Органы ОГПУ уже в начале 20-х годов установили за ней слежку. В 1923 году, когда Татьяна повезла передачи нуждающимся заключенным в тюрьму г. Иркутска, ее арестовали, предъявив обвинение в контрреволюционной деятельности. Видимо, не найдя «состава преступления», через 4 месяца ее отпустили. В 1925 году последовал новый арест – на этот раз отпустили через 7 дней. Несмотря на очевидную опасность своего положения, Татьяна и не думала прекратить помощь нуждающимся. К этому времени она познакомилась со многими выдающимися архиереями и священниками Русской Православной Церкви, томившимися в тюрьмах Сибири. Со многими из них она вела переписку, некоторых стала считать своими близкими людьми. Постепенно Татьяна привлекала к своему делу все больше и больше людей. Одни давали ей деньги на передачи, другие доставляли посылки с оказией. Круг ее знакомств в церковной среде стал чрезвычайно широким, что не давало покоя секретному отделу ОГПУ. Вскоре Татьяна вместе с несколькими томскими священниками была арестована как одна из «вдохновителей тихоновского движения в губернии». Материалы допросов от 6 мая 1925 года содержат часть имен, на которые Татьяна передавала деньги и вещи – епископ Варсонофий (Вихвелин), епископ Евфимий (Лапин), епископ Антоний (Быстров), епископ Иоанникий (Сперанский), епископ Агафангел (Преображенский), священники Попов и Копылов, Нарымская ссылка; епископ Виктор (Богоявленский), Иркутская тюрьма… Татьяна признала, что передавала посылки «заключенному духовенству, находящемуся в Томских домах заключения, и мирянам; вообще заключенным, не зная причин их заключения». Татьяну спрашивали о соучастниках. Над протоколом допроса современнику приходится ломать голову. – Обращались ли вы к духовенству с просьбой оказать содействие по сбору средств на заключенных и ссыльных? – спросил следователь. – Да, обращалась, но получала с их стороны отказ, – ответила Татьяна. – Кого вы знаете из лиц, производивших помимо вас сборы на заключенных и ссыльных? – Лиц, производивших помимо меня сборы, не знаю.

http://pravmir.ru/novomuchenica-tatyana-...

В другом месте сообщалось: «У митрополита Петра был произведен ночью обыск, сам же он был сперва арестован на дому, а через два дня переведен во внутренюю тюрьму на Лубянку при ГПУ. Одновременно с ним была арестована группа проживающих в Москве иерархов, близких митрополиту Петру и, очевидно, по мнению ГПУ одинакового с ним настроения. Это были: архиепископы Николай [Добронравов] Владимирский, Пахомий [Кедров] Черниговский, Прокопий [Титов] Херсонский, Гурий [Степанов] Иркутский, епископы Парфений [Брянских] Ананьевский, Дамаскин [Цедрик] Глуховский, Тихон [Шарапов] Гомельский, Варсонофий [Вихвелин] Каргопольский и др.» 250 . Затем, позже «арестованный [...] митрополит Петр переведен из дома заключения московского ОГПУ в Бутырскую тюрьму, где пребывает в одной камере с тридцатью заключенными бандитами и уголовными преступниками, в грязной и смрадной обстановке, особенно тяжелой для изнуренного болезнью и пережитыми волнениями Святителя. Надежд на скорое освобождение митрополита нет, так как арестом этим “религиозный отдел» ОГПУ надеется внести окончательное расстройство в жизнь и организацию Русской Церкви. Большевики и их приспешники [обновленцы и другие церковные раздорники. – Сост.] не только обвиняют митрополита Петра в контрреволюции, но и распускают провокационные слухи о том, что покойный Патриарх Тихон был, якобы, отравлен с ведома митрополита Петра, стремившегося завладеть церковной властью. Вздорность и ложность этих слухов очевидна, но они нужны большевикам для того, чтобы парализовать существующее в русском народе уважение к памяти покойного Патриарха и совершить осквернение его праха под видом медицинского вскрытия – народная молва окружила в России память покойного Патриарха ореолом святости, и большевики хотят воспрепятствовать дальнейшему распространению [этого. – Сост.] чувства» 251 . И, так как известно, что ближайшим формальным поводом к аресту Патриаршего Местоблюстителя послужили грязные сообщения, сфабрикованные гражданской прессой о его, якобы, неблагонадежности политической, построенные, – в свою очередь, – на провокационном выступлении А. И. Введенского на пресловутом «Помсоборе-25», то справедливо и последовавшее значительно более позднее сообщение церковной печати о том, что «в период управления Русской Церковью митрополитом Петром Крутицким активизировался обновленческий раскол, со стороны которого усилились нападки на Православие и, прежде всего, на личность Митрополита Петра» 252 . Но это, добавим от себя, разумеется, только одна, – причем не решающая, – сторона дела...

