Наше немилосердие, неутолимость, безпощадность к людям есть непроходимая завеса между нами и Богом. Это как если бы мы закрыли растение черным колпаком, а затем стали бы сетовать на то, что оно гибнет без солнечных лучей». Милосердие проявляется не только в материальной помощи нуждающимся. В притче о раненом разбойнике и самарянине Господь показал нам пример милосердия. Самарянин отвлекся от своего пути, постарался облегчить страдания раненого, перевязывая ему раны, издержал на него свои запасы вина и масла, уступил ему своего осла, позаботился о помещении его в гостиницу и подумал о будущей помощи ему, обещав гостинику заплатить все последующие издержки. И все это было оказано не другу, даже не соотечественнику, а иноплеменнику – почти врагу. Надо вспомнить, что святитель Иоасаф Белгородский не только тратил все свои доходы на бедных, но, будучи уже епископом, сам колол дрова, купленные им для бедных вдов и сирот. Часто мы не в состоянии устранять скорбные обстоятельства у ближнего. В этом случае надо последовать следующему указанию архиепископа Арсения (Чудовского): «Не в силах ты помочь ближнему в скорби, несчастии, беде, – прими всю его скорбь в свое сердце и с ним поплачь; этим облегчишь его душевную тягу». Но как во всякой добродетели, так и в милосердии надо иметь рассудительность. Апостол Павел пишет: «Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность» ( 2Кор. 8,13 ). В ряде случаев необходимо отказывать в материальной помощи ближнему. Причиной отказа может явиться и забота о его духовной пользе, и знание своей меры, своего положения и своего духовного возраста. Как пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский : «Если мы знаем о некоторых, что они бедны от праздности и лености, таким мы не должны уделять от своих трудовых заработков. Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» ( 2Фес. 3,10 ). Следует знать также, что преподобный Варсонофий Великий не рекомендовал занимать в долг, чтобы удовлетворить какую-либо материальную нужду ближнего. В таких случаях надо отказывать в просимом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

Одно сладко, а другое приятно (прп. Амвросий, 1). Помни сказанное в старчестве: «Сиди в келье твоей, и келья твоя тебя всему научит». Это тебе тем более прилично, что заботишься о внутреннем монашестве, так как ко внешнему не совсем способна по слабому телосложению и нежному воспитанию. И Господь более взирает на сердце, нежели на лицо или внешнее делание человека, хотя от здоровых телесно и это требуется. Впрочем, и слабым здоровьем, но понуждающимся по евангельскому слову и внешнее делание большую приносит пользу, если безропотно проходит оное (прп. Амвросий, 1). Если апостол Иаков и говорит о делах, что вера без дел мертва ( Иак. 2, 20 ), то говорит об этом не просто, а указывает на жестокосердие и немилосердие того, кто имеет возможность благотворить ближнему и не благотворит ему в нужде, говоря так:Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а ктонибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст ему потребного для тела: что пользы? ( Иак. 2, 15–16 ). А святой апостол Павел еще яснее говорит, что не должно много надеяться на видимое благотворение, а более заботиться о стяжании милосердия в сердце и любви к ближнему, говоря так: если раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы ( 1Кор. 13, 3 ). И Варсонофий Великий говорит, что если кто-либо, имея на собственную потребу, скажет просящему: не имею, – несть солга 81 ; потому что не имеет действительно к раздаянию. Также и в Ветхозаветном Писании сказано: Благотвори требующему, елико рука твоя может 82 . Вообще под христианскими делами разумеется исполнение животворных заповедей Божиих, которыми исправляется сердце человека, а не просто нагие видимые дела. При оскудении же делания заповедей приемлется смирение, растворенное покаянием, и наоборот (прп. Амвросий, 1). – Это, брат, все придет в свое время – все дадут; добрых дел никто не даст (прп. Амвросий, 2, ч. 1). Каждая вещь и дело не вдруг совершаются, а мало-помалу, по мере старания и внимания, а иногда и понуждения и с ошибками и неприятностями, которые по времени все пройдут, а дело останется и возвеселит человека (прп.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Они вместе с тем получают способность благодушествовать на тесных путях жизни христианской, пребывая, по словам ап. Павла, «в великом терпении, в бедствиях и нуждах, в тесных обстоятельствах. Под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах... в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах... нас наказывают, но мы не умираем, нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем» (2 Кор. 6, 4-10).  Глава 14. ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ СКОРБЕЙ Если терпим, то с Ним и царствовать будем. 2 Тим. 2, 12 Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу. 2 Кор. 4, 17 Скорби и искушения признаются Священным Писанием и св. отцами величайшим даром Божиим. Свт. Игнатий (Брянчанинов) Страдания — благодатный ветер, надувающий паруса нашего духа. О. Александр Ельчанинов Какова бы ни была причина посылаемых нам страданий, все они неизменно служат нам на пользу — спасению нашей души, к прощению наших грехов, а при невинности христианина — к получению за страдания венца в Царстве Небесном. Как говорят старцы Варсонофий Великий и Иоанн: «Все, что ни случается с человеком, служит к испытанию и спасению его, чтобы он потерпел и во всем укорял себя как недостойного. Добрый знак, что ты скорбишь: разве ты не знаешь, что когда кто просит отцов молиться о нем или молит Бога подать ему помощь, тогда умножаются скорби и искушения к испытанию его? Итак, не ищи покоя телесного, если не посылает его тебе Господь, ибо мерзок пред Господом покой телесный и Господь сказал: " В мире будете иметь скорбь " (Ин. 16, 33). Знай, что те, которые желают покоя во всем, услышат некогда: " Ты получил уже доброе свое в жизни своей " (Лк. 16, 25). Если кто не переносит досад, не узрит и славы. Разве не знаешь, что " многи скорби праведным " (Пс. 33, 20) и ими они испытываются, как золото огнем? Поэтому, если мы праведны, то будем испытаны скорбями; если же, напротив, грешны, то потерпим скорби как достойные того, ибо " от терпения опытность " (Рим. 5, 4).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1872...

