И доселе в Хутынской обители сохраняется милостивый обычай раздавать нищим и убогим, – сколько бы их ни приходило, в день памяти преподобного Варлаама, – милостыню, состоящую из куска хлеба и малой денежной медной монеты, как бы взамен поминовения; потому что так завещал еще при жизни преподобный – принимать всех странных, кормить их и покоить, как записано в книгах монастырских. Великий угодник Божий Варлаам прославлен был от Бога даром прозорливости и чудотворений и при жизни и по смерти своей. Вот некоторые из проявлений сего дара и чудес при жизни преподобного. Однажды, проходя по Волховскому мосту, препод. Варлаам увидел человека, которого, по приговору народного Веча, хотели бросить в реку, и умолял о том, чтобы отдали его в услужение монастырское, каковая просьба и была исполнена народом. В другой раз на том же мосту готовилась опять такая же казнь и родственники осужденного со слезами умоляли спасти его от напрасной смерти, но преподобный Варлаам не обратил никакого внимания на их просьбу. Ученики немало дивились такой неожиданной суровости своего наставника и приступили к нему с вопросами о причине оной. Старец отвечал: «судьбы Божии неисповедимы». Первый из осужденных точно достоин был казни, но, при мысли о ней, сердце его тронулось, – и Господь даровал ему время принести покаяние в моей обители. Другой же был совершенно невинен; но, чтобы впоследствии злоба не изменила разума, небесный помысл допустил ему невинно пострадать, дабы он предстал на небо мучеником. Так ясно видела святая душа преподобного Варлаама внутреннее состояние человека! Князь Новгородский Ярослав Владимирович, однажды посетив препод. Варлаама, услышал от него следующее приветствие, «будь здоров, князь, и с сыном твоим». Князь, не имевший сына, удивился этим словам; но оказалось, что в это самое время родился у него сын, которого, по просьбе князя, и воспринимал от купели препод. Варлаам. Рыбаки монастырские, поймав раз большого осетра, утаили его с тою целью, чтобы продать в Новгороде.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Krasny...

