Афанасия Александрийского, в 33-м стихотворении Григория Богослова, в послании Амфилохия к Селевку, в 4-м огласительном поучении Кирилла Иерусалимского и в творениях Евсевия Кесарийского и Епифания Кипрского.    Первый православно-восточный памятник из рассматриваемого периода о ветхозаветном каноне представляет 60-е правило Лаодикийского (ок. 350 г.) собора. Оно читается так: «читати подобает книги ветхого завета: 1) Бытие мира, 2) Исход из Египта, 3) Левит, 4) Числа, 5) Второзаконие, 6) Иисус Навин, 7) Судии, Руфь:8) Есфирь, 9) Царств первая и вторая, 10) Царств третья и четвертая, 11) Паралипоменон первая и вторая, 12) Ездры первая и вторая, 13) книга Псалмов ста пятидесяти, 14) Притчи Соломона, 15) Екклезиаст, 16) Песнь Песней:17) Иов:18) Дванадесять пророков, 19) Исайя, 20) Иеремия, Варух, Плач и Послание, 21) Иезекииль, 22) Даниил. Сии книги подобает в церкви чести, как определенные и означенные правилом (κανν), как псалмы и книги Священные.» Итак, канон Лаодикийского собора вполне сходен с Оригеновым счислением и лишь поясняет его. Всем каноническим книгам подведен точный счет: 22 книги, для достижения чего соединяется несколько книг в одну. Число 22 и неупоминание о неканонических книгах, кроме Варуха и послания Иеремии, ясно сходствуют с Мелитоновым и Оригеновым исчислениями и еврейским каноном. Упоминание о книге Есфирь пополняет Мелитонову эклогу, а о 12 малых пророках Оригенову и таким образом восстановляется цельный иудейско-христианский канон.    Очень сходно с этим перечнем исчисление ветхозаветных книг в 39-м послании св. Афанасия о праздниках. Оно читается так: «изволися мне... сначала по ряду изложити, какие книги приняты в канон, преданы и веруются быти божественными... Итак, всех книг ветхого завета двадесять две, ибо столько же, как я слышал, и букв в употреблении у евреев. По порядку же и по именам оные суть следующие: во-первых, Бытие, потом Исход, далее Левит, посем Числа, и наконец Второзаконие; за сими следует Иисус Навин, Судии и потом Руфь; далее по порядку четыре книги Царств, из коих как первая и вторая считаются за одну книгу, так равно третья и четвертая за одну, после сих Паралипоменон первая и вторая, также считается за одну книгу; далее Ездры первая и вторая также за одну; после сих книга Псалмов, и потом Притчи, потом Екклезиаст, и Песнь Песней.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

Др. традиции, связанные с И., сохранили жившие в Египте иудеи. Из «записей пророка Иеремии» (2 Макк 2. 1) известно, что пророк не только предостерегал от забвения закона и призывал иудеев «не заблуждаться мыслями» перед изображениями языческих богов, но и приказывал взять с собой огонь жертвенника (2 Макк 2. 1-3), который сохранился до времени Неемии, когда от него вновь был зажжен огонь в алтаре. Кроме того, пророк «по бывшему ему Божественному откровению» взял с собой скинию, ковчег и жертвенник и спрятал их в пещере на горе Нево, где священные предметы должны были храниться, «доколе Бог, умилосердившись, не соберет сонма народа» «и явится слава Господня и облако, как явилось при Моисее, как и Соломон просил, чтобы особенно святилось место» (2 Макк 2. 4-8). Прор. Даниил сообщает, как он прочитал в Книге прор. Иеремии о 70 годах плена (Иер 25. 11; 29. 10), которые им истолкованы как 70 седмин (Дан 9. 2, 24). Мн. аллюзии на Книгу прор. Иеремии встречаются в 4-й книге Ездры (4 Ездр 1. 4-6, 25-26, 30-33; 2. 1, 18-19, 31; 15. 10-11, 23, 28-29, 57; 16. 9). Во время земной жизни Иисуса Христа иудеи ожидали воскресения И. из мертвых (Мф 16. 14). В апокрифах и экзегетической литературе В первые века по Р. Х. возник ряд апокрифических писаний, сохранивших предания о судьбе И. и его секретаря Варуха. К этим произведениям относятся Апокалипсисы Варуха (сирийский (100-120 гг. по Р. Х.) и греческий (II в.), к-рые позднее были отредактированы христианским автором), а также созданные в 1-й трети II в. Паралипоменоны Иеремии (об этих произведениях см. в ст. Варух ). Интерес иудеев к И. особенно очевиден после разрушения храма в 70 г. и до поражения восстания Бар-Кохбы (135), а также неск. десятилетий после этого события. Пророчества И. о катастрофе, постигшей Иудею в результате иноземного завоевания, понимаются также как предсказания более позднего по времени рим. завоевания, при этом сохраняются ожидания, что предреченные в древности пророком спасение и восстановление страны осуществятся и после разгрома, учиненного новыми завоевателями.