Они вместе с тем получают способность благодушествовать на тесных путях жизни христианской, пребывая, по словам ап. Павла, «в великом терпении, в бедствиях и нуждах, в тесных обстоятельствах. Под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах… в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах… нас наказывают, но мы не умираем, нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем» ( 2Кор. 6, 4–10 ). Глава 14. Целесообразность скорбей Если терпим, то с Ним и царствовать будем. 2Тим. 2, 12 Если терпим, то с Ним и царствовать будем. Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу. 2Кор. 4, 17 Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу. Скорби и искушения признаются Священным Писанием и св. отцами величайшим даром Божиим. Свт. Игнатий (Брянчанинов) Скорби и искушения признаются Священным Писанием и св. отцами величайшим даром Божиим. Страдания – благодатный ветер, надувающий паруса нашего духа. О. Александр Ельчанинов Страдания – благодатный ветер, надувающий паруса нашего духа. Какова бы ни была причина посылаемых нам страданий, все они неизменно служат нам на пользу – спасению нашей души, к прощению наших грехов, а при невинности христианина – к получению за страдания венца в Царстве Небесном. Как говорят старцы Варсонофий Великий и Иоанн: «Все, что ни случается с человеком, служит к испытанию и спасению его, чтобы он потерпел и во всем укорял себя как недостойного. Добрый знак, что ты скорбишь: разве ты не знаешь, что когда кто просит отцов молиться о нем или молит Бога подать ему помощь, тогда умножаются скорби и искушения к испытанию его? Итак, не ищи покоя телесного, если не посылает его тебе Господь, ибо мерзок пред Господом покой телесный и Господь сказал: «В мире будете иметь скорбь» ( Ин. 16, 33 ). Знай, что те, которые желают покоя во всем, услышат некогда: «Ты получил уже доброе свое в жизни своей» ( Лк. 16, 25 ). Если кто не переносит досад, не узрит и славы. Разве не знаешь, что «многи скорби праведным» ( Пс. 33, 20 ) и ими они испытываются, как золото огнем? Поэтому, если мы праведны, то будем испытаны скорбями; если же, напротив, грешны, то потерпим скорби как достойные того, ибо «от терпения опытность» ( Рим. 5, 4 ). Приведем себе на память всех святых и вспомним, что они терпели, делая благое… Они были ненавидимы и оскорбляемы людьми до самой кончины их… Возлюби скорби во всем, чтобы быть сыном святых, и будешь ли ты в скорбях или нуждах, или в угнетениях, или в болезнях и трудах телесных, за все, постигшее тебя, благодари Бога».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

