Переходя к преемникам Петра I, В.О. Ключевский ярко, даже с добродушной усмешкой описывал императрицу Елизавету Петровну, оставшуюся и на престоле «своенравной русской барыней 18 в.», и с нескрываемым презрением относился к Петру III, «верноподданному прусскому министру на русском престоле», и его немецкому окружению, посыпавшемуся в Россию со времен Анны Иоанновны, «точно сор из дырявого мешка». Значительно сложнее складывался у В.О. Ключевского образ Екатерины II. Еще в 1896 г., к столетию со дня ее смерти, В.О. Ключевский опубликовал большую статью «Императрица Екатерина II (1729–1796)». Быть может, вынужденная служебная близость в 1890-x гг. к царскому двору объясняет дипломатическую осторожность В.О. Ключевского в характеристике Екатерины II. В этой статье он обещал писать лишь о том, за что ее следует помнить, и больше обращался к психологическому восприятию обществом правления Екатерины II, о ее воздействии на умы современников проповедью новых идей свободы и просвещения, обеспечивавших ей популярность. Однако в читавшихся лекциях и в «Курсе русской истории» В.О. Ключевский иначе подходил к образу Екатерины II и не оставлял у слушателей и читателей сомнений в своем отношении к ней. Его замысел состоял в том, чтобы развенчать официально созданную апологетику «матери отечества» и показать ее истинную роль в апогей крепостничества. Поэтому прежде всего для него было важно объяснить черты складывавшегося характера Екатерины, которые во многом способствовали успеху в захвате власти и дальнейшем царствовании. В одном из афоризмов он отмечал: «Сердце Екатерины никогда не ложилось поперек дороги ее честолюбию» 22 . Он был очень далек от какой-либо ее идеализации и невысоко ценил как политическую фигуру. Содержательно раскрывая жизненный путь и полученный опыт Екатерины, он показывал ее расчетливое умение держаться, отличное знание людей и умение ими пользоваться. Ярко и вместе с тем сдержанно он повествовал, как случайная «захватчица престола» двоедушно провозглашала высокие либеральные принципы, а на деле способствовала законодательному и фактическому упрочению дворянского господства и тем самым собственного положения как абсолютного монарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Правительство не могло не видеть для себя всех выгод от преуспеяния общинных начал в русском народе. При посредстве общины государственная власть легче всего могла выполнять многие свои задачи, а в особенности фискальные, при существовании той юридической нормы, что повинности приурочены к земле, а не к личности. 27 Община отвечала за исправный платеж податей пред правительством и с прекращением татарской переписи раскладка податей опять перешла в ведение общин. 28 В случае выхода своего члена община раскладывала часть его платежа на остальных членов, связанных выгодною для фиска круговою порукою и, кроме того, могла принудительно водворить беглого члена на прежнем месте. 29 Чрез своих выборных людей община, в качестве полного хозяина, вела подробные сметы и исчисления доходов своих членов, составляла чрез своих «окладчиков» раскладки податей и давала казне полный материал для составления писцовых книг, куда вносились сведения о хозяйстве всех тягловых (численных) людей волости. Книгами этими раз навсегда определись права и обязанности крестьян и владельцев. Община содержала ямскую гоньбу и обеспечивала государству исправное выполнение ямской и дорожной повинности, производившейся «всеми людьми за один». 30 Находя к тому же в числе общинных властей помощников себе и для выполнения разных полицейских обязанностей, правительство, как великокняжеское, так в особенности царское, предоставляло общинам, городским и сельским, свободное развитие общинных порядков, касавшихся самоуправления и крестьянского суда, особенно в виду крайнего произвола стоявших «в кормлении» правительственных чиновников «ради их великих продаж и убытков». В правление Uoahha III было предписано законом , чтобы суд наместников и волостелей происходил по старине, в присутствии выборных «излюбленных людей, посадских и волостных». 31 Относясь с таким доверием к общине, Иоанн III, Василий Иоаннович, Иоанн IV предоставили ей серьезные публичные права; так, общинам городским и сельским – по губным грамотам дозволено было входить с ходатайствами об освобождении их от управления и суда правительственных чиновников (наместников и волостелей) и об учреждении из всех сословий выборного управления и выборного суда, органы которых непосредственно сносились с высшею правительственною властью и утверждались ею в должностях в Москве. 32 В эту эпоху процветания общинного строя земская служба старост, сотских, излюбленных судей, считалась «государевым делом», а верховная власть признавала крестьян настолько полноправными гражданами, что в грамотах своих целому уезду не отличала крестьян от высших сословий и писала эти грамоты всем им вместе. 