В XV в. на этом же месте был построен еще один храм — во имя великомученика Георгия Победоносца с устроенным в XVII в. приделом во имя преподобного Сергия Радонежского. В Смуту деревянные храмы уничтожались иноземцами, и в писцовых книгах за 1665 г. упоминается лишь о новой церкви в честь Воскресения Христова. В 1703 г. началась постройка каменной Воскресенской церкви с приделами во имя великомученика Димитрия Солунского и преподобного Сергия Радонежского. В 1710 г. церковь освятили. В 1784 г. в семье псаломщика Воскресенского храма Димитрия Егорова родился сын, впоследствии прославленный как святитель Иннокентий Пензенский. В 1838—1939 гг. храм дополнили трапезной и колокольней. Впоследствии церковь расширили, и она вмещала до пяти тысяч человек. Начиная с петровских времен, штат храма был обеспечен во всех отношениях. С 1860 по 1869 гг. старостой храма был один из основателей Павловской платочной мануфактуры Василий Иванович Грязнов, прославленный теперь как местночтимый святой Московской епархии праведный Василий Павлово-Посадский. Он же явился основателем Покровско-Васильевского монастыря. Его компаньон и родственник Иаков Иванович Лабзин перенял у него должность старосты Воскресенской церкви и также много потрудился для устроения и украшения храма. За свое величие храм часто назывался в народе собором. Он славился своим хором и колокольным звоном. В 1887 г. при храме учредили Общество хоругвеносцев. В 1891 г. на колокольне установили часы-куранты с немецким механизмом, игравшие несколько мелодий, в том числе и «Боже, царя храни». Куранты эти являются достопримечательностью Павловского Посада, и за их исправным ходом наблюдает мастер из династии часовщиков. Многие из священников собора во время гонений приняли мученическую кончину. Одним из них был священномученик Алексий (Воробьев). Он служил в соборе с 1930 по 1935 гг. В 1936 г. храм передали обновленцам, а в 1939 г. закрыли. В 1944 г. попытки горожан получить разрешение на открытие храма, окончились неудачей. Огромное здание собора использовалось под склад зерна, радиодеталей завода «Экситон». Под предлогом ветхости здания Воскресенский собор снесли в 1950-х гг. Колокольня с курантами послужила пристанищем для местного краеведческого музея. Изображение колокольни стало использоваться как символ Павловского Посада.

http://sobory.ru/article/?object=00567

Возведение каменного здания для храма происходило с мая 1877 года по июль 1892 года. Началу строительства способствовали священник Иоанн Иоаннов Кротков, диакон Иоанн Васильев Белорастов, дьяк Егор Васильев Успенский и церковный староста Василий Афанасьев Малинкин при активном участии купцов 1-й гильдии Константина Викторовича Осипова, местного помещика и банкира, и Николая Александровича Крестовникова, совладельца бумагопрядильной фабрики в соседней деревни Поляны. Помимо них посильную помощь в строительстве нового здания оказали и другие благотворители: купец 2-й гильдии Пётр Николаевич Туманов, купчиха 1-й гильдии Евдокия Филипповна Чижова и статский советник Алексей Семёнович Боголепов. Автором проекта " каменной пристройки " к старому деревянному зданию стал московский архитектор Андрей Николаевич Стратилатов. Кроме этого, он спроектировал приделы: левый во имя Успения Пресвятой Богородицы и правый во имя святителя Николая, а также трапезную. Автором колокольни стал другой московский архитектор - Василий Фёдорович Баранов. За 15 лет возведения каменного здания сменился настоятель храма. Вместо переведённого в 1888 году в Павловский Посад отца Иоанна Кроткова им стал священник Виктор Алексеевич Глаголев, известный своим учительством в церковно-приходских школах округи. Также сменился и церковный староста. Им стал московский мещанин Сергей Васильевич Любочкин, проживавший в соседней деревне. Оба они сделали немало полезных и добрых дел для Успенского храма и прихожан. Отец Виктор Глаголев продолжал заниматься просвещением крестьянских детей. В 1889 году, благодаря его усилиям и финансовой помощи местного помещика К. В. Осипова, при храме была построена и открыта своя собственная церковно-приходская школа на 80 учеников, где отец Виктор продолжил преподавательскую деятельность. Позже отец Виктор Глаголев, оставаясь священником в Трахонеево, стал благочинным 7-го округа Московского уезда, а в 1909 году ушёл из жизни, отдав более 20 лет служению в Успенской церкви на благо прихожан.

