Вместо предисловия Предлагаемые Письма о духовной жизни составлены по поводу писем графа М. М. Сперанского, напечатанных в «Русском Архиве» за 1870 год, в январской книжке. Я имел намерение представить картину духовной жизни в разнообразных ее оттенках. Письма Сперанского служили только поводом к тому. Желание было одно, чтоб ревнующим о духовной жизни представить отчасти некоторые нужные указания, а отчасти дать случай самим заняться теми же предметами и обдумать их поприложимее к себе самим. Письмо первое Вам желательно знать мое мнение на счет писем графа Сперанского о духовной жизни. С удовольствием исполняю ваше желание. Но вооружитесь терпением, потому что мне пришла охота не ограничиваться краткими заметками, а повести пространную беседу о предметах, затронутых в упоминаемых письмах. Что предметы эти стоят того, об этом и говорить нечего. Но и письма так сложны, что невольно вызывают на размышление. Так видите, граф Сперанский проходит духовную жизнь. Государственный человек, почти непрестанно занятый – то административными учреждениями, то улучшением порядков государственной жизни, находил возможным умно и сердечно пребывать в Боге, всеправящем, вездесущем, всевидящем. Это приводит мне на память обычную отговорку, которою светские люди прикрывают свое нехотение потрудиться, как следует, над делом Божиим, делом своего спасения: «где уж нам!». Сперанский обличает их фактически, и не он один, но и другие многие. Помнится, ту же отговорку обличал и старец Василий, в своих предисловиях к статьям Добротолюбия об умном делании или молитве, помещенных в жизнеописании старца Паисия Нямецкого. «Смотри, – говорит, – какую высокую жизнь проходили люди, занятые по долгу внешними делами», – и перечисляет их. Таков был домоправитель вельможа, о котором упоминает Симеон, новый богослов, в слове о вере, помещенном в Добротолюбии; таков был патриарх Фотий, знакомый с сим делом до патриаршества, при трудах государственного секретарства; таковы были и другие патриархи, у которых на руках лежало управление церковными делами, большею частью внешними, довольно хлопотливое. Старец Василий, выставляя этих деятелей духовных, среди внешних обязательных дел, имел в виду расположить ревнителей благочестия к тому же роду жизни, в свое время. Не удастся ли и нам с вами подвигнуть кого либо на подобные же опыты, представив им картину духовной жизни, как ее живописует Сперанский в своих письмах, конечно, с собственного своего опыта.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Пс.118:103.   Коль сладка гортани моему словеса Твоя, паче меда устом моим. «Сладость слова» Писания сравнивает с «медом» только потому, что у нас нет ничего слаще его; а не потому, чтобы только такой была его мера. Пророк слабым сравнением выражает свое удовольствие, получаемое от исполнения заповедей Божиих. «Мед сладок» только для горла, а потом идет в чрево и низвергается: «словеса» же Божии услаждают и сердце, и душу. Нет ничего приятнее божественного учения. Где духовное учение — там и смиренномудрие, и честность, и скромность; там муж и жена, и дети в согласии и любви соединены узами добродетели, там посреди Христос (Златоуст). Пс.118:104.   От заповедей Твоих разумех: сего ради возненавидех всяк путь неправды. «Уразумев» божественные «заповеди» , Давид почувствовал отвращение ко всякому роду зла, что и является верным признаком очищения сердца. Рана не заживает, пока весь гной не выйдет; так и рана души гноится, пока прорываются в ней сочувствия ко греху (Василий В., Златоуст, Варсонофий В., Феофан). Пс.118:105.   Светильник ногама моима закон Твой, и свет стезям моим. Словами Божиими должно упражняться непрерывно и священное Писание употреблять как некий «светильник» (Кирилл). Пс.118:106.   