Дарами к больному. В этой обстановке в 1695 г. произошло присоединение правосл. жителей Люблина к унии. В 1696 г. сообщается об убийстве Амвросия (Гирича), игумена Преображенского монастыря и главы Л. б. После окончательной передачи Спасо-Преображенской ц. униатам православные примкнули к греческой общине при люблинской ц. Рождества Пресв. Богородицы. Л. в. возобновлялось в 1882-1915 и 1925-1939 гг. Арх.: РГАДА. Ф. 52 (Сношения России с Грецией), 1679 г. 1. Л. 5; Ф. 229 (Малороссийский приказ). Оп. 1. 9. Ч. 2. Л. 434. Ист.: Susza J. Phoenix tertiatio redivivus, albo Obraz staroytny chelmski Panny i Matki Pzrenajwitszy... potrzecie oyy. Zamo, 1684. S. 97, 98, 102-103, 165; Grondski S. Historia belli cosacco-polonici. Peszt, 1798. P. 12-14, 236; АЗР. Т. 1. 224. С. 370; АЮЗР. Т. 4. 51. С. 86; 72. С. 196; АрхЮЗР. Ч. 1. Т. 6. С. 104-108, 266-268, 704-706, 751-753; Ч. 2. Т. 1. С. 35-37, 254, 270, 287, 321, 373-374, 397; Крыловский А. С. Львовское ставропигиальное братство: Опыт церк.-ист. исслед. К., 1904. Прил. XXV; Analecta OSBM. LNAHU. Vol. 7. P. 302-303; Ibid. LEHU. Vol. 2. P. 89-90, 165-166; MUH. T. 11. P. 254-255, 293-295; Заборовский Л. В. Католики, православные, униаты: Проблемы религии в русско-польско-украинских отношениях кон. 40-80-х гг. XVII в. М., 1998. Ч. 1. С. 19, 34, 40, 57, 60, 64, 68, 70, 127-128, 134; Крикун М. Miж biйhoю i радою: Козацтво правобережноï Украïни в дpyriй пол. XVII - на початку XVIII ст. К., 2006. С. 109, 215. Лит.: Лонгинов А. В. Памятник древнего православия в Люблине: Правосл. храм и существовавшее при нем братство. Варшава, 1883; Павлов А. С. Заметки о Кормчей люблинского свящ. Василия, писанной в 1604 г.//ПРСЗГ. 1885. Вып. 8. С. 217-228; Петров Н. И. Холмская Русь: Ист. судьбы рус. Забужья. СПб., 1887; Голубев С. Т. Киевский митр. Петр Могила и его сподвижники: (Опыт ист. исслед.). К., 1898. Т. 2. С. 158-160, 164-165, 171, 175-176, 180, 325-326; Т. 2. Прил. 2, 26, 40, 55, 56; Dzi gielewski J. O tolerancj dla zdominowanych: Polityka wyznaniowa Rzeczypospolitej w latach panowania Wadysawa IV. Warsz., 1956. S. 189-193, 195; Грушевський М. С. Icmopiя Украïни-Руси. К., 1997. Т. 9. Кн. 1. С. 401-402; Кн. 2. С. 1126-1128, 1521-1522; Mironowicz A. Prawosawie i unia za panowania Jana Kazimierza. Biaystock, 1997. S. 66-67, 79-80, 110, 114, 187-188. Б. Н. Флоря Рубрики: Ключевые слова: БРАТСКИЕ ШКОЛЫ на Украине и в Белоруссии, появились во 2-й пол. XVI в. вместе с организацией братств православных

http://pravenc.ru/text/2561042.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВОИДР Временник Общества истории и древностей российских. М., 1849-1857. 25 т. ВОН Вестник общественных наук АН Арм. ССР. Ереван, 1943-. Воронежские архипастыри Воронежские архипастыри от свт. Митрофана до наших дней: Ист.-биогр. очерки/Под общ. ред. митр. Мефодия (Немцова). Воронеж, 2003 Вост. отцы IV в. Восточные отцы IV в. П., 1931. М.,19922 Вост. отцы V-VIII вв. Восточные отцы V-VIII вв. П., 1931. М., 19922 ВРЗЕПЭ Вестник Русского Западноевропейского Патриаршего экзархата. П., 1947, 1950-1989 ВРСХД Вестник Русского студенческого христианского движения. Мюнхен и др., 1925-1974 ВССПРЦ Вестник Святейшего Синода Православной Российской Церкви: [Обновленч. изд.]