Глава XIV. Эллада (Аргос, Кариуполь, Егина) Житие Петра Аргосского. – Ж. Афанасия Мифонского. – Ж. Луки Елладского. – Ж. Филарета. – Ж. Афанасии Егинской. Между современными памятниками агиографии, относящимися к Элладе, на первом месте должно быть поставлено житие Петра, епископа аргосского, написанное вероятно преемником его по кафедре 606 (§ 25). Вопрос о Петре довольно запутан. Некоторые ученые (Бландити, Lequien, болландисты, позже впрочем отказавшиеся, Вольф, Ballerini и др.) полагали, что святой родился в Катоне и был сицилиец по рождению, смешав его с его современником Petrus Siculus, послом имп. Василия Македонского в армянскую Тефрику для размена пленных (868 г.) и автором истории Манихейской (Павликианской) ереси. Петр, посол и историк, – Siculus, тогда как Петр епископ – уроженец Константинополя, первый жил в 868 г., второй жив был еще в 920 году, в Малую Азию не ездил и т. д. Словом после исследования Cozza-Luzi (р. XXII– XLVI) надо ли теперь опровергать ошибку смешения двух совершенно разных писателей? Наш Петр – уроженец Константинополя (§ 3), сын благочестивых и нищелюбивых родителей (§ 4), у которых было четыре сына: Павел, Дионисий, Петр и Платон, и одна дочь. Павел, живший вне столицы, слыша о подвигах Петра, прибыл в Константинополь; царь (какой?), дивясь его добродетели, просил его прибыть к нему со своими (родственниками) и дал ему очень богатый монастырь для подвижничества, в котором Павел и постригся. За ним принял иночество Дионисий, а потом постриглись в монастырях их родители и сестра. Общим учителем их был инок Павел. По блаженной кончине родителей (§ 5) Павел и Дионисий продолжали подвижничество. Видя это, Петр с младшим братом Платоном также ушли в монастырь, где оба предались аскезе (§ 6). Тогдашний патриарх Николай Итал (Νικλαος δ’ ν ταλς), муж образованный, добродетельный, за что и осужденный на изгнание, хотя потом, согласившись на четвертый брак царя (Льва), снова получил милость при дворе. – Без всякого сомнения, здесь идет речь о патр. Николае Мистике (901–907 или 895–906 и 911–925). В виду того, что вся дальнейшая деятельность Петра протекала в X веке, мы на этом и оканчиваем рассмотрение его биографии.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Глава четвёртая. Мытарства (частный суд по смерти). 1.  Загробная стезя О посмертном состоянии наших душ открыто нам в слове Божием и учении церкви столько, сколько нужно для нас; а неоткрытое потому не открыто, что и не нужно, что излишне для нас в настоящей нашей жизни, и потому, что осталось бы для нас непонятным, невместимым для нас. Св. апостол Павел, при земной ещё жизни удостоившийся проникнуть в тайны будущей, когда восхищен был в рай, сказал, что слышал там неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать ( 2Кор. 12:4 ). Православная церковь учит, что душа человека, по разлучению с телом, приводится к Богу на суд, который, в отличие от всеобщего, последнего суда, называется частным, потому что совершается не торжественно пред лицом всего мира и имеет целью определить участь души не на целую вечность, как суд последний, а только до всеобщего воскресения. А что этот суд действительно будет происходить, мы уверяемся из священного Писания. Ап. Павел сказал: людям положено однажды умереть, а потом суд ( Евр. 9:27 ). Из притчи Спасителя о богатом и Лазаре также ясно открывается, что по смерти тотчас следует известное решение участи ( Лк. 16:23 ), смотря по делам умершего, следовательно, происходит суд. Несомненная действительность такого суда вытекает ещё как из понятия о земной жизни, поприще испытания, так и из понятия о Боге, Творце, Судии и Мздовоздаятеле нашем; потому и говорит сын Сирахов, приводя верование церкви ветхозаветной: яко удобно есть пред Богом в день смерти воздати человеку по делам его ( Сир. 11:26 ). Частный суд Божий над душами, по учению церкви, предваряется истязанием или испытанием их в так называемых мытарствах, через кои они, в сопровождении ангелов проходят в области воздушной, и где злые духи, находясь в своей области ( Еф. 6:12 ), задерживают их и обличают все грехи, содеянные ими в жизни. Ученику преподобного Василия Нового (жившего в первой половине Х века), Григорию, были открыты в видении обстоятельства смертного часа и хождения по мытарствам блаженной Феодоры. Вот что блаженная Феодора говорила ему:

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Декабрь 3-й день. Преподобный Савва Сторожевский Когда и где родился преподобный Савва Сторожевский и когда пришел в обитель преподобного Сергия, неизвестно. Известно только, что Савва был одним из первых учеников преподобного Сергия и по времени, ибо он еще в юности поступил в его обитель, и по житию благочестивому, ибо проводил жизнь «в совершенном послушании, привыкая к иноческому порядку подвижнического жития, любил воздержание и бдение, крайне заботился о блюдении чистоты, которая есть украшение всего иноческого жития, всем казался как простой человек, ничего не знавший, но мудростью превосходил многих мнящихся быть мудрыми, прежде всех входил в церковь и после всех из нее исходил, участвовал в церковном пении, со страхом Божиим стоял на молитве, и такое было у него умиление, что он не мог удерживаться от сильного плача и рыдания во время божественной службы. Видя такое умиление и плач, отцы обители дивились и прославляли благодателя Бога». Такими подвигами он заслужил особенное к себе благоволение своего великого аввы: в обители Сергиевой он был духовником всему братству и считался «старцем почтенным и весьма учительным» 41 . В 1391 году преподобный Сергий преставился, оставив преемником своим преподобного Никона. Но Никон, по любви к уединенному богомыслию, скоро оставил управление монастырем и затворился в особой келлии; «братия же нетерпяще без настоятеля быти, со многим молением возведоша на игуменство блаженного Савву в великую лавру». Здесь он «добре пасяще порученное ему стадо, елико можаше, и елико отца его блаженнаго Сергия молитвы спомогаху ему». Древнее предание ко времени начальствования его в лавре относит изведение молитвами его источника водного за стенами обители к северу. Здесь же, конечно, в Сергиевой лавре, преподобного Савву во время его игуменства узнал князь Звенигородский Юрий Димитриевич, брат тогдашнего великого князя Василия Димитриевича, крестник преподобного Сергия; он часто посещал обитель и ущедрял ее богатыми вкладами. Преподобный Савва, всем известный тогда по святости жизни, возбудил в себе любовь и почтение и в Юрии, и князь избрал его своим духовником.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Делегация игуменов и игумений Коптской Церкви посетила православные святыни Москвы и Подмосковья 16 сентября 2019 г. 11:18 12-15 сентября 2019 года делегация игуменов, игумений и насельниц монастырей Коптской Церкви, находящаяся в эти дни в России с паломнической поездкой по приглашению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, посетила храмы и монастыри Москвы и Подмосковья. В составе делегации: епископ Даниил, настоятель монастыря преподобного Павла Фивейского, помощник Патриарха по делам монастырей и монашества Коптской Церкви — глава делегации; епископ Димитрий, настоятель монастыря Животворящего Креста Господня в Эль-Минье; епископ Марк, настоятель монастыря св. Дамиана в Думьяте; иеромонах Дауд эль-Антони, представитель Коптской Церкви в России; доктор Антон Милад, представитель Коптской Патриархии; игумения Кирия, настоятельница монастыря св. Меркурия (Каир); монахиня Мартерия, насельница монастыря св. Меркурия; игумения Такла, настоятельница монастыря св. Георгия в Старом Каире; монахиня Кирия, насельница монастыря св. Георгия в Старом Каире; игумения Эдросис, настоятельница монастыря св. Феодора (Каир); монахиня Иоанна, насельница монастыря св. Феодора; игумения Афанасия, настоятельница монастыря св. Георгия в Звейле; монахиня Кирия, насельница монастыря св. Георгия в Звейле; игумения Василия, настоятельница монастырей Пресвятой Девы Марии в Звейле и Эль-Бухейре; монахиня Хельпес, насельница монастыря Пресвятой Девы Марии в Эль-Минье; монахиня Мехрати, насельница монастыря св. Сарры; монахиня Бестес, насельница монастыря св. Дамианы в Альбилиане. Пребывание делегации в Первопрестольном граде началось с посещения Покровского женского ставропигиального монастыря . Гости поклонились честным мощам святой блаженной Матроны Московской и были сердечно приняты настоятельницей игуменией Феофанией (Мискиной) и сестрами. 13 сентября участники поездки посетили подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры в Москве, где встретились с председателем Синодального отдела по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви архиепископом Каширским Феогностом . Владыка тепло приветствовал делегацию из Египта, констатировав важность продолжения подобных взаимных визитов для более подробного и внимательного изучения истории и современной жизни, богатого духовного опыта коптского и русского иночества.

http://patriarchia.ru/db/text/5500283.ht...