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

14 июня архимандрит Виталий в сослужении Кронштадтского протоиерея Иоанна Ильича Сергиева, иеромонахов монастыря и приезжих сельских священников при необыкновенно большом стечении народа, торжественно освятил верхний храм в честь Успения Божией Матери. На другой день отец Иоанн в сослужении духовенства освятил нижний храм в честь Рождества Христова. В 1890 году Веркольский монастырь указом Священного Синода был возведен в 1-классный общежительный монастырь, и стал единственным первоклассным монастырем Архангельской епархии, не считая Соловецкого. С 1908 по1917 годы Верколькую обитель возглавлял архимадрит Варсонофий (Вихвелин). 3 июля 1910 года он был назначен епископом Кемским, викарием Архангельской епархии, с оставлением его на должности настоятеля Веркольского монастыря. В 1907 году было начато строительство 3-этажного трапезного корпуса с церковью во имя Казанской иконы Божией Матери. Чуть больше двух лет понадобилось для возведения этого великолепного здания, украшенного колонками и другими рельефами. В 1917 году последним настоятелем Веркольского монастыря перед его закрытием стал епископ Павел (Павловский). В то время братство обители составляло 185 человек. В ноябре 1918 года в Веркольский монастырь прибыл отряд красноармейцев. Часть монахов ушла в другие обители, а тех, кто остался, расстреляли на берегу Пинеги. Богоборцы сжигали иконы и богослужебные книги. Некоторые иконы местные жители успели унести по домам, а через 70 лет вернули их во вновь открывшийся монастырь. Спустя месяц приехала особая комиссия по вскрытию мощей, но монахи их спрятали, и мощи не нашли. В разные годы в монастырских зданиях располагались уездный комитет партии, госпиталь для красноармейцев, поселковая коммуна, детский дом, интернат для детей с отклонением в развитии. В игуменском корпусе находилась общеобразовательная школа, в Артемиевском храме – спортивный зал, мастерские, одно время в нем даже выращивали кроликов. В 1990 году обитель передали Русской Православной Церкви, а 25 декабря 1991 года Священный Синод принял решение об отрытии Артемиево-Веркольского мужского монастыря. Настоятелем Веркольской общины стал священник Иоанн Василикив, который через два года принял монашеский постриг с именем Иоасаф и был назначен наместником монастыря. Он приехал сюда 18 октября 1990 года и увидел оскверненные и разграбленные храмы, здания без стекол, кругом огромные кучи мусора. Монастырь восстанавливали всем миром, и жизнь в нем начала постепенно налаживаться.

