Ветхозаветные праведники и пророки почитаются как те, кто своей верой предвосхитил пришествие Христа Спасителя. Среди них по именам на проскомидии поминаются наиболее известные персонажи библейских книг: Моисей и Аарон, Илия и Елисей, Давид и его отец Иессей, Даниил и три отрока. Ветхозаветные праведники и пророки почитаются в Церкви как те, кто, подобно Предтече, приготовили путь Христу. Их образы занимают важное место в росписях и иконостасах храмов. В Послании к Евреям говорится, что они …верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли ( Ин.11:33–38 ). Апостолы почитаются как первые ученики Христа, которым Он Сам вверил дело распространения Своего учения по всей вселенной. Из всех апостолов по именам на проскомидии названы только двое: Пётр и Павел. Почитание этих двух апостолов восходит к самой глубокой христианской древности, причем с самого начала, насколько можно судить по сохранившимся источникам, это было совместное почитание. Уже в стенописи римских катакомб Пётр и Павел нередко помещаются вместе; церковный праздник в их честь тоже с самого начала был общим. Пётр и Павел почитаются как «первоверховные» апостолы, несмотря на то что Павел при жизни Христа не входил в число Его учеников, а присоединился к общине учеников уже после Его смерти и воскресения. Чудесное обращение Павла – один из главных сюжетов книги Деяний апостольских ( Деян.9:3–19 ) и одно из главных событий раннехристианской истории. Вслед за апостолами поминаются святители, среди которых первые три места занимают Василий Великий , Григорий Богослов и Иоанн Златоуст , именуемые в богослужении «вселенскими великими учителями»: все они жили в IV веке и внесли решающий вклад в победу Церкви над ариан ской ересью и в формирование христианского догматического богословия. На четвертом и пятом местах стоят Афанасий и Кирилл – крупнейшие богословы Александрийской Церкви, жившие соответственно в IV и V веках. На шестом месте в списке святитель Николай Мирликийский – один из самых почитаемых святых в восточной и западной Церквах и, безусловно, самый почитаемый святой на Руси. К этим именам древних святых в русских Служебниках добавлены имена святителей, просиявших в Русской Церкви: святителей Московских Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, а также Никиты, епископа Новгородского, и Леонтия, епископа Ростовского.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Другими словами: путем критики и логических методов философского познания, разум подтверждает из человеческого сознания и из обыденной жизни то, что в Свящ. Писании свидетельствуется из откровения. В Свящ. Писании одобряется деятельность разума в познании религиозно-нравственной истины; там человек призывается: " Исследовать Писание ... все испытывая, доброго держаться ... не всякому духу верить, но испытывать духи, от Бога ли они ... познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная,... возрастать в познании и всяком чувстве, чтобы, познавая лучшее, быть чистыми и непредкновенными в день Христов " (Ин. 5:39; Фесс. 5:21; 1 Ин. 4:1; Рим. 12:1; Филип. 1:9,10). Из отцов Церкви особенно Иустин Философ, Климент Александрийский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, бл. Августин, Феодорит и др. утверждают полезность разума в деле познания христианской истины. Хотя Свящ. Писание предостерегает христиан, чтобы не увлекли их философией и пустым обольщением, по человеческому преданию, по стихиям мира, а не по духу Христа (Колос. 2:8; 1 Тим. 6:20). Значение и важность Нравственного Богословия Значение и важность Нр. Б. сами собой открываются из понятия о нравственности и ее значения. Если нравственная жизнь есть выполнение назначения, указанного Богом человеку, если она сообщает ему личное и высшее достоинство, доставляет ему истинное благо и счастье, то отсюда видна важность и обязанность изучать Нр. Б. Оно важно не только для некоторых лиц, напр., начальствующих и воспитывающих, но для всех без исключения, так как все призваны к богоугодной и нравственной жизни. Конечно, одно только знание нравственных правил, само собой не порождает нравственности, как думал Сократ, утверждавший, что знание есть добродетель, или Фихте (наука есть зерно жизни), также Гегель (логическая идея есть родительница бытия). Можно знать нравственное учение и не жить по нему. И такие случаи встречаются, к сожалению, весьма часто. Священное Писание эти случаи предполагает и говорит: " Раб, ведавший волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много " (Лук.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2232...

