Однажды ночью я, чтобы быстрее заснуть, начал читать «Жития святых». В этот день праздновалась память Василия Блаженного. Я прочитал его житие, последние слова были: «...а мощи Василия Блаженного находятся в храме Покрова, что на Рву». И с этими словами я заснул. Когда проснулся, у меня, как навязчивая мелодия, в голове звучало: «...а мощи Василия Блаженного находятся в храме Покрова, что на Рву». Сел завтракать, опять – мысль: «...а мощи Василия Блаженного...» Что за навязчивая идея? Думаю: сегодня – день Василия Блаженного, схожу я до ближайшего храма – на ВДНХ, поставлю свечку этому святому и приду писать. И я поехал на ВДНХ, но каким-то непонятным образом промахнулся и оказался в метро. Еду, думаю: «Выйду на площади Ногина, а там, на Красной площади, почту уже Храм Василия Блаженного... и – назад». Подхожу к храму Василия Блаженного, а там написано: «Вторник – выходной день». Я даже обрадовался, думаю: «Ну, слава Богу, храм закрыт». Перекрестился: «Святый Василий Блаженный, моли Бога о мне, грешном». И вдруг меня окликает человек, спрашивает: «А что вы здесь делаете?» Я, оказывается, переступил какое-то ограждение. Я говорю: – Почитаю Василия Блаженного. – А почему вы его почитаете? – Сегодня весь мир его почитает, сегодня – день памяти Василия Блаженного. – Да? А я здесь – начальник всех реставрационных работ. А где мощи Василия Блаженного находятся? Я отвечаю: – А мощи его находятся под спудом храма Покрова, что на Рву (повторил из Жития). – А где это – под спудом? – Не знаю, я и приехал разобраться. – Да, – говорит, – и правда, надо разобраться. А то мы реставрируем, а где мощи – не знаем. И не думали, что они здесь находятся. И повел меня в бытовку – там какие-то мрачные рабочие. Он собирает всех этих людей, человек 20, и торжественным голосом объявляет: «А вы знаете, что сегодня весь мир празднует день Василия Блаженного?» – «Ну и что?» – «Так мощи его здесь находятся, в храме». – «А где?» – «Вот и я спрашиваю, где мощи находятся?» Один рабочий говорит: «Да я вроде знаю». Начали искать ключи, пошли, открыли, спустились, зажгли свет и увидели такую картину: огнетушитель, грязные сапоги, все это в куче навалено как раз на том месте, где мощи. И вдруг всем стало стыдно, они начали молча все это разгребать, а когда убрали, обнаружили стеклянную баночку литровую, а в ней – три гвоздики.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Блаженный Василий, Христа ради юродивый, Московский чудотворец Василий Блаженный, самый известный из юродивых, которыми изобиловала Русь, родился в 1468 году в селе Елохово, что недалеко от Москвы, в семье благочестивых крестьян Иакова и Анны. С детства он вел подвижническую жизнь, постоянно молился, и уже тогда в нем стали заметны первые ростки Божественной благодати. Мальчиком он был отдан в учение к сапожнику. Однажды в лавку зашел купец и заказал много новых сапог. Шестнадцатилетний Василий посмеялся над ним. Когда заказчик ушел, хозяин стал допытываться у юноши о причинах его поведения. Василий ответил, что странно заказывать столько сапог, сколько хватило бы на много лет, ведь этот человек на следующий день должен умереть. Его предсказание сбылось. После этого Василий не захотел больше ни оставаться у хозяина, ни возвращаться к родителям и направился в Москву. Затерявшись в шумной городской толпе, он избрал подвижнический путь притворного безумия, чтобы как можно полнее приобщиться страданиям Господа нашего Иисуса Христа, полностью отказавшись от уважения со стороны людей. Не имея постоянного жилья ни даже пристанища, чтобы преклонить главу, он жил почти нагим на улицах и в общественных местах, ночи проводил в молитве на церковной паперти. Среди толпы он хранил молчание так же строго, как отшельники в пустыне; вынужденный говорить, он притворялся косноязычным. Не имея близких людей, отказавшись от мира и его привязанностей, он проявлял при этом великое сочувствие к несчастным, больным и угнетенным. Он часто посещал в тюрьме узников, посаженных за пьянство, чтобы обратить их к исправлению. В эпоху, когда в обществе царили страх и угнетение, жизнь святого Василия служила живым укором неправедным боярам и утешением для обездоленных. Почти все его поступки имели пророческий смысл. Например, блаженный много раз бросал камни в углы домов, где жили благочестивые люди, а когда проходил мимо жилищ, хозяева которых коснели в грехах, целовал углы стен. Когда его спрашивали о причинах такого странного поведения, Василий отвечал, что в домах, где царит святость, нет места для бесов, и поэтому, видя их снаружи, он отгонял их камнями. Напротив, целуя углы нечестивых домов, он приветствовал ангелов, которые оставались снаружи, не имея возможности войти внутрь. На рынке он опрокидывал прилавки нечестных торговцев. Однажды, получив от царя деньги, он, вопреки обыкновению, не раздал их нищим, а отдал хорошо одетому купцу, который, потеряв состояние, не осмеливался просить милостыню и умирал от голода.

