Земная жизнь св. Василия, неутомимого в подвигах, молитвах, посту, физическом труде, в своих попечениях о земных и небесных благах своего народа, потихоньку подошла к концу. Острожский святитель упокоился во Господе тихо, безболезненно, отдав свою душу в руки Господа своего, 29 апреля 1671 года. Упокоился он в своей келье, находящейся над острожской пещерой. Из скалы, возле которой он упокоился, потом выросла виноградная лоза, хотя земли там практически нет. В момент блаженного его упокоения келья его исполнилась необыкновенным неземным светом. Тело св. Василия монахи погребли в могилу под церковью Введения Пресвятой Богородицы. Сразу после его упокоения народ стал приходить с молитвой на могилу св. Василия, как приходили и при жизни его. На могиле его стали происходить многие чудеса и происходят они в Остроге до сих пор. Спустя семь лет после своего упокоения (1678) св. Василий явился во сне настоятелю монастыря св. Луки в жупе возле Никитича, игумену Рафаилу Косиерцу, приказав ему пойти в Острог и открыть свою могилу. Игумен не придал особого значения сну и в Острог не пошел. Но то же сонное видение повторилось. Игумен снова не отправился в Острог. В третий раз явился св. Василий игумену в архиерейском облачении и с кадильницей в руках. И пока Святитель кадил, жаром из кадильницы обдало и обожгло игумену лицо и руки. Игумен проснулся и со страхом рассказал братьям-монахам про свой сон. Они тогда договорились пойти в монастырь Острог. Придя в Острог, они обо всем рассказали острожским монахам. Сначала они все вместе наложили на себя очень строгий пост, ежедневно выполняли молитвенное правило и совершали Божественную Литургию. Семь дней спустя, окадив могилу, они ее открыли и увидели Святителя в прославленном теле, которое было желтым, будто воск, и которое благоухало, будто базилика. Монахи взяли святое тело, положили его в раку и перенесли в храм Введения Пресвятой Богородицы, в котором оно до сих пор находится. Весть о прославлении тела св. Василия очень быстро разнеслась, и все больше и больше народа стало приезжать приложиться к святым мощам. С тех пор милостью Божией и святостью св. Василия у его святых и чудотворных мощей постоянно совершаются многочисленные чудеса. В великую и дивную острожскую святыню стали приезжать не только православные, но и другие христиане, даже мусульмане. И по вере их милостью Божией и молитвами св. Василия они приобретали утешение и благодатную помощь. Среди паломников, которые приезжали приложиться к мощам св. Василия в Острог, был и последний сербский патриарх в Печи Василий Бркич-Йованович (он был патриархом с 1763 до 1765 года, а упокоился он в 1772 г.).