http://sobory.ru/article/?object=06674

5 . Из Вологды 9 . Ректор Семинарии Архимандрит Павел (из Магистров Московской Академии). 6 . Из Ярославля 10 . Ректор Семинарии Архимандрит Иустин. 7 . От Волынской Епархии 11 . Наместник Почаевской Лавры. 8 . Из Самары 12 . Кафедральный Протоиерей Халколиванов (Магистр 12-го курса Московской Духовной Академии. 9 . Из Вятки 13 . Кафедральный Протоиерей Стефан Кашменский. 10 . Из Варшавы 14 . Кафедральный Протоиерей Метаниев. 11 . Из Тамбова 15 . Кафедральный Протоиерей Москвин. 12 . От Московского Университета 16 . Профессор Протоиерей Николай Сергиевский. 13 . От Новороссийского Университета 17 . Профессор Протоиерей Павловский. 14 . От Придворного Ведомства 18 . Благочинный Протоиерей Верхоспаского Собора Стефан Корольков. 19 . Благовещенского Собора Сакелларий Протоиерей Мефодий Смирнов. IV. Духовные представители Московской паствы 1 . От Московской Духовной Академии 1 . Ректор Протоиерей Александр Горский, Доктор Богословия. 2 . Инспектор Академии Архимандрит Михаил. 3 . Профессор Протоиерей Филарет Сергиевский. 4 . Профессор Соборный Иеромонах Иоанн. 2 . От Московской Семинарии 5 . Ректор Архимандрит Богоявленского монастыря, Никодим. 3 . От Спасо-Вифанской Семинарии 6 . Ректор, Архимандрит Знаменского монастыря, Сергий. 4 . От Московской Консистории Члены: 7 . Даниловский Архимандрит Ияков. 8 . Кафедральный Протоиерей Петр Покровский. 9 . Всесвятский Протоиерей Иоанн Загорский. 10 . Предтеченский, что под Бором, Протоиерей Иоанн Рождественский. 11 . Спаский, что в Наливках, Протоиерей Иоанн Благовещеиский. 5. От Попечительства о бедных духовного звания Члены: 12 . Никитской церкви Протоиерей Платон Капустин, Смотритель Училища девиц духовного звания. 13 . Троицкой церкви, что на Листах, Священник Павел Соколов. 14 . Пятницкой церкви Священник Василий Романовский. 6 . От Общества Любителей Духовного Просвещения 15 . Даниловский Архимандрит Ияков. 16 . Предтеченский, что под бором, Протоиерей Иоанн Рождественский. 7 . От Благочиний в Столице 17 . Петропавловский Протоиерей Петр Терновский, Доктор Богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