Еще на земле человек начинает жить вечной жизнью. От него самого зависит жизнь, как плод его веры. Верующий, познавший – не умирает вечно, ибо пребывает в Боге и Бог в нем пребывает. В св. Писании блаженство праведников прямо называется вечным, а именно: а) вечной жизнью: «и Я дам им жизнь вечную, и не погибнут вовек, и никто не похитит их из руки Моей» ( Ин.10:28 ). «Я есмь воскресение и жизнь: верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовеки» ( Ин.11:25,26 ). «Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная» ( 1Ин.2:25 ). «И пойдут... праведники в жизнь вечную» ( Мф.25:46 ); б) вечным царством Иисуса Христа: «так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» ( 2Пет.1:11 ); в) вечным спасением ( Евр.5:8,9 ); г) вечным наслаждением (9:15); д) вечною славою ( 1Пет.5:10 ; 2Кор.4:17 ). Вечность блаженства представляется под образом: а) сокровища неоскудеваемого на небсах ( Лк.2:33 , Мф.6:20 ); б) постоянного имения на небесах ( Евр.10:34 ); в) наследия нетленного, неувядаемого ( 1Пет.1:4 ); г) неувядаемого венца славы (5:4); д) всегдашнего пребывания со Христом ( 1Сол.4:17 ; Ин.12:26 ; Рим.8:19–29 ). О вечности блаженства праведников учили и писали все св. Отцы и учители Церкви: Феофил Антиохийский , Ефрем Сирин , Иларий, Иоанн Златоустый , Клемент Александрийский, Киприан, Амвросий, Григорий Богослов , Василий Великий и др. Из понятия о Боге и о душе вытекает понятие о вечности блаженства или мучения. Один только Бог вечен, всесовершен и неизменен; человек же, Им созданный для вечности – вечный по душе и по телу, изменяется, достигая постоянно совершенства, в чем и заключается его жизнь. Изменение – дальнейшее развитие – есть жизнь; следовательно, жизнь есть не прерывающийся переход из одного душевного состояния в другое. Где нет развития, там нет и жизни. Так как жизнь за гробом, блаженство или мучение, есть плод земной жизни, то по закону жизни, и блаженство и мучение не могут остановиться в своем развитии ни на один момент. Желания души никогда не могут удовлетворяться. Они сменяются новыми желаниями, и эта смена желаний, по вечности бытия души, составит безконечную, вечную смену желаний и удовлетворений их за гробом в раю: для праведников – вечное блаженство, все далее и далее развивающееся в целую вечность. Поэтому нет и быть не может меры, границы блаженству, а равно и мучению грешников. Это заключение здравого ума о вечности блаженства и мучения подкрепляется и словом Божьим, и свидетельством св. Отцов и учителей Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

как на тени, В обузу для земли обращаемся. 25. Апеллес- художник, спрошенный, почему нарисовал богиню судьбы сидящей, ответил: «Потому что неустойчива». 26. Биант: Этот сказал, что жизнь так надо мерить, чтобы и многое, и малое время прожить. 27. Софокл в «Аяксе»: Как день склоняется и вновь восходит, Так и все человеческое. Слово 68-е. О том, что должно чтить добродетель и наказывать порок 1. Ин. 5, 29 : И изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воск ресение осуждения. 2. 2Пет. 2, 9 : Конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания. 3. Притч. 21, 11 : Тщету приемлющу невоздержному, коварнейший будет незлобивый. 4. Притч. 22, 3 : Худой, видев лукаваго мучима крепко, сам наказуется. 5. Сир. 10, 26 : Несправедливо – бесчестить разумного бедного, и не должно прославлять мужа грешного. 6. Свт. Василий Великий : Если бы благоразумные видели бесчестие презираемых дурных людей, то намного больше бы добродетели придерживались. 7. Свт. Григорий Богослов : Итак, пусть кто-нибудь будет на это смел и отважен, а лучше, если бы никто. Я же ни наказаний в здешней жизни не осмелюсь относить во всяком случае к пороку, ни спокойного состояния – к добродетели. Правда, бывает и здесь такое мздовоздаяние, и, конечно, для некоторых полезных целей, дабы, с одной стороны, бедствия злых людей останавливали стремление порока, а с другой – благоденствие добрых облегчало путь добродетели, но это бывает не всегда и не вполне. Полное мздовоздаяние принадлежит единственно будущей жизни, где одни получат награды за добродетель, а другие – наказания за порок. 8. Свт. Иоанн Златоуст : Подай нуждающемуся и не давай пляшущему, чтобы вместе со своим добром и его душу не погубить. Ибо тогда станешь причиной гибели его из-за своей неуместной щедрости. Ибо если те, кто на подмостках играют, поняли, что образ жизни у них будет невыгодный, то давно бы прекратили так себя вести. 9. Исаия: Поступающий несправедливо с добрыми щадит злых.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