http://pravicon.com/info-1939

70-80-е годы XVI в. были временем активной борьбы К. К. за утверждение позиций правосл. Церкви. Наиболее значительные инициативы были связаны с Острогом, ставшим главной резиденцией магната. Ок. 1576 г. К. К. основал в Остроге правосл. школу - 1-е высшее правосл. учебное заведение в Речи Посполитой (см. Острожская академия ), в 1585 г. князь дал фундуш на содержание академии - замок и город Сураж и ряд сел. Среди преподавателей в Острожской школе преобладали православные русины: Г. Д. Смотрицкий, вероятно 1-й ректор, Василий Суражский , Ю. Рогатинец, свящ. Дамиан Наливайко, были также греки: Кирилл Лукарис (см. Кирилл I Лукарис ), Эммануил Ахиллеос (выпускник рим. коллегии им. св. Афанасия), Евстафий Нафанаил с Крита, к-рый был также учителем младшего сына К. К. Александра. Магнат принимал в академию преподавателей-католиков, напр., бывшего профессора Ягеллонского ун-та Я. Лятоша, критика григорианского календаря; К. К. безрезультатно ходатайствовал перед папой Римским Григорием XIII о присылке в Острог учителей. Возможно, в академии преподавали протестанты (кальвинист А. Рымша), хотя это не подтверждено. Основание академии в Остроге имело большое значение для существования правосл. Церкви в Речи Посполитой; среди выпускников Острожской школы - архиеп. Мелетий (Смотрицкий) , гетман П. К. Сагайдачный, прп. Иов (Княгиницкий) . Острожский развивал церковную школьную систему и вне Острога, он способствовал возникновению или возрождению школ в Киеве, Владимире-Волынском и Турове. Несмотря на заботу о воспитании правосл. юношества, К. К. не смог предотвратить переход в католицизм своих сыновей Януша и Константина, и только самый младший - Александр до кончины в 1603 г. оставался православным. В кон. 70-х гг. XVI в. К. К. открыл в Остроге правосл. типографию. Вероятно, первым ее изданием был напечатанный в 1578 г. для нужд Острожской школы «Букварь». Наиболее значительной публикацией стала Острожская Библия , изданная в 1581 г. группой печатников во главе с Иваном Фёдоровым и Г. Д. Смотрицким. Изданию Библии предшествовал выпуск в 1580 г. Нового Завета с Псалтирью. Острожская Библия стала образцом для др. правосл. издателей Свящ. Писания. В последующие годы в острожской типографии печатались полемические и богословские произведения, богослужебные книги, катехизисы и т. д. Вышло ок. 30 изданий, прежде всего на церковнослав. языке и на «простой мове». В 1603-1605 гг. типография переносилась в Дермань. Для ее нужд действовала основанная К. К. в Остроге ок. 1595 г. бумажная фабрика. Типография прекратила существование через несколько лет после смерти К. К. Деятельность острожской печатни повлияла на оживление восточнослав. книгопечатания.

http://pravenc.ru/text/2057084.html

Чем же прославился святой Василий Острожский (сербе. Свети Василиие Острошки)? Почему к нему не иссякает поток паломников из разных стран, стремящихся посетить место подвижничества и упокоения чудотворца, причем не только православных, но и католиков и мусульман? Василий Острожский родился в селе Мрконич в Поповом Поле 28 декабря 1610 г. в семье Петра и Анастасии Йованович и крещен был под именем Стоян. Рос он в набожной семье, а его дядя Серафим был игуменом ближайшего монастыря Завала. Уже с детства ему был предопределен подвижнический путь, и поэтому, когда он подрос, родители его отвели в монастырь, который был ему хорошо знаком. В монастыре была большая библиотека и много хорошо образованных монахов, что способствовало его духовному становлению. Пробыв некоторое время в Завале, он перешел в монастырь Тврдош, где располагался тогда Требиньский епископ. Здесь он принимает постриг под именем Василий и вскоре удостаивается диаконского, а затем и священнического чина. Иноческая молитвенная жизнь в монастыре способствовала раскрытию многих его способностей. Он совершает поездку в Цетинский монастырь, где его задерживает черногорский митрополит Мардарий по прозвищу Корнетский владыка. В Черногории в это время велась активная пропаганда униатства, которой во многом способствовал своим бездействием церковный владыка. Молодой инок Василий пытается убедить митрополита выступить против ереси, но не находит понимания. Вскоре Мардарий согрешил со служанкой, и она забеременела, но он подло обвинил в этом Василия, которого приговорили к смерти. Но Василий уговаривает суд отсрочить приговор, пока ребенок не родится. После его рождения чудотворец взял ребенка на руки, три раза дунул и спросил: «Чей ты?» И свершилось чудо, ребенок заговорил, громко ответив: «Корнетского владыки». После этого митрополита забросали камнями, насыцав над ним целый каменный курган, который так и зовут до сих пор «могилой корнетского владыки». Оправданный Василий возвращается в Твердош, где вскоре становится архимандритом монастыря.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

