36 И вот, мы ныне рабы; на той земле, которую Ты дал отцам нашим, чтобы питаться ее плодами и ее добром, вот, мы рабствуем. 37 И произведения свои она во множестве приносит для царей, которым Ты покорил нас за грехи наши. И телами нашими и скотом нашим они владеют по своему произволу, и мы в великом стеснении. 38 По всему этому мы даем твердое обязательство и подписываем, и на подписи печать князей наших, левитов наших и священников наших. 10 1 Приложившие печати были: Неемия-Тиршафа, сын Гахалии, и Седекия, 2 Сераия, Азария, Иеремия, 3 Пашхур, Амария, Малхия, 4 Хаттуш, Шевания, Маллух, 5 Харим, Меремоф, Овадия, 6 Даниил, Гиннефон, Варух, 7 Мешуллам, Авия, Миямин, 8 Маазия, Вилгай, Шемаия: это священники. 9 Левиты: Иисус, сын Азании, Биннуй, из сыновей Хенадада, Кадмиил, 10 и братья их: Шевания, Годия, Клита, Фелаия, Ханан, 11 Миха, Рехов, Хашавия, 12 Закхур, Шеревия, Шевания, 13 Годия, Ваний, Венинуй. 14 Главы народа: Парош, Пахаф-Моав, Елам, Заффу, Вания, 15 Вунний, Азгар, Бевай, 16 Адония, Бигвай, Адин, 17 Атер, Езекия, Азур, 18 Годия, Хашум, Бецай, 19 Хариф, Анафоф, Невай, 20 Магпиаш, Мешуллам, Хезир, 21 Мешезавел, Садок, Иаддуй, 22 Фелатия, Ханан, Анаия, 23 Осия, Ханания, Хашшув, 24 Лохеш, Пилха, Шовек, 25 Рехум, Хашавна, Маасея, 26 Ахия, Ханан, Анан, 27 Маллух, Харим, Ваана. 28 И прочий народ, священники, левиты, привратники, певцы, нефинеи и все, отделившиеся от народов иноземных к закону Божию, жены их, сыновья их и дочери их, все, которые могли понимать, 29 пристали к братьям своим, к почетнейшим из них, и вступили в обязательство с клятвою и проклятием - поступать по закону Божию, который дан рукою Моисея, раба Божия, и соблюдать и исполнять все заповеди Господа Бога нашего, и уставы Его и предписания Его, 30 и не отдавать дочерей своих иноземным народам, и их дочерей не брать за сыновей своих; 31 и когда иноземные народы будут привозить товары и все продажное в субботу, не брать у них в субботу и в священный день, и в седьмой год оставлять долги всякого рода.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/459/...

  Что величественнее Царства Небесного и что незначительнее зерна горчичного? Как же безграничное Царство Небесное уподобляется здесь ограниченному и ничтожному зерну горчичному? Но если мы поглубже вникнем, что такое Царство Небесное и что такое горчичное зерно, то увидим, как прекрасно и вполне естественно было уподобить их одно другому. Что такое Царство Небесное, как не Христос? Разве не говорил Он о самом Себе: " Вот, Царствие Божие внутрь вас есть " (Лук. 17: 21)? Что же больше Христа по Божеству? Вот как изображает пророк Его величие: " Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним. Он нашел все пути премудрости и даровал ее рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю. После того Он явился на земле и обращался между людьми " (Варух. 3: 36–38). Говорит о Нем и Исайя в подобных же выражениях. Как именно говорит он? " Труды Египтян и торговля Ефиоплян, и Савейцы, люди рослые, к тебе перейдут и будут твоими; они последуют за тобою, в цепях придут и повергнутся пред тобою, и будут умолять тебя, говоря: у тебя только Бог, и нет иного Бога. Истинно Ты Бог сокровенный, Бог Израилев, Спаситель " (Ис. 45: 14, 15). Такой же точно смысл имеют и слова блаженного Петра: " Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись " (Деян. 4: 12). Что же незначительнее Христа в та­инстве воплощения? Вот как, например, Давид говорит о том, что Он был ниже ангелов: " Что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его " (Пс. 8: 5, 6). А что эти слова Давида относят­ся ко Христу, это поясняет Павел, говоря: " За претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами " (а умаленнаго малым чим от ангел видим Иисуса, за приятие смерти) (Евр. 2: 9). Точно так же и сравнительно с людьми Он казался ничтожным. В самом деле, что говорит Исайя? " Нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему… Он был презрен и умален пред людьми " (Видехом его и не имяше вида, ни доброты, но вид его безчестен, умален паче всех сынов чело­веческих) (Ис.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Иисус Сын Сирахов учит: «Милость даяния да будет ко всякому живущему, но и умершего не лишай милости“ (7: 36). В книге Товит читаем: «Раздавай хлебы при гробе праведных, но не давай грешникам“! (4: 17). Говорится: «не давай грешникам“, ибо они не помолятся об умершем, а если и помолятся, то Бог молитвы их не примет, как людей, очевидно, не раскаявшихся в своих грехах ( Притч. 