http://pravoslavie.ru/55466.html

Проповедуя милосердие, блаженный помогал прежде всего тем, кто стыдился просить милостыню, а между тем нуждался в помощи более других. Был случай, что он отдал богатые царские подарки купцу-иностранцу, который остался безо всего, и, хотя три дня уже ничего не ел, не мог обратиться за помощью, так как носил хорошую одежду. Сурово осуждал блаженный Василий тех, кто подавал милостыню с корыстными целями, не из сострадания к бедности и несчастью, а надеясь легким путем привлечь благословение Божие на свои дела. Однажды блаженный увидел беса, который принял облик нищего. Он сидел у Пречистенских ворот и всем, кто подавал милостыню, оказывал немедленную помощь в делах. Человек Божий разгадал лукавую выдумку и прогнал беса. Ради спасения ближних блаженный Василий посещал и корчмы, где старался даже в самых опустившихся людях увидеть зерно добра, подкрепить их лаской, ободрить. Пришел как-то он в корчемницу, хозяин которой был зол сердцем и с бранью подносил вино, часто повторяя имя демонское. Блаженный Василий стал в дверях и, скорбя духом, смотрел на приходивших пить. Вслед за ним взошел человек, трясущийся телом от многого пьянства, и стал просить корчемника скорее дать ему за деньги вина, но тот от нетерпенья в порыве злобы крикнул на него: «Лукавый не возьмет тебя, пьяницу, мешающего мне подносить лучшим тебя». Услышав такое слово, оградил себя крестным знамением пришедший, принимая из рук его вино, а блаженный Василий, как бы юродствуя, громко засмеялся и рукоплескал ему, говоря: «Хорошо сделал ты, человек, так и всегда делай, чтобы спастись от невидимого врага». Бывшие в корчемнице спрашивали о причине смеха, и разумно отвечал им Христа ради юродивый: «Когда корчемник призвал имя лукавого, то с его словом он взошел в сосуд; когда же хотевший пить вино оградил себя крестным знамением, вышел из сосуда демон и бежал из корчмы. Я же засмеялся от великой радости и хвалю помнящих Христа Спаса нашего и осеняющих себя во всех делах своих крестным знамением, которым отражается вся сила вражия».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Сортировать по Исключить новости Россия — страна архитектурная Феликс РАЗУМОВСКИЙ считает, чтобы понять, кто населял и населяет Россию, достаточно вглядеться в древнерусскую архитектуру. А если каждый день смотреть на храм Василия Блаженного в Москве, в конце концов обязательно придешь к вере 29 декабря, 2010 Феликс РАЗУМОВСКИЙ считает, чтобы понять, кто населял и населяет Россию, достаточно вглядеться в древнерусскую архитектуру. А если каждый день смотреть на храм Василия Блаженного в Москве, в конце концов обязательно придешь к вере Автор и ведущий программы о русской цивилизации «Кто мы?» на канале «Культура» Феликс РАЗУМОВСКИЙ по образованию архитектор. Он считает — для того, чтобы понять, что за люди населяли и населяют страну под названием Россия, достаточно вглядеться в древнерусскую архитектуру. А если каждый день смотреть на храм Василия Блаженного в Москве, в конце концов обязательно придешь к вере. История архитектуры закончилась — Почему вы, выпускник МАРХИ, решили серьезно заняться историей? — Мне представляется это очень естественным. Дело в том, что Россия — страна архитектурная. Только не всем это видно. Если, скажем, русская литература девятнадцатого века каким-то образом востребована в мире, то наш вклад в историю архитектуры сегодня мало кому понятен. Тем не менее вклад этот очень значителен. Одно из косвенных проявлений нашего архитектурного дара — это то пространство, которое мы сумели освоить, сделать частью русского мира. Если каждый день смотреть на храм Василия Блаженного в Москве, в конце концов обязательно придешь к вере. — Иногда с помощью завоеваний? — Слова «завоевать», «подчинить», «захватить» здесь совершенно не подходят: захватить можно на короткое время, потом у тебя все равно заберут; землю нужно освоить, сделать частью своего мира.