еп. Сергий (Голубцов) Аннотация Настоящая публикация представляет собой текст из архива епикопа Сергия (Голубцова). Автор прослеживает историю храмостроительства, начиная с первохристианских времен римских катакомб, затем рассматривает особенности храмового строительства в Малой Азии, Сирии, Палестине и Месопотамии, Армении, особенности древнейшего грузинского храмового зодчества, архитектуру Святой Софии, русские церкви вплоть до появления новых храмов на Руси такого, как Покровский храм в Москве ( церковь Василия Блаженного). Согласно заключению автора, храмовая архитектура является выразителем церковного Предания, что позволяет определить, являет ли тот или иной храм верность церковному Преданию или же искажает его привнесением чуждых православию элементов, ведь мистическая сущность храмовой архитектуры призывает иметь единство внутреннего и внешнего выражения в каждом православном храме. Храмы, в которых совершается богослужение Православной Церкви, имеют историческим началом, с одной стороны, ветхозаветную скинию, а с другой – горницу, в которой была совершена Евхаристия Господом нашим Иисусом Христом. Первая служила прообразом Церкви Христовой, вторая – ее осуществлением, зерном, из которого впоследствии выросло могучее древо, символизировавшее грядущее Небесное Царство. В первые века христиане не могли осуществлять храмостроительство из-за репрессий, но тем не менее с самого возникновения христианских общин мы наблюдаем вполне сложившееся внутреннее размещение главных богослужебных помещений. Мы имеем в виду подземные храмы в катакомбах: крипты и капеллы. Так, например, на краю Рима, около ворот, носивших название Порта Маджиоре, в 1917 г. был обнаружен подземный храм-базилика 2 , возникший в толще грунтового туфа в 50-х годах I века, в правление Клавдия 3 . Еще не будучи законченной, она была засыпана, на стенах ее сохранились росписи. Эта удивительно сохранившаяся базилика является древнейшим типом храмового зодчества, без сомнения, христианского происхождения. Она проливает свет на храмовую христианскую архитектуру древнейшего периода 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vyrazhen...

Закрыть itemscope itemtype="" > К Благовещению Пресвятой Богородицы вышел новый аудиоальбом хора преп.Иоанна Дамаскина 06.04.2024 65 К празднику Благовещения Пресвятой Богородицы вышел в свет новый аудиоальбом хора во имя преподобного Иоанна Дамаскина « Среди безчисленныхъ свтил ». В него вошла хоровая музыка петербургского композитора – регента этого известного детско-юношеского и молодежного хора – Ирины Болдышевой. Авторы текстов вошедших в альбом хоровых композиций – Николай Гумилев, игумения Таисия Леушинская, Сергей Бехтеев, святитель Николай Сербский и наши современники – протоиерей Андрей Логвинов, иерей Владимир Панарин, Мария Шадрина и другие. В числе композиций – хоровая обработка песни приснопамятного Василия Жданкина на слова К.Р. " Я на тебя гляжу, любуясь ежечасно " , посвященная Великой Княгиней Елизавете Феодоровне. Ирина Болдышева закончила СПб консерваторию по классу композиции у Бориса Ивановича Тищенко, который, наряду с Георгием Свиридовым, был любимейшим учеником Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. В новом выпуске журнала " Верующий разум " (периодическое издание отдела религиозного образования и катехизации СПб епархии) опубликована статься выдающегося музыковеда Сергея Феликсовича Тухленкова, посвященная ее композиторскому творчеству. 33 года назад по благословению блаженной памяти старца Иоанна Крестьянкина и священноначалия Владимирской церкви Ирина Болдышева создала хор, ныне носящий имя прп. Иоанна Дамаскина и, несколько позднее, большую певческую школу. Хор исполняет музыку своего регента, а также ее переложения византийских песнопений для церковнославянского языка и расшифровки древнерусских песнопений. После открытия в 90-х годах в СПб консерватории единственной в мире кафедры Древне-русского певческого искусства, Ирина Болдышева стала одним из ее преподавателей. Новый аудиоальбом уже появился на Яндекс Музыке , VK и других площадках. Автор надеется, что среди нынешних грозных событий эти записи станут для кого-то лучиком утешения, света и тепла...

http://ruskline.ru/politnews/2024/04/06/...

