«Государь наш с папой хочет быть в дружбе и согласии, но, как прежде государь наш с Божией волею от прародителей своих закон греческий держал крепко, так и теперь с Божией волею закон свой держать крепко хочет,» – так приказал Василий III (1505–1533 гг.) ответить послам папы. 1530 г. 4 сентября. Троице-Сергиева лавра. Обливаясь слезами умиления, дождавшийся наконец рождения сына ревностный молитвенник великий князь Василий III кладет только что окрещенного игуменом Иосафом, святым Даниилом Переяславским и столетним иноком Кассианом Босым десятидневнего Иоанна на раку святого Сергия, молит преподобного быть ему наставником и защитником в опасностях жизни… Льется царское золото в казны церковные и на бедных, отворяются темницы, снимаются опалы. Сооружаются великим князем раки святым митрополитам Петру и Алексию, для первого золотая, для второго серебряная. 1533 г. 3 сентября. Умирает великий князь Василий III Иоаннович. У одра болящего игумен Троицкий Иосаф. «Отче! – говорт ему Василий. – Молись за государство, за моего сына и за бедную! мать его. У вас я крестил Иоанна, отдал угоднику Сергию, клал на гроб святого, поручил вам особенно: молитесь о младенце-государе.» Государь в забытьи. Во сне поет он «алилуйя, алилуйя.» Приносят к нему младенца Иоанна. Возложив на себя крест святого Петра; митрополита, Василий, держа крест, благословляет сына: «Буди на, тебе милость Божия и на детях твоих. Как святой Петр благословил сим крестом нашего прародителя великого князя Иоанна Данииловича, так им благословляю тебя, моего сына.» Простившись с супругой, великий князь повторяет свою просьбу сказанную в начале болезни духовнику протоиерею Алексию и любимому старцу Мисаилу: «Не предайте меня земле в белой одежде! Не останусь в мире, если и выздоровею.» Велит государь Мисаилу принести монашескую ризу. Но часть бояр не желает допустить пострижения Василия. Вокруг ложа умирающего начинаются споры, шум Василий крестится, читает молитвы, взор меркнет, язык тупеет. Рука падает. Взирая на образ Владимирской Божией Матери, он, целуя простыню, с явным нетерпением ожидает обряда. Митрополит Даниил берет черную ризу, подает игумену Иосафу. Тогда князь Андрей (брат Василия) и ближний боярин Воронцов начинают вырывать ризу. Митрополит в гневе восклицает: «Не благословляю вас ни в сей век, ни в будущий. Никто не отымет у меня души его. Добр сосуд сребряный, но лучше позлащенный.» Пострижение совершено. Евангелие и схима ангельская лежала на груди испустившего дух инока Варлаама.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Преп. Иосиф, однако, предостерегал, что доверять им не следует: покаяние их, как это уже не раз случалось, почти всегда притворно и вызвано лишь страхом. Под влиянием Иосифа Волоцкого новый великий князь Василий III опять заточил всех амнистированных его отцом «жидовствующих». Кстати, вопрос о наследнике Uoahha III тоже оказался тесно связан с проблемой «жидовствующих». Первоначально наследником Московского великокняжеского престола, а после венчания по византийскому чину (первому в истории Руси) – и соправителем, считался внук Uoahha III , сын Елены Волошанки Димитрий Иоаннович. Однако у Uoahha III имелись и дети от брака с Софьей Палеолог, старшим из которых был Василий Иоаннович. К сложному клубку династических интриг добавилась и проблема причастности Елены Волошанки к ереси. У России был вполне реальный шанс получить в государи человека, воспитанного