Один старец рассказывал о Василие Великом : посетив однажды Киновию, после приличного наставления, он спросил настоятеля: «Есть ли у тебя здесь брат, который бы отличался послушанием?» – «Владыка! – отвечал настоятель, – все рабы твои и ищут спасения». Святитель Василий опять спросил его: «Есть ли кто у тебя имеющий истинное послушание?» Тогда настоятель привел к нему одного брата. Святитель Василий велел ему служить при столе. После принятия пищи брат подал ему воды умыться, а святитель Василий говорит ему: «Пойди, и я подам тебе умыться». Брат допустил Василию подать себе воды. Святитель Василий сказал ему: «Когда пойду в храм, приходи и ты: я сделаю тебя диаконом». После этого святитель Василий сделал его и пресвитером и за его послушание взял с собою в епископию. Об авве Виссарионе 1 . Авва Дула, ученик авва Виссариона, рассказывал следующее: «Шли мы однажды по морскому берегу; мне захотелось пить, и я сказал авве Виссариону: «Авва! Мне очень хочется пить». Старец, сотворив молитву, говорит мне: «Пей из моря». Вода сделалась сладкой, и я напился. После налил я воды в сосуд, на случай если бы на пути опять захотелось пить. Старец, увидев это, сказал мне: «Для чего ты налил?» Я сказал ему: «Прости мне, – как бы еще на пути не захотелось пить». Тогда старец сказал: «И здесь Бог , и везде Бог " ». 2 . В другое время была нужда Виссариону переправиться через реку Хризорою. Сотворив молитву, он перешел ее пешком и вышел на берег. В удивлении я поклонился ему и спросил: «Каково было ногам твоим, когда ты шел по воде?» Старец отвечал: «По пяты я чувствовал воду, а прочее было сухо». 3 . Некогда шли мы к одному старцу; солнце начинало заходить; старец, сотворив молитву, сказал: «Молю тебя, Господи! Да стоит солнце, пока я приду к рабу Твоему!» Так и было. 4 . В другое время я вошел к нему в келью и застал его стоящим на молитве. Руки его были простерты к небу, и он оставался в этом подвиге четырнадцать дней. После того он призвал меня и сказал: «Следуй за мной». Мы вышли и пошли в пустыню.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Маран задался было мыслью отвергнуть заключения Гарнье, и в некоторых отдельных случаях ему, действительно, удалось ослабить доводы своего противника, но, в общем, его попытка оказалась так малоуспешной, что не убедила его самого; в конце концов сам Маран должен был признать, что стиль и язык последних двух книг против Евномия резко отличается от языка и стиля первых трех книг, и что текст св. Писания, каким пользуется св. Василий в своих подлинных сочинениях, иной по сравнению с текстом четвертой и пятой книг 21 . Со времени упомянутых сейчас ученых вопрос о принадлежности последних двух книг Василию уже более не подвергался подробному исследованию, и отрицательный результат Гарнье постепенно становился общим достоянием науки. В настоящее время убеждение в непринадлежности Василию этих книг стоит столь прочно, что новейшее издание творений Василия, сделанное Гольдгорном, предлагает в себе только первые три книги 22 . Вывод, признанный западной наукой в отношении к этому сочинению Василия, давно был усвоен и русской церковно-исторической литературой; так „Историческое учение об отцах Церкви» преосв. Филарета Черниговского приписывает Василию только три книги против Евномия 23 . Чтобы увериться в действительной непринадлежности четвертой и пятой книг против Евномия св. Василию, для этого нет надобности в каких-либо сложных соображениях и искусственных комбинациях. В применении к ним с полною силой наблюдается то отмеченное выше явление, что подложные сочинения в себе самих заключают явные доказательства своей неподлинности, изобличая себя всеми своими особенностями. Сравнивая последние две книги против Евномия с первыми тремя, несомненно, принадлежащими Василию, легко можно видеть, что ни в общем характере содержания и изложения, ни в частных подробностях между ними нет ничего общего. И, прежде всего, вопреки свидетельству рукописей, последние две книги никоим образом не могут считаться продолжением первых трех, составляющих с ними одно и тоже сочинение, потому что они решительно не соответствуют тем целям, какие намечал себе св.