«Вот, мы с ним уверились по-христиански, чтоб ехать нам вместе, и уговорились на завтрашний день сойтись в иконном ряду, чтоб вместе ехать. На другой день, в урочный час, мы сошлись в иконном ряду. А у него приговорен ехать с ним еще один старец, именем Мисаил: в мире его звали Михайло Повадин, а я его знал у князя Ивана Ивановича Шуйского. Вот мы пошли за Москву-реку и наняли подводы до Болхова и поехали; а из Болхова поехали до Карачева, а из Карачева до Новгорода-Северского. Тут мы вошли в Преображенский монастырь, строитель Захария Лихарев поставил нас на клиросе; а Григорий, в день Благовещения, служил в обедне за диакона и ходил за пречистою. Мы пробыли там до третьей недели по пасхе. Тогда мы наняли вожа Ивашка Семенова, отставленного старца, и пошли на Стародуб. Иван провел нас в киевскую землю. Первый литовский город нам был Лоев; второй Чернигов, а третий Киев. Мы стали жить в Киеве, в Печерском монастыре‚ и жили три недели. После того Гришка вздумал ехать ко князю Василию Острожскому и отпросился у архимандрита Елисея Плетенецкого. Я извещал про него архимандрита и братию и говорил, что мы хотели идти в Иерусалим, а он теперь хочет идти к Острожскому. Он там скинет с себя иноческое платье и заворуется. Архимандрит Елисей сказал: «здесь, в Литве, земля вольная; в какой вере кто хочет, в такой и пребывает». Я просил у архимандрита, чтоб дал мне сожительствовать в Печерском монастыре, но архимандрит с братиею не дозволяли и сказали: «Четверо вас пришло; четверо и подите отсюда». Пришли мы в Острог, ко князю Василию Острожскому, а тот князь Василий Острожский в сущей христианской вере пребывает. Мы у него перелетовали, а на осень меня и Мисаила князь отправил в Дерманский монастырь, а Гришка уехал в Гощу к пану Гойскому и там скинул с себя иноческое платье и стал учиться по-латыни, и по-польски, и по-лютерски. И стал Гришка отметник и законопреступник православной сущей христианской веры. Я князю Острожскому говорил, чтоб он взял из Гощи Гришку и велел, по прежнему, быть ему чернецом и диаконом; а князь Острожский сказал: «здесь земля вольная; в какой вере кто хочет, в такой и пребывает. Сын мой Януш родился в православной вере, и принял латинскую; мне его не унять. Да теперь и пан Краковский в Гоще».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Преподобный Феодор, князь Острожский, стяжал славу устроением храмов и защитой Православия на Волыни от насилий папизма. Он происходил от рода святого равноапостольного князя Владимира (память 15/28 июля) через правнука Святополка Михаила, князя туровского (1080–1093), великого князя киевского († 1113). Первый раз имя преподобного князя Феодора упоминается под 1386 годом, когда польский король Ягелло и литовский князь Витовт утвердили за ним наследственное владение — Острожский округ — и увеличили Заславским и Корецким округами. В 1410 году преподобный князь Феодор участвовал в разгроме рыцарей католического ордена под Грюнвальдом. В 1422 году святой князь из-за сочувствия православным в Чехии поддержал гуситов в борьбе с германским императором Сигизмундом. (В русское военное искусство введен был святым князем особый прием — гуситский строй, так называемые таборы, усвоенный украинским казачеством). В 1432 году, одержав ряд побед над польскими войсками, святой Феодор вынудил князя Ягелло оградить законом свободу Православия на Волыни. Князь Свидригайло, опасавшийся усиления своего союзника, в 1435 году заключил преподобного Феодора в темницу, но народ, любивший святого, поднял мятеж и он был освобожден. Преподобный Феодор примирился с обидчиком и явился ему на помощь в борьбе с литовско-польской партией. В 1438 году святой князь участвовал в битве с татарами; в 1440 году, по вступлении на польский престол Казимира, младшего сына князя Ягелло, святой Феодор получил на правах наместничества города Владимир, Дубно, Острог и стал обладателем обширнейших имений в лучших областях Подолии и Волыни. Все это вместе с княжеской силой и славой преподобный Феодор оставил, поступив после 1441 года в Киево-Печерскую обитель, где, приняв монашество с именем Феодосий, подвизался для спасения своей души до самого преставления к Богу. Год преставления преподобного Феодора неизвестен, но не подлежит сомнению, что он скончался во второй половине XV века в глубокой старости. Погребен преподобный в Дальних пещерах преподобного Феодосия (память Собора преподобных отцов Дальних пещер 28 августа/10 сентября). Прославление, очевидно, было в конце XVI века, так как в 1638 году иеромонах Афанасий Кальпофийский свидетельствовал, что «преподобный Феодор открыто почивает в Феодосиевой пещере в целом теле». Феодор и Василий Печерские, преподобные

