Одно сладко, а другое приятно (прп. Амвросий, 1). Помни сказанное в старчестве: «Сиди в келье твоей, и келья твоя тебя всему научит». Это тебе тем более прилично, что заботишься о внутреннем монашестве, так как ко внешнему не совсем способна по слабому телосложению и нежному воспитанию. И Господь более взирает на сердце, нежели на лицо или внешнее делание человека, хотя от здоровых телесно и это требуется. Впрочем, и слабым здоровьем, но понуждающимся по евангельскому слову и внешнее делание большую приносит пользу, если безропотно проходит оное (прп. Амвросий, 1). Если апостол Иаков и говорит о делах, что вера без дел мертва ( Иак. 2, 20 ), то говорит об этом не просто, а указывает на жестокосердие и немилосердие того, кто имеет возможность благотворить ближнему и не благотворит ему в нужде, говоря так:Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а ктонибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст ему потребного для тела: что пользы? ( Иак. 2, 15–16 ). А святой апостол Павел еще яснее говорит, что не должно много надеяться на видимое благотворение, а более заботиться о стяжании милосердия в сердце и любви к ближнему, говоря так: если раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы ( 1Кор. 13, 3 ). И Варсонофий Великий говорит, что если кто-либо, имея на собственную потребу, скажет просящему: не имею, – несть солга 81 ; потому что не имеет действительно к раздаянию. Также и в Ветхозаветном Писании сказано: Благотвори требующему, елико рука твоя может 82 . Вообще под христианскими делами разумеется исполнение животворных заповедей Божиих, которыми исправляется сердце человека, а не просто нагие видимые дела. При оскудении же делания заповедей приемлется смирение, растворенное покаянием, и наоборот (прп. Амвросий, 1). – Это, брат, все придет в свое время – все дадут; добрых дел никто не даст (прп. Амвросий, 2, ч. 1). Каждая вещь и дело не вдруг совершаются, а мало-помалу, по мере старания и внимания, а иногда и понуждения и с ошибками и неприятностями, которые по времени все пройдут, а дело останется и возвеселит человека (прп.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

составитель Терещенко Т. Н. АНТИХРИСТ Страшно будет Второе пришествие Христово, и ужасен последний Суд всего мира; но не без великих ужасов будет перед тем и владычество антихриста, как сказано в Апокалипсисе: В те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них ( Откр. 9, 6 ). Приидет же антихрист во времена безначалия, как говорит апостол: пока не будет взят от среды удерживающий теперь ( 2Фес. 2, 7 ), то есть когда не будет предержащей власти (прп. Амвросий, 1). Дух антихристов от времен апостольских действует через своих предтечей, как пишет апостол: Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь ( 2Фес. 2, 7 ). Апостольские слова удерживающий теперь относятся к предержащей власти и церковной власти, против которой предтечи антихриста и восстают, чтобы упразднить и уничтожить оную на земле. Потому что антихрист, по объяснению толковников Святого Писания, должен прийти во время безначалия на земле. А пока он еще сидит на дне ада, то действует через предтечей своих. Сперва он действовал через разных еретиков, возмущавших Православную Церковь , и особенно через злых ариан, 2 людей образованных и придворных, а потом действовал хитро через образованных масонов, а, наконец, теперь через образованных нигилистов стал действовать нагло и грубо, паче меры. Но обратится болезнь их на главу их, по сказанному в Писании. Не есть ли крайнее безумие трудиться изо всех сил, не щадя своей жизни, для того чтобы на земле повесили на виселице, а в будущей жизни попасть на дно ада, в тартар на вечное мучение. Но отчаянная гордость ни на что смотреть не хочет, а желает всем высказать свое безрассудное удальство (прп. Амвросий, 1). В Святом Писании, например в Апокалипсисе и даже в Ветхом Завете, встречается слово «острова». Например, острова будут уповать на Бога ( Ис. 51, 5 ). Как «острова» могут уповать? Под словом «острова» разумеются монастыри. А означает весь текст то, что к