. М., 1923, 1927-1931 Вургафт, Ушаков. Старообрядчество Вургафт С. Г., Ушаков И. А. Старообрядчество: Лица, предметы, события и символы: Опыт энцикл. словаря. М., 1996 ВФ Вопросы философии. М., 1947-. ВФиП Вопросы философии и психологии. М., 1889-1918 ВЦИ Вестник церковной истории/ЦНЦ «ПЭ». М., 2006-. ВЧ Воскресное чтение. К., 1837-1912 ВЭ Византиноведение в Эрмитаже. Л., 1991 ВЯ Вопросы языкознания. М., 1952-. Гарднер. Богослужебное пение Гарднер И. А. Богослужебное пение. Т. 1. Джорд., 1978; Т. 2. Мюнхен, 1982. Серг. П., 1998р. 2 т. ГВ Губернские ведомости [требует геогр. определителя, напр.: Архангельские, Вологодские, Новгородские и т. д.] ГВНиП Грамоты Великого Новгорода и Пскова/Подгот.: В. Г. Гейман, Н. А. Казакова, А. И. Копанев, ред.: С. Н. Валк. М.; Л., 1949 ГДА Годишник на Духовната Академия. София, 1951-. ГДРЛ Герменевтика древнерусской литературы: Сб. ст./ИМЛИ. М., Сб. Геннади. Словарь писателей Геннади Г. Справочный словарь о русских писателях и ученых, умерших в XVIII и XIX столетиях, и список русских книг с 1725 по 1825 г. B., 1876-1907. 4 т. Герман, свт. Сказание Герман Константинопольский, свт. Сказание о Церкви и рассмотрение Таинств. М., 1995. [Греч. и рус. текст] ГИБИ Гръцки извори на Българската история: [Сер.]/Изд.: И. Дуйчев и др. София, 1954-. Гимнология Гимнология: Учен. зап. Науч. центра рус. церк. музыки им. прот. Д. В. Разумовского Моск. гос. консерватории им. П. И. Чайковского. М., Вып. ГлИДНС Гласник Историческог друштва у Новом Саду. Нови Сад, 1928-1940. 13 вып. ГлОУЦАНУ Гласник Оделенья умьетности Црногорске Акад. наука и умьетности. Титоград; Подгорица, 1976-. Кн. 1-. ГлСПЦ Гласник Православне Цркве у Cpбuju. Београд, 1900-1914; Гласник: Служебни лист Српске правосл. nampujapшuje. 1920-1939; Гласник: Служебни лист Српске правосл. цркве. 1939-. Глубоковский Глубоковский Н. Н. Русская богословская наука в ее ист. развитии и новейшем состоянии. Варшава, 1928. М., 1992р, 2002п Голубинский. Голубинский Е. Е. Голубцов. Голубцов А. П. ← предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 следующая → ... 22

http://pravenc.ru/abbreviations/?page=4

12 старообрядческих общин Эстонии (в Причудье, Тарту и Таллине) также регулярно собирались на старообрядческие съезды, на к-рых был утвержден устав старообрядческой церкви, обсуждались организационные вопросы. Один из съездов избрал Центральный совет (ЦС) и Духовную комиссию поморцев в Эстонии. Как правило, на съездах присутствовали поморцы из Латвии, Литвы и Польши. Церковь в честь Покрова Божией Матери в Вильнюсе (поморского согласия). Фотография. 2001 г. Церковь в честь Покрова Божией Матери в Вильнюсе (поморского согласия). Фотография. 2001 г. В 30-х гг. жизнь прибалтийских общин еще более активизировалась. 30 марта 1930 г. состоялась встреча представителей старообрядчества Вильнюса и Риги, где основное внимание было уделено необходимости повышения статуса старообрядческих уч-щ в обоих городах. 1-й съезд представителей орг-ций рус. меньшинств (Варшава, 28-29 июня 1931) ставил своей целью объединение рус. населения Польши. 