33 Одним словом, крестьяне поставлены были в непосредственное отношение к верховной власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Всеволод I Ярославич 1078–1093. Святополк II Изяславич 1098–1113. Владимир II Всеволодович Мономах 1113–1125. Мстислав I (Феодор) Владимирович Великий 1125–1132. Ярополк II Владимирович 1132–1139. Всеволод II Олегович 1139–1146. Игорь Ольгович 1146. Изяслав II Мстиславич 1146–1154. Юрий (Георгий I) Владимирович Долгорукий 1155–1157. Изяслав III Давидович 1157–1159. В Киеве и Владимире: Св. Андрей I Георгиевич Боголюбский во Владимире 1157–1174. Ростислав (Михаил) Мстиславич в Киеве 1159–1167. Мстислав II Изяславич в Киеве 1167 – 1169. Владимир III Мстиславич в Киеве 1169–1172. Михаил I Георгиевич во Владимире 1174– 1176. Всеволод III Георгиевич во Владимире 1176–1212. Роман Ростиславич в Киеве 1172–1177. Святослав III Всеволодович в Киеве 1177–1195. Рюрик II Ростиславич в Киеве 1195–1211. Георгий II Всеволодович во Владимире 1212–1216. Всеволод III Святославич в Киеве 1212–1214. Георгий II Всеволодович (вторично) во Владимире 1219–1238. Мстислав III Романович в Киеве 1214–1224. Владимир IV Рюрикович в Киеве 1224–1240. Во Владимире, но жили и в других местах: Ярослав II Всеволодович 1238–1246. Святослав III Всеволодович 1246–1248. Михаил II Ярославич во Владимире 1248. Андрей II Ярославич 1249–1252. Св. Александр I Ярославич Невский 1252–1263. Ярослав III Ярославич 1263–1272. Василий I Ярославич (и в Костроме) 1272–1276. Димитрий I Александрович в Переяславе Залесском 1276–1294. Андрей III Александрович (и в Городце) 1294–1304. Св. Михаил III Ярославич (и в Твери) 1305–1318. Георгий III Даниилович (и в Москве) 1319–1322. Димитрий II Михайлович в Твери 1326. Александр II Михайлович в Твери 1326–1328. В Москве: Иоанн I Данилович Калита 1328–1340. Симеон Иоаннович Гордый 1340–1353. Иоанн II Иоаннович 1353–1359. (Димитрий III Константинович Суздальский 1359–1363, † 1384 в Нижнем-Новгороде). Дмитрий IV Иоаннович Донской 1363–1389. Василий I Димитриевич 1389–1425. Василий II Васильевич Темный 1425–1462. Иоанн III Васильевич 1462–1505. Василий III Иоаннович 1505–1533. Цари Иоанн IV Васильевич Грозный 1533–1584.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА Венчание вел. кн. Василия III Иоанновича и Елены Глинской. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 232. Л. 863) Венчание вел. кн. Василия III Иоанновича и Елены Глинской. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 232. Л. 863) (ок. 1508-1510 - 3.04.1538, Москва), вел. кнг., 2-я жена Московского вел. кн. Василия III Иоанновича , мать царя и вел. кн. Иоанна IV Васильевича , дочь служилого кн. Василия Львовича Слепого Глинского и Анны Якшич (из рода последних сербских деспотов). Время рождения Е. В. установлено в результате изучения ее останков. Отец буд. вел. княгини, участвовавший в мятеже, поднятом ее дядей кн. М. Л. Глинским против кор. польск. и вел. кн. Литовского Сигизмунда I Старого, в 1508 г. переселился в Россию из Литовского великого княжества . Е. В. упоминается в источниках с нач. 1526 г. Летописи отмечают, что после развода с 1-й женой, бездетной вел. кнг. Соломонией (см. София , прп., Суздальская), и ее ссылки 21 янв. 1526 г. вел. кн. Василий III женился на Е. В. Зимой 1528/29 г. великокняжеская чета совершила паломничество в почитаемые обители севера России, где просила молиться о «чадородии». 25 авг. 1530 г. у Е. В. родился сын Иоанн, а 30 окт. 1532 г.- Юрий (Георгий) Васильевич . Сохранившиеся письма Василия III Е. В. говорят о его привязанности к жене и детям. Во время поездок по стране он неоднократно брал их с собой. Нет никаких сведений об участии Е. В. в решении гос. дел при жизни супруга. Из Повести о болезни и смерти вел. кн. Василия III, первоначальный текст к-рой сохранился в составе Новгородского свода 1539 г., видно, что Е. В. не участвовала ни в подготовке нового завещания вел. князя, ни в совещании, на к-ром 3 дек. 1533 г. Василий III говорил с боярами «о устроенье земском, како бы правити после его государьства». Правда, 3 из своих ближайших думных советников - кн. М. Л. Глинскому, М. Ю. Захарьину и И. Ю. Шигоне Поджогину - вел. князь «приказав о своеи великои княгине, како еи без него быти и како к неи бояром ходити» (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Вып. 3. С. 559). Позднее в ответ на вопрос Е. В., как ей жить после его смерти, Василий III ответил, что в завещании он предоставил ей такие же права, какие принадлежали ранее вдовым вел. княгиням. Круг бояр, к-рым Василий III поручил управление гос-вом, исследователи определяют по-разному, но они единодушны в том, что сразу после смерти вел. князя Е. В. не стала правительницей гос-ва. Характерно, что главное событие, происшедшее после смерти Василия III,- арест 11 дек. 1533 г. брата правителя дмитровского кн. Юрия (Георгия) Иоанновича и людей его двора большая часть источников связывает с инициативой бояр. В известиях Новгородского свода 1539 г. говорится о решениях, к-рые принимал вел. кн. Иоанн IV, «помысля» с матерью, митр. Даниилом и боярами.

