Позже Василий расправился и с самим Михаилом, когда тот спал после попойки. Хитрый фаворит все продумал заранее: во время обеда он незаметно сломал на дверях все замки (голыми руками, поскольку был очень силен), чтобы царь не мог запереться в спальне, а на следующую ночь взял с собой семь человек и тихо вошел в комнату. Император успел проснуться и пытался защищаться, но убийцы отсекли ему обе руки. Залитый кровью Михаил корчился в агонии, осыпая Василия проклятиями, пока заговорщики не добили его ударом в живот. Вывалившиеся внутренности императора они аккуратно завернули в конскую попону. Рим доволен При Василии Македонянине отношения с Римской церковью развернулись в противоположную сторону. Ради блага государства император решил заключить союз с Римом. Фотий, служивший для этого главным препятствием, был заключен в монастырь, и патриархом снова стал Игнатий. Император отправил новому папе Адриану II почтительное письмо, в котором писал, что Фотий низложен за проступки против истины и «вашего св. первосвятительства», и просил совета и помощи в том, как ему обустроить Константинопольскую церковь . «Итак, отец духовный и божественно чтимый первосвященник, ускори исправление Церкви нашей и через борьбу с несправедливостью даруй нам обилие благ». В том же духе писал и Игнатий, называя папу «князем апостолов» и «высшим пастырем», «божественным и святым первосвященником», обладающим властью вершить все церковные дела. В Рим было отправлено византийское посольство, которое привезло список с деяниями Фотиевого собора 867 года. Один из членов посольства, митрополит Иоанн, на глазах у папы бросил этот список на землю, объявив, что его сочинил «служитель сатаны Фотий, новый Симон (Волхв), изобретатель всякой лжи». Другой посол, спасафарий Василий, растоптал документ ногами и проткнул его мечом, утверждая, что в нем сидит сам дьявол. В 869 году папа Адриан созвал в Риме собор, где Фотия назвали «подражателем Люциферу», который «свой язык изощрял, по подобию змия, против неба, против верховной пастырской власти, врученной от Бога св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пораженный тем, что с ним было, Дамиан немедленно идет к преподобному Косме и рассказывает о случившемся. «Храни, брат, заповедь старца, и Бог сохранит тебя от смерти», – сказал преподобный Косма. Раз преподобный Косма сильно заболел и ему захотелось покушать рыбы. Питавший Илию посылает и пустыннику Косме нужную пищу. Неожиданно пустынный орел спускается к келлии Космы и кладет рыбу. Косма поблагодарил Господа и велел сварить рыбу. Но когда подана была рыба, тайный голос говорит ему: «Отложи половину для гостя». На следующий день приходит соседний пустынник Христофор. Косма ласково принимает его: «Добро пожаловать, дорогой гость, – говорит Косма, – у меня готово угощение для тебя», и подает рыбу. Тогда Христофор с улыбкою рассказывает, что вчера мыл он пойманную рыбу, и спустившийся орел унес ее и вот принес к тебе, любя тебя. Оба радостно благодарили Бога. Предсмертные дни были весьма тяжелы для преподобного Космы. Но он извещен был Господом о ожидающем его подвиге. Приходит Христофор к келлие Космы и слышит, что Косма говорит с кем-то. Войдя в келлию и не видя никого, спрашивает Косму: «С кем говорил он?» После некоторого раздумья преподобный, по духовной дружбе к Христофору, открывает ему о дивном посещении. «Посетил меня Христос, – говорит он в смиренной простоте, – и возвестил, что по тайному устроению спасения нападет на меня сатана с полчищем и измучит мою плоть; это знак близкого перехода моего в ту жизнь; теперь оставь меня, брат, а в такой-то день навести меня». Христофор грустный удалился. Когда наступил означенный день, Христофор пришел к Косме и нашел его полумертвым. «Что с тобой?» – спросил Христофор. «Вчера с вечера напал на меня сатана с полчищем, – говорил преподобный, – и, рыкая злобою, кричал на своих: лентяи! глупцы! не умели совладать с одним. Он бил меня с неистовою злобою, и ты видишь, как изуродовал он тело мое». Недолго страдал преподобный. На третий день после сатанинских побоев причастился он Святых Таин и с молитвою на устах мирно предал душу свою Господу, сентября 22-го 1323 года 517 . день двадцать третий Святой Марии младшей Подвизалась девственницею при императоре Василии Македонянине. Дорогое, высокое богатство – чистота девственная. Как соблюсти ее?