Об этом говорит Священное Писание : «Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся» ( Рим. 2:12 ). Совсем не все равно, творит ли грехи человек, не знающий Божия закона, совершенно не просвещенный в религиозном отношении, или творит грехи человек, хорошо знающий закон, в особенности великое учение Христово. Только ли к древним городам, отвергшим Иисуса, относится Его грозная речь? Не касаются ли эти слова и нас? Разве нам, христианам, не проповедано Евангелие царства? Разве не послал Господь Своих апостолов по всему миру проповедовать Евангелие? Разве не воздвигал Он таких гигантов Духа, как святители Иоанн Златоуст , Григорий Богослов , Василий Великий и сонм другихсвятителей и учителей Церкви? Разве Бог не сделал всего, что возможно, для того чтобы в сердца христиан внедрить Свои заповеди, чтобы побудить их идти по пути, указанном Им? В Таинстве Крещения Господь омывает греховную скверну людей, а если они стремятся достигнуть чистоты, если стараются исполнять заповеди Его, Он укрепляет их Своей Божественной благодатью, чтобы они росли духовно. Но много ли таких? Разве не больше иных, попирающих благодать Божию? Если же люди, «избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше, бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от переданной им святой заповеди» ( 2Пет. 2:20–21 ). А сколько людей, омытых в купели и опять валяющихся в скверне, согласно «верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи» ( 2Пет. 2:22 )! А ведь «если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью , то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь Завета», «которою освящен, и Духа благодати оскорбляет» ( Евр. 10:28–29 )? «Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, иудея, потом и эллина» ( Рим. 2:9 )! Различна по силе и по тяжести скорбь, которую претерпят за грехи свои иудеи, имеющие закон Моисеев, и эллины, его не знающие.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Он приложил им знание и дал им в наследство закон жизни; вечный завет поставил с ними и показал им суды Свои (Сир. 17:6—10). Соответственно этому, и Спаситель заповедал нам: так да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5:16). Заповедали и святые Апостолы: прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии (1 Кор. 6:20); едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию (-10:31). На эту цель человека, как на самую главную, указывали и древние знаменитые учителя и писатели Церкви: Лактанций : «с тем условием мы и рождаемся, чтобы оказывать справедливое и должное повиновение порождающему нас Господу, Его одного знать, Ему следовать. Будучи связаны сим союзом благочестия , мы находимся в соединении с Богом, от чего получила название и сама религия... Так, имя религии произошло от союза благочестия, которым Бог соединил с Собой человека и связал чрез благочестие: ибо служить Ему, как Господу, и повиноваться, как Отцу, для нас необходимо.» Василий Великий : «Ты сосуд благоустроенный, получивший бытие от Бога: прославляй своего Создателя. Ибо для того только ты и создан, чтобы быть достойным орудием славы Божией; и весь этот мир есть для тебя как бы живая книга, которая проповедует славу Божию, и возвещает тебе, имеющему разум, о сокровенном и невидимом величии Божием, чтобы ты познавал Бога истины. Храни твердо в памяти мною сказанное.» Григорий Богослов : «надлежало, чтобы поклонение Богу не ограничивалось одними горними, но были и долу некоторые поклонники, и все исполнилось славы Божией (потому что все Божие): для сего созидается человек, почтенный рукотворением и образом Божиим.» Иоанн Златоуст : «Бог дал нам зрение, уста и слух для того, чтобы все члены наши служили Ему, чтобы мы и говорили угодное Ему и делали, Ему воспевали непрестанные песни, Ему воссылали благодарения.» Амвросий : «Справедливо сказал некто: «Мы Его и род» (Деян. 17:28). Ибо Творец даровал нам от сродства своего, т.е.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

Понятие о возмездии у святых Отцов и учителей Церкви употреблялось только в смысле предварительном, чтобы быть понятным для грешного, слабого человека. И по Слову Божию не Господь, вопреки желанию и способности грешника, отлучает его от общения с Собою, а самому грешнику неприемлемо общение с Богом. Всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы (Ин 3:20). Грешники сами бегут от Бога и Царства Божия, потому что для них это невыносимо. Если человек делал зло, если он думал только о самоуслаждении, тогда в царстве Божием он найдет только обличение своей жизни, только ее полное отрицание, и потому возлюбит тьму, не пойдет к свету. Каждый получает то, к чему приготовлена его душа. Праведник найдет утешение в том, что он пришел к свету, которого искала и к которому направляла себя его душа, а грешник будет мучиться от той самой тьмы, которую он возлюбил. Суд состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет (Ин 3:19). Святые Отцы и учители Церкви ясно раскрывают естественную зависимость будущей участи от направления земной жизни. Священномученик Ириней Лионский, святитель Григорий Нисский, преподобный Макарий Египетский, преподобный Ефрем Сирин, святитель Василий Великий, преподобный Исаак Сирин, святитель Кирилл Иерусалимский, святитель Иоанн Златоуст — все они утверждают это учение как православное. Епископ Феофан Затворник, говоря о вечном блаженстве, определяет степень участия в блаженстве тем, “сколько кто вместить может в себя сего блаженства; вместимость же сия определяется тем, как кто раскрыл свое естество для принятия небесных благ, а раскрытие это зависит от трудов над собою” (“Письма к одному лицу”) . Но это не значит, что блаженство и мучения даруются помимо Бога; законы бытия всего мира установлены волей Божией; наказывается зло по правде Божией, только она руководится не чувством оскорбления, не желанием удовлетворения, а нравственным состоянием человека. Правде Божией невозможно, не отрицая себя, даровать мир и жизнь беззаконию.