пришествию антихриста разве в монастыре еще сохранится вера (прп. Варсонофий, 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Если надо бегать от близких, дурно влияющих на нас, то тем более нельзя сближаться с посторонними, не знающими и не чтущими Бога. Старец Варсонофий из Оптиной пустыни говорил: «Не имейте духовного общения с неверующими и еретиками; если бы они были даже ваши близкие родные и тогда оставьте их. Вы можете за них только молиться». Всякий христианин будет встречать в жизни и тех, кто будет обижать, преследовать или ненавидеть его. Пусть не удивляется христианин, что встречает в жизни таких людей, несмотря на свое к ним хорошее и мирное отношение. Как уже говорилось выше, там, где лукавый теряет власть над душой человеческой, он начинает на нее ополчаться извне — через окружающих людей. Прп. Макарий Великий пишет: «Где Дух Святый, там, как тень, следуют гонения и брань». Поэтому христианин должен быть всегда готов к нападкам на себя. При этом надо помнить и следующие слова Оптинского старца Никона: «Никто и ничто не может повредить человеку, если он сам себе не повредит; кто же не уклоняется от греха, тому и тысяча спасительных средств не поможет». Отношение христианина к нападающим указано Христом с полной ясностью: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5, 44). Эту заповедь Господа следует дополнить следующим разъяснением пастыря о. Иоанна С: «Человек, озлобленный против нас, есть человек больной, надо приложить пластырь к сердцу его — любовь; надо приласкать его, поговорить с ним с лаской и с любовью. И если в нем не закоренелая против нас злоба, а только временная вспышка, — посмотрите, как сердце его или злоба его растает от нашей ласки и любви, как добро победит зло. Христианину нужно быть всегда благим, мудрым на то, чтобы благим побеждать злое». Таково же должно быть отношение христианина ко всем своим идейным противникам. Здесь нам надо всегда помнить наставление ап. Павла, который пишет: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6, 12).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1873...

Яснейший же признак молитвенного плода, более других ощущаемый, есть именно чувство вечной жизни, слышимое сердцем в Божественном имени Христа, Спасителя мира. Питаясь молитвой и по возможности стараясь пребывать в ней как можно большее время, я иногда действительно вкушал радость небесную и был как бы на царской трапезе, успокаиваясь в неисповедимой тишине, духовной радости и восторжении духа в горний мир... Враг - диавол не имеет никакой возможности даже приступить к тому человеку, а не только вложить скверный помысл. Его опаляет Божественная сила, от имени Иисусова исходящая, как бы нестерпимый пламень. Не имея возможности приступить сам, он вооружает ненавистью людей, а потому молитвенники по большей части бывают гонимы и ненавидимы». К словам схимонаха Илариона (защитника «имяславцев») можно добавить слова о. Иоанна С: «Имя Божие есть Он Сам — единый Дух в трех Лицах, простое Существо, в одном слове изображающееся и заключающееся, и в то же время незаключимое, т. е. не ограничиваемое ничем сущим».  Глава 15 МОЛИТВА В ХРАМЕ По молитве их поколебалось место, где они были собраны. Деян. 4, 31 Сверх молитвы личной каждый христианин должен принимать посильное участие и в молитве церковной при посещении храма. Московский митрополит Трифон повторял: «Дети мои, любите храм Божий. Храм Божий — это земное небо». Нам надо помнить всегда, что общая молитва действеннее одиночных молитв, так как Господь сказал: «Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 19-20). Очевидно, что всем здоровым христианам надо посещать церковные богослужения по мере возможности и, в особенности, праздничные всенощные бдения и литургии. Старец Варсонофий Оптинский указывает на ответ прп. Иоанна Лествичника на вопрос: «По каким верным признакам можно узнать, приближается ли душа к Богу или удаляется от Него?» Преподобный ответил: «Верный признак омертвления души есть уклонение от церковных служб».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1873...