В одном Новгороде было до 20 монастырей, а по всему пространству новгородских владений более 30. Первое место между новгородскими обителями занимал, основанный кн. Ярославом Мудрым, Юрьев мон., настоятель которого носил титул архимандрита. За ним более других пользовались уважением Антониев и Хутынский. Первый основан в начале 12 века Пр. Антонием Римлянином. Уроженец Италии, он, удаляясь с родины из за гонений латинян, в 1106–08 г. чудесно прибыл в Новгород. Он построил в двух верстах от города, вниз по течению р. Волхова, великолепный монастырь с каменною церковью, подвизался в нем, став в 1131 г. игуменом. Преставился Пр. Антоний в 1147 г. Кирик, диакон и доместик Антониева мон., при жизни святого написавший сочинение о хронологии и известный своими вопросами новгородским пастырям, о чем упоминалось раньше, – служит живым свидетелем того, что учитель его воспитывал в своих детях разумное благочестие. Писал о Пр. Антонии и основании обители также Андрей, ученик его и преемник по игуменству. «Пр. Антоний», пишет Голубинский, «как должно или по крайней мере можно подозревать, с великими усилиями и скорбями вводил в Новгороде монашество; но в продолжение полустолетия после него монашество в Новгороде привилось и в конце 12 века мы встречаем весьма любопытное явление, что собирается целая небольшая дружина или целое небольшое общество знатных Новгородцев, которое желает посвятить себя христиански-философской жизни отшельничества, удаляется за город и устрояет себе пустыньку». Во главе ея был некто мирским именем Алексей Михайлович, в монашестве Варлаам. Пустынь стала монастырем, и в нем – в 10 в. от Новгорода – подвизался Пр. Варлаам Хутынский, преставившийся в 1192 г. Одновременно с Хутынским мон. в Старой Русе создался монастырь Мартириев. Он построен в 1192 г. игуменом Мартирием, избранным на следующий год новгородским архиепископом. В Ростовском крае были монастыри – в Ростове два, в Суздале 4, во Владимире 5, в Переяславле-Залесском, Костроме, Нижнем-Новгороде, Ярославле по одному. Первым монастырем с архимандричьим настоятельством был в этой земле Рождественский Владимирский, основанный вел. кн. Всеволодом III Юрьевичем в 1192 г. Славился своим богатством Боголюбов мон., основанный в 1158 г. кн. Андреем Боголюбским. В начале 13 века супруга Всеволода III, Мария, создала Владимирскую Успенскую обитель, в которой и почила вскоре после своего пострижения. В Ризположенском суздальском мон. спасалась княжна Феодулия, в иночестве Св. Евфросиния, дочь Св. кн. Михаила Черниговского, прибывшая в Суздаль невестою тамошнего князя Мины, но не заставшая его в живых. Она преставилась в середине 13 века.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Преподобные отцы Новгородские 122. Преподобный отец Антоний Римлянин игумен Новгородский приплы на камени из Рима в Новгород и преставися в лето 6655 месяца августа в 3 день В 1106 году приплыл из Италии в Новгород, купил землю у Новгородских посадничьих детей и соорудил две церкви: одну соборную Рождества Богородицы, а другую Сретенскую с трапезою. Ум. 3 августа 1147 года и погребен в созданной им Рождественской церкви, где мощи его, обретенные 1 июля 1597 года, открыто почивают. При раке преп. Антония хранятся шесть мозаических икон, принесенных им из Рима; на трех из них изображен Господь Вседержитель, а на трех других распятие Господне, и ветви морской травы, которые он держал в руке во время плавания в Новгород. Сочинение жития, сохранившегося в списках XVI-XVIII в., приписывается игумену Андрею (1147–1157) (Филарет, «Обзор Р. Дух. Литерат»., стр. 51). Чудеса описаны иноком Нифонтом в конце XVI в., причем списано им и первоначальное (Андреево) житие, до нас не дошедшее. ( В.О. Ключевский , стр. 306–310). 123. Преподобный Варлаам игумен Хутынский преставися в лето 6751 месяца ноября в 6 день В мире Алекса Михалевич, родом Новгородец. В 1192 году на берегу реки Волхова, в 10 верстах от Новгорода, основал Хутынский монастырь с деревянным храмом Преображения. Ум. 6 ноября 1193 года. Мощи его были освидетельствованы св. владыкою Евфимием, но доныне остаются под спудом. Он пользовался особенным уважением Новгородцев при жизни и по кончине и был насадителем иночества в пределах Новгородских. Житие распределено В.О. Ключевским на четыре редакции и сохранилось во множестве списков. «Краткое житие Варлаама» несомненно существовало в конце XIII в.; оно носит на себе типические черты так называемого проложного жития. Позже, рядом с пространными житиями, в значительном количестве встречаются такие краткие «проложные» их редакции. Пространные редакции жития не встречаются в рукописях раньше XV в.; сличая их содержание с краткой, можно заметить внутренние признаки старшинства последней. Она вышла из среды, где события и лица из истории Варлаама были еще в свежей памяти и достаточно было намекнуть на них без пояснений. ( В.О. Ключевский , стр. 58–60). В «Иконописном Подлиннике»: «Варлаам лежит во гробе, из черна рус, с проседью, брада до персей, узка, на главе схима, риза преподобническая, испод санкир с белилы». (Филимонов, стр. 186). Память в день преставления, а в Новгороде кроме того празднуется с крестным ходом из Софийского собора в Хутынь монастырь в первую пятницу после недели всех святых в память одного из чудес, совершенных преп. Варлаамом. 124. Преподобный Антоний игумен Дымский ученик Варлаамов преставися в лето 6800 месяца апреля в 13 день

