«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Аннотация Предисловия прп. Василия Поляномерульского к творениям Св. Отцов: Григория Синаита, Исихия Иерусалимского, Филофея Синайского, Нила Сорского. Предисловия прп. Васлия представляют собой целостное учение об умном делании. Творчество поляномерульского старца — важнейшее звено в мистической традиции Православия. XVIII век — время когда она могла просто заглохнуть, прп. Василий — один из немногих кто смог это предотвратить. Его влияние на румынское и русское монашество огромно: достаточно сказать, что старец был учителем прп. Паисия (Величковского), родоначальника русского старчества XIX века. Аскетические и мистические наставления старца рекомендовались как образцовые Феофаном Затворником и Игнатием (Брянчаниновым). В своих предисловиях прп. Василий в частности указывает на «неправильность мнения тех, которые думают будто бы умное делание прилично только одним совершенным, достигшим бесстрастия и святости. Думающие так ограничивают свое моление одним только внешним исполнением псалмопения, тропарей и канонов, не понимая того, что такое внешнее моление назначено нам святыми отцами только как временное в виду немощи и младенчества нашего ума, с тем чтобы мы, постепенно совершенствуясь, восходили на ступень умного делания и ни в коем случае не оставались при одном только внешнем молении». Стоит упомянуть, что творения прп. Василия, касающиеся Нила Сорского,  такие ученые как Г. Прохоров и Н. Попов приписывают Иннокентию Комельскому. Традиция все же (как церковная, так и историографическая) стоит за авторство поляномерульского старца (кстати, в Сети часто можно встретить под видом предисловия Василия к творениям Нила, просто текст нилова «Предания»; мы этой ошибки, к счастью, избежали). Читаемость: Язык: Объём текста: Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/book/predislovi...

В 1766 г., предчувствуя близкую кончину, он пишет письмо своему странствовавшему ученику, иеросхимонаху Алексию , прося его вернуться в обитель. В письме старец обращается к ученику с исключительным смирением. Вскоре, по совету прп. Паисия, братия избрала настоятелем скита именно иеросхим. Алексия. Святой Василий был канонизирован решением Синода Румынской Церкви 5 окт. 2003 г. . В Поляномерульском скиту активно действовал скрипторий, благодаря которому сочинения старца Василия получили распространение в обителях Румынии и России. Известен автограф старца, сборник, включающий «Предисловие» его к творениям прп. Григория Синаита . Небольшие по объему, но чрезвычайно глубокие, творения старца еще при жизни его были причислены к выдающимся сочинениям исихастской традиции. Они были написаны на славянском языке, но почти что сразу были переведены на румынский и размножены переписчиками многочисленных монастырей и скитов Молдо-Влахии. Большинство дошедших до нас творений Василия Поляномерульского вошло в книгу «Житие молдавского старца Паисия Величковского», изданную в Оптиной Пустыни в 1847 г. . Туда вошли: предисловие к книге Григория Синаита (с. 78–88); предисловие к главам из Филофея Синаита (с. 89–99); предисловие к книге Исихия Пресвитера (с. 100–115); предисловие к книге блаженного отца нашего Нила Сорского (с. 115–128) с примечанием (с. 128–133); слово «О воздержании от яств, воспрещенных монахам» (с. 134–157). Известны и другие произведения св. Василия, одно из которых предлагается вниманию читателей. Публикуется нами по единственному известному славянскому списку, хранящемуся в РНБ. ОСРК. 0.I. 74. л. 151 об. – 155 .   Библиография   Текст письма старца Василия Поляномерульского схимонаху Алексею (Публикуется в современной орфографии и пунктуации). [л. 151 об.] Всечестному и духовному о Христе моему сыну иеросхимонаху кир Алексею. При доброжелателном моем лобзании и всевожделенном пождании радостнаго лицезрения тебя, вселюбезнейшаго сына и друга моего, препосылаю завет и [л.