Закрыть itemscope itemtype="" > К убийству Немцова: эта картинка не для нас, а для западного пользования 01.03.2015 976 Смерть человека - тем более преждевременная, тем более насильственная, как это случилось с Борисом Немцовым, - это горе для семьи и друзей. В первую очередь. И даже если мы подозреваем в этом убийстве политическую подоплёку и политическую провокацию, то горе близких и христианское сочувствие остальных - это практически единственное, что в данном конкретном преступлении имеет внутрироссийское значение. По крайней мере, с точки зрения ближайших целей, которые преследуют инициаторы и исполнители провокации. Нам приходится говорить об этом, потому что сам Немцов избрал такой род деятельности, что был публичной персоной при жизни, остаётся ею и сейчас. ...Обстоятельства и декорации преступления - ровно такие, что практически не остаётся сомнений: человека убили для медиа-картинки. Полночь. Не больно многолюдно. Самый центр Москвы . Самое неудобное место для «криминального сведения счётов»: через 500 метров начинаются закоулки Замоскворечья, более сподручные для тёмных дел. Зато выбранное место идеально для художественной выразительности и политической демонстративности. Обратите внимание на снимки и видеокадры с места преступления: тело убитого, Кремль, собор Василия Блаженного... Это то же самое, что Эйфелева башня и Париж, Бранденбургские ворота и Берлин, статуя Свободы и Нью-Йорк, «Биг Бен» и Лондон... Это чуть ли не единственная картинка, которая без единой лишней ремарки указывает не просто на место действия - указывает на самые рефлекторно известные символы российского государства и власти. И эта мизансцена выстроена не для нас - мы что, Кремля не видели? Зато это оптимально усваиваемая картинка для западного потребителя медиа-продукта. Вот для него-то мизансцена и выстроена. Зачем? Мы с вами уже говорили об этом по следам летней истории с малайзийским боингом . Повторим тезисно. В условиях объявленной холодно-экономической войны и в преддверии требуемых от него жертв западный обыватель не должен расслабляться. Напротив, он должен постоянно возбуждаться - в частности, на леденящие кровь ужасы «русского мордора», изложенные в слоганах типа « Путин убил моих детей» или «Путин убил конкурента на Красной площади». Такой набор мантр, по инструкции, поддерживает на должном уровне «образ врага», прокладывает коридорчик к следующим «ужасам из русского мордора» (таковые, естественно, воспоследуют в ассортименте) и, в конечном итоге, приучает обывателя к неизбежности жертв с его стороны во имя демократии или ещё чего скажут.

http://ruskline.ru/opp/2015/3/02/k_ubijs...

Закрыть itemscope itemtype="" > Капитал крушит Москву. Древний квартал в Кадашах сносят. Москвичи протестуют! Послание неизвестному застройщику 09.06.2010 408 Время на чтение 6 минут Я ВЕРНУЛСЯ И НЕ УЗНАЛ ЭТИ УЛИЦЫ. В детстве меня всегда забавляло название — Кадашевская слобода. Оно казалось размытым, неясным. Кто такие эти кадаши, наверное, какие-то жуки, или люди-жуки — давно вымерший вид наподобие динозавров, так казалось мне, 8-летнему мальчику, который бегал с тяжелым ранцем (куда для солидности мы клали тяжелые камни) в школу через дорогу. А вот еще одно название, которое в раннем детстве у меня вызывало недоумение — Ордынка. Какие-то орды проходили здесь. Проходили ли? Может, неведомая сила опередила время, и они пройдут в будущем? Теперь мне почему-то кажется, что будущее это настало. С вокзала я взял такси, велел извозчику: " В Замоскворечье, скорее, туда, где ждут, где каждый прохожий — сосед, где до сих пор осталось мое родное неисковерканное детство " . Мы радостно ехали по проспектам, обгоняли трамваи, сигналили зазевавшимся пешеходам, потому что нам можно, сегодня мы короли, сегодня мы возвращаемся на родину. И вот уже видна свеча Воскресенского храма. Как писал почти тридцать лет назад один молодой тогда ученый (может быть, он тоже был моим соседом), Воскресенский храм служил главной вертикалью, соборным храмом Замоскворечья. Доминанта эта помещалась на главной градостроительной оси города, которая проходила от Собора Василия Блаженного до Кадашевской свечи и далее к церкви Вознесения в Коломенском. Здорово, правда, господин зодчий-инвестор? Представляете, в вашем городе, наверняка, тоже была такая доминанта, может, вы не в курсе? И вот, мы совсем уже рядом, " Верной твердыней Православия врезан Исаакий в вышине " , — это Гумилев про Петроград, ну а у меня в вышине — не Исаакий, а Храм Воскресения Христова в Кадашах. Остановились, расплачиваюсь, иду по переулку. Конечно, многое изменилось, как без этого. " Снова ветер знакомый и сладкий, вновь летит на меня всадника длань в железной перчатке и два копыта его коня " . А на меня вот-вот вылетят очертания знакомых домов, но что-то их нет, может память, все переиначила? Нет, их просто больше не существует. Пустота, впервые пустота. Потом уже я мог бы обозначить подобное ощущение. Как будто бы из тебя раскаленными клещами вынули детство.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/i...

