7:14). Хотя ты не был тогда, когда Он, облекшись плотью, ходил по земле, и Владыка обращался с рабами, но спроси Иеремию, и он скажет тебе так: « сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним. Он нашел все пути премудрости и даровал ее рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю. После того Он явился на земле и обращался между людьми » (Вар. 3:36–38). 4. И касательно всех прочих событий пророки, которых книги ты доселе напрасно пересматриваешь и перевертываешь с этою целью, ясно возвещают все. Впрочем, опровержения против иудеев мы часто высказывали, и будем высказывать; теперь же обратимся к своему предмету. « И возвестят небеса правду Его, ибо Бог есть Судия ». Здесь, кажется мне, он говорит об Его правде, о великом Его попечении, о человеколюбии к самым иудеям, о многоразличном и разнообразном промышлении Его о всех людях, посредством творения, закона, благодати, видимого, невидимого, пророков, ангелов, апостолов, наказаний, благодеяний, угроз, обетований, порядка вещей во времени. « Слушай, народ Мой, и Я буду говорить тебе, Израиль! И Я засвидетельствую тебе: Я Бог, твой Бог » (ст. 7). Посмотри опять, какая благость и кротость в самом начале речи. Как человек стал бы говорить человеку беспокойному и беспорядочному: если ты будешь слушать, то я буду говорить, если будешь внимать, то я скажу, — так и Владыка говорит рабам: если « слушаете » Меня, то « буду говорить ». Действительно, они были ленивы и беспечны и даже на краткое время не прилагали спокойно слуха своего к чтению законов. Выражая это, один пророк, живший в Персии, говорил: « ты для них — как забавный певец с приятным голосом » (Иез. 33:32). Они часто говорили пророкам, чтобы те не пророчествовали, и даже прогоняли их и казались недовольными. И царь угрожал одному пророку и приказывал не проповедовать народу (Иер. 32:3). « Я Бог, твой Бог ». Не напрасно здесь употреблено повторение, но так как Он говорил к людям бесчувственным, ожесточенным и ослепленным, то и напоминает о Своем владычестве, полагая прекрасное начало дальнейшему наставлению и внушая, что они обязаны Ему свободою, и, по справедливости, должны были бы отдать Ему долг, как рабы Владыке, как творения Творцу, как получившие величайшие благодеяния и удостоившиеся такой чести.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

7 . Аз же Рех во обилии моем: не подвижуся во век. С Евр.: «И я говорил в благоденствии моем: не поколеблюсь во век». «Давид, – говорит св. Афан., – объясняет причину падения. Поскольку, говорит, во время благоденствия думал я о себе много, то за это самое и приведен в смущение». Св. Василий В. находит другой смысл: человек, напоенный обильными потоками небесных вод (т.е. благодатных), приносящий обильные плоды и «чувствующий свою твердость с уверенностию скажет, что его не искоренит противник, как полную ниву, которую благословил Господь». 8 . Господи, волею Твоею подаждь доброте моей силу 196 . Под добротою или красотою Отцы разумеют первобытную доброту, какую имел Адам до падения и частию сохранил по падении. «Хотя прекрасен был я по природе, – объясняет св. Василий В., – но стал немощен, потому что умерщвлен грехом, по злоумышлению змия. Посему Ты к доброте моей, какую я получил от Тебя при первом устроении, присовокупил и силу исполнять должное». По мнению бл. Феодорита, слова 8 стиха «приличествуют Езекии и всему человеческому естеству, потому что и Езекия за добродетель пользовался Божественным промышлением и преодолел Ассириян, но лишившись Божественной благодати, впал в болезнь и подвергся страху смерти; и Адам в раю украшен был лепотою добродетели, не подлежал тлению, но за преступление, лишившись Божественного о нем промышления, претерпел жизненную бурю». С Евр.: 197 «По благоволению Своему, Господи, Ты укрепил гору 198 мою; но Ты сокрыл лице Свое, и я смутился». 9 . С Евр.: «Тогда к Тебе, Господи, взывал я, и Господа (моего) умолял». 10 . Кая польза в крови моей, внегда сходити ми во истление? Егда исповестся Тебе персть? Или возвестит истину Твою? – В крови моей. Кровь принимается за душу, за жизнь ( Лев. 17:14 ). Т.е., что пользы в этой несчастной жизни, когда я, обремененный скорбями, готов истлеть, умереть? Какая польза от того, что преждевременно я сойду в истление, умру, обращусь в прах? Прах может ли исповедать или славословить Тебя, и возвещать истину Твою? (Подоб. Пс. 87:11–12, 113:25–26 ; Вар. 2:17 ). «В том, чтобы сойти мне в истление, нет никакой пользы ни мне, ни другим. И меня лишаешь Ты жизни и другие ни мало не приобретут от меня спасения» (Св. Афанасий). Св. Василий Великий иначе: «Что мне пользы в благосостоянии плоти и во множестве крови, когда она будет предана общему разрушению тела?.. Как перстный, плотский человек исповестся Тебе Богу? Как возвестит истину тот, кто не посвящал своего времени учению, у кого ум погребен под таким бременем плоти»?

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

868. Гл. 44. 869. Общежитие близ Александрии, руководимое духовным наставником. Святой Иоанн Лествичник провел в этом общежитии значительное время и много говорит о нем в 4 и 5 Словах Лествицы, также в Слове к пастырю. 870. Гл. 52. 871. Гл. 65. 872. Гл. 85. 873. Гл. 88. 874. Гл. 100. 875. Гл. 103. 876. Гл. 116. 877.  …настой… обличай, запрещай, … во время и не во время (2 Тим. 4. 2). 878. Здесь под именем ангелов, начал и сил разумеются духи падшей ангельской иерархии: они именно заботятся об отлучении человека от любви Божией. 879.  …ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, …ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви (Рим. 8. 38, 39). 880. Главы 27 и 28. 881.  Любовь … не мыслит зла (1 Кор. 13. 4, 5). 882. Главы 25 и 26. 883. Гл. 31. 884. Гл. 29 и 30. 885. Гл. 34. 886.  …приготовь душу твою к искушению (Сир. 2. 1). 887.  Благодаря…, за все (Еф. 5. 20). За все благодарите (1 Сол. 5. 18). 888. 1 Кор. 10. 13. 889. Залоги страстей — впечатления и навыки страстные. 890.  Угнетен Ефрем, поражен судом (Ос. 5. 11). 891. Иер. 42. 892.  Не бойтесь царя Вавилонского, …говорит Господь, ибо Я с вами, чтобы спасать вас и избавлять от руки его (Иер. 42. 11). 893.  …если вы решительно обратите лица ваши, чтобы идти в Египет, и пойдете, чтобы жить там… и вы будете проклятием и ужасом, и поруганием и поношением, и не увидите более места сего (Иер. 42. 15, 18). 894.  …«не хотим жить на этой земле», …«мы пойдем в землю Египетскую, где войны не увидим и трубного голоса не услышим, и голодать не будем, и там будем жить» (Иер. 42. 13, 14). 895. После взятия вавилонянами Иерусалима и бегства во Египет оставшихся иудеев, Навуходоносор, царь Вавилонский, завоевал Египет и захватил бежавших туда Иудеев. Навуходоносор владел и Ассириею, а потому называется и царем Вавилонским и царем Ассирийским. 896.  …молитесь о жизни Навуходоносора (Вар. 1. 11). 897. Исполнившего страсть в самом деле мучат, после сделанного им согрешения, хотя он и раскается в нем, помыслы и мечтания соделанного им греха, мучат в продолжение значительного времени. Это можно видеть во многих жизнеописаниях святых Отцов, между прочими и в жизнеописании преподобной Марии Египетской. Иногда же восстает страсть и в таком подвижнике, который не исполнял ее делом, томит его страстными помыслами, мечтаниями и пожеланиями. Очевидно, что преподобный авва Дорофей говорит здесь о том и о другом случае вместе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

90 Филон Александрийский (род. около 20 г. н.э.) — писатель, автор сочинений по изложению и толкованию библейской истории. Мировоззрение Филона считалось близким христианскому. 91 Тертуллиан (150—230) — первый христианский писатель, писавший на латинском языке. Славился своей эрудицией и страстным пафосом. 92 Минуций Феликс (первая половина 3 в.) — уроженец Африки, римский адвокат, автор сочинения «Октавий», в котором остроумно отвергает обвинения, предъявленные христианству. 93 Арнобий (ум. около 330 г.) — латинский христианский писатель, автор сочинения «Adversus Gentes» в семи книгах, которое является апологией христианства. 94 Лактанций (конец 3 — начало 4 в.) — ученик Арнобия, автор «Божественных установлений» в семи книгах, написанных в защиту христианства, и многих других сочинений, написанных с той же целью. Считалось, что в слоге он подражает Цицерону. 95 Ювенк — уроженец Испании, пресвитер, излагал Евангелие и Ветхий Завет эпическим размером, используя фразеологию римских эпиков. 96 В синод. переводе: Блажен, кто приобрел мудрость и передает ее в уши слушающих. 97 Об обстоятельствах этого дела достоверно ничего не известно. 98 Т. Ливий. V. 27. 99 Флор. 1; Плутарх. Пирр. 21. 100 Овидий. Метаморфозы. 4 101 Терещий. Андр. 18. 102 Цицерон. О наилучшем роде ораторов. 13–14; 23. 103 Гораций. Наука поэзии. Ст. 133–4. 104 Придирчивость; буквоедство (греч.). 105 Место неясно; вар.: продвигаюсь лишь на шаг. — Ред. 106 Для большей выразительности (греч.). 107 Здесь и далее имеется в виду не Иеронимова «Вульгата», а древний латинский перевод Библии, называемый теперь Италой. Итала, в отличие от Вульгаты Иеронима, переведена полностью с Септуагинты. 108 В синод. переводе (Зах 11:13): …высокая цена, в какую они оценили Меня! И взял Я тридцать сребренников и бросил их в дом Господень для горшечника. 109 В синод. переводе: …воззрят на Него, Которого пронзили. 110 В синод. переводе: Коща Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего. 111 Знатоки, искусники слова (греч.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

923 ...за стенами города Лана... — В подлиннике: Lugdunum Clavatum — букв. «Лугдун окаймленный»; фр. Laon — Лан. Расположенный на горе, этот город был неприступен. 924 ...когда Хильдеберт достигнет законного возраста. — По Салическому праву (Гл. 34) совершеннолетие начиналось с 12 лет, а по Рипуарскому праву (84 81) — с 15 лет. Французский ученый М. Пру считает, что меровингская семья должна была следовать этому пункту Рипуарского закона. Только в таком возрасте король был дееспособным человеком. (См.: Ргои М, La Gaule merovingienne. P., 1897 Р. 34). 925 ...«Приди, святитель божий, и возложи руку на его голову». — Ср.: Мф.:9. 16. Цитируется Григорием не дословно. 926 ...«род всегда неверный»... — Ср.: Мф.:17, 17. Цитируется Григорием не дословно. 927 ...«Видите, видите, что Я — Господь, и нет Бога, кроме Меня: Я умерщвлю и Я оживлю, Я поражу и Я исцелю». — Втор.:32, 39. 928 ...«Из чрева прежде денницы Я родил Тебя». — Пс.:109, 3. 929 ...«Послал Слово Свое и исцелил их». — Пс.. 106:20. 930 ...«Я ли, заставляющий других рождать, Сам не могу родить?» — Ис.:66, 9. 931 ...как некогда... Да вид поразил Голиафа... — По библейскому сказанию, во время войны филистимлян с израильтянами юноша Давид, приняв вызов великана-филистимлянина Голиафа, вооруженного мечом, поразил его камнем из пращи. Затем Давид бросился к оглушенному великану, вырвал у него из рук меч и одним ударом отсек ему голову. (См.: 1 Цар.. 40 — 51). 932 «И Бог и человек, и кто познает Его?» — Иер.:17. 9. 933 «Сей есть Бог наш... Он явился на земле и обращался между людьми». — Вар 3 36 — 38. 934 «...и нарекут имя Ему: Эммануил»... — Ис.:7, 14. 935 ...«что значит: с нами Бог». — Мф.:1, 23. 936 ...«Пронзили руки мои и ноги мои, разделили ризы мои между собой». — Пс 21 17:19. 937 ...«Дали в пищу мне желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом». — Пс.:68, 22. 938 ...«Господь царил с дерева». — «...царил с дерева» — эти слова, по замечанию Р. Бухнера (Т. 2. С. 11. Прим. 7), вероятно, были христианской интерполяцией, так как ни в Вульгате, ни в Септуагинте их нет.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3145...

VI.  Вот что говорит Исайя: «как овца, веден был Он на заклание, и как агнец перед стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. Во смирении суд Его совершится, но род Его кто изъяснит?» ( Ис. 53:7–8 ). Итак, скажи мне, о еретик: Кто это, Который «как овца, веден был на заклание» – и имеющий род неизъяснимый? Не говори, что речь идет о двоих, ибо пророк в обоих случаях говорит об одном и том же [лице]. Если скажешь мне: «это простой человек», то почему род Его неисповедим, когда родословие Христа по плоти известно? Если же скажешь: «это Бог Слово», то как чистое Слово ведется на заклание? Остается сказать, что поистине у пророка в обоих случаях говорится о неделимом Христе.  VII.  Послушай и Иеремию пророка: «Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним. Он нашёл все пути премудрости и даровал ее рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю. После того Он явился на земле и обращался между людьми» ( Вар. 3:38 ). Если и здесь хочешь ввести разделение, [опять] скажу тебе так же. Кто это, на земле явившийся и с человеками поживший? Если скажешь: «простой человек», то как же «Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним»? Если же скажешь: «это чистое Слово», то как же – «явился на земле и обращался между людьми»? Остается [единственная возможность] – и здесь в обоих случаях исповедовать неразделенного Христа. VIII.  Что же и Даниил, и Иезекииль, и двенадцать [малых пророков]? Приводить их свидетельства по отдельности было бы трудно и, скорее, неполезно для предмета [наших рассуждений]. Ведь тогда либо множество мыслей затемнит искомое  и отвлечет внявших им, так что будет понятно написанное: «Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте» ( Ин. 5:13 ). Либо мы станем виновными в тягчайшем осуждении тех, кто не поверил такому множеству доказательств, по сказанному: «Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем» ( Ин. 15:22 ).  IX.  Единственная же наша цель сейчас – показать, что никто из святых и духоносных мужей не дерзал, [зная истинное положение] вещей, разделять богоприлично Соединенного по Отчему благоволению. Конечно, есть некоторые еретики, которые, исследовав, по совести знают истину, но не исповедуют [ее] и споров не прекращают; ибо их цель – не правая вера, а победа [их] тщеславия. Откуда это явствует? Из того, что они и о домах [своих] не заботятся, и тщеславно занимаются исследованиями против воли Христовой. Ибо если бы они поистине Его взыскивали, то и в заповедях Его по мере сил преуспевали бы. 

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Podvizhni...

   22) И если Господь в Евангелии от Иоанна говорит: «се же есть живот вечный, да знают Тебе единаго истиннаго Бога, и Егоже послал еси Иисус Христа» (Ин. 17:3); то сей же Иоанн в другом месте называет Сына истинным Богом. Ибо говорит: «вемы, яко Сын Божий прииде, и дал есть нам разум, да познаем Бога истиннаго, и да будем во истиннем, в Сыне Его Иисусе Христе: Сей есть истинный Бог и живот вечный» (1 Иоан. 5:20). Посему Сын — истинный Бог и прежде нежели сделался человеком, и после того, как стал Ходатаем Бога и человеков, человеком Иисус Христом. Это значат слова:« Егоже послал еси Иисус Христа», Который в единении со Отцом по духу, а с нами по плоти, и таким образом стал Ходатаем Бога и человеков. Один и тот же есть не просто человек, но и Бог, как говорит и Иеремия: «Сей Бог наш, не вменится ин к Нему. Изобрете всяк путь хитрости, и даде ю Иакову отроку Своему, и Израилю возлюбленному от Него. Посем на земли явися, и с человеки поживе» (Вар. 3:36—38). Когда же «поживе с человеки»? не тогда ли, как подобно им родился от жены, был младенцем, возрастал, вкушал пищу? И в другом месте говорит Иеремия: «глубоко сердце Ему паче всех, и человек есть, и кто познает Его» (Иер. 17:9)? А подобно сему и Исаия говорит: «яко Отроча родися нам, и Сын дадеся нам, Егоже начальство бысть на раме Его: и нарицается имя Его: велика совета Ангел, Чуден, Советник, Бог крепкий, Властелин, князь мира, Отец будущаго века» (Иса. 9:6); и в другом месте: «се Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог» (Матф. 1:23, Иса. 7:14). Итак, Родившийся от Девы и Сделавшийся человеком от Богородицы Марии есть Бог. И еще в другом месте говорит Исаия: «и видехом Его, и не имяше вида, ни доброты» (Иса. 53:2). Ибо Его же видел он прежде в божеском и преславном образе, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и славословимого Серафимами, которые взывали: «свят, свят, свят Господь Саваоф» (Иса. 6:3); а после сего видит Его приявшего зрак раба и в подобии человеческом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2558...

   30. Если поучаемся в законе Божием, то злые помыслы уменьшаются, от мирских забот о суете и теле, от праздных бесед злые помыслы умножаются.    31. Никому нельзя достигнуть умирения помыслов без крайнего преутруждения сер­дечного.    32. Враг в нас самих. У нас идет внутренняя война. Если внутреннее зло побеждено, то и внешнее покорится, как слабейшее.    33. Вооруженного словом Божиим воина не отведут, как пленника, в неприятельскую землю помыслов, и не услышит: обетшал еси на земли чуждей (Вар. 3:10).    34. На новоначальных и немощных нападают слабейшие духи, а когда эти будут побе­ждены, тогда посылаются сильнейшие, и таким образом, постепенно, все более и более силь­ную брань должен бывает выдержать воин Христов.    35. Нечего будет нам бояться врага вовне, когда то, что есть внутри нас, быв побеждено, покорится духу.    36. Основание же для победы над гордостью – житие по евангельским заповедям, в страхе Божием, смирении, кротости, простоте сердца, послушании и памятовании смерти.    37. Так как и те и другие пожелания находятся в одном и том же человеке, то и ведется внутри нас внутренняя, непрерывная междоусобная брань. Тогда как похоть плоти главным образом стремящихся к греховному находит удовольствие в одном том, что относится к удо­влетворению потребностей настоящей жизни; дух, напротив, весь желает прилепляться к делам духовным, оставляя даже самые необходимые потребности плоти.    38. О тех, которые отреклись от мира, но победились неверием, говорится: Кто боязлив и малодушен, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы он не сделал робкими сердца братьев его, как его сердце (Втор. 20:8), ибо человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих (Иак. 1:8) и, пожелав служить Христу, служит и маммоне, то есть возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия (Лк. 9:62).    39. Седмерицею бо падет праведный и востанет (Притч. 24:16) в грехах проститель­ных: 1) по неведению; 2) забвению; 3) помыслам; 4) праздным словам; 5) по внезапному увлечению; 6) по тесноте обстоятельств; 7) по немощи плоти.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

    VI. (5) Вот что говорит Исайя: «как овца, веден был Он на за­клание , и как агнец перед стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. Во смирении суд Его совершится, но род Его кто изъяснит? » (Ис 53:7-8). Итак, скажи мне, о еретик: Кто это, Который «как овца , веден был на заклание» — и имеющий род неизъяснимый? Не говори, что речь идет о двоих , ибо пророк в обоих случаях говорит об одном и том же [лице]. Если скажешь мне: «это простой человек», то почему род Его неисповедим , когда родословие Христа по плоти известно? Если же скажешь: «это Бог Слово» , то как чистое Слово ведется на за клание? Остается сказать, что поистине у пророка в обоих случаях говорится о неделимом Христе .      VII. Nocлyшaй и Иеремию пророка: «Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним. Он нашёл все пути пре­мудрости и даровал ее рабу Своему Иакову и возлюбленном у Своему Израилю. После того Он явился на земле и обращался между людьми» (Вар 3- 38). Если и здесь хочешь ввести разделение, [опять] скажу тебе так же . Кто это, на земле явившийся и с человеками поживший? Если скажешь: «простой человек» , то как же «Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с ним»? Если же скажешь: «это чистое Слово» , то как же — «явился на земле и обращался между людьми» ? Остается [единственная воз­можность ] — и здесь в обоих случаях исповедовать неразделенного Христа .     VIII. Чmo же и Даниил, и Иезекииль, и двенадцать [малых пророков]?Приводить их свидетельства по отдельности было бы трудно и, скорее, неполезно для предмета [наших рассуждений]. Ведь тогда либо множество мыслей затемнит искомое  и отвлечет внявших им, так что будет понятно написанное: «Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте» (Ин 5:13). Либо мы станем виновными в тягчайшем осуждении тех, кто не поверил такому множеству доказательств, по сказанному: «Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем» (Ин 15:22).      IX. (6) Единственная же наша цель сейчас — показать, что никто из святых и духоносных мужей не дерзал, [зная истинное положение] вещей, разделять богоприлично Соединенного по Отчему благоволению. Конечно, есть некоторые еретики, которые, исследовав, по совести знают истину, но не исповедуют [ее] и споров не прекращают; ибо их цель — не правая вера, а побед а [их] тщеславия. Откуда это явствует? Из того, что они и о домах [своих] не заботятся, и тщеславно занимаются исследованиями против воли Христовой. Ибо если бы они поистине Его взыскивали, то и в заповедях Его по мере сил преуспевали бы. 

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

    «Бог сидит на престоле Своем святом». Что значит: «сидит на престоле»? Царствует, управляет. Хорошо сказал про­рок: «на святом», потому что Он не только царствует, но и царствует свято. Что значит: царствует свято? Чисто. Люди, достигнув такой власти, употребляют свою силу на неправду, а Его владычество чуждо всего подобного, чисто и свято. Его судилище не изменяется и не искажается ни обольщением, ни чем-нибудь подобным, но всегда чисто, праведно, сияет светлее всякой чистоты, блистает неизреченною славою. «Князья народов собрались к Богу Авраама, ибо мощные (избранники) Божии на земле весьма превознесены» (Пс.46:10).    6. Здесь указывается на распространение евангелия, которое коснулось не только простых людей, но и облекающихся в диа­дему и сидящих на царском престоле. Потом выражая, что один и тот же Бог и нового и ветхого завета, пророк го­ворит: «к Богу Авраама»; иначе сказать; один и тот же Бог — Бог праотцев, и давший закон. Потому и Иеремия гово­рил: «завет, который Я заключу с домом Израилевым, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской» (Иер.31:32, 33), — выражая, что один и тот же Законодатель и нового и ветхого завета. Также Варух говорил: «сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним. Он нашел все пути премудрости и даровал ее рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю. После того Он явился на земле и обращался между людьми» (Вар.3:36-38), — выражая, что Давший закон есть и Во­плотившийся, а Воплотившийся есть и Давший закон. То же и этот пророк говорит в словах: «собрались к Богу Авраама». В еврейском, вместо: с Богом, сказано: «ем Елои Авраам». Каким образом это произошло? «Мощные (избранники) Божии на земле весьма превознесены». Кто же эти «избранники Божии», как не апостолы и все верующие? Так как сила их столько просияла, то пророк и говорит, что они вознеслись над всеми. Хорошо назвал он их державными. В самом деле, не державны ли те, которые противостали всей вселенной, бесам, диаволу, народам, городам, язычникам, тиранам, наказаниям, муче­ниям на сковородах и в печах, обычаям, силе природы, преодолели все, стали выше всего и ничем не были побеж­даемы? Не державны ли те, которые и по смерти явили такую силу? Не державны ли те, которых слова крепче адаманта, и никакое время не сокрушает их, но с каждым днем более и более возрастают, так как проповедь евангельская распро­страняется везде, по всем странам вселенной? За все это воз­благодарим человеколюбивого Бога, Которому слава и держава ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010