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Поэтому бояре произвели было возмущение против своего князя за перемену веры и связь с греками. Борис казнил главных зачинщиков, и волнение кончилось; все болгары должны были креститься. Но и сам Борис опасался возможности впасть в политическую зависимость от Константинополя вместе с религиозной; поэтому вскоре после крещения стал склоняться к Римской Церкви. В 865 году он сносился с папой Николаем I, прося его разрешить некоторые вопросы и прислать священников. Папа ответил целым посланием, прислал князю подарки и латинских священников, которые стали выгонять греческих. Но при императоре греческом Василии Македонянине болгары в 870 году опять приняли греческих священников, епископов и архиепископа. Латинские же священники должны были удалиться. С точностью неизвестно, принимали ли участие в обращении болгар святые Кирилл и Мефодий 200 , но несомненно то, что вскоре после крещения Бориса Болгарская Церковь пользовалась уже их переводом священных и богослужебных книг. Одновременно с распространением христианства в Болгарии распространилось оно и в двух других славянских странах – Моравии и Паннонии при личном участии славянских просветителей. В 862 году моравский князь Ростислав прислал к императору Михаилу III посольство с просьбой прислать к нему учителей, знающих славянский язык, которые могли бы научить его народ истинной вере. Хотя в Моравию проникли уже немецкие миссионеры, но Ростислав уклонялся от них по тем же причинам, по которым болгарский князь Борис уклонялся от греческих. Михаил III послал в Моравию Кирилла и Мефодия, которые, пришедши туда в 863 году, основали свое местопребывание в столичном городе Велеграде. Ростислав, его племянник Святополк и многие другие немедленно приняли от них крещение. Совершение богослужения на славянском языке и перевод священных книг, который они принесли с собою, особенно привлекали моравов и давали Кириллу и Мефодию перевес над немецкими миссионерами. Последние обратились в Рим с жалобой на Кирилла и Ме­фодия, и папа Николай I в 867 году потребовал их к себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пр. чудотворца, подвизавшегося на г. Мирсинонской (в Пелопонесе). Мучч. и пострадавших за веру во Христа. Муч. Елпидифор скончался от меча, муч. Дий убит камнем, муч. Вифоний утоплен в море, а муч. Галик отдан был на съедение зверям. Муч. девицы. Родом из Тира, она, безбоязненно посещая узников-христиан (в Кесарии Палестинской), была схвачена и подвергнута жестоким мучениям. Св. Феодосия, будучи в то время 18-летней девицей, осталась непоколебимой в своей вере и была брошена в море (в 307 или 308 г.). Мощи ее были потом перенесены (29 мая) в Царьград. См. 29 мая. 4 . Д. Пр. отца нашего песнописца. Пр. Иосиф родился в Сицилии от благочестивых родителей и еще в юности отличался воздержанием, смиренномудрием, кротостью и послушанием. Когда его родители переселились в Греции, св. Иосиф поступил иноком в Солунскую обитель, где начал проводить самую строгую подвижническую жизнь. Во время гонений на св. иконы он явился одним из самых ревностных защитников иконопочитания и за это несколько раз был ссылаем в заточение. Последний раз св. Иосиф возвратился из заточения в Царьград при Василии Македонянине. Патриарх Игнатий почтил Иосифа саном сосудохранителя Великой Церкви, а патриарх Фотий сделал его духовником всего Константинопольского клира и называл преподобного человеком Божьим, ангелом во плоти, отцом отцов. Св. Иосиф удостоен был такого дара прозорливости, что видел грехи, которые не хотели открывать ему. Таких грешников он не обличал, а старался доводить их до искреннего добровольного раскаяния. Пр. Иосиф мирно скончался (ночью с 3 на 4 апр.) в 883 г. Он написал около 300 канонов, за что и получил название песнописца. В своих «медоточных песнях» он восхваляет «божественные полки», «славящи вся святыя и сих победы проповедающи». Кондак, гл. 4. Покаяния источник неисчерпаемый, утешения податель некончаемаго, и умиления пучина еси Иосифе, слезы нам подаждь покаяния Божественного: имиже утешение зде плачущеся, обрящем от Бога, твоея помощи просяще святе. Пр. отца нашего иже в Малеи, безмолвника, подвизавшегося (в Пелопонесе) на горе Малеи (отчего он и называется «Малеином»).