http://pravmir.ru/rossiya-strana-arxitek...

Стих: Г осподь хранит пришельцы,/сира и вдову приимет. Мира красоту и всяческая, яже в мире, оставив,/Единому Христу последовал еси/и сетей вражиих избежал еси,/премудре Василие,/ныне же, на Небесех с лики святых Престолу славы предстоя,/молися грехов прощение нам даровати/и Царствия Небеснаго достигнути. Стих: Г осподь возводит низверженныя,/Господь любит праведники. Безумен в мире наречен,/жителей града Рязани мудрости Христовой наставлял еси,/нищету духовную стяжав,/милостыню бедным щедро раздавал еси,/скорби же и нужды претерпевая,/в печали сущих утешал еси./Помози и нам, святче Божий,/крест жития земнаго безропотне понести/и Царствия Небеснаго достигнути. Слава, глас 7: Лик святых земли Рязанския житием праведным украсив,/новый предстатель о Отечестве нашем явился еси,/угодниче Христов Василие,/темже ныне со святителем Василием и новомученики Церкве нашея/предстательствуй о всех нас,/любовию тя почитающих. И ныне, глас тойже: Под кров Твой, Владычице, вси земнороднии, прибегающе, вопием Ти:/Богородице, упование наше,/избави ны от безмерных прегрешений/и спаси души наша. Тропарь, глас 4: Молитва усердная пища и питие тебе бысть,/блаженне Василие,/в несении креста жития странническаго/любовь Христову познал еси./Оком чистым будущая, яко настоящая, прозревая,/радость и от бед избавление требующим твоея помощи даровал еси./Темже и нас, яко Божий избранник,/не забуди твоими ходатайствы,/Христа Бога о нас умоляя. На утрени По 1-м стихословии седален, глас 1: Безумием мнимым безумие мира обличив, блаженне Василие, образ терпения и незлобия явил еси. Мы же, предстательство твое к Богу ведуще, просим тя: молися за ны ко Господу, да спасет души наша. Слава, и ныне, Богородичен, глас тойже: Владычице Пречистая, архангельский глас приносим Ти: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою. По 2-м стихословии седален, глас 2: Дадеся ти благодать от Бога, блаженне Василие, пещися о людех, недужныя целити и скорбныя утешати. Темже мы, ныне память твою совершающе, тепле зовем: помяни и нас в твоих святых молитвах.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Радуйся, узок путь во Царствие небесное избравый; радуйся, пустынничества крест волею подъявый. Радуйся, страны мразныя не убоявыйся; радуйся, ветра хладнаго не устрашивыйся. Радуйся, скорби и болезни мужественно понесый; радуйся, Заступницею усердною всегда хранимый. Радуйся, молитвы храм в сердце твоем воздвигнувый; радуйся, труд, терпение и усердие в основание того положивый. Радуйся, преподобне отче Василисче, умнаго безмолвия велий рачителю. Кондак 9 Всего себе Господу освятив, отче Василисче, в болезнях жестоких Христу сраспялся еси воистинну, и в пустыни, яко во гробе, Тому спогреблся еси, блаженне, и Того ради многая злострадания претерпел еси, но любве Божия никако же отпал еси, присно поя Ему: Аллилуия. Икос 9 Витии многоречивии умолкают, зряще твоего, отче Василисче, жития безмолвнаго подвиг, ибо яко пламя прилежит свещи, тако ты, блаженне, умом и сердцем твоим воистинну Христу в молитве срастворился еси. Мы же, таковое действо в тебе зряще, любовию взываем ти: Радуйся, Богу в любви непрестанно предстоявый; радуйся, благодать Богообщения стяжавый. Радуйся, великих дарований небесных приятелю; радуйся, духов поднебесных велий устрашителю. Радуйся, на высоту добродетелей восшедый; радуйся, Царствие Божие внутрь Радуйся, Владыки вышняго верный служителю; радуйся, истинныя радости о Боге благий стяжателю. Радуйся, преподобне отче Василисче, умнаго безмолвия велий рачителю. Кондак 10 Спасения ради души твоея, отче Василисче, многая лета в пустыне неисходно подвизался еси, и тамо старости честныя достигнув, высоту добродетели стяжал еси, темже Господь на ину стезю направи тя, во еже ближних спасению послужити, отонудуже малую братию собрав, воспел еси Богу: Аллилуия. Икос 10 Стена крепкая в молитве братии пустынней был еси, святый Василисче, духом сокрушенным, яко мечем, научал еси тех коварства вражии посекати, и нас ныне от сна лености житием твоим богозарным пробуждая, явился еси утешения духовнаго податель. Мы же, подвиги твоя ублажающе, воспеваем

