Признание (approbatio) Церкви, т. е. удостоверение святости и православия церковных писателей, совершается как в форме церковного прославления св. отцов, так и на основании ссылок на них как на св. отцов на Вселенских Соборах. Напр., на III Вселенском Соборе были прочитаны свидетельства из творений сщмч. Петра I , еп. Александрийского, святителей Афанасия Великого, Аттика К-польского, Василия Великого , Григория Богослова , Григория Нисского, Амфилохия Иконийского, Феофила I , архиеп. Александрийского, сщмч. Киприана Карфагенского, свт. Амвросия Медиоланского; на IV Вселенском Соборе к ним добавлены ссылки на творения святителей Иоанна Златоуста , Кирилла Александрийского, Илария Пиктавийского и блж. Августина. На Вселенском V Соборе в качестве величайших наставников были перечислены 8 греч. О. Ц. (Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Феофил Александрийский, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский, Прокл К-польский) и 4 латинских (Иларий Пиктавийский, Амвросий Медиоланский, Августин Гиппонский, Лев Великий) (ACO. T. 4. Vol. 1. P. 13-14; ДВС. Т. 3. С. 302). На Западе одним из первых офиц. списков О. Ц., наиболее авторитетных в области раскрытия церковного вероучения, был перечень, содержащийся в приписываемом папе Римскому Геласию I «Декрете о принимаемых и не принимаемых [Церковью] книгах» (V-VI вв.). В качестве безусловно ортодоксальных авторов здесь названы Киприан Карфагенский, Григорий Богослов, Василий Великий, Афанасий Великий, Иоанн Златоуст, Феофил Александрийский, Кирилл Александрийский, Иларий Пиктавийский, Амвросий Медиоланский, Августин Гиппонский, пресв. Иероним Стридонский , «благочестивейший муж» Проспер Аквитанский и Лев Великий. Впосл. в католич. традиции сложился перечень «великих отцов Церкви», получивших за выдающуюся ученость (eruditio eminens) наименование «великие учители Церкви» (magni ecclesiae doctores). К ним были отнесены 4 лат. О. Ц.- Амвросий, Иероним, Августин, Григорий I Великий (Двоеслов) и 4 греческих - Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст; ряд др. восточных и западных церковных писателей получили титул «учитель Церкви» (подробнее см. в ст. Doctor Ecclesiae ). В правосл. традиции наименование «учитель Церкви» не имеет устойчивого и строго определенного значения. Иногда оно используется как почетный титул («великие Вселенские учители») для обозначения знаменитейших из О. Ц.- Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста; в большинстве случаев его применяют к наиболее выдающимся церковным писателям, не удостоенным звания О. Ц. (напр., Климент Александрийский, Ориген , Тертуллиан , Иероним, Августин, Феодорит , еп. Кирский).

http://pravenc.ru/text/2581751.html

34 Свт.Афанасий Великий. Contra Apollinar.lib. 11,6; P.gr.t.26, col. 35 Ibid. 36 De fid. IV, 22; col.1197—1200A. 37 Sermo asceticus.1,1. 38 Homil. in Psalm. 3. 39 De vircmit., с.12. 40 Ibid. 41 Ср.: Тациан. Contra Graec. С.13. 42 Св.Ириней. Contra haer. IV,17,3. 43 «Православное исповедание». Член 1. вопрос 22. 44 Там же. Вопрос 23. 45 Член 6. 46 Там же. Член 14. 47 Свт.Иоанн Златоуст. In Genes. 17,9. 48 Ad Autolic. II,25. 49 Свт.Иоанн Златоуст. In Genes, hom.18,3. 50 Свт.Григорий Нисский. Orat.catech. С.8. 51 Рим.5:14, 12; Блж.Феодорит. In Psalm. 50, v.7. 52 In Rom. ad vers. 53 «Православное исповедание». Член 1, вопрос 24. 54 Interpret, in epist.ad Pom. С.5, v.12. 55 Dialog cum Tryph. C.88. 56 См. главу 7 Послания к Римлянам. 57 De fid. IV,22; Col.1200B. 58 In Luc. hom. 14; ср. Св.Ириней. Cohtra haer. 11,22,4; Св.Амвро(типогр.брак). 59 Apolog. proph. David. 