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Преподобный Нестор ничего также не говорит об обращении Руссов в Христианство во время Аскольда и Дира, тогда, как подробно описывает самое происшествие, служившее поводом к сему, – т. е., нападение Аскольда и Дира на Константинополь, где флот их чудесным образом был разбит так, что они с величайшей потерей должны были возвратиться в Киев 59 . Между тем, из Византийских Историков 60 мы знаем, что при Императоре Греческом Василии Македонянине, Руссы, примирившись с Греками, прежде, нежели оставили Константинополь, изъявили желание быть Христианами, и по прибытии в Киев, убежденные новым чудом несгоревшего в огне Евангелия, которое совершил пред ними присланный из Константинополя Епископ, приняли святое крещение, что и было поводом к окружной грамоте Патриарха Фотия, которой он извещал свою паству о обращении Руссов, и о принятии ими Епископа 61 . Историограф Карамзин 62 , и сочинитель Истории Русского народа 63 сами допускают сие событие, и тем сознаются, что нельзя отвергать происшествий, или существования действовавших лиц в Русской Истории, потому только, что о сем умалчивает один Летописец. Вот на каком основании правдолюбивый Шлецер положил себе за правило, – отвергать только то в нашей Истории, чего нет ни в одном временнике, и до чего нельзя дойти рассудительным соображением 64 . Сие же правило должно иметь в виду и при исследовании о первом Митрополите Киевском. При этом, скажут: «положим, что молчание преподобного Нестора не может служить достаточной причиной к опровержению какого-либо событии, когда о нем упоминают Историки Византийские; но о том, что во времена святого Владимира к Руссам был послан Митрополит и, именно, Михаил, не говорят и Византийские Летописи; следовательно, можно и должно отвергать существование его». Отвечаем: Византийские Летописи, так же, как, и Несторова, не полны и не подробны, особенно, в описании дел и событий посторонних, совершавшихся вне Греческой Империи, хотя и имевших к ней некоторое отношение. Они подробно описывают только такие происшествия, которые случились в самой Греции, и, если упоминают о обращении Руссов Аскольдова времени, и о крещении вел.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Ilinsk...

С другой стороны, Фотий вовсе не убежденный союзник и слуга государства. Он пользовался покровительством правительства, пока его можно было использовать в церковных целях; однако он сам протестовал, как мы это видели раньше, против грубого правительственного давления на церковную жизнь. Взгляд Фотия на отношения светской и церковной власти, как он отразится в Эпанагоге (tit. II, cap. 8), сводится к требованию равновесия влияния между царем и патриархом, их единомыслия и согласия, при чем патриарху вменяется в обязанность (cap. 5) дерзновенно защищать пред царем истину и догматы. В отношениях к государству и правителям между Игнатием и Фотием принципиального различия указать нельзя, и это всего лучше обнаружилось, когда (при Василии Македонянине) они совершенно поменялись положениями: Игнатий стал другом правительства, Фотий его врагом. Нет, мотивы борьбы Игнатия и Фотия и их партий, помимо личных счетов, лежали в разнице взглядов на внутренние задачи церковной жизни и способы управления. На одной стороне мы видим строгий формализм и ригоризм в отношении к канонам, религиозную нетерпимость и узкое отрицание просветительных стремлений. На другой – более свободное понимание канонов, мягкие меры при обращении еретиков и высокую оценку просвещения. В отношении к Риму разница тенденций сказалась еще рельефней, и Фотий, провозглашая принцип самобытности и свободы поместных церквей, спасал восточную церковь от того римского деспотизма, которому Игнатий и его партия с такой охотой поставляли свою голову. И роль папы была значительно иная, чем какую указывают его присяжные и добровольные поклонники; для папы шел вопрос об упрочении папского авторитета; вмешаться в борьбу византийских партий было для этого наилучшим средством. Фотий отказался купить помощь папы ценой самостоятельности своей церкви; тогда Николай предложил поддержку Игнатию, тем более, что скоро партия последнего обратилась в Рим с формальной просьбой о защите. 1930 Universitas credentium ab hac sancta Romana ecclesia, quae caput omnium est ecclesiarum, doctrinam exquirit, integritatem fidei deposcit, criminum solutionem, qui digni sunt, et gratia Dei redempti sunt.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Свв. мучч. Адриана и Еввула. Из Ванеи, страдали в Кесарии Палестинской от Фирмилиана (ок. 309 г.). Пролог. (Act SS. 5 ет 7 martii ex Eusebio). Март. P. 5 марта о Адриане, 7 марта о Еввуле. Мес. В. Св. муч. Власия. Богатый и милосердый пастырь Кесарийский, в Каппадокии, чудесами и мужеством в страдании многих обративший к Иисусу Христу. Пролог. (Act. SS. Febr. I p. 353). Св. пророка Азарии. 