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

О том, что Иоанн Вишенский и Василий Сурожский были знакомы, может свидетельствовать и тот факт, что в своем сочинении «Извещение краткое о латинской прелести...» (1588–1596) афонский подвижник неоднократно ссылается на книгу Василия Сурожского «О единой истинной православной вере». 31 Имеется в его творениях и ряд других реминисценций с этим сочинением, что также расценивается многими исследователями как свидетельство близкого знакомства авторов. 32 Еще один важный момент, который мог существенно повлиять на дальнейший жизненный выбор будущего подвижника, – то, что именно в это время в Луцке и Остроге, при покровительстве князей Константина Острожского и Андрея Курбского, пребывал один из последних представителей московской исихастско-нестяжательской школы афонита преподобного Нила Сорского – старец-игумен Артемий Троицкий. 33 Последний эмигрировал из Московии после победы партии «иосифлян» над «нестяжателями». В «Палинодии» архимандрита Захарии Копистенского упоминается, что «преподобный Артемий» немало народу «в земле Литовской» от ереси арианской и лютеранской отвернул и «през него Бог справил, же ся весь народ руский в Литве в ереси тыи не перевернул». 34 В некоторых источниках того времени игумена Артемия Троицкого даже называли «старцем Острожским». Так, в ряде списков его произведений, в частности, указывается: «Книга Артемия старца острожского послание его к Симону Будному». 35 Золотая медаль с изображением кн. В.К. Острожского. Аверс и реверс. После 1608 г. Эрмитаж (Санкт-Петербург) Остр омский замок. Современная реконструкция Автограф кн. В. К.Острожского Кроме того, при посредничестве князя Острожского А. Курбский и старец Артемий имели связь с Афоном. Так, по его просьбе со Святой Горы привозились святоотеческие книги. Одна из них, переданная им Курбскому для переиздания, получила широкое распространение среди православных Речи Посполитой. Она содержала сочинения теоретиков афонского исихазма Григория Паламы и Нила Кавасилы против католицизма. 36 Все эти факты указывают на то, что старец-нестяжатель Артемий Троицкий также был тесно связан с Острожским центром книжников-традиционалистов, а значит, несомненно, так или иначе, мог иметь влияние на формирование взглядов Иоанна Вишенского. Такой любознательный искатель духовных знаний и опыта, как Иоанн Вишенский, пребывая в Остроге и Луцке, не мог не обратить внимания на столь известного подвижника и старца-нестяжателя. Под впечатлением рассказов старца Артемия о преподобном Ниле Сорском , его странствиях на Афон и пребывании в древнерусском святогорском монастыре, Иоанн Вишенский мог загореться желанием и сам отправиться в далекую монашескую республику.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Новое время АКТ О СУПРЕМАТИИ законодательный документ, окончательно закрепивший разрыв Английской Церкви с Римом в ходе реформации Генриха VIII АНГЕЛИНА (Бранкович; не позднее 1447 - ок. 1520), деспотица, прп. (пам. 1 июля, 10 дек., серб. 30 июля, 10 дек.) БРЕДСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ обращение буд. кор. Карла II Стюарта к своим подданным, предшествовавшее его возвращению в Англию ВАХТАНГ VI БАГРАТИОНИ (1675 - 1737), правитель (джанишин) Картли (1703-1712), царь Картли (1716-1724), покровитель Православия и борец против укоренения в Грузии ислама; литератор и ученый ВИЛЬГЕЛЬМ III (1650 - 1702), принц Оранский, правитель Республики Соединённых провинций (Нидерландов) (1672-1702); кор. Англии (1689-1702) ГАБСБУРГИ династия, правившая в Австрии в 1282-1918 гг., в Чехии и Венгрии в 1526-1918 гг. (с 1867 - в Австро-Венгрии), в Испании и ее владениях в 1516-1700 гг., в Нидерландах (1477-1795) и нек-рых итал. землях (с XVI в. до 1866); императоры Римско-Германской империи (в 1438-1806, кроме 1742-1745) ИОАНН III [Юхан, Йохан] (1537-1592), кор. Швеции в 1568/69-1592 гг., с 1577 или 1581 г. вел. князь Финляндский, церковный реформатор ИОЗЕФИНИЗМ термин, употребляемый для обозначения политического курса правления императора Свящ. Римской империи герм. нации Иосифа II КАРЛ IX Ваза (1550-1611), регент Швеции с 1595 г., кор. Швеции (1604-1611), церковный реформатор и автор религ. сочинений КОНСТАНТИН ИВАНОВИЧ Острожский (ок. 1460 - 1530), сын кн. Ивана Васильевича Острожского, гетман Литовского великого княжества, член великокняжеской рады КОНСТАНТИН КОНСТАНТИНОВИЧ Острожский (Василий) (1526-1608), кн. и магнат, воевода киевский, маршалок Волынской земли, покровитель правосл. Церкви в Речи Посполитой КРОМВЕЛЬ Оливер (1599-1658), политический деятель и военачальник, лорд-протектор Англии, Шотландии и Ирландии (с 1653) МАКИАВЕЛЛИ Никколо (1469-1527), секретарь Флорентийской республики, писатель, приобрел известность как основатель политической науки Нового времени