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Махачкалинскую епархию посетил схиархимандрит Илий (Ноздрин) 9 июня 2018 г. 12:07 7 июня 2018 года г. Махачкалу (Республика Дагестан) посетил духовник Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла схиархимандрит Илий (Ноздрин) . В аэропорту отца Илия встречал архиепископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам и представители республиканских властей. В поселке Редукторный дагестанской столицы, на месте возведения кафедрального собора в честь святого благоверного великого князя Александра Невского, архипастырь совершил молебное пение в сослужении схиархимандрита Илия и духовенства епархии. Духовник Предстоятеля Русской Церкви вознес сугубую молитву на начало всякого благого дела, а по окончании богослужения обратился к верующим с напутственным словом. «Господь дал нам самое главное — вечную жизнь. Он делает для нас все необходимое, хотя нам это не всегда очевидно, ибо Он один истинно знает наши нужды. Душа человека ищет Бога, а без веры, без общения с Ним нет настоящей жизни», — отметил старец Илий. «Никакая другая страна не претерпела столько испытаний, как наша Святая Русь; многие и сейчас пытаются ее разделить. Слава Богу, мы видим, что Русь жива. Слава Богу, что вы живете здесь. Молиться здесь — это великий подвиг, за который Господь воздаст всем вам. Дай вам Господь веры и благодати Божией, укрепляющей вас в этом краю! Храни вас Господь!» — пожелал собравшимся духовник Предстоятеля Русской Церкви. Также отец Илий поздравил владыку Варлаама с наступающим днем памяти его небесного покровителя — преподобного Варлаама Хутынского. Архиепископ Варлаам в ответном слове поблагодарил схиархимандрита Илия за столь важный для Махачкалинской епархии визит и молитвенную поддержку. «Мы благодарны Вам за то, что Вы изъявили желание приехать к нам в такую трудную минуту, после того как в наших храмах пролилась кровь, и верим, что Ваша молитва поможет нам обрести и сохранить мир», — сказал иерарх. Вечером того же дня отец Илий прибыл в Свято-Успенский собор г. Махачкалы, где сослужил архиепископу Варлааму за всенощным бдением накануне дня памяти святого преподобного Варлаама Хутынского. За вечерним богослужением духовник Святейшего Патриарха Кирилла благословил каждого, кто обратился к нему с просьбой о молитвенной поддержке. Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5217676.ht...

Святыми местами монастыря являются колодец всегда с чистой водой, ископанный вручную прп. Варлаамом и горочка прп. Варлаама, которую, по преданию, наносил своей скуфьею преподобный. На горочке служатся молебны, до колодца проводится крестный ход. С 20 апреля 1994 года — действующий женский монастырь. Настоятельница: Игумения Алексия (Симдянкина). На январь 2012 года в монастыре проживает более 100 сестёр, есть подворье в деревне Быково Валдайского района. На правом берегу Волхова было место, поросшее густым лесом со странным названием Хутонь. По преданию, название происходит от слова «худой, хутынь», то есть худое место, где водится нечистая сила. Святого Варлаама, основателя монастыря, в миру звали Алекса Михалевич. Он принадлежал к именитой боярской фамилии Новгорода. Уединяясь для молитвы в лесу, Варлаам увидел луч света, льющийся из чащи. На этом месте он и срубил келью. Позже к нему присоединились еще несколько монахов, с которыми он и построил деревянную церковь Спаса на Хутыни в 1192 г. и основал новую обитель. Варлаам прославился чудесами еще при жизни. Особенно запомнилось новгородцам его пророчество о богатом урожае, когда выпадет снег в июле. Урожай выдался на славу, потому что мороз уничтожил вредителей, которые могли бы съесть посевы. До революции новгородцы ежегодно праздновали это событие крестным ходом от Софийского собора до монастыря. Мощи святого Варлаама считаются нетленными. В 1462 г. в Хутынский монастырь приехал Иван Грозный дабы поклониться святым мощам и стал выпытывать у игумена, почему не вскрывают раки, чтобы все могли прикладываться к святым мощам. Когда по его повелению стали раскапывать могилу преподобного Варлаама, из земли вырвался огненный столб, опалившие стену и южную дверь иконостаса. Иван Грозный в ужасе побежал из церкви, ударяя жезлом в землю, причем из земли выходил огонь не только в церкви, но и в монастыре. Бросив жезл, царь в большом страхе покинул монастырь. Посох этот с набалдашником из разноцветного хрусталя и опаленная дверь алтаря также хранились в монастырской ризнице.