" Охлаждение шло постепенно, - продолжил архипастырь. - Сначала христиане причащались каждый день - это было как трапеза, которую тоже вкушали ежедневно. Затем в четвертом веке стали причащаться раз в неделю, потом раз в пост, а в царской России причащались только раз в год - ходили на службу, исповедовались, причащались - ставили галочку. Постепенно всех лукавый отогнал, потому что видит, какую силу имеет причастие. Когда мы исповедуемся, лукавого изгоняем из души. А что дальше? Диавол кружит, смотрит по сторонам и видит: какая-то душа не занята, в нее можно привести с собой еще семь злейших бесов. А когда мы причащаемся, это для них стена, они не смогут войти к нам в душу. Поэтому, как только очистим душу, нужно немедленно причащаться, чтобы всегда быть с Господом. Мы питаем тело каждый день, иначе оно засохнет и ослабнет. Так и душу надо питать ежедневно, чтобы огонь благодати не погас, иначе мы превратимся в бесплодных смоковниц " . " Сегодня говорилось в Евангелии о том, как Господь шел по полям, и ученики стали срывать колосья. Фарисеи, наблюдая за этим, стали как бы упрекать учеников, но на самом деле упрекали Христа. Иудеи субботу сделали богиней. Суббота для них - это все. Рядом с ними Бог, а они поклоняются субботе. Так они посчитали, что ученики, протирая колосья и бросая зерна в рот, совершают жатву. А жатва - это труд, который нельзя делать в субботу. Фарисеи говорили: " Смотри, что они делают в субботу, чего не должно делать? Он сказал им: неужели вы не читали никогда, что сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним? (Мк. 2:24, 25). " И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы " (Мк. 2:27). Потом Спаситель зашел в синагогу, и там стоял человек с высохшей рукой. И как только Он зашел, фарисеи обратили внимание на Него и того человека, ждали, что будет. Христос заметил их мысли и спросил: " Должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить? " (Мк. 3:4). Они не смогли ничего сказать. И тогда Он исцелил того человека. Вот как можно все извратить, исказить, и иудейский народ вместо того, чтобы принести Господу достойные награды и плоды, превратился в " дикий виноград " . Господь не нашел пути спасения для него, все отверг и дал нам Новый Завет и новую заповедь - любить друг друга. Это главное. Все пророки только об этом и говорили, а мы формально что-то исполняем, а самого главного - любви - не имеем. Так вот, пост нам для того дан, чтобы мы смогли полюбить Христа и друг друга. Если это будет, значит пост нам станет во спасение. А если не будет, то мы превратимся в таких же бесплодных смоковниц и дикий виноград. Желаю вам достойно пройти Великий пост, очистить души, напитать их благодатью Божией и встретить Светлое Христово Воскресение в мирном, добром духе " , - завершил проповедь митрополит Варсонофий.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

" Плевелы или пшеница? " января 2020 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в Казанском соборе " Мы слышали сегодня за Божественной литургией и вечерней евангельское чтение о великой миссии, которую совершал Иоанн Предтеча накануне Крещения Господня, - сказал владыка. - Он вышел на проповедь не в израильских городах, а на Иорданскую долину. Там ходил от Мертвого до Галилейского моря, проповедуя приближение Царствия Божиего и призывая людей к покаянию. В то время в израильском народе было искаженное понимание о Мессии. Народ ждал того, кто принесет освобождение от римского ига. А Иоанн Предтеча говорил, что заблуждаются они - Мессия придет и избавит всех от греховного плена. Иоанн не мог проповедовать высокие духовные истины, потому что народ этого не понимал. Но люди осознавали, что такое Царство Небесное, когда Иоанн говорил, что оно приблизится. Царство приблизилось, и Царь пришел. После таких слов Предтечи люди вспоминали, что в древности им говорили о Царе - когда Он придет, воскреснут все мертвые. Он устроит Суд, даст величие народу израильскому. Это будет великий народ, который станет править миром. Такое было у них представление о Царе и Царстве. Иоанн говорил им о могуществе Царя и о том, что прежде Суда они должны исправиться. В чем и для чего исправиться, он им сказал, ведь Судия будет праведный: " Уже и секира при корне дерев лежит; всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь " (Мф. 3:10). Иоанн Креститель обращался как бы к израильскому народу, но ведь это относится и к нам. Если мы не будем плодов приносить, то почему Господь будет терпеть нас долго на земле? Он будет срубать нас под корень, чтобы не засоряли землю. Иоанн призвал ко спасению души и говорил, что Господь всех просеет. Мир - это гумно Божие. И все мы - либо плевелы на гумне, либо пшеница. " Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым " (Мф. 3:12). Пока у нас еще есть время, мы можем из плевел сделаться пшеницей, чтобы Он забрал нас в житницу " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

