мон. Лазарь (Афанасьев) Содержание Пролог Глава 1. «Один ее вид умилял сердца» Глава 2. Дом Пресвятой Богородицы Глава 3. Первые настоятели Глава 4. Пустынники Рославльских лесов Глава 5. Построение Предтечева скита Глава 6. Старец-настоятель архимандрит Моисей (Путилов) Глава 7. О русском старчестве Глава 8. Иеромонах Леонид на пути в Оптину Глава 9. Труды и дни старца Леонида (Наголкина, в схиме Льва) Глава 10. Соратники и сотаинники старцы Лев и Макарий (Иванов) Глава 11. Монахи-подвижники. Старец Макарий Глава 12. Сотрудники старца Макария по изданию святоотеческих книг Глава 13. Издательское дело. Создание библиотеки. Русские писатели в Оптиной: Жуковский, Снегирёв, Гоголь, Муравьёв, Шевырёв Глава 14. Кончина старцев Макария и Моисея. Настоятель обители архимандрит Исаакий (Антимонов). Из Оптинского некрополя Глава 15. Старец Иларион (Пономарёв). Монахи Флавиан, Карп, Климент, Феодосий, Агапит Глава 16. Великий старец Амвросий (Гренков) Глава 17. Толстой, Достоевский и Леонтьев в Оптиной. Некрополь 1880-х годов Глава 18. Великий князь Константин Константинович Романов в Оптиной пустыни Глава 19. Духовные дарования старца Амвросия Глава 20. Благодатный наставник Глава 21. Создание Шамординского монастыря. Схиархимандрит Агапит (Беловидов) – автор книг об Оптинских старцах. Некрополь 1890-х годов Глава 22. Старцы Анатолий (Зерцалов) и Иосиф (Литовкин) Глава 23. Старец Варсонофий (Плиханков) Глава 24. Инок Павел как летописец обители Глава 25. Семья К.Р. (Великого князя Константина Константиновича Романова) в селе Прыски близ Оптиной в 1901 году. 1904 год – начало Русско-Японской войны Глава 26. Старец Варсонофий в Маньчжурии. Епископ Трифон (Туркестанов) в скиту Оптиной пустыни Глава 27. Старец Варсонофий – скитоначальник. Сергей Нилус. Монах-художник отец Даниил (Болотов). Иван и Николай Беляевы Глава 28. Духоносное слово старца Варсонофия Глава 29. Оптинская смута. Схима отца Варсонофия. Смерть Толстого – отец Варсонофий на станции Астапово Глава 30. Кончина старца Иосифа Глава 31.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Преподобный Варсонофий Варсонофий (в миру – Плиханков Павел Иванович. 1845–1913) – оптинский старец, преподобный. Родился в семье выходца из оренбургских казаков купца Ивана Плиханкова. Окончил Полоцкую военную гимназию, Оренбургское военное училище. В 46 лет, уже будучи полковником, приехал в Оптину к старцу Амвросию. В Великий пост 1893 года стал послушником Павлом. В 1900-м пострижен в мантию с именем Варсонофий; в 1902-м рукоположен в иеродиакона; в 1903-м рукоположен в сан иеромонаха, назначен помощником старца и духовником Шамординской женской пустыни; в 1904-м – священник фронтового лазарета имени преподобного Серафима Саровского ; в 1907-м возведен в сан игумена и назначен скитоначальником; в 1912-м назначен настоятелем Старо-Голутвинской обители и возведен в сан архимандрита. Погребен в Оптиной пустыни. Но мало кто знал, что стихи, появлявшиеся все эти годы в печати под псевдонимом «Странник», принадлежали старцу Варсонофию. Сборник его стихов был впервые собран и издан уже посмертно монахинями Шамординского монастыря, среди которых была единственная сестра Льва Толстого Марья Николаевна, а старец Варсонофий приезжал к умирающему Толстому на станцию Астапово. Его, бывшего полковника, не допустили к бывшему поручику... Молитва Иисусова 125 Ее начало – тесный путь. Душе тревожной негде отдохнуть. Болезни и труды, великие страданья, Смущений вихрь, презренье, порицанье Подвижника встречают; видит он, Как скорби восстают со всех сторон. И он стоит исполненный сомнений, Тревожных, тяжких дум, недоумений, Томлением объятый и тоской. Неведомы ему ни радость, ни покой, И помощи не ждет он ниоткуда, Как только от Спасителя Христа. А злобные враги кричат ему отвсюду: «Уа! Да снидет со креста!» Мой друг о Господе! Дерзай! Не прекращай великой, тяжкой битвы И поле бранное отнюдь не покидай – Не оставляй божественной молитвы! Пребуди в подвиге до смерти, до конца: Победа ждет тебя, духовного борца. Души твоей да не смятутся кости, Да не колеблются ее твердыни и столпы, Когда приступят к ней злокозненные гости –