Нижний монастырь стоит на краю утеса. Невысокое ограждение позволяет увидеть долину внизу и горы Гостиница для паломников на скале над церковью Нижнего монастыря. Ее построил в 1742 году архимандрит Стефан (Павичевич) Мозаичная икона Спасителя Место, на котором сегодня находится Нижний монастырь, когда-то называлось Косьерадичи или Госерадичи. Когда здесь начали воздвигать монастырь, там было село, даже существовала сельская церковь Мозаичная икона святителя Николая, выложенная в стене ограждения Ограждение из прутьев позволяет увидеть долину внизу и горы Паломники Церковь Святой Троицы в центре Нижнего монастыря выстроена острожским настоятелем архимандритом Иосифом (Павичевичем) с помощью прихожан из Белопавичей и Пешивца с благословения тогдашнего митрополита Черногории Петра Первого Петровича, известного как святой Петр Цетиньский, Морачский и «Острожской обители защитник» Вход в храм – под колокольней. Она была построена в второй половине 19 века на средства одной благочестивой сербки из Приморья. Имя благотворительницы осталось неизвестным Росписи над входом в храм Свечи стоят 10 центов. Деньги за записки и свечи кладут либо в ящик для пожертвований, либо на стоящую рядом тарелочку. Никто не контролирует и не проверяет, сколько ты взял свечей и сколько положил денег Свечи зажигают и ставят снаружи. Для этого с обеих сторон от входа есть специальные большие ящики с песком и водой Современный иконостас церкви был создан в 70-е годы 20 века художником Наумом Андричем Роспись храма была обновлена в 2007 году Василий Острожский Василий Острожский (Стоян Петрович Йованович) родился в 1610 году в семье набожных родителей. Ранние годы провел в монастыре Завала, где игуменом был его дядя Серафим. Постригся с именем Василий в монастыре Тврдош, стал сначала диаконом, а затем и священником. Служил в Цетиньском монастыре у печально известного черногорского митрополита Мардария. Здесь произошел страшный случай: молодая служанка по неосторожности забеременела от митрополита, а тот не нашел ничего лучшего, как обвинить в этом молодого и привлекательного священника. Василия приговорили к повешению, но исполнение приговора удалось отсрочить до рождения ребенка. Взяв на руки новорожденного младенца, Василий спросил у него, чей он. Тот прилюдно и сказал всю правду.

http://pravmir.ru/monastyr-ostrog-cherno...

