Нужно сказать, что существовала одна категория обвинений, по которой мученики свою «вину» признавали – это когда их обвиняли в несогласии с коммунистической идеологией и критике антирелигиозных и антицерковных действий власти. Например, мученица Ольга (Кошелева) на вопрос следователя: «О том, что советская власть безвинно арестовывает духовенство, закрывает церкви без согласия на то верующих, вы говорили?» – смело ответила: «Да, я это говорила; и сейчас, видя, как безвинно арестовали меня, еще раз говорю, что советская власть безвинно арестовывает духовенство и верующих» . А преподобномученику Варфоломею (Ратных) следователь зачитал показания свидетеля, который слышал от святого Варфоломея слова: «Да, все плачет, плачет мир и будет еще плакать», и поинтересовался: «Отчего же плачет мир?» Святой отец сказал: «От скорби, приключенной ему советской властью», но не признал это контрреволюционной агитацией: «Ведь это же сущая правда; говорю, что есть, что вижу» . Можно привести еще примеры из допросов новомучеников: «Врагом советской власти я не являюсь… но являюсь противником антихристианской политики советской власти, а равно и материализма как отрицающего идею религии» (священномученик Владимир (Пищулин); «учение материалистическое не признаю в корне и считаю его своему мировоззрению враждебным. Поэтому я не согласен с действиями коммунистической партии в нашей стране, когда она навязывает свое мировоззрение другим гражданам, мыслящим по-другому» (священномученик Владимир (Сперанский); «на все мероприятия советской власти я смотрю как на гнев Божий, и эта власть есть наказание для людей… нужно молиться Богу, а также жить в любви – только тогда мы от этого избавимся» (преподобноисповедник Севастиан (Фомин). То же можно видеть и в протоколах допросов священников, пострадавших в Болгарии. Так, отец Григорий Попалександров сказал: «Я признаю, что делал высказывания, которые не согласуются с мнением властей… Марксизм я воспринимаю как цельное мировоззрение, нацеленное на то, чтобы истреблять веру в человеке. Тогда как капитализм дозволяет человеческой личности держаться христианского учения; таким образом, человек живет уже не только с проблемами экономики, а с потребностями духа, а именно с верой в Господа». Можно вспомнить и архимандрита Каллистрата (Накова) , арестованного, помимо прочего, за публичное обличение несправедливых смертных приговоров, выносимых коммунистической властью, и выступления против национализации монастырского имущества.

http://pravoslavie.ru/41945.html

священника Аверкия Северовостокова (†1918, память на Собор новомучеников и исповедников Российских, священномученик) священника Алексия Канцерова (†1918, память на Собор новомучеников и исповедников Российских, священномученик) священника Тимофея Петропавловского (†1918, память на Собор новомучеников и исповедников Российских, священномученик) игумении Маргариты (Гунаронуло, †1918, память на Собор новомучеников и исповедников Российских, преподобномученица) в Украинской Православной Церкви: митрополита Одесского Анатолия (Грисюка , 1880–1938, память 10/23 января, священномученик) архиепископа Курского и Обоянского Онуфрия (Гагалюка , 1885–1938, память 19 мая/1 июня, священномученик) архиепископа Харьковского Александра (Петровского, 1851–1940, память 19 мая/1 июня, священномученик) архиепископа Елецкого Сергия (Зверева, 1872–1937, память 31 октября/13 ноября, священномученик) архиепископа Херсонского Прокопия (Титова, 1877–1937, память 10/23 ноября, священномученик) епископа Прилукского Василия (Зеленцова, 1870–1930, память 22 марта/4 апреля, священномученик) епископа Симферопольского и Крымского Порфирия (Гулевича, 1864–1937, память 19 ноября/2 декабря, священномученик) протоиерея Димитрия Киранова (1879–1938, память 19 ноября/2 декабря, священномученик) протоиерея Николая Мезенцева (1863–1938, память 19 ноября/2 декабря, священномученик) иеромонаха Варфоломея (Ратных, 1894–1938, память 19 ноября/2 декабря, преподобномученик) священника Тимофея Изотова (1875–1938, память 19 ноября/2 декабря, священномученик) священника Иоанна Блюмовича (1888–1938, память 19 ноября/2 декабря, священномученик) священника Владимира Пищулина (1889–1938, память 19 ноября/2 декабря, священномученик) иеродиакона Антония (Корж, 1888–1938, память 19 ноября/2 декабря, преподобномученик) протоиерея Николая Казанского (1874–1942, память 7/20 октября, священномученик) священника Елеазара Спиридонова (1873–1937, память 23 ноября/6 декабря, священномученик) 103-х новомучеников Черкасских (память 13/26 мая)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Нужно сказать, что существовала одна категория обвинений, по которой мученики свою «вину» признавали – это когда их обвиняли в несогласии с коммунистической идеологией и в критике антирелигиозных и антицерковных действий власти. Например, мученица Ольга (Кошелева) на вопрос следователя: «О том, что советская власть безвинно арестовывает духовенство, закрывает церкви без согласия на то верующих, вы говорили?» смело ответила: «Да, я это говорила; и сейчас, видя, как безвинно арестовали меня, ещё раз говорю, что советская власть безвинно арестовывает духовенство и верующих» (16, С. 346). А преподобномученику Варфоломею (Ратных) следователь зачитал показания свидетеля, который слышал от святого Варфоломея слова: «Да, всё плачет, плачет мир, и будет ещё плакать», и поинтересовался: «Отчего же плачет мир?» Святой отец сказал: «От скорби, приключённой ему советской властью», но не признал это контрреволюционной агитацией: «ведь это же сущая правда, говорю, что есть, что вижу» (25, С. 257). Можно привести ещё примеры из допросов новомучеников: «Врагом советской власти я не являюсь... но являюсь противником антихристианской политики советской власти, а равно и материализма, как отрицающего идею религии» (священномученик Владимир (Пищулин). 15, С. 401); «учение материалистическое не признаю в корне и считаю его своему мировоззрению враждебным. Поэтому я не согласен с действиями коммунистической партии в нашей стране, когда она навязывает свое мировоззрение другим гражданам, мыслящим по-другому» (священномученик Владимир (Сперанский). 6, С. 140); «на все мероприятия советской власти я смотрю как на гнев Божий, и эта власть есть наказание для людей... нужно молиться Богу, а также жить в любви, – только тогда мы от этого избавимся» (преподобноисповедник Севастиан (Фомин) . 17, С. 82). Есть люди, которым кажется, что будто бы нельзя называть мучениками тех пострадавших христиан, которые выражали явное несогласие с коммунистической идеологией, критиковали её, равно как и антицерковную политику коммунистической власти. Таким людям кажется, что в этом случае священнослужители пострадали не за Христа, а за свою политическую деятельность, и, якобы, потому быть святыми не могут. Мол, если бы они просто служили литургию, то никто бы не стал их арестовывать, сажать в тюрьмы, расстреливать.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

В 1615 г. земский староста Гавриил Мякушкин при поддержке «других усердных ревнителей святого дела» обратился все к тому же митрополиту Кириллу за благословением к основанию обители на священном для горожан месте, где была обретена икона. Митрополит, видя желание их и прозревая на то Божию волю, благословил создание иноческой обители, дабы на месте сем в трудах, постах и молитвах прославлялось святое имя Господне в благодарность и память о Его великом благодеянии для Руси бывшим. Царь Михаил Федорович весьма благосклонно относился к обители, которая была основана вскоре после его восхождения на престол. Монастырь получил во владение три деревни, рыбные ловли на озере Ущемер, а также налоговые льготы. В грамоте царя Михаила Федоровича от 1619 г., значилось: «в тот Афанасьевский монастырь нашего жалованья, руги денежной и хлебной, нет, и на свечи и на ладан и на вино церковное не идет ничего же, и для того дано им под мельницу место на Ярославской и Романовской стороне. А что они лесу и дров повезут по Волге и по Мологе и по Шексне на монастырский обиход, и с того лесу мыту и пошлин имати не велено». Обитель была наделена и другими льготами: с монастырских вотчин «никаких податей и денежных всяких поборов и казачьих хлебных запасов и кормов с сошными людьми не давати, опричь ямских денег и стрелецких хлебных запасов и городового и острожного дела», монастырские крестьяне освобождались также от суда «опричь душегубства и разбоя и татьбы с поличным», право суда оставалось только за государем и за игуменом «с братьею». Кроме