матерью – сторонницей «жидовства». Но Димитрий был заточен и умер в тюрьме. А преемником Иоанна стал Василий III. Личная драма в великокняжеской семье стала отражением борьбы за исторические судьбы Российского государства и Православной Церкви. Подводя итог вопросу о ереси «жидовствующих», следует еще раз отметить, что она, безусловно, явилась попыткой враждебных Православию сил расшатать или даже разложить Русскую Церковь и Русское государство изнутри в наиболее ответственный исторический момент становления автокефального церковного бытия и утверждения независимой от Орды русской христианской государственности. Для этого был использован пестрый набор соблазнов, рассчитанных, главным образом, на социальную и интеллектуальную элиту общества, прежде всего вольнодумство, просвещение (что было особенно действенно в отставшей в этом плане за годы татарщины Москве), магия и астрология. Безусловно, важную роль в ряде случаев играл и собственно религиозный момент: богословская отсталость Руси позволяла вовлечь в «жидовство» многих вполне искренне верующих людей, которые давали себя убедить в абсолютной необходимости и неотменимости Ветхого Завета, абстрагированного от Евангельского контекста.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В XVI в., когда дважды (в княжение Василия III и в царствование Феодора Иоанновича ) остро вставал вопрос о рождении наследника престола, А. начал почитаться и как покровитель и заступник правящей династии московских Рюриковичей. Вел. кн. Василий III во время своего второго брака обращался к святителям-чудотворцам с молитвой о чадородии. После рождения в 1530 г. наследника престола (буд. царя Иоанна IV Васильевича ) по обету были изготовлены новые драгоценные раки для мощей святителей Петра (золотая) и А. (серебряная, с позолоченным изображением на крышке). Работа была начата в янв. 1532 г., после смерти Василия III в 1533 г. она приостановилась и была завершена уже при малолетнем Иоанне IV в февр. 1535 г. 11 февр. митр. Московский Даниил торжественно переложил мощи А. в новую раку. Перед смертью Василий III поручил сына попечению чудотворцев Петра и А. («дал... сына на руки»). В страшный московский пожар 1547 г., когда Чудов мон-рь выгорел целиком (только иноков и монастырских служителей «по погребом и палатам» сгорело 26 человек), мощи А. чудесным образом не пострадали. При царе Иоанне IV представление об А. как покровителе державы и династии еще более усилилось. У гробницы А. были крещены царевичи Иоанн Иоаннович (1554) и Феодор Иоаннович (1557). Ранее Крещение великокняжеских детей совершалось в Успенском соборе, у раки митр. Петра. В 1596/97 (7105) г. для мощей А. начали сооружать по повелению царя Феодора Иоанновича новую серебряную раку. Работа продлилась неск. лет и завершилась уже в царствование Бориса Феодоровича Годунова , когда ок. 1600 г. мощи святителя были торжественно переложены в новую гробницу. Эта рака, подобно др. драгоценным гробницам Москвы, была хищнически уничтожена польск. интервентами и их приспешниками в 1612 г. Новая, взамен утраченной, была сооружена в царствование Михаила Феодоровича . Она просуществовала значительно дольше своих предшественниц - до 1812 г., когда была варварски превращена в металлолом солдатами наполеоновской армии (см. Отечественная война 1812 г. ). В 1596 г., практически одновременно с сооружением раки, был установлен совместный праздник 3 святителям Московским: Петру, А. и Ионе.