11,12. В своем другом сочинении тот же отец Церкви пишет: Lapsus sur in Adam, de paradise eieclus in Adam, mortuus in Adam; quomodo revocet, nisi me in Adam invenerit, ut in illo culpae obnoxiun rnorti debitum. ita in Christo iustificatum? (De excessu fratrissui sui Satyri, 11,6). 60 In Christi resurrect. 61 Свт.Афанасий Великий, In Psalm. 50; Свт.Григорий Нисский, De beatitud. Orat.6. 62 Свт.Афанасий Великий. Contra gent.8—9; t.25. col.16C-21A; De incarn. Verbi. 5; t.25, Col.105B; ср. Свт.Григорий Богослов. Orat.38,13; Св.Ириней. Contra haer, V, 24,3; Св.Златоуст. In Rom. hom. 13,1: Свт.Макарий Великий. Homil. 11,5; Св. Дамаскин. De fid 111,1. 63 Св.Иларий. In Matth. 18,6; In Psalm. 59,4: 126,13: 136,5; In Matth 10,23. 64 Свт.Макарий Великий. Homil. 6,5. 65 Свт.Василий Великий. Homil. dicta tempore famis et siccit., 7. 66 Свт.Афанасий с. Cohtra arian. Orat.1,51; t.26, Col.117C. 67 Он же. De incarnat.Verbi, 4; t.25, 104B. 68 Св.Дидим. De Trinit.11,12; ср.: Св.Афанасий Великий. Contra pollinar, lib.11,8. 69 Свт.Макарий Великий. De patientia et biscret., 9. 70 Свт.Григорий Богослов. Carm. De seipso; comp. Orat.16,15; Orat.38,4.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3462...

44 . Богоматерь. Миниатюра из книги Павла Любопытного «Каталог или библиотека старообрядческой церкви». Около 1829 года. ОР РГБ, ф. 17, ед. хр. 397, л. 1 об. 45 . Никон разбивает св. иконы о плиты церковного пола. Миниатюра из «Повести о ерархе нашем Никоне». Начало ХХ века. ОР БАН, ф. 67. ед. хр. 49, л. 88 об. 46 . Орудия мучений. Гравюра. Рим. Конец XVI -начало XVII века. Из книги: Дзери, 1957, илл. 96. 47 . Страшная казнь капитана Василия Левина за крестное знамение и древнее предание, Рисованная религиозная картинка. Начало ХХ века. ор ВАН, ф. 67, хр. 49, л. 92. 48 . Карта иконописного промысла Владимиро-Суздальской области в середине XVII-XVIII веке. 49 . Список иконописцев села Холуй. 1725. ВОГА, ф. 560, оп. 1, ед. хр. 108, л. 43–43 об. 50 . Иконописец-старинщик. Мстера. Фотография конца XIX-haчaлa ХХ века. Архив ВСМЗ, в-10342. 51 . Богоматерь Казанская, Никола. Чудо Георгия о змие, святые Василий Великий , Григорий Богослов , Иоанн Златоуст . Мстера. XIX век. 31,5х26. Частное собрание, Москва. 52 . Богоматерь Казанская, Воскресение Христово, Никола, святые Власий, Самон, Василий Великий , Иоанн Златоуст , Авив, Чудо Георгия о змиев святые Евдокия и Никита. Мстера. XIX век. 31 х 26. Частное собрание, Москва. 53 . Иконописцы Белоусовской мастерской в Палехе. Фотография 1880–90-х годов. Собрание З.И. Холиной, Палех. 54 . Суббота всех святых, с избранными святыми на полях. Палех. В. И. Хохлов. 1813. 39х32. ГГГ, собрание П.Д. Корина. 55 . «Да молчит всякая плоть». Пешехоновская мастерская в Петербурге. В. Скопин. 1853. ГТГ, собрание П.Д. Корина. 56 . Иконописцы Сафоновской мастерской в Палехе. Фотография конца XIX века. Архив гмпи. 57 . Богоматерь Ахтырская. Мстера или Холуй. Икона-«краснушка». XIX век. 22,5х18. Частное собрание, Москва. 58 . Ризочеканная мастерская в Мстере. Фотография конца XIX-haчaлa ХХ века. Архив всмз. 59 . Василий Великий , Григорий Богослов , Иоанн Златоуст . Икона в окладе. Мстера. Вторая половина XIX века. 31х26. Собрание В.В. Бормотова, Холуй.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Именно в такое непростое время пришлось проповедовать Трем Святителям религию самоотвержения, аскезы и высокой нравственности, принимать участие в решении вопроса о Святой Троице и борьбе с ересями IV века, толковать Священное Писания и произносить пламенные речи на памяти мучеников и церковные праздники, активно заниматься общественной деятельностью, возглавлять епископские кафедры Византийской империи. До сегодняшнего дня Православная Церковь служит Литургии, сердцевины которых – анафоры (Евхаристический канон) составлены Иоанном Златоустом и Василием