http://sobory.ru/article/?object=10746

Кафедральный собор во имя прор. Илии в Архангельске. Фотография. Кон. XX в. Кафедральный собор во имя прор. Илии в Архангельске. Фотография. Кон. XX в. Проект образования епархии на Севере России был утвержден на Большом Соборе 1666-1667 гг. , постановлением Собора 1681-1682 гг. была учреждена Холмогорская и Важская епархия, в состав к-рой вошла северо-вост. часть территории Новгородской митрополии от р. Онеги по рекам Колва и Уса, в т. ч. города Холмогоры (кафедральный) и Архангельск с уездами, Кевроль, Мезень, Кола, Пустозерск, Вага, четверти Важского присуда с Устьянскими волостями, Соловецкий монастырь с вотчинами и Анзерским Елеазаровым скитом . Образование А. и Х. е. было обусловлено, в частности, необходимостью усиления борьбы со старообрядчеством , широко распространившимся на поморских и подвинских землях. В 1762 г. кафедра и учреждения епархиального управления были переведены в Архангельск. По штатам 1764 г. епархии присвоено 8-е место среди 15 епархий 3-го класса. 15 марта 1787 г. Архангельская епархия была объединена с Олонецкой, территория епархии включала в себя Архангельскую и Олонецкую губернии с отчислением приходов, находившихся на территории др. губерний. В 1796 г. Олонецкая губ. была упразднена, в 1799 г. входившие в ее состав территории, а также Пудожский и Повенецкий уезды Архангельской губ. отошли к Новгородской кафедре (находились под управлением викарного Старорусского епископа), Архангельской епархии был передан г. Кемь с уездом. По штатам 1799 г. А. и Х. е. была 9-й среди 20 епархий 3-го класса, в 1888 г.- 11-й среди 29 3-классных епархий. В 1832 г. епархия была разделена на 30 благочиннических округов. В связи с обширностью епархии, а также для усиления борьбы с расколом в Карелии было учреждено Кемское вик-ство, 26 авг. 1910 г. во епископа Кемского был хиротонисан архим. Варсонофий (Вихвелин) , настоятель Артемиева Веркольского мон-ря . Под его управление были переданы приходы и мон-ри Пинежского у. С 14 февр. 1913 г. карельские приходы 2-го благочиния Кемского у. А. и Х. е. находились в подчинении Сердобольского вик-ства Финляндской епархии , а викарий А. и Х. е. получил титул «Пинежский» (см. Пинежское вик-ство ). Количество храмов, численность духовенства