12-13 июля 1931 г. состоялся съезд старообрядцев Эстонии на о-ве Пийриссаар на Чудском оз. под председательством П. П. Баранина . На съезде присутствовали гости из Латвии, в т. ч. Заволоко, к-рый провел беседу с молодежью об истории и традициях «старой веры». В Тарту в 30-х гг. действовал старообрядческий кружок под председательством Л. Е. Гришакова, одной из задач к-рого являлась работа с молодыми людьми. В кон. 20-х - нач. 30-х гг. в Прибалтике строились новые моленные. На 2-м межгос. совещании поморцев Прибалтики (Вильнюс, 12-14 апр. 1939) с участием представителей общин Литвы, Латвии, Эстонии и Польши было решено готовиться к объединительному собору и созданию единого центра, но этим планам не удалось осуществиться в связи с присоединением гос-в Балтии к СССР. По всем республикам прошли карательные акции, были репрессированы наиболее видные деятели согласия: Г. С. Елисеев, депутат 3-го сейма Латвии, председатель 1-й старообрядческой общины в Даугавпилсе, был сослан в Сибирь; М. А. Каллистратов, депутат всех 4 (довоенных) сеймов Латвии, расстрелян в 1941 г.; Заволоко, осужденный по обвинению в антисоветской деятельности, 8 лет провел в лагерях и 9 лет на поселении в Новосибирской обл. Тяжелые потери понесли общины Литвы и Эстонии. В окт. 1944 г. Высший старообрядческий совет созвал съезд наставников и представителей общин Литвы, Латвии, Эстонии и Белоруссии. Съезд избрал новый состав Совета под председательством И. Ф. Романова и вынес ряд важных постановлений по богослужебным и дисциплинарным вопросам. В 40-х гг. проходили соборные заседания и в др. поморских общинах СССР: 23 июня 1948 г. в Верхокамье состоялось собрание 6 территориальных старообрядческих сообществ-«соборов», в результате к-рого появилось «Воззвание дорогим нашим по вере братиям святой Христовой Церкви» с призывом к дёминцам и максимовцам преодолеть разделение (Рукописи Верхокамья. С. 243-245).

http://pravenc.ru/text/78246.html

Соч.: Гностицизм 2-го века и победа христианской Церкви над ним. Киев, 1917 (2-е изд. Брюссель, 1991) Митрополит Антоний как православный богослов-догматист. Варшава, 1929 История Церкви до разделения церквей 1054 г. София, 1937 (2-е изд. Брюссель, 1938). Архив: Послужный список проф. М.Э. Поснова . ГАРФ, ф. 6343, оп. 1, д. 367, 19191928. Поставский Феодор (дата рождения не установлена – 10.9.1946, Тулуза, Франция), протоиерей. До революции долгое время заведовал крупным сельским хозяйством в Киевской губ., священник (19.3.1914), рукоположение было совершено в Киеве, служил на приходе в Киевской епархии, эмигрировал через Константинополь в Болгарию (19211924), переехал в Лион и принят в клир епархии митр. Евлогия (Георгиевского) (1924), настоятель Троицкой церкви в Монтаржи (19251926), настоятель церкви Христа Спасителя в Виши (192410.11.1930), священник домовой церкви при им. Жуан в Нормандии (10.11.19301936), настоятель Скорбященской церкви в Монтобане (19361.9.1936), настоятель Св.-Николаевской церкви в Тулузе (1.9.193610.9.1946), обслуживал также церковную общину г. Каркасона, протоиерей (7.1.1940). Архив: Послужный список о. Ф. Поставского (19241946). АЕУА. Лит.: Пальмин О., свящ. К 25-летию священнического служения о. Ф. Поставского. ЦВ. 1939. 45 Евлогий, митр. Путь моей жизни. Постовой Иоанн (дата рождения не установлена – 13.6.1973, Лион, Франция), протоиерей. Эмигрировал во Францию, под старость лет окончил Парижский Св.-Сергиевский богословский институт (1962), состоял в юрисдикции Русского Экзархата КП, диакон (4.12.1961), священник (19.1.1963), рукоположение совершил архиеп. Георгий (Тарасов) в Св.-Александро-Невском соборе в Париже, настоятель Покровской церкви в Лионе (7.8.196313.6.1973), протоиерей (17.11.1967). Архив: Послужный список о. И. Постового (19611973). АЕУА. Предоевич Николай Иаковлевич (1.3.1892, г. Одесса Новороссийск, губ. – 5.9.1972, Сан-Паулу, Бразилия), митрофорный протоиерей. Из семьи духовенства, сын протоиерея, убитого большевиками, брат живописца и иконописца Владимира Предоевича, племянник еп.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