http://pravenc.ru/rubrics/123014.html

Прибывшее в Москву груз. посольство 19 апр. 1591 г. присутствовало на приеме у Московского патриарха. Через год в Кахети отправилось рус. посольство, к-рое везло грамоту И. царю Александру, написанную в мае 1591 г. Он сообщал, что царь Феодор Иоаннович будет свое «жалованье и во обороне и в защищенье ото всяких… недругов держати», царю он послал «крест золот» (Там же. С. 250). Обмен дарами и посланиями продолжался до 1604 г. Из Москвы посылались «образы, и книги, и ризы, и всякое строение церковное» (ПСРЛ. Т. 14. С. 46). Свт. Иов, патриарх Московский и всея Руси. Литография. XIX в. Свт. Иов, патриарх Московский и всея Руси. Литография. XIX в. 4 июля 1604 г. кн. Константин Константинович Острожский прислал И. «поминок невеликий» - зафиксированный в описи Успенского собора 1701 г. драгоценный выносной или воздвизальный хрустальный крест, на одной стороне к-рого были изображены недавно канонизированные Московские святители: «...на середине Петр, а на ручках Алексей да Иона», ниже помещалось изображение свт. Леонтия Ростовского (РИБ. Т. 3. Стб. 701). Кн. Константин Острожский обратился к И. с посланием, к-рое имело большое значение для формирования на юго-западнорус. землях представлений о Московском патриархе, «держащем скипетр столнаго, и славнаго, и великаго града Московского и всего православнейшаго народа русскаго… на котором столпе и стене основание святые християнские Церкви Христа Спасителя нашего непобедимые крепкие», как о правопреемнике по сути К-польского патриарха ( Турилов. 1991. С. 138, 139). 15 мая 1591 г. в Угличе погиб младший сводный брат царя св. Димитрий Иоаннович . По указу Феодора Иоанновича для расследования обстоятельств смерти царевича была назначена комиссия во главе с кн. В. И. Шуйским (см. Василий Иоаннович ), к-рая по возвращении в Москву представила материалы расследования И. Состоялся Собор, на котором были зачитаны выводы комиссии. На основании представленных материалов было сделано заключение, что Димитрий погиб в результате приступа болезни. Мать Димитрия царицу Марию Феодоровну постригли в монашество с именем Марфа, ее родственники были обвинены в убийстве 12 чел. и сосланы в разные города. Мн. угличан казнили или выслали в сибирский г. Пелым; колокол, возвестивший о смерти царевича, был лишен языка и увезен в Тобольск.