2Пар. 15 . Свв. мучч. Папиа, Диодора и Клавдиана. Пастыри, из Памфилийского города Атталеи. Пострадали в царствование Декия в Перге, от Павлина. Пролог. (Act. SS. Febr. III. р. 627). Мес. В 4 февр. Март. Р. 26 ф. 4 Преп. Исидора Пелусиотск ого. Египтянин, сродник александрийских патриархов Феофила и Кирилла, ученик Иоанна Златоустог о, подвижник при Пелузской горе, писатель, весьма уважаемый, по числу и глубокомыслию посланий. Скончался около 449 г. Чет. Минея из посланий Святого. (Act. SS. Febr. I p. 463. Fabr. X. 480). Мес. В. Март. Р. Есть служба. Преп. Николая исповедника, игумена Студийского. Критянин, сострадалец св. Феодора Студита , преемник Навкратия в управлении обителью, сконч. в 868 г. при Василии Македонянине, 75 лет. Чет. Минея от Великой Четьи. (Сотв. Auct. nov. II. р. 850. Act. SS. Febr. I p. 508–532). Св. муч. Иадора. Месяцеслов всех Святых. Св. священномуч. Аврамия, епископа Арвильского. Скончался от меча, в пятый год гонения Сапорова (341 г.), в местечке Фелман. Солом. кн. 2. гл. 12. (Act. SS. Febr. I p. 466–468. Or. Chr. III. col. 1229.) Мес. Вас. Преп. Кирилла, Новоезерского чудотворца. Основатель Воскресенской Новоезерской обители; преставился в 1532 году. Пролог. В службе два канона. Св. благоверного великого князя Георгия. Родился в 1180 г., вступил на великокняжеский Владимирский престол в 1212 году, пал в битве с Татарами Батыя на берегах Сити 4 марта 1238 года. Истор. Карамз. III. 221–280. Есть служба. 5 Св. мученицы Агафии. Сицилианка, из Панорма (ныне Палермо). Пострадала в Катане в Декиево гонение. »Сосцев отрезание и огня опаление, и строгания телесе претерпела, вечнующая очима сердечныма смотряя и от онудное блаженство». Стих.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Скорее всего речь здесь идёт о первом крещении русов и князя Аскольда в связи с нападением на Царьград в 860 году при императоре Василии Македонянине и святителе Фотии, о чём имеются многочисленные свидетельства византийских источников. В другой группе летописей на том же месте, при том же анахронизме, выступает имя митрополита Леона. К примеру, «Летопись новгородских владык» сообщает, что «в лето 6499 (991 год. – Авт.) крестися Володимер и взя у Фотия патриарха Царьградскаго перваго митрополита Киеву Леона...» 337 . Автор «Степенной книги» в XVI веке, видимо, решил компилятивно совместить две серии свидетельств и два имени, поставив одного после другого, двух митрополитов при князе Владимире, сначала Михаила, потом Льва. Так как «Летопись новгородских владык» поместила приход Льва (Леона) под 991 год, то автор «Степенной книги» небольшое время до этого (с 988 по 991) отвёл для митрополита Михаила. Получилось меньше трёх лет 338 . Критическая оценка этих летописных свидетельств привела к оригинальной гипотезе, выдвинутой впервые профессором Санкт-Петербургского университета Михаилом Дмитриевичем Приселковым в его магистерской диссертации «Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси в веках». Суть её такова: князь Владимир, с болью переживавший на своём опыте узкий аристократический деспотизм греков, не хотел церковного подчинения царскому Константинопольскому патриарху. В этом плане опорой и помощью ему оказывалась родственная по языку и независимая от греков, в тот момент ещё автокефальная Болгарская Церковь , возглавлявшаяся Охридским патриархом. Туда же, на славянские Балканы, русский князь должен был обратиться и за множеством священников-миссионеров. Оттуда победитель греков под Корсунем мог заимствовать и первых своих епископов. И самое главное, князь Владимир поставил свою церковь под покровительство патриарха Болгарского (Охридского) так, чтобы он был непосредственным возглавителем кафедры Киевской, причём Анастас Корсунянин в Десятинной церкви был как бы его викарием 339 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Совпадает, говорим, потому что посольство Наврока приписывается не одному Мефодию, а обоим братьям и, следовательно, должно было случиться до 867 г., т.