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Патриарх же великому государю велел известить, которое де письмо к великому государю дал он преж сего Василию греку и ныне Стефану, и великий б Государь те письма переведчи и вычет подлинные изволил послать к Никону патриарху с Василием греком, а что де Никону патриарху говорить, о том приказал он патриарх ему Василию, а как де Никон патриарх те письма вычтет и их у него взять ему ж Василию и отдать великому государю. Да бил челом великому государю Иерусалимский патриарх Нектарий: Омоисийском 674 митрополите Козме, чтоб великий государь его пожаловал и будет он похочет до своей митрополии, и великий б государь изволил его отпустить, а будет де ему великому государю он годен и о том как он великий государь изволит. У архимарита его патриарша Леонтия греченин Илья Алексеев занял денег, а сколько о том дал он письмо Василию греку, и чтоб великий государь для его патриарша прошенья указал на нем Илье тот долг доправить и отдать Василию греку. О иконийском митрополите Афанасии чтоб великий государь пожаловал не велел ему утеснения учинить, а с Москвы до его патриархова приезда отпускать не велел. XLIV. Донесение царю Алексею Михайловичу от иеродиакона Мелетия об отправлении грека Стефана и Порфирия Оловеникова с царскими грамотами к патриархам цареградскому и иерусалимскому и о его, Мелетия, отправлении к патриархам: антиохийскому и александрийскому. (Без означ. врем., но относится к Янв. 1665 г.) Государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всея великия и малыя и белыя Росии самодержцу. Богомолец твой, черной дьякон Мелетий, грек, Бога моля, челом бьет. В нынешнем, государь, в 173-м году Сентября в 25 день, по твоему великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всея великия и малыя и белыя Росии Самодержца, указу, велено мне, богомольцу твоему, с твоими великого государя грамотами Стефана грека проводить до Рашкова и отпустить его к Иерусалимскому патриарху, а что он у Иерусалимского патриарха учинит, о том ему отписать ко мне в Рашков и с тем его Стефановым ответом мне, богомольцу твоему, к тебе, великому государю, отписать.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

Впрочем, не устраняя вовсе от участия в низвержении А. С. Матвеева Богдана Матвеевича Хитрово, как родственника других действующих лиц в этом деле, мы желали бы нашей заметкой лишь обратить внимание последующих исследователей на очевидное смешение двух современных лиц, при чем вся тяжесть исторического суда пала на одного Богдана Матвеевича Хитрово, может быть единственно потому, что он был тогда более на виду, чем Иван Богданович, тогда как этот последний, будучи Царским дядькой, по самому своему положению при Дворе, долженствовал быть более заинтересованным в делах Царского семейства, то есть, в борьбе Милославских с Нарышкиными, ближайшим последствием коей и была ссылка Матвеева. В заключение нашего очерка приведем еще три письма Б. М. Хитрово , писанные им (между 1677 – 1680 г.) к Князю Василию Васильевичу Голицыну, в 1677 году, в бытность сего последнего в походе, когда он был отправлен в Путивль охранять Малороссийские города от Турков и Крымцев. 1 «Государю моему Князю Василию Васильевичу Богдашко Хитров челом бьет. Пожалуй, Государь прикажи писать о своём здоровье. А пожалуешь изволишь ведать про меня; и я на Москве при Государских пресветлых очах. Мая по.... день дал Бог здорово. Да прошу, Государь, твоего жалованья, пожалуй, для моего прошения, будь милосерд ко внуку моему Василию Панину. По сем тебе, Государю своему, челом бью.» 2 «Государю моему Князю Василию Васильевичу Богдашко Хитрово челом бьет! Подай Бог тебе, приятелю моему здравствовать на службе Великого Государя, и про меня Государь изволишь ведать, и я на Москве при Государских пресветлых очах. Июня по 26 число Божией милостью жив. Пожалуй Государь, приятель мой, Князь Василий Васильевич, буди милостив к Ивану Гееву для моего прошения, а он Иван самый добрый человек, о сем тебе Государю много челом бью. (Временник 1852 года кн. 12 стр. 53 и 54).» 3 «Государю моему Князю Василию Васильевичу Богдашко Хитрово челом бьет! Пожалуй, Государь, вели ко мне писать о своём многолетнем здоровье, как тебя Государя моего Бог милует; а про меня Государь изволишь ведать, и я на Москве при Государских пресветлых очах июля по 28 день дал Бог здорово; челом, Государь, бью на твоём жалованье, что пожалуешь ко мне писать о своём многолетнем здоровье. О которых, Государь, Великого Государя делах ты жалуешь ко мне пишешь, и о том Великому Государю я истинно по часту докладываю.