66 Кира – младший брат. Кирилл Александрович Кривошеин, рожд. 19.04.1903, Петербург – 30.05.1977, Мадрид. В эмиграции с 1920 г., служил в Банке «Лионский кредит» – Париж. Участник французского Сопротивления. Награжден французским правительством. Автор книги об отце «А.В. Кривошеин (1857–1921). Его значение в истории России начала XX века», Париж, 1973 г. 68 Ольга Васильевна Морозова – тетушка. Урожденная Кривошеина (20.05.1866, Варшава – 12.09.1953, Париж). Родная сестра Александра Васильевича Кривошеина, отца владыки Василия. Она вышла замуж за Сергея Тимофеевича Морозова, младшего брата Саввы Морозова. Таким странным образом семья Кривошеиных дважды находится в родстве с Морозовыми (см. выше). 69 С.Т. – Сергей Тимофеевич Морозов. Родной брат мецената Саввы Морозова и муж Ольги Васильевны Кривошеиной. Скончался в Париже и похоронен вместе со своей супругой, на знаменитом русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа, под Парижем. 71 Игорь – Игорь Александрович Кривошеин (22.02.1899, Петербург 8.08.1987, Париж), третий из пяти братьев Кривошеиных. Офицер, инженер, участник и герой французского Сопротивления, узник Бухенвальда и советских концлагерей. Похоронен на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа, под Парижем, в одной могиле с женой Ниной Алексеевной Кривошеиной (урожд. Мещерской), автором книги об эмиграции «Четыре трети нашей жизни», Париж, ИМКА 1984, Москва, изд. «Русский путь», 1999 г. 73 Семья Кривошеиных в это время находилась (как и многие французы) в эвакуации в Нормандии, где не было православного храма. 75 Никита Игоревич Кривошеин, сын Игоря, единственный и любимый племянник владыки Василия. Родился в 1934 г. в Булонь-Бианкур, Франция. Живет и работает в Париже, литератор, синхронный переводчик в ООН, Совете Европы и др. 77 Со своим братом Игорем владыка не виделся более двадцати лет. Поэтому предстоящая встреча была огромным событием в их жизни. 78 Charles Richard Crane or Charles R. Crane (1858–1939) специалист no арабскому миру. В 1917 году был в России в составе «Комиссии Рут» (or Root Commission).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

7/8. С. 103-123; 9/10. С. 27-32; Социальное воспитание, его задачи и пути. М., 1918; Идея православной культуры//Православие и культура/Под ред. В. В. Зеньковского. Берлин, 1923. С. 25-46; О педагогическом интеллектуализме//Русская школа за рубежом. Прага, 1923. Кн. 4. С. 1-21; Психология детства. Лпц., 1924; Курс общей психологии. Прага, 1924; Дети эмиграции: Сб. ст./Под ред. В. В. Зеньковского. Прага, 1925; Автономия и теономия//Путь. П., 1926. 3. С. 46-64; Свобода и соборность//Там же. 1927. 7. С. 3-22; Церковь и школа//Вопросы религиозного воспитания и образования. П., 1927. Вып. 1. С. 28-49; О чуде: Возможность и реальность чудес. Варшава, 1929; Об иерархическом строе души//Науч. труды Рус. народного ун-та в Праге. 1929. Т. 2. С. 235-250; Русские мыслители и Европа. П., М., 2005; Преодоление платонизма и проблема софийности//Путь. 1930. 