Кляхся, и поставих сохранити судьбы правды Твоея. Твердое решение души назвал «клятвою» : постановил себе терпеть с благодарностью всякие бедствия, исповедуя, что все праведным Своим «судом» наводит Бог. И поскольку Господь сказал: «не да творю волю Мою, но волю пославшего Мя Отца» (Ин. 6:38), то не надежно всякое решение собственной своей воли (Василий В., Златоуст, Феодорит). Пс.118:107.   Смирихся до зела: Господи, живи мя по словеси Твоему. Потому что «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Притч. 3:34). «Смирение до зела» (до крайности) — есть исповедание грехов. Кающихся оживотворить обещает Божие слово, поскольку Бог оказывает нам милость и человеколюбие после исповедания грехов: «исповедайтеся , — говорит, — Господеви, яко благ, яко в век милость Его» (Пс. 135:1) (Феодорит, Аполлинарий).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

Профессор сам говорил обо всем том, на что путешественник смотрел как бы слепыми глазами и не видел, что эти немые свидетели сообщали из далекой древности, потому что не знал тех языков, на которых эти надписи сделаны. Профессор все говорил и говорил, не умолкая, как бы читая по книге. Сам путешественник признавался позже владыке Феофану: «Я просто онемел от удивления и очарования. Ведь профессор Болотов никогда не бывал в Абиссинии, а знал в таких археологических подробностях все тамошние памятники. Подумайте только о том, что он цитировал мне многие надписи и сопровождал все это такими историческими пояснениями, что далекая, отстоящая от нас на тысячи лет картина событий оживала с поразительною реальностью, как бы в пересказе очевидца... Я быстро превратился только в благодарного и восторженного слушателя. Мне было страшно неудобно, что я такому человеку хотел рассказывать что-то новое, чего он не знал. Профессор Болотов оказался как бы жителем тех мест и тех далеких времен, а я пытался ему сообщить что-то новое об Абиссинии из моих мимолетных скудных впечатлений. Он знал все в таких мельчайших подробностях, о которых я и понятия не имел... Мне пришлось во всем откровенно признаться профессору и просить его извинить меня». Профессор Василий Васильевич Болотов происходил из простонародья. Он был сыном сельского псаломщика, родился 1 января 1854 года. С детских лет проявил недюжинные способности в учении и этим обратил на себя всеобщее внимание. Так, он окончил с отличием духовное училище и семинарию. Будучи учеником семинарии, он настолько хорошо знал древнегреческий язык, что составил канон на этом языке святому Василию Великому , имя которого носил. Случайно попавшая ему в руки грамматика абиссинского языка, выданная ему по ошибке вместо еврейской грамматики, привела к тому, что он изучил абиссинский язык. По отзывам учителей семинарии, Василий Болотов занимал в классе место «выше первого», и настолько выше первого, что надо было пропустить за ним сорок номеров, чтобы поставить следующего ученика («Светлой памяти профессора В.В. Болотова ». В. Преображенский. Рига, 1928, с. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Казаки готовы обеспечивать безопасность в СКФО Ессентуки, 20 апреля 2010 г. Атаманы окружных, районных и городских казачьих обществ Северо-Кавказского федерального округа приехали в Ессентуки чтобы, как подчеркнул атаман терцев Василий Бондарев, познакомиться с полпредом президента и рассказать о деятельности казачества, его проблемах и планах, сообщает " Православие на Северном Кавказе " . " Мы хотим, чтобы активнее привлекались казаки к государевой службе, особенно в республиках Северного Кавказа, чтобы мы участвовали и у нас были равные права в целевых комплексных программах в республиках, чтобы казачество прозвучало и в целевой программе по Северо-Кавказскому федеральному округу " , - сказал атаман Терского казачьего войска