http://pravmir.ru/patriarh-sergiy-kak-bo...

Поскольку для Церкви Христовой существующий мир не имеет независимой истории, отличной от истории человека, то он (мир) шаг за шагом следует по историческому пути царя земного творения, то есть человека. И как нынешний мир и «все, что в нем», служат человеку, так будет на службу человеку и обновление мира. Эта истина, как и тот факт, что нравственные изменения в человеке определяют и изменение творения, были подчеркнуты святым Иоанном Златоустом. Божественный отец, ссылаясь на сказанное псалмопевцем, что небеса погибнут а Ты пребудешь… (Пс. 101, 26–27), а также на то, что пишет божественный Павел римским христианам (Рим. 8, 19–22), и на проповедуемое пророком Исаией (Ис. 51, 6), отмечает: как народ, населяющий землю, не должен исчезнуть, но должен измениться и «преставиться к нетлению», точно так же «и творение». И оно освободится от рабства тлению (Рим. 8, 21), то есть не будет больше «тленным», но последует «благообразию» и природе воскресших человеческих тел. Ибо как человеческое тело сделалось тленным по причине греха, стало и оно (творение) тленным, и вся тварь совокупно стенает и мучится доныне (Рим. 8, 22). Подобным образом, когда тело станет нетленным, сделается нетленным и творение [ 1276 ]. В другом месте святитель Иоанн Златоуст отмечает: «Ныне творение, будучи причастным тлению, претерпевает то же, что и тела. Но когда это будет упразднено, творение явит нам «нетленное благолепие». Поскольку должны явиться нетленными тела, то и творение преобразится к лучшему» [ 1277 ]. Украшенное таким образом творение будет отражать и усиливать славу человека, которому служило на земле. Святитель Василий Великий также нас учит, что этот мир будет преображен по необходимости, поскольку и состояние душ после смерти также будет изменено «к другому виду жизни». Ибо как жизнь нынешнего мира аналогична природе нынешнего мира, так и будущая жизнь душ будет такой, чтобы соответствовать новым условиям их жизни [ 1278 ]. Тезоименитый богословию отец, святитель Григорий Богослов, толкуя богодухновенное слово, гласящее: еще раз поколеблю не только землю, но и небо (Евр. 12, 26; Агг. 2, 6–7), — отмечает: «Сим означается славное обновление всех вещей… Последнее потрясение есть не иное что, как Второе Христово Пришествие, претворение и преложение настоящей вселенной в состояние неподвижности и непоколебимости». Он полагает, что это потрясение будет «ничем не меньше прежде бывших» [ 1279 ]. Кроме того, все неодушевленное «творение ожидает с великим нетерпением» и предчувствием свободы славы детей Божиих и новой нетленной жизни праведников, ибо живет в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих (Рим. 8, 19–21). Когда Бог «обновит собственные наши тела через Воскресение, так и небо, и земля, со всем, что на ней, то есть вся тварь, будет возобновлена и освобождена от работы тлению» [ 1280 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Рассуждение Святые души с великим прилежанием читали Священное Писание, углубляясь в каждое слово и ставя себя пред зерцалом Слова Божия как перед Страшным Судом. Они имели в этом толикое усердие, что некоторые подвижники предпринимали [даже] далекие путешествия, чтобы прийти к какому-нибудь духовному мудрецу, который изъяснил бы им одно[-единственное] слово или изречение из Священного Писания. Там, где это было возможно, [вопросы и ответы] посылались в письмах. Посему и дошли до нас целые собрания писем святых праведников, каковыми были: святители Василий Великий , Григорий Богослов , Иоанн Златоуст , преподобные Исидор Пелусиот , Нил Синайский и многие другие. Как-то раз преподобный Косма задумался над словами Господа Иисуса, когда в Гефсимании спрашивал Он учеников, есть ли у них меч. И