24. С. 3-40; О значении воображения в духовной жизни: По поводу кн. Б. П. Вышеславцева «Этика преображенного эроса». П., 1931//Там же. 1932. 32. С. 90-102; Проблема красоты в миросозерцании Достоевского//Там же. 1933. 37. С. 36-60; Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Ч. 1: Общие принципы. П., 1934. М., 1993; Единство личности и проблема перевоплощения//Переселение душ: Пробл. бессмертия в оккультизме и христианстве. П., С. 83-108; Памяти Пушкина//ВРСХД. 1937. 1/2; Зло в человеке//Путь. 1938. 56. С. 19-36; Памяти Л. Шестова//ВРСХД. 1939. 1. С. 8-14; Основные принципы христианской космологии//ПМ. 1942. Вып. 4: Богосл. мысль. С. 56-74; Чаадаев как религиозный мыслитель//Там же. 1947. Вып. 5. С. 75-94; Об участии Бога в жизни мира//Там же. 1948. Вып. 6. С. 74-88; История русской философии: В 2 т. П., 1948-1950; Das Bild vom Menschen in der Ostkirche [Образ человека в Вост. Церкви]. Stuttg., Окамененное нечувствие: (У истоков агрессивного безбожия)//ПМ. 1951. Вып. 8. С. 35-46; Наша эпоха. П., 1952; Проблемы религиозной педагогики//Бюл. Религиозно-педагогического кабинета. П., 1952. 2-4; 1953. 1; 1954. 1; 1955. 1; 1956.

http://pravenc.ru/text/199739.html

Смирнов А. А. Петербургский период жизни митр. Филарета (1808–1819). М., 1894. Смирнов А. А. Филарет, архиепископ Тверской, Ярославский и Московский (1819–1826). М., 1896. Сушков Н. В. Записки о жизни и времени святителя Филарета, митр. Московского. М., 1868. Филарет, митр. Московский. 1867–1917. Сборник статей к годовщине 50-летия со дня кончины Филарета, митр. Московского. Сергиев Посад, 1918. Флоровский Г. Филарет, митрополит Московский//Путь. Париж, 1928. 12. Флоровский Г. Пути русского богословия. Париж, 1937 [репринт: Вильнюс, 1991]. Jugie M. Philaréte Drozdov//DTC. 1933. V. 13. 1. Sp. 1376–1395 (библиогр). Чистович И. А. Руководящие деятели духовного просвещения в России в первой половине текущего столетия. Комиссия духовных училищ. СПб., 1894. Шильдер Н. К. Император Александр I (см. библиогр. к § 8). Шишков А. С. Записки, мнения и переписка/Под ред. Киселева и Ю. Самарина. СПб., 1863; 2-е изд. Берлин, 1870. Т. 1. Шульгин В. В. Дни. Белград, 1925; то же на нем. Schulgin W. Tage: Memoiren aus der russischen Revolution (1905–1917). Königsberg i Pr.; B., 1928 (Quellen und Aufsätze zur russischen Geschichte. Bd 8). Alexandra Fedorovna. The letters of the tsaritsa to the tsar. 1914–1916. London, 1923. Alexandra Fedorovna. The letters of the tsar to the tsaritsa. 1914–1917. London, 1927. Curtiss J. S. Church and state in Russia. The last years of the empire. 1900–1917. N. Y., 1940. Dalton H. Lebenserinnerungen. B., 1907–1908. 3 Bde. Goetze P. v. Fürst A. N. Gallitzin und seine Zeit. Leipzig, 1882. Gurko V. I. Features and figures of the past. Government and opinion in the reign of Nicolas II. Stanford; London; Oxford, 1939. Leontowitsch V. Geschichte (см. общую лит. б). Rodzjanko M. V. Erinnerungen. B., 1926. § 10. Правительство и вопрос о церковных имениях Арсений (Мацеевич). Доношение Св. Прав. Синоду//Чтения. 1862. Кн. 2. Беликов В. Отношение государственной власти к Церкви и духовенству в царствование Екатерины II//Чтения в ОЛДП. 1874–1875. Будилович А. Историческое исследование о недвижимых церковных имуществах в Западной России. Варшава, 1882.