http://bogoslov.ru/article/6177786

Преподобный Василий в значительной мере предопределил подвижнический путь преподобного Паисия, хотя последний не был в непосредственном послушании у Старца и ни разу не посещал Поляномерульский скит. Виделись они, когда святой Василий навещал своих учеников в других скитах и беседовал с ними о монашеской жизни, побуждая братию к аскетическим подвигам и ежедневному чтению святоотеческих писаний. В 1746 году преп. Паисий ушел на Афон, но его духовное общение со святым Василием не прервалось. Первый ученик преп. Паисия – Виссарион, родом из Валахии, был отправлен на Афон святым Василием, от приезжавших на Афон монахов преп. Паисий узнавал о событиях в братстве и получал сочинения святого Василия. Свои аскетические воззрения преп. Василий изложил в предисловиях к творениям преп. Григория Синаита, игумена Филофея Синайского, игумена Исихия Иерусалимского и преп. Нила Сорского. Это поучения об умной молитве. Старец, в частности, указывал на «неправильность мнения тех, которые думают, будто бы умное делание прилично только одним совершенным, достигшим безстрастия и святости. Думающие так ограничивают свое моление одним только внешним исполнением псалмопения, тропарей и канонов, не понимая того, что такое внешнее моление назначено нам Святыми Отцами только как временное в виду немощи и младенчества нашего ума, с тем, чтобы мы, постепенно совершенствуясь, восходили на ступень умного делания и ни в коем случае не оставались при одном только внешнем молении». У Священного Синода Румынии возникли сомнения по поводу каноничности поучений Преподобного. В 1749 году он был вызван в Бухарест, где с ним беседовали Патриархи Антиохийский, Александрийский и Иерусалимский, находившиеся тогда во Валахии. На все вопросы высокого собрания Святой дал исчерпывающие ответы на основе Священного Писания и святоотеческих творений. Его поучения о посте и умной молитве были рекомендованы как душеполезное чтение для монахов, Антиохийский Патриарх Сильвестр благословил Святого написать сочинение, объясняющее, почему монахам запрещено употреблять мясо. В связи с этим Преподобный попросил разрешения изучить Типиконы афонских монастырей и в 1750 году прибыл на Афон, там он посетил преп. Паисия, которого по его просьбе постриг в мантию; на Афоне оба Старца имели общего духовника – о. Даниила. Взаимные духовные связи между старцами прослеживаются и после переселения в 1763 году преп. Паисия в Молдавию. Так, в 1766 году святой Василий через своего ученика иеросхимонаха Алексия просил преп. Паисия прислать книгу творений святого Симеона Нового Богослова.

http://pravicon.com/info-1944

В 1757 году святой Василий путешествовал в Яссы, где получил помощь для Поляномерульского скита от господаря Молдавии Константина Раковицэ. В 1764 году он разделил Поляномерульское братство на румынское и русское. Причину этого святой объяснил в своем «Завещании»: так как со временем румынская братия стала превосходить по численности русскую, а богослужение в скиту совершалось на церковнославянском языке, то румыны просили старца, чтобы богослужение совершалось и на их языке. Считая эту просьбу справедливой, он предложил румынским инокам остаться в скиту, а сам с учениками-славянами намеревался перейти в другое место. Однако румынские иноки решили уйти сами, признавая за преподобным Василием право остаться в основанной им обители. 25 апреля 1767 года старец Василий преставился в небесные обители и был погребен в Поляномерульском скиту. Почитание Василия Поляномерульского было официально признано Румынской Православной Церковью в 2003 году. В месяцеслов Русской Православной Церкви имя прп. Василия внесено согласно определению Священного Синода РПЦ от 21 августа 2007 года. Поучения преподобного оказали значительное влияние на русское и румынское монашество. Святители Игнатий (Брянчанинов) и Феофан Затворник признавали прп. Василия наряду с прп. Паисием Величковским, писателем, авторитетным в вопросах аскетического делания, тонким изъяснителем умной молитвы. Святители рекомендовали чтение трудов старца всем желающим «успешно заняться Иисусовою молитвою».   Использованная литература: 1. Афонский русский Патерик. Российские святые, на Горе Афонской просиявшие и Святые афонцы, в России или в Свято-Пантелеимоновом монастыре просиявшие. Институт Русского Афона. М. 2015. 2. Русский Афонский Патерик. История Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне с древнейших времен до 1735 года. Издательская серия «Русский Афон XIX-XX веков». Том 4. Афон, Пантелеимонов монастырь, 2015. С. 442-444. 3. Василий Поляномерульский//Древо. Открытая православная энциклопедия: drevo-info.ru 4. Синаксарь. Жития святых Православной Церкви. Автор-составитель иеромонах Макарий Симонопетрский. Адаптированный перевод с французского. В 6 тт. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011. - Т. IV. - С. 692-694.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=23&iid=289...

