2274 Философия и её общие задачи, стр. 164 (Из статьи «Значение чувства в познании деятельности человека»). 2277 П.П. Соколов (Грот. Сборник статей. Стр. 111) удачно говорит о метафизических построениях Грота, как «недопетой песне». 2279 Об этом свидетельствует Лопатин в своих статьях, посвященных докладу Вернадского («Научное мировоззрение и философия». Вопросы философии и психологии 70, 71, 72). 2280 Напечатано в Вопр. фил. и псих., перепечатано с обильными примечаниями в сборнике «В.И. Вернадский. Очерки и речи». Вып. II. Петроград, 1922, а также в книге «Сборник по философии естествознания». Москва, 1906. 2282 Вернадский пишет слово «Природа» с большой буквы («Научн. мировоззр.». Очерки и речи. Вып. II, стр. 6). 2284 Ibid., стр. 23. В статье о времени Вернадский несколько раз отмечает значение духовных течений времени для роста научных знаний, что вызвало тут же отповедь Деборина, представителя официальной «советской философии». См. Изв. Акад. наук, 1932 (VII с. 4, стр. 543–571). 2295 Сюда надо присоединить и сборник его статей «Сорок лет искания рационального мировоззрения», Москва, 1925. 2296 См. чрезвычайно ценную книгу его жены O.H. Мечниковой «Жизнь И.И. Мечникова». Москва, 1926, и отрывки из воспоминаний в книге И.И. Мечников. Страницы воспоминаний. Москва, 1946. 2302 «Нравственность следует основывать на научных данных», читаем в «Этюдах оптимизма» (стр. 269). 2309 Хотя Мечников в юные годы встречался с Герценом, но едва ли можно говорить о влиянии Герцена на Мечникова. 2312 «Если справедливо, – пишет он (Этюды о природе человека), – как это часто утверждают, что нельзя жить без веры, то последняя не может быть иной, как верой в могущество знания». 2313 А.А. Максимов. Очерки по истории борьбы за материализм в русском естествознании. М.,1947, стр. 341–350. 2314 Нельзя не пожелать, чтобы кто-либо в специальной монографии дал общий обзор всего, даже случайного, но ценного, что нередко можно найти у русских ученых на философские темы. Читать далее Источник: История русской философии/Василий Зеньковский. - М. : Академический Проект, Раритет, 2001. - 880 с. ISBN 5-8291-0127-0. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zenkov...

В Ваших увлекательно составленных очерках забытые картины нашего прошлого восставали во всей их неотразимой жизненной правде и осязательной реальности; давно отжившие лица снова выступали действующими на исторической сцене во всей их индивидуальности, со всеми их достоинствами и недостатками, как действительные, конкретные личности. Словом, в своих исторических рассказах Вы с неподражаемой художественностью воскрешали прошлое нашей истории, а своим пасторским изложением приковывали к себе, всеобщее внимание слушателей, ни на минуту не ослабевшее в продолжение всей жизни. За Вашу обширную, многостороннюю и благотворную деятельность, как выдающегося ученого историка, за Ваше симпатичное к нам отношение и за Ваше неподражаемо художественное и талантливое чтение лекций, мы, Ваши ученики и слушатели, приносим Вам свою искреннюю благодарность и Глубокий поклон». На эту речь юбиляр отвечал: «Так много оказывается мне внимания и со стороны моих сослуживцев и с вашей! И за что же? За то только, что к исполнению прямого долга с моей стороны приложен труд и любовь к делу. Награда- весьма высокая! От всей души желаю и вам впоследствии – когда вы будете действовать на поприще учительства – иметь таких же внимательных и признательных учеников. Большое спасибо вам, а в лице вас и всем моим бывшим и настоящим ученикам». После сего начался обед, в конце которого, в обычное время тостов со стороны сослуживцев юбиляра полились речи, можно сказать, целым потоком. Первым говорил профессор Василий Александрович Соколов (старший из присутствовавших на обеде слушателей Василия Осиповича). Он говорил так:   Глубокоуважаемый Василий Осипович! Двадцать пять лет, сильных и плодотворных лет, своей жизни Вы посвятили на служение нашей дорогой Московской Академии. В нынешний знаменательный для всех тружеников по отечественной истории день, посвященный памяти препод. Нестора, Академия в лице всех нас, собравшихся здесь её наличных представителей, выражает Вам свое искреннее сердечное спасибо за Вашу многолетнюю, доблестную службу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Иван Соколов . Родился в 1885 году в семье мещан города Вышнего Волочка. Закончил церковно-приходскую школу. Женат не был. 15 апреля 1912 года поступил в Зосимову пустынь. Направлен на послушание хлебником. 