http://pravenc.ru/text/293630.html

Иерей (тайно во время пения антифона и ектений) молитву: Твое бо яко во истину (см. окончание 3-ей молитвы в Триоди). Присоединяя и эту: (нашу см. с. 39 и 270; 7-ая в Московском Служебнике Боже великий и вышний, един имеяй. Возглас после (просительной) ектении: Яко благ и человеколюбец. 14 . – Верхная кафедра (вероятно иереи поднимаются на горнее место). Диакон: Вонмем. Иерей: Мир всем. Диакон: Премудрость. Чтения: Исайи 63,15 : Призри с небес, Господи, и посмотри. Иерем. (Варух) 4,21: ...Дерзайте, дети. Даниил 9,15: Господи Боже наш, изведший. 15 . – Выход на «емвон» 604 при пении отпустительного : Благословенеси Христе Боже наш, иже премудры, трижды. Слава: Приидите людие, триипостасному Божеству. 16 . – Иерей: Мир всем. Диакон: Главы нашя Господеви приклоним. Иерей: (молитву главопреклонную Служебника; наша см. с. 43 и 270) Господи Боже наш, приклонивьш небеса. 17 . – Диакон: Премудрость. Народ: Благословите, святые. Иерей: Сьш благословен Христос, Бог наш, всегда, ныне. Все: Утверди Боже царей наших. 18 . – Чтение катехизиса «Отца» ( Феодора Студита вероятно). Вопреки некоторым аномалиям (великая и малая ектения вместе в начале Вечерни, чтения между просительной ектенией и молитвой главопреклонения), схема этой Вечерни в основном соответствует верно порядкам Песненного последования: первый и восьмой антифон (с Пс. 18 как телеутаион) в первой части службы, три малых антифонов во второй. Повторение мирной ектении перед просительной (или слияние с ней) – знак древности. Очень разумен способ распределения 4 особенных молитв Пятидесятницы, присоединяя их к 4 обыкновенным вечерним молитвам: 1-ая с [IX], 2-ая с [X], 3-ья с [XI] и 4-ая с с промежутками трех малых антифонов. ВЫВОДЫ Мы понимаем энтузиазм Симеона Солунского , проявляющийся в его описании и толковании песпенных служб и особенно Вечерни, а также его печаль, что этот тип богослужения, настоящее сокровище богословия и эстетики древней Византийской Церкви, был уже почти потеран в XV-oм веке. Заканчивая эту статью, мы желали бы резюмировать все выводы, нами сделанные в предыдущих статьях, с 1971-го г. до сего дня. Не все прежние выводы могут быть подтверждены, и хотя мы считаем, что еще не наступила пора окончательного синтеза, так как еще существует огромный материал нами не изученный и даже не найденный (мы думаем о сокровищах Московской Типографской Библиотеки, о недоступных грузинских и армянских рукописях, о только что найденных рукописях на Синае, и еще о неизвестных нам книгохранилищах Востока...), все же мы думаем, что результаты наших исследований Малых Часов и Тритоекти, могут выдержать критику и мы их тут резюмируем:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Смотри также Апост. 39 и примеч. к I Всел. 8. Правило 58 О том, что не должно епископам или пресвитерам совершать Приношение в домах. Толкование Настоящее правило определяет, что не должно совершать литургию в обычных домах и архиерею, и иерею, но должно совершать в церкви или молитвенном доме. Смотри также VI Всел. 31. Правило 59 О том, что не должно читать в церкви особые псалмы и неканонические книги, но можно читать только канонические книги Нового и Ветхого Завета. Толкование Кроме ста пятидесяти псалмов Давида есть еще некие иные, принадлежащие, как говорят, Соломону или некоторым другим [ 187 ] . Настоящее правило называет их особыми псалмами и запрещает читать в церкви и их, и другие неканонические книги, т. е. не входящие в число книг, перечисленных в Апост. 