Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ФЕОФАН (ТУЛЯКОВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Феофан (Туляков) ( 1864 - 1937 ), митрополит Горьковский . В миру Туляков Василий Степанович, родился 25 февраля 1864 года в семье потомственного почетного гражданина г. Петербурга . С детских лет имел влечение служить Церкви в священноиноческом сане и для этого хотел поступить в духовно-учебное заведение, но по воле родителей начал образование в Императорском Санкт-Петербургском коммерческом училище. В 1881 году, будучи воспитанником этого училища, вследствие непреодолимого вышеуказанного влечения, он обратился за советом к Высокопреосвященному митрополиту Московскому Макарию , который благословил его на приготовление к служению Церкви. Вследствие этого на 17-м году Туляков начал изучать древние языки и некоторые другие предметы, составлявшие отличие программы духовной семинарии от программы коммерческого училища, с целью поступить в богословские классы духовной семинарии. По рекомендации ректора семинарии протоиерея Н.И. Розанова учителями Тулякова для приготовления его в семинарию были братья Налимовы, из которых старший скончался архиепископом Владимирским. В 1883 году, после экзаменов, он поступил в 1-й богословский класс и в 1885 году окончил семинарию студентом и в том же году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию , которую окончил в 1889 году кандидатом богословия с правом получения степени магистра без нового устного испытания. На соискание степени магистра богословия он представил свое сочинение " Чудо, христианская вера в него и ее оправдание. Опыт апологетико-этического исследования " ; Советом академии оно было принято на соискание степени магистра и разрешено к печати. Стремясь служить Церкви Христовой, он предполагал принять монашество еще в академии, как советовал ему и митрополит Макарий, но Господь судил иначе. Когда он обратился к Вышенскому затворнику святителю Феофану с вопросом о том " идти ли ему в монахи? " , - то последний ответил ему в письме так:

http://drevo-info.ru/articles/1011.html

Татьяна Ивановна Говорова была кроткой, сострадательной и радушной хозяйкой большого семейства. По воспоминаниям ее внука (племянника святителя) Н.А. Крутикова, «мать преосвященного Феофана жила неподдельным, чистым религиозным чувством» 10 . Ее великодушием и мягким нравом во многом обеспечивалось спокойное и согласное течение семейной жизни. Когда же дом посещали гости, ее непосредственной обязанностью было всех «накормить, напоить, уложить спать; самой лечь позже всех и раньше всех встать, чтобы служить опять другим» 11 . По мнению родных, святитель Феофан более на мать «походил и ростом (несколько ниже среднего), и лицом, и голосом (тихим)» 12 . Но, что еще более существенно, у него проявлялись сходные с нею черты «духовного настроения: его замечательная обходительность со всеми, добродушие... и особенное внимание к нуждам других» 13 .      . Не жалея своих сил и времени, Татьяна Ивановна заботилась о родных и всегда находила возможность помочь бедствующим. «Из средств, доступных ей, она старалась помогать всем нуждающимся, – свидетельствовал другой ее внук И.