15: 29 . Исаии 1: 15). Пророк Варух так молится об умерших Израильтянах, чтобы Господь услышал их молитвы о себе: «Господи Вседержителю, Боже Израиля! Услышь молитву умерших Израиля и сынов их, согрешивших пред Тобою, которые не получили гласа Господа Бога своего, за то и постигли нас бедствия. Не вспоминай неправд отцев наших, но вспомни руку Твою и имя Твое в сие время, ибо Ты – Господь Бог наш, и мы прославим Тебя, Господи“ (3: 4–6). Когда в одном сражении пало много воинов иудейских, вследствие осквернения взятыми из капищ вещами, что закон запрещал делать, то бывшие с Иудою Маккавеем «обратились к молитве, прося, да будет совершенно изглажен содеянный грех; а доблестный Иуда увещевал народ хранить себя от грехов,. видя своими глазами, что случилось по вине падших. Сделав же сбор по числу мужей до двух тысяч драхм серебра, он послал в Иерусалим, чтобы принесть жертву за грех, и поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении, ибо если бы он не надеялся, что падшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвых. Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда, – какая святая и благочестивая мысль! – посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха“ ( 2Мак. 12: 39–45 ). 9) Ha чем основывают христиане возможность и обязательность молитв и милостыни за умерших? Прежде всего новозаветная Церковь основывает свои молитвы и милостыни за умерших на приведенных примерах, бывших в Церкви ветхозаветной. Если подзаконные люди, ожидавшие своего Избавителя, молились об умерших, то мы, христиане, искупленные Христом и живущие уже «не под законом, а под благодатию“ ( Рим. 6: 14 ), имеем еще большее дерзновение в этой молитве, ибо мы «приняли Духа усыновления, Которым взываем: Авва, Отче! Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы дети Божии“ ( Рим. 8: 15–16 ). Сам Христос обещал нам: «если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю“ ( Иоан. 14: 13–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Мы не услышим от пророков, что власти могут назначаться диаволом. Исайя пророчествует, что Сам Господь воздвигнет язычника Кира для того, чтобы он возвратил плен Израиля. Этот нечестивец, не знающий своего Властелина, тем не менее называется помазанником, которого Бог держит за правую руку, чтобы покорить ему народы ( Ис.45:1 ). И далее Сам Вседержитель взывает против нечестивцев, желающих ограничить Его могущество пределами православного царства: «Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня Я препоясал тебя, хотя ты (Кир) и не знал Меня, дабы узнали все от восхода солнца до запада, что нет кроме Меня; Я Господь, и нет иного. Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я Господь делаю это» ( Ис.45:6–7 ). Только Он один управляет ВСЕМИ царствами, республиками, империями и народами. Его могучая мышца воздвигает царей и президентов и низлагает в соответствии с Его Собственными замыслами и целями. Например, Он повелел Илье помазать Азаила в цари над Сирией ( 3 Цар. 19,15 ) для отмщения Израилю за нарушенный Завет, хотя Азаил был вовсе не православный царь. Навуходоносор, царь Вавилонский, разрушил Иерусалим, сжег храм Бога Живого, сверг помазанника Божия и уничтожил правоверное Иудейское царство. И тем не менее он называется Писанием рабом Господа Саваофа ( Иер.25:9 ), его поход был совершен по прямому повелению Творца, а его защитники – патриоты независимой Иудеи грешили, воюя против него и отстаивая свою независимость. Более того, пророк Варух писал пленникам, чтобы они послали в Иерусалим серебро и там, на развалинах Храма, принесли жертвы и молитву за Навуходоносора (разрушителя его) и сына его Валтасара, чтоб дни их были как дни неба ( Вар.1:10–13 ). Учитель же Варуха, пророк Иеремия также писал пленникам от лица Божия: «Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев, всем пленникам, которых Я переселил из Иерусалима в Вавилон: стройте домы и живите в них, и разводите сады и ешьте плоды их… сыновьям своим берите жен и дочерей своих отдавайте в замужество, чтобы они рождали сыновей и дочерей, и размножайтесь там, а не умаляйтесь; и заботьтесь о благосостоянии города, в который Я переселил вас, и молитесь за него Господу; ибо при благосостоянии его и вам будет мир» ( Иер.29:4–7 ).