http://sobory.ru/article/?object=00166

Пахомий сильно сокращает текст Чуда в редакции сборников, в том числе и важный для автора фрагмент, в котором говорилось, что благоприятному решению загробной участи способствуют чистая исповедь и наличие духовного отца. Сокращая текст, Пахомий все же делает одно существенное добавление – это послесловие к Чуду, в котором оно сравнивается с другим чудом воскрешения (третьим прижизненным) – и, несомненно, в пользу более современного: при жизни преподобного свидетелем чуда был только отец отрока, сейчас свидетелей значительно больше, и среди них великий князь и архиепископ. Кроме того, сам Варлаам Хутынский сравнивается с древними святыми. Подобное сравнение использовалось Пахомием и но теперь оно усилено в пользу Варлаама: «Смотри же ми и познаи божественаго сего и нын нами похваляема, глаголю же блаженнаго Варлаама, иже ничим от древнихъ онх отець умаленнаго … Не таков же ли чюдотворець бысть, якоже и древнии? Не мертвыя ли в живот и по преставлении воздвиже? Не слпым ли дароваше зрние? Илия убо единою дождь с небсе сведе, сеи же паче множае не токмо дождь сводит, но паче и умножение того молитвами уставляеть . Молитва бо того, якоже бы рещи, ключь небсныи бываеть и стихиями владеть! И Елиси еще сы живъ, отрока воскреси, сеи же не токмо в живот мертваго воскреси , но паче и по преставлении преславнише мертваго юношу воскреси » (л. 126–127). Аналогичный по содержанию, но не имеющий текстуальных параллелей, фрагмент читается в пахомиевской Похвале, завершающей Житие Сергия Радонежского. Он содержит сравнение Сергия Радонежского с великими отцами древности и Саввой Освященным в частности: «Принесмъ убо, иже древле просиавших, сравных сему еже от добродтелии житиа и мудрости, и видимъ, аще въистину ничим же от тх скуденъ б , иже прежде закона онмъ божественымъ мужемъ… Не пустынно ли исплъни благопопечение многых, аще и разсудителен баше великыи Сава, общему житию управитель. Съи же не стяжа ли по оному доброе разсуждение и много монастыря обще житие проходящемъ вздвиже ? И не имяше ли съи чюдесъ дарованиа, якоже и прежде того прославлении, и сътвори именита по всеи земли?» . Таким образом, преподобные Сергий и Варлаам Хутынский утверждаются в статусе «великих отцев». Аналогичная редактура осуществлена Пахомием Сербом при создании Второй Пахомиевской редакции Жития Никона Радонежского в конце 50-х гг. XV в., а также в Житии Евфимия Новгородского в 70-х гг. XV в. (см. примеры в сноске 9).

http://sedmitza.ru/lib/text/9494835/

Хутынский монастырь пользовался особым покровительством московских великих князей. Огромный собор Преображения, построенный в 1515 г., увенчанный пятью куполами, поставлен «повелением великого государя и великого князя Василия Ивановича». Интерес представляет западная паперть собора, украшенная пышным крыльцом на четырех столбах с шатровым верхом. Облик церкви Спаса-Преображения частично заимствован у известного московского храма Успения. К северу от Преображенского собора расположена трапезная церковь Варлаама, построенная в 1552 г., к которой с западной стороны примыкает двухстолпная палата – трапезная. И церковь и трапезная – двухэтажные. От главных монастырских ворот грунтовая дорожка ведет к святому колодцу. Обойдя Преображенский собор и выйдя за ограду, можно увидеть небольшую часовню на холме, землю для которой наносил сам Варлаам Хутынский. Считается, что если походить по нему босиком, можно излечиться от многих болезней. Монастырь основан 6/19 авг. 1192 г. прп. Варлаамом Хутынским († 6/19 нояб. 1192 г.) на правом берегу р. Волхов в 10 км от Новгорода. С 1764 г. - 1-го класса необщежительный мужской монастырь. Храмов было 4 каменных: Преображенский (1515 г.) с двумя приделами: южным - в честь Покрова Божией Матери и северным - во имя арх. Гавриила (1646 г.); во имя прп. Варлаама Хутынского с двумя приделами: южным - во имя прп. Исидора Пслусиота и северным - во имя св. царя Константина и матери его Елены (1552 г.); больничный во имя Всех святых; домовый во имя свт. Иоанна Богослова. Мощи прп. Варлаама покоились под спудом в арке между собором и Покровским приделом в серебряной раке, устроенной в 1853 г. В 1-ю пятницу Петрова поста совершалсякрестный ход в монастырь из Софийского собора в память предсказанного прп. Варлаамом снега и мороза. В приделе Архангела Гавриила погребен знаменитый поэт Гавриил Романович Державин.В монастыре находилось 3 старинных колокола: 1-й отлит в 1532 г., 2-й - в 1596 г. и 3-й - в 1599 г. Во 1930-е гг. все колокола были сброшены с колокольни на землю, расколоты и увезены в Новгород. Один из них сохранился и ныне находится на территории Новгородского кремля под открытым небом возле Софийского собора, остальные были переплавлены. Действовала церковно-приходская школа на 30 детей (с 1890 г.).После закрытия монастыря в обители располагалось учреждение ОГПУ. Во времена Великой Отечественной войны почти все постройки монастыря (крепостные стены, домовая церковь, колокольня, трапезная) - сильно пострадали. После войны здесь размещалась больница для душевнобольных, перед этим размещалась тракторная станция. В 1970-1980 гг. на территории монастыря была организована зона отдыха для приезжих туристов. С 1992 г. в монастыре начала возрождаться монашеская жизнь. Во главе с матушкой Алексией из Пюхтицкого монастыря появились первые насельницы. Настоятелем Спасо-Преображенского храма является иеромонах Макарий.