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

О, преблаженне Василие, угодниче Христов, юроде на земли и ангелоподобниче на Небесех! Ты, ныне мзду трудов велиих прием, у Престола Горния Славы поминай нас, почитающих тя сыновне. О, молитвенниче теплый Василие! Ты, посреде пределов земли Рязанския богоугодне пожив и душу многими подвиги очистив, от Владыки Христа награду небесную восприял еси. И нам грехов прощение испроси и в добродетелех преспеяние. О, дивне Василие, предстателю крепкий за град наш и землю Рязанскую! Моли ныне Всещедраго Владыку избавитися нам от всякаго лукавства вражия, страстей и каменносердечия окаяннаго, да восприимем от десницы Господа с тобою богатство некрадомое. Богородичен: П од кров Твой, Владычице, вси земнороднии, прибегаем и вопием: Богородице, Упование наше, избави ны от безмерных прегрешений и спаси души наша. Светилен: Да возрадуется днесь земля Рязанская, в той бо явися светильник светлый и угодник Божий чудоточный Василий, болящих исцеляяй, теснимых защищаяй, бесов тьму отгоняяй и о чтущих его пред Богом предстательствуяй. Слава, и ныне, Богородичен: Богородительнице Дево, Свет душ наших, Христа, рождшая! Во свете присносущнем водворитися всем нам испроси, воспевающим Твое милосердие. На хвалитех стихиры, глас 8: Земное богатство презрел еси, святе Василие,/и родительскаго кров отвергл еси,/милостию Божиею покрываяся./Странствию же Христову ревнуя,/достигл еси Царствия Небеснаго. (Дважды) Миру юродив явился еси,/премудрость Божию людем града Рязани возвещая,/молися, блаженне Василие,/да просветит Господь и наша сердца/молитвами твоими. День празднственный совершаем усердно/от земли преставления твоего, святе Василие,/пролей ныне теплую молитву ко Господу,/да утвердит Отечество наше в мире и благоденствии/и спасет души наша. Слава, глас тойже: Подвиг велий на земли подъял еси/и, мирская мудрования отверг,/юродив миру явился еси,/благодатию же Христовою просвещен,/суеты житейския избегати люди поучал еси./Не забуди и нас, праведниче Василие, ходатайствы твоими,/Христа прилежно о нас умоляя.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Скачать epub pdf Служба блаженному Василию Кадомскому Текст службы утвержден на заседании Священного Синода 8 декабря 2020 года (журнал 99) Месяца мая во 2-й день Блаженнаго Василия Кадомскаго На велицей вечерни На Г осподи, воззвах: стихиры, глас 5: Миру чужд быв,/сущих в мире не чуждался еси,/юродив наречен,/мудрости наставлял еси,/страдания терпяй,/страждущих исцелял еси,/темже в житии твоем привременнем/милость Божию улучил еси,/блаженне Василие. Образ терпения и незлобия являя,/многострадальному Иову подражал еси,/сердце в жилище Духу Святому утотовляя,/по вся дни и нощи в молитве пребывал еси,/странствию Христову ревнуя,/Царствия Божия достигл еси,/блаженне Василие. трудолюбне дары Духа Святаго стяжал еси./Темже, дерзновение твое к Богу ведуще,/к тебе с молитвою притекаем,/блаженне Василие. Слава, глас 6: О, блаженне Василие,/града Рязани похвало,/мира чуждаяся,/смирен, целомудр, праведен/и заповедей Божественных хранитель явился еси,/молися за ны ко Господу,/да спасет души наша. И ныне, Богородичен, глас тойже: К то Тебе не ублажит, Пресвятая Дево: Вход. Прокимен дне. И чтения три преподобническая. На литии стихира храма и святаго, глас 3: Блаженне Василие чудне,/человече Божий,/яко юрод, на земли пожил еси/и, яко злато в горниле, душу свою очистил еси./Грехов прощение нам испроси/и недугов избавление,/да Царствия Небеснаго сподобимся. Слава, глас 2: Все упование на Бога возложив,/пучину жития земнаго преплыл еси/и, брега Горняго Отечества достигнув,/со ангелы на Небесех ныне радостне ликуеши,/угодниче Христов Василие./Темже помози нам, на земли живущим,/печали горькия избавитися. И ныне, глас тойже: О, чудесе новаго, всех древних чудес: На стиховне стихиры, глас 8: Ангельски пожив, святе,/подвиги на всяк день подъял еси,/молитву, яко щит, воздержание, яко лук,/и смирение, яко шлем, имея,/темже верныя люди назидал еси/заповеди Божия усердно исполняти/и страх Божий имети./Помози и нам, блаженне Василие,/веру добре соблюсти/и Царствия Небеснаго достигнути.