того, монастырь освобождался от постоя князей, бояр, воевод и ратных людей, а если кто на пир или братчину «придет пить незван, и они того незваного сошлют с двора беспенно, а не послушает и не пойдет вон и учнет у них пити силно, а учинится у них в том пиру какая гибель, и тому незваному за гибель платить вдвое без суда и без правды». По второй грамоте, от 7 мая 1623 г., обители пожаловали владения под Ярославлем, в закоторосльной стороне: деревни Иваново, Ковшово, Дикуши с 227 душами крестьян, а также рыбные ловли на озерке Ущемер и «пустыньку», где велено было устроить церковь Параскевы Пятницы и «пение уставити». В 1627 г. царю Михаилу Федоровичу была отправлена челобитная старца Варфоломея - строителя Афанасиевской обители - о том, что из монастырских людей двоих насильно взяли в целовальники «на кабаки». Служба целовальников не оплачивалась и по сути являлась обременительной повинностью. В ответ на челобитную пришла царская грамота, по которой впредь монастырских людей «в целовальники имать не велели». Ранние монастырские постройки были деревянными, обитель не раз в XVII в. выгорала в пожары. В древней летописи существует запись, что в 1658 г. «монастырь Нерукотворенного образа нашего Иисуса Христа, Афанасиевский именуем, весь погоре». Она свидетельствует о несомненной связи обители с обретенным в часовне образом Спасителя.

http://sobory.ru/article/?object=00575

«Услышана молитва твоя о чадах твоих, – возвестила Богоматерь Преподобному Сергию – неотступна Я буду от места сего и буду покрывать его». Много веков прошло с тех пор, как являлся ангел на светлом лугу боярскому мальчику с уздечкой в руках, как в дремучий бор пришел с братом отрок Варфоломей, как из Троицкого монастыря шла к Дону на победу рать великого князя Димитрия Иоанновича, как в заветную ночь стопы Царицы Небесной переступили пороги сеней смиренного игумена Сергия. Но в воздухе великолепной Троице-Сергиевой лавры, восставшей на месте первоначальной убогой обители, словно звучит еще отголосок великого обетования из уст Пресвятой Девы. Об это обетование разбились всесокрушающая сила веков и страшный натиск врага, не смогшего в течение шестнадцатимесячной осады поколебать неодолимой твердыни Сергиевой. Когда на Руси были великие смуты и междуцарствия, скопища поляков, литовцев и русских изменников осаждали Троицкий монастырь. Обитель эта оставалась последним оплотом отечества и, несмотря на все усилия осаждающих, не была взята врагами. В эти дни преподобный Сергий словно встал из своего гроба. Он являлся защитником монастыря, ободряя их, предупреждая о замыслах осаждающих. Поляки видели его по ночам, обходящим стены монастыря и кропящим их святой водой. Освободившись от осады, Троицкий монастырь стал рассылать по русскими городам грамоты, призывающие всех собраться воедино, и сообща встать на защиту отечества, для спасения России. Преподобный Сергий избрал мужа великой души, Нижегородского гражданина Минина, многократно являлся ему на молитве и повелел кликнуть клич по всей России, собрать казну и ратных людей и вырвать Москву из руки поляков... Так на своих руках игумен Сергий вынес Россию из величайшего бедствия. Все так же и теперь тянется к игумену Серию вся Русская Земля. Все так же на поклон ему высылает усердных ходоков своих всякая русская область, всякое жилое место. Только тогда погаснут тихие, негасимые огни у его раки, когда погаснет последнее русское сердце.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

– Господи, благослови наше жительство здесь! Прошли годы. Одинокая келья Варфоломея разрослась в Троицкий монастырь. По всей Руси прошла слава про святого игумена Сергия. Все шире тропа, пролагаемая по лесу идущими к игумену людьми. А он все тот же смиренный и тихий, все с той же к себе самому строгостью. Под ночь обойдет все кельи, остановится у оконца, прислушается. Если монах поет псалмы, поблагодарит Бога и пойдет дальше. Если занят он праздной беседой, стуком в оконце напомнит монахам о необходимой для них сосредоточенности. Обойдя монастырь, уединится у себя, станет вплоть до заутрени на ночную молитву... Когда только спит?.. Как чистый пламень, подымается к небу благоуханная молитва игумена Сергия. Молится о помощи Божией в духовном подвиге своем, о том, чтоб угождала