А. Крутиков, – и никто из бедных, нищих и больных не отходил без посильной помощи» 14 . Скончалась Татьяна Ивановна в конце 1838 г., а в начале следующего 1839 г. преставился ее супруг – священник Василий Говоров. «Они умерли через две недели друг от друга», – писал о своих родителях святитель 15 . Надо подчеркнуть, что его отец и мать были едиными не только в жизни и в смерти, но, что самое главное, они были едины во Христе, Который стал их вечным наследием, соединив их навеки, о чем святитель Феофан, по его словам, получил внутреннее уверение, утешавшее его в скорби по утрате самых близких ему людей. Будущий святитель Феофан появился на свет 10 января (23 января по новому стилю). И если указанные день и месяц не вызывали споров, то год его рождения варьировался у разных биографов святителя. Стоит отметить, что правильная дата (1815 г.) была опубликована вскоре после блаженной кончины преосвященного Феофана профессором И.Н. Корольковым на основании подлинной метрической записи 16 . Однако документ, который Корольков имел возможность изучать в архиве Орловской духовной консистории, не сохранился. И это давало основания рассматривать сведения других авторов, которые помимо 1815 г. называли годом рождения святителя 1813, 1814 и 1817 17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

На фоне общего масштаба соборных деяний работа, проведенная в ходе Собора по делу имяславцев, кажется весьма незначительной. Все обсуждение данной темы происходило келейно – в специально сформированном Подотделе Отдела по внутренней миссии. В состав Подотдела вошли и лица, симпатизировавшие имяславию, такие как епископ Феофан (Быстров) , автор монографии об имени Божием в Ветхом Завете, С. Н. Булгаков, Е. Н. Трубецкой , и ярые противники имяславия, такие как миссионер В. И. Зеленцов (впоследствии епископ Прилукский Василий). Список личного состава Подотдела, сохранившийся в архиве Поместного Собора, включает 22 имени, однако протоколы заседаний показывают, что Подотдел ни разу не собрался в полном составе. Приведем данный список, сохраняя орфографию подлинника: 1 . Председатель Подотдела епископ Феофан Полтавский Члены: 2 . Проф. протоиерей Д. В. Рождественский 3 . Проф. священник В. Д. Прилуцкий 4 . Проф. Ив. В. Попов 5 . Проф. Л. Ив. Писарев 6 . Проф. С. Н. Булгаков 7 . Проф. Кн. Ε. Η. Трубецкой 8 . Проф. Ив. Ив. Соколов 9 . Проф. И. А. Карабинов 10 . Проф. архимандрит Гурий 11 . Архимандрит Матфей 12 . Архимандрит Александр 13 . Кн. Γρ. Η. Трубецкой 14 . Протоиерей Воловей Ф. 15 . М. А. Кальнев 16 . Л. 3. Кунцевич 17 . В. И. Зеленцов (и. о. секретаря Подотдела) 18 . Преосвященный] Павел, епископ Никольско-Уссурийский 19 . Преосвященный] Феофан, епископ Калужский 20 . Граф П. Апраксин Сотрудники Подотдела: П. Б. Мансуров В. П. Георгиевский 1967 В архиве сохранились протоколы лишь трех заседаний Подотдела. Первое происходило 1 декабря 1917 года. В ходе заседания состоялся обмен мнениями по вопросу о предстоящих работах Подотдела и их общем направлении. Признано после обсуждения, что предмет занятий обширен и сложен, требует усиленных систематических работ в течение продолжительного времени, и постановлено в следующем заседании разработать программу работ. Так как афонское движение, перекинувшееся в Россию, с одной стороны, является мистико-догматиче-ским движением среди монахов, с другой стороны, осложнилось на Афоне местными бытовыми неурядицами, и так как, в-третьих, Константинопольский Патриарх и Русский Святейший Синод уже предпринимали некоторые меры ко введению этого религиозного движения в нормальное русло и к ликвидации всего ненормального, примешавшегося к этому движению, то намечено было вести работы в таком направлении:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