http://pravenc.ru/text/578144.html

П.В. Долгоруков Князья Воронецкие Настоящий титул их: с Збаража князья Воронецкие (z Zbaraza ksizeta Woroniey). отцовский ОТ ГЕДЕМИНА КОЛЕНО IV: Фёдор Дмитриевич Корибут, удельный князь Несвижский, потом удельный князь Збаражский, (см. предыдущую статью о князьях Трубецких) женат на княжне Тверской КОЛЕНО V: Князь Даниил Фёдорович Збаражский КОЛЕНО VI: Князь Семён Данилович Збаражский, женат на княжне Ковенской Князь NN Данилович, по прозвищу Султан, князь Вишневецкий Князь Василий Данилович Збаражский КОЛЕНО VII: Княжна NN Семёновна, за князем Острожским Князь Михаил Васильевич Вишневецкий, родоначальник угасших князей Вишневецких Князь Семён старший Васильевич Збаражский, родоначальник угасших князей Збаражских Князь Фёдор Васильевич Збаражский Князь Семён младший Васильевич Збаражский, женат на Екатерине Цебровской Княжна NN Семёновна, за князем Острожским КОЛЕНО VIII: Князь Александр Фёдорович Порицкий, родоначальник угасших князей Порицких Князь Степан Фёдорович Воронецкий; женат на Фелициане Чехонь Князь Юрий Фёдорович Воронецкий Княжна София Фёдоровна, за Ляховским Княжна Друзьяна Фёдоровна, за Велицким КОЛЕНО IX: Князь Семён-Станислав; женат: 1. на Хомяковой; 2. на Гулевич Князь Лев Степанович; женат на Марианне Куницкой Князь Матвей Степанович, стольник киевский; женат на Анастасие Гулевич Князь Яков-Михаил-Георг, капеллан короля Польского Стефана Батория Князь Стефан-Симон-Александр, епископ Киевский † 1588 КОЛЕНО X: Князь Януш Князь Пётр Князь Станислав; женат: 1) на Елисавете Богушевич; 2) на NN (от 1-го брака сын и 5 дочерей; от 2-го брака 2 сына) Князь Степан Матвеевич; женат на Варваре Сокульской Князь Михайло Матвеевич Князь Лев Матвеевич, женат на Христине Боговитин Княжна Александра Матвеевна, за Иваном Стоцким Княжна Екатерина Матвеевна, за Витовским КОЛЕНО XI: Князь Павел Княжна Маруся, за Белостоцким Княжна Александра, за Шашкевичем Княжна Евдокия, за Шашкевичем Княжна Анна, за Морендзинским Князь Фона Князь Юрий; женат на Микулинской Князь Ян (Иван) Степанович