http://pravenc.ru/text/81755.html

Правление И. В. было временем значительного усиления связей с Италией. Русские посольства многократно посещали разные итал. гос-ва (гл. обр. Венецию, Милан и Рим), откуда привезли в Москву мастеров разных специальностей, так что в Москве уже в 70-х гг. XV в. существовала итал. колония. Итал. мастера содействовали развитию ряда отраслей производства, таких как чеканка монеты, литейное дело, производство кирпича и др. Наиболее выдающимся из трудившихся в Москве итал. мастеров был Аристотель Фьораванти из Болоньи, построивший Успенский собор в Московском Кремле. Итал. мастера активно участвовали в возведении стен и башен Кремля. Эпоха правления И. В.- время большого крепостного и храмового строительства прежде всего в Московском Кремле, но также и в иных центрах (в частности, в конце правления И. В. был построен Новгородский кремль). По образцу Успенского собора Московского Кремля строились храмы во мн. рус. городах. Ко времени правления И. В. относится деятельность иконописца Дионисия , создавшего иконостас для московского Успенского собора. При участии советников И. В. был создан такой крупный памятник летописания, как Московский свод 1479 г. Ко времени правления И. В. относятся творчество преподобных Нила Сорского и Иосифа Волоцкого, создание такого значительного памятника общественной мысли, как Послание на Угру Ростовского архиеп. Вассиана I (Рыло) , а также «Хожения за три моря» Афанасия Никитина. Последние годы правления И. В. были отмечены борьбой за престолонаследие. Старший сын вел. князя Иоанн Молодой не позднее 1471 г. был провозглашен соправителем отца. В браке с дочерью молдав. господаря Стефана Еленой у Иоанна Иоанновича в 1483 г. родился сын Димитрий Иоаннович . В 1472 г. И. В. вступил во 2-й брак с Софией (Зоей) Палеолог , племянницей последнего визант. имп. Константина XI Палеолога . В этом браке родились неск. сыновей и дочерей, старшим из детей был Василий III Иоаннович (род. в 1479). Иоанн Молодой скончался в 1490 г. После его смерти Василий стал правителем Тверской земли, но не получил великокняжеского титула и не был объявлен соправителем отца. В 1497 г. кн. Василий был обвинен в организации заговора, в намерении «отъехать» от отца и арестован; были казнены его сторонники из детей боярских. В 1498 г. И. В. объявил своим соправителем внука Димитрия, и тот был коронован по визант. обряду коронации соправителя. Однако в марте 1499 г. Василий был провозглашен «государем великим князем» Вел. Новгорода и Пскова, а Димитрий перестал участвовать в управлении страной. В апр. 1502 г. Димитрий и его мать Елена попали в опалу и были заключены в тюрьму, а Василий стал соправителем отца - «великим князем всея Руси».

http://pravenc.ru/text/469780.html

Обители благоволили бояре и князья. Пок­ро­ви­те­лями ее были государи Иван III, Василий III, Иван Грозный, Федор Иоаннович, сам вошедший в Собор московских святых. Преданным учеником старца Пафнутия был знаменитый Иосиф Волоцкий, яркий церковный публицист, борец с ересями, пришед ший сюда в юности. После смерти учителя Иосиф заменил его на короткое время в качестве настоятеля. В росписи первого каменного Рождественского собора монастыря участвовал великий иконописец Дионисий, тогда еще молодой. Боровск. Из открытых источников Очень быстро Пафнутьева обитель стала «кузницей церковных кадров»: отсюда вышли также Даниил Переславский — крестный отец Ивана Грозного, будущий митрополит Макарий, венчавший первого русского царя, и другие святые. B XVI веке монастырь сделался почти семейной святыней династии московских государей. Предание гласит, что после богомолья в Пафнутьевом монастыре у Василия III родился долгожданный первенец. Чуть более полувека спустя точно так же у гроба святого будет вымаливать себе наследника царь Федор Иоаннович. Значение монастыря было таково, что при строительстве в Боровске каменных укреплений в конце XVI века стенами и рвами обнесли именно его, а не город, остававшийся под защитой деревянного острога. Эта монастырская «броня» и приняла на себя штурмовой удар в Смутное время. В 1610 году Боровск оказался на пути у польских интервентов и войска Лжедмитрия II. Воевода князь Михаил Волконский увел в обитель весь городской гарнизон. Сходу взять крепость врагу не удалось — осада длилась 10 дней. В помощь захватчикам оказалась то ли измена, то ли военная ошибка двух младших воевод: они, говорит летопись, «…изменя отечеству и государю, град и монастырь сему злодею сдали», открыв ворота. Последнее сражение было жесточайшим. Князь Волконский пал, рубясь с врагами, в Рождественском соборе. По преданию, в тот день полегло 12 тысяч защитников крепости. Именно в память об этом подвиге Екатерина II и даровала Боровску его герб. Боровск. Фото Владимира Ештокина