На седьмом году Георгий был заучен грамоте. Отец Василий, в присутствии родных отслужив молебен пророку Науму и дав наставление, как должно учиться, посадил за стол мальчика вместе с другими братьями, уже обучающимися, дал ему в руки азбуку и сам наперед прочел несколько букв, заставляя мальчика за ним повторять. Впрочем, о. Василий сам лишь только руководил обучением, да прослушивал заданные уроки: по своей должности и заботам по хозяйству ему часто приходилось отлучаться; а учила детей сама мать, да тетушка Марфа Никифоровна, которая все эти подробности детства преосвящ. Феофана сообщила пишущему сии строки. Учение Егорушки шло успешно: наделенный от природы блестящими умственными дарованиями и большою охотой к учению, Егорушка скоро выучивал свои уроки и остальное время бегал или играл с соседними мальчиками; ко времени же слушания уроков являлся, и о. Василий всегда был доволен, так что выставлял его в образец братьям, все время проживавшим за уроками и все–таки не всегда хорошо отвечавшим. 1 О. Василий, хотя и незнаком был с новейшими педагогическими приемами, но, вероятно, руководясь здравым своим смыслом, не стеснял резвого и от природы бойкого мальчика, требуя лишь одного, чтобы урок приготовлялся и мальчик не слишком зашаливался. Нельзя не видеть в сем разумного взгляда на естественныя потребности детской природы, взгляда, который не всегда замечается у современных родителей, которые, нередко без нужды и в ущерб правильности и естественности развития сил и способностей мальчика, стесняют детскую природу. Впрочем о. Василий дозволял мальчику резвиться, потому что эта резвость была невинного свойства, и всегда останавливал, когда это нужно было. Егорушка любил играть и проводить время со сверстниками детства, о чем чернавские старожилы после вспоминали с любовью, самих себя выставляя участниками этих невинных развлечений. Не здесь ли находится начало знакомства преосв. Феофана с простыми душами людей, с их образною разговорною речью, которая в его разговорах и писаниях получила в высшей степени оригинальную и понятную форму, делающую его мысли живыми и сердечными? Но он любил проводить время и с родными, особенно когда они делали что–либо важное.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

С. Е. Предисловие Наш труд «Жизнь Святителя» (Феофан, Архиепископ Полтавский и Переяславский, 1874–1940 гг.) 1 . является уже второй попыткой жизнеописания Святителя Феофана Первое было опубликовано в 1974 г. в Джорданвилле, в США, к столетию со дня рождения. Этот первый краткий биографический очерк написан Архиепископом Аверкием, близко знавшим в студенческие годы Владыку Архиепископа Феофана, проживавшего в ту пору в Болгарии в Софии и в Варне. Наш же труд, сравнительно с вышеуказанным трудом Владыки Аверкия, явится более подробным описанием жизни Святителя Божия. Но откуда мы, находясь в наших во всех отношениях скудных условиях, смогли почерпнуть обширный материал для более подробной биографии Святителя Феофана? А это обьясняется прежде всего тем, что наш труд в полном смысле – коллективный. В его авторстве состоит несколько лиц, находившихся очень близко к Архиепископу Феофану в различные моменты его жизни. И ранее всего в этом смысле надо указать на свидетельство человека, который, ещё мальчиком, начал свое знакомство с Архиепископом, будучи солистом и исполатчиком в хоре кафедрального собора Полтавы, и одновременно состоявшего келейником Владыки. Это годы, начиная с 1912 и по эвакуацию из Крыма, когда бывший мальчик-хорист, уже военный, покинул Родину на броненосце, отбывшем в Бизерту. Архиепископ Феофан также оказался в Крыму, повидавшись со своим бывшим келейником. Владыка Феофан с прочими архипастырями, после краткого пребывания в Константинополе, нашел временный приют в Югославии. Жизнь Архиепископа Феофана в Югославии остается для нас менее известной. Единственным источником сведений являются отрывочные воспоминания самого Владыки Архиепископа. Эти же воспоминания освещают петербургский, крымский и астраханский периоды. Что же касается пребывания Владыки Архиепископа в Болгарии (1925–1931), то здесь есть несколько свидетелей, очень близко стоявших к нему и исполнявших обязанности келейников. Это прежде всего Василий Андреевич Хутарев, Александр Павлович Севрюгин и Александр Павлович Таушев (впоследствии Архиепископ Аверкий) и некоторые другие. Поэтому период этот освещен полнее других и биографическому труду Владыки Аверкия здесь принадлежит главное место.