http://azbyka.ru/apokalipsis/iskusheniya...

Иер. 36 :7. Может быть, падет молитва их пред Лицем Господним, и отвратятся от пути своего злого, ибо велики ярость и гнев Господа, которые Он объявил на народ сей. Иер. 36 :8. И Варух, сын Нирии, сделал все, что заповедал ему Иеремия пророк, чтобы прочесть в книге слова Господни в доме Господнем. Иер. 36 :9. В пятый год Иоакима, царя Иудейского, в девятый месяц, заповедали 860 пост пред Лицем Господним всему народу в Иерусалиме и всему народу, пришедшему из городов Иудейских в Иерусалим. Иер. 36 :10. И прочитал Варух в книге слова Иеремии, в доме Господнем, в доме Гамарии, сына Сафана писца, в верхнем дворе, при входе в новыя ворота дома Господня, в слух всего народа. Иер. 36 :11. И услышал Михей, сын Гамарии, сына Сафана, все слова Господни из книги, Иер. 36 :12. И сошел в дом царя, в комнату писца, где 861 все князья сидели: Елисам писец, и Далея, сын Селемии, и Наоан, сын Аховора, и Гамария, сын Сафана, и Седекия, сын Анании, и все князья. Иер. 36 :13. И пересказал им Михей все слова, которыя он слышал, когда Варух читал в слух народа. Иер. 36 :14. И послали все князья к Варуху; сыну Нирии, Иудина, сына Нафании 862 , сына Селемии, сына Хусии, говоря: книгу, которую ты читаешь в слух народа, возьми в руку свою и приди. И взял Варух, сын Нирии, книгу в руку свою и сошел к ним. Иер. 36 :15. И сказали ему: опять прочти нам в слух. И прочитал Варух в слух им. Иер. 36 :16. И когда они выслушали все слова, стали совещаться друг с другом и сказали Варуху: мы непременно перескажем царю все слова эти. Иер. 36 :17. И спросили Варуха: как 863 ты написал все слова эти? Иер. 36 :18. И сказал Варух: устами своими Иеремия произносил мне все слова сии, а я вписал в книгу. Иер. 36 :19. И сказали князья Варуху: иди и скройся, ты и Иеремия, и пусть никто не знает, где вы. Иер. 36 :20. И вошли к царю во дворец, а книгу отдали на хранение в дом писца Елисама, и пересказали царю все слова эти. Иер. 36 :21. И послал царь Иудина взять книгу. И он взял ее из дома Елисама писца, к читал Иудин в слух царя и в слух всех князей, стоявших подле царя.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Сол. 2:23–24; 1Кор. 15:53 ; 2Кор. 4:10–11 ; Мф. 27:53 ; 2Тим. 1:8–10 ; Мф. 9:21, 14–36 ; Деян. 19:12 ; Деян. 5:12–15 . Останки святых почитались еще в Ветхом Завете: Быт. 50:1–13 ; Исх. 13:19 ; как почитались и их могилы и памятники: 4Цар. 23:1–18 ; Мф. 23:29 . Тела христиан вообще, а святых угодников Божиих в особенности суть «члены Христовы», они «храмы живущего в них Св. Духа»: 1Кор. 6:15–17 ; Иоан. 6:56 ; 1Кор. 6:19–20 . Тела святых сохраняются нетленными: Сир. 49:12 ; Псал. 33:21 ; 4Цар. 13:20–21 ; Мф. 27:52–53 . Господь творит чрез мощи святых великие чудеса: Сир. 48:12–15 ; 4Цар. 13:20–21 . Как чрез одежду Христа, так и чрез одежду Его друзей, святых угодников Божиих, творились великия чудеса: Мф. 14:36 ; 4Цар. 2:8, 14 ; Лук. 8:43–48 ; Деян. 19:11–12 . Даже тень апостола Петра подавала исцеление больным: Деян. 5:15 . Тем более могут совершаться и, действительно, всенародно совершаются великие чудеса от мощей святых угодников, «друзей» Божиих. 