http://pravenc.ru/text/76432.html

В сентябре того же года владыка прислал для церкви родного Каргопольского духовного училища икону святителя Питирима Тамбовского, освященную на его мощах в день прославления святого, 28 июля 1914 года. Вместе с иконой епископ Вениамин подарил училищу новоизданное житие святителя, службу ему, а также иконки-литографии для раздачи ученикам 470 . В училищной церкви, куда икона св. Питирима была торжественно доставлена вечером 20 сентября, священствовал о. Евфимий Добрынин – бывший наставник владыки по Каргопольскому духовному училищу. «На родину в Олонецкую губернию» владыка выезжал и в августе 1915 года 471 . 19 октября того же года в Петрозаводске открылось попечительство при Введенской церкви Олонецкого епархиального женского училища. Первое же учредительное собрание постановило просить епископа Вениамина взять на себя звание почетного члена Попечительства 472 . 6 ноября 1916 года в Петрозаводске после тяжелой болезни скончался епископ Никанор. На другой день в переполненном храме петроградского Александро-Свирского подворья епископ Вениамин служил панихиду по почившему 473 . 8 ноября он вместе с архиепископом Финляндским Сергием выехал на погребение иерарха, много сделавшего для православия в Олонии. Петрозаводск был только что связан со столицей железной дорогой – владыка Никанор еще успел напутствовать молитвой первый пассажирский поезд 23 января 1916 года 474 . Днем 9 ноября прибывшие архипастыри и епископ Каргопольский Варсонофий (Вихвелин), викарий Олонецкой епархии, совершили вынос тела епископа Никанора из Архиерейского дома в кафедральный собор. К участию в этой процессии были приглашены учащиеся всех школ Петрозаводска – начальных, средних, средних специальных. Погребение владыки состоялось 10 ноября. В тот же день преосвященный Вениамин присутствовал на вечерней молитве в семинарии. Из его былых наставников там по-прежнему трудился Я.С. Елпидинский. На следующее утро епископ побывал в семинарии на занятиях, а затем посетил женское епархиальное и духовное училища 475 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Борис (Шипулин Владимир Павлович; 1874–1938), архиепископ. В 1912 г. хиротонисан во епископа Винницкого, викария Подольской епархии. С 1921 г. епископ Уфимский. С 1918 г. епископ Киренский, викарий Иркутской епархии. С 1921 г. епископ Уфимский. В конце 1922 г. в тюремном заключении. С 1924 г. епископ Уфимский. В 1927 г. назначен на Тульскую кафедру с возведением в сан архиепископа, но вскоре был арестован. В 1927–1934 гг. в лагерном заключении и ссылке. С 1936 г. архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский. Расстрелян. Борис, епископ Рязанский см. Борис (Соколов), архиепископ Борис, епископ Уфимский см. Борис (Шипулин), архиепископ Боровичский. Боярский (до 1916 г. Сегенюк) Александр Иванович (1885–1937), протоиерей, обновленческий «митрополит», один из лидеров обновленчества. Расстрелян. Братко, католический монах. Бродский Л. К. Булгаков Сергей Николаевич (1871–1944), протоиерей, общественный и политический деятель, философ, богослов. В июне 1918 г. по благословению св. Патриарха Тихона рукоположен во иерея. В июле 1918 г. переехал в Крым, был протоиереем ялтинского собора. В 1922 г. выслан из России в Константинополь. Занимался преподавательской деятельностью в Праге и Париже. Первый декан Свято-Сергиевского Богословского института в Париже. Варвара (Трофимова), игумения Пюхтинского монастыря. Варлаам (Козуля Петр Карпович; 1871–1937), епископ. В 1926 г. хиротонисан во епископа Бершадского. В 1928 г. временно управляющий Винницкой епархией, с 1931 г. временно управляющий Пермской епархией. В 1931 г. арестован. До 1934 г. находился в ссылке. С 1934 г. епископ Златоустовский, викарий Свердловской епархии, епископ Сарапульский, викарий Вятской (Кировской) епархии, с 1935 г. епископ Осинский, временно управляющий Пермской епархией, затем епископ Марийский, викарий Горьковской епархии. С 1937 г. епископ Сызранский, епископ Оренбургский и Тургайский. Расстрелян. Варнава (Петар Росич, 1880–1937), Патриарх Сербский с 1930 г. Варсонофий (Вихвелин Василий Васильевич; 1863–1934), епископ. В 1910 г. хиротонисан во епископа Кемского, викария Архангельской епархии; с 1913 г. епископ Каргопольский, викарий Олонецкой епархии; с 1922 г. епископ Никольский, викарий Вологодской епархии. В 1923 г. выслан в Москву, в 1925 г. арестован; приговорен к 3 годам ссылки в Сибирь. В 1929–1930 гг. жил в Ленинграде, где был арестован и выслан на три года в Северный край. Скончался в ссылке в Вологодской области.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Никодим (Кононов) , епископ Белгородский, замучен и изуродован ударами по голове железным прутом и брошен в сорную яму и предан погребению лишь через полгода, будучи узнан среди трупов по монашескому параману. По другой версии, после издевательств был заживо засыпан негашеной известью. Макарий (Гневушев) , епископ Вяземский. Лаврентий (Князев) , епископ Балахнинский, викарий Нижегородский. Пимен , епископ Верненский, викарий Туркестанский. Герман , епископ Камышинский. Варсонофий (Вихвелин) , епископ Кирилловский, викарий Новгородский. Иустин , архиепископ Омский и Павлоградский, умер в Омской тюрьме в марте 1920 г. Мефодий , епископ Петропавловский Акмолинской области, убит весною 1921 г., в штыковую рану в груди убийцы воткнули крест. Симон (Шлеев) , епископ Уфимский, застрелен в своей квартире 6 июля 1921 г. Назарий , митрополит Кутаисский, взят с одра болезни и расстрелян за обращение к Генуэзской конференции с просьбой о спасении родины от большевистского насилия. Вениамин (Казанский) , митрополит Петроградский, убит 12 августа 1922 г. Филарет , епископ Костромской, замерз в ссылке в Архангельской губернии в 1922 г. Серафим , епископ Елуторовский Тобольской епархии, умер в ссылке в Пермском крае около 1925 г. Иерофей (Афоник) , епископ Велико-Устюжский, викарий Вологодский, в мае 1928 г. убит огнестрельным оружием в голову при аресте, когда народ не давал его арестовать за отказ повиноваться митрополиту Сергию и поминать советскую власть. Петр (Зверев) , архиепископ Воронежский, умер в Соловецком лагере 27 января 1929 г. Иларион (Троицкий) , архиепископ, викарий Московский, умер в Петроградской тюрьме 15 декабря 1929 г. Сергий , епископ Ефремовский, расстрелян в Бузулуке в 1929 г. Серафим (Мещеряков) , митрополит Кавказский, расстрелян в Ростове-на-Дону в тюрьме в 1932 г. Афанасий (Сахаров) , архиепископ Старобельский, расстрелян в Харьковской тюрьме в 1932 г. Агапит (Вишневский) , архиепископ Екатеринославский, умер в тюрьме от голода и тифа. Александр (Белозеров) , архиепископ, умер в Ростовской тюрьме в 1932 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