Построение м-ря началось в 1859 г., под руководством игумена Берлюковской – Николаевской пустыни, о. Парфения, причем старинная церковь Спаса перенесена со всею утварью в черту м-ря. Ныне здесь находится училище на 40 – 50 учеников. Иеромон. Парфения, “Сказание о начале и настоят. положении Спасо-Преобр. Гуслицкого м-ря”, Москва, 1863 г.; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1859 г., 10 (основание); 1860 г., 14 (разрешено устроить часовню в СПб. между Гостин. двор. и Думою); 1884 г., 236 (училище); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1877 г., I, Отд. 2, 259 (воспоминания архим. Пимена); “Церковн. вед.”, 1889 г., 49, прибавл., 1506 (о монастыр. школе); Григорович, “Обзор учрежд.правосл. м-рей 1764–1869 г.”, 112 (подробно изложен весь ход дела об устроении м-ря). 461. Спасо – Преображенский – Дубенский , мужской, ныне церковь на острове в гор. Дубно, Волынской губ. Основан кн. Острожскими в XV ст. Впоследствии монастырь был приписан к Дерманскому-Троицкому. В первой полов. XVII ст. обращен в унию и в 1812 г. упразднен. В Румянцов. Музее сохранилось рукописное евангелие 1539–1568 г., писанное иеромон. Арсением, бывш. игуменом м-ря. Оставшаяся ныне каменная церковь Преображения основана около 1540 г. кн. Константином Константиновичем Острожским. “Полн. собр. лет.”, II, 372 (о начале унии, игум. Василий 1596 г.); “Воен. стат. обозр. Волын. губ.”, 112, 123; “Акты Зап. Р.”, IV, 48 (Собор. гр. 1594 г. о церковн. братствах; игум. Дубенский Василий), 105 (Собор. гр. 1596 г. об оправдании Стефана Зизания; игум. Василий), 109 (Окруж. собор. гр. 1596 г. о низложении духов. лиц, не принявших унию; в числе их игум. Спасский Дубенский Василий); “Волын. епарх. в.”, 1867 г., 5 (сказано, что основан в 1517 г.); Батюшков, “Волынь”, 173 (изображение Дубен. иконы Божией Матери), объяснен. к рисункам 3 (эта древняя икона пожертв. м-рю князем К. К. Острожским); “Русск. истор. Библиот.”, II, 612, 166 (распросн. речи 1624 г. старца Гедеона, который пришел в Волынский повет в Дубенский м-рь св. Спаса, где и поставлен в дьяконы); “Архив юго-зап.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Православным сербам и черногорцам Острожский монастырь так же дорог, как русским людям дорога Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Идут сюда паломники тысячами со всего православного мира. И не только православного, потому что на протяжении трёх с половиной веков Василий Острожский помогает всем, независимо от национальности и вероисповедания, кто с чистым сердцем прибегает к его помощи. Немногие знают, что на протяжении десятилетий в неприступных скалах Острога, в каменных норах, оврагах и пещерах подвизались русские подвижники. Среди них была и схиигумения Мария Дохтурова, в полном одиночестве поселившаяся в узкой, напоминающей могилу маленькой пещерке, каждый день приходившая в монастырь на утреннюю и вечернюю службы, неустанно молившаяся Василию Острожскому. И он дал ей силы на молитвенные подвиги, на жизнь в пещерке, по которой ползали ящерицы, пауки и прочая нечисть. По примеру Василия Острожского, подвижница оставалась в пещере и в самые лютые морозы, питаясь одним чёрствым хлебом и водой. Из Царствия Небесного благословил свт. Василий выдающуюся русскую подвижницу двадцатого века перенести все тяготы безбожного времени, стать впоследствии настоятельницей скита преподобной Параскевы Пятницы (Петки), воспитать сотни монахинь. Во время миссионерских странствий свт. Василия по Балканской земле его сопровождало множество народа. Он отдавал страждущим все свои деньги, как в детстве делился с ними скудной пищей. Уже тогда святитель был строгим аскетом, возложил на себя самые строгие обеты. Он сам носил камни для строительства церквей и келий, питался только фруктами и овощами, клал тысячи земных поклонов, почти не спал. Был он тощим, прозрачным, с лицом жёлтым как воск. Афонские старцы говорили, что сам он являлся носителем благодати Святого Духа. Стремясь помочь своему любимому народу, свт. Василий отправился в долгое и опасное путешествие в православную Россию, был принят с распростёртыми объятиями членами царской семьи и архиереями. Вернулся с многочисленными щедрыми подарками, драгоценными ризами, богослужебными книгами и деньгами для своего измученного народа.