В 1802 г. причт Никольского храма с. Павловского был двуштатным и состоял из 7 человек. С сентября 1841 г. причт сокращён, оставлены священник, диакон и два причетника. С июля 1867 г. упразднено диаконское место. В клировой ведомости храма за 1802 г. упоминаются заштатный священник Алексей Стариков, 88 лет, священник Димитрий Васильев (Пушкин) и священник Василий Алексеев. В том же 1802 г. на место Димитрия Васильева поступил его сын Мина Дмитриев. В 1810 г. на место Василия Алексеева - его сын, диакон той церкви Иван Васильев. В 1822 г. на его место - диакон Никита Иванов. Священник Мина Дмитриев умер в 1832 г., его место осталось за сыном, Иваном Никольским (впоследствии учителем Переславского и инспектором Шуйского Духовных училищ), который тогда обучался в семинарии, а его должность исправляли наёмные священники. В 1841 г. это штатное священническое место упразднено. У Никиты Иванова были дети: Павел Березин (ум. 1830), в монашестве Платон, архимандрит, инспектор Московской духовной академии, ректор Вифанской семинарии, потом ректор Киевской академии, Иван Березин-пресвитер Архангельского собора в Московском Кремле, потом протоиерей Московской Троицкой единоверческой церкви, благочинный московских единоверческих церквей. В 1827 г. Никита Иванов передал место зятю, ученику семинарии Григорию Богословскому, в 1856 г. он уволен за штат, на его место поступил его зять, студент семинарии Александр Ключарёв. Священник с. Павловское Феодор Ефимович Тюрин (р. 1895), уроженец д. Давыдово Волоколамского района Московской области, окончил 3 класса средней школы. Жил в д. Спорново Александровского района. Отец Феодор был арестован 28 декабря 1937 г. Обвинялся «в активной антисоветской агитации и распространении клеветы против советской власти». Приговорён 30 декабря 1937 г. к расстрелу с конфискацией имущества. Расстрелян 8 января 1938 г. в г. Иваново. В советское время церковь в с. Павловском закрыта и разорена, разрушены верхняя часть храма и колокольня, внутри - запустение.

http://sobory.ru/article/?object=04607

В 1998 г. тщанием насельников Покровско-Васильевского мужского монастыря здание колокольни было возвращено Русской Православной Церкви. В храме совершались богослужения. В 2002 г. в храм Воскресения словущего (бывший Воскресенский собор) был назначен настоятель, и приход начал свою самостоятельную жизнь. http://ppvoskress.cerkov.ru Одним из символов Павловского Посада является высокая колокольня Воскресенской церкви со старинными башенными часами. Основное здание пятиглавого храма с приделами Димитрия Солунского и Сергия Радонежского было разрушено до основания в 1950-е годы, поэтому сегодня церковная община собирается для служб в первом ярусе уцелевшей колокольни. В семье псаломщика Воскресенского храма родился святитель Иннокентий – епископ Пензенский и Саратовский, замечательный подвижник и богослов Русской церкви XIX века. Писатель Е.Н. Поселянин (Погожев) издал в 1900 году книгу «Русские подвижники XIX века», состоящую из сорока пяти биографических очерков о выдающихся праведниках столетия. В ней ведется рассказ о мужчинах и женщинах, мирянах и священниках, высоких иерархах и простых монахах. Многие из списка позднее были официально канонизированы церковью, другие же – почитаются народно. Первые два очерка посвящены митрополиту Филарету (в миру – Василий Михайлович Дроздов) и святителю Иннокентию Пензенскому (в миру – Иларион Дмитриевич Смирнов). Поместив этих подвижников XIX века в самое начало книги, Поселянин не только выделил их значение, но и отметил духовное сходство. Оба святителя жили в одно время, были хорошо образованы, благочестивы и преданы православию. Они были знакомы между собой, а недоброжелатели даже называли их соперниками и конкурентами. Вот что писал О. Бодянский об этой параллели со святителем Филаретом в предисловии к изданию писем владыки Иннокентия княгине Софии Сергеевне Мещерской: «Замечательно, что Иларион по месту и времени своего образования и прохождению преподавания следовал непосредственно за своим знаменитым земляком по рождению Василием Михайловичем Дроздовым. Оба они были московские: один сын коломенского дьякона, другой сын дьячка села Павлова или Павловского Посада, славного своими фабриками, заводами и ярмарками на р. Клязьме и Вохонке, на железной Владимирской дороге, в 67 верстах от столицы».