Великим. Молитвы, которыми молились Василий Великий и Иоанн Златоуст, мы читаем на утреннем и вечернем правиле. Студенты и выпускники классического отделения филологического факультета Университета могут с радостью в сердце припомнить, что и Григорий Богослов, и Василий Великий в свое время также получили классическое образование в Афинском университете и изучали античную словесность, были лучшими друзьями. Григорий говаривал в шутку: «Ища познаний, обрел я счастье…испытав то же, что и Саул, который в поисках ослов своего отца обрел царство (греч. basileivan)». Все трое стояли у истоков новой литературной традиции, участвовали в поиске нового поэтического образа. Позднейшие писатели нередко черпали образы из их произведений. Так, строки первого ирмоса Рождественского канона Космы Маиумского (VIII век) «Христос раждается, славите. Христос с небес, срящите. Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви вся земля…», звучащего в храмах начиная с подготовительного к празднику периода Рождественского поста, заимствованы из проповеди Григория Богослова на Богоявление. Прозвания Трех Святителей дают им как нельзя более точные личностные определения: Великийвеличие учителя, воспитателя, теоретика; Богослов (только трое подвижников за всю христианскую историю были удостоены этого именования – возлюбленный ученик Христа, св. евангелист Иоанн, св. Григорий и св. Симеон Новый, живший в XI в.) – боговдохновенность поэта скорби и страданий и богослова жизни скорее, нежели догматиста; Златоуст – золото уст подвижника и мученика, пылкого и язвительного оратора, талантливого и блистательного. Жизнь и творения Трех Святителей помогают понять, как происходило взаимодействие античного наследия c христианской верой в сознании интеллектуальной элиты римского общества, как закладывались основы единения веры и разума, науки, образованности, не противоречащего подлинному благочестию. Ни в коем случае не отрицали святители светской культуры, но призывали изучать ее, «уподобляясь пчелам», которые садятся не на все цветы равно, и с тех, на которые нападут, не все стараются унести, но, взяв, что пригодно на их дело, прочее оставляют нетронутым» (Василий Великий. К юношам. О том, как пользоваться языческими сочинениями).

http://ruskline.ru/opp/2024/02/12/k_isto...

Ко всем присутствовавшим в храме с архипастырским словом обратился митрополит Волоколамский Иларион: «Ваше Высокопреосвященство владыка митрополит Афанасий, представитель Патриарха Александрийского при Московском Патриаршем престоле! Ваше Преосвященство владыка епископ Антоний, представитель Патриарха Сербского при Московском Патриаршем престоле! Глубокочтимые представители Поместных Православных Церквей, дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно приветствую с праздником Обрезания Господня и днем памяти святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Так случилось, что промыслом Божиим и решением приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II моя архиерейская хиротония совершилась в день памяти святителя Василия, и пример этого святителя всегда вдохновлял меня на моем теперь уже пятнадцатилетнем архиерейском пути. Святитель Василий Великий прожил недолгую жизнь, я уже пережил его, но за свою недолгую жизнь он успел сделать очень многое. Он консолидировал епископат своего региона в сложнейшее время, когда Церковь была терзаема арианской ересью, когда ариане захватили почти всю власть в Церкви. Своими богословскими трудами он сумел утвердить Православие навсегда, так что уже никогда основы Церкви не колебались такими страшными ересями, как арианская, которая отрицала Божественную природу Господа Иисуса Христа. Конечно, и дальше возникали опасные ереси, но