85. Могут читаться только книги Ветхого и Нового Писания канонические, которые Евсевий называет «писаниями Завета» (Церковная история. Кн. 6, гл. 25) 188 , а Дионисий Ареопагит – «святоначертанными скрижалями» 189 . Смотри также Апост. 85. Правило 60 О том, какие книги должно читать. Книги Ветхого Завета: 1) Бытие мира, 2) Исход из Египта, 3) Левит, 4) Числа, 5) Второзаконие, 6) Иисус Навин, 7) Судьи, Руфь, 8) Есфирь, 9) Царств Первая и Вторая, 10) Царств Третья и Четвертая, 11) Паралипоменон Первая и Вторая, 12) Ездры Первая и Вторая, 13) Книга ста пятидесяти псалмов, 14) Притчи Соломона, 15) Екклесиаст, 16) Песнь песней, 17) Иов, 18) Двенадцать пророков, 19) Исаия, 20) Иеремия, Варух, Плач и Послание, 21) Иезекииль, 22) Даниил. Книги Нового Завета: 1) четыре Евангелия: от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна, 2) Деяния апостолов, 3) семь Посланий следующих: Иакова одно, Петра два, Иоанна три, Иуды одно, 4) четырнадцать Посланий Павла: к римлянам одно, к коринфянам два, к галатам одно, к ефесянам одно, к филиппийцам одно, к колоссянам одно, к фессалоникийцам два, к евреям одно, к Тимофею два, к Титу одно, к Филимону одно. 147 Эта Лаодикия отличается от Лаодикии Приморской, расположенной в Сирии и обычно именуемой Лиш.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Примечания: 61. Аф. Синт., III,222-223. 62. Подробности о периодевтах в моей книге " Дocmojahcmba " , 49-58. Правило 58. Не подобает епископам, или пресвитерам, совершати приношение в домах. (Ап. 31; IV всел. 18; трул. 31, 34, 59; VII всел. 7, 10; гангр. 6: антиох. 5; карф. 10; двукр. 12). См. толкование 31 трул. правила. Правило 59. Не подобает в церкви глаголати псалмы не священные, или книги не определенные правилом, но токмо в правилах означенные книги ветхого и нового завета. (Ап. 60; трул. 63; карф. 108). В первые века церкви многие благочестивые люди составляли в честь Иисуса, Христа особые песнопения (ο ο, pruuatos psalmos), которые и пелись при церковных богослужениях Но так как впоследствии эти песнопения стали составляться и еретиками и часто употреблялись без разбора в церкви то лаодикийские отцы, воспрещая читать в церкви такие " особые песнопения " или " неканонические книги " , предписывают иметь в употреблении только " канонические книги " Ветхого и Нового Завета, перечисленные в следующем (60) правиле. Примечания: 63. См., напр., подобную песнь Климента алекс. " hymnus Christi Servatoris " в конце его Педагога (ed. Migne) [Migne, s.g., t.1, col.681-2]. Cp. что говорит об этих песнопениях Евсевий в Hist. eccl., V,28 (Migne, s.g., 120, col.512 и сл.). 