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Доклад митрополита Варсонофия на годовом собрании духовенства и мирян декабря 2021 ДОКЛАД митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия на собрании духовенства и мирян Санкт-Петербургской епархии Синий зал Санкт-Петербургского епархиального управления, 20 декабря 2021 г. 11:00 Ваши Преосвященства, викарные владыки! Досточтимые члены епархиального совета и благочинные! Отцы игумены и матушки игумении! Дорогие братья и сестры! Сердечно приветствую вас на собрании духовенства и мирян Санкт-Петербургской епархии. Мы собрались под сводами этого исторического зала, чтобы подвести итоги служения Церкви в северной столице в уходящем году, очертить планы на будущее. Прежде воздадим благодарение Господу Богу за радость служения Его Святой Церкви и возможность трудиться на благо и спасение людей, вместе с псалмопевцем сказав: " Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми " (Пс. 115, 3). Хочу поблагодарить вас за самоотверженную проповедь Слова Божия, которую вы возвещали в трудное для всех время, " не преставая учить и благовествовать об Иисусе Христе " (Деян. 5, 42). Юбилей святого Александра Невского Весь год мы живем под знаком святого благоверного великого князя Александра Невского, молитвенно отмечая 800-летие со дня его рождения. Сотни и тысячи людей почтили память святого защитника Руси, приняв участие в церковных и светских мероприятиях, посвящённых его имени. В связи с юбилеем отреставрированы часть фасадов Александро-Невской лавры и Свято-Троицкий собор, возвращена верхняя церковь Благовещенского храма в честь святого Александра Невского, единственной на территории обители, посвященной её покровителю. Отрадно, что основные торжества возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, совершив 12 сентября Божественную литургию в Свято-Троицком соборе лавры. Мы благодарим Его Святейшество за особую заботу об этом юбилее, которая была им проявлена с самого начала и до его завершения; за вдохновение, которое давал нам Предстоятель, чтобы все прошло на уровне, достойном великого имени. Благодарим и за духовную радость отмечать вместе с ним великий день.

http://mitropolia.spb.ru/docs/doklad-mit...

Доклад митрополита Варсонофия " Святой Александр Невский – история и актуальность " декабря 2020 " Святой Александр Невский - история и актуальность " (доклад митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского ВАРСОНОФИЯ на Рождественских образовательных чтениях в Санкт-Петербурге, 15 декабря 2020 г.) Дорогие участники Рождественских чтений! Прославляя сегодня святого благоверного великого князя Александра Невского, мы говорим о прошлом, настоящем и даже будущем Отчизны. Имя этого подвижника действительно объединяет историю и современность - то, что было давным-давно, и что актуально сегодня. Каждое время предполагает свои вызовы, но если мы говорим о тринадцатом веке в истории России, когда жил святой, то это в основном время, когда наша Родина находилась под игом Золотой Орды, была от нее в политической и финансовой зависимости. Тогда же, с Запада Русскую землю постоянно теснили враждебные соседи и это была прежде всего война против Православной Церкви. При этом отдельные Русские княжества зачастую враждовали и воевали друг с другом. Сложная ситуация требовала консолидации русских земель, военного противостояния захватчикам, а также дипломатических договоренностей с властями Золотой Орды. Человеком, который разрешал все эти проблемы, был благоверный великий князь Александр Невский. Он проявил себя как выдающийся полководец, дипломат и примиритель. Основывая в 1703 году Санкт-Петербург, император Петр I пожелал, чтобы духовным основанием новой столицы Российской империи стал духовный и воинский подвиг святого Александра Невского. Ведь именно Александр Ярославич в 1240 году, тогда еще двадцатилетний новгородский князь, возглавил народное ополчение в битве со шведским войском на берегах Невы. Именно тогда, перед сражением, им были произнесены слова, выразившие все упование и надежду русского народа и ставшие крылатыми: " Не в силе Бог, а в правде! " Победа в Невской битве не позволила шведам закрепиться на Ладожской земле, принадлежавшей тогда Новгороду, а через несколько столетий император Петр I в ходе Северной войны вернет России выход к морю, что даст возможность основать новый город - " окно в Европу " - Санкт-Петербург. В память о победе русского воинства и в прославление святого, прозванного после битвы Невским, в 1710 году государь Петр I основал монастырь - нынешнюю Александро-Невскую лавру, духовную сокровищницу и архитектурную жемчужину города. Сюда же, в монастырь, в 1724 году были перенесены и мощи - святые останки великого князя.

http://mitropolia.spb.ru/docs/doklad-mit...