5. О молитве за умерших. При рассмотрении последнего пункта сектантского лжеучения относительно единства Церкви земной и небесной, а именно – о молитве за умерших, мы также видим, что сектанты противоречат Св. Писанию, хотя и стараются обосновать на нем свое учение. Православная Церковь , как «столп и утверждение истины " ( 1Тим. 3:15 ), по этому вопросу учит так, как повелевает нам слово Божие, ни в чем не нарушая заповедей Божиих. Вознося молитвы за умерших, Святая Церковь признает, что они умерли только телом, душою же живы. «А живем ли, для Господа живем; умираем ли, для Господа умираем: и потому живем ли или умираем, всегда Господни. Ибо Христос для того и умер и воскрес и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми» ( Рим. 14:8–9 ). Молиться за умерших установлено было еще в ветхозаветные времена. Иисус, сын Сирахов, пишет: «Милость даяния да будет ко всякому живущему, но и умерших не лишай милости» ( Сирах. 7 :З6). Пророк Варух молился за умерших так: «Господи Вседержителю, Боже Израиля! услышь молитву умерших Израиля ги сынов их, согрешивших пред Тобою» ( Варух 3:4 и далее).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

2). Желая ободрить тех, кто внимали его пророчествам и видели неминуемое уничтожение всей страны, Иеремия совершает еще одно символическое действие - выкупает у своего родственника Анамеила родовую собственность, поле в Анафофе. Составив по всем правилам «купчую запись», он при свидетелях передал ее «Варуху, сыну Нирии» (Иер 32. 9-12). Варух по его указанию должен был положить эту купчую в глиняный сосуд, чтобы она оставалась «там многие дни». Этим Иеремия показывает соплеменникам, что Господь не навсегда опустошает Св. землю: придут дни, когда «дома и поля и виноградники будут снова покупаемы в земле сей» (Иер 32. 15). Вслед за годами наказания, вызванного отступничеством избранного народа от Бога и идолослужением, последует восстановление народа, когда Господь соберет его «из всех стран» и заключит с ним вечный завет (Иер 32. 37, 40). Бог не только может навести «на народ сей все это великое зло», но и может облагодетельствовать его еще больше, чем раньше (Иер 32. 42): жизнь снова войдет в свое русло, люди будут «покупать поля за серебро и вносить в записи» в той земле, к-рая долгое время считалась пустыней (Иер 32. 44). Во дни, когда Господь соберет Свой народ, Он возрастит «Давиду Отрасль праведную» - Мужа, Который «будет производить суд и правду на земле» (Иер 33. 15). Воздав притеснителям Израиля, Бог возвратит Свой народ «на пажить его» (Иер 50. 19). Когда войска Навуходоносора осаждали Иерусалим, его жители во главе с царем Седекией заключили завет с Богом, последовав призыву прор. Иеремии, решили дать свободу рабам-единоплеменникам, «чтобы никто из них не держал в рабстве Иудея, брата своего» (Иер 34. 9); это было исполнением заповеди, данной Господом Моисею после исхода из Египта (Исх 21. 2). Однако через нек-рое время многие из тех, кто совершили этот благой поступок, раскаялись в нем и «стали брать назад рабов и рабынь, которых отпустили на волю» (Иер 34. 11). Иеремия выступил с обличением неискренности этого обращения к Богу перед лицом смертельной опасности: нарушившие первоначальное обещание «обесславили имя» Божие, лишив своих братьев свободы и поступив с ними немилосердно, и за это Господь объявляет им «свободу подвергнуться мечу, моровой язве и голоду» (Иер 34.