http://pravenc.ru/text/189751.html

Богословский М. , протопресв., доктор богословия 318 Богоявленский В. Н. 394 Богоявленский, прот. 411 Болгарин Григорий, митроп. 65, 68 Болотников Иван 164, 165 Болотов В. , проф. 31 Болоховитинов Евгений, митроп. 4 Бонакер 296 Борис Вик, архиеп. 453, 454 Борецкий Иов 246, 247 Борис Плотников , епископ 317 Борис Годунов, царь 85, 165, 172, 173, 176, 223 Борис, князь, муч. 87,116, 118,120 Борис, князь 28, 31 Борис, свщмуч. 30 Борисович Иоанн, свящ. 337 Борков Александр, свящ. 401 Боровский Пафнутий 72 Бортнянский Д. С. 297, 298 Боткин Е. С. 399 Брежнев Л. И. 465 Бриллиантов А. , проф. 434 Брусилова В. И. 411 Брюховецкий Иван, гетман 257 Бугсгееден, еп. 134 Булгаков Макарий, митроп. 5 Булгаков С. , проф.-свящ. 319, 382 Бурхард Селль, датчанин 4 Буткевич Т. , проф. 317 Бутурлин, боярин 254, 359 Бэм 340 Бяконт Феодор 49 Валентин, епископ 497 Валуев Григорий, боярин 231 Варвара, монахиня 400 Варда-Фока, полководец 11 Варлаам, митроп. 70, 71, 110, 184 Варлаам Вонатович, епископ 270 Варлаам Ляшевский, иером. 320 Варлаам Печерский, лреп. 127 Варлаам Ряшенцев , епископ 435, 439 Варлаам Хутынский, преп. 101, 105 Варлаам Эристов, архиеп. 375 Варлаам, архиеп. 154, 155, 438, 446 Варлаам, епископ 84, 434 Варлаам, преп. 98 Варнава, патриарх 472, 481, 486 Варнава, епископ 492 Варнава, старец 326 Варсонофий Юрченко, игумен 434 Варсонофий, свят. 158, 164 Василий, патриарх 438 Василий, император 11 Василий, еп. 21, 129, 434, 435 Василий Шуан, архим. 452 Василий, свящ. 398 Василий I, князь 42, 54 Василий Блаженный 158, 401 Василий II 57, 60 Василий III 69, 70, 71,72, 74, 110, 142 Василий Васильевич, князь 57,58, 62, 63,64 Василий Великий 91, 155, 215, 243 Василий Верюжский , свящ. 434 Василий Голицын, князь 167 Василий I Дмитриевич, князь 26, 56, 93, 137 Василий Иоаннович, князь 71, 81, 172 Василий Иоаннович (Шемячич), князь 71 Василий Лужинский , епископ 360, 361 Василий Шуйский 72,162,163,164, 165, 166, 167, 171, 173, 174 Василий II Темный, князь 61, 129 Василий, епископ 386 Василий Смелов, «митрополит» 479