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий: На критику Церкви следует отвечать добром Источник: Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви)      19 февраля у православных верующих начнется Великий Пост. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий рассказал " Интерфаксу " , как подготовиться к этому событию, чтобы радостной душой встретить праздник Пасхи. Он также поделился мыслями о нехватке храмов в спальных районах северной столицы, работе с молодежью и как, по его мнению, стоит отвечать на критику Русской Православной Церкви. - Владыка, в своих интервью Вы отмечали, что в России не хватает храмов. Как обстоит ситуация в Санкт-Петербурге? Хватает ли приходов? Планируется ли создание новых? - Этот вопрос действительно важен. Нам следует помнить, что строительство храмов - это не только восстановление исторической справедливости или создание новой архитектурной доминанты, это потребность большого числа верующих людей. Храм, при всей его широкой функциональности, огромном культурном значении, в первую очередь, является домом Божиим, который соединяет земное и небесное, а для человека является местом молитвенного общения с Творцом. На протяжении последних тридцати лет было построено большое количество храмов, открыто множество приходов, однако то, что было утеряно и разрушено в советское время, не так просто восстановить. Особенно это сказывается на новых, так называемых спальных районах, где градостроительная политика прошлого периода истории не подразумевала возведение церквей. Санкт-Петербург в этом вопросе не исключение, а скорее правило. Приходы регистрируются, однако далеко не всегда выделяются земельные участки, возникают задержки в оформлении, которые могут тянуться несколько лет. Надо понимать, что инициатива открытия храма зачастую исходит от местных жителей, которые хотят рядом со своим домом видеть дом Божий, постоянно участвовать в богослужениях, таинствах, общаться со священнослужителями - это особенно актуально для людей пожилого возраста, которым тяжело добираться до храмов, располагающихся в центре города.

http://pravoslavie.ru/110778.html

Накануне Великого поста митрополит Варсонофий дал интервью ИА " Интерфакс-Северо-Запад " февраля 2018 У православных верующих 19 февраля начнется Великий пост.  Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий  рассказал " Интерфаксу " , как подготовиться к этому событию, чтобы радостной душой встретить праздник Пасхи. Он также поделился мыслями о нехватке храмов в спальных районах северной столицы, работе с молодежью и как, по его мнению, стоит отвечать на критику РПЦ. - Владыка, в своих интервью Вы отмечали, что в России не хватает храмов. Как обстоит ситуация в Санкт-Петербурге? Хватает ли приходов? Планируется ли создание новых? - Этот вопрос действительно важен. Нам следует помнить, что строительство храмов - это не только восстановление исторической справедливости или создание новой архитектурной доминанты, это потребность большого числа верующих людей. Храм, при всей его широкой функциональности, огромном культурном значении, в первую очередь, является домом Божиим, который соединяет земное и небесное, а для человека является местом молитвенного общения с Творцом. На протяжении последних тридцати лет было построено большое количество храмов, открыто множество приходов, однако то, что было утеряно и разрушено в советское время, не так просто восстановить. Особенно это сказывается на новых, так называемых спальных районах, где градостроительная политика прошлого периода истории не подразумевала возведение церквей. Санкт-Петербург в этом вопросе не исключение, а скорее правило. Приходы регистрируются, однако далеко не всегда выделяются земельные участки, возникают задержки в оформлении, которые могут тянуться несколько лет. Надо понимать, что инициатива открытия храма зачастую исходит от местных жителей, которые хотят рядом со своим домом видеть дом Божий, постоянно участвовать в богослужениях, таинствах, общаться со священнослужителями - это особенно актуально для людей пожилого возраста, которым тяжело добираться до храмов, располагающихся в центре города.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Слово митрополита Варсонофия на заседании епархиального совета июня 2021 Слово митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия на заседании епархиального совета (Портретный зал епархиального управления, (3 июня 2021 года) _____ Ваше Преосвященство, досточтимые члены епархиального совета, отцы благочинные! В продолжающиеся дни Святой Пасхи сердечно приветствую вас жизнеутверждающими словами - Христос воскресе! - с пожеланием радостного настроения и продуктивной работы. Милостью Божией, церковная жизнь возвращается в привычное русло, хотя карантинные ограничения не отменены, и мы обязаны их учитывать. В отличие от минувшего года, когда богослужения Страстной седмицы и Светлого Воскресения Христова проходили в наших храмах без прихожан, в этом году мы смогли разделить в полноте пасхальную радость и вместе встретить этот великий праздник.  О том, что необходимо возвращаться к полноценной работе свидетельствуют и ряд общецерковных мероприятий, прошедших недавно в Москве - съезды по социальному и миссионерскому служению, а также Международные рождественские образовательные чтения. На открытии этих собраний Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл затронул несколько вопросов, на решение которых мы должны обратить своё внимание. Эти вопросы предлагаю сейчас рассмотреть. Особое место Церковь всегда уделяла воспитанию детей в православной вере - не с какого-то определенного возраста, а с самого рождения, поощряя причащение младенцев, их нахождение в храме вместе с родителями. Ребенок с малых лет приучается к богослужению и молитве, церковная среда становится для него родной. Отрадно, что в большинстве приходов нашей епархии функционируют воскресные школы. Но хочу обратить внимание на то, что они должны быть аккредитованными, иметь современные обучающие программы с учетом нынешних требований. Сейчас подходы иные, чем были раньше, традиционные уроки за партой отходят на второй план, нужны активность, движение. Воскресная школа - это не просто форма детского досуга, а часть образовательной системы нашей Церкви. Она должна соответствовать нормам и стандартам, установленным профильным синодальным отделом. Это даст необходимое единообразие и повысит качество знаний, а соответственно и грамотности детей в вопросах веры.