http://sedmitza.ru/lib/text/439983/

Именно эта проповедь, а не его мистическое учение, нашла отклик в русских душах. Библиография: А. Архангельский « Нил Сорский », СПБ. 1881. – Архим. Иоанн Шаховской « Нил Сорский », Берлин 1939. – Г. П. Федотов «Святые Древней Руси», Париж 1931. – В. Жмакин «Митроп. Даниил и его сочинения» (Чтения Об-ва Истор. Древн. 1881, 1–2). – А. Кадлубовский «Очерки по истории древней русской литературы житий святых», Варшава, 1902. – Преп. Нил. «Устав»  («Пам. Древн. Письменности», т. 179, СПБ. 1912). – А. Правдив «Препод. Нил Сорский : Устав его скитского жития» («Христианское Чтение»  1877, I). – К. Радченко «Религиозные и литературные движения в Болгарии в эпоху перед турецким завоеванием «Киевские Унив. Изв.» 1898, 5–8). – И. Смолич «Великий Старец Нил Сорский »  («Путь», 1929, 19. – Тюменев «Нилова Пустынь» («Истор. Вестник»  1898, 74); «Кирилло-Белозерский монастырь»  («Истор. Вестник» 1897, – Ф. Успенский «Очерки по истории византийской образованности» (СПБ. 1891). – Е. Behr-Sigel «Nil Sorsky et Joseph de Volokolamsk» («Irenikon», t. XIV, 1937). Преподобный Иосиф Волоколамский (1439–1515) Выше мы уже отметили, говоря об огромном духовном влиянии Сергиевой Лавры, что оно распространилось в основном по двум направлениям: на Север, в Заволжье, и на Юг, т, е. в сторону центральной России, где очагом культурной и религиозной жизни страны была Москва. Если Преп. Сергий, благодаря своей богатой одаренности, мог сочетать, и действительно сочетал в своей личности черты созерцателя и активного деятеля, то у его учеников, менее одаренных в этом отношении, возобладала, порою даже для них самих неосознанно, та или другая из этих двух характерных сторон их святого наставника. В силу исторических условий и, в частности, развития русского государства, эти два различных духовных течения разграничились также географически. Созерцательный дух Преп. Сергия сосредоточился на Севере, на Юге возобладала его активная общественная направленность. Московское монашество предстанет нам как монашество городское, общежительное, занятое общественными, культурными и политическими вопросами.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Варшава, 23 ноября 1939 г. Ваше Высокопреосвященство Высокопреосвященнейший Владыко, Возлюбленный о Христе Брат. Прекращение существования независимого Польского государства, с существованием которого было связано существование независимой автокефальной православной церкви в Польше, лишает эту церковь возможности дальнейшего автокефального существования. 86 Новый государственный порядок, установленный на бывшей польской территории, ныне включенной в область германских государственных интересов, вызывает необходимость соединения автокефальной православной церкви в Польше с церковной организацией, представленной Вашим Высокопреосвященством. В связи с этим прошу Ваше Высокопреосвяшенство в возможно кратчайший срок прибыть в Варшаву, дабы принять в свое ведение и управление ту часть б. автокефальной православной церкви в Польше, которая находится на территории, включенной в область германских государственных интересов. В связи с вышеизложенным, я сообщаю Вам, что со дня вступления Вашего в управление я