http://sobory.ru/article/?object=00567

Еще одним из вкладов духовенства и верующих в оборону города явился сбор средств. К 15 января 1943 года только в осажденном и голодающем Ленинграде верующие пожертвовали в церковный фонд для защиты 3 182 143 рубля, а всего православные жители Ленинграда пожертвовали около 16 миллионов рублей . Особо следует сказать о патриотической деятельности митрополита Ленинградского Алексия (Симанского), будущего патриарха. Несмотря на многократные предложения об эвакуации, он не покинул блокадного Ленинграда и свою многострадальную паству, вместе с ней он переживал голод и холод, нисколько не используя своего высокого положения. Поразителен следующий факт: когда зимой 1942–1943 года у иконы святителя Николая во Владимирском соборе неизвестный оставил узелок со 150 николаевскими десятками – целое состояние в условиях осажденного города, – то все это богатство митрополит Алексий передал в фонд обороны Ленинграда. Для себя лично он не просил ничего, единственная его просьба – немного вина и муки для богослужения. В своих обращениях к жителям блокадного Ленинграда он поддерживал их волю и веру в победу. Особенное значение имели его обращения к пастве, оказавшейся на территории, оккупированной немцами. Так, в пасхальном послании 25 апреля 1943 года владыка пишет: «Продолжайте же, братие, подвизаться за веру, за свободу, за честь Родины; всеми мерами, и мужчины, и женщины, помогайте партизанам бороться против врагов, сами вступайте в ряды партизан, проявляйте себя как подлинно Божий, преданный своей Родине и своей вере народ» . Эти воззвания давали свои плоды. Многие священники, оказавшиеся на оккупированной территории, активно боролись против немецких захватчиков. В докладе А.Ф. Шишкина, посланного митрополитом Алексием (Симанским) «инспектировать» приходы только что освобожденных в 1944 году Гатчинского и Павловского районов, значится: «В ком билось сердце патриота Родины и кому действительно дорога была Русь, святым Владимиром крещенная, тот и в немецком плену любил ее паче жизни своей и умер как истинный патриот. Таковыми были, например, священник А. Петров (г. Гатчина) и священник М. Суслин (село Орлино). Оба они расстреляны немцами» . Это всего лишь два примера из многочисленных свидетельств о патриотической деятельности священнослужителей Северо-запада. Так, в селе Ящера Гатчинского района немцами за антифашистскую агитацию были расстреляны священники Василий Романов и Алексий. Служивший в Гатчине протоиерей Феодор Забелин, спасая советского разведчика от немецкой погони, спрятал его в алтаре храма .