http://mitropolia.spb.ru/docs/slovo-m-va...

Слово митрополита Варсонофия на собрании игуменов и игумений монастырей ноября 2022 Слово митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия на отчётном собрании игуменов и игумений монастырей Санкт-Петербургской епархии (1 ноября 2022 г., 11:00, кабинет правящего архиерея) Ваше Преосвященство, досточтимые отцы игумены, матушки игумении, дорогие старшие сёстры монашеских общин! Сердечно приветствую вас на отчетном собрании игуменов и игумений обителей епархии, которое в таком составе проходит во второй раз. Прошлая встреча была два года назад. Прежде всего хочу вам представить и.о. наместника Троице-Сергиевой пустыни - игумена Варлаама (Переверзева). Его кандидатура находится на утверждении Священного Синода. Архимандрит Николай (Парамонов) по состоянию здоровья отошёл от управления и будет заниматься духовничеством в обители. Желаю вам, отец Варлаам, трудиться не покладая рук, чтобы обитель процветала и духовно, и материально. Сегодня непросто заниматься монашеским деланием, современный мир полон вызовов, ставящих под сомнение ценности и образ жизни православного человека, особенно, если он избрал монашеский путь. Но эти вызовы могут помочь укрепить монашество в верности избранному пути, если мы будем постоянно обращать внимание на свой внутренний мир, бороться с той самой самостью, о которой говорят святые отцы-аскеты. Поэтому необходимо все принимать спокойно, как средство, чтобы стать духовно сильнее и опытнее. В сложное нынешнее время, " радуясь с радующимися и плача с плачущими " (Рим. 12,15), не следует забывать, что главное делание тех, кто ступил на путь иноческой жизни - " брань не против крови и плоти, но против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной " (Еф. 6,12) - то есть борьба с грехами, в первую очередь, собственными, и духовное совершенствование для стяжания благодати Святаго Духа и спасения души. Дай Бог, чтобы в обителях нашей епархии этот великий труд совершался " со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением " (Еф. 4,2).

http://mitropolia.spb.ru/docs/slovo-mitr...