Это не сразу достигается, а только ход морских будет все тише, и можно достигнуть того, что будет только одно «горнее стремленье», а те гады нырнут в бездну и исчезнут. Да, этого можно достигнуть. Вот я вам и говорю: смиряйтесь и смиряйтесь (прп. Варсонофий, 20). [У Игнатия Брянчанинова ] все на одном и том же, на молитве Иисусовой. Какая ширина! Теперь вы видите это. А прежде, может быть, видели в монашестве, как и большинство мирских, одну редьку, квас и глубочайшее невежество. Да и понятно. «Чашу жизни вкусите и видите, яко благ Господь». Да, надо вкусить, и тогда уже увидишь, какое блаженство (прп. Варсонофий, 20). Монашество… есть блаженство, какое только возможно для человека на земле, выше этого блаженства нет ничего. И это потому, что монашество дает ключ ко внутренней жизни. Блаженство внутри нас, надо только открыть его. Полное блаженство на небе, в будущей жизни оно только продолжается (прп. Варсонофий, 20). Не все монашество заключается в подряснике да каше. Надел подрясник, стал есть кашу – и думает: я теперь стал монахом. Нет! Одно внешнее не принесет никакой пользы. Правда, нужно и носить монашескую одежду, и поститься, но это не все! Лампа, пока не горит, не оправдывает своего назначения – светить. Пожалуй, ее кто-либо и толкнет, и разобьет в темноте. Чего же не достает? – Огонька! Правда, необходимы и фитиль, и керосин, но раз нет огня, если она не зажжена, она не принесет никому пользы. Когда же она зажжена, сразу польется свет. Так и в монашестве: одна внешность не приносит пользы, необходим внутренний огонек. Отец Анатолий говорил, что монашество есть сокровенный сердца человек (прп. Варсонофий, 20). Мантия и схима имеют то великое значение, что принимающему их дается и благодать жить по-монашески, дается благодать исполнять монашеские обеты. Здесь мантия и схима похожи на оружие, которое дается воину, когда он идет на брань. Ему есть чем встретить врагов, и защищаться, и отбиваться от них (прп. Варсонофий, 20). Не думайте, что сразу можно на небо взлететь и мертвецов воскрешать! Нет, сначала нужно упражняться во внешнем монашестве, перешагнуть его, а приступать сразу ко внутреннему нельзя, нужно потерпеть всякие скорби, унижения и озлобления и внутри себя от диавола, и совне от неразумных собратий. Сначала нужно пройти весь искус. Иногда даже будете чувствовать отвращение и ненависть к монашеской жизни. Нужно испытать борьбу со страстями, стяжать смиренное о себе мнение и многое другое… Внешнее монашество – это упражнение в подвигах: пост, бдение, сюда же относится исправное по внешности посещение церковных служб, трезвенность и прочее. А внутреннее монашество – это борьба со страстями, очищение сердца (прп. Варсонофий, 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Наконец, пересилит себя, войдет на крыльцо: входит и видит народ. «Не уйти ли? Народу много, да одни бабы, стану я сидеть с ними!» У нее все-таки хватит мужества остаться. Сидит вся в огне и все думает: не уйти ли? Наконец, выхожу я и говорю ей, сам не знаю почему: «А теперь пойдемте ко мне». Она поражена: «Батюшка, вы прозорливый?» Да нисколько, я, конечно, и не знал об этой борьбе, а просто мне возвестилось, что нужно ее позвать, – я и позвал. Потом начинается исповедь, и открываются ее грехи, все равно что змеи, сидящие в воде под камнями, они не выползают оттуда, а кусают, кто подойдет. Так и она свои грехи, сидящие у нее в глубине сердечной, не исповедывала никогда или из-за стыда, или страха. Мне возвещается так, что невольно я называю ее грехи, и она кается в них. «Я была у монастырского духовного отца Саввы и не сказала, духу не хватило, и вам бы не сказала, если бы вы сами мне не назвали их». А