Василий Бондарев. " Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл взял под особую опеку казачество. В Церкви создана уже целая система, создан отдел по делам казачества, назначены войсковые и хуторские священники. Казачество никогда немыслимо было без Церкви, православие для казачества это один из столпов " - отметил архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан. Председатель совета при президенте России по делам казачества Александр Беглов акцентировал внимание на еще одной задаче, исторически не менее важной. " Казачество проходит определенную реорганизацию и президент сказал, что если оно называется " войском " , то должно соответствовать войску. Поэтому он подписал указ о форме казачьей, о наградах, об удостоверениях. И на сегодняшний день, если говорить о терском казачестве, они готовятся к тому, чтобы провести смотр войска своего, чтобы оно соответствовало тем нормативным документам, которые приняты в стране " , - подчеркнул Беглов. Полпред президента Александр Хлопонин отметил еще один важнейший аспект развития казачества на Руси. " Есть и социально-гражданские направления, которые связаны с развитием села. Казачьи села даже по культуре своей отличаются очень серьезно от простых наших сел. Есть чему поучиться, и есть чему помочь непосредственно для развития. У нас не такая простая ситуация в Дагестане и не совсем простая в Ингушетии и ряде других республик. Хотелось, чтобы казаки укреплялись на территории, укреплялось русскоязычное население " , - подчеркнул полпред. 20 апреля 2010 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/34944.html

Бес сказал Парадоксально, но в современной России, стране, где во многих храмах ежедневно служится Божественная Литургия и читается Святое Евангелие, находятся группы верующих, готовых всерьез рассматривать бесовские речи в качестве полноценного элемента для построения собственного религиозного мировоззрения. 18 февраля, 2013 Парадоксально, но в современной России, стране, где во многих храмах ежедневно служится Божественная Литургия и читается Святое Евангелие, находятся группы верующих, готовых всерьез рассматривать бесовские речи в качестве полноценного элемента для построения собственного религиозного мировоззрения. Отказ от электронных документов, вера в силу маятников, которые могут подсказать, надо ли покупать тот или иной продукт, вера различным нетрадиционным целителям… Что за этим стоит?  Рассуждает преподаватель Перервинской духовной семинарии Роман Булочев. Цифры, показывающие количество просмотров роликов со всякого рода отчиток и “бесогонных” молебнов, впечатляют. В сети Интернет созданы десятки сайтов, где отдельные темы посвящены обсуждению различных “откровений” представителей нечистой рати. Парадоксально, но в современной России, в стране, где во многих храмах ежедневно служится Божественная Литургия и читается Святое Евангелие, находятся группы верующих, готовых всерьез рассматривать бесовские речи в качестве полноценного элемента для построения собственного религиозного мировоззрения. Господь Иисус Христос властно запрещает бесноватому говорить. Он не принимает свидетельства от нечистых духов. Святитель Феофан Затворник, поясняет, почему нельзя верить нечистому – “бесы никогда ничего не говорят и не делают с доброй целью; всегда у них что-нибудь злое в виду”. На видеоролике 2007 года некий иеромонах (Василий Новиков, позднее запрещенный в служении в Тульской епархии) вступает в “диалог с бесом”, требуя от последнего раскрыть свои секреты и ловушки. Несчастная одержимая бьется в страшных конвульсиях, слезы у нее льются градом, она с трудом дышит, а священник подходит все ближе и ближе, требуя от поработившего женщину беса признания в том, что позволяет ему со товарищи так легко овладевать человеком.