64. Напр., известные песни в честь Иисуса Христа еретика Павла самосатского. Eusebii Hist. eccl., VII,30 [Migne, s.g., t.20, col.709 и сл.). Правило 60 Читати подобает книги сии, ветхого завета: 1) Бытие мира, 2) Исход из Египта, 3) Левит, 4) Числа, 5) Второзаконие, 6) Иисус Навин, 7) Судии, Руфь, 8) Есфирь, 9) Царств первая и вторая, 10) Царств третья и четвертая, 11) Паралипоменон первая и вторая, 12) Ездры первая и вторая, 13) Книга псалмов ста пятидесяти, 14) Притчи Соломона, 15) Екклисиаст, 16) Песнь песней, 17) Иов, 18) Дванадесять пророков, 19) Исаиа, 20) Иеремиа, Варух, Плач и послание, 21) Иезекииль, 22) Даниил, Нового же завета, евангелий четыре: от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна, Деяния апостольские, посланий соборных седмь сии: Иакова едино, Петра два, Иоанна три, Иуды едино: посланий Павловых четыренадесять, к Римляном едино, к Коринфяном два, к Галатом едино, к Ефесеем едино, к Еилипписием едино, к Колоссаем едино, к Солуняном два, к Евреем едино, к Тимофею два, к Титу едино, и к Филимону едино.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1320...

54. Не подобает освященным или причетникам смотреть нескромные представления на браках или на пиршествах, но прежде вхождения позорищных лиц вставать им и отходить. Ср. 6 Всел. 24; Лаод. 53. 55. Не подобает освященным или причетникам, слагаясь, делать пиршества, ни даже мирянам. Это правило имеет в виду не скромные трапезы, а кутежи. 56. Не подобает пресвитерам прежде входа епископа входить и сидеть в алтаре, но с епископом входить, кроме случая, когда епископ немощен или в отсутствии. В настоящее время это правило исполняется в виде встречи архиерея клириком перед началом Литургии. 57. Не подобает в малых градах и селах поставлять епископов, но периодевтов (обходящих) 118 , а поставленным уже прежде — ничего не творить без воли епископа града. Также и пресвитерам ничего не творить без воли епископа. Периодевтами были старшие пресвитеры, посылавшиеся епископами в церкви меньших мест для наблюдения за церковной жизнью и доклада епископу. В настоящее время их можно сравнить с благочинными. Правило указывает не ставить епископов в малые города и села, а тех, кто в то время уже занимал там такое место, поставлять как викарных, в полную зависимость от епархиального епископа. 58. Не подобает епископам или пресвитерам совершать приношение в домах. “Приношение” — это Литургия, которую правило и запрещает совершать в домах. 59. Не подобает в церкви читать псалмы не освященные или книги, не определенные правилом, но только в правилах означенные книги Ветхого и Нового Завета. Ср. Ап. 60; 6 Всел. 63; Карф. 116. 60. Читать подобает книги сии, Ветхого Завета: 1. Бытие мира. 2. Исход из Египта. 3. Левит. 4. Числа. 5. Второзаконие. 6. Иисус Навин. 7. Судии, Руфь. 8. Есфирь. 9. Царств, первая и вторая. 10. Царств, третья и четвертая. 11. Паралипоменон, первая и вторая. 12. Ездры, первая и вторая. 13. Книга псалмов ста пятидесяти. 14. Притчи Соломона. 15. Екклисиаст. 16. Песнь Песней. 17. Иов. 18. Двенадцать Пророков. 19. Исаия. 20. Иеремия, Варух плач и послание. 21. Иезекииль. 22. Даниил. Нового же Завета — Евангелий четыре: от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна; Деяния Апостольские, Посланий Соборных семь сии: Иакова — одно. Петра — два, Иоанна — три, Иуды — одно; посланий Павловых четырнадцать: к Римлянам — одно, к Коринфянам — два, к Галатам — одно, к Ефесеям — одно, к Филиппийцам — одно, к Колоссянам — одно, к Солунянам — два. к Евреям — одно, к Тимофею — два, к Титу — одно и к Филимону — одно.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2286...