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Овдовев, отец Василий 8 октября 1876 года принял монашество с именем Виталий и 22 октября был возведен в сан архимандрита. В 1879 году архимандрит Виталий был возведен в сан епископа и определен епископом Острожским, викарием Волынской епархии, а в 1882 году переведен на Могилевскую кафедру. За два с небольшим года святитель благоустроил Духовную семинарию, открыл двести восемьдесят шесть церковно-приходских школ, восстановил деятельность Богоявленского Братства. Под руководством епископа Виталия стали издаваться «Могилевские епархиальные ведомости». «Он был прекрасно образованный законоучитель, неутомимый труженик богословской науки, знаток Священного Писания, проповедник и бдительный страж религиозно-нравственных основ общественной жизни... Он явился ревностным поборником и распространителем религиозного просвещения в духе Православной Церкви особенно в такое время, когда ложное просвещение и несдерживаемый либерализм подрывали основы веры и благочестия». – писал биограф. По мнению митрополита Антония (Мельникова), «в трудах отца Виталия виден опытный катехизатор, глубоко понимающий Священное Писание и умело раскрывающий его перед паствой, особенно те места евангельского учения, которые требуют практического исполнения». Епископ Виталий скоропостижно скончался 14 мая 1885 года и был погребен в Спасской церкви архиерейского дома в Могилеве. Печатные труды 354 . Божественная литургия с применением к ее священнодействиям и молитвословиям всех Евангельских воспоминаний. – Житомир: Тип. Соколова, 1882. -VI, 276 с. 355 . Всенощное бдение: Дух и значение богослужения. – СПб.: Кн. маг. Луковникова, 1901. – 44 с. 356 . Всенощное бдение: (Из собеседований законоучителя с детьми): Говорено в церкви Николаевского сиротского института. – СПб., Ценз. 1859. – 16 с. То же. – СПб., 1861. – 39 с. – Из: Странник. – 1861. 357 . Две речи и три слова, сказанные преосвященным Виталием, епископом Острожским. – Почаев: Тип. Почаевской Успенской Лавры, 1882. – 32 с. 358 . Две речи по случаю выпуска воспитанниц Императорского воспитательного общества благородных девиц. – СПб.: Тип. духов, журн. «Странник», Ценз. 1867. – 5 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Свт. Василий Острожский. Икона. XIX в. (мон-рь Острог) [серб. Bacuлuje Острошки] (Стоян Йованович; 28.12.1610, с. Мрконичи, Попово-Поле, Герцеговина - 29.04.1671, мон-рь Острог, Черногория) свт., митр. Герцеговинский (Требинский, Захумский и Скендерийский), чудотворец (пам. 29 апр.). Род. в бедной семье, с детства отличался благочестием. Грамоте учился у настоятеля мон-ря Завала иером. Серафима, к-рый, как утверждают нек-рые источники, был его дядей. Для продолжения образования был направлен в мон-рь Тврдош , где принял монашество и был рукоположен во иеродиакона, затем во иеромонаха. Ок. года был помощником митр. Цетинского Мардария I (1637-1647), к-рый вел переговоры с Римом о введении унии. Из-за несогласия с позицией митрополита вернулся в Тврдош, где был возведен в сан архимандрита. Ревностно защищал Православие от распространения католичества и унии, за это тур. власти преследовали В. О. и сфабриковали документы, из к-рых следовало, что он одобрил заключение унии. В. О. был вынужден покинуть Сербию и по благословению Патриарха Паисия I ушел на Афон в Хиландар. Согласно преданию, В. О., прожив ок. года на Афоне, отправился на поклонение рус. святыням, вернулся в Тврдош с богатыми дарами, полученными от рус. царя и духовенства, но в рус. источниках нет свидетельств о его пребывании на Руси. Нек-рые исследователи, напр. еп. Шумадийский Савва , подпись «аз смерени митрополïт захумс Вьсïлïе» в книге, принадлежавшей мон-рю Тврдош и датированной 13 февр. 1639 г., относили к В. О. Однако маловероятно, что В. О. был хиротонисан в 29 лет, по каноническим правилам он должен был быть не моложе 30 лет. Серб. историк Л. Стоянович различает В. О. и митр. Захумского Василия из записи 1639 г. ( Записи. 3. С. 299). Первое несомненное упоминание о В. О. как о Захумском митрополите относится к 23 июня 1651 г. (Там же. 1. С. 368, 1466). Патриарх Печский Гавриил I 27 нояб. 1651 г. назначил В. О. на епархию Никшича, Планы, Колашиновичей и Морачи с сохранением за ним захумской кафедры, т. о. он стал управлять приходами всей Герцеговины.