http://pravoslavie.ru/34155.html

Поликарп Павловский в 1782 перев. из Новгородского Вяжицкого монастыря; † 1785 ... Иоанникий Полонский в 1785 перев. из Нижеломовского монастыря, но не поступил и перев. туда обратно. Мнтрь обращён в архиерейский дом. 4 Борисоглебский, в Чернигове, Кафедральный. [III, 426.] Наместники Иеремия Ширкевич 1664 перев. в Максаковский мнтрь. Гавриил Олешкевич , 1665 и 6. Сильвестр Климкевич , 1674. Василий Иевлевич ... Герасим , 1696. Пахомий Комаровский , 1699. Антоний Стаховский , 1700. После архим. Новгород-Северский. Михаил , 1701. Максим , 1711. Савва Шпаковский , в 1720–22; определён в Нежинский Назарет. Пафнутий Тригорский , 1722, потом игум. Катошинского монастыря. Исаия Заславский , в 1724–28. Димитрий Белинский , 1729–31. Потом в Макошинском мнтре. Феофил Савич , в 1732–34. Андрей Осмаковский , игум., 1735. Сосипатр , 1736 и 37. Геннадий , 1739–41. Савва Любович , 1742–49. Игум. Иоасаф , 1750–62. – (Костянский) Иоанн Михайлов 1764. – Герман , 1770. –      (Домницкий) Иерофей , 1772–74. Наместн. Исаия Шкляревич , с 1775. – Илия , 1783. 5 Спасо-Преображенский, в Новгород-Северске, существовал в XVI веке; в 1785 г. обращён в кафедру Новгород-Северских архиереев; 1 сент. 1797, по упразднении епархии, положен в первый класс. [V, 337.] Архимандриты Вассиан , 1551. Корнилий , 1618 и 19. После в Севском Спасском. Михаил Лежайский утверждён 2 февр. 1670; упом. до 9 июня 1677. Иоанникий Галятовский в 1687 перев. из Черниговского Елецкого монастыря; † 2 янв. 1688. Димитрий Туптало 7 сент. 1699 перев. из Черниговского Елецкого монастыря; 23 мар. 1701 хирот. в митрополита Сибирского. Никон в исх. 1702 перев. из Черниговского Елецкого монастыря; † ... Антоний Стаховский , бывший наместн. Черниговского Борисоглебского монастыря, определён в 1703, а 20 сент. 1713 хирот. в архиепископа Черниговского. Геннадий Стефанович , в 1715–17. Нил Березовский перев. из Елецкого, в 1727 и 28. Созонт Волынец после 1737 перев. из Стародубского Каменского монастыря. Арсений Могилянский , бывший епископ Переяславль-Залесский, управлял мнтрём в 1752–57; 22 окт. возведён на мтр-лию Киевскую.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Попова средств „на обоих священников и церковнослужителей каждогодно давать по 150 рублей и сверх того стараться о приращении их доходов каковую сумму он действительно и продолжал выдавать до 1819 г. За сим, совместно служили священиики: Василий Тырыданов с 1819--1835 г., и с ним последовательно Михаил Калиновский 1820—1823 г., Павел Знаменский (кандидат С.-Петербурской Дух. Академии) 1824—1828 г. и Петр Павловский 1828—1832 г. В 1832 году прихожане Благовещенской церкви купцы Петр Маляхинский, Афанасий Амосов, Матеей Первушин, Иван Демидов и Михаил Непенин с церковным старостою Афанасием Плотниковым вошли к Преосвященному Георгию с прошением „при сей церкви оставить одного священника, а другаго вовсе излишняго куда либо переместить, так как скудный доход недостаточен для содержания другаго священника Просьба была удовлетворена и при церкви остался один Священник. Александр Аникитич Колчин 1836—1846 г., Николай Петрович Токарев с 1846 по 1859 г., Петр Никифорович Кремлев 1859—1868 г., Фантин Александрович Леонтиевский 1868—1874 г., Иоанн Михайлович Ивановский (впоследствии.протоиер. Соломбал. собора) с Февраля 1874 по 10 Июня того же года, Протоиерей Георгий Филиппович Костылев 1874—1880 г., Священник Михаил Иванович Сибирцев (ныне протоиерей Рождественской ц.) 1880—1883 г., Священник Захарий Александрович Колчин (ныне протоиерей Кафедр. собора) 1883—1888 г., Священник Павел Васильевский , с 26 Февраля 1888 г. по 18 Июня того же года и ныне здравствующий Священник Михаил Андреевич Усердов 39 л., студент семинарии, в сане священника с 24 Сент. 1879 г., в настоящем приходе с 18 Июня 1888 г. При нем псаломщик Павел Андреев Ульяновский, уволенный из 2 кл. Тотемской учительской семинарии, на епархиальной службе с 1889 г., при настоящ. приходе с 4 Авг. 1893 г. В настоящее время причт состоит из священника и псаломщика. Причтовый дом находится не далеко от церкви. Земельных и других угодий при церкви нет. В 1821 году был куплен с аукциона деревянный дом за 1500 рублей, находившийся на восточной стороне вблизи церкви, со службами и землею, коей с лицевой стороны было 13 саж., а по задней поперечника 10 саж., длинника же 142 сажени, как и значится по крепостям.