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Василий III Иоаннович пришел к власти в результате борьбы придворных группировок, начавшейся после смерти в марте 1490 г. старшего сына Uoahha III от 1-го брака – князя Иоанна Иоанновича Молодого, женатого на Елене Волошанке, дочери правителя Молдавии Стефана Великого. Их сын великий князь Димитрий Иоаннович внук был наследником престола по прямой нисходящей линии, а В. И., старший по возрасту, был сыном от 2-го брака. Возникло соперничество дяди и племянника, подобное тому, с которого началась феодальная война во 2-й четв. XV в. (см. Василий II Васильевич), столкнулись 2 принципа наследования. После смерти великого князя Иоанна Молодого, владевшего Тверским княжеством в результате его присоединения в 1485 г., Тверь была передана не Димитрию внуку, но Василий III Иоаннович (хотя мать Иоанна Молодого Мария Борисовна, 1-я супруга великого князя Uoahha III , была тверской княжной). Позже Иоанн III принял решение сделать наследником внука. Приближенные Василия III Иоанновича сообщили ему о намерении отца «пожаловати великим княжением Володимерским и Московским» князя Димитрия и рекомендовали «отъехать» от отца и расправиться с племянником, они даже организовали заговор с тайным крестоцелованием Василия III Иоанновича (ПСРЛ. Т. 4. С. 200). Иоанн III жаловался на сына церк. Собору (по-видимому, в кон. окт. – нач. ноября 1497), в дек. Василий III Иоаннович был подвергнут домашнему аресту («посади его за приставы на его же дворе»), 6 наиболее активных заговорщиков были казнены, многие заключены в тюрьму. Мать Василия III Иоанновича великая княгиня София также подверглась опале, были казнены ее служанки («бабы с зелием», «бабы лихие»). В февр. 1498 г. в Успенском соборе Московского Кремля прошла торжественная церемония поставления на великое княжение Димитрия Иоанновича. В ранней («повествовательной») редакции чина поставления объем прерогатив Димитрия Иоанновича очень широк – «великое княжество Владимирское, Московское, Новгородское и Тверское», в более поздней («формулярной») редакции названы «великое княжество Владимирское и Новгородское».

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/no...

Можайск, 1998. Вып. 5. С. 106–130; Возгрин В. Е., Шаскольский И. П., Шрадер Т. А. Грамоты Великого князя Василия III сборщикам дани в Лопской земле//ВИД. 1998. Т. 26. С. 125–135; Солодкин Я. Г. К датировке «Выписи» о втором браке Василия III//Гуманит. науки в Сибири. Сер.: Отеч. история. 1998. 2. С. 59–63; Кривцов Ю. Д. Посольство Константинопольского вселенского Патриарха Феолипта в Москву в 1518–1519 гг.//Мининские чтения. Н. Новг., 2001. С. 45–67. Иконография Большинство известных изображений Василия III Иоанновича представляют его как великого князя – в расшитой шубе, княжеской шапке. Вместе с тем сохранилась уникальная надгробная икона великого князя 60-х гг. XVI в. (ГИМ) «Святой Василий Великий и великий князь Василий III в молении», находившаяся до 1894 г. в Архангельском соборе Московского Кремля, на которой он изображен в монашеском облачении. Святитель и государь-схимник написаны в рост в предстоянии образу Богоматери «Знамение» в небесном сегменте, по его сторонам, в нижней части расположены фигурки 2 летящих ангелов. Сообразно чину великосхимника Василий III Иоаннович облачен в светлый хитон, коричневую мантию, темно-зеленая схима с киноварными крестами и аналав перехвачены поясом, куколь лежит на плечах. Яркая индивидуальная характеристика и манера исполнения лика Василия III Иоанновича не находят аналогов в русской иконописи того периода и позволяют предположить, несмотря на традиц. иконографию иконы, что в ее создании принимал участие зап. художник (Кызласова. С. 309). Возможно, надписи, выполненные в период поновления иконы, ок. 1681 г. («Благоверныи князь beлuki Василии Ioahhobuчь самодержец всея Руси в иноческом чине инок Варлаамъ» и «Сты Василии Великии »), воспроизводят первоначальные. Также не исключено, что до их поновления на иконе было указано имя не Василия Великого , а небесного покровителя Василия III Иоанновича – свт. Василий Парийского. По описанию И. М. Снегирева (1837) икона находилась на юж. стене, у дверей собора, куда, очевидно, была перемещена ок. 1680 г. из местного ряда иконостаса, где занимала место над ракой Василия III Иоанновича или рядом с ней. На пелене «Церковная процессия с иконой Одигитрии» кон. XV в. (ок. 1498?) из Успенского или Вознесенского собора Московского Кремля, по предположениям М. В. Щепкиной и Н. А. Маясовой, Василий III Иоаннович изображен в числе участников крестного хода на Вербное воскресение 8 апр. 1498 г. вместе со своими родителями великого князя Иоанном III и великой княгиней Софией Палеолог, племянником Димитрием (сыном Иоанна Молодого и Елены Стефановны (Волошанки)).