http://pravmir.ru/bes-skazal/

Не счита­ем возможным в данном случае допустить прямой недобросовестности или крайнего невежества, и потому приходится принять предположение очень обидной случайности, нашедшей место и в ученых диссертациях, и в учебных наших системах. Точно так же нередко с удивительной пере­держкой толкуются слова св. апостола Петра, приведенные в книге Дея­ний ( Деян.5:4 ). Вообще по вопросу о богатстве как виде собственности наше богословие, за редкими исключениями, стоит на непонятной точке зрения, вовсе несогласной с учением Откровения и святоотеческим. Даже преосвященный Феофан в своем «Начертании христианского нравоуче­ния» говорит относительно богатства, что, «не прилагая к нему сердца, должно принимать его, умножать и хранить» (стр. 470); и высказывает эти мысли так, как будто бы это и действительно христианское учение, и будто бы в Евангелии Христовом и писаниях церковных учителей мож­но встретить даже намек на долг хранить и умножать богатство. Подоб­ное говорится и другими нашими моралистами, причем такой серьезный ученый, как покойный профессор М. А. Олесницкий , высказывает мысль, что христианство не только не воспрещает заботу о приобретении нового имущества при посредстве имеющегося, но нет сомнения и «насчет по­зволительности... отдавать деньги на проценты» 5 – мысль, во всяком случае, не имеющая ни малейшего основания в откровенном учении и го­рячо осуждаемая святыми отцами. Не менее тяжелое впечатление произ­водит и очень тщательное развитие в учении о милостыне той мысли, что милостыня должна быть подаваема с большим разбором и притом в стро­гом соответствии с имуществом подающего, причем утверждается, будто христианство вполне допускает и роскошь в жизненной обстановке 6 . Эти мысли также, конечно, не имеют твердого основания в учении Слова Божия и святоотеческом. И трудно понять, почему подобные мысли, вовсе не отвечающие духу христианского нравственного идеала, так усердно рас­крываются и проповедуются, если принять во внимание, что в наше время великая редкость встретить людей, готовых отдать свое имущество бед­ным до готовности переносить лично нужду, и что, конечно, такие люди не станут прислушиваться к ласковому голосу богословских измышлений после определенного и любяще строгого голоса своего Учителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Ekzemp...

Августин в своей «Христианской науке». Знание всего риторического учения нужно и полезно для проповедника, как это видим на примерах св. Златоуста, св. Василия Великого , св. Григория Назианзина и других. Но наш автор не считает нужным излагать в своей гомилетике то, о чем распространяются риторы. Все, что нужно знать проповеднику касательно расположения, изложения и памяти, все это подробно изложено в трактатах риторов, и пусть проповедники к ним обращаются для изучения этих частей. Произношение совершенно иное ныне, чем было в старину: в церкви нужно соблюдать при произношении больше приличия и важности, чем на форуме, и потому у светских риторов проповеднику нет нужды учиться произношению. Но Гиперий, несмотря на то, не вводит в свою гомилетику особого трактата о произношении, но рекомендует проповедникам практически учиться искусству произношения, советуя проповеднику подражать тем учителям, которые прекрасно произносят и действуют на кафедре, и этим снискали себе славу у своих соплеменников. Главное внимание Гиперий обращает на изобретение: в этом пункте, по его указанию, проповедник более всего должен трудиться, и этим он отличается от оратора. Потому, когда светская риторика учит тому, как нужно составлять речь и действовать оратору, гомилетика излагает то, что проповедник должен предлагать народу: там форма – главное, и здесь материя. 