поворотным пунктом для Церкви был именно IV век. Тогда богословы и, прежде всего, три великих каппадокийских отца — святитель Василий Великий, его брат святитель Григорий Нисский, его друг и сотаинник святитель Григорий Богослов — а вслед за ними и святитель Иоанн Златоуст своим мощным словом богословской проповеди раз и навсегда утвердили исповедание Божества Господа Иисуса Христа и исповедание Божества Святого Духа. Вклад этих святых отцов в сокровищницу православного богословия трудно переоценить. Сегодня, когда во время служения Литургии Василия Великого я читал анафору, я вновь, как и всегда при совершении этой Литургии, поразился богатству богословского содержания, которое святитель Василий вложил в слова сей Божественной службы. Вся эта удивительная анафора соткана из слов святого апостола Павла, и вместе с тем святитель Василий вложил в нее свое богословское вдохновение, свое богословское видение. Она наполнена замечательными духовными прозрениями, до сих пор заставляющими нас в изумлении останавливаться перед тайной Божественного домостроительства, воспоминанию о котором посвящена всякая Божественная литургия. Вся история человечества от сотворения мира, включающая события Боговоплощения и пришествия в мир Господа Иисуса Христа, распятие и смерть Господа Спасителя, Его Воскресение и вознесение на небо, Его сошествие во ад и Его второе пришествие, вся эта история — и прошлое, и настоящее, и будущее — проходит перед нашим духовным взором, когда мы читаем молитвы Литургии святителя Василия Великого.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4778269...

20. Августин Иппонийский . Блаженный. О граде Божием. – М.: Издательство Спасо – Преображенского Валаамского монастыря, 1994. Т. IV. 21. Андрей Кураев. Дьякон. Если Бог есть Любовь … – М.: Православный Свято – Тихоновский Богословский Институт, 1997. 22. Афанасий Великий . Святитель. Творения. – М.: Издание Спасо – Преображенского Валаамского монастыря, 1994. Т. III. 23. Берри Г. Во что они верят. – М.: Златоуст, 1994. 24. В помощь Епархиальному Миссионеру. – Белгород: Миссионерский отдел Московского Патриархата, 1996. 25. В Сургуте возбуждено уголовное дело против «Свидетелей Иеговы»//Служба религиозной информации «Метафразис». Спецвыпуск к Первому съезду епархиальных миссионеров. – 1996. – ноя. 26. Василий Великий . Святитель. Творения (репринт). – СПб.: Книгоиздательство П. П. Сойкина, 1911. Т. 1. 27. Вестник Центра Апологетических Исследований. – СПб: Ц. А. И. – 1998. – янв. мар. 28. Григорий Дьяченко . Священник. Область таинственного. – М.: Издательство «Планета», 1992. 29. Дворкин А. Введение в сектоведение. – Нижний Новгород. Издательство братства во имя Великого Князя Александра Невского, 1998. 30. Димитрий Ростовский . Святитель. Догматическое учение выбранное из сочинений святителя Димитрия//Христианское Чтение. – 1842. – IV. 31. Еврейская энциклопедия. – М.: Терра, 1991. – Т. 8. 32. Евсевий Памфил . Церковная история. – М.: Спасо – Преображенский Валаамский монастырь, 1993. 33. Иоанн Дамаскин . Преподобный. Точное изложение православной веры . – Москва – Ростов – на – Дону: Издательство Приазовский край, 1992. 34. Иоанн Златоуст . Святитель. Избранные творения. – М.: Издательский отдел Московского Патриархата 1993. T.I. Кн. 1. 35. Иоанн Златоуст . Святитель. Полное собрание Творений. – М.: Православная книга, 1991. Т. 1. Книга 1.2. 36. Иоанн Златоуст . Святитель. Указ. соч., 1996. Т. V. Книга 2. 37. Иосиф Флавий. Иудейская война. – Минск: Беларусь, 1991. 38. Иосиф Флавий. Иудейские древности. – Минск: Беларусь, 1994. Т. 2. 39. Ириней Лионский . Святитель. Творения. – М.: Паломник, 1996.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/istorija...