22 мая 1914 года зачислен в указную братию. 26 декабря 1915 года принял постриг. Продолжал нести послушание хлебника и на клиросного. «Очень хорошего поведения». Монах Анания Александр Молчанов. Родился в 1886 году в крестьянской семье Ярославской губернии. Закончил церковно-приходскую школу. Женат не был. 17 сентября 1909 года поступил в Зосимову пустынь. Послушание нес на скотном дворе. 21 января 1913 года зачислен в указную братию. 28 ноября 1916 года принял постриг. Нес послушание гостиничного. «Очень хорошего поведения». Монах Агапит Алексей Гаврилов. Родился в 1860 году в семье крестьян Костромской губернии. Грамоте обучался дома. Женат не был. 15 декабря 1909 года поступил в Зосимову пустынь. Направлен на послушание в портновскую. 22 мая 1916 года зачислен в указную братию. Нес послушание плотника. 28 ноября 1916 года принял постриг. «Очень хорошего поведения». Монах Вавиан Василий Абрамов. Родился в 1864 году в семье крестьян Владимирской губернии. Грамоте обучался дома. Вдов вторым браком. 4 мая 1893 года поступает в пустынь Параклит. 22 марта 1897 года пострижен в Параклите. 21 марта 1902 года переведен в Зосимову пустынь. Монах Петр Павел Антропов. Из крестьян Владимирской губернии. Грамоте обучался дома. 22 августа 1899 года поступил в Зосимову пустынь. 16 июля 1902 года зачислен в указную братию. Нес послушание живописца. 24 июня 1905 года принял постриг. Указные послушники Василий Захаров. Родился в 1882 году в крестьянской семье Рязанской губернии. Грамоте обучался дома. 18 июня 1902 года поступил в Зосимову пустынь. Нес послушание повара. 13 декабря 1906 года зачислен в указную братию. Нес послушание пономаря. Игнатий Ващенко. Родился в 1857 году. Казак Полтавской губернии. Неграмотный. 20 мая 1905 года поступил в Зосимову пустынь. Нес послушание на конном дворе. 5 июня 1908 года зачислен в указную братию.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Миллера), причём более подробно изложено и разобрано содержание былин о богатыре Илье Муромце; 2) о важнейших памятниках древнерусской светской литературы, причём чтения о „Слове о полку Игореве“ сопровождались критико-филологическим и палеографическим разбором текста этого памятника по вышеуказанной „Славянской хрестоматии“, и 3) из истории новой русской литературы – о Ломоносове, Державине, Фон-Визине, Карамзине, Жуковском, Крылове, Грибоедове, Пушкине, Лермонтове и Гоголе. Программа выполнена. Ординарный профессор Николай Заозерский по церковному нраву прочитал студентам III курса: введение в науку церковного права, о предметах подлежащих церковному правоопределению, о церковных лицах, об устройстве и управлении церкви, об епархиальном и окружном управлении и о церковном суде. Ординарный профессор Митрофан Муретов по Священному Писанию Нового Завета, согласно предначер- —26— танной им в начале года программе, преподал студентам III курса: 1) очерк истории экзегеза и критики Нового Завета; 2) частное введение к священным книгам Нового Завета и 3) образцы подробного (филологического, историко-археологического и богословского) истолкования избранных мест Нового Завета. Со студентами IV курса велось краткое объяснительное чтение Евангелия от Матфея. И. д. ординарного, заслуженный профессор Пётр Казанский по истории философии студентам II курса, после введения в историю философии, где была речь о предмете, задаче, методе и разделении науки, прочитал историю греческой философии, причём входил в разъяснение вопросов о причинах возникновения и развития у греков философии и степени её самостоятельности, изложил учение главных представителей ионийской, элеатской школы и существенные черты философского учения пифагорейцев и софистов; затем занимался раскрытием учения Сократа, Антисфена, Аристиппа, особенно же Платона, Аристотеля, – наконец учения стоиков, эпикурейцев, скептиков и эклектиков. Остальные отделы программы остались невыполненными за недостатком времени. Экстраординарный профессор Василий Соколов по предмету истории и разбора западных исповеданий посвятил курс минувшего учебного года изложению (студентам III курса): 1) введения в науку; 2) истории отделения западной церкви от союза с восточной и исследованию 3) о символических книгах римской церкви и 4) о существенных догматических особенностях римско- католического вероисповедания с их критическим разбором. Из общей программы всего предмета остались непрочитанными отделы о протестантстве и сектах. Экстраординарный профессор Василий Кипарисов по предмету гомилетики и истории проповедничества