вовсе их не знал я, мне просто было откровение сказать, я и сказал (прп. Варсонофий, 20). Догорает теперь старчество. Везде уже нет старчества – у нас в Оптиной догорают огарочки. Враг ни на что так не восстает, как на старческое окормление: им разрушаются все его сети. Везде он старался его погасить – и погасил! Есть монахи, исправно живущие, но об откровении помыслов, о старчестве они ничего не знают. Поэтому без старчества во многих монастырях осталась только одна форма монашеского жития, одна внешность (прп. Варсонофий, 20). Батюшка говорил: – Враг ненавидит старчество, ненавидит место откровения помыслов, самый голос, которым это говорится. – Да, батюшка, – говорит послушник, – когда хочу только записывать то, что вам сказать, мне уже становится легче, я это замечал. – Да, вы еще пишете, а он уже бежит (прп. Варсонофий, 20). А вы отвечайте на это помыслу [осуждения ропота на старца]: «Это не мое дело, за это старец и отвечает, а не я». В святоотеческом писании говорится, что старец иногда сам не знает, что и для чего он делает. Часто только через год или два становится ясным, почему сделал такое-то дело старец. Господь внушает старцу делать и выставляет некоторую причину, но не главную, которая сама собой выйдет наружу, когда дело будет сделано (прп. Варсонофий, 20). 105 В синодальном переводе: Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась. Читать далее Источник: Симфония по творениям преподобных оптинских старцев : в 2 т./[ред.-сост. Т. Н. Терещенко]. Москва : ДАРЪ, 2009./Т. 2. П-Я. 608 с. ISBN 978-5-485-00260-2 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Никодим (Кротков), архиеп. Костромской († 21.08.1938, пам. 8 авг.), прославлен 27.03.1995 архиеп. Костромским и Галичским Александром (Могилевым), торжество прославления возглавил митр. Крутицкий и Коломенский Ювеналий. 53) Прп. Варнава (Меркулов) Гефсиманский, Радонежский († 17.02.1906), прославлен 19.07.1995 по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, священноархим. ТСЛ, при наместнике архим. Феогносте (Гузикове) и скитоначальнике Черниговского скита архим. Феофилакте (Моисееве), прославление возглавил Святейший Патриарх Алексий II. 54) Прп. Иона Одесский († 30.05.1924, пам. 17 мая) прославлен 8.09.1995 решением Синода УПЦ. Обретение мощей состоялось 1.07.1996, торжество прославления 7.09.1996 возглавил митр. Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан). 55–57) Прп. Иона (в схиме Петр) Киевский, архим. Троицкого мон-ря († 9.01.1902); прп. Иоанн Затворник Святогорский, Харьковский († 11.08.1867); свт. Лука (Войно-Ясенецкий) , архиеп. Симферопольский и Крымский, исповедник († 11.06.1961, пам. 29 мая),— прославлены 22.11.1995 решением Синода УПЦ. 58) Сщмч. Константин (Голубев), миссионер, Богородский, Московский († 1918, пам. 19 сент.), прославлен 18.04.1996 митр. Крутицким и Коломенским Ювеналием. 59) Сщмч. Прокопий (Титов), архиеп. Херсонский и Николаевский († 23.11.1937, пам. 10 нояб.), прославлен 3.05.1996 решением Свящ. Синода УПЦ (по данным Херсонской епархии, торжество прославления состоялось 5.09.1996). 60) Прп. Рахиль (Короткова) Бородинская († 10.10.1928, пам. 27 сент.) прославлена митр. Крутицким и Коломенским Ювеналием 28.07.1996. 61–73) Прп. Лев (Наголкин) Оптинский († 11.10.1841); прп. Макарий (Иванов) Оптинский († 7.09.1860); прп. Моисей (Путилов) Оптинский († 16.06.1862); прп. Антоний (Путилов) Оптинский († 7.08.1865); прп. Иларион (Пономарев) Оптинский († 17.09.1873); прп. Анатолий (Зерцалов) старший Оптинский († 25.01.1894); прп. Исаакий I (Антимонов) Оптинский († 22.08.1894); прп. Иосиф (Литовкин) Оптинский († 9.05.1911); прп. Варсонофий (Плиханков) Оптинский († 1.04.1913); прп.