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/no...

архиеп. св. Макарием с согласия вел. князя. В. И. не одобрил намерение прп. Корнилия Комельского покинуть созданный им Корнилиев Комельский в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-рь , устав к-рого соединял предписания общежительного устава прп. Иосифа Волоцкого и скитского устава («Предания») прп. Нила Сорского, и уединиться в пустыни на Сурском оз. В. И. посетил Корнилиев Комельский мон-рь во время поездки в Кириллову Белозерскую обитель (1528-1529) для молитвы о чадородии (он останавливался также в мон-рях Переяславля-Залесского, Ростова, Ярославля). Вел. князь хотел, чтобы прп. Корнилий вернулся на игуменство в обитель, но первоначально согласился с просьбой преподобного остаться в пустыни и просил молиться о рождении наследника. Однако позже в Москве, куда прп. Корнилий прибыл с просьбой получить разрешение на создание церкви в Сурской пуст., В. И. разрешения не дал и повелел преподобному вернуться на игуменство в Комельский мон-рь, к-рому были даны щедрые пожалования. В. И. покровительствовал также Антониеву Сийскому во имя Св. Троицы муж. мон-рю (основан в 1520). Прп. Антоний Сийский направил своих учеников Исаию и Александра с ходатайством о помощи мон-рю к вел. князю, к-рый в 1525 г. выдал жалованную грамоту «на потребу и на строение монастырю», земельные угодья, церковную утварь, прося при этом преподобного и братию молиться о чадородии вел. княгини. Ок. 1526 г. на средства вел. князя был построен каменный Троицкий собор в Александровом Свирском во имя Св. Троицы мон-ре . Вел. кн. Василий III Иоаннович. Фрагмент иконы «Свт. Василий Великий и вел. кн. Василий III в молении». 50-60-е гг. XVI в. (ГИМ) Вел. кн. Василий III Иоаннович. Фрагмент иконы «Свт. Василий Великий и вел. кн. Василий III в молении». 50-60-е гг. XVI в. (ГИМ) Как и к Иоанну III, к В. И. обращались с просьбой о помощи представители порабощенных Турцией правосл. народов. Продолжались оживленные сношения со Св. Горой Афон, особенно в 1-й период правления В. И.; после 1525 г. они на какое-то время прервались в связи с осуждением на Соборе в Москве прп.

http://pravenc.ru/text/150787.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВАСИЛИЙ III ИОАННОВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Вел. кн. Василий Иоаннович. Миниатюра Царского титулярника, 1672 г. Великий князь Василий III Иванович на охоте Сыновья и жены 4 сентября 1506 года женился на Соломонии Сабуровой (+ 1542), выбранной из 1500 девиц, представленных для этого ко двору. Отец Соломонии, Юрий, не был даже боярином. К несчастью, великая княгиня Соломония была бесплодной. Тщетно употребляла она все средства, которые приписывались ей знахарями и знахарками того времени, - детей не было, исчезла и любовь мужа. Василий с плачем говорил боярам: " Кому по мне царствовать на Русской земле и во всех городах моих и пределах? Братьям передать? Но они и своих уделов устроить не умеют " . На этот вопрос послышался ответ между боярами: " Государь, князь великий! Неплодную смоковницу посекают и изметают из винограда " . Так думали бояре, но первый голос принадлежал митрополиту Даниилу , который одобрил развод. В ноябре 1525 года был объявлен развод великого князя с Соломонией, которую постригли под именем Софии в Рождественском девичьем монастыре , а потом отослали в Суздальский Покровский монастырь . В январе следующего 1526 года Василий женился на Елене (+ 1538), дочери князя Василия Львовича Глинского, родной племяннице князя Михаила. Новая супруга Василия во многом отличалась от тогдашних русских женщин. Елена усвоила от отца и дяди иноземные понятия и обычаи и, вероятно, пленила великого князя. Желание понравиться ей было так велико, что, как говорят, Василий III даже обрил для нее свою бороду, что, по тогдашним понятиям, было несовместимо не только с народными обычаями, но и с православием . В 1528 году великий князь с молодой женой приезжали в Кирилло-Белозерский монастырь вымаливать у Бога и святых угодников Белозерских наследника. 25 августа 1530 года Елена родила первенца Ивана , а через год и несколько месяцев - другого сына, Юрия .