http://sobory.ru/article/?object=34247

После смерти священника Иоанна Птенцова священником Епифановского прихода стал его тесть священник Михаил Александрович Студелицкий. В разное время в данном приходе служили священники: Василий Соколов, Павел Троицкий. Разрешение на строительство нового каменного храма было получено 7 июня 1897 года, а строительство его началось в 1902 году. 26 марта 1922 года священником Епифановской церкви становится Иоаким  Фёдоров Вдовин (52 года). Церковь в то время была каменная без колокольни. Главный престол Тихвинской иконы Божией Матери был ещё не отстроен. Иконостас перенесли из старого деревянного храма. В церкви было сравнительно чисто, но постоянно падала штукатурка. Прежний храм – храм молитвы представлял собой склад всякого хлама. Священник Вдовин приводит всё в надлежащий вид. 28 августа 1922 года был освящен главный престол по благословлению епископа Павловского. На торжестве освящения присутствовало пять иереев. Престол освящён в честь Тихвинской Божией Матери. При освящении присутствовало много прихожан. В торжестве освящения главенствовал Благочинный священник села Клешари Алексей Геннадьевич Алев. Певчие были приглашёны из Белавина, руководителем церковного хора был регент Маклаков. Церковный староста села Епифанова Александр Гаврилович Лисин, прежде бывший чтец, а потом стал церковным старостой. Он более всех радел церковному храму. По требованию гражданской власти им было отдано серебра: одна старая лампада и дарохранительница, один напрестольный крест и 19 серебреных монет. В 1923 году вместо отказавшегося от должности церковного старосты Александра Гавриловича Лисина члены церковного Совета избрали гражданина деревни Сергеева Ивана Степановича Стешова. В первых числах августа была покрашена маслеными красками крыша. Чтимая часовня в полуверсте от церкви была в полном запустении. Там внутри перед иконами не было ни подсвечников, ни лампад. Стёкла в окнах разбиты. Ограда около часовни изломана. Рядом с часовней - хлам и нечистоты, купальный отдел и сторожка разрушены. Прихожане Тихвинской церкви не могут хвалиться своим усердием к церкви.

http://sobory.ru/article/?object=22145

Священник Игорь Катаев , web-peдakmop официального сайта Санкт-Петербургской митрополии. – С.98-99; Священник Даниил Ранне , настоятель храма святой Равноапостольной Марии Магдалины города Павловска. – С.99; Священник Евгений Горячев , настоятель Благовещенского собора города Шлиссельбурга, преподаватель Православного Народного университета – С.99-100; Андрей Митрофанов , аспирант исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета. – С.100-101; Константин Морозов , студент Санкт-Петербургского высшего педагогического училища-колледжа – С.101. Галерея: Краски для размышлений . Живописный мир Оксаны Павловой . (Подборка репродукций с работ художницы)/Автор вступительной статьи Дарья Рощеня //Фома. - – февраль 2006. – С.102-107. – (рубрика « Галерея »). ЛИТЕРАТУРНЫЙ ФОНД (подраздел). – С.108-110. Чтение: Протоиерей Николай Агафонов . Молитва алтарника : Рассказ /Рисунки Юлии Кузенковой//Фома. - – февраль 2006. – С. – 108-110. – (рубрика « Чтение »). Имеются биографическая справка « Протоиерей Николай Агафонов …» (С.108) и фотопортрет автора. Реклама: - С.111. Что читать: В рубрике представлены и подробно прокомментированы следующие книги: Николай Гаврюшин . Русское Богословие . Очерки и портреты/Автор аннотации Юрий Максимов //Фома. - – февраль 2006. – С.112. – (рубрика « Что читать »). Протоиерей Николай Агафонов . Неприкаянное юродство простых историй /Автор аннотации Юрий Максимов //- Фома. - – февраль 2006. – С.112. –(рубрика « Что читать »). Юрий Максимов , Кирилл Смоляр . Православное религиоведение: ислам, буддизм, иудаизм /Автор аннотации Василий Львов //Фома. - – февраль 2006. – С.112-113. – (рубрика « Что читать »). Сергей Аверинцев . Другой Рим /Автор аннотации Алексей Соколов //Фома. - – Февраль 2006. - С.113. – (рубрика « Что читать »). Хаим Херцог , Мордехай Гишон . Библейские сражения/Автор ? (под этим заглавием здесь ошибочно помещена аннотация на книгу «Костромская икона XIII-XIX веков». – См.: Фома. - – С.111)//Фома. - – февраль 2006. – С.113. – (рубрика « Что читать »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-2-34-f...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010