http://azbyka.ru/kanonizaciya-svyatyx-v-...

Прп. Варсонофий Оптинский с. 369] Господь молился за распинающих, а первомученик Стефан молился за убивающих, чтобы не вменилось им в грех, глаголя: не ведают, что творят (Лк. 23, 34). Делай и ты то же и получишь милость и помощь Божию и успокоишься. Прп. Амвросий Оптинский с. 158] Первейшее и самонужнейшее… средство к примирению с обидящими и гонящими нас есть молить о них по заповеди Христовой. Прп. Лев Оптинский с. 40] Мысленных волков кроме помощи Христовой избавиться не можно – на отгнание их потребно Его всемогущей благодати, а не человеческой слабой помощи. Для того нужно привергаться к стопам Иисуса с крайним смирением, Его просить обо всем и на Него всю печаль свою возвергать и сверх того молить Божию Матерь и прочих угодников с истинным признанием своих грехов, немощи в исправлении себя. Прп. Моисей Оптинский с. 109–110] Молитесь Богу, чтобы сохранил… от сетей врага [диавола – ред.], ищущего погибели человеческой. Прп. Макарий Оптинский с. 283] В церкви, когда диавол затыкает тебе уши и смежает глаза, старайся читать Иисусову молитву. Внимай по силе кафизмам [часть, раздел Псалтири – ред.], они после тебе усладятся. В них много красоты и сладости, которые разгонят сон и уныние. Прп. Анатолий (Зерцалов) с. 62] Важна молитва церковная, лучшие мысли и чувства приходят именно в церкви, правда, и враг в церкви сильнее нападает, но крестным знамением и молитвой Иисусовой отгоняйте его. Прп. Варсонофий Оптинский с. 369–370] П о усопшим хорошо и панихиды служить, и творить милостыню, а паче всего хорошо поминать на проскомидии. Прп. Макарий Оптинский с. 42] Без молитвы спать не надо ложиться. Прп. Иосиф Оптинский с. 321] Усердно молитесь ко Христу Богу, чтобы Он Сам научил вас смирению и кротости. Прп. Антоний Оптинский с. 42] Что невозможно исправить нам, то, без сомнения, возможно Богу, Которым живем и движемся. Молися о всем и неси все терпеливо. Прп. Моисей Оптинский с. 121] Желаете уничтожить в себе гордость и стяжать смирение… Надобно молиться Богу, просить помощи в сем деле, ибо Он сказал: без Мене не можете творити ничесоже (Ин. 15, 5).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Прп. Иосиф Оптинский с. 325–326] Кто терпение мое, не Господь ли? К Нему возводим очи наши во всех затруднениях. Прп. Моисей Оптинский с. 114] Главное, молитесь Господу – да сохранит Он их [родных детей – ред.] от стрел и соблазнов вражиих – и поручайте покрову Матери Божией. Прп. Макарий Оптинский с. 63–64] Как победить гордость: для этого необходимы борьба и самопонуждение к смирению. Это не вдруг приходит, а со временем. Это тоже, что пролить кровь. Проси Бога. Прп. Исаакий Оптинский с. 303] Один брат, погрязший в грехах, стал умирать. Игумен с братиею стал молиться за него. И видит видение: громадный змей всасывает этого брата, но не может всосать, потому что отец за него молится. Но брату этому так томно от этого душевного и телесного томления, что он сам уже умоляет отца своего, чтобы он не молился, пусть, говорит, уж лучше поглотит меня змей, только не томи меня. Не есть ли безумие: будто в утробе змея лучше, чем наполовину втянутому в пасть! Но старец не внял его мольбе, а продолжал молиться – и высвободил брата от пасти змея. Прп. Анатолий (Зерцалов) с. 289–290] Молись Богу, да будет на тебе Его