http://pravenc.ru/text/293622.html

После гибели царя Иосии в совершенно не нужной войне с египетским фараоном на иерусалимском престоле уже не было достойных людей. В 36-ой гл. описано, как ученик Иеремии Варух приносит нечестивому сыну Иосии Иоакиму свитки с очередным предупреждением о неотвратимой гибели Израиля, если не будет веры и покаяния; царю их читают, затем прочитанный фрагмент он отрезает ножичком и бросает в огонь. (К этому времени казнен сподвижник Иеремии пророк Урия, а сам он скрывается от царского гнева.) Но Иеремию такая реакция не удивляет: ты дерзко сжигаешь слова Божии - ну что ж, и Он сожжет тебя в огне. " Не надейтесь на обманчивые слова: " здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень " ... Как! Вы крадете, убиваете и прелюбодействуете, и клянетесь во лжи, и кадите Ваалу ... и потом приходите и становитесь ...в доме сем, над которым наречено имя Мое, и говорите: " мы спасены! " , чтобы впредь делать все эти мерзости!... отвергну вас от лица Моего, как отверг всех братьев ваших... "/7, 4,9,10,15/. Иоакима и его недолговечных преемников успокаивали придворные пророки, которых цари, по-видимому, стали себе заводить в противовес " безродным " обличителям. Пророки от имени того же Ягвэ говорили царям то, что ласкало бы их слух, и благословляли на все их замыслы/впрочем, не неся за это ответственности и сбегая в случае беды/. О них говорит Иеремии Сам Ягвэ: " пророки пророчествуют ложное именем Моим. Я не посылал их ... и не говорил им; они возвещают вам видения ложные, и гадания, и пустое, и мечты сердца своего... "/14, 14/. Как истинный пророк, Иеремия всегда говорил вопреки досужим мнениям, он видел всегда дальше, и будучи популярен в народе, терпел не только издевательства и пытки от царедворцев, но горделивое и от того в трагических обстоятельствах тех лет нелепое непонимание со стороны официального священства и вышеупомянутых " пророков " . В самые благополучные с политико-экономической точки зрения годы, посреди веселья, он неустанно предостерегал от надвигающейся катастрофы, а при последних царях прямо предсказывал семидесятилетний плен.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2171...

Термин «апокриф», означающий «неканонический» был введен Иеронимом (346/347420), который уверял, что книги, входящие в Септуагинту и латинскую Библию , но не входящие в иудейский Ветхий Завет должны считаться апокрифическими 28 . Харрисон добавляет: «Этими книгами не стоит пренебрегать, поскольку они были великими современниками большого потока иудейской национальной литературы. В то же время, они не могут служить основанием для развития христианского учения. В лучшем случае это – дополнительная литература вдохновляющего характера» 29 . Протестантские богословы последовали традиции Иеронима. Римско-католические и Православные ученые 30 приняли традицию Августина (354430), молодого современника Иеронима, который выступал за включение апокрифических книг в канон Ветхого Завета. На Соборе в Тренте, который был организован в 1546 году Римской Католической Церковью в ответ на заявления Протестантской Реформации, был принят более широкий канон Августина 31 . В Новом Завете мы встречаем прямые цитаты большинства ветхозаветных книг. Исключение составляют Иисус Навин, Судьи, Руфь, 4 книга Царств, 1 и 2 книги Паралипоменон, Ездра, Неемия, Эсфирь, Экклезиаст, Песнь Песней, Плачь Иеремии, Авдий, Наум и Софония. Это говорит о том, что ни одна апокрифическая книга не объявляется богодухновенной. Единственные цитаты из Успения Моисея (ст. 9) и книги Еноха (ст. 14) в Послании Иуды не означают, что он верил в их богодухновенность. Таким же образом греческие поэты, процитированные Павлом (Арат, Менандр и Епименид) в Деяниях 17:28,1 Послании к Коринфянам 15:33 и Послании