" Постоянно молиться " июня 2023 Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в храме Всемилостивого Спаса " Великий петербургский подвижник, чудотворец и молитвенник праведный Иоанн Кронштадтский своей жизнью и жертвенным служением показал, что каждый человек может спасаться, - сказал владыка в проповеди. - Несмотря на все препятствия и проблемы, он в полной мере осознавал, что его пастырское служение находится под пристальным вниманием Господа, с Которым имел близкую связь. А все начиналось у него с молитвы за болящего. Когда батюшка был еще молод, одна женщина попросила его исцелить сына. Он сказал: " Как я, такой слабый, могу это сделать? " И услышал в ответ: " Разве вы не верите Евангелию? Там написано для вас, пастырей: " Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: " перейди отсюда туда " , и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас " (Мф. 17:19-20). Вы что, не имеете веры, батюшка? " Отец Иоанн задумался и стал усердно молиться Богу. И по его молитвам Господь исцелил сына той матери. Тогда священник понял, что такое непрестанная и усердная молитва, и она стала главным его подвижническим деланием. Куда бы он ни приезжал, - в храмы, монастыри, на квартиры - везде творил молитву, служил, часто за водосвятными молебнами окроплял людей святой водой " . " Божественную литургию святой Иоанн Кронштадтский совершал почти каждый день, - продолжил архипастырь. - В ней он видел теснейшую связь с Богом, выше которой ничего нет. За этим богослужением человек приобщается Тела Христова, становясь с Ним единым, питается Его Кровью - и Кровь в нем находится, и он во Христе, верующие становятся ближе друг другу. Поэтому отец Иоанн рекомендовал часто причащаться. Он ввел общую исповедь, потому что в храм приходило много людей и каждому не уделишь внимания. Называл грехи, а верующие должны были каяться в них. " Посты соблюдаете? - Нет, батюшка. - Каетесь? - Каемся. - По воскресеньям и праздникам в храм ходите? - Нет. - Каетесь? - Каемся. - Пьянствуете по праздникам? - Пьянствуем. - Кайтесь! " Люди каялись и плакали, после этого он их причащал. Это второе, на что он обращал внимание - связь с Богом через Евхаристию. Мы должны брать с него пример " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Поэтому болезнь есть напоминание нам от Господа о нашей более страшной беде — поражении грехом нашей души. Поэтому для излечения болезни нужно прежде всего покаяние. Господь прежде чем исцелить расслабленного, простил его грехи ( Мк. 2:3–12 ). Когда Он исцелил у «овчей купели» болевшего 38 лет, то сказал ему: « Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего хуже » ( Ин. 5:14 ). По мнению о. Александра Ельчанинова, исцеление болезни по молитвам Церкви или праведника ведет к прощению грехов, как результат этого следует выздоровление. Однако болезнь и немощь — удел не только болящих грешников. Господь сказал св. апостолу Павлу: « Сила Моя совершается в немощи » и св. ап. Павел говорит о себе: «… я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях притеснениях за Христа, ибо когда я немощен, тогда силен » ( 2 Кор. 12:9-10 ). Вот и еще благое следствие болезней, о котором митрополит Филарет Московский писал: «Не бесполезно в болезни испытывать чувство отрешения от мира, чтобы и после болезни придерживаться этого чувства. Не удивительно, если чувство это не так легко приходит после болезни, как во время болезни; в болезни Бог дарует его на потребу немощному, а в здравии требует, чтобы он подвизался обрести его». Преп. Варсонофий Великий молил Бога об ослаблении телесных страданий одного своего ученика, но в этом случае он услышал такой ответ от Бога: «Оставь, да испытаю его для пользы души его, и да откроется через телесное страдание, каково терпение его, и что он должен наследовать за мольбы и труды». Вот почему не лечился также и преп. Серафим Саровский. Он около трех лет страдал от водянки и половину этого времени провел в постели. При крайнем обострении болезни настоятель Саровской пустыни предложил преподобному пригласить врача. Преподобный ответил ему: «Я предал себя, отче святый, истинному Врачу душ и телес, Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Его Матери, если же любовь ваша рассудит, снабдите меня, убого, Господа ради, небесным врачеванием» (т. е. причастием Святых Тайн).

http://azbyka.ru/zdorovie/pravoslavnoe-p...