43 И виды речей или проповедей Гиперий указывает не те, какие обычно выставляла и выставляет риторика. Обыкновенно риторика разделяла красноречие на три рода: красноречие показательное или панегирическое, совещательное и судебное. Эти же роды речей указывала гомилетика и в духовном красноречии, находя здесь подобие и судебного красноречия, едва ли уместного на церковной кафедре, что однако допустил в своем гомилетическом трактате и наш Феофан Прокопович . Гиперий взял новое начало деления церковного красноречия на роды; именно в основание деления он положил изречение Апостола Павла во втором послании к Тимофею: всяко писание богодухновенно и полезно есть ко учению, ко обличению, ко исправлению, к наказанию еже в правде ( 2Тим. 3:16 ), с присовокуплением текста из послания к римлянам: елика преднаписана быша, в наше наказание преднаписашася, да терпением и утешением писаний упование имамы ( Рим. 15:4 ), и указал пять родов проповедей, – род учительный (doctrinale или διδασχαλιχν) обличительный (redargutivum или ελεγχιχν) наставительный или воспитательный (institutivum или παιδευτιχν) – употребив такое название для третьего рода проповеди, неупотребительное в научной терминологии, Гиперий оговаривается, что он считает позволительным в своей специальности пользоваться словами апостола, хорошо выражающими дело, – исправительный (correctorium или πανορθωτιχν) и утешительный (consolatorium – παραχλητιχν или παραμυθητιχν).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

– Наверное, устали? Я ведь по себе знаю, что экзаменационная сессия очень утомляет, отнимает много сил. Но Вы же, как всегда, подготовились? – Да, я усиленно работал. Но знаю ли я предмет, об этом я не могу судить, об этом скажет уж экзаменационная комиссия. – Не сомневаюсь в Вашей подготовке. Но это ожидание отнимает много сил. «И как-то незаметно профессор начал интересоваться моей подготовкой к экзамену, – вспоминал позже Владыка. – Однако его вопросы не были по форме вопросами профессора к студенту. Нет, по тону это были вопросы из беседы двух студентов, но разных курсов, старшего и младшего. Он спрашивал, но как бы желая убедить меня в моем знании. Профессор ни разу не показал своего превосходства в знаниях. С его стороны это был вполне коллегиальный, дружественный и даже дружеский разговор. Однако эта беседа затронула круг вопросов несравнимо шире академического курса. – Прекрасно, прекрасно... Будьте спокойны. Успех обеспечен! После этих слов профессор вдруг встал и, обращаясь к комиссии, сказал: – Студент Василий Димитриевич Быстров сдал экзамен по предмету на «отлично»! Но я не мог знать, что эта столь необычная дружеская беседа окажется экзаменом. По-видимому, профессор, дабы подчеркнуть свое доброе, сердечное ко мне отношение и в то же время чтобы освободить меня от волнений, предварительно договорился с комиссией, что произведет экзамен частным порядком. Поэтому председатель комиссии, обращаясь ко мне, во всеуслышание заявил: – Итак, экзамен Вами, как Вы слышали, уже сдан. Вы можете быть свободны! Профессор Болотов, обращаясь ко мне, тихо сказал: – Итак, мы свободны. Мы можем уйти! Идемте! Всем происшедшим я был поражен и, конечно, глубоко признателен профессору В.В. Болотову ... Но слава и хвала принадлежат Господу». Профессор благоволил к юному студенту, видя в нем не только соратника. Много общего было у профессора со студентом. Оба они выходцы из села, из простонародья. Первый – сын сельского псаломщика, второй – сын сельского священника. Оба, несомненно, вымолены молитвами родителей. Оба знали нужду по личному опыту. Оба проявили незаурядные способности. Оба с блестящими успехами прошли учение в духовном училище и в семинарии. После этого так же блестяще закончили высшее образование в одной и той же Санкт-Петербургской Духовной академии. И один и другой отобраны и оставлены академическим Советом в качестве профессорских стипендиатов и магистрантов. И тот и другой в год окончания курса начали преподавать в академии. Болотов в качестве профессора в возрасте двадцати пяти лет, а Быстров в возрасте двадцати одного года в качестве доцента. Оба носили одно и то же имя – святого Василия Великого , усердно молились ему, и он был их покровителем и руководителем. Все это, безусловно, сближало их и роднило.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Розанов Василий Васильевич (1856–1919) – писатель, публицист, религиозный мыслитель. Окончил Нижегородскую классическую гимназию и историко-филологический факультет Московского университета. Работал учителем истории и географии в провинциальных городах. В 1893 г. переехал в Петербург. С 1899 г. постоянный сотрудник газеты А.