http://sobory.ru/article/?object=00166

Архив Пн 19 ноября — память преподобного Варлаама Хутынского, Новгородского чудотворца 19 ноября 2008 г. 00:00 Преподобный отец наш Варлаам родился в Великом Новгороде от благочестивых и богатых родителей и во святом крещении наречен был Алексием. Отца его звали Михаилом; имя матери точно неизвестно. Он получил доброе воспитание в страхе Божием. Научен был грамоте, постиг книжную мудрость и легко проникал в разум Божественного Писания. Еще будучи ребенком, Алексий не любил игр и не предавался смеху. При сем он отличался воздержанием и никогда не ел чего-либо услаждающего вкус; занимался не земным, а небесным, постился и молился. Родители его были даже опечалены его необычайным воздержанием, но уговоры их не могли остановить усердия юного подвижника. Рано пришел преподобный к мысли о суетности мирской жизни и сказал себе: «Истинно жизнь наша, как тень и сон, вертится, как колесо». Он возненавидел мир и его прелести, оставил славу мира сего и богатство и вышел из родного города в пустынное место на берегу реки Волхова. Родители Алексия тогда уже умерли. Место, выбранное преподобным для подвигов, называлось Хутынь (Хутынь — от слова «худынь», то есть «худое место»; по народному преданию, здесь обитала нечистая сила. Тут же находилось болото, слывшее в народе под именем Видень, где, по народному представлению, виделись нечистые). Оно находилось в десяти верстах к северу от Новгорода, на правом берегу реки Волхова, и представляло значительную возвышенность, далеко видимую со всех сторон. Подвижник не один вышел на Хутынь для отшельнического жития. С ним были и другие знатные, богатые новгородцы, пожелавшие разделять с преподобным труды пустыни: Порфирий Малышевич и брат его Феодор. Монашеское пострижение Алексей Михайлович принял на месте подвигов своих от некоего инока-иерея, причем получил имя Варлаам. Преподобный срубил себе небольшую келлейку; день и ночь непрестанно воссылал в ней молитвы и пение, неослабно трудясь в посте и бдении. Преподобный твердо помнил слова святого апостола: «Аще кто не хощет делати, ниже да яст» и много трудился: рубил дрова, возделывал нивы.

http://patriarchia.ru/db/text/490724.htm...