Отрок-монах из России Святой Василий Поляномерульский Он шел сюда, конечно же, пешком. Почти тысячу километров. Инок-мальчишка, идущий с востока, худенький, высокий, хрупкий, с узелком на плечах и крестом в руке. Он вышел из ворот одного русского монастыря и идет через пустынные места, не подозревая, что ему предстоит изменить православный мир. Пробивает себе дорогу через непроходимые днепровские леса, через попавшие в немилость пределы Украины 1700-х годов, когда православная вера была гонима, вплоть до запрета отшельничества, — и всё дальше, дальше, через живописные холмы Молдавии, заливаемые ласковым и навевающим сон солнцем. Подрясник его уже изорвался, и ноги болят от ран, а он всё смотрит вдаль, вглядывается в горизонт, чая увидеть первые силуэты гор. Горы!.. Все его мысли были о них. Как же долго он их не видел! Священные горы Молдовлахии, о которых он узнал от маститых киевских монахов (это «один из самых процветающих уголков православного мира, где монашеская жизнь намного глубже и интенсивней, чем в России и Греции», как писали в ту эпоху), место, где Карпаты сворачивают к западу, образуя таинственный изгиб, где сосредоточены колоссальные силы, место, где схимничество и исихазм продолжают существовать в неискаженном виде с III столетия, в преемстве от первых христиан. И вот, в 1708-м году перед этими горами наконец останавливается юный, 16-летний послушник Василий Безруков. Отрок-монах, которому спустя годы предстоит стать святым Василием Поляномерульским. Он стоял где-то здесь и после долгого путешествия смотрел на горы. Здесь же стою и я — в нескольких километрах от города Фокшань, смотрю на эти фантастические голубые силуэты хребтов Вранчи и Бузэу и думаю о том, что видел он когда-то. Окрестности села Бисока на границе уездов Бузэу и Вранча. Фото: Лауренциу Лари Он благоговейно вступал под сень этих гор, как входят в храм. Румынские горы, в которых ему предстоит заточиться на всю оставшуюся жизнь. Святой Василий Карпатский известен во всем православном мире. «Карпатский молитвенник», как его называют