http://foma.ru/borovsk.html

   Великий князь московский Василий Иоаннович, пользуясь миром своей державы, обратил внимание на хранившееся в палатах его драгоценное сокровище, которое, однако ж, не было доступно решительно никому из русских. Это сокровище состояло в редком и громадном собрании древних греческих рукописей, поступавших из Византии с самых первых времен просвещения Руси Христовой верой и особенно умножившихся при отце Василия Иоанновича (великом собирателе земли русской, Иоанне III), за которым была в замужестве последняя отрасль константинопольских Палеологов - София. Желая узнать содержание этих рукописей и в то же время не находя в России человека, который бы мог удовлетворить этому желанию, Василий Иоаннович по совету и с благословения духовного отца своего митрополита Варлаама решился обратиться на Афон с просьбой прислать в Москву умного мужа, который бы в состоянии был пересмотреть греческие книги, находившиеся в княжеской библиотеке, и, если нужно будет, перевести их; Великий князь писал об этом патриарху Константинопольскому Феолипту и проту Святой Горы Симеону, прося прислать в Москву ватопедского старца Савву, которого, как видно, указал ватопедский иеромонах Неофит, бывший в Москве по сбору и теперь возвращавшийся из России. С этой просьбой и богатой милостыней в марте месяце 1515 года посланы были на Афон от Великого князя торговые люди Василий Копыл и Иван Вараввин.    Посланные по прибытии на Святую Гору предложили старцу Савве приглашение Великого князя московского, но Савва, ссылаясь на старость и болезненное состояние ног, отказался. После этого прот Святой Горы Симеон по совету ватопедской братии решился заменить престарелого Савву иноком Максимом, но Максим, как бы предвидя, что в России ожидают его многолетние страдания, отказывался от этого тяжкого поручения и удаления с любимой им Святой Горы. Игумен ватопедский, видя непреклонность его, сказал, что доставить духовную пищу алчущим есть святое дело величайшей любви; убеждения эти смягчили Максима, и он, предавши себя в волю Божию, решился ехать в Россию.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Можно сказать , что в Доме Палеолог произошло ответвление по женской ветви и оно продолжилось по линии Василия III - Ивана Грозного - Фёдора I и пресеклась ... И с этого момента возникает принцип Перечень венчаний на царство Иван IV (1547) Симеон Бекбулатович (1575) Фёдор Иоаннович (1584) Борис Годунов (1598) Лжедмитрий I (1605) - единственная тройная коронация русского царя Марина Мнишек (1606) — первая отдельная коронация царицы-супруги Василий Шуйский (1606) Михаил Фёдорович (1613) Алексей Михайлович (1645) Фёдор Алексеевич (1676) Иван V и Пётр I (1682) — уникальная совместная коронация соправителей Екатерина Алексеевна (1724) — отдельная коронация императрицы-супруги (впоследствии Екатерина I) Пётр II (1728) — первая коронация императора Анна Иоанновна (1730) Елизавета Петровна (1742) Екатерина II (1762) Павел I и Мария Фёдоровна (1797) — первая из шести подряд совместная коронация супругов Александр I и Елизавета Алексеевна (1801) Николай I и Александра Фёдоровна (1826) Александр II и Мария Александровна (1856) Александр III и Мария Фёдоровна (1883) — максимальное запаздывание коронации по сравнению со вступлением на престол (2 года); из-за беременности императрицы весной 1882 и, возможно, соображений безопасности Николай II и Александра Фёдоровна (1896). Следующие цари и императоры: Фёдор II Борисович, Владислав Сигизмундович, Екатерина I (как царствующая императрица), Иоанн Антонович, Пётр III — не были коронованы. Павел I при перезахоронении Петра III возложил на его гроб корону в 1796 году. итак подвожу к выводу, что вы пытаетесь ложно интерпритировать свой тезис о том, что после Петра II Россия подчинена закону престолонаследования, а не самому уложению. Но Род Романовых (как Род Палеолог) имел ответвления уже в других династиях (последняя прямая ветвь последней Царствующей Династии Палеолог было в Софии и потому Василий III - истинный наследник Византии По крови и по праву ... но Венчан уже был Иоанн IV ... (если бы не было Софии, то Царства на Руси не было бы)....

http://ruskline.ru/news_rl/2012/08/30/ro...