Закрыть itemscope itemtype="" > Санкт-Петербург должен быть великим православным городом В День перенесения мощей святого благоверного великого князя Александра Невского в Северной столице прошел стотысячный Крестный ход по Невскому проспекту 14.09.2015 858 Время на чтение 4 минуты В субботу, 12 сентября, в Санкт-Петербурге отметили День перенесения мощей святого благоверного великого князя Александра Невского. Праздник начался с Божественной литургии в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры, которую возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, сообщил «Русской народной линии» сайт Петербургской митрополии. Божественную литургию в Казанском кафедральном соборе возглавил архиепископ Петергофский Амвросий в сослужении епископа Царскосельского Маркелла, епископа Гатчинского и Лужского Митрофана, настоятеля протоиерея Павла Красноцветова с клиром и других священнослужителей. После богослужения в Казанском кафедральном соборе по Невскому проспекту к Александро-Невской лавре в третий раз в новейшей истории России прошел крестный ход . В нем приняли участие духовенство митрополии, представители приходов города и области, городского правительства, Заксобрания, общественных организаций, учащиеся духовных школ, православные братства и верующие горожане. Во главе шествия по главной магистрали города была пронесена чудотворная Казанская икона Божией Матери. По данным полиции, число крестоходцев составило 100 тыс. человек. В полдень из Свято-Троицкого собора лавры вышел малый крестный ход с мощами святого Александра Невского. Два молитвенных шествия встретились на площади, носящей имя великого полководца и защитника Руси. Торжества продолжились на площади перед лаврой у памятника святому Александру Невскому. Митрополит Варсонофий возглавил праздничный молебен и поздравил горожан с днем памяти небесного покровителя северной столицы. По словам правящего архиерея, великий князь соединял в себе качества истинного христианина - беззаветное служение народу и личную святость. «Когда мы размышляем о делах минувших лет, приходим к одному чувству - благодарности Богу за Его великие милости к роду человеческому. Страна наша пережила много тяжелых времен, когда от внутренних раздоров и нападений соседних врагов она подвергалась опасности потерять самостоятельность, раздробиться на мелкие части и подчиниться иноплеменникам. Было время, когда наше Отечество долгие десятилетия страдало под монголо-татарским игом, а значительную часть своей территории должно было уступить захватчикам с Запада. Милосердный Господь никогда не оставлял нас Своей милостью и в самые тяжелые времена посылал мудрых и мужественных правителей, твердо и самоотверженно стоявших на страже рубежей нашего Отечества, и с помощью Божией направлявших его к миру, единению и славе. Одним из таких выдающихся личностей является прославляемый ныне Церковью и Отечеством нашим святой благоверный великий князь Александр Невский», - сказал архипастырь.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/09/14/sa...

Когда человек становится храмом Помню, как-то раз мы с прихожанами нашего храма – тогда я еще служил в храме в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» – поехали в Оптину пустынь. Там была женщина-гид, она рассказывала об Оптинских старцах и, в частности, сказала такую вещь: «Известно, что Оптинские старцы достигали того, что могли предсказывать будущее; у них было свечение вокруг головы; и вообще они еще очень многое могли». Мне пришлось, дождавшись, когда она завершит свое повествование, вмешаться и скорректировать ее монолог, сказав о том, что, безусловно, целью христианского подвига не могут являться ни «образование нимба», ни предсказывание будущего, ни способность прозревать то, что находится в тайне человеческого сердца; всё это – совершенно ложные представления о святости. То, что Оптинские старцы могли сказать кому-то нечто о его будущем; то, что некоторые паломники действительно видели нетварный свет, который осиявал этих угодников Божиих, являлось следствием их подвига, но ни в коем случае не целью их жизни и трудов. Когда мы говорим о святости, нужно прежде всего понимать, что же это все-таки такое. Святость – это не безгрешность, это не христианское совершенство как таковое, это не отсутствие у человека свойственных ему от природы недостатков. Тогда что это, как ее описать? Наверное, самое точное сравнение здесь можно привести из области храмостроительства. Вот возводится храм: строятся стены из кирпича, происходит их отделка, занимают свое место подсвечники, иконы. Но это всё еще некое здание, которое должно стать храмом. А потом наступает момент, когда храм освящают и в нем начинают совершаться богослужения. То же самое можно сказать о человеке: вот строит он по кирпичику фундамент, стены своей христианской жизни, вот ведет какую-то внутреннюю отделку, работает над собой. Но святым он становится не тогда, когда достигает во всем этом определенного «уровня», а тогда, когда его сердце, готовое вместить благодать, благодать наполняет. Святитель Игнатий (Брянчанинов) называл это «помазанием Духом»; он писал о том, что в жизни людей, которые прославлены в лике святых, зачастую можно увидеть эти два периода: до какого-то времени они просто подвизались, а затем на их подвиге уже лежала печать Божественного помазания. О том же самом говорил и преподобный Варсонофий Великий: отвечая на вопрос, каким образом могли заблуждаться святые, он обращал внимание, что то или иное духовное творение могло быть написано, когда будущий святой еще только начинал свой подвиг; в определенные периоды жизни у него могли быть какие-то заблуждения, а впоследствии, достигнув святости, он не догадался помолиться о том, чтобы Господь ему открыл, насколько верны или же ложны были его прежние мнения. То есть, опять-таки, преподобный Варсонофий разделял время, когда человек был еще в обычном своем, скажем так, человеческом состоянии и существе и когда в его жизни уже очевидным образом проявлялось Божественное помазание Духом Святым.

http://pravoslavie.ru/102127.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010