http://pravoslavie.ru/149890.html

Преподобный Василий Поляномерульский (род. ок. 1692). Старец, автор предисловий к творениям Св. Отцов, учитель прп. Паисия (Величковского). Творчество прп. Василия — одно из главных звеньев цепи мистической традиции православия, почти прервавшейся в XVII–XVIII вв. Помимо прочего, прп. Василий был старцем прп. Паисия (Величковского), который, в свою очередь, стал родоначальником русского старчества XIX в. Также большое влияние прп. Василий оказал на румынское монашество. Творчество прп. Василия посвящено умному деланию и Иисусовой молитве. Творения старца как тонкого учителя аскезы и мистики рекомендовали Феофан Затворник и Игнатий (Брянчанинов). Не очень понятно, кем был по национальности преподобный — то ли украинцем, то ли русским (во всяком случае, эмигрирует он в Молдовалахию с Киевщины). В 20-х гг. XVIII в., как и многие другие монахи, он переселяется в Молдовалахию: в России тогда притесняли монашество (и параллельно упразднили Войско Запорожское, последний остаток украинской государственности), а в Польше — православие как таковое: парадоксально, но делателям Иисусовой молитвы свободней было на территории Османского халифата. В Молдовалахии вокруг преподобного собирается кружок монахов, который составил основу, организованного прп. Василием скита Пояна-Мэрулуй. В 1749 г. старец был вызван в Бухарест — его учение казалось многим подозрительным. Его судили Александрийский, Иерусалимский и Антиохийский патриархи, которые, однако, не только не нашли никакой ереси, но рекомендовали всем наставления преподобного в аскезе и умной молитве. А патриарх Сильвестр благословил преподобного написать сочинение, объясняющее, почему монахам запрещено употреблять мясо, в связи с чем прп. Василий посетил Афон. Со временем Поляномерульский скит становится одним из духовных центров Молдовалахии: под руководством старца находились 11 скитов и пустыней. В своих предисловиях (на деле эти тексты — целостное учение об умном делании) прп. Василий, в частности, указывает на «неправильность мнения тех, которые думают, будто бы умное делание прилично только одним совершенным, достигшим бесстрастия и святости. Думающие так ограничивают свое моление одним только внешним исполнением псалмопения, тропарей и канонов, не понимая того, что такое внешнее моление назначено нам Святыми Отцами только как временное ввиду немощи и младенчества нашего ума, с тем чтобы мы, постепенно совершенствуясь, восходили на ступень умного делания и ни в коем случае не оставались при одном только внешнем молении».

http://blog.predanie.ru/article/k-300-le...

— Этот лес, да... Вы можете себе представить, что тогда было точно так же? А какое место могло бы подойти для монастыря лучше этой благословенной поляны? — говорит мне монахиня Рафаила, наша провожатая по дэлэуцкому раю, не перестающая восхищаться этим великолепием уже 9 лет, в течение которых она не покидала монастырь. — Нам выпало счастье жить здесь, и мы должны это место беречь. На нас лежит огромная ответственность: мы ведь каждый день наступаем на следы святого. Здесь жива благодать этого места, жив дух молитвы. А в конце с нас спросится: «Что ты сделал с этим счастьем? Что ты сделал с тем, что было тебе дано?» Это известная во всем христианском мире икона, из которой брызнула кровь, когда турки ятаганом ударили по ликам Матери и Богомладенца Старинная каменная церковь, именуемая «Среди могил», — именно та, в которой служил святой Василий три века тому назад. Позолоченный иконостас, которого касались его персты… Чудотворная икона Пресвятой Богородицы, перед которой он столько раз простирался в земном поклоне. Это известная во всем христианском мире икона, из которой брызнула кровь, когда в Константинополе турки ятаганом ударили по ликам Пресвятой Матери и Богомладенца, и которая потом чудесным образом вернулась домой сама, носимая по волнам Черного моря и осеняемая ангелами, и остановилась прямо у ног того румынского монаха, у которого турки ее отобрали. Монастырь Дэлхэуць, храм в честь иконы «Живоносный Источник», в котором служил прп. Василий Поляномерульский Мать Рафаила осторожно прикасается к шрамам на ликах Пресвятой Богородицы и Младенца Христа. — Посмотрите, рана совсем еще свежая. Это же живое тело… Она говорит мне, что там была живая плоть, что края глубоких порезов заживали, в точности как человеческая рана. Обезображенные шрамами лики Матери и Ее Божественного Сына… На них без содрогания нельзя взглянуть. Это больно, это даже трагично. Особенно на Младенца, Которого с такой жестокостью били по Божественному лику… «Ануфиана», чудотворная икона Пресвятой Богородицы из монастыря Дэлхэуць Однако боль этого живого образа исцелила тысячи человек! Мать Рафаила, молодая, 36-летняя монахиня, знает людей, болевших раком, парализованных, бесплодных, которых сюда позвала эта икона. Они просто не могли жить, не видя этих ликов. Приходили сюда снова и снова из разных краев, издалека, повинуясь Божественному зову. И исцелились.