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

В этой сложной ситуации М. действовал в 2 направлениях. С одной стороны, он объявлял слухи о его униатстве клеветой и угрожал предать суду и отлучить от Церкви тех, кто их распространяют . 12 авг. он предписал виленским священникам во главе с протопопом явиться для разбирательства в Новогрудок, а богослужение в виленских храмах было прекращено на 6 недель из-за того, что местные клирики выступали против своего архипастыря. В окружном послании от 11 сент. М. снова опроверг слухи о введении «новых обычаев» и призвал верующих хранить веру и верность Церкви. Одновременно в письмах, отправленных в авг. 1595 г. кн. Острожскому и Скумину-Тышкевичу, он писал, что нужен Собор для решения важных вопросов и князь должен добиться его созыва у короля. В письме от 28 сент. он предлагал кн. Острожскому призвать епископов приехать к митрополиту на Собор в Новогрудок; обращение это подействует, если его скрепят своими подписями 200 панов «греческой веры». Перспектива назревавшего кризиса, по-видимому, напугала М., и он видел выход из сложившейся ситуации в созыве Собора по инициативе влиятельных светских патронов. Собственное влияние М., по-видимому, не считал достаточным. Не один М. испытывал подобные опасения. Записи апостольского нунция о совещаниях в сент. 1595 г., на которых решался вопрос о поездке Ипатия (Потея) и Кирилла (Терлецкого) в Рим для заключения унии, показывают, что ряд участников предлагали отложить поездку и созвать Собор православных для обсуждения вопроса об унии. Эта т. зр. была отвергнута. М. в этих совещаниях не участвовал, его взгляды не были учтены, и он был вынужден подчиниться принятому решению. Образовавшийся временной промежуток после отъезда Ипатия (Потея) и Кирилла (Терлецкого) в Рим М. использовал для расправы с враждебным ему проповедником Стефаном Зизанием. В янв. 1596 г. он созвал в Новогрудке небольшой Собор, где в отсутствие обвиняемого Стефан Зизаний был осужден за еретические взгляды в опубликованном им в 1595 г. «Катехизисе». Хотя Зизаний действительно допустил в своей книге ошибки, осужден он был явно за выступления против М. Одновременно были запрещены в служении священники Виленского братства Василий и Герасим.

http://pravenc.ru/text/2563650.html

позолоченный дубовый 2-ярусный иконостас церкви находился в кафедральном Троицком соборе. К 2010 г. в Крестовоздвиженской ц., принадлежащей Украинской православной церкви Киевского патриархата , была произведена капитальная реставрация, интерьер заново расписан. Со времени основания обители в подземельях Крестовоздвиженской ц. сложился православный некрополь. Наряду с луцким собором во имя ап. Иоанна Богослова и Успенской обителью в Л. м. было принято хоронить наиболее крупных и известных вкладчиков и членов Луцкого братства. Среди них были не только лица из числа духовенства и мещан, но и видные представители волынской шляхты ( Малышевский. 1897. Ч. 1. С. 178-179; Ч. 2. С. 267-268). Так, в марте 1642 г. в крипте Крестовоздвиженской ц. была похоронена Галшка Гулевич. В том же году родственники похоронили в мон-ре Елену Бутович (Южнорус. летописи. 1916. С. 84), дочь киевского войскового Семена Бутовича и Евдокии Елец. Елена была женой известного защитника прав православных кн. Ю. Пузыны. Его отец, сторонник кн. К. К. Острожского, известен как активный противник Брестской унии 1596 г. и один из организаторов правосл. Люблинского братства ( Чистович. 1884. С. 285-286; Wolff. 1895. S. 408-409). В 1648 г. в обители была похоронена Елена, родная сестра Андрея Ерлича (Южнорус. летописи. 1916. С. 101). Они были ближайшими родственниками польского православного мемуариста Иоахима (Иоакима) Ерлича, дед к-рого Василий был слугой литов. гетмана кн. Константина Ивановича Острожского ( Яковенко Н. М. Паралельний cbim: Дocлiджehhя з icmopiï уявлень та iдeй в Ykpaïhi XVI-XVII ст. К., 2002. С. 35-36). Самым известным из них стал ревнитель и защитник Православия в Юго-Зап. Руси поэт, венденский подчаший Даниил Богданович Братковский, 15 нояб. 1702 г. казненный в Луцке польск. властями за участие в восстании Семена Палия. Арх.: ГА Волынской обл. Ф. 35. Оп. 5. Спр. 252. Ист.: ПВКДА. 18482. Т. 1. Отд. 1. 1-23. С. 1-274; [Петров Н. И.] Отрывок из акта Луцкого Ставропигиального Братства о рукоположении в епископский сан номината Луцкой епархии Дионисия Жабокрицкого//Волынские EB.