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Синод учинит по оному её императорского величества указу 426 . По суду Т. канцелярии Васильев бит кнутом и с вырезанием ноздрей сослан в Охотск в работу вечно. 5) Проделки новгородских подъячих. – Подметное письмо с укоризною на Государыню и на Феофана, 1733 г В 1733 году явился еще новый пасквиль на Феофана. Подъячий новгородской губернской канцелярии Федор Морозов приказал другому подъячему Краснову переписать донесение в Сенат об иноземце Меэре, и потом отдал ему для запечатания. Пакет пошел по своему назначению в Сенат; но когда его вскрыли, то в нем, вместо доношения, оказался пасквиль на Государыню и на Феофана. Ушаков нарочно ездил в Новгород для разузнания этого дела и 2 мая докладывал о нем Государыне. В тоже самое время Феофан, по какому-то подозрению, приказал арестовать своего секретаря Козьму Бухвостова. Мать и жена Бухвостова, заслышавши о его аресте, страшно перепугались. Жена заболела отчаянно. Мать бросилась в Петербург, умолять об его освобождении. Феофан склонился на мольбу и 13-го мая просил Ушакова освободить Бухвостова из-под ареста. Между тем дело Морозова и Краснова шло своим чередом. 24 апреля Государыня приказала Красным розыскивать. Неизвестно, к чему привел розыск; но вскоре после него случилось обстоятельство, которое по тому ж делу дало новую заботу Феофану и Тайной канцелярии По поводу ареста Бухвостова, вечером 1 июля 1733 года на житенном дворе в Новгороде разговорились между собою тамошние люди. Бывший Феофанов дворецкий Василий Федоров, пришедши в келью к житенному иеромонаху Ионе Свечину, встретился там с подъячим Никитою Кондратьевым. В разговоре о разных новостях архиерейского дома, Кондратьев между прочим сказал, что Секретарь Бухвостов с неделю был под арестом. Федоров не нашел в этом ничего особенного: «чтож в том причины? Хоть заарестован был, да прощен и слава Богу». Кондратьев продолжал свое: «ведь он-де заарестован был не за себя, а за новгородскаго архиерея». Дворецкий не стерпел этих оскорбительных для Феофана слов и заявил о том Свечину.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Пс.118:117.   Помози ми, и спасуся, и поучуся во оправданиих Твоих выну. Говорит о тех «лукавствующих» , которыми наполнено наше сердце: «от сердца бо исходят помышления злая, убийства, прелюбодеяния, татьба, лжесвидетельства, хулы: сия суть сквернящая человека» (Мф. 15:19, 20). Этим-то помыслам он и говорит: «уклонитеся от мене» ; а затем призывает на помощь Бога, чтобы злые силы были прогнаны Божиим мановением от души его. Ибо пока мы здесь, то имеем нужду в непрестанной Его помощи. И если хочешь, чтобы враги отходили от тебя без дела — не прекращай своей беседы с Богом. Настоящая молитва никогда не даст в обиду (Афанасий, Феодорит, Феофан). Пс.118:118.   Уничижил еси вся отступающия от оправданий Твоих: яко неправедно помышление их. Таков конец ожидает отвергающих закон Божий: они уничтожаются. Отрезвляй сердце свое от расслабляющих помыслов, ибо не дела только карает Бог — но и «помышления» сердца, лелеемые втайне (Афанасий, Феофан). Пс.118:119.   