Богу брань обители, чтоб благословил Бог Русскую Землю. И еще все та же, все та же в летах отроческих начавшаяся молитва – о спасении Руси от неволи. А там заутреня. Дружным хором славословят Бога иноки Троицкой обители. Свечей нет, нет лампад. В убогой церковке с дымом и треском светит лучина. Но жарче огня горят сердца молящихся. А там литургия. Бедные ризы, деревянные сосуды. И видят порою сослужащие игумену Сергию, как ангелы витают вокруг престола, как, при освящении Святых Даров, благодатный огонь нисходит на Святую Чашу. Труд. Тяжелый труд. То трудится преподобный в швейной, изготовляя одежду и обувь для братии, то подолгу месит в кадках тяжелое хлебное тесто, то носит на коромысле воду из-под горы на монастырский холм. Заходит солнце. Снова ночь одевает Троицкий монастырь. И опять из глубины этой русской ночи крылатые ангелы возносят к великому престолу дерзновенную, неотступную и великую молитву игумена Сергия о помощи в подвиге, о Троицком монастыре, о земле родной, о ее свободе... Ярко блещет солнце на ратных доспехах. Всюду меж деревьев люди из московской дружины. Роскошь и блеск убранства соратников, сопровождающих великого князя, хотя и в смиренном виде прибывшего сюда, ярко отражается на стене из старых сосен, на бревенчатых постройках. Величественно и гордо, как бы не раз побывавшее в счастливой битве, подымается к небу, колышется при легком ветерке великокняжеское белое знамя с ликом Спасителя...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1938), Тимофей Изотов (8 февр. 1938), Николай Мезенцев (14 февр. 1938), Иоанн Блюмович (13 апр. 1938), преподобномученики Варфоломей Ратных (10 февр. 1938), Владимир (Пищулин ; 10 февр. 1938), Антоний (Корж ; 14 марта 1938), мч. Димитрий Спиридонов (29 нояб. 1938) и др. Одним из последних 12 февр. 1945 г. погиб от голода в исправительно-трудовом лагере мч. Стефан Наливайко . К 1941 г. все правосл. храмы К., кроме Всехсвятского на Новом городском кладбище в Симферополе (принадлежал обновленцам), были закрыты. Прот. Николай Доненко, В. Г. Пидгайко 1941-1944 гг. В условиях нем. оккупации с нояб. 1941 г. фактическое руководство приходами РПЦ в К. осуществлял церковный отдел Симферопольской городской управы во главе с выпускником КДА А. Семёновым. С первых же дней существования этот подотдел повел борьбу с бывш. обновленцами, принуждая их к публичному раскаянию перед прихожанами в грехе раскола. В К. не было правосл. архиерея, с духовенством пытался наладить контакт назначенный в авг. 1942 г. епископ Екатеринославский и Мелитопольский Димитрий (Маган) . Не позднее сент. 1942 г. крымские приходы взял под свое окормление хиротонисанный 21 июля 1942 г. во епископа Херсонского Серафим (Кушнерук) (с дек. 1942 епископ Мелитопольский и Таврический), принадлежавший к Автономной УПЦ. К кон. 1942 г. в Симферополе действовали 5 храмов РПЦ. Существовала обновленческая Крымская епархия, к-рой принадлежал кладбищенский Всехсвятский храм в Симферополе. Его настоятелем в 1941 г. стал бывш. обновленческий «епископ» Викентий Никипорчик, которого ранее обновленческое руководство неоднократно запрещало в служении за аморальность: он оставлял церковную деятельность, с июля 1938 по янв. 1939 г. находился под арестом (ГАРК. Ф. Р-4808. Оп. 1. Д. 2989). После начала войны Никипорчик снова объявил себя епископом, вел переговоры с иерархами УАПЦ, проводил совместные богослужения с автокефалистскими клириками. После того как в Симферополь приехал еп. Серафим, обновленцы К. начали терять паству. В авг. или сент. 1942 г. от Викентия отошла кладбищенская церковь; ее клирики, прот. Николай Швец и свящ. Стефан Шпаковский, были приняты через покаяние в юрисдикцию еп. Серафима. Никипорчик, пользуясь поддержкой нем. чиновников, обустроил новый храм Всех святых в Симферополе, получил в городе храм святых Константина и Елены, попытался организовать приход в Мелитополе. Однако в окт. 1942 г. он был арестован за то, что крестил евреев (его дочь была замужем за евреем), и вскоре казнен. По сходному обвинению в 1942 г. был казнен прот. Николай Швец, однако позже прот. Архангельский в докладе в Московскую Патриархию утверждал, что прот. Н. Швец был казнен за чтение в своем храме воззвания патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) .