Заправленные добрыми началами в самом детстве, святители – Василий Великий , Григорий Богослов и Иоанн Златоуст , отличались прекрасными качествами во весь период своего воспитания; в школе отличались от своих товарищей не столько своими умственными способностями, сколько прилежанием, прекрасным поведением и благочестивой жизнью. Школы в то время, по преимуществу, были языческие; но, несмотря на это, ни поучения языческих наставников, ни дурные примеры товарищей, ни увлечение юности – ничто не могло поколебать доброго направления в святителях: так прочны были впечатления, полученный ими в детстве от своих матерей! Послушайте, как описывается школьная жизнь празднуемых ныне святителей. Особенно в этом отношении поучительный пример представляют Василий Великий и Григорий Богослов . С юных лет они познакомились и сдружились друг с другом, но особенно дружба их скрепилась в Афинах – в центре тогдашнего языческого мира, где они получили высшее образование. «Мы стали друг для друга всё, писал св. Григорий, и товарищи, и сотрапезники, и родные. Имея одну цель, мы непрестанно возрастали в любви друг к другу; казалось, что в обоих нас было одно упражнение – добродетель, и одно усилие стремиться от земного, жить для будущих благ.» Василий и Григорий оценили верно всё то, что нашли в Афинах и не увлеклись ни ложной мудростью, ни пустым велеречием некоторых наставников, ни блеском светских удовольствий. Они заранее уяснили себе цель жизни своей и прямо и неуклонно шли путём своим. Они решились посвятить Богу все силы свои, усердно служить Ему и старались прибрести богатство ума и знания для того, чтобы употребить их на служение Богу. Эта мысль побуждала их заниматься усердно, трудиться постоянно. Одушевлённые такой высокой целью, они не знали усталости и развлечения; сходились они только с теми из товарищей, которые были близки им по направлению; знали в городе только две дороги: ту, которая вела в училище, и ту, которая вела в церковь , где они слушали христианские наставления.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

У нас есть возможность заимствовать из их сочинений прекрасные образцы пастырского служения и методы действования в различных житейских ситуациях. Вникая в творения богопросвещенных пастырей, их современный преемник приобретает духовную опытность, необходимую для руководства пасомых. В числе преподобных отцов, творения которых дошли до нас, много священников: Макарий Великий , Нил Синайский , Исидор Пелусиот , Иоанн Кассиан Римлянин , Исихий Иерусалимский , Зосима Палестинский . Среди подвижников древней Церкви были и пастыри, не имевшие иерейского сана: преподобные Антоний Великий , Аммон, Ефрем Сирин , Орсисий Тавенисиотский, Марк Подвижник , Исаия Отшельник, Иоанн Карпафский , блаженный Иперехий, Евагрий Понтийский и Стефан Фиваидский. Эти святые пастыри сумели освободиться от «внутренних уз, и преград, и от тьмы духов злобы, то есть от действий сокровенных страстей» 3 . Однажды загоревшись любовью к Богу, они не переставали пламенеть ею до самой смерти, зажигая этим пламенем многие человеческие души. Так, изречения преподобного Антония Великого «в неисчетном множестве переходили из уст в уста, составляя как бы ходячий устав подвижничества, и вошли, наконец, в сборники» 4 . Ими пользовались, по ним учились великие пастыри Церкви Христовой: святители Афанасий Великий , Василий Великий , Григорий Богослов , Иоанн Златоуст , Григорий Палама , преподобные Исаак Сирин , Иоанн Дамаскин , Симеон Новый Богослов , Григорий Синаит , а также и наши русские подвижники благочестия: преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские, Сергий Радонежский, Валаамские подвижники, преподобные Серафим Саровский , Паисий (Величковский) и его последователи в лице Оптинских старцев. В творениях древних подвижников IV-V веков мы находим ответы на такие вопросы, касающиеся пастырского служения, как отношение пастыря к миру, соблазнам и скорбям; молитвенное делание; самообразование; духовничество; совершение богослужения; духовное окормление; учительство; пастырские искушения; исповедание веры во Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/byt...