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Потому и всю силу своего литературного дарования он направил именно в эту сторону – защиты Троичности Лиц в Едином Боге, выяснения вопроса об Их природе и ипостасных свойствах. При этом, пролагая путь новым понятиям, св. Василий не мог совершенно отрешиться и от прежних воззрений, а потому в его богословие, более чем у других каппадокийцев, чувствуется неточность и непоследовательность, свойственная его предшественникам 420 . Два других каппадокийца, Григорий Назианзский и Григорий Нисский вносят важные поправки и дополнения в христологию Василия Великого и, таким образом, придают еще большую оригинальность и типичность специально каппадокийскому учению о Лице И. Христа 421 . Св. Григорий (Богослов), еп. Назианзский (329 – 389 г.) развил свою христологию в противоположность учению Аполлинария, утверждавшего, что воплотившийся Христос, Сын Божий, не имел человеческого ума ( νος), который заменило Ему Божество ( θετης). Таким образом, Христос, по нему, был человеком неполным и несовершенным. Григорий; находить подобное утверждение ниспровержением всего домостроительства о спасении человека во Христе Иисусе. Он держался в этом случае одинакового с св. Афанасием образа мыслей, того именно, что, если Христос не сделался совершенным человеком, то не совершилось обожение всего человека, возведение его в богоподобное достоинство. «Сын Божий стал человеком, чтобы человек стал Богом» 422 . Человеческая природа Христа обожествилась от соединения с природой Божеской, а так как Его человечество обще всем людям, то в Нем и все люди достигли своего обожествления. Если же ума человеческого у Христа не было, то человечество осталось не искупленным, ибо поврежденный ум есть главный виновник греха в человеке и, стало быть, наиболее всего нуждался в своем обновлении и освящении силою Христовою. Ум человеческий, богословствует Григорий, есть единственное начало, которое представляет собою удобную среду для соединения с Божеством. Ибо ум духовен и сроден Божеству, и если не с ним, то совершенно невозможно соединение Бога с человеком, только чрез ум Бог мог соединиться с человеческой плотью 423 .

http://azbyka.ru/otechnik/Leontij_Vizant...

Закрыть itemscope itemtype="" > Первые герои афганской войны Ровно сорок лет назад, в апреле 1980 года, на земле Афганистана появились первые Герои Советского Союза 28.04.2020 3461 Время на чтение 5 минут Ровно сорок лет назад, в апреле 1980 года, на земле Афганистана появились первые Герои Советского Союза. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1980 года Золотой Звездой Героя были награждены военные летчики Вячеслав Гайнутдинов и Василий Щербаков, десантники Сергей Козлов, Александр Мироненко и Николай Чепик, полковник ГРУ Василий Колесник, Маршал Советского Союза Сергей Соколов, а также сотрудники КГБ СССР Григорий Бояринов, Эвальд Козлов и Виктор Карпухин. Указ был закрытым, в газетах не публиковался - считалось, что военных действий в Афганистане Советская армия не ведет, а значит, и такого количества героев в мирное время быть не может. Эта завеса секретности окружала афганскую войну и дальше, на протяжении последующих девяти лет. Что, впрочем, нисколько не умаляет массового героизма, который проявляли солдаты и офицеры ограниченного контингента советских войск в Афганистане. Неслучайно Золотые Звезды Героев Советского Союза за подвиги, совершенные в ходе оказания интернациональной помощи афганскому народу, получили 86 солдат и офицеров. Но первыми в апреле 1980 года стали семеро военнослужащих Советской армии и три офицера КГБ СССР. Начнем с чекистов. Все они – офицеры спецподразделений КГБ СССР, задействованных в штурме дворца Амина и ряда других стратегически важных объектов в афганской столице. В этой операции, известной под кодовым названием «Байкал-79», были задействованы группы специального назначения КГБ СССР «Зенит» и «Гром», так называемый мусульманский батальон ГРУ, а также подразделения воздушно-десантных войск. В течение одного дня, 27 декабря 1979 года, с минимальными потерями советским спецназовцам удалось захватить около двадцати объектов в Кабуле, в том числе резиденцию Амина, здание генштаба афганской армии, телерадиоцентр, тюрьму, телеграф, здание МВД Афганистана и другие. Потери афганской стороны убитыми, ранеными и пленными достигают нескольких тысяч человек.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/04/28/pe...