Правило 59 Не подобает в церкви глаголати псалмы не священные, или книги не определенные правилом, но токмо в правилах означенные книги ветхого и нового завета.   ( Ап. 60 ; Трул. 63 ; Карф. 108 ).   В первые века церкви многие благочестивые люди составляли в честь Иисуса, Христа особые песнопения ( ιδιωτικος ψαλμος, pruuatos psalmos), которые и пелись при церковных богослужениях. Но так как впоследствии эти песнопения стали составляться и еретиками и часто употреблялись без разбора в церкви, то лаодикийские отцы, воспрещая читать в церкви такие «особые песнопения» или «неканонические книги», предписывают иметь в употреблении только «канонические книги» Ветхого и Нового Завета, перечисленные в следующем (60) правиле. Правило 60 Читати подобает книги сии, ветхого завета: 1) Бытие мира, 2) Исход из Египта, 3) Левит, 4) Числа, 5) Второзаконие, 6) Иисус Навин, 7) Судии, Руфь, 8) Есфирь, 9) Царств первая и вторая, 10) Царств третья и четвертая, 11) Паралипоменон первая и вторая, 12) Ездры первая и вторая, 13) Книга псалмов ста пятидесяти, 14) Притчи Соломона, 15) Екклисиаст, 16) Песнь песней, 17) Иов, 18) Дванадесять пророков, 19) Исаиа, 20) Иеремиа, Варух, Плач и послание, 21) Иезекииль, 22) Даниил, Нового же завета, евангелий четыре: от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна, Деяния апостольские, посланий соборных седмь сии: Иакова едино, Петра два, Иоанна три, Иуды едино: посланий Павловых четыренадесять: к Римляном едино, к Коринфяном два, к Галатом едино, к Ефесеем едино, к Филипписием едино, к Колоссаем едино, к Солуняном два, к Евреем едино, к Тимофею два, к Титу едино, и к Филимону едино.   ( Ап. 85 ; Карф. 24 ; Афанасия Вел. о праздниках ; Григория Богослова о книгах Священного Писания ; Амфилохия о книгах Священного Писания ).   Так как в своем 59 правиле лаодикийские отцы воспретили читать неканонические книги ( ακαννιστα βιβλα) и постановили читать только канонические ( μνα τα κανονικ), то в данном (60) правиле они перечисляют по порядку эти книги, причем насчитывают 22 книги Ветхого Завета, которые и ныне почитаются каноническими православной церковью. Из Нового же Завета перечисляют все канонические книги, кроме Апокалипсиса. Это объясняется тем, что не все творения Апостолов достигали одновременно всех поместных церквей, и легко может быть, что во время этого собора Апокалипсис не был известен во Фригии как каноническая книга Нового Завета. Правила святого поместного Собора Сардикийского (Сердикского)

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Наступает час третий. Славим псалмами Родившегося нас ради, уразумеваем в меру сил величие снисхождения Его, пред Смирившимся смиряемся: Боже, ущедри ны и благослови ны, просвети лице Твое на ны и помилуй ны: познати на земли путь Твой, во всех языцех спасение Твое (Пс 66:2–3), Мати Сион речет: Человек и Человек родися в нем (Пс 86:5), Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих, очисти беззаконие мое (Пс 50:3). Те же темы — в стихирах: “Сей Бог наш, не вменится ин к Нему, родивыйся от Девы, и с человеки поживе; во яслех убогих Сын Единородный лежащ видится человек и пеленами повивается, иже славы Господь. И волхвом звезда возвещает в Его поклонение. И мы поим: Троице Святая, спаси души