к Титу 1:12 не становятся богодухновенными только потому, что процитированы на страницах Нового Завета. Книги, которые входят в Септуагинту (LXX), но отсутствуют в иудейской Библии, Брюс называет «дополнительными» 32 . Среди них Юдифь, Товит, расширенная редакция книг Эсфирь, Мудрость Соломона, Сирах, Варух, Послание Иеремии, расширенная редакция Даниила и книги Маккавейские. Известные списки третьего-четвертого веков также включают эти книги. Синайский кодекс (IV век) включает в Ветхий Завет книги Товит, Юдифь, 1 и 4 Маккавейские, Мудрость Соломона и Сирах. Ватиканский кодекс (IV век) включает Мудрость, Сирах, Юдифь, Товит, Варух и Послание Иеремии. Александрийский кодекс (V век) включает Варух, Послание Иеремии, Товит, Юдифь, книги Маккавейские, Мудрость Соломона и Сирах. Почему же эти книги оказались в одном собрании с книгами Священного Писания ?

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Другим людям пророки передавали получаемые от Бога откровения тремя способами: посредством устной проповеди , посредством символических действий и посредством записи. Первый способ был общим для всех пророков. Устная проповедь пророков требовала внешнего фактического выступления пророка в среду народа, вообще тех, к кому относилось слово Господне. 4 «Пойди, и скажи этому народу» – говорил в видении Господь Исаии ( Ис.6:9 ); «иди и возгласи в уши Иерусалима», – повелел Господь Иеремии в Анафофе ( Иер.2:1 ); и пророки шли и пропове- довали. Они были народными ораторами и странствующими проповедниками. Площади Иерусалима чаще всего оглашались их вдохновенными речами, а потом – двор храма; кроме того пророки смело входили и в царский дворец ( Иер.22:1 ), и в палаты вельмож ( Ис22:15 ). Предпринимали они пророческие путешествия и по городам Иудейским и Израильским ( Иер.11:6 ; Амос.7:10–15 ). Пр. Иона путешествовал для пророческой проповеди даже в Ниневию, столицу Ассирии. Иногда с устным словом пророки соединяли символические действия; так, напр., пр. Исаия три года ходил наг и бос в предзнаменование позорного рабства Египтян и Ефиоплян, которых царь Ассирийский погонит в плене босыми и нагими ( Ис.20:1–6 ); пр. Иеремия носил на шее ярмо в знак порабощения Иудеев и других народов царем Вавилонским ( Иер.27:2 и др.), и мн. др. Это второй способ сообщения пророками откровений Божиих людям. Символические действия пророков имели целью привлечь внимание жестоковыйного народа, к грозным определениям Господа, запечатлеть в представлении непокорных неизменность этих определений; часто в символических действиях пророки пред глазами всех сами переживали то, что должно было случиться со всеми. В предотвращение неправильного толкования символических Действий пророки сопровождали их словесными изъяснениями. Третий, письменный способ передачи откровений Божиих пророки употребляли не все, а только те, которые особенно были способны к тому, и только тогда, когда устно не было возможности сообщить откровение данному лицу (см. 2Пар.21:12–15 и Иер.36:5–8 и 10), или когда по существу своего содержания пророческое откровение имело значение для всего народа Божия и особенно для будущих поколений верующих всех времен, каковы по содержанию все пророческие книги. При этом, конечно, всегда пророки руководимы были внушением Св. Духа. В большинстве пророческих книг, за исключением книг пр. Ионы, Наума, Аввакума и Даниила, содержатся те же самые речи, которые пророки произносили и устно, но которые потом обработаны были пророками и записаны или ими самими, или их учениками, напр., речи пр. Иеремии записывал ученик его Варух ( Иер.36 :4.32) § 6. Число пророков писателей и перечисление пророческих книг; порядок расположения этих книг библейский и хронологический

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010