http://pravenc.ru/text/2110932.html

На этом удручающем фоне отрадным собы­тием стал ПРИЕЗД в 1588 г. в Литовскую митрополию Патриарха Константинопольского ИЕРЕМИИ II. Патриарх оказался здесь проез­дом, по пути в Москву. Но, встретившись здесь с православным народом и услышав их жалобы, он счёл необходимым задержаться на время в Литве и предпринять ряд действий, направлен­ных на устранение существующих проблем в жизни Православной Церкви. В 1588 г., на пути в Москву, Патриарх задержался в Литве всего на 12 дней, однако на обратном пути (уже в 1589г.) Иеремия II задержался в Литовской митрополии на более продолжительный период (с мая месяца по август), для более обстоятель­ного знакомства с положением дел в митро­полии. Некоторые писатели (прот. К. Зноско и др.) указывают, что сделал он это, прежде всего по просьбе и при содействии известного общественного и церковного деятеля князя К. Острожского, который слыл крепким защит­ником или, как его называли, «начальником православия». Правда, проф. А. Карташёв в своих «Очерках по истории Русской Церкви» замечает, что к тому времени «по неясным для нас причи­нам, кн. Острожский временно отходит от заинтересованности церковными делами. Когда приехал сюда патр. Иеремия, то Острожский даже не поинтересовался лично увидеться с ним». Так или иначе, но православный народ, как отмечает тот же историк, «массой вышел навстречу высокому гостю... и расположил Иере­мию II пойти навстречу широкой волне хо­датайств – защитить здесь слабеющее Право­славие». Благожелательно встретили Константи­нопольского Патриарха и власти придержащие. Недавно вступивший на престол король Сигизмунд III, разрешил Патриарху обозреть всю митрополию и дал грамоту, «которой под­чинил ему всех духовных лиц и дела Западно­русской Церкви» (15). Эта благосклонность короля, по мнению историков, объясняется политическими или государственными сообра­жениями. «Король, – пишет проф. А.Карташёв , – с особой готовностью признал благовременной эту манифестацию греческой церковной власти здесь..., чтобы оградить местную Православную Церковь от всяких претензий на возглавление её патриаршей Москвой».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Кале» Василий Уходящие старцы: архимандрит Василий (Квргич) 24.12.2020 596 Время на чтение 5 минут Источник: Православие.Ru Накануне памяти свт. Николая 18 декабря отошел ко Господу еще один сербский подвижник, простой и немногоглаголивый игумен монастыря Моштаница архимандрит Василий Квргич (1945 – 18.12. 2020 +). Архимандрит Василий (Квргич) Он родился в 1945 году в местечке Янье в Боснийской Краине. В марте 1960 года в возрасте 15 лет пришел в Моштаницу, чтобы больше никогда из нее уходить, и отдать обители 60 лет жизни. Закончив монашескую школу в Овчар Бане, в 1964 году он был рукоположен в диакона, а в 1969 в иеромонаха. Все, что сейчас есть в этом древнем монастыре – это заслуги отца Василия, как строителя, духовника и молитвенника. В 1969 году он построил новую деревянную колокольню, в 1972 – новый жилой корпус. В 1980 году купил на свои средства 200 кубометров камня и оградил монастырь новой стеной, в 1999 году построил новую колокольню, а затем церковь свт. Василия Острожского, освященную в 2002-ом. Затем отец Василий взялся и за обновление древнего храма в честь Архангела Михаила, одной из красивейших монастырских церквей во всей Боснии. Работы начались в 2007 году с укрепления фундамента, а в 2012 году прошло торжественное освящение. Он привел в порядок большой монастырский двор и окружающую территорию. Сам по себе монастырь Моштаница всегда был одним их значимых центров духовной и национальной жизни православных сербов не только Боснийской Краины, но и всей Боснии и Герцеговины. Основанный в XVI веке он на протяжении своей долгой и бурной истории был девять раз разрушен и вновь возрожден. Первое письменное упоминание о нем относится к 1579 году и находится в «Отечнике», хранящемся сейчас в монастыре Хиландар на Афоне. Находясь на границе Османской и Австрийской империй, обитель часто страдала от военных действий, а еще чаще от гнева турецких завоевателей, но неизменно восстанавливалась трудами верующих. В 1941 году монастырь разорили хорватские фашисты усташи, но после войны он вновь был восстановлен. В 1951 году обитель признана памятником культуры.

http://ruskline.ru/opp/2020/12/24/kale_v...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010