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Непосредственно за ними следуют Аполлинарий и Астерий – мужи, исполненные всякой премудрости и благочестия. Из них Аполлинарий был епископом в Лаодикии Сирской, современник Василию Великому и Григорию Богослову и сообщник их и споборник в истине благовествования, как явствует из истории Филосторгия арианина, где говорится: «Аполлинарий процветал в то время в Лаодикии Сирской, Василий – в Кесарии Каппадокийской и Григорий в Назианзе; эти три мужа ратоборствовали тогда за единосущие, поборая иносущие, и много превзошли всех, прежде меня и потом при мне защищавших ересь; Афанасий же в сравнения с ними считается как бы отроком». Так пишет об Аполлинарии Филосторгий арианин. Следовательно, Аполлинарий этот не есть еретик, но православный, современник Василию и Григорию и защитник истины. Астерий также известен как один из достигших в то время высочайшей мудрости. По словам блаженного Фотия, Патриарха Константинопольского , Астериев было одновременно два: один – поборник арианского нечестья, а другой был воспитан в догматах благочестия, который молодым пришел к великому Иулиану, опытно проходил иноческую подвижническую жизнь и впоследствии был настоятелем иноческой обители. Этот в своих сочинениях везде утверждает догматы православия, доказывая присносущие Божия Слова и вечное Его с Отцем пребыванье. Итак, относительно толкования, возводящего к высочайшему разуму, поименованные мужи превосходят других. В объяснении же иносказательного смысла пророчеств и касательно православия, каковое направление толкования приносит наибольшую пользу слушателям, так как ученье это переходит в их нравы, в этом преимущество пред всеми прочими принадлежит Василию Великому и Златоусту, которых слава относительно премудрости и святости, их склад речи, премудрейшие и прекрасные их толкования, настолько всем известны, что в настоящем слове не видится для меня необходимости говорить об этом уже знающим. Ибо вся земля и море и все острова преисполнены их святостью и богодарованною им премудростью и разумом, и нет никого, кто бы не слышал этих богогласных труб. Поэтому, я рассудил почтить молчанием сих равноангельных мужей.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/nr...

2. Ответ на 1, Русский Сталинист: Я, конечно, не обладаю такими ресурсами и таким положением как господин Малофеев, но в свою очередь хотел бы нижайше попросить господина мэра Москвы рассмотреть также вопрос об установке в столице памятников Ивану Калите, Дмитрию Донскому, Василию Первому, Ивану Третьему Великому, Василию Третьему, Ивану Четвёртому Грозному, Феодору Иоанновичу, Борису Годунову, Михаилу Феодоровичу, Алексею Михайловичу, царевне Софье Алексеевне. Не те смехотворные однотипные проштампованные бюстики на одно лицо на т.н. " Аллее Правителей " , а настоящие отдельные узнаваемые памятники. Или в Третьем Риме не хватит места для увековечивания памяти его создателей? Или в самом богатом городе РФ не хватит денег на это святое дело сохранения национальной памяти? На " Москву-Сити " и на " Ельцин-Центры " хватает... Дмитрий, ну что Вы в самом деле, как дитя малое.Никто и никуда, никаких памятников ставить и не собирался. По Ф. Э. Дзержинскому, несколько лет назад кстати уже проводили опрос. Просто наши " мудрецы " из АП, таким образом пробивают, созрел народец для того, чтобы вынести Ильича из Мавзолея или не созрел. Судя по опросу, пока ещё не созрел. Прямо об этом сказать у них тямы не хватает, вот и водят людей, как козлов на верёвке, выдумывая вот такие опросы. 1. Кроме Александра Невского и Феликса Дзержинского больше никого не знаем, господа-товарищи? Я, конечно, не обладаю такими ресурсами и таким положением как господин Малофеев, но в свою очередь хотел бы нижайше попросить господина мэра Москвы рассмотреть также вопрос об установке в столице памятников Ивану Калите, Дмитрию Донскому, Василию Первому, Ивану Третьему Великому, Василию Третьему, Ивану Четвёртому Грозному, Феодору Иоанновичу, Борису Годунову, Михаилу Феодоровичу, Алексею Михайловичу, царевне Софье Алексеевне. Не те смехотворные однотипные проштампованные бюстики на одно лицо на т.н. " Аллее Правителей " , а настоящие отдельные узнаваемые памятники. Или в Третьем Риме не хватит места для увековечивания памяти его создателей? Или в самом богатом городе РФ не хватит денег на это святое дело сохранения национальной памяти? На " Москву-Сити " и на " Ельцин-Центры " хватает...

http://ruskline.ru/news_rl/2021/03/01/mo...