Преступающия непщевах вся грешныя земли: сего ради возлюбих свидения Твоя. «Преступающыя непщевах» (преступниками я почитал) всех нечестивых на «земли» , и зная, какой вред происходит от преступления, все усердие прилагал к исполнению слов Божиих. Ибо если бы просветились взоры душ наших — то души «грешников» представились бы мрачными тенями, возбуждающими ужас. Такими их всегда видят небесные силы и святые Божии угодники. По такой темности узнают их и бесы, как своих, и входят в них, и совершают свойственные им злодейства (Феодорит, Феофан). Пс.118:120.   Пригвозди страху Твоему плоти моя: от судеб бо Твоих убояхся. Если «страх» Божий не управляет нашей жизнью, то невозможно произойти освящению в теле. Ибо как у «пригвожденных» гвоздьми члены тела остаются неподвижны и бездейственны, так и объятые в душе «страхом» Божиим избегают всякого страстного обуревания грехом и очищают души на молитве. Где обитает «страх» — там обитает душевная чистота. Здесь еще необходимо «пригвождать» нам ко Христу греховные страсти. Ибо под «плотию» и «кровию» , о которых апостол говорит, что «Царствия Божия наследити не могут» (1 Кор. 15:50), разуметь должно не это видимое тело (оно создано Богом), но мудрование «плоти» , возбуждаемое духом злобы. Не только уверовать должно во Христа, но и пострадать с Ним. Кто увидел Бога в управлении миром и возблагоговел пред судьбами Божиими, тот только может «пригвоздить страху» Божию (мудрование) «плоти» . Управляет Бог вселенною: управляет Он и жизнью каждого человека во всей подробности ее (Василий В., Макарий В., Игнатий).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

Что храма будете лишены, когда обезножите, – ничего. Бог везде есть. Тогда поневоле навыкнете быть с Богом мыслью и сердцем. И когда навыкнете; то это с полною удовлетворительностью заменит для вас храм. Что значат слова: «надеемся выбраться из Берестянки?» – И куда это? – Уж не в обитель ли? – Это было бы: слава Богу! Да упокоит Господь душу того, о коем вы скорбите. И упокоит, если вера цела. Софья, кажется, немного поумнела. Но надолго ли? – Спаси ее, Господи! Благослови вас, Господи! Спасайтесь! Ваш доброхот Е. Феофан. 22 мая 88 года. Письмо 1394. Наука терпения. О Софье С. Выписывание из читаемых книг Милость Божия буди с вами! Опять болезнь! – Терпению науку посылает Господь! Извольте хорошо заучивать урок, чтоб при ответах хороший бал получить. Причащение св. Христовых Таин да подаст вам крепость и силу. Софья хотела ехать в Оптину. Жаль, если не собралась. Какой мудреный у нее нравственный строй. – Милосердый Господь да устроит путь ее. У нее есть дух покаяния. Что вы с Черничкою нечто выписали из устава св. Венедикта, за это не журить, а похвалить подобает. Иные читая книги держат под руками тетрадь или белевую книгу. И мало-мало что понравится, выписывают. А потом, когда вздумается, снова то перечитывают. – И эти выписки служат для них библиотекою. Есть же счастливцы, для которых библиотекою служить память. Благослови вас, Господи! Спасайтесь! Ваш доброхот Еп. Феофан. 8 июля 88 года. Письмо 1395. Урок терпения. Сумасшествие особого рода. Значение венка Милость Божия буди с вами! Беда – и – избавление! Господь напомнил вам, что и бедами мы окружены, и избавление близко. Слава человеколюбию Божию! У вас случаев к терпению всегда довольно. Благодушествуйте и терпите. И это милость Божия, что Он устрояет вам путь тесный и прискорбный, ведущий в живот, если как следует будете встречать и провожать сии случаи. Даруй вам Господи такое к ним отношение! Василий ваш может остаться гол, как сокол. Слышу, что редко, кто тут счастлив бывает. Но бывают выигрыши, и это раздражает надежду на успех, и опустошает карманы. – Сумасшедший он!