В ответ на эти действия обновленцы донесли в местное отд-ние ГПУ о существовании в Архангельске орг-ции «монархической окраски» - «Объединенного совета верующих». Практически все правосл. духовенство города во главе с В. было арестовано. В местной печати началась клеветническая кампания против епископа. Было опубликовано «заявление» В. следствию, в к-ром архиерей якобы назвал своих «сопроцессников» контрреволюционерами», писал о «несогласии» с ними и о своем будто бы добровольном отъезде из епархии. Епископ был увезен в Каргополь, привлечен в качестве свидетеля к следствию по делу его брата Петра, являвшегося настоятелем каргопольского Успенского мон-ря. Во время пребывания В. в Каргополе дело по обвинению архангельского духовенства было производством окончено, дело самого В. было выделено в отдельное производство и направлено в Москву. В сент. 1924 г. решением особого совещания при Коллегии ОГПУ епископ был выслан на 3 года в Нарымский край, в июле 1926 г. срок был продлен, В. перевели в Иркутскую губ., в марте 1929 г.- в Вологодскую обл. Летом 1929 г. В. объявил о своем несогласии с «Декларацией» 1927 г. и отделении от Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) . Осенью того же года переехал в Ленинград, сблизился с возглавлявшим иосифлянское движение (см. Иосифлянство ) архиеп. Димитрием (Любимовым) . В 1930 г. В. был арестован в Ленинграде, выслан на 3 года в Северный край, жил в Вологодской обл. По др. сведениям, В. был арестован в 1931 г. в Челмском мон-ре (в окрестностях Каргополя, не сохр.) вместе с его последними насельниками: настоятелем схиархим. Трифоном (Пилюгой) и 5 иеромонахами. Районное отд-ние ОГПУ рапортовало «о ликвидации контрреволюционной группировки духовенства иосифлянского толка под руководством Вихвелина, занимавшейся антисоветской агитацией» (Правда Севера: Арханг. обл. газ. 2001. 5. 11 янв.). В. скончался в ссылке, похоронен в Вологде. Арх.: Архив Управления ФСБ РФ по С.-Петербургу и Ленинградской обл. д. П-78806; Архив Управления ФСБ РФ по Архангельской обл.