Будучи в большинстве своем казенными стипендиатами, студенты академии были обязаны тотчас же по окончании курса служить установленное количество лет по духовно-учебному ведомству; но всякий, конечно, знал, что в распоряжении ведомства не могут быть в каждый момент именно такие места, которые соответствуют специальности оканчивающих курс студентов, а потому легко мог ожидать, что его специальная подготовка не найдет себе надлежащего применения. При таких условиях естественно ослабевала охота заниматься усердно тем, что, быть может, не окажется нужным. Практика первых же годов применения устава 1869 года, к сожалению, вполне подтвердила справедливость подобных опасений, так как многим из наших кандидатов действительно пришлось волей-неволей выступить преподавателями таких предметов, которые мало соответствовали их специальной подготовке и наклонностям. – В качестве официальных практических занятий по приготовлению к преподаванию, более или менее правильно велись на нашем курсе только так называемые пробные лекции, которые каждый из нас должен был составить и прочитать пред профессорами по всем тем предметам, которые входили в состав группы, избранной им специальности. Так как эти лекции были рассчитаны на предполагаемое преподавание в средней школе и потому должны были иметь соответствующий размер и характер, то их приготовление, конечно, не требовало от студента большой затраты труда и времени. Что же касается занятий специально-научных, то на нашей группе напр. некоторую попытку устроить их сделал только В. О. Ключевский , но и эту попытку нельзя было признать вполне удачной. Василий Осипович раздал всем нам по одному историческому памятнику, и каждый из нас к назначенному сроку должен был составить реферат о порученном ему произведении. За неделю или дней за десять до срока, автор реферата передавал изученный им памятник своим товарищам по специальности, чтобы они, передавая источник один другому, заблаговременно могли познакомиться с предметом и источником предстоящего реферата.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

555 Так, например, в диссертации Р.А. Мкртчяна на соискание степени кандидата богословия вопросу христологии Леонтия Византийского уделено достаточно пристальное внимание (Мкртчян Р.А. Концепции общей и частной природ в контексте богословского диалога между Православной Церковью и Древними Восточными (Нехалкидонскими) Церквами: Дис. ... канд. богосл. М., 2014). 561 Нельзя не упомянуть о том, что автор самой первой монографии, изданной в России о Леонтии Византийском , о. Василий Соколов – новомученик, осуждённый и расстрелянный в 1922 г. О. Василий ходатайствовал перед властью во время изъятия церковных ценностей об оставлении в храме богослужебных сосудов. Также в вину ему были поставлены слова, сказанные им в проповеди 7 апреля 1922 г.: «В проповеди, сказанной 7-го апреля, священник призвал прихожан не скорбеть... о материальной потере, тем более что вещи предназначены на нужды голодающих... Положение верующих ныне подобно положению в вавилонском плену. Иудеи обращались к Богу в надежде, что Он накажет тех, кто их пленил, за причинённое им зло, и прихожане могут надеяться, что Бог, попустивший изъятие церковных ценностей из храма, если таковые будут употреблены во зло, также воздаст тем, кто это сделал» (Православная энциклопедия. Т. 7. М., 2004. С. 53–54). 563 Вслед за о. Василием о. Георгий Флоровский также отрицал отождествление с Леонтием-оригенистом Леонтия Византийского : «В сочинениях Леонтия не только нет оригенистических мотивов, но прямо и решительно отвергаются нечестивые „Оригеновы догматы “ (субординатизм, предсуществование душ, апокатастазис). И к тому же о писательской деятельности Леонтия-оригениста в источниках никаких упоминаний нет» (Флоровский Г., свящ. Византийские Отцы V–VIII: Из чтений в православном богословском институте в Париже. Париж, 1933. С. 119). 568 См.: Канто-Спербер М, Барнз Дж., Бриссон Л. и Др. Греческая философия. Т. II. М., 2008. С. 794, 795. 572 Аналогичную ситуацию можно наблюдать и сейчас на примере диалога православных с католиками и протестантами и до сих пор существующими Ориентальными Церквями, не принявшими орос Вселенского Собора: Коптской Церковью, Эфиопской, Армянской, Сирояковитской и Малабарской.