– Феогност, митрополит Всероссийский Симеон I, Князь Московский Иоанн IV, Палеолог, император греческий Юбилейный год 50-тний Иоанн II, Великий Князь Московский Святитель Алексий, митрополит Московский Иоанн Палеолог, император греческий Димитрий IV, Великий Князь  (Донский) Папа из Авиньона переселяется опять в Рим Начало 50-летнего папского раскола Победа Димитрия Донского над Мамаем Святитель Киприан, митрополит Московский Ягайло, Великий Князь Литовский, принимает Римско-католическое вероисповедание Василий II, Великий Князь Московский Святитель Фотий, митрополит Московский Собор в Пизе. Папа Александр V, и кроме его Венедит XIII и Григорий XII Собор в Констанце, отвергнувший трех пап Григорий Самблак, митрополит Киевский (начало разделения митрополии Всероссийской) Иоанн VII, Палеолог, император греческий Василий III, Великий Князь Российский (Темный) Конец папского раскола Начало Собора Базельского Исидор, митрополит Киевский (отступивший от православия) Собор в Ферраре, потом во Флоренции. Собор Базельский, низложив Евгения III , избирает Феликса V Константин XI, император греческий (последний) Конкордат Венский для Церкви Германской Святитель Иона, митрополит Московский Взятие турками Цареграда Иоанн Васильевич, Великий Князь, свергнувший в России иго Татарское Геронтий, митрополит в Москве Михаил, митрополит в Киеве (окончательное разделение Российской митрополии) Собор в Москве о пасхальном круге Открытие Америки. Папа Александр VI Иудеи в Испании принуждаются к христианству Убиен Святитель Макарий, митрополит Киевский Василий Иоаннович, Великий Князь и царь Лютер, профессор философии в Виттенберге Лютер сожигает папскую буллу и декреталы Адриан VI, папа Климент VII, папа – Игнатий Лойола, Исп. Спейерский Сейм. – Протестанты Иоанн Васильевич Грозный, Великий Князь и Царь Российский Генрих VIII  объявляет себя главою Английской Церкви. Павел III, папа Макарий, митрополит Московский Начало Тридентского Собора Юлий III, папа 1551 или 55 Собор в Москве Стоглавый Договор Пассавский Авгсбургский мир Фердинанд I, император Елисавета, королева Англии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