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Когда в 1933 году начали людей насильно загонять в колхозы, за Анной Васильевной толпами бегали люди и спрашивали: «Как быть, что делать?» А она кричала: «Глядите, глядите, правда-то в небеса ушла!» И среди белого дня (в обед) по небу летела звезда. И все видели эту звезду: все ближайшие деревни и города одновременно. И действительно, правда с земли ушла с того времени… Однажды она лежала в больнице в Бузулуке с женщиной по имени Евдокия. Эта Евдокия хорошо знала Анну Васильевну и сказала, что Анна Васильевна хранила у нее свой смертный узелок. Анна Васильевна сказала Евдокии: «Евдокия, если со мной что случится, принесешь мне смертный узелок». Евдокия спросила: «А как я узнаю?» И вот однажды к Евдокии в окно постучали, и какой-то человек сказал: «Неси Анне Васильевне смертный узелок с одеждой». Евдокия вышла – никого нет, и она поняла, что Анна Васильевна умерла. Она взяла узел и пошла в село Партизанское (в двенадцати километрах от Колтубанки). Там был дом для беспризорных, для престарелых и умственно отсталых. Блаженную НКВДшники выловили в Бузулуке и отправили в этот дом. Евдокия с узелком долго добиралась до Партизанского и когда пришла, Анну Васильевну уже закопали. Евдокия с узелком опоздала» Блаженная старица Вера Бузулукская (1901–1968 гг.) Прозорливая старица блаженная Вера (Вера Леонтьевна Гуреева) родилась 1901 году в городе Бузулук (Оренб. обл.). Известно, что блаженная Вера общалась с известной блаженной Анной Васильевной. (В годы безверия блаженную Веру несколько раз помещали в психиатрическую больницу, представителей власти пугало всевозрастающее почитание в народе подвижницы). По свидетельству современников блаженная Вера появилась в Самаре в Покровском соборе, и в Петропавловской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Не имел блаженный и определенного пристанища. Днем скитался он по Москве, а ночи проводил (не столько в отдыхе и сне, сколько в молитве) или на папертях церковных (где к утру и засыпал на их жестоком каменном помосте) или в башне у Варварских ворот в стене Китай города. Только в редких случаях блаженный позволял себе воспользоваться приютом на несколько часов у одной благочестивой вдовы боярыни Стефаниды Юрловой. Изнуряя, таким образом, всячески свое тело, бл. Василий в тоже время еще более старался смирить свой дух, не дать развиться в себе самомнению, горделивому сознаний важности своих подвигов, которые он считал маловажными и не имеющими никакой ценности, и посему всячески избегал людской похвалы, находя ее, по-своему смиренно, не заслуженною. Но блаженный не хотел бежать от неё в пустыню: для своей деятельности во славу Божию и на пользу ближних святый подвижник шумную столицу предпочитал пустыне: живя здесь, «в мире», он скорее и убедительнее, чем в пустыне, мог поучать христианской жизни любителей суеты мирской. К тому же никто не мог ему поручиться, что людская слава и в пустыне не будет преследовать его. По сему блаженный, не имея возможности скрыть своих подвигов от людей, избрал другое средство для избежания людской похвалы и для смирения своего духа: вместе с подвигом ноготы принял подвиг юродства (безумия) Христа ради и под внешним неприличием этого подвига скрывал от людей, не прозревших далее внешнего, свое добродетельное житие, представляясь как бы лишенным разума, ни чего несмысляищим. Ходя по улицам, он всегда молчал, сам почти никогда не начинал говорить и на вопросы обыкновенно безразсудные, а иногда при начале юродства даже обидные, ничего не отвечал, показывая вид, что он ничего не понимает; если же когда и говорил, говорил темно и безсвязно, загадками; в поступках своих был непонятен: допускал странные действия, входил в близкое соприкосновение с людьми порочными и низко павшими в общественном мнении и т. п. Но во всех этих особенностях своего поведения, в своих странных и иногда, повидимому, безумных речах и поступках блаженный никогда не позволял себе чего-либо греховного, какой либо несправедливости или оскорбления по отношению к другим.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010