С. Суворина «Новое время». Печатался в журналах: «Вопросы философии и психологии», «Русский вестник», «Русское обозрение», «Русский труд», «Новый путь», «Мир искусства», «Весы», «Золотое руно», а также в газетах. Был одним из учредителей Религиозно-философских собраний (1901–1903), переросших в 1907 г. в Петербургское религиозно-философское общество. Летом 1917 г. переехал с семьей в Сергиев Посад, где и умер. По названиям его книг можно составить представление об основных проблемах, занимавших В. Розанова . «Сумерки просвещения» (1899), «Религия и культура» (1899), «Природа и история» (1900), «Семейный вопрос в России» (1903), «Около церковных стен» (1906), «В темных религиозных лучах. Метафизика христианства» (1911) и др. Незадолго до смерти он составил план своих сочинений в 50 томах. Сегодня его называют основателем теории и практики постмодернизма. На исходе XX в. Андрей Синявский и Венедикт Ерофеев признали свое литературное и мировоззренческое родство с Розановым. Замечательный духовный портрет В. Розанова представляет собой двухтомное собрание воспоминаний и статей о нем в серии «Русский путь». Свящ. П. Флоренский , любивший Розанова, писал в частном письме: «Это – стихия хаоса. Существо его – Богоборческое». Прот. Флоровский признавал в Розанове религиозный темперамент, но считал его «религиозно слепым». Одновременно он называл Розанова загадкой, и притом «загадкой типической». Бердяев говорил о нем как о гениальным обывателе. Розанов, безусловно, не был мыслителем-аналитиком, но его сентиментальность и типичность «загадочного мышления» характерна не столько для интеллигенции его времени, сколько ближе к определенному типу нынешнего интеллигента.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Монахиня Людмила (Любовь П. Ребракова) (1879–1957) Чувственныя страсти телесныя победил еси воздержания браздами, чудодейственне Сергие… и ревность к бесплотным на земли показал еси… (Стихира Преподобному Сергию) Нет ничего более трудного, более сложного и даже сугубо опасного, чем духовная жизнь. Однажды мне пришлось побывать в глубоком подземелье – в горизонтальной шахте. Ее непроглядно темные коридоры растянулись на многие сотни метров. Какой мрак! Кругом мокрые и холодные земляные стены, под ногами грязь. Могила, самая настоящая мрачная могила. Вагонетка с маленьким огоньком укатила далеко вперед. Шел я, шел и провалился… Удержавшись за какую-то палку, вылез. Еще два-три шага – опять попал в какую-то трясину. Выбравшись оттуда, снова пытался идти, но ударился, наткнувшись на мокрую стену… И все во мраке. В непроницаемой, будто адской, тьме… Вспомнив о спичках, в кармане нашарил спичечный коробок, зажег маленькую свечу и с этим небольшим пламешком двинулся вперед… Духовная жизнь, как пишет епископ Феофан Затворник , подобна подземным проходам, в которые спустился человек без светильника. Сколько неожиданностей! Сколько трудностей и смертельных опасностей встретит человек на духовном пути, тем более если он пошел по нему без светильника. Духовную жизнь хорошо знают святые духоносные отцы. Они глубоким внутренним опытом познали ее и с помощью Божией преодолевали все ее опасности и трудности. Но святые отцы жили гораздо раньше нас и поделиться с нами опытом духовной жизни могут только через свои писания. Есть и в нашей современной жизни, и с нами отцы духовные, но они далеко не такие, как были раньше. К тому же во многом изменилась сама наша жизнь. Хотя законы духовной жизни остаются те же, что и тысячу лет назад, но самые условия спасения усложнились. Если и раньше трудно было идти по духовному пути и по-настоящему духовно жить, то как же теперь трудно и опасно! Иногда душа человека живет, как в глубоком темном подземелье, не видит ни просвета, ни тепла, ни гладкого пути, ни направления, куда идти человеку. Такой человек даже маленькую молитву «Богородице» или «Отче наш» затрудняется прочесть. Не знает, как перекреститься, вместо правого плеча кладет руку сначала на левое, как неумелый ребенок. Вместо того чтобы воздержаться от пищи перед причастием, приходит, наевшись. Это люди, совсем не ведающие о духовной жизни. Они живут какой-то полуязыческой мирской суетой и духовного совсем, бедные, ничего не знают. Живут одной физической реальностью, и душа у них совсем замирает.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010