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Помощник секретаря, кандидат богословия, Борис Забавин. Библиотекарь, действительный студент Академии, Губернский Секретарь Константин Попов . Помощник библиотекаря, действительный студент Академии, Василий Протопопов . Помощник инспектора, кандидат богословия, иеромонах Анастасий. Помощник инспектора, кандидат богословия, Александр Покровский. Эконом иеромонах Гедеон. Почетный блюститель Академии по хозяйственной части, потомственный почетный гражданин Василий Хлудов. Вольнонаемный врач академической больницы, Коллежский Советник Иван Соколов. Профессорские стипендиаты – Борис Каптерев и Дмитрий Введенский . III. Состав учащихся К 1897–98 учебному году оставались от предшествовавшего года три академические курса: IV, III и II в числе 155 студентов; I-жe курс (LVI со времени основания Академии) образовался в начале отчетного года после —12— поверочных испытаний лиц, желавших поступить в состав этого курса. К поверочным испытаниям явились 59 студентов духовных семинарий: 20 по назначению семинарских Правлений и 39 в качестве волонтеров. Кроме них – 1 бывший студент 1-го семестра Императорского Харьковского Университета. – Из 59 человек, допущенных к приемным испытаниям, полное испытание (устное – по догматическому богословию, общей и русской церковной истории, латинскому языку и одному из новых языков, по выбору экзаменующихся; письменное – по Священному Писанию Нового Завета, основному богословию и психологии) держали 57 студентов; 1 выбыл из Академии до окончания испытаний и 1 – присланный студент Тифлисской семинарии – держал экзамен, вместо латинского, по греческому языку и совсем не держал испытания по одному из новых языков. По окончании испытаний 49 студентов духовных семинарий и 1 бывший студент Харьковского Университета приняты были в число студентов Академии; остальным 8-ми студентам духовных семинарий (волонтерам) было отказано в приеме, как недостаточно подготовленным к слушанию академического курса наук. – Из студентов, принятых в Академию, 30 были зачислены на казенные стипендии, 10 – на частные, а остальным предоставлено содержаться на собственные средства. – Кроме того, на основании указа Святейшего Синода от 26 ноября 1876 года за 3779, принят Советом Академии, с разрешения Его Высокопреосвященства, без поверочных испытаний, в число своекоштных студентов I курса 1 окончивший курс с дипломом 2-ой степени в Императорском С.-Петербургском Университете.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В своих показаниях патриарх принял ответственность за воззвание на себя; на вопросы о том, кто печатал и распространял воззвания, дал совершенно странный, но хороший ответ, что печатал и распространял воззвание якобы он сам лично без чьей-либо помощи; только один раз во время показаний, длившихся около часа, самообладание изменило патриарху: в ответ на вопрос Лонгинова – могли ли подсудимые священники не выполнять его предписаний, – он неосторожно ответил: “Могли”, – затем тут же поправился, заметив, что он один за все отвечает, но было уже поздно, – обвинение подхватило это не совсем удачное патриаршее слово и использовало его против обвиняемых. 6 мая 1922 года в “Известиях” появилась передовица “Генштаб церковной контрреволюции” с резкими выпадами против патриарха; революционный трибунал вынес частное определение о привлечении к уголовной ответственности свидетелей граждан Белавина (Святейшего патриарха) и Феноменова (архиепископа Никандра). Отряд красноармейцев появился вечером около Троицкого подворья (у Самотеки), где проживал тогда патриарх, – и ему было объявлено, что он отныне находится под домашним арестом и не должен покидать своих комнат. Это было в субботу, в 6 часов, когда в московских храмах благовестили ко всенощной, – и в этот же самый час в здании Политехнического музея суд Революционного Трибунала удалился на совещание. Приговор был объявлен на другой день, в воскресенье 7 мая 1922 года в 2 часа дня. Согласно этому приговору: Заозерский Александр Николаевич, 42 лет, Добролюбов Александр Федорович, 56 лет, Надеждин Христофор Александрович, 56 лет, Вишняков Василий Павлович, 56 лет, Орлов Анатолий Петрович, 43 лет, Фрязинов Сергей Иванович, 42 лет, Соколов Василий Иванович, 40 лет, Телегина Мария Николаевна, 46 лет, Брусилова Варвара Ивановна, 22 лет, Тихомиров Сергей Федорович, 57 лет, Ро-хманов Михаил Николаевич, 43 лет, – были приговорены к высшей мере социальной защиты – расстрелу с конфискацией всего имущества; три человека – прот. Кедров, Н. А. Брызгалов и Е. Н. Ефимов были по суду оправданы, три человека были приговорены к различным срокам заключения. Из 11 человек, приговоренных к расстрелу, шесть были помилованы: в отношении 5 человек (протоиерей Заозерский А. Н., Добролюбов А. Ф., Надеждин Х. А., Вишняков В. П., Орлов А. П. ) приговор был приведен в исполнение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010