наша”. Пророк же Варух, предвидя Рождество и земную жизнь Спасителя, делится счастьем богопознания с Церковью Божией — Новым Израилем: Сей Бог наш… на земли явися и с человеки поживе… Бла­же­ни есмы, Израилю, яко угодная Богу нам разумна суть (Вар 3:36–4:4). И апостол Павел пишет Галатам о том же счастье, но большем, — и дарует его Рождающийся Христос: Закон пестун нам бысть во Христа, да от веры оправдимся. Пришедшей же вере, уже не под пестуном есмы. Вси бо вы сынове Божии есте верою о Христе Иисусе (Гал 3:24–28). Читаемое затем Евангелие от Луки — свидетельство о священном событии и об ангельском на него ответе: Слава в вышних, и о первом ответе человеческом — пастырей Вифлеемских (Лк 2:1–20). Час шестой… Мудрость человеческая преклоняется благоговейно пред Божественной Премудростию — воплотившимся Христом. О том и псалмы свидетельствуют и предрекают будущую на Кресте победу над врагом исконным и отцом лжи: Возсияет во днех Его правда и множество мира… и дастся Ему от злата аравийска (Пс 71:7–15), Клятся Господь Давиду истиною, и не отвержется ея: от плода чрева твоего посажду на престоле твоем (Пс 131:11), и На аспида и василиска наступиши и попереши льва и змия (Пс 90:13). То же преклонение и удивление священное — в стихирах: “Слыши, Небо, и внуши, земле, да подвижатся основания, да приимут трепет преисподняя: яко Бог же и Творец в плотское одеяся здание, и Иже державною рукою создавый тварь, утробы зрится здание. О, глубина богатства, и премудрости, и разума Божия! Яко неиспытаны судьбы Его и неизследовани путие Его”. Удивляется Божественным путям и громоподобно возвещает о них ветхозаветный Евангелист — божественный Исаия: Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Его Еммануил; масло и мед имать снести, прежде неже уведети Ему или изволити лукавое, изберет благое… С нами Бог, разумейте, языцы, и покаряйтеся. Услышите даже до последних земли (см. Ис 7:14–8:9). Отзывается на Божественное откровение апостол Павел, нас предупреждая: Како мы убежим, о толицем нерадивше спасении, еже зачало приемше, глаголатися от Господа (Евр 2:3). Евангелие же Матфеево повествует о поклонении волхвов и о дарах Рождённому, один из которых — смирна — указывает и на грядущую Его живоносную для нас смерть (Мф 2:1–12)…

http://pravmir.ru/velikie-oni-zhe-tsarsk...

римский, 6 июля.     Валентин, муч. из Доростола, 24 апр.     Валентин, муч. интерамиский, и три ученика его, мучч. италийские, 30 июля.     Валент (сильный, дат.) диакон, муч. падестинский, 16 февр.     Валент, или Уад, из 40 мучч. севастийских, 9 марта.     Валериан (из города Варии иди Валерии в Италии, или Валериев, дат.), муч. римский, 1 июня.     Валериан, муч. римский, с Кикилиею и др. 22 ноября.     Валериан, Кандид и др. мучч. трапезунтские, 21 янв.     Валериан, муч. с Идиею и др., 13 сент.     Валерий (бодрый, крепкий дат. balere), муч. мелитинский, 7 ноября.     Валерий, из 40 мучч. севастийских, 9 марта.     Ваптос (погруженный, греч.) воин, 10 февр.     Варадат, подвижник сирийский, 22 февр.     Варахисий, муч. персидский, 28 марта.     Варахий, (или евр. коего Бог благословил, или греч. снабженный жабрами, βαραγχιος) муч. мелитинский, 7 ноября.     Варвара (иноземка, грубая, греч.), великомученица илиопольская, 4 дек.     