственная служба, – говорит один из писателей церковных, – необходимо сопутствовала проповеди апостольской и утвердилась вместе с преданием поста четыредесятидневного» 1 . «Мы принимаем за несомненное, – говорит другой святитель, весьма много потрудившийся для объяснения богослужения св. православной церкви, – мы принимаем за несомненное, что своим происхождением эта литургия обязана апостолам, быв в начале составлена ради самого поста, чтобы мы во дни скорби могли скорбеть, а не торжествовать» 2 . «Апостолы, – приведем слова еще одного святителя 3 , – слагали молитвы божественного священнодействия тайн, приспособляясь к свойствам народов, к обстоятельствам времени, к враждебным преследованиям гонителей. В молитвах и возглашениях они отличались друг от друга, но образ совершения Таин всеми ими соблюдаем был неизменно, как он предан был Самим Господом нашим Иисусом Христом. После благоглаголивых апостолов, некоторые из божественных отцов, каждый сам по себе, слагали молитвы и возглашения, и целое чинопоследование литургии; таковы славный во святых Епифаний, и Великий Василий, и божественный Златоуст. Все они удостоены научения, истекающего от обильных живоносных истоков Утешителя, и церковь христиан православных принимала их слова и дела, как бы Сам Христос говорил и делал. «И ныне, – продолжает тот же святитель, – и ныне более прочих в употреблении священнодействие Василия Великого , и Иоанна Златоустог о с литургией преждеосвященных, о которой говорят одни, что она – Иакова, именуемого братом Господним, – другие – Петра верховного апостола, иные-иначе». Египетские христиане приписывали ее святому евангелисту Марку. Таким образом, несомненным делается то верование и убеждение ев. церкви православной, что литургия Преждеосвященных Даров ведет свое начало от самых времен апостольских; что она составлена первоначально св. апостолами по научению Самого Господа Иисуса Христа. Что касается до приведения её в тот вид и состав, в каком она ныне совершается у нас, то св. церковь наша приписывает это св. отцу нашему Григорию Двоеслову , имя которого молитвенно поминается в конце этой литургии точно так, как в конце литургии Иоанна Златоустог о и Василия Великого поминаются имена сих великих святителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vladis...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010