http://pravoslavie.ru/149890.html

В 1743 году в Валахию с Украины пришел рясофорный монах Платон (будущий преподобный Паисий Величковский). Он прожил в братстве более трех лет и оставил свидетельства о благочестивой жизни учеников прп. Василия. Поляномерульский подвижник в значительной мере предопределил путь прп. Паисия, хотя тот и не был в непосредственном послушании у старца. Они встречались, когда прп. Василий навещал своих учеников в других обителях, побуждая их к аскетическим подвигам и ежедневному чтению святоотеческих писаний. В 1746 году прп. Паисий ушел на Афон, но его духовное общение с Василием Поляномерульским не прервалось. На Святой Горе у преподобных Василия и Паисия был общий духовник - старец Даниил. Сам Василий много раз бывал на Афоне и во время своего второго пребывания там постриг прп. Паисия в малую схиму. Рассказывая ему об опасности уединенной жизни, он советовал ему предпочесть общежитие, которое позволяет монаху обнаружить собственные слабости, познать свою меру и покаяться, каждый день обращаясь с молитвой ко Господу, чтобы сподобиться Его благодати.  Расставаясь с Паисием, старец Василий передал ему суть того образа жизни, которого ревностно придерживался сам. Духовные связи между подвижниками прослеживаются и после переселения прп. Паисия в Молдавию в 1763 году. Помимо молитвы, монахи Поляномерульского скита занимались переводами творений Святых Отцов, таких как свв. Исаак Сирин, Иоанн Лествичник, Григорий Синаит, Исихий и Филофей Синаит. К сочинениям трех последних старец Василий составил предисловия, в которых разъяснял, как именно следует понимать их слова о молитве Иисусовой. Он писал, что, дабы эта молитва была услышана, следует поступать по примеру евангельской вдовы, которая взывала днем и ночью, умоляя судью оказать ей справедливость (Лк. 18: 1). Скрипторий Поляномерульского скита способствовал тому, что в XVIII–XIX веках сочинения прп. Василия стали широко известны во многих обителях Румынии и России, оказав значительное влияние на иноческую жизнь в этих странах. Дошел до нас и автограф самого подвижника — патристический сборник, содержащий «Предисловие» старца к творениям прп. Григория Синаита (Библиотека Академии наук Румынии, Славян. Хотя святой отдавал предпочтение Иисусовой молитве, он настаивал также на важности церковных служб по Типикону, однако продолжительность их, считал он, должна быть умеренной. Именно это соединение исихастской традиции с правилами общежительного устава было в полной мере осуществлено учеником старца Василия — прп. Паисием Величковским.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=23&iid=289...