Варвар (иноземец, грубый, греч.), воин и муч. фракийский, 6 мая.     Варвар св., прежде разбойник, 6 мая.     Варипсав (трудноосязаемый, недотрога, греч.), муч. 10 сент.     Варлаам (сын народа, халд.), старец антиохийский, 19 ноября.     Варлаам и Иоасаф, преподобные индийские, 19 ноября.     Варлаам, игумен печер. 19 нояб.     Варлаам, пр. новгор., 6 нояб.     Варнава (сын утешения, евр.), ап. из 70, 11 июня.     Варсава (сын Савы, евр.), (Иосий, ИосиФ, Иуст), ап. из 70, 30 окт.     Варсис, епископ едесский, 25 авг.     Варсанофий, или Иоанн, архиеп. дамасский, отшельник нитрийский, 29 фев.     Варула (раб Божий, сирск.), отрок, муч. антиохийский, 18 нояб.     Варух (благословенный, евр.), пророк, 28 сент.     Варфоломей (сын Толомея, т. е. браздатого, евр.), ап. из 12, 11 июня и 25 авг.     Василид (царицын, греч.), из 10 муч. критских, 23 дек.     Василид, муч. никомидийский, 20 янв.     Василид, муч. с Геронтием, 1 апр.     Василиск (малой царь, царек, греч.), муч., 22 мая и 3 марта.     Василисса (царица, греч.), мученица римская, 15 апр.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Migne) [Migne, s.g., t.1, col.681-2]. Cp. что говорит об этих песнопениях Евсевий в Hist. eccl., V,28 (Migne, s.g., 120, col.512 и сл.). 64. Напр., известные песни в честь Иисуса Христа еретика Павла самосатского. Eusebii Hist. eccl., VII,30 [Migne, s.g., t.20, col.709 и сл.).  Правило 60 Читати подобает книги сии, ветхого завета: 1) Бытие мира, 2) Исход из Египта, 3) Левит, 4) Числа, 5) Второзаконие, 6) Иисус Навин, 7) Судии, Руфь, 8) Есфирь, 9) Царств первая и вторая, 10) Царств третья и четвертая, 11) Паралипоменон первая и вторая, 12) Ездры первая и вторая, 13) Книга псалмов ста пятидесяти, 14) Притчи Соломона, 15) Екклисиаст, 16) Песнь песней, 17) Иов, 18) Дванадесять пророков, 19) Исаиа, 20) Иеремиа, Варух, Плач и послание, 21) Иезекииль, 22) Даниил, Нового же завета, евангелий четыре: от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна, Деяния апостольские, посланий соборных седмь сии: Иакова едино, Петра два, Иоанна три, Иуды едино: посланий Павловых четыренадесять, к Римляном едино, к Коринфяном два, к Галатом едино, к Ефесеем едино, к Еилипписием едино, к Колоссаем едино, к Солуняном два, к Евреем едино, к Тимофею два, к Титу едино, и к Филимону едино. (Ап. 85: карф. 24; Афанасия Вел. о праздниках; Григория Богослова о книгах Св. Писания; Амфилохия о книгах Св. Писания). Так как в своем 59 правиле лаодикийские отцы воспретили читать неканонические книги (ακαννιστα βιβλα) и постановили читать только канонические (μνα τα κανονικ), то в данном (60) правиле они перечисляют по порядку эти книги, причем насчитывают 22 книги Ветхого Завета, которые и ныне почитаются каноническими православною церковью. Из Нового же Завета перечисляют все канонические книги, кроме Апокалипсиса. Это объясняется тем, что не все творения Апостолов достигали одновременно всех поместных церквей, и легко может быть, что во время этого собора Апокалипсис не был известен во фригии как каноническая книга Нового Завета Примечания: 65. Cp. преосв. Макария Введение в богословие, §126 (изд. Спб. 1871), стр.329.  Поделиться ссылкой на выделенное

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010