http://drevo-info.ru/articles/16463.html

5. Даниил III 1392 —1398 6. Савва V 1398 —1406 7. Даниил IV 1406 8. Св. Кирилл I 1406 —1419 9. Св. Никон 1420 —1435 10. Феофан 1446 11. Никодим II 1446 —1453 12. Арсений II 1455 —1463 13. Св. Макарий (Соколович) 1557—1571, 1574 14. Антоний 1571 —1575 15. Герасим 1575 —1586 16. Савватий. 1587 17. Никанор 18. Иерофей 1589 —1591 19. Филипп 1591 —1592 20. Иоанн 1592 —1614 21. Паисий I 1614 —1648 22. Св. муч. Гавриил I (Раич) 1648—1655, 1659 23. Максим 1655 —1674, 1680 24. Арсений III Чарноевич 1674 —1690, 1706 25. Каллиник I 1691 —1710 26. Афанасий I (Райович) 1711 —1712 27. Моисей (Райович) 1712—1726 28. Арсений IV (Шакабенда) 1726 —1737, 1748 29. Иоанникий III Грек (впоследствии Патриарх Константинопольский) 1739—1746 30. Афанасий II (Гаврилович) 1746 —1752 31. Гавриил II 1752 32. Гавриил III 1752 33. Викентий I 34. Паисий II (Грек) 35. Гавриил IV (Грек) 36. Кирилл II 1758 —1763 37. Василий (Бркич) 1763 —1765, 1772 38. Каллиник II (Грек) 1765 —1766Митрополиты (после восстановления автономии, а затем автокефалии Церкви) 1. Мелетий (Павлович) 1830 —1833 2. Петр (Иоаннович) 1833 —1859 3. Михаил (Иоаннович) 1859 —1879 4. Феодосии (Мраович) 1883 —1889 5. Михаил (Иоаннович), вторично 1889—1898 6. Иннокентий (Павлович) 1898 —1905 7. Димитрий (Павлович) 1905 —1920II. Церковь в Австро-Венгрии Карловацкие Митрополиты 1. Софроний (Подгоричанин) 1710 —1711 2. Викентий (Попович) 1711 —1725 3. Моисей (Петрович) 1725 —1730 4. Викентий (Иоаннович) 1731 —1737 5. Патриарх Печский Арсений (Шакабенда)1739 —1748 6. Исайя (Иоаннович), 1749 7. Павел (Ненадович) 1749 —1768 8. Иоанн (Георгиевич) 1769 —1774 9. Викентий (Иоаннович-Видак) 1774—1780 10. Моисей (Путник) 1781 —1790 11. Стефан (Стратимирович) 1790—1837 12. Стефан (Станкович) 1837 —1842 13. Иосиф (Райячич) 1842 —1848Карловацкие Патриархи 1. Иосиф (Райячич) 1848 —1861 2. Самуил (Маширевич) 1864 —1870 3. Прокопий (Ивачкович) 1874 —1879 4. Герман (Ангелич). 1881 —1888 5. Георгий (Бранкович) 1890 —1908 6. Лукиан (Богданович) 1908 —1913III. Черногорская Митрополия Митрополиты 1. Даниил 1697 —1735 2. Савва 1735 —1766 —1781 3. Св. Петр I 1781 —1830 4. Петр II 1833—1851 5. Никанор 1852(1858) —1860 6. Иларион 1863 —1882 7. Виссарион 1882 —1884 8. Митрофан 1884(1888) —1920После восстановления Патриаршества 1. (39) Димитрий 1920 —1930 2. (40) Варнава 1930 —1937 3. (41) Гавриил 1937 —1950 4. (42) Викентай 1950 —1958 6. (43) Герман 1958 —1990 7. (44) Павел со 2 декабря 1991 г. (интронизация) IV. Предстоятели Македонской Правосланой Церкви

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3554...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010