святая воля, и предавайся оной; призывай в помощь Пречистую Деву Богородицу, Заступницу нашу. Прп. Макарий Оптинский с. 155] Молись, дитя, Бог просветит тебя и укажет твой истинный путь. Прп. Анатолий (Потапов) с. 396] Помнить надо, что не вдруг страсти исторгаются, но требуется на это труд и время, и поэтому не надо смущаться при восстании в нас страстей, но молиться, приносить покаяние Богу, просить помощи и более всего смиряться. Прп. Иосиф Оптинский с. 327–328] Первым вашим делом, как только просыпаетесь, пусть будет крестное знамение, а первыми словами – слова Иисусовой молитвы. Прп. Варсонофий Оптинский с. 372] Всего лучше… прибегнуть к заступлению Божией Матери и пред Нею излить в слезах душевную скорбь… ибо Она всех есть невинных Заступница усердная. Прп. Антоний Оптинский с. 84] За тех людей, кои стараются тебя очернить, молись Богу и от души прощай их, да и сам получишь от Бога прощение грехов твоих.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Новосибирск. Часовня Собора Оптинских старцев. Часовня. Не действует.   Освящена в честь: Собора преподобных Оптинских старцев Год постройки:Между 2015 и 2016. Адрес: г. Новосибирск, Кировский район, Затулинский ж/м, ул.Громова, д. 19 к. 2 Координаты: 54.933414, 82.910293 Проезд:общественным транспортом до остановки " Улица Громова " . Далее пешком 480 метров. Часовня находится на территории храмового комплекса (церковь Успения Пресвятой Богородицы и церковь Амвросия Оптинского). Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью 23 октября 2015 года, в день памяти преподобного Амвросия Оптинского, митрополит Новосибирский и Бердский Тихон освятил закладной камень часовни в честь Оптинских старцев, собор которых празднуется на следующий день. Часовня будет возведена на территории храма во имя преподобного Амвросия Оптинского на Затулинке, в котором по случаю престольного праздника состоялось праздничное богослужение. http://nskmi.ru/news/1717/ 23 октября 2016 года церковь праздновала память преподобного Амвросия, старца Оптинского. В престольный праздник в храме на Затулинском жилмассиве литургию возглавил епископ Павел, викарий Новосибирской епархии. Ему сослужили протоиерей Александр Реморов, протоиерей Иаков Конкин, игумен Гурий (Прокичев), духовенство прихода. По завершении литургии прошел крестный ход от Успенской церкви до храма во имя преподобного Амвросия Оптинского. Здесь епископ Павел освятил кресты на святые врата и строящуюся часовню в честь Оптинских старцев. http://www.orthedu.ru/eparh/ 27 июня 2018 года в Успенском приходе произошло важное событие: освящение и подъем купола и креста в навершие строящейся часовни в честь Собора преподобных Оптинских старцев. На купол установлены 16 икон: Господа Вседержителя, Пресвятой Богородицы «Спорительница хлебов» и 14 икон Оптинских старцев: прп. Льва, прп. Макария, прп. Моисея, прп. Антония, прп. Илариона, прп. Амвросия, прп. Исаакия I, прп. Анатолия ст., прп. Иосифа, прп. Варсонофия, прп. Анатолия мл., прп. Нектария, прп. Никона исп., прмч. Исаакия II. Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон совершил освящение, после чего был совершен подъем купола и креста. http://uspenie-nsk.cerkov.ru/category/news/ Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=45300

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010