http://pravenc.ru/text/2462085.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВАРФОЛОМЕЙ (РАТНЫХ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru 13 июля 1937 года арестован по обвинению в " контрреволюционной клеветнической агитации, направленной против советской власти " . При обыске были найдены письма религиозного содержания. Власти сочли их контрреволюционными. На допросах следователь требовал назвать фамилии корреспондентов, но о.Варфоломей был тверд и никого не назвал. Свои слова о том, что " народ плачет от скорби, приключенной ему от советской власти " не признал контрреволюционной агитацией, а смело заявил следователю: " Ведь это же сущая правда, говорю, что есть, что вижу " . Власти добились нужных им показаний от Терентия Ивановича Сушко, у которого проживал о.Варфоломей. 10 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила отца Варфоломея к расстрелу. Расстрелян 10 февраля 1938 года в Симферополе и погребен в безвестной общей могиле. В 1998 году был канонизирован Священным Синодом Украинской Православной Церкви как местночтимый святой Крымской епархии. Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания в августе 2000 года на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви Использованные материалы Редакция текста от: 02.12.2014 20:31:01 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13671241.h...

В Симферополе открылась выставка, посвященная новомученикам ХХ века Симферополь, 28 февраля 2010 г. 23 февраля в Выставочном зале Крымского дома художников открылась выставка «Сломанная судьба». Она посвящена подвигу новомучеников Русской Православной Церкви, передает Седмица.Ru . Экспозицию составили документы и фотографии из архивов Службы безопасности Украины. На выставке представлены материалы, рассказывающие о жизни и подвиге архиепископа Семипалатинского Арсения (Смолянца), а также священномучеников епископа Симферопольского и Крымского Порфирия (Гулевича), иеромонаха Варфоломея (Ратных), иеродиакона Антония (Коржа), священников Иоанна Блюмовича, Андрея Косовского, а также священника Елеазара Спиридонова и его брата Димитрия Спиридонова. Все они стали жертвами репрессий 30-х годов ХХ века. Выставку организовали протоиерей Николай Доненко, автор серии жизнеописаний новомучеников Крыма и Украины, а также коллектив издательства «Нижняя Opiahдa» и сотрудники архива Крымского управления СБУ. Организаторы предполагают, что выставка «Сломанная судьба» станет постоянно действующей. 28 февраля 2010 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/34285.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Симферополе открылась выставка, посвященная новомученикам ХХ века 27.02.2010 23 февраля в Выставочном зале Крымского дома художников в Симферополе открылась выставка «Сломанная судьба». Она посвящена подвигу новомучеников Русской Православной Церкви. Экспозицию составили документы и фотографии из архивов Службы безопасности Украины. На выставке представлены материалы, рассказывающие о жизни и подвиге архиепископа Арсения (Смолянца) , а также священномучеников епископа Порфирия (Гулевича) , иеромонаха Варфоломея (Ратных) , иеродиакона Антония (Коржа), священников Иоанна Блюмовича, Андрея Косовского, а также священника Елеазара Спиридонова и его брата Димитрия Спиридонова. Все они стали жертвами репрессий 30-х годов ХХ века. Выставку организовали протоиерей Николай Доненко, автор серии жизнеописаний новомучеников Крыма и Украины, а также коллектив издательства «Нижняя Opiahдa» и сотрудники архива Крымского управления СБУ. Организаторы предполагают, что выставка «Сломанная судьба» станет постоянно действующей. Седмица.Ru Редакция текста от: 27.02.2010 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/7971.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010