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Совершается преображение души, начиная с ее скрытых глубин, преображение, имеющее своим пределом полное «об о жение», как оно выражено в словах Апостола: «Не я живу, а живет во мне Христос». Это и есть цель и смысл молитвы Иисусовой. Молитва и трезвение неразрывно связаны между собой. Последнее проф. Зарин определяет так: «Трезвение – это «заботливостью», трудом и опытом приобретаемое «внимание» ума к тому, что происходит в «сердце», т.е. во внутренней жизни, – внимание, сопровождаемое «бодренностию», т.е. неослабным напряжением сил с целью «охранения» сердца от дурных движений, для достижения чистоты сердца». Этот подвиг в аскетике имеет еще следующие наименования, которые оттеняют его с различных сторон: «подвиг и труд ума» (Макарий Ег., И. Кассиан), «собрание себя в одно место» (Исаак С., Василий В.), или иначе «самособрание», «собрание внутрь» (Еп. Феофан), «внутреннее делание» (Древний Патерик, Еп. Феофан), «сердечное делание» (Еп. Феофан), «сокровенное делание», «духовное делание» (Исихий). Духовные Созерцания Св. Отцы говорят о том, что высокие духовные состояния достигаются только хранением ума. По слову преп. Исихия, «Хранение ума достойно именоваться светородным, молниеродным, светоиспускательным и огненосным. Ибо, истинно сказать, оно одно превосходнее самых великих телесных добродетелей, сколько бы их ни имел кто. Сего то ради и надлежит называть сию добродетель самыми почетными именами, ради рождающихся из нее светозарных светов. Возлюбивши ее, из грешников непотребных, скверных, невежд, несмысленных, неправедных делаются силою Иисус-Христовою праведными, благопотребными, чистыми, святыми и разумными; и не только это, но и начинают совершать таинства и богословствовать. Сделавшись созерцателями, они переселяются к оному пречистому, беспредельному Свету, прикасаются к Нему неизреченными прикосновениями, с Ним живут и действуют, поскольку вкусили, «яко благ Господь». Согласно св. Макарию Египетскому , огонь благодати возженный Духом Святым в сердцах христиан, делает их сияющими наподобие свечей перед лицом Сына Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

Летний лагерь православной и мусульманской молодежи открылся в Ставропольском крае 14 июля 2008 г. 18:15 14 июля в поселке Рыздвяном Ставропольского края начал работу молодежный межрелигиозный лагерь «Кавказ — наш общий дом». Идея организовать лагерь православной и мусульманской молодежи принадлежит архиепископу Ставропольскому и Владикавказскому Феофану . Владыка выступил с данной инициативой в ходе прошедших в мае в Кабардино-Балкарском государственном университете общественных слушаний «Молодежь и радикализм на Северном Кавказе», организованных Общественной палатой Российской Федерации. «Мы говорим много правильных вещей, — отметил, выступая перед участниками слушаний, православный иерарх, — и это, конечно, необходимо. Однако сегодня все больше и больше нужны дела». Предложение архиепископа Феофана встретило поддержку аудитории и, прежде всего, председателя координационного центра мусульман Северного Кавказа, председателя Духовного управления мусульман Карачаево-Черкесской республики и Ставропольского края Исмаила-хаджи Бердиева. На церемонии открытия лагеря к его участникам обратились архиепископ Феофан, И. Бердиев, главный федеральный инспектор по Ставропольскому краю Андрей Руцинский, председатель краевой думы Дмитрий Еделев, заместитель председателя правительства края Василий Балдицын. «Когда Всевышний создал человека, то наделил его великим даром взаимопонимания, утраченным впоследствии, — отметил В. Балдицын. — Это значит, что мы должны учиться понимать друг друга, для того, чтобы жить в мире и согласии». Архиепископ Феофан подчеркнул, что целью проекта являются формирование опыта межконфессионального добрососедства и восстановление традиций межнационального сотрудничества в молодежной среде. Лагерь, по замыслу его организаторов, поможет выявить активную часть православной и мусульманской молодежи для развития сотрудничества в социальной сфере. В ходе общения с прессой архиепископ Феофан и И. Бердиев особо отметили, что молодые люди будут вместе проживать, участвовать в дискуссиях, спортивных соревнованиях. «Однако речь не идет о совместных молитвах, — сказал владыка. — Православные будут читать утренние и вечерние молитвы в расположенном неподалеку храме, а для мусульман устроена специальная молитвенная комната». Лагерь продолжит работу до конца июля. В нем участвуют молодые люди в возрасте 18-20 лет, в основном студенты из Ставрополя, Черкесска и Карачаевска. Ставропольская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/436010.htm...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010