http://pravenc.ru/text/154351.html

Съезд придал новый импульс развитию Карельского братства. Обсуждавшийся на нем проект нового устава братства был утвержден 19-29 дек. 1909 г. Он открывал простор для тесного сотрудничества архипастырей Олонецкой и Финляндской епархий. Архиеп. Финляндский Сергий впервые находился в Петрозаводске с 23 по 26 янв. 1910 г.; его сопровождал Синодальный карельский противолютеран. миссионер для Архангельской, Олонецкой и Финляндской епархий, председатель Совета православного Карельского братства архим. Киприан (Шнитников; 1879-1914). В 1910 г. Н. участвовал в праздновании 200-летия воссоединения Выборгской Карелии с Россией, состоявшемся 13-14 июня в Выборге и 25-26 авг. в Архангельске, а также в наречении и хиротонии архим. Варсонофия (Вихвелина) во епископа Кемского, викария Архангельской епархии. И выборгские торжества, и хиротонию возглавлял архиеп. Финляндский Сергий. В янв. 1912 г. в Царском Селе (ныне г. Пушкин) Н. был представлен имп. св. Николаю II Александровичу в числе руководителей Карельского братства с архиеп. Сергием во главе. Весной того же года кафедру в Архангельске занял еп. Нафанаил (Троицкий) . На рубеже XIX и XX вв. служивший ректором Олонецкой ДС, он был готов взаимодействовать с соседями в вопросах духовного окормления приходов Беломорской Карелии. 14 февр. 1913 г. правосл. Карельское братство стало иерархической структурой: в Финляндской епархии было учреждено Сердобольское вик-ство. Епископ Сердобольский Киприан (Шнитников), чья хиротония состоялась 10 марта 1913 г. в кафедральном Исаакиевском соборе С.-Петербурга, получал в ближайшее заведование карел. приходы Кемского у. Архангельской епархии (соответственно Кемское викариатство преобразовывалось в Пинежское). Кроме того, по благословению Олонецкого преосвященного он мог посещать и карел. приходы Олонецкой епархии. Из общего числа таких приходов (101) почти половина (48) приходилась на Олонецкий, Повенецкий и Пудожский уезды последней. Апогеем недолгой деятельности Карельского братства стало празднование дня Св.

http://pravenc.ru/text/2565316.html

В 1764 г. Артемиев Веркольский монастырь был отнесен к заштатным. В 1865 г. в Артемиеве Веркольском монастыре был введен общежительный устав Коневецкого монастыря, и в 1867 г. обитель была переименована в общежительную Артемиеву Веркольскую пустынь. 13 марта 1890 г. Артемиев Веркольский монастырь был отнесен к первоклассным общежительным монастырям с архимандричьим управлением, а 3 июля 1910 г. настоятель Артемиева Веркольского монастыря архимандрит Варсонофий (Вихвелин) был назначен епископом Кемским, викарием Архангельской епархии с оставлением должности настоятеля. В начале XX в. в Артемиеве Веркольском монастыре проживало около 60 монахов и 100 послушников, в монастыре действовали иконописная, переплетная, сапожная, портная, красильная и кузнечная мастерские, все хозяйственные работы выполнялись насельниками. Весной 1904 г. монастырь участвовал в первой Всероссийской выставке монастырских работ и получил похвальный отзыв за экспонаты (икону святого Артемия, резные костяной и деревянный кресты, др. изделия). Частым гостем и щедрым благотворителем обители был святой праведный Иоанн Кронштадтский , автор акафиста святому праведному Артемию. Ежегодно, во время поездок на свою родину в с. Сура, он останавливался в монастыре, служил молебны. В 1897 г. Кронштадтский пастырь участвовал в освящении построенного на его средства в обители Успенского собора. ...В 1880 г. настоятель архимандрит Феодосий приобрел находившееся в 60 км от монастыря Святое озеро, на берегу которого 31 окт. 1885 г. был основан Святоезерский Николаевский скит. Мощи святого праведного Артемия почивали в посвященном ему храме в серебряной раке около иконостаса. В начале XX в. в обители хранились 3 серебряных креста с частицами святых мощей, чудотворная Казанская икона Божией Матери и икона святителя Николая Чудотворца. Богослужения совершались с канонархом по столбовому распеву, читалась «неусыпаемая Псалтирь». Дважды в год совершались крестные ходы – 23 июня, в день кончины праведного Артемия, когда мощи святого обносили вокруг монастыря, и 17 ноября в память перенесения мощей святого в обитель. Артемиев Веркольский монастырь был закрыт в конце 1919 г., часть братии приняла мученическую кончину. Надвратный Иверский храм с колокольней, каменная ограда, кирпичный монастырский завод и ряд др. построек были разобраны. В 1941–1945 гг. в сохранившихся помещениях монастыря размещались детский сад и приют для эвакуированных и бездомных детей, в 80-х гг. – средняя школа и тракторная бригада.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010