В. Митр. Даниил о наследнике Василия III//Тр. ГИМ. 1989. Вып. 71. С. 139-154; Клещинов В. Н., Молчанов А. А. Смоленская деньга Василия III//Сов. археол. 1990. 2. С. 258-260; Микелис Ч. де. Неизв. источники на греч. языке об Иване IV//Римско-константинопольское наследие на Руси: идея власти и полит. практика. М., 1995. С. 231-235; Кудрявцев О. Ф. Неизв. грамота Карла V Василию III//Новая и новейшая история. 1997. 5. С. 224-228; Макарий (Веретенников), архим. Благоверный Моск. кн. Василий III (1479-1533)//Макариевские чтения: Вехи рус. истории в памятниках культуры. Можайск, 1998. Вып. 5. С. 106-130; Возгрин В. Е., Шаскольский И. П., Шрадер Т. А. Грамоты Вел. кн. Василия III сборщикам дани в Лопской земле//ВИД. 1998. Т. 26. С. 125-135; Солодкин Я. Г. К датировке «Выписи» о втором браке Василия III//Гуманит. науки в Сибири. Сер.: Отеч. история. 1998. 2. С. 59-63; Кривцов Ю. Д. Посольство Константинопольского вселенского Патриарха Феолипта в Москву в 1518-1519 гг.//Мининские чтения. Н. Новг., 2001. С. 45-67. Н. В. Синицына Иконография Сохранились сведения о том, что при жизни вел. князя было создано неск. его портретов. По свидетельству С. Герберштейна, толмач Дмитрий Герасимов, находившийся в 1525 г. в составе рус. посольства в Риме, имел с собой портрет вел. князя ( Хорошкевич. С. 39). В кон. 20-х гг. XVI в. гравированный портрет В. И. выполнил нюрнбергский мастер Э. Шён. В период с кон. 40-х по 80-е гг. XVI в., после кончины В. И., было также создано неск. гравированных портретов. На гравюре нем. мастера А. Гиршфогеля (в 1-м и в последующих изданиях кн. Герберштейна «Rerum Moscoviticarum comentarii... Viennae, 1549») В. И. представлен в профиль сидящим на троне, на нем шапка-колпак, отороченная мехом, ферезея с меховым воротником и сапоги с загнутыми носами. В кн. Павла Иовия ( Pauli Iovii. Novocomensis Episcopi Nucerini Elogia virorum bellica virtute illustrium, VII libris... Basileae, 1575) помещена гравюра Х. фон Сихема-старшего по рис. Т. Штимера с погрудным изображением вел.

http://pravenc.ru/text/150787.html

архиепископом Новгородским, весной 1228 г. вернувшийся в обитель из-за болезни. В В. Х. м. подвизались прп. Антоний Дымский и блж. Прокопий Устюжский, о чем сообщают их жития. Насельниками мон-ря были Новгородские архиепископы Иоанн II , святители Симеон и Евфимий II , при к-ром в 1440 г. была открыта гробница с останками прп. Варлаама. После освидетельствования нетленные мощи были положены под спуд. Согласно 2-й редакции жития прп. Варлаама, в нач. XV в. у гроба преподобного исцелился младший брат вел. князя, новгородский кн. Константин Дмитриевич. В 1460 г. В. Х. м. посетил вел. кн. Василий II Васильевич с сыновьями Юрием и Андреем, в том же году у гроба прп. Варлаама исцелился постельник вел. князя Григорий Тумгень. В 1471 г. вел. кн. Иоанн III Васильевич ходил походом на Новгород. Согласно Распространенной редакции жития прп. Варлаама (XVI в.), когда Иоанн III приказал игум. Нафанаилу сдвинуть плиту с гробницы преподобного, из-под земли «изошел огонь», «от дыму стены церковныя попалишася», и князь выбежал из собора, бросив свой посох. Несмотря на то что после присоединения Новгорода к Москве в 1478 г. мон-рь утратил часть имений, он оставался одним из богатейших в Новгородской епархии и по количеству земельных владений (976 дворов, 1036 обеж) уступал только Юрьеву мон-рю . Расцвет В. Х. м. связан с покровительством вел. кн. Василия III Иоанновича , особо почитавшего прп. Варлаама (перед смертью принявшего схиму с именем Варлаам). В ноябре 1531 г. по рекомендации вел. князя Новгородский архиеп. св. Макарий поставил инока Иосифова Волоцкого монастыря Феодосия во игумена В. Х. м. В 1532 г. Василий III дал мон-рю несудимую грамоту, по которой в делах недуховных игумена мог судить только вел. князь, в духовных - Новгородский архиепископ, и освободил В. Х. м. от уплаты пошлин за соляные варницы в Русе (Ст. Русса). Согласно писцовым книгам XVI в., мон-рю принадлежали крупные земельные владения в Обонежской, Водской, Деревской пятинах, соляные варницы и дворы в Русе, рыбные ловли в Волхове, Онежском оз.

http://pravenc.ru/text/154237.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010