Православие первичным принципом человеческой жизни провозглашает любовь, боящуюся причинить какой-либо моральный, психологический, физический или иной вред кому и чему бы то ни было: человеку, обществу, государству, природе... Этот страх любви оно объявляет самым верным стражем истинной свободы. Один из величайших мудрецов древности – апостол Павел – писал: К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу 7 . Преподобный Варсонофий Великий (VI в.) говорил: «Хороша свобода, соединённая со страхом Божиим », – то есть с боязнью оскорбить любовь Бога к нам. Но человек порабощён страстями и по гордости не хочет признаться себе в этом. Поэтому и вчера, и сегодня, и завтра самой актуальной проблемой осуществления свободы является избавление от порабощения духа, а не тела. Как писал Тютчев: Не плоть, а дух растлился в наши дни, И человек отчаянно тоскует… Это растление прежде всего и свидетельствует о духовном рабстве. Внешние свободы – не начало и даже не необходимое условие духовной жизни человека. Ибо они без исцеления от страстей могут вместо разумного пользования этими свободами привести его к гибели. Но где эти средства исцеления? Они ещё сохраняются в Православии. Оно предлагает учение о верном пути, на котором человек действительно может приобрести подлинную свободу в своей жизни, предлагает усвоить духовные ценности, жизненно необходимые каждому человеку. Что это за ценности ? Об одной из них – правильном понимании свободы человека – уже сказано. Назовём ещё некоторые. Вторая – это проверенный бесконечным числом людей ответ на важнейший вопрос: «Зачем я живу?» Её суть отчётливо выразил Достоевский: «Только с верой в своё бессмертие человек постигает всю разум­ную цель свою на земле». Он не сомневался, что «без веры в свою душу и в её бессмертие бытие человека неестественно, немыслимо и невыносимо». Действительно, где и какую более твёрдую опору в жизни, где и какое более глубокое понимание её смысла может найти человек?!

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Osipov...

" Предтеча Спасителя " июля 2020 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию на Леушинском подворье Настоятель был награжден правом ношения палицы. " Святой Предтеча и Креститель Господень Иоанн - великий предстатель за род человеческий перед Господом после Матери Божией, - сказал владыка в проповеди. - Мы часто видим изображения на иконах: Спаситель в центре, справа Божия Матерь, а слева - Иоанн Креститель. В сегодняшнем евангельском чтении рассказывалось про его чудесное рождение: он пришел в мир вместе со Спасителем, на несколько месяцев опередив, чтобы засвидетельствовать перед родом человеческим, что Иисус Христос есть Мессия, и больше никого ждать не надо. Хотя некоторые в еврейском народе до сих пор ждут Мессию, Он уже пришел. Иоанн слышал голос Отца Небесного, видел Духа Святого, сходящего на Христа, и показал всему миру, что пришел настоящий Спаситель, Мессия. Иоанн, когда ему исполнилось тридцать лет, был послан Богом на Иордан, чтобы подготовить народ Божий, народ Израилев, к принятию своего Спасителя. Он обратился к народу с проповедью покаяния: чтобы принять Спасителя, благодать Божию, нужно очистить душу " . " К нему разные люди приходили: одних он приводил к Господу ласковым словом, других обличением, - продолжил архипастырь. - Но мы не должны брать с него пример в обличении: для этого нужно быть, как Иоанн Креститель. А мы часто, не имея такого духа, не ведя такую жизнь, начинаем всех обличать. Мы не имеем права. Иоанн Креститель питался акридами и диким медом, а мы? В пост подавай нам рыбу деликатесную, пост кончился - шашлыки. У Иоанна было одно одеяние из грубой верблюжьей шерсти, а мы как одеваемся? Шкафы забиты одеждой, да еще переживаем, что нечего надеть, надо что-то новое покупать. Иоанн Предтеча призывал: если имеешь две одежды, отдай одну нуждающемуся (Лк.3:11). Мы если так и делаем, то редко и с неохотой. Копим себе на жизнь длинную, думаем, что жить нам еще долго, а Иоанн Предтеча говорил: " Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь " (Лк. 3:8-9). В любой момент Господь опустит секиру - и жизнь прекратится " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010