Закрыть Василию Бойко-Великому грозит 10 лет тюрьмы Завтра состоится оглашение приговора известному предпринимателю и православному общественному деятелю 02.10.2023 2042 Время на чтение 3 минуты Ещё 19 Сентября 2023 года в средствах массовой информации прошли сообщения, что по делу о мошенничествах и хищениях в банке «Кредит-Экспресс» прокуратура требует длительного заключения для известного предпринимателя и православного общественного деятеля Василия Вадимовича Бойко-Великого. Сообщение ТАСС озаглавлено так «Гособвинение попросило приговорить Василия Бойко-Великого к девяти годам за растрату». Газета «Ведомости» сообщила об ещё более длительном сроке заключения — «Прокурор запросил десять лет колонии Бойко-Великому». В информационных заметках сообщалось, что оглашение приговора состоится 3 Октября 2023 года на заседании Черемушкинского суда города Москвы, которое начнется в 10:00. В связи такими тревожными известиями тогда же в Сети распространялось Обращение, подписанное от имени «Союза Православных Братств» — « Православный предприниматель, меценат и просветитель нуждается в нашей молитвенной поддержке». В нём в частности говорилось: «Такое исключительное по статусу внимание к данному относительно “мелкому” по финансовым масштабам делу можно объяснить только политическим “заказом” и стремлением наказать не только владельцев, руководителей и штатных сотрудников банка, но и приплетенного сюда В.В. Бойко-Великого, который к штату сотрудников этого финансового учреждения никакого отношения не имел… необходимо возносить сугубые молитвы прежде всего к Святителю Василию Великому Неокесарийскому – небесному покровителю Василия Вадимовича, а также к Святителю Василию Рязанскому, которому благочестивые православные люди часто молятся об избавлении от клеветы, а также к Святым Царственным Мученикам, которым раб Божий Василий посвятил столько своих просветительских и научных усилий. Поскольку на предстоящей седмице уже может быть вынесен приговор, очень просим всех неравнодушных братьев и сестер усугубить свои молитвенные усилия».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/02/va...

Письма к Василию Великому 1. К Василию Великому (5 1 ) В неисполнение своего обещания жить вместе со св. Василием извиняется необходимостью услуживать родителям и предлагает способ – примирить требования обещания и долга (358 г.) Признаюсь, изменил я обещанию жить и философствовать вместе с тобой, как дал слово еще в Афинах, во время тамошней дружбы и тамошнего слияния сердец (ибо не могу найти более приличного выражения). Но изменил не добровольно, а потому, что один закон превозмог над другим, закон, повелевающий прислуживать родителям, над законом товарищества и взаимной привычки. Впрочем и в этом не изменю совершенно, если ты будешь согласен на то же самое. Иногда я буду у тебя, а иногда ты сам соблаговоли навещать меня, чтобы все было у нас общее, и права дружбы остались равночестными. Так можно мне будет и родителей не оскорблять, и быть вместе с тобой. 2. К нему же (6) Поскольку св. Василий шутливо писал о стужах и ненастье в Тиверине, местопребывании св. Григория, то с подобной шуткой отзывается о самом св. Василии и месте его жительства – Кесарии. Несносно мне, что ты, великий нелюбитель грязи, привыкший ходить на пальцах и попирать гладкие мостовые, человек парящий, выспренный, уносимый со стрелой Авариса, упрекаешь меня Тиверином, здешними стужами и ненастьями, и хотя ты сам каппадокиянин, однако же избегаешь того, что в Каппадокии. Разве мы обижаем вас тем, что вы бледнеете, с трудом переводите дыхание, и солнцем пользуетесь в меру, а мы тучнеем, пресыщаемся и не заключаем себя в тесные пределы? Но последнее принадлежит вам. Вы роскошествуете, вы обогащаетесь, у вас бывают базары. Не хвалю этого. А потому или перестань укорять меня за грязь, ибо не ты построил город, и не я сделал ненастья, или и я тебе вместо грязи укажу на трактирщиков и на все, что бывает в городах дурного. 3. К нему же (7) Посетив св. Василия в его понтийской пустыне, шутливо описывает ее (после 360 года). Смейся, черни все наше или в шутку, или и в правду; не в том дело, будь только весел, упивайся своею ученостью и наслаждайся моею дружбой. А для меня, если что от тебя, что бы оно ни было, и каково бы ни было, все приятно. И если только понимаю тебя, мне кажется, что и над здешним смеешься не для того, чтоб осмеять, но для того, чтобы меня привлечь к себе, как и реки для того преграждают, чтоб заставить их течь иначе. Ты и всегда поступаешь так со мной.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