когда ученики ответили Ему: Вот, здесь два меча – Он сказал им: довольно ( Лк. 22:38 ). Будучи не в состоянии самостоятельно объяснить себе эти слова, святой Косма решил отправиться через всю пустыню в удаленную лавру, именуемую Пирга, к знаменитому авве Феофилу, – чтобы только спросить его об этом. С большими трудностями добрался он до назначенного места. И авва Феофил объяснил ему: «Два меча означают чин сугубой богоугодной жизни: делания и созерцания, то есть труд и углубление ума в богомыслие и молитву. У кого есть то и другое, тот совершен». Созерцание Да созерцаю неблагодарность евреев к Богу, избавившему их [от врагов], и Божию кару за это (Суд. гл. 13), а именно: 1) как сыны Израилевы продолжали делать злое пред очами Господа ; 2) как предал их Господь в руки филистимлян на 40 лет; 3) как неблагодарность некоего освобожденного народа к Богу Освободителю и поныне наказывается рабством под иноземцами. Проповедь о людской неблагодарности, невиданной и среди скотов Вол знает владетеля своего, и осел – ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет. Ис. 1:3 Благодарностью животных ужаснее всего изобличается неблагодарность людей. Если бессмысленный вол знает, кто его господин, и если осел ведает, чьи суть ясли, из которых он питается, как тогда наделенный разумом человек не знает Бога – своего Творца и Питателя? Израиль – значит «Боговидец».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

«С какими благами, – замечает святой Иоанн Златоуст , – может сравняться это наименование – благословенные, и притом благословенные от Отца? Сколько чести, сколько блаженства в этих словах? Он не сказал: приимите, но наследуйте, как свое собственное, как отеческое, как ваше, как от века вам принадлежащее. Прежде, чем вы стали существовать, говорит Он, это уже было для вас уготовано и устроено, так как Я знал, что вы будете таковыми... Α осужденным говорит: идите от Меня, проклятые, – не от Отца, так как не Он проклял их, но собственные их дела, – в огонь вечный, уготованный не вам, а диаволу и ангелам его... Я царство готовил вам, говорит Он, огонь же – не вам, но диаволу и ангелам его, но так как вы сами ввергли себя в огонь, то и вините сами себя». 877 а) Блаженство праведных Праведные наследуют жизнь столь блаженную, что мы не в состоянии и понять, представить и изобразить этого блаженства (Катихиз. 12 чл.). «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» ( 1Кор.2:9 ; ср. 2Кор.12:2–4 ). Праведники, как учит Священное Писание, удостоятся самого близкого и непосредственного общения с Богом ( Ин.14:3 ; 1Фес.4:17 ; Откр.21:3 ), будут зреть Бога лицом к лицу ( Мф.5:8 ; 1Кор.13:12 ) и, как Он есть ( 1Ин.3:2 ), познают Его ( 1Кор.13:12 ). «Думаю, – говорит святой Григорий Богослов , – что оно (Небесное Царство) не что иное есть, как достижение чистейшего и совершеннейшего. Α совершеннейшее из всего существующего есть ведение Бога. Сие-то ведение частию да храним, частию да приобретаем, пока живем на земле, а частию да сберегаем для себя в тамошних сокровищницах, чтобы в награду за труды приять всецелое познание Святыя Троицы, что Она, какова и колика (если позволено будет выразиться так), в Самом Христе Господе нашем». 878 «Не иным чем, истинным разумением братия, – учит святой Василий Великий , – почитайте Небесное Царство, как Сущего, которое в Божественных Писаниях называется и блаженством... Царство Небесное есть созерцание. Теперь, как в зеркале, видим тени вещей, а впоследствии, освободившись от сего земного тела и облекшись в тело нетленное и бессмертное, увидим их первообразы. Увидим же, если жизнь свою управим по прямому пути и будем заботиться о правой вере, без чего никто не узрит Господа». 879

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010