http://pravenc.ru/text/149759.html

Славу Острожскому центру принесли укр. писатели и полемисты, богословы-самоучки Г. Смотрицкий, Иоанн (Вишенский) , Василий Суражский , Клирик Острожский , протопоп Игнатий (Мицко отождествляет его с Клириком Острожским), свящ. Дамиан Наливайко и др. Основным содержанием их произведений, изданных преимущественно в Остроге, была борьба против унии и католич. прозелитизма. Г. Смотрицкий написал труды «Ключ Царства небесного» и «Календарь римский новый» (изданы в Остроге в 1587 одной книгой). Управитель имений О. а. Василий Суражский в полемической «Книжице о единой истинной православной вере» («Книжица в шести главах») (1588) вел дискуссию со Скаргой и Бенедиктом Гербестом , а также с протестантами. В Остроге подготовлено анонимное соч. «Ектезис...» («Ekthesis...»), изданное в 1597 г. в Кракове. Оно направлено против Брестского униат. Собора в защиту Брестского Собора православных, содержит ряд решений последнего. В 1598 г. Острожская типография издала антиуниат. «Книжицу в десяти разделах», в которую вошли изложение правосл. веры, многочисленные послания патриарха Мелетия Пигаса, в т. ч. с критикой григорианского календаря, Брестской унии, произведение Иоанна (Вишенского), другие сочинения. Сборник сыграл большую роль в борьбе против католицизма и унии. В Остроге расцвел талант полемиста Клирика Острожского (псевдоним). В 1598 г. в Острожской типографии было напечатано его соч. «Отпис на лист... Ипатия, Володимерского и Берестейского епископа». В 1599 г. написан, но не опубликован его ответ - «На второй лист... Ипатия епископа». В Остроге шла работа по переводу греч. сочинений. Во 2-й период существования О. а. в Острожской типографии были опубликованы переводы на церковнослав. язык трудов отцов Церкви: «Книга о постничестве» свт. Василия Великого (1594), «Маргарит» свт. Иоанна Златоуста (1595). Цель этих изданий - способствовать исправлению образа жизни православных. В книгах содержались обращения издателей к читателям с призывом придерживаться благочестия. В 1611 г. неизвестный ученик О.

http://pravenc.ru/text/2581675.html

Когда Стоян подрос, игумен Серафим отправляет племянника в Твердош, главный монастырь Герцеговины. Там Стоян принял постриг с именем Василий. В городе Требинье, где находился монастырь Твердош, шла в то время борьба за паству между католиками, православными и мусульманами. Несмотря на опасность, Василий защищает Православие: обращается к народу, ходит проповедовать по домам. За молитвенную помощь и пастырское бесстрашие люди прозвали его «молитвенник райи» («стада», так уничижительно турки называли сербов). Василию пришлось терпеть нападки не только от врагов веры, но и от собратьев. Однажды его пытался оклеветать Черногорский митрополит Мардарий (поддержавший унию с католиками). Митрополит согрешил со служанкой, а когда она забеременела, обвинил в своем грехе Василия. Молодого священника приговорили к повешению, но Василию удалось отсрочить исполнение приговора до рождения ребенка. Когда младенец появился на свет, Василий взял его на руки и спросил перед судьями, кто его отец. Младенец сказал всю правду. После этого Мардарий был осужден, а Василий назначен архимандритом монастыря. Но будущий святитель не стремился к почестям, он искал уединения, чтобы совершенствоваться в молитве. Василий отправляется на Афон, но по пути заезжает к патриарху Паисию. Патриарх, провидев в молодом подвижнике опору возрождающейся Церкви, благословил его оставаться на Афоне не более года. После Афона Василий побывал в Молдавии с Валахией и дошел до Руси, где ему была оказана помощь для бедствующего народа Герцеговины. По возвращении со Святой горы патриарх Паисий посвящает Василия в митрополиты. В это время святителю исполнилось только 30 лет, но уже тогда народ идет к нему за утешением и исцелением. Трудами святого Василия восстанавливаются многие разрушенные в Герцеговине храмы. Но притеснения турок грозят митрополиту Василию жестокой расправой. Тогда он решает уехать в отдаленной монастырь Острог и оттуда управлять своей епархией. С появлением св. Василия в Острожском монастыре монашеская жизнь расцветает. За несколько лет отстраиваются и расписываются основные храмы: Введенский, Крестовоздвиженский и др. По монастырскому преданию, последние 15 лет жизни свт. Василий провел в пещерной постнице Острожского монастыря. Здесь, в своей келье он и упокоился 29 апреля (12 мая) 1671 года. Этот день считается днем памяти св. Василия и торжественно празднуется в монастыре. Через некоторое время прямо из скалы над местом его смерти выросла виноградная лоза. Эта старая лоза жива и сегодня, растет прямо из скалы, и это очень удивительно, потому что поблизости нет ни земли, ни воды. Лоза почитается в монастыре как святыня.

http://pravoslavie.ru/54304.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010