И вот Василий Косой, находившийся при умершем отце, объявил себя его наследником, послав об этом сообщение своим братьям. И в самом деле, что было терять время князю Василию? Дмитрий Шемяка и Дмитрий Красный посланы были еще Юрием Дмитриевичем в поход против Василия Васильевича на Кострому и к моменту смерти своего отца сумели добраться только до Владимира. Не до великого княжения было и самому Василию Васильевичу. Однако младшие братья решительно воспротивились самовольному решению Василия Косого. Позиция Дмитрия Шемяки и Дмитрия Красного на первый взгляд кажется и неожиданной, и неоправданной. Братья категорически отказались признать Василия Косого великим князем. Гадать о причинах этого, когда источники безмолвствуют, очень трудно. И все же, приняв своевольное решение, Василий Косой преступил закон «гнезда Калиты». Уже одно это могло вызвать негодование у его братьев. Но он выступил также и против того самого родового принципа наследования престола, за который боролись князь Юрий и его сыновья. Факт захвата престола Василием Косым превращал борьбу за «идею», «принцип», «наследие Дмитрия Донского» в обыкновенный разбой. Права на великокняжеский престол, согласно толкованию духовной грамоты Дмитрия Донского галицкими князьями, отныне принадлежали Василию II. Поэтому Дмитрий Шемяка и Дмитрий Красный объявили Василию Косому: «Аще не восхоте Бог, да княжит отец наш, а тебя и сами не хотим». Чего же «хотели» братья? Конечно, вернуться к «старине» — посадить на престол Василия II. Дело было, конечно, не только в юридической стороне вопроса. Своим волевым характером и самостоятельностью действий Василий Косой внушал младшим Юрьевичам серьезные опасения. Другое дело — Василий Васильевич. У него не было каких-либо особенных талантов, а особливо задатков крупного политического деятеля. К тому же совсем недавно он потерпел поражение и не пользовался безоговорочной поддержкой в каких-либо русских землях. Итак, Юрьевичи предпочли его, как слабейшего из претендентов, рассчитывая, что смогут при нем играть заметную роль.

http://sedmitza.ru/lib/text/438781/

И весьма вероятно думать, что они испросили у митрополита Феогноста крещатые ризы архиепископу Василию с той целью, чтобы на основании этого отличия усвоять своим архиепископам особые права, признания которых можно было бы требовать от последующих митрополитов (белый клобук, составлявший отличие новгородских владык и которому Новгородцы усвояли великое значение, был производим ими также от архиепископа Василия. Хотя это и неправда, как скажем ниже, но это показывает, что архиепископу Василию, получившему от митрополита Феогноста крещатые ризы, усвоялось ими приобретение особых прав 573 . Преемник архиепископа Василия Моисей, как мы говорили выше, посылал в 1353 году к императору и патриарху просить у них «благословения и исправления о непотребных вещах, приходящих с насилием от митрополита». Вопреки показанию Никоновской летописи, очень вероятно думать, что тут дело шло не о проторях на постановлениях и не о церковных пошлинах святительских, а именно о крещатых ризах. На пожалование этих риз митрополитом Феогностом архиепископу Василию Новгородцы смотрели как на их пожалование всем последующим новгородским архиепископам однажды навсегда; между тем Феогност, дав ризы Василию, не хотел давать их Моисею. Может быть, митрополит не хотел дать последнему наших риз потому, что тот не желал заплатить за них требуемой им суммы; но возможно и то, что уже Василий с крещатыми ризами изменил своё поведение по отношению к нему – митрополиту и что это было им замечено. Архиепископ Моисей успел получить крещатые ризы от самого патриарха 574 , и как он вёл себя в них по отношению к митрополиту, остаётся неизвестным. Но его преемник с 1359 года Алексий, присвоив себе употребление этих риз самовольно, ибо патриархом они даны были Моисею также только личным образом, вёл себя в них по отношению к митрополиту Алексию так, что тот в 1369–70 годах жаловался патриарху на его непочтение, неповиновение и неблагопокорение (см. выше стр. 205, электронная версия – абзац сноски прим. корр.). Таким образом, может быть принимаемо за очень вероятное, что со времени архиепископа Василия Новгородцы и их владыки задались мыслью – первые поставить вторых в возможно большую независимость от митрополитов, а вторые – стать в таковую независимость, и что приговор 1385 года не был чем-нибудь внезапным, а именно окончательным выражением их стремлений.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010