Закрыть itemscope itemtype="" > Колокольня Иван Великий: 20 лет регулярных звонов 23.03.2012 725 Время на чтение 13 минут 20 лет назад, впервые после 1918 года, на Пасху 1992 года зазвонили колокола на колокольне Ивана Великого в Московском Кремле. Кремлевский храм со знаменитой колокольней был посвящен автору «Лествицы», и в преддверии Недели преподобного Иоанна Лествичника главный звонарь Московского Кремля Игорь Васильевич Коновалов рассказывает о том, как он впервые поднялся на колокольню, каким образом начинались современные кремлевские звоны и о том, кто и как звонит на Иване Великом в наши дни. Фото И.В. Коновалова - Игорь Васильевич, когда Вы сами впервые поднялись на Иван Великий? - Уже более двадцати лет назад, 26 января 1992 года. - Начало 90-х - непростое время. Сложно было это организовать? - Практически невозможно. Во время празднования тысячелетия Крещения Руси, совместно с Издательским отделом Московской Патриархии Общество Церковных звонарей обратилось к директору музея-заповедника «Московский Кремль» Ирине Александровне Родимцевой с просьбой разрешить посещение колокольни, но никакого вразумительного ответа не последовало. Нам сообщили, что лестница на Иване Великом очень плоха, подниматься по ней опасно, так что только один раз в год на колокольню поднимается сотрудник Музеев Московского Кремля и смотрит, все ли там в порядке с колоколами. Примерно в то же время члены Ассоциации Колокольного Искусства во главе с ныне покойными с Юрием Пухначёвым и Иваном Даниловым, светской советской организации, которая занималась устройством колокольных звонов и изучением колоколов, пытались организовать звоны на колокольне собора Василия Блаженного и хотели, чтобы первый удар прозвучал с Ивана Великого, но и этой организации было отказано в просьбе подняться на кремлевскую колокольню. Прошло время, Предстоятелем Русской Церкви стал Святейший Патриарх Алексий II. И вот примерно за полгода то того, как я поднялся на Иван Великий, мне несколько раз виделось во сне, как я поднимаюсь к колоколам Кремля, иду по лестнице и вижу громадные колокола Ивана Великого у себя над головой.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Протоиерей Александр Салтыков: Кадаши снова в опасности 06.03.2013 465 Время на чтение 6 минут Протоиерей Александр Салтыков В Замоскворечье, старинном районе, которому пока повезло больше других в столице сохранить неприкосновенным своё историческое своеобразие, нарастает очередная волна напряжённости в связи с новой угрозой известному архитектурному памятнику 17 века - храму Воскресения Христова в Кадашах. Есть сведения, что печально прославившийся среди москви чей проект офисно-делового центра " Пять столиц " в смертельно опасной для храма близости может быть усилиями девелопера реанимирован в ином формате и всё-таки реализован. Если подобное всё же случится, то уникальное творение церковного зодчества фактически будет принесено в жертву современному безликому памятнику всемогущества законов товарно-денежных отношений. Настоятель храма протоиерей Александр Салтыков и поддерживающие его независимые эксперты убеждёны: слабый и непрочный фундамент церкви, стоящей в буквальном смысле слова на болоте, может не пережить строительных работ в близком соседстве, даже если комплекс «Пять столиц» будет иметь более скромные, чем планировалось ранее, масштабы, хотя последнее маловероятно. О своих опасениях и о возможных путях разрешения угрожающей ситуации, сложившейся вокруг храма Воскресения Христова, отец Александр рассказал " Церковному вестнику " . - Почему вы считаете, что именно сейчас судьба храма вновь находится в опасности? - В настоящий момент строительные работы как таковые не ведутся, это правда. Однако вместе с тем под сурдинку идет активная подготовка к началу нового строительству вблизи храма-памятника. Оно может начаться в любой момент, лишь только будут получены несколько недостающих пока согласований и выдано московскими властями генеральное разрешение на производство работ. И тогда процесс уничтожения церкви будет уже не остановить, разве что кто-нибудь по примеру архитектора П.Д.Барановского, героически спасшего храм Василия Блаженного, ляжет под гусеницы бульдозера. Разумеется, мы активно не желаем доводить противостояние вокруг нашего храма до подобных крайностей. Суть же проблемы, с нашей точки зрения, состоит в том, что затеваемое возобновление строительства офисно-делового центра является фактически и юридически новым, а потому априори незаконным.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010