и., так и образы, отражающие взаимовлияние иконографических типов Б. и. и Богоматери «Моление о народе». Характерная особенность этих икон - появление пейзажного фона и разных вариантов текста на свитке Богоматери. На нек-рых иконах присутствуют надписи с эпитетом «Боголюбская». Древнейший из точных списков Б. и. кон. XVII - нач. XVIII в., икона 1677 г., подписанная Феодотом Феофановым, сыном Протопоповым (Ухтомским), происходит, по сведениям Н. И. Комашко, из Смоленско-Корнилиевской ц. Переславля-Залесского (ныне в частном собрании). Икона довольно точно передает сложившуюся к тому времени иконографию первообраза за исключением изображения Деисуса на верхнем поле. По сообщению Н. В. Султанова, в ц. в честь Казанской иконы Божией Матери с. Марково Бронницкого у. находилась Б. и., подписанная Симоном Ушаковым . Наиболее точными списками Б. и., воспроизводящими Деисус на верхнем поле, являются: икона 1694 г., написанная иером. Толгского мон-ря Геннадием (ЯХМ); икона 1710 г., написанная Яковом Ивановым Молчановым для ц. св. мч. Иоанна Воина на Якиманке в Москве (в наст. время там же), икона 1712 г., написанная Василием Улановым «с чудотворнаго образа, что у Стретения в Верху» для московской ц. Св. Троицы в Сыромятниках (ГТГ). Ряд икон рубежа XVII-XVIII вв., повторяя основные иконографические особенности древнего прототипа, под влиянием композиций с образом Богоматери «Моление о народе» дополняет изображение молящейся Богоматери фигурами припадающих святых: икона 1689 г. из московской ц. Воскресения в Кадашах, написанная Николаем Соломоновым и др. (ГТГ; к ногам Богоматери припадают преподобные Сергий Радонежский, Варлаам Хутынский и Иоанн Дамаскин; изображение Деисуса отсутствует), и икона кон. XVII в. из собрания банка «Интеза» (г. Виченца, Италия; у ног Богоматери - Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, на верхнем поле изображен пятифигурный Деисус). На Б. и. Высокопетровского мон-ря было изображение припадающего кн. Андрея. Известен случай, обусловленный воздействием почитания Б.

http://pravenc.ru/text/149497.html

Хутынь. Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не ранее 1192. Ссылки:   Адрес: Россия, Новгородская область, Новгородский район, п. Хутынь Координаты: 58.587097, 31.393722 Проезд: В отличие от многих других русских монастырей, Хутынская обитель вполне доступна с точки зрения общественного транспорта. Добраться до Новгорода не должно составить труда. А уж до Хутыни с новгородского автовокзала (ул. Октябрьская, д. 1, рядом с железнодорожным вокзалом) довольно регулярно ходит ав ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда В отличие от многих других русских монастырей, Хутынская обитель вполне доступна с точки зрения общественного транспорта. Добраться до Новгорода не должно составить труда. А уж до Хутыни с новгородского автовокзала (ул. Октябрьская, д. 1, рядом с железнодорожным вокзалом) довольно регулярно ходит автобус На автомобиле из центра Новгорода нужно ехать по Большой Московской улице до пересечения с улицей Державина. Здесь повернуть направо и следовать до указателя на Хутынь (поворот налево). Через некоторое время будет развилка. Вам нужно налево, на Монастырскую улицу. Она-то и выведет вас к обители. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Основан в 1192 г., был одним из богатейших православных монастырей. Место первого упокоения Г.Р. Державина. Был сильно разрушен, ныне реставрация завершена. На правом берегу Волхова было место, поросшее густым лесом со странным названием Хутонь. По преданию, название происходит от слова «худой, хутынь», то есть худое место, где водится нечистая сила. Святого Варлаама, основателя монастыря, в миру звали Алекса Михалевич. Он принадлежал к именитой боярской фамилии Новгорода. Уединяясь для молитвы в лесу Варлаам увидел луч света, льющийся из чащи. На этом месте он и срубил келью. Позже к нему присоединились еще несколько монахов, с которыми он и построил деревянную церковь Спаса на Хутыни в 1192 году и основал новую обитель. Варлаам прославился чудесами еще при жизни. Особенно запомнилось новгородцам его пророчество о богатом урожае, когда выпадет снег в июле. Урожай выдался на славу, потому что мороз уничтожил вредителей, которые могли бы съесть посевы. До революции новгородцы ежегодно праздновали это событие крестным ходом от Софийского собора до монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=00166

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010