Так будем творить милостыню, чтобы обратно получить ее от Бога (свт. Василий Великий , 8, 338–339). ...Кто дает угнетенному бедностию, тот дает Господу и от Него получит награду... (свт. Василий Великий , 10, 271). ...Одно надежное и неотъемлемое богатство – иждивать свое имущество для Бога и для нищих (свт. Григорий Богослов , 13, 107) Источник. ...Честолюбие делает многих готовыми к расточительности; но где подаяние не видно, там и тратят неохотно (свт. Григорий Богослов , 13, 120). Источник. ...Бог измеряет подаяние не достоинством подаваемого, но силами и расположением плодоносящего (свт. Григорий Богослов , 13, 153). Источник. Если надлежит взойти нам в горнее, то обнищаем влекущим долу, чтоб стать в горнем. Какой же к тому способ? Указует его псалмопение: расточи, даде убогим: правда его пребывает во век века ( Пс. 111,9 ). Кто вступил в общение с нищим, тот поставил себя в единую часть с Обнищавшим ради нас. Господь обнищал, чтобы и ты не убоялся нищеты. Но Обнищавший ради нас царствует над всею тварью. Поэтому если и ты обнищаешь с Обнищавшим, то будешь и царствовать вместе с Царствующим. Ибо блажени нищии духом: яко тех есть Царствие Небесное ( Мф. 5,3 ), которого и мы да сподобимся о Иисусе Христе Господе нашем (свт. Григорий Богослов , 13, 374). Источник. Приходил нищий и ушел, ничего не получив. Боюсь, Христе, чтобы и мне, который имею нужду в Твоей помощи, по моим же законам, не отойти от Тебя ничего не получившим. Ибо кто не дал, тот и получить не надейся (свт. Григорий Богослов , 16, 205). Источник. ...Плод милостыни произрастает обильно. Посевай, раздавая, и исполнишь дом добрых приобретений. Источник. Но скажешь: «И я беден». Пусть так, давай. Давай, что имеешь, ибо Бог не требует сверх сил. Ты (дашь) хлеб, другой – чашу вина, иной – одежду, и таким образом, общим сбором уничтожается несчастье одного (свт. Григорий Нисский , 24, 401). Источник. Тогда особенно и можешь ты подавать милостыню, когда ты беден. Богатый, опьяненный обилием богатства, пламенеющий жесточайшею горячкой и одержимый ненасытною страстью, желает увеличить свое имущество; а бедный, не зараженный этой болезнью и свободный от этого недуга, легче сделает подаяние из того, что у него есть. Милостыня зависит не от количества имущества, но от степени душевного расположения (свт Иоанн Златоуст , 44, 572). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Св. Василий, отрасль богатой и благородной фамилии Каппадокии, был мужем силы, крепко закалившим свою натуру в продолжительных аскетических подвигах. Прекрасное знание света и людей с выработанным отсюда поразительным тактом поведения, слава учености и красноречия соединились в нем с замечательным даром организатора и администратора. Иоанн Златоуст , сын богатого антиохийского аристократа Секунда, закаливший свою натуру продолжительным искусом пустыни и монастырей, является пред нами тоже глубоким знатоком света и людей, человеком поразительной цельности, силы и удивительного бесстрастия. Григорий Богослов по своему характеру представлял совсем другое. Как самобытный оригинальный мыслитель, парящий, подобно орлу, в тайнах богопознания, соименный писателю четвертого Евангелия, св. Григорий и своим духовным складом напоминал больше его. В нем были та же редкая глубина и сила чувства, делавшая характер его более женственным, чем мужественным, что и в бессмертном галилейском рыбаке, та же тихая, тонкая, поэтическая воодушевленность, спокойно царившая над землей из святых глубин синего неба. Если Василий Великий и Иоанн Златоуст по своему характеру не были созданы для тихой внутренней жизни самоуглубления, если их натура была более склонна к чисто внешней жизни и деятельности для других, то у Григория Богослова не было именно этого деятельного нерва своих современников. Ему, «пастырю робкому и осмотрительному» 690 , которого, по собственному его признанию, укоряли даже в недеятельности 691 , недоставало настойчивости и той закаленности, которая дает людям возможность не только презирать низость своих противников, но и выступать против них и подавлять их. Не будучи слишком вялым и чрез меру горячим 692 , он в деятельную жизнь вносил сильное желание мира и покоя. Он считал себя вправе повернуть свой руль, как говорит пословица и как он свидетельствовал сам другу своему Филагрию, и действовать, как действует кормчий, когда он замечает приближение бури, именно – уйти в себя самого и видеть только издали, как другие потрясаются друг перед другом и потрясают друг друга (письмо Филагрию) 693 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010