Только после этого может быть воссоздана адекватная картина состояния русского монашества и типов подвижничества. Разумеется, терминология должна анализироваться во всей ее совокупности и в связи с историческим контекстом. Если исходить из классификации типов монашества в Лествице, то скит Нила соответствует среднему, царскому пути. Дополнением к тому, что известно о нем из источников XV-XVIII вв., служит характеристика, данная учителем Паисия Величковского старцем Василием Поляномерульским . Ему принадлежат «надсловия» (т. е. предисловия) к сочинениям писателей-аскетов, создателей аскетической традиции Восточной Церкви, и сделанные им самим подборки фрагментов из них. Среди этих авторов ( Григорий Синаит , Филофей Синайский, Исихий Пресвитер) находится и Нил Сорский 417 . Из его сочинений Василий Поляномерульский выделил характеристику трех типов монашества и дал более подробное толкование и разъяснение среднего, царского пути. При этом, в отличие от самого Нила, который противополагал его общежительству, распространение которого в Северо-Восточной Руси в XV в. сопровождалось ростом монастырского землевладения, разнообразными недостатками в монашеской среде, некоторым «обмирщением» монастырей (т. е. наруше нием заповеди «нестяжания»), Василий Поляномерульский противопоставил его отшельничеству-анахоретству, точнее, ложному отшельничеству, в котором нарушалась заповедь смирения и послуша ния. Святые отцы, писал Василий, говорили о разделении монаше ского жития на три типа: «первое – общество; второе – царским путем и средним нарицают, еже в двух или трех живуще, общее стяжа ние нуждных, общую пищу и одеяние, общий труд и рукоделие, я всяко промышление житию имети, над вся же сия, отсекающе свою волю, повиноватися друг другу в страсе Божии и любви. Третье же уединенное отшельство, еже есть совершенных и святых мужей Де  ло». Далее автор перешел к современной ему практике, говоря об изобретении «четвертого типа»: строят себе кельи, уподобляясь от- «подобны самочинником и самопретыкателем; сами бо себе изобретше житие, сами и на нем и претыкаются». Это критика ложного отшельничества, самовольства, нарушения заповеди смирения 418 . То же «бесчиние» внутри монашества ранее осуждал и Иннокентий Охлябинин (Василий использует, возможно, его термин «самочинники»), и Стоглав, и многие учители монашества.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1986 г. на Западе публикуется докторская диссертация католического священника Дарио Ракканелло «Иисусова молитва в творениях Василия Поляномерульского » (Raccanello D. La preghiera di Gesu negli scritti di Basilio di Poiana Marului. Alessandria, 1986). 2 Ciprian (Zaharia), arhim. Biserica Ortodoxa Romana si troducerile patristice si filocalice in limbile moderne// Paisianismul. Bucuresti, 1996. C. 49. 5 Raccanello D. Rugaciunea lui Iisus in Scrierile Staretulhi Vasile de la Poiana Marului. Sibiu, 1996. C. 27. 13 См.: Mihail P. Schitul de la Poiana Marului centru de cultura ortodoxa// Spirituelitote si istorie la intorsatura Carpatilor. 1983. Buzau. T. 1. C. 362. 15 Raccanello D. Указ. соч. С. 35 (цитируя вышеуказанный текст, Ракканелло говорит, «что не может утверждать, что Василий был украинцем. Но традиция Поляномерульского скита говорит о том, что даже после его смерти многие верующие с Украины, паломничая по этим местам, вспоминали старца Василия как своего соотечественника); Constantinescu H. Указ. соч. С. 495. 59 Фрагментарно она публиковалась в «Вестнике Русского экзархата». 1973. 83–84 и в ЖМП. 1954. С. 53–59; 1956. С. 44–55. 62 Данная биография никем не была издана, одна копия рукописи находится в Ленинградской публичной библиотеке же. С. 40. 65 Биографию Платона, изданную впервые в 1847 г. и переведенную со славянского на русский язык в 1906 г., ошибочно называют «биографией схимонаха Митрофана». Последнее издание на русском языке вышло под названием «Житие молдавского старца Паисия Величковского ». В авторстве же Платона никто не сомневается. См.: Четвериков С. Указ. соч. С. 6. 82 Келией у афонских монахов называется дом с церковью. Если при доме нет церкви, то он называется каливой. 85 Dascalul G. Povestire din parte a vietii preacuviosului parintelni nastru Paisia (биография Григория Даскэла)//Paisianismul. С. 123. 95 Хотя большинство исторических памятников свидетельствует, что Паисий был погребен в самом Вознесенском храме, однако вскрытие могилы (ХХ в.) показало, что гроб пуст. Материалы исследования, к сожалению, во время второй мировой войны сгорели. Вопрос о том, где находятся мощи Паисия, остается пока открытым.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010