е. до отправления их в Рим, где, как известно, святой Кирилл скончался. Другое подобного рода сказание представляет нам отрывок, найденный в одной греческой рукописи 478 , в котором, хотя сначала смешиваются обстоятельства двух крещений, Аскольдова и Владимирова, однако вся речь исключительно направлена к изображению первого: ясно говорится, что это крещение случилось при императоре Василии Македонянине, отправившем к нам епископа, и потом описывается, как присланный епископ совершил у нас чудо, ввергши в огонь Евангелие, которое не сгорело, как подействовало чудо на предков наших и как они начали креститься. Вместе с епископом, говорит неизвестный составитель отрывка, присланы были к руссам два знаменитые мужа, Кирилл и Афанасий, которые, видя, что руссы не понимают греческого алфавита, и опасаясь, чтобы за неумением писать и читать они вскоре не отпали от веры, начертали для них тридцать пять букв, которые называются: аз, буки, веди и проч. и при пособии которых руссы доселе остаются непоколебимы в познании христианской веры. Охотно соглашаемся, что в этом отрывке, может быть составленном преимущественно на основании устных преданий, многие подробности дела и самые имена миссионеров как-нибудь искажены; но важна для нас, собственно, основная мысль, здесь выражаемая, – мысль о введении к нам при самом начале у нас христианства славянской азбуки, а чрез нее и славянского богослужения. Естественность и, скажем более, необходимость сего вытекает из тогдашних обстоятельств: в Болгарии и Моравии уже около четырех лет пели богослужение по-славянски и существовали школы для приготовления из природных славян пастырей Церкви; с восторгом, как замечает наш летописец, слушали славяне величие дел Божиих на своем языке, и весть об этом успела пронестись между всеми их соплеменниками. Возможно ли, чтобы наши послы, ходившие в Царьград просить крещения и на пути своем необходимо касавшиеся пределов Болгарии 479 , не испросили себе в Царьграде и того, что сами слышали во время путешествия у своих собратий и чего просить было им так уместно и естественно? Возможно ли, чтобы и епископ, был ли он отправлен к нам из самого Константинополя или от моравских апостолов, проходя страну славян подунайских, не пригласил с собою чтецов и певцов славянских для надежнейшего успеха в своем предприятии? Не забудем также, что в то время, когда был отправлен к нам епископ, соимператором Михаилу, или лучше – настоящим императором, был Василий Македонянин, природный славянин, – мог ли он не позаботиться, чтобы к соплеменникам его отправлены были учители веры, знакомые с языком славянским? Недаром же патриарх Фотий заметил, что руссы христианское богослужение с великим усердием и тщанием прияли, весть об этом он, конечно, успел уже получить от посланных к нам проповедников.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Спустя 193 года, в VI веке, Император Иустин II, в первый год своего царствования, приказал разослать Символ веры без всякой перемены, как он был составлен на упомянутом II Вселенском Соборе, по всей Кафолической Церкви Восточной и Западной и петь народу пред молитвой Господней. Подобным образом и в царствование Реккареда в Испании, III Толедский Собор (589 г.) определил в Церквах Испании и Галлии Символ веры без всякой перемены secundum formam orientalium ecclesiarum, то есть по образцу Восточных Церквей. А в Восточных Церквах читали святой Символ именно без прибавления слов: и от Сына, следовательно так же читали его тогда и в Церквах Западных. Вначале IX века по приказанию Западного Императора Карла Великого созван был Собор в Аквисгране, городе французском (в 809 г.). На нем присутствовали вместе с западными многие восточные, и в числе их какой-то монах Иоанн Иерусалимский, который, услыша новое прибавление в Символе, сильно возражал против этого нововведения. Посему император Карл, желая открыть истину, отправил в Рим послов, двух епископов и одного аббата, к Папе Льву III. Папа, после продолжительного рассуждения об этом предмете, осудил и отверг прибавление и определил читать Символ без всякой перемены, а чтобы и впредь никто не смел чего-нибудь прибавить в нем или убавить, приказал сделать две серебряные доски и написать неизгладимыми буквами Символ веры без всякого прибавления, на одной доске по-гречески, на другой - по-латыни, и положил эти доски в храме при гробнице верховных апостолов Петра и Павла, как бы под их защиту. Об этом свидетельствуют и западные историки, Анастасий Библиотекарь в жизнеописании Льва III, кардинал Бароний в своей хронике и Дионисий Петавий-иезуит в своем догматическом богословии. Так свято та и другая Церковь, то есть Восточная и Западная, содержала определения святых Соборов! Не говорю уже о Соборе, бывшем при Василии Македонянине, в тринадцатый год его царствования, в присутствии самого Императора и сыновей его, также наместников трех патриарших престолов и 383 епископов, легатов Папы Иоанна и святейшего Фотия, Патриарха Константинопольского, на котором, по прочтении Символа без прибавления, все восточные и западные произнесли анафему против тех, кто вздумал бы что-нибудь убавить в нем или прибавить.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=725...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010