отказываюсь от дальнейшего управления названной церковью. Вашего Высокопреосвященства любящий брат во Христе Митрополит Дионисий 31 87 . Письмо начальника отдела церковных дел в правительстве генерал-губернатора занятых польских территорий представителю МИД при генерал-губернаторе Краков, 13 января 1940 г. Я почтительно пересылаю Вам копию письма рейхсминистра церковных дел 4083/39 от 5 января 1940 г. в МИД с просьбой о любезном принятии к сведению. С осуществлением дела с церковным управлением при помощи архиепископа Серафима здесь [в правительстве генерал-губернатора] еще не полностью согласились. Однако я присоединяюсь к содержанию этого [пересылаемого] письма. Уже известный Вам вотум от 8 декабря прошлого года одобрен господином генерал-губернатором 88 . Дополнительно я прошу учесть следующее: 1. Серафим сообщил, что он намерен назначить украинского православного священника администратором Холмщины; перед назначением он направит в службу генерал-губернатора официальный запрос, приемлем ли возможный администратор господину генерал-губернатору.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЖЕЛЕЗНЯКОВИЧ [польск. eleniakowicz] Серафим Арсеньевич (14(27).12.1913, мест. Тимковичи Слуцкого у. Минской губ.- 25.12. 2004, Белосток, Польша), протопр. (с 24 сент. 1986), историк Церкви. Род. в семье белорус. священника. Рано остался без отца. Окончил Виленскую ДС (1935) и отд-ние православной теологии Варшавского ун-та (1939). Рукоположен во иерея 26 мая 1942 г. Служил настоятелем в г. Хайнувка на Белосточчине (1942-1951). В 1951-1970 гг. ректор Православной ДС в Варшаве. Учился в МДА, где защитил канд. дис. «К истории Яблочинского Свято-Онуфриевского монастыря» на кафедре Церковной истории (1959). В 1964 г. Христианская теологическая академия в Варшаве присвоила ему степень доктора теологии. С 16 сент. 1970 г. настоятель кафедрального собора свт. Николая Чудотворца в г. Белостоке, с 15 сент. 1986 г.- белостокский благочинный. Удостоен мн. церковных наград. Один из самых известных и почитаемых пастырей Польской Автокефальной Православной Церкви, наставник молодежи. Ж.- автор 3-томного исследования по истории древнего Яблочинского Онуфриевского монастыря, который имел большое значение для сохранения Православия на польско-восточнослав. пограничье. Соч.: Блаженнейший Стефан, Митр. Варшавский и всей Польши: [Некр.]//ЖМП. 1969. 6. С. 30-35; Марие-Магдалининский собор в Варшаве//Там же. 1969. 8. С. 74-78; Миссионерская деятельность свв. Кирилла и Мефодия на землях Польши//1000-летие Крещения Руси: Междунар. церк.-ист. конф. М., 1988. С. 79-82; История Яблочинского Свято-Онуфриевского мон-ря: В 3 т. Варшава, 2006. Т. 1: Яблочинский мон-рь в самостоятельном Польско-Литов. гос-ве: 1497-1795. Лит.: Matre czyk A. Bdzie Go brakowao//Przegld Prawosawny. 2005. 2. Ю. А. Лабынцев, Л. Л. Щавинская Рубрики: Ключевые слова: ГИЖИЦКИЙ Ян Марек Антоний (1844 - 1925), польск. историк католицизма и унии на западнорус., польск. и лит. землях ГРАБАРКА св. гора на Подляшье (Подлясе), восточнее г. Семятыче